Как развивать мозг ребенка до 2 месяцев

Развитие мозга ребенка: умнеем и развиваемся не по дням, а по часам

Как развивать мозг ребенка до 2 месяцев

Мозг человека переживает самые крупные трансформации в первые годы жизни. Именно в младенчестве закладывается интеллект и способности, «ум и чувства». Родителям нужно постараться, чтобы мозг малыша развивался интенсивно и гармонично. Что нужно предпринять, какие есть методики? Знаете ли вы, что развитие мозга ребенка начинается еще в утробе и в первый год жизни приобретает просто лавинообразный характер? Попробуем проследить весь процесс с рождения и узнать, какие коррективы в него могут внести родители при помощи новейших методик.

Ум и тело должны развиваться в гармонии

Нередко случается так, что мамы малышей в возрасте более года-двух замечают явные отклонения в поведении и спешат к неврологу за помощью. Явные признаки нарушения работы ЦНС поддаются коррекции в большинстве случаев, но стоило бы обратить на проблемы гораздо раньше. Многие мамы остаются в плену стереотипов: считается, что младенец до года — просто несмышленыш, гораздо большее внимание уделяется родителями борьбе с неполадками в пищеварении, аллергией, простудами и прочим проблемам с физическим здоровьем, оставляя за рамками отклонения в психоэмоциональном развитии. Не отрицая важности развития телесного, нельзя упускать драгоценные дни интенсивного формирования интеллекта!

Процессы развития мозга, о которых можно судить только по результату

Вот несколько очень убедительных фактов о развитии мозга в первые дни и месяцы жизни человека:

  • К концу первого года мозг младенца увеличивается в два раза в размере и достигает веса 1 кг — почти половины от веса мозга взрослого человека.
  • За одну секунду в мозгу младенца формируется около 700 синапсов. Это нейронная связь, формирующаяся в процессе знакомства маленького человека с окружающим миром, получение любого опыта. Миллиарды нейронов мозга грудничка исключительно активны в первый год жизни, особенно в секторах мозга, ответственных за физическое развитие, восприятие цвета, за эмоции, речевые функции, обоняние.
  • Груднички очень эмоциональны, с помощью эмоций они высказывают свое отношение к окружающим событиям. За проявление эмоций отвечает миндалевидная железа, а вот лобные доли, отвечающие за интеллект, развиваются неторопливо, по мере того как дитя «умнеет».

Как научиться контролировать развитие мозга у детей, обеспечить раскрытие способностей с возрастом, рост IQ до рекордных величин?

Рост и развитие головного мозга ребенка

Если взять весь период формирования мозга ребенка, то его основная часть (до 70%) приходится на период внутриутробного развития. На первый год — 15%, еще 15% — на период от года до 6-7 лет. К 6-7 годам структура мозга почти полностью сформирована и мало отличается от таковой у взрослого человека. Именно это послужило причиной установления оптимального возрастного порога для начала обучения в школе: мозг уже готов усваивать усложняющуюся с каждым годом информацию, формировать логические связи.

От зачатия до родов

С точки зрения анатомии и морфологии головной мозг ребенка закладывается буквально в первые недели развития плода, а к третьей неделе беременности уже можно рассмотреть деление мозга на три части.

Соня гостит у бабушек. Разговаривает с мамой по телефону:

— Мам, когда ты заберешь меня?

— Знаешь, сколько пальчиков на руке? Вот через столько денечков я и приеду.

— Мам, жаль у тебя не три пальца.

От рождения до года

С появлением томографии ученые выяснили, что микроструктура мозга ребенка начинает формироваться сразу после рождения. У младенца после рождения уже имеются сотни миллиардов нейронов — нервных клеток, но связи между ними первичны и не структурированы. Именно в процессе взаимодействия с внешней средой между нейронами создаются устойчивые связи, формируется своего рода «сеть» или «паутина», создается древовидная структура нейронов, идет развитие полушарий мозга у детей.

