Кормление после года последствия

Долгокормление: есть ли польза в грудном молоке после года?

Сегодня все больше и больше женщин, рожая детей, кормят их грудным молоком, причем делают это достаточно длительное время. К таким женщинам отношусь и я сама, стаж моего кормления собственного сына грудью составляет два года и восемь месяцев, и о длительном кормлении я могу говорить не только как врач-педиатр и консультант по грудному вскармливанию, но и как опытная мама. Мы кормились до самоотлучения, плавно и безболезненно завершив этот приятный и полезный процесс. Вопрос о том, каким образом кормить ребенка, для меня не вставал никогда, но после пересечения рубежа сначала в один год, а затем и в два, я все чаще слышала вопрос: «Зачем ты так долго кормишь?» Давайте ответим на него вместе.

Зачем кормить грудью после года?

Кормление после года

В ответ на вопросы, которые мне задавали — «ты кормишь грудью после года?», «какая польза в молоке матери после года, там нет ничего полезного», я всегда задаю встречный вопрос: «кто определил дату в один год?» Кто доказал, что в грудном молоке после года нет пользы? На подобные вопросы оппоненты длительного кормления обычно отвечают расплывчато и неубедительно — «ну, все так говорят!»

Обычно под «всеми» понимают слова бабушек и мам старшего поколения, к слову сказать, имеющих скудный опыт кормления грудью, так как длительное время женщины вынуждены были быстро сворачивать ГВ и выходить на работу через 3-6 месяцев после родов, отправляя детей в ясли и переводя на смеси.

Другими оппонентами длительного грудного кормления выступают педиатры старой школы, работавшие в советские годы, совершенно незнакомые с современными представлениями о ГВ и рекомендациях ВОЗ, и до сих пор практикующие режимные грудные кормления с ночным перерывом и намазывание зеленкой сосков для профилактики трещин. Эти мнения не имеют научного подтверждения, это всего лишь устоявшиеся и отжившие стереотипы, которые давно пора ломать! Таким мнениям доверять нельзя, необходимо подкреплять любую рекомендацию доказанными фактами и авторитетными исследованиями.

В доказательство своих слов и своего опыта я приведу данные научных исследований и вековой опыт наших предков, отраженный, кстати, в великих и священных книгах наших прапрадедов. Это позволит мне аргументировано отстоять свою точку зрения и не бравировать только своим личным, индивидуальным опытом одного малыша — кормление полезно и в один год, и в два года и даже в три!

Многовековая история грудного вскармливания

При изучении книг, пришедших из древности, можно найти массу интересных фактов, описывающих процесс беременности, родов и кормления детей грудью. Начнем с нашей христианской Библии, в которой хотя и не оговариваются конкретные сроки кормления грудью, но много раз приводятся факты длительного вскармливания детей. В пример можно привести финал истории из Ветхого Завета (книга Маккавеев), где можно прочесть фразу:

— «Сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. (2Макк.7:27)».

В книге Бытия, первой из книг Ветхого Завета, рассказывается о страдавшей бесплодием Сарре, которая родила своего сына Исаака уже в зрелом возрасте, и вскормила его грудью. При этом в ней указывается, что дитя было отнято от груди, когда ребенок уже вырос, а подросшими в то время считали малышей ближе к двум-трем годам. «Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди». (Быт.21:8)

Описывается и другой факт, который взят из жизни пророка Самуила, где говорится о том, что его вскормили молоком матери до того момента, пока …«младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда». (1Цар.1:22) «И осталась жена [его], и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила». (1Цар.1:23) То есть речь идет о понимающем все и уверенно ходящем ребенке, а это малыш не менее двух-трех лет.

Теперь обратимся к священным книгам других религий, и в них мы также можем найти подтверждения того, что в древнем мире везде и повсеместно длительно кормили детей грудью. Талмуд неоднократно приводит описания того факта, что младенцев рекомендуется кормить как минимум до двух лет, а вполне можно делать это и до пяти лет. У древних евреев была даже загадка, посвященная младенцам и грудному вскармливанию: «Что это значит: 9 уходят, 8 приходят, двое наливают, один пьет, 24 прислуживают».

Ответ на нее простой: девять месяцев беременности уходят, им на смену приходят восемь дней после родов до обрезания (ритуала, являющегося священным в иудаизме), а затем две материнские груди доставляют одному ребенку молоко на протяжении 24 месяцев, то есть до двух лет.

У мусульман процесс грудного вскармливания младенцев также не обойден вниманием. Например, вторая Сура сообщает нам: «poдитeльницы кopмят cвoиx дeтeй пoлныx двa гoдa»… Сура 14 (15) гласит: «Mы зaвeщaли чeлoвeкy блaгoдeтeльcтвoвaть cвoим poдитeлям; мaть нocит eгo c тягocтью и пpoизвoдит c тягocтью; (и вынaшивaниe eгo и oтлyчeниe — тpидцaть мecяцeв)». Сура 46 говорит о времени кормления: «Срок ношения его во чреве и отлучения (от груди) тридцать месяцев составит». То есть по мусульманским канонам дети должны кормиться не менее 1.9 — 2 лет, и дольше.

Для полноценности рассказа приведу примеры рекордсменов в сроках кормления грудью — ими оказались эскимосы и североамериканские индейцы. В их племенах юноши в возрасте 12-15 лет, возвращаясь с охоты со старшими, прикладывались к груди матери, чтобы испить порцию материнского молока.

Естественно, что в современном обществе вас никто не призывает кормить ребенка грудью до армии или института, но вполне можно следовать рекомендациям одной из авторитетнейших организаций, занимающихся в том числе и вопросами грудного вскармливания — ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения). По ее рекомендациям нужно сохранять грудное кормление хотя бы до двух лет, — и более, по желанию матери и малыша.

Данные современной науки

Кормление грудью после года — вполне естественный процесс, и оно не менее полезно, чем кормление грудью младенца сразу после рождения. У груди и грудного молока нет часов и календарей, и грудь с молоком не знают, что ребенку исполняется годик. И значит, молоко в груди никаким образом ровно в год не портится, в честь наступления столь важной даты. Грудь женщины — это особый и очень тонкий природный инструмент, и молоко в ней со временем, по мере роста и развития ребенка постепенно изменяется под его возрастающие потребности, чтобы максимально их покрывать. В связи с этим хотелось бы развенчать один из глобальных мифов о вредности грудного молока после наступления годика, при этом приведя научные факты и реальные подтверждающие аргументы.

Читайте также:  Мозоль на соске после кормления

С рождения до шести месяцев грудное молоко покрывает все потребности ребенка в питании и питье полностью — об этом знают практически все. С полугода в питании ребенка появляются продукты прикорма, при этом грудное молоко как продукт питания своей пользы и важности не теряет. Оно покрывает достаточно большую часть потребностей растущего ребенка в питании и жидкости. На втором году молоко пополняет до 40% потребности в пище и общей ее калорийности.

Малыш начинает кушать на втором году гораздо реже, что приводит к постепенному изменению состава грудного молока под его потребности. Жирность молока начинает возрастать примерно в два-три раза, при этом повышено и количество защитных антител, особенно это касается иммуноглобулина А. Это вещество будет защищать слизистые оболочки мочевых путей и кишечника, а также ротовой полости от внедрения в них болезнетворных микробов.

Дети, кормящиеся грудью после годовалого возраста, практически не испытывают проблем с дефицитом минеральных компонентов в виде кальция, калия, натрия и железа, но только при условии правильного и полноценного питания матери (если она не истощена и здорова). Тогда в грудном молоке эти минералы будут находиться в необходимом для потребностей ребенка количестве и главное — в максимально усваиваемой форме, в отличие от продуктов прикорма. В дополнение к минералам, за счет грудного молока на втором году будет практически на две трети покрываться потребность детей в витаминах. Особенно важными в грудном молоке являются аскорбиновая кислота, витамин А и группа В, а также фолиевая кислота.