Стоит погреметь младенцу погремушкой, как у него тут же образуются устойчивые связи, характеризующие образ, форму, цвет и звуки, издающиеся этим предметом, характеризующие его движение и взаимосвязь с рукой матери и с самой матерью. Пример прост, но именно так это и работает, от простого к сложному. Недаром вполне конкретный младенец может выучить любой язык на планете!

Структура сети нейронов ежеминутно и ежедневно усложняется, кора головного мозга грудничка утолщается (толщина ее является критерием интеллекта человека). Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка тесно взаимосвязаны: идет формирование структуры мозжечка и вестибулярного аппарата, устанавливаются связи между мозжечком и лобным участком коры головного мозга, отвечающей за мышление.

Читайте также:  Смешанное питание грудного ребенка 2 месяца как кормить

Развитие синапсов в мозге

Происходит развитие обоих полушарий головного мозга, но не всегда равномерно. Ученые считают, что определенная асимметрия — скорее норма, чем исключение. У девочек левое развивается более интенсивно, у мальчиков — наоборот, а гениальные люди в большинстве случаев отличаются более развитым правым полушарием.

От года до трёх лет и далее

К трехлетнему возрасту объем головного мозга достигает 80% от мозга взрослого. Растет интеллект, развивается способность к мышлению, речевые функции, формируются устойчивые социальные связи. После трёх лет темпы развития мозга начинаются постепенно снижаться, к 10 годам уже поздно что-либо исправлять.

Джон Медина о правилах развития мозга вашего ребенка

Популярную книжку американского автора можно купить или скачать в интернете. В своей работе исследователь утверждает, что «все дети разные и все родители разные, поэтому советов на все случаи жизни не существует». Беря за основу индивидуальность как младенцев, так и их родителей, Медина призывает проводить вместе как можно больше времени и превратить это время в увлекательный процесс познания младенца, его потребностей, его уже формирующегося характера.

В своей книге ученый уделяет огромное внимание методам и приемам формирования мозга и мышления у детей раннего возраста, предостерегает от типичных ошибок неопытных родителей.

Ранее развитие: насколько это хорошо и что нужно делать?

ранее развитие мозга у детей поможет им стать умными

Идеи раннего развития отнюдь не новы, им уже не одна сотня лет. Считается, что еще во время беременности не только будущая мать, но и ребенок во чреве получает несомненную пользу от походов на концерты классической или просто приятной, позитивной музыки, мама должна получать как можно больше положительных эмоций. После рождения адепты идей раннего развития стараются говорить с младенцем так же много и на серьезные темы, как со взрослыми, иногда на нескольких языках, включают ему Моцарта и все то, что сами любят слушать. Считается, что это стимулирует развитие мозга ребенка «с пеленок».

Кстати, Джон Медина весьма скептически относится к «музыке для живота», лекций по квантовой физике и демонстрации младенцу продвинутых развивающих видео на экране размером с полстены. Он настаивает на тезисе «всему свое время» и апеллирует к здравому смыслу и чувству меры. Медина говорит, что коробка с цветными мелками, увлеченный веселый родитель и пара часов сделают для развития мозга младенца гораздо больше, причем эффект будет намного прочней закреплен. Как на этом видео:

Сегодня продвинутыми маркетологами создана и успешно культивируется настоящая мода на ранее развитие: в любом магазине для детей предлагаются хитроумные игрушки и приспособления, коврики, даже гаджеты. Очень популярны всевозможные развивающие курсы и тренинги для мам с младенцами. Грудничка буквально перегружают информацией, которая ему в этом возрасте особо и не нужна. Специалисты утверждают, что вполне достаточно давно проверенных карточек и простых мячиков да кубиков, динамической гимнастики. Старайтесь общаться много и часто, чтобы стимулировать развитие речевых функций.

Лучший совет мамам и папам: читайте грудничку сказки: десятки поколений наших предков не могли ошибаться!

Интересная методика Макото Шичида

Развитие головного мозга по японской методике

Профессор из Японии убежден, что усилия нужно направить на развитие правого полушария младенца, ведь известно, что правое полушарие отвечает за творчество и креативность, образность мышления. Ребенок с хорошо развитым правым полушарием учиться запоминать большое количество информации, у него усиливаются способности к изучению иностранных языков.