При кормлении детей старше года доказано снижение рисков заболеваемости детей простудами и другими инфекциями. При этом если дети-груднички заболевают, они болеют легче и выздоравливают быстрее детей, которые кормятся смесями. Это объясняют тем, что в грудном молоке содержатся специфические антитела и иммуноглобулины, а также много неспецифических факторов защиты, таких как лактоферрин, лизоцим и другие. Дети на ГВ реже заболевают кишечными инфекциями, ОРВИ или отитами, детскими инфекциями.

Особенно важно кормление после года детей, склонных к развитию аллергических заболеваний. У таких детей кишечник особенно чувствителен и проницаем для попадающих извне аллергенов. Грудное молоко для них является полноценным питанием за счет своего особого состава и наличия специальных защитных факторов, за счет чего создается плотная защитная пленка по всей поверхности кишки, которая не позволяет сильным аллергенам проникать в кровь ребенка в больших количествах.

Грудное кормление после года полезно и для здоровья полости рта, формирования полноценного прикуса и снижения рисков развития кариеса. По мнению стоматологов, у детей, которые длительно кормились грудным молоком, практически не возникает проблем с прикусом, правильно развивается зубочелюстной аппарат и меньше вероятность повреждения зубов кариесом. Это происходит потому, что материнское молоко содержит в себе антимикробные факторы, которые защищают зубы от повреждений, а за счет сосания полноценно и правильно развивается мышечный аппарат челюстей, что помогает в развитии речевого аппарата. Такие дети обычно быстрее начинают разговаривать и имеют меньше проблем с произношением.

По мнению педагогов и психологов, которые проводили массовые сравнительные исследования, дети, кормившиеся грудью после года спокойнее детей, которые к этому времени уже были отлучены от груди. Также было выявлено влияние длительного кормления на формирование интеллекта: самые выдающиеся успехи показали детишки, которых кормили грудью дольше всего. У них проще и быстрее происходит адаптация в коллективе, причем не только в первые годы, но и в последующей жизни. Грудь мамы — это природный антидепрессант, и у детей снижен уровень стресса, за счет чего они растут спокойнее и меньше капризничают и плачут.

Есть ли польза для мамы?

Многие из родителей считают, что длительное кормление грудью может повредить организму матери, лишая ее части полезных для нее самой витаминов и минералов, питательных веществ. Но это неверное утверждение. Основную часть запасов полезных веществ женщина расходует во время беременности. А при кормлении грудью, как бы долго оно не продолжалось, ее здоровье никаким образом страдать не будет, если только мамочка не будет изнурять себя жесткими диетами и голодовками. Она пополняет свои запасы за счет питания вполне адекватно и полноценно. Более того, врачами доказано еще и крайне положительное влияние длительного грудного вскармливания на здоровье самой матери.

Прежде всего, кормление грудью дает отдых репродуктивной системе, так как при лактации практически у трети женщин овуляция отсутствует весь период кормления грудью. Особенно сильно этот процесс подавляется при регулярных и продолжительных кормлениях ночью. Помимо этого, у длительно кормящих грудью женщин на 55-60% ниже вероятность заболевания раком груди, а также долгое кормление является отличной профилактикой рака яичников.

Помимо этого, длительное кормление грудью способствует снижению веса матери, так как обычно в первые примерно десять-двенадцать месяцев кормления организм расходует все те запасы, что были им сделаны во время беременности путем отложения лишнего жира. Кормления после года постепенно удаляют из организма матери по 400-500 ккал ежедневно.

Помимо всех обозначенных плюсов, при длительном кормлении процесс отлучения будет происходить в стадию инволюции молочной железы — обратного ее развития примерно в два-три года. Это позволит вам сохранить практически первоначальные формы вашей груди. Железистые ткани при инволюции постепенно замещаются жировыми, которые и придают груди объем и форму, и тогда она станет более упругой и меньше провиснет.

Сворачивание кормления грудью происходит наиболее физиологично в тот период, когда сама железа готова к этому, а значит, весь организм и грудь не подвержены стрессу. Это снижает в дальнейшем риск возникновения разного рода проблем в груди — лактостазы, маститы, боли. Дополнительно в стадии инволюции грудь сама готовит малыша к расставанию с нею.

Психологические трудности долгокормления

Несмотря на очевидную пользу длительного кормления грудью, многие рано отлучают детей от груди, опасаясь разного рода психологических трудностей, или же под давлением родственников, окружения и прочих факторов. Давайте поговорим и об этом тоже.

Самым главным переживанием мамочек, которые долго кормят грудью, является тот факт, что малыш плохо ест обычное питание, и в дальнейшем будет также плохо кушать и слабо прибавлять в весе. Но и искусственники, и недолго кормившиеся грудью дети проходят через проблемы с питанием. Плохой аппетит — это всего лишь один из физиологических периодов развития, когда формируются вкус и избирательность в еде.

В этом плане дети, длительно кормящиеся, имеют преимущество — все, что они не добрали со взрослого стола, они добирают из грудного молока. Они обычно и не испытывают проблем с набором веса и аппетитом, растут и развиваются по нормам, а искусственники страдают от анемии, гипотрофии и накормить их при этом — целая проблема.

Еще одной важной проблемой детей после года становится сон. Малыши постоянно просыпаются среди ночи. Многие «добрые советчики» говорят: нужно немедленно отлучать ребенка от груди, и тогда он будет всю ночь хорошо спать и совсем не будет просыпаться. Мамы следуют этим советам, а в результате получают еще большую проблему со сном. Если при кормлении грудью малыш просыпался ночью, получал себе грудь для еды и успокоения, и далее засыпал с ней сладко, то теперь он просыпается и не получает желаемое. В результате возникают ночные истерики с капризами, и малыш не приемлет для себя заменителей в виде воды, сока, молока из бутылки и даже качания на руках.

Читайте также:  Новорожденный ребенок после кормления срыгнул с кровью после кормления

При этом искусственники ничуть не лучше грудничков спят первые несколько лет, до трех лет прерывистый ночной сон — физиологическое явление для многих детей, вызванное избытком эмоций и активным их «перевариванием» нервной системой.

Кроме того, в это время происходит прорезывание клыков и коренных зубов, что мешает нормальному сну. Иногда дети по ночам могут писать, что также причиняет им дискомфорт и будит. Поэтому, лет до трех прерывистые и беспокойные сны никак не зависят от ночных кормлений грудью или смесью. Груднички после годика тут будут в выигрышном положении — при помощи сосания груди они могут быстрее и активнее успокоиться, облегчить боль и стресс от пережитого дня.

Избаловать маминой грудью ребенка невозможно, он постепенно по мере взросления сам откажется от груди — но у каждого это возраст свой, в периоде от полутора до трех и более лет.

Фото — фотобанк Лори

Источник

Длительное кормление грудью: последствия для психического развития ребёнка

На форумах и сайтах для мам пишут много разных советов, когда стоит закончить кормить ребёнка грудью. Кто-то советует сделать это как можно раньше, кто-то наоборот. Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова, объясняет, почему грудное вскармливание нельзя затягивать.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счёт этого у нас есть сознание собственного «я», свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причём ребёнок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.

Что мы понимаем под общением?

Накормить и гигиенически «отработать» ребёнка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что такое человеческое общение? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже шестимесячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом («Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития», Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребёнком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребёнок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.

Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого как часть этого мира вокруг. Ребёнок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир, а не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трёх месяцев идёт развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на неё как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорождённые предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к двухмесячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4-6-месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивлённое лицо, и совсем другая — на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).

Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребёнок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл. Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребёнком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий, совместной игры. То есть своё собственное эгоистическое желание — владеть игрушкой — уходило на второй план, а преобладала ценность совместной деятельности со взрослым.

Ребёнку около года уже недостаточно простого удовлетворения его витальных потребностей — поесть, быть сухим, быть в безопасности

Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый ребёнок тянет вас показать что-то или зовёт куда-то, где у него что-то интересное, и как сияют его глаза, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Всё это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребёнка.