Метод японского ученого базируется на следующих утверждениях (иногда — спорных):

  • Все дети изначально гениальны, то есть наделены неограниченным потенциалом для умственного развития.
  • Только постоянные и системные занятия с младенцем принесут желаемый результат.
  • Многократное повторение с целью запоминания — не очень хороший метод, так как способствует развитию левого полушария, а не правого.
  • Для правильного развития мозга необходимо одновременное стимулирование всех пяти чувств.

Говорят дети!

-Дочка, в кого ты такая злопамятная?

— Не знаю, мама, но папа у нас добрый!

Для занятий используют специальные карточки, побуждают ребенка воображать и фантазировать, есть специальные игры. Найти методику просто: в интернете есть довольно много информации. Возможно, формирование визуальной памяти первостепенно важно для детишек Японии или Китая: ведь эта способность критически важна для освоения иероглифической письменности. В других же языках, как и в русском, больше внутренней логики и грамматики, чем визуальных образов. Тем не менее, методика интересная!

5 социальных факторов, плохо влияющих на развитие мозга у детей

Насколько велико влияние среды на развитие мозга ребенка? Хотя подобное исследование выполнено учеными их Гарварда, оно достаточно универсально и вполне применимо к нашим российским реалиям. Вот 5 факторов, тормозящих развитие мозга:

  1. Бедность семьи, невозможность обеспечить себя вещами первой необходимости, некачественное питание.
  2. Родители малообразованы, их интересы и социальные потребности примитивны. В основном касается матери, которая проводит с младенцем намного больше времени, чем отец.
  3. Неполная семья.
  4. Родитель или даже оба страдают психическими расстройствами.
  5. К ребенку взрослые члены семьи относятся равнодушно, коммуникация сведена к «чтобы не мешал», с детьми мало играют и мало разговаривают. В неблагополучных семьях эмоциональная обстановка зачастую очень стрессовая.

ребенок из неблагополучной семьи развивается плохо

Любой из этих факторов плох сам по себе, а сочетание нескольких создает кумулятивный эффект. Результат — задержка развития мозга ребенка с необратимыми последствиями, бедный словарный запас, эмпатичность, неумение выражать свои мысли, общее отставание в психическом развитии.

Читайте также:  Ребенку 2 месяца очень часто срыгивает

6 простых полезных советов будущим родителям

  1. Планируйте беременность: ребенок должен быть желанным и любимым, ему должны быть созданы благоприятные условия для полноценной жизни.
  2. Учитесь и узнавайте новое о возрастных особенностях развития вашего младенца, старайтесь настойчиво применять познания на практике.
  3. Маме в период беременности и вскармливания грудью требуется полноценное и сбалансированное питание, богатое витаминами для развития и полиненасыщенными жирными кислотами, макро- и микроэлементами. Зависимость между качеством материнского молока и процессом формирования мозга у грудничка давно установлена.
  4. Стресс, страх и неуверенность — злейшие враги, которые мешают грудничку анализировать окружающую обстановку и распознавать правильный ответ на свои действия.
  5. Постарайтесь принимать все детские чувства и эмоции, даже если они вам не нравятся, уделять коммуникациям, играм с ребенком максимум времени.
  6. Движение — мощный стимулятор развития межполушарных связей: как ни странно, физическая активность очень способствует обучению и развитию мыслительных способностей в ранний период жизни. Разработана даже «мозговая гимнастика», но она более подходит для малышей после 2-3 лет.

Задержка развития головного мозга у грудничка зачастую лежит на совести нерадивых родителей, готовых списать результат своей лени на «плохую наследственность» и утверждающих, что «в школе научат». Не нужно ставить своей целью вырастить вундеркинда и гения, нужно просто добросовестно выполнять свой родительский долг, создавать для младенца оптимальную развивающую и стимулирующую среду, и у вас всё обязательно получиться.

Полезное видео для мамочек, из которого вы узнаете поразительные вещи!

Источник

Как и зачем развивать мозг малыша в первый год

Самый удивительный год

Маленький ребенок — это удивительное, ни с чем не сравнимое чудо!

За один лишь год своей жизни малыш превращается из беспомощного комочка в осмысленного человека! Через год после рождения он уже будет ходить, говорить несколько слов, смеяться и радоваться.

Смотреть, как он растет — удивительный дар, который достается каждому из нас всего-то раз-два в жизни. Если не просто наблюдать, как он растет, а помогать малышу развиваться, получается взаимное общение, стимулирующее малыша к самостоятельным свершениям и к первым открытиям. Конечно, малыш будет развиваться и без особого вмешательства, так устроила сама природа. Но чем меньше участие взрослых, тем хуже развивается ребенок!

Как развивается мозг малыша

В первый год жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Если мозг стимулировать, то развитие его идет гораздо лучше. Известно, что органы, которые не используются, вообще не развиваются. То же и с отделами мозга. Если, например, мозжечок (он отвечает за координацию движений) не используется интенсивно, его развитие идет замедленно. Подросший ребенок будет с трудом выполнять гимнастические упражнения, будет неловко лазать, его будет укачивать в транспорте, он будет падать чаще, только потому, что мозжечок развивался только по мере той нагрузки, которая была. А была размеренная спокойная жизнь, при которой грудничок почти все время лежал в кроватке: его брали на руки очень аккуратно, как фарфоровую куклу, клали в коляску на спинку и катали. Так происходит с любым отделом мозга, отвечающим за ту или иную функцию: если его не стимулировать, не давать ему нагрузку, он развивается не в полной мере, не так, как мог бы, если бы стимулировался.

Уже давно известно, что в младенчестве развитие мозга активно взаимосвязано с физическим развитием ребенка. Вот почему так важно развивать с самого раннего возраста координацию, силу, ловкость и в целом физическую активность малыша!

Однако не стоит увлекаться чрезмерным «развитием» — слишком рано давать малышу нагрузку, не соответствующую возрасту. Прежде, чем заниматься по какой-либо модной методике, подумайте, так ли это сейчас необходимо вашему малышу, достаточно ли он овладел более простыми навыками или умениями. Хорошо ли у вас получится заниматься по этой методике, не навредят ли малышу занятия. Занимайтесь с малышом, развивайте его, но не спешите. Задумайтесь о том, что при неправильном подходе к занятиям или чрезмерных нагрузках можно навредить ребенку.

Без чего невозможно полноценное развитие в первый год

«Раннее развитие» в последние годы победно шагает по стране. Развивать детей стало очень модно. Но так уж получилось, что мамы, занимающиеся с малышами, чрезмерно увлеклись тем, без чего можно вполне обойтись: «Самыми нужными развивающими» игрушками, подвесками, ковриками, карточками со словами и картинками, с цифрами и буквами. Мамы забыли о главных потребностях малыша!

В первый год жизни ребенку нужно нечто совсем другое, чем карточки, картинки и развивающие занятия в группах.

Без чего нельзя обойтись в первый год?

Все время, что малыш не спит, дома он должен быть всегда раздетым. Это, пожалуй, самое важное условие раннего развития. Только в таком состоянии малыш может быть активным. Его не стесняет никакая одежда, он свободен в своих движениях. Мышцы его не расслаблены, как это происходит, если малыш тепло укутан, и поэтому ребенку хочется двигаться. А мы уже знаем, что движение в таком возрасте — синоним развитию в целом.

Читайте также:  Осиплость голоса у ребенка 2 месяца

В этом нет ничего экстремального: если с самого рождения приучать ребенка быть голеньким, то он относится к этому как к должному. Кроме того, в первые дни малыш, в основном, спит, а бодрствует совсем недолго, поэтому приучение будет плавным, постепенным, безболезненным. Главное, начните с себя. Лучше всего дома ходить босиком, в легкой футболке и в шортах. Спортивная мама — спортивный ребенок!

Ребенку необходимо предоставить возможность неограниченного движения. Оставлять малыша в кроватке можно лишь ненадолго и в случае крайней необходимости, буквально на три-пять минут. Большую часть времени ребенку лучше проводить на полу. Пока это совсем крошечный малыш, стелите коврик, а на него пеленку. Как только малыш начнет ползать, пусть ползает по всей комнате, а потом — по всему дому.

С ребенком необходимо регулярно заниматься физическим развитием. Это может быть динамическая гимнастика, упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Но без физического развития нет интеллектуального развития. Неподвижный ребенок не способен так познать мир, как подвижный, который всё в доме ощупал, всё увидел, все обнюхал. Маленький ребенок в восемь-девять месяцев можно прекрасно ориентироваться даже в очень большом доме. И найдет и маму на кухне, и папу в кабинете.

Уделяйте внимание занятиям в воде. Это плавание и ныряние или просто водные игры в ванной — малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде.

Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним нужно много, но это не значит, что надо болтать без умолку. Проговаривать слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок слышал не поток звуков, а именно слова. Основа развития речи — правильная речь взрослых. Старайтесь использовать сложные предложения, не упрощайте свою речь специально для малыша.

Стимулировать активную речь можно играми, просьбами, вопросами. Когда показываете что-то малышу, повторяйте слово несколько раз. И обязательно нужно читать малышу с первых недель жизни!

Ребенка нужно приучать к самостоятельности, помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. Научился малыш залезать на стул и садиться самостоятельно? Больше вы его никогда не подсаживаете или не усаживаете своими руками. То же и с другими умениями.

Приучайте ребенка оставаться в одиночестве, играть без мамы или старших детей. Если не научить этому в первый год жизни, потом это будет очень сложно. Совершенно необходимо приучать ребенка к гигиене. Ребенок, который многое понимает, уже разговаривает и при этом ходит в подгузниках — это сейчас стало нормой. Это неправильно! Ничего хитрого и сложного тут нет. Начните хотя бы держать над раковиной в тот момент, когда малыш давно не делал свои дела (желательно делать это с первых дней). Ребенок сам всему научится, если родители будут последовательны. Вводите горшок, как только ребенок научится сидеть. В год это сделать сложнее, потому что у ребенка уже есть свои привычки.

В течение всего первого года необходимо предоставить ребенку максимум тактильных ощущений: Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы Обязательно давайте ребенку слушать разнообразную музыку, а также звуки разных языков. Все знают, что музыка очень благотворно действует на мозг человека, а уж малышам она просто необходима. Звуки чужих языков расширяют слуховой диапазон малыша, он привыкает слышать эти непохожие на родной язык звуки.

Играйте с малышом с обычными игрушками — куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками. Стимулировать ребенка к активным играм с такими игрушками. Это гораздо важнее «логических» игрушек и карточек со словами или даже картинками.

«Какое же это «раннее развитие»?», — скажут многие. А как же карточки Домана, «Кубики Зайцева» и рамки Монтессори, презентации, рисование красками. Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша!

Вот только для этого совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия!

Большинство мам считают, что если они обеспечат ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками, их малыш вырастет более умным и способным. Это далеко не так.

Мне бы хотелось, чтобы мамы, у которых есть малыши первого года жизни, задумались над моими словами и попробовали следовать моим советам.

И не забывайте, что физическое развитие ребенка в первый год жизни должно стоять всегда на первом месте. Сегодня для детей есть много приспособлений, которые помогут маме активно развивать малыша без переживаний за его безопасность. Одним из таких комплексных тренажеров является «Ранний старт» — компактный и вместе с тем многофункциональный спорткомплекс, который будет любимым спортивным снарядом для Вашего ребенка на протяжении всего детства.

Автор: Лена Данилова — методист, автор более 60 книг по развитию детей, мама пятерых детей

Статья предоставлена ООО «Ранний старт»

https://www.r-start.ru/

8 800 775 21 82

На правах рекламы

Источник