Причём по мере взросления и овладения ребёнком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему, естественно, прилагается эмоциональная окрашенность контакта. Для ребёнка жизненно важная вещь — ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! «Я должен нравиться» — буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца.

Человек по сравнению с животным крайне уязвим: нет шерсти, чтобы спастись от холода, нет рогов, когтей, клыков, чтобы добыть мясо, не очень-то на двух ногах побегаешь, да и лазить по деревьям тоже проблематично. Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи только в стае и только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи могли нормально выживать, заложила в человека механизм усложнения мозга за счёт развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт-система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001). Ребёнок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений большим количеством персонажей и репертуаром взаимодействия с ними, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а значит, есть риск не выжить в одиночку — всё чётко, с точки зрения эволюции. По последним данным психологических исследований, именно эта система — дефолт-система мозга — отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребёнку посчастливится насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа, тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!

Читайте также:  Как жить после кормления

Какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после полутора-двух лет?

Ребёнок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым. Его мозг готов и нуждается развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации к среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Раньше, до года, материнская грудь была для него практически «нерасчлененной»: «Не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама», полный симбиоз. Его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов: мне хорошо/мне плохо. Материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе — три в одном. После года у него появляются уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство, мама для него уже объект мира, выделенный и узнанный «другой», то есть отдельный от него человек. А вы ему чуть что — сразу грудь, «на, ешь меня!». Вот, ребёнок испугался, заплакал, все специалисты по длительному грудному вскармливанию упирают: «Дайте ребёнку грудь, и он успокоится!» Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? Что за неудовлетворённая потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель — успокоить и снять проблему. Чью? Маминого комфорта. Для ребёнка это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!

Что будет, если вы не дадите ребёнку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, вам придётся заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях ребёнка, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее.

Вырвать у матери идею сверхполезного для её здоровья и здоровья ребёнка (вплоть до четырёх-пяти лет) грудного вскармливания зачастую совершенно невозможно

Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребёнка грудью до четырёх-пяти лет, вас сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребёнку, непонимании принципов и основ здоровья ребёнка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!

Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. Найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребёнком — это мыслительная активность и затраты для мозга, поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребёнка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребёнка. Всё это так, но имеет место до полутора лет. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребёнком, соответствующего уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и «канонизироваться» страстно, беспощадно и ревностно. С другой стороны, во время кормления у матери и ребёнка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это ещё один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс — в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребёнком будет потом.

Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. В момент возникновения у ребёнка некой проблемы вы не помогаете ему решить её, а своими руками тормозите естественное развитие ребёнка, рост и усложнение его психики и интеллекта. Вместо того чтобы дать ребёнку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворённая потребность стояла за ней, помочь ему найти способ её реализовать или пережить, что её удовлетворение на данный момент невозможно, и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своём поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даёте ему «успокоительное». Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт-системы мозга катится в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом — набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. В старшем возрасте таким «успокоительным» и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечное времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Эти средства не решают проблему человека, а лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но не могут заставить их исчезнуть!

Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали: чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь, — конечно, не забесплатно. Учитывайте это.

В адекватном прекращении грудного вскармливания (около полутора лет) есть и ещё один плюс. Именно к этому возрасту в силу естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то) ребёнок уже окончательно формирует представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу естественного хода вещей. Инициатива может идти от обоих. Радость от нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребёнке «молочное» удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях, потом, в более старшем возрасте, когда ребёнок уже больше всего осознаёт и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5-3-летних детей по достижению своих «хочу, и всё!»), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс, поскольку может восприниматься ребёнком как жестокость, отказ от любви, в каком-то смысле даже насилие, непонятное ребёнку.

Длительное грудное вскармливание — за и против? Выбор, конечно, за вами: либо вести ребёнка по пути естественного и всё более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала ребёнка в разы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник