Звуки которые произносит ребенок в 4 месяца
Содержание статьи
Развитие языка с 4 до 6 месяцев
Язык малыша в первые месяцы жизни было нелегко расшифровать. Теперь общаться с ним становится проще. В этот период он начинает учиться тому, как, используя звуки и язык жестов, привлечь к себе внимание родителей.
Новые звуки
Малыш широко раскрывает рот и произносит: «Ах», затем его рот округляется, и этот звук превращается в «ох». Как только ребенок осознает, что для нового звука нужно просто больше вытянуть губы, он с увлечением пробует, что у него еще может получиться. Перед тем, как издать такой звук, он чуть-чуть задерживает дыхание. Малыш начинает растягивать звуки («ах-ох-ахох»). Чаще это бывает, когда он хочет, чтобы с ним поиграли или приласкали.
Ключевые звуки. Постарайтесь научиться связывать те или иные звуки, издаваемые малышом, с определенными его потребностями. Тогда он быстрее осознает звуковую ценность различных сигналов и у него будет больше стимулов продолжить беседу с вами.
Громкие звуки. Малыш узнал не только о том, что он в состоянии произносить короткие и долгие звуки, но и о том, что они могут получаться очень громкими, если набрать побольше воздуха. Иногда у него вырывается просто жуткий вопль. Но это скоро пройдет, если вы дадите ему понять, что лучше общаться с помощью приятно звучащих сигналов. Ребенок пробует издавать все новые и новые звуки, чтобы выяснить, какие же из них больше нравятся ему самому и какие производят большее впечатление на других. Вы можете помочь малышу быстрее разобраться в этом, если на его громкие крики будете отвечать приятным шепотом. Малыш готов принять информацию к размышлению.
Смешные звуки. Когда в состоянии возбуждения во время игры малыш очень быстро пропускает воздух через голосовые связки, возникает некий всхлипывающий звук, напоминающий смех. Вы хотите, чтобы малыш еще посмеялся? Игриво пощекочите его, сыграйте с ним в «Идет коза рогатая», попробуйте, как бы дурачась, издать какие-нибудь необычные звуки. Скорее всего это заставит его вновь засмеяться. Ведь если подобные звуки вашего малыша кажутся смешными вам, то и ваши вызовут у него такую же реакцию, так посмейтесь вместе.
Фырканье. Первыми из десятков звуков, издаваемых малышом в период от 4 до 6 месяцев, будут различные вариации фырканья, возникающие, когда он выдувает пузыри воздуха и они лопаются. Такие звуки появляются, когда воздух проходит через наполненный слюной рот и сжатые губы. Чем ближе к появлению зубов, тем громче и чаще фырканье, и постепенно оно переходит в лепет.
Детский лепет. В возрасте между 4 и 6 месяцами ребенок начинает издавать первые речеподобные звуки — лепет. Он соединяет гласные и согласные звуки и многократно повторяет их («ба-ба-ба-ба»). Более отчетливым лепет становится на следующей стадии развития — от 6 до 9 месяцев.
Драгоценные записи
Хотите сохранить возможность позабавиться некоторыми издаваемыми вашим малышом звуками? Записывайте их на магнитофон. На каждом этапе развития есть свои характерные звуки. Слушая эти записи, вы уже в первые месяцы сможете выделить некоторые повторяющиеся элементы: выражение удовлетворения («ах») или ожидания («э-э-э!»). Мы держали магнитофон около детской кроватки. Наиболее интересная запись получалась по утрам, когда малыш только просыпается и как бы радостно объявляет миру о своем пробуждении. Видеокамера поможет запечатлеть подробности языка телодвижений малыша. Торопитесь, ведь скоро эти чудесные нотки и «прекрасные манеры» уйдут в прошлое.
Первые уроки языка
Освоение речевых навыков доставляет малышу огромное удовольствие и помогает вам лучше понимать друг друга. Попробуйте помочь ему справиться с этим нелегким делом. Вот несколько простейших приемов.
Речь начинается со знакомых звуков. Начинайте свой диалог с малышом со знакомого слова, например его имени, и повторяйте его как можно чаще и напевнее. В 4 месяца большинство детей уже откликаются на свое имя. В это время дети замечают, что существуют отдельные слова, с которыми обращаются только к ним, например, «сладенький», «лапонька». Узнает малыш и особый тон вашего голоса при обращении к нему. Хотите проверить, знает ли ребенок свое имя? Заговорите с ним, стоя за его спиной и не называя по имени. Теперь сначала произнесите имя, а затем повторите все сказанное. Более вероятно, что малыш повернется к вам после второй вашей попытки.
Как удержать его внимание. Малышам нравится, когда их приглашают к разговору общепринятым способом. Такие слова, как «эй» и «привет», вполне подходят для этого. Если на протяжении разговора вы заметите, что внимание ребенка рассеивается, вновь привлеките его теми же словами.
Передразнивание. Разговаривая с малышом, начните выразительно произносить «ах» (с широко открытым ртом и соответствующей мимикой). Возможно, и он откроет рот и попробует сделать так же. Затем медленно округлите губы, чтобы произнести «ох», и малыш снова «передразнит» вас. Стремление подражать вам показывает, что ребенок осознанно пытается научиться говорить.
Кто как называется. Попробуйте объяснить ребенку, как называются его игрушки или домашние животные. Употребляйте простые слова. Вот как, например, объяснить малышу, что кошка это «киса». Сначала привлеките его внимание («Эй, малыш!»), а когда он посмотрит на вас, медленно переведите взгляд на кошку. Если он проследит за вашим взглядом и тоже посмотрит на нее, отчетливо произнесите дружелюбным тоном: «Киса!». Возможно, он и не повернется без вашего дополнительного жеста рукой. Но на следующей стадии развития (с 6 до 9 месяцев) малыш посмотрит на проходящую мимо кошку, если вы просто скажете «киса» — без всяких жестов.
Инициатива малыша. Если ребенок сам проявляет интерес к какому-то предмету, у вас появляется возможность сделать еще один шаг вперед в развитии его речевых навыков. Например, если он заинтересовался кошкой, скажите ему: «Это киса!» В этом случае срабатывает хорошо известный принцип: изучение того, что вызвало интерес ребенка, ведет к лучшему запоминанию. Другой пример. Малыш чихнул — скажите ему: «Будь здоров!» После нескольких повторов этой ситуации ребенок, чихнув, будет поворачиваться к вам, ожидая знакомого: «Будь здоров!»
«Эхо». Другой способ поощрить развитие речи малыша — откликаться, как эхо, на издаваемые им звуки. Ваша имитация подскажет малышу, что вы слушаете его, а значит, проявляете интерес и к нему самому.
Разговор по очереди. Диалог предполагает особый ритм: за словами следует пауза для ответа (говорить и слушать). В разговорах с ребенком дайте ему почувствовать, что умение слушать очень важно для общения. В момент, когда ребенок внимательно слушает вас и молчит, он наиболее восприимчив к обучению языку. Активное участие родителей в освоении ребенком языковых навыков поможет вам лучше общаться. Эти уроки ценны не только для малыша, но они многому научат и вас.
Игра в «гляделки». Малыш поворачивает голову в вашу сторону, улыбается, издает какие-то звуки — этими знаками он привлекает ваше внимание. Общаться с ним вы можете не только с помощью слов, но и взглядами («глаза в глаза»). Взрослые редко подолгу смотрят в глаза друг другу, за исключением тех случаев, когда влюблены. Родители и дети могут пребывать в таком состоянии довольно длительное время. В моей практике были случаи, когда малыши не отрывали взгляда от своих родителей до 30 секунд. Они практически всегда выходят победителями игры в «гляделки», поскольку могут гораздо дольше удерживать сфокусированный неморгающий взгляд.
Призыв к общению
Способность разными сигналами привлечь внимание родителей к своим занятиям или для удовлетворения собственных потребностей — один из наиболее значительных навыков общения в возрасте от 4 до 6 месяцев.
Из дневника Марты: «Когда Мэтью хочет, чтобы его взяли на руки и покормили, он подает первый сигнал — поеживается. Потом начинает издавать особые звуки («а-а-а-а-а»), перемежающиеся короткими вздохами и выдохами, и поворачивается к моей груди.
Однажды Мэтью капризничал у меня на руках, и я никак не могла его успокоить. Он смотрел в сторону своего детского креслица и тянулся к нему. Когда я сообразила, чего он хочет, и предоставила в его распоряжение этот вращающийся стульчик, мир был восстановлен».
Язык жестов
На этом этапе развития появляется еще один существенный элемент — язык жестов. Пока эти движения малыша почти неуловимы, например наклон головы в сторону желаемого предмета или поворот всем туловищем в кроватке, когда вы проходите мимо. Потом эти жесты станут гораздо более выразительными. Чем лучше вы будете понимать их и отвечать, тем быстрее ребенок освоит этот язык. Уверенность в том, что его понимают, — могущественнейший фактор самооценки малыша.
Ну и как насчет баловства?
«Не слишком ли я потакаю малышу?» — спросите вы однажды сами себя. Давным-давно представители старой и весьма ошибочной школы воспитания детей утверждали, что чрезмерная отзывчивость родителей на запросы младенцев портит их, дети становятся капризными, зависимыми и надоедливыми. Времена этого учения давно прошли. Многими томами исследований подтверждена обратная теория: у заботливых родителей вырастают здоровые, независимые и меньше хныкающие дети. Поэтому выбросите из головы страх избаловать вашего младенца.
Источник
Что умеет ребенок в 4 месяца: психомоторное и речевое развитие
Движения малыша становятся все более ловкими, он учится владеть своим телом, намного лучше держит равновесие в положении на животе. В этот период заметно сокращается время дневного сна. Кроха больше бодрствует, изучает свое тело, окружающий мир и людей. Период бодрствования — самый подходящий момент, чтобы понаблюдать за развитием двигательных навыков и психоэмоциональных реакций.
Моторное развитие
Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Какие двигательные навыки закрепляются и развиваются? Какие рефлексы исчезают?
- В положении на животе. Кроха уверенно держит голову, хорошо опирается на предплечья и высокого приподнимает грудь над поверхностью. При этом его таз плотно прижимается, а ноги выпрямляются. В вертикальном положении кроха способен удерживать голову уже более 1 минуты. Если кроху медленно и осторожно приподнять за руки над поверхностью (под углом 45°), он будет удерживать голову вертикально несколько секунд, после чего устает и опускает голову. Это в пределах возрастной нормы.
- Руки. Ладони все еще остаются полуоткрытыми. Небольшое напряжение в мышцах сохраняется, это в пределах физиологической нормы. Но большую часть времени ладошки расслаблены, особенно во сне. Руки у крохи довольно крепкие, благодаря ежедневным тренировкам в положении на животе. Эта часть тела становится наиболее значимой и интересной для крохи. Что может ребенок в 4 месяца делать с собственными руками? Это не просто орудие, которым можно что-то достать, притянуть, удержать, но и успокоительное средство. Дети этого возраста часто засовывают кулачки в рот, играют собственными руками, вкладывают одну в другую, подносят к лицу, рассматривают. Также впервые грудничок может попробовать на вкус собственную пятку.
- Хватание и удерживание игрушки в руке. Открытие месяца — условный хватательный рефлекс. Если перед малышом повесить небольшую игрушку или шарик диаметром не более 3 см, кроха потянется к нему ручкой и попытается схватить. Также хорошо развивается координация движения «рука-рот». Если ребенок добудет желанный предмет, то непременно потянет его в рот. Малыш в 4 месяца должен уметь захватывать игрушку обеими руками и попеременно каждой. Если у него не получается, можно «тренироваться», повторять попытки несколько раз. Не стоит волноваться, если кроха длительно не удерживает предмет в руках. Значит, еще не пришло его время.
- Моторные навыки во время игры. Грудничок в этом возрасте способен не только удерживать игрушку или предмет, но и играть с ним. Как это проявляется? Кроха рассматривает предмет, поворачивает его в руках, обязательно пробует «на зуб». Игрушка вызывает у малыша интерес. Если она случайно выпадает из рук, кроха может заплакать и выразить недовольство. Если игрушка снова попадает в руки, ребенок успокаивается и продолжает исследование.
Шаговый рефлекс в 4 месяца исчезает. Об этом рефлексе, а также о навыках ребенка в 1, 2, 3 месяца читайте в других наших статьях.
Психомоторное развитие мальчиков и девочек: есть ли разница
Часто родители задают вопрос: существуют ли различия в темпах развития мальчика и девочки? Мышечная сила, быстрота, ловкость, выносливость — эти гендерные параметры будут актуальны уже в дошкольном возрасте. Но пока что никаких различий, кроме прибавки массы тела и роста, не наблюдается. По крайней мере, такой информации нет в современных источниках. Но в старых медицинских справочниках можно встретить таблицы темпа моторного развития девочек и мальчик. Здесь указывается, что сроки формирования навыков у мальчиков и девочек зависят от типа телосложения. Некоторые девочки могут раньше держать голову, переворачиваться на живот, садиться, вставать, начинать ходить. Может быть, поэтому среди представителей старшего поколения бытует мнение, что девочки опережают мальчиков в развитии.
Зрительное и слуховое восприятие мира
Зрительные и слуховые навыки ребенка в 4 месяца значительно усовершенствуются. В 3 месяца грудничок проходит плановый осмотр у офтальмолога и отоларинголога. Крайне важно выявить патологии и отклонения на ранней стадии развития. Как развивается зрение и слух у здорового ребенка?
- Зрение. Кроха уже хорошо различает лица и мимику, безошибочно определяет, где находится мамина грудь, узнает бутылочку, любимую игрушку. Зрительные образы активно формируются. Развивается бинокулярное зрение, когда происходит фиксация на объекте обоими глазами. Движения обоих глаз симметричны. Цветовое восприятие расширяется. Кроха различает красный, желтый, оранжевый цвета, также в спектре появляется синий и зеленый. Вместе с хватательным рефлексом развивается координация «глаза-рука». Движения малыша становятся все точнее, он реже промахивается при попытке захватить игрушку. Это говорит о развитии трехмерного восприятия мира.
- Слух. В 4 месяца грудничок поворачивает голову в сторону источника звука, при этом реагирует довольно быстро. Резкие звуки для крохи все еще остаются неприятными, он может отреагировать на них вздергиванием, недовольными минами, плачем и криком. Ребенок узнает голоса близких людей, а все незнакомые звуки и голоса вызывают у него реакцию замирания, прислушивания. Чтобы проверить остроту слуха, отоларингологи рекомендуют привлекать внимание грудничка тихими звуками. В этом возрасте малыш способен вычленять одни звуки на фоне других.
К 4 месяцам у грудничка появляется избирательность в играх и игрушках. Кому-то нравится лежать на животе и рассматривать пространство, кто-то совершенствуется в плавании, кто-то с замиранием слушает Вивальди. Но все дети любят находиться на руках. Теперь у малыша уже может появиться любимая погремушка. Во время самостоятельной игры и взаимодействия с близкими малыш издает восторженные крики, что подтверждает его эмоциональную включенность в процесс.
Эмоциональное развитие и взаимодействие с людьми
Кроха дает понять, что ему нравится, а чего он не любит. И это уже будут осознанные реакции, а не рефлексы. Малыш в 4 месяца может выражать радость, испуг, заинтересованность, неудовольствие. Как развивается эмоциональная сфера ребенка?
- Интонации. Эмоциональная палитра у грудничка может расширяться, если близкие люди общаются с крохой разными интонациями. С ребенком можно говорить тихо и громко, с восхищением, удивлением, радостью. Также кроха может прочитать негативные эмоции в голосе.
- Мимика. Важно при разговоре с малышом жестикулировать и выражать разные эмоции. Глядя на лицо родного человека, грудничок будет копировать мимику и распознавать эмоции. У грудничка этого возраста могут быть различные смешные неосознанные гримасы.
- Коммуникация. Когда малыш слышит голос мамы, то радостно реагирует на него. «Комплекс оживления» все еще сохраняется, когда при виде родного человека грудничок начинает активно двигать руками и ногами, улыбаться. В 4 месяца кроха от души смеется, особенно когда мама или папа берет на руки и то приближают, то отдаляют от своего лица. Общение с грудничком важно для формирования родной речи.
- «Свои» и «чужие». Грудничок в 4 месяца уже распознает близких и охотно с ними взаимодействует. Но также он определяет незнакомых людей, его общение будет избирательным. Эта дифференциация на «своих» и «чужих» в дальнейшем будет усиливаться. Чтобы контактировать с незнакомцами, крохе нужно время для изучения нового «субъекта».
Положительные и отрицательные эмоции малыша — главное средство невербальной коммуникации в этом возрасте. Осознанная улыбка грудничка носит социальную природу. Он уже понимает, что внимание уделяется ему, узнает свое имя. Но отрицательные эмоции малыш еще не способен адресовать конкретному взрослому, не может проявить обиду. Его плач, крик, неудовольствие посылаются в пространство как призыв о помощи.
Развитие речи малыша 4 месяцев
Лишь к 6 месяцам появляются звуки, близкие к родной речи. А пока что все младенцы говорят на одном, универсальном языке. Что происходит в речевом развитии? Какие звуки и интонации малыш в 4 месяца умеет воспроизводить?
Закрепляются старые речевые навыки:
- усвоены гласные: «э», «ы», «и», «а», «у», «о»;
- без труда произносятся согласные: «г», «к», «х», «м», «д», «т», «в», гортанный «р»;
- слоговые цепочки из согласных и гласных;
- развивается гуление, которое предшествует лепету.
Новые речевые достижения:
- появляются согласные: «ф», «б», «с» «з».
- изменения в тональности голоса;
- ребенок уже способен голосом передать восторг, удивление, радость;
- произнесение взрывных, отрывистых звуков.
Молчаливого кроху можно подталкивать к диалогу. Если наклониться над его лицом и ласково заговорить, ответ будет незамедлительным.
Что должен уметь малыш в 4 месяца? Главный успех моторного развития — уверенное держание головы в положении лежа на животе, захватывание игрушки и удерживание ее в ладони. Речевое развитие обогащается новыми звуками, интонациями, окрашивается эмоциональной тональностью. Также развиваются коммуникативные навыки, происходит разграничение людей на «своих» и «чужих».
Источник
Переломные 4 месяца: что уже должен уметь ребенок в этом возрасте
Четырехмесячный возраст – это определенный рубеж в развитии вашего малыша. Позади остаются колики и прочие моменты адаптации к самостоятельному существованию вне маминого животика.
Именно в этом возрасте действия крохи становятся осознанными, и отныне каждый день маленький человечек будет взрослеть, умнеть и радовать близких. Конечно, родителям интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца.
Физические навыки четырехмесячного малыша
Детки делают большие успехи в управлении собственным телом. Вот что умеет ребенок в 4 месяца:
- Уверенно держит головку;
- Лежа на спинке, переворачивается на бочок, а потом на животик;
- С живота переворачивается на спину;
- Лежа на животе, высоко приподнимает голову и оглядывает комнату. Некоторые детки опираются при этом на предплечья;
- Если под стопу лежащего на животе крохи подставить ладонь, он оттолкнется от нее и слегка проползет вперед;
- Из положения «лежа на спине» приподнимает голову;
- Может взять интересующий предмет, потрясти им, положить обратно.
Любые навыки основаны на индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому самые активные дети уже в 4 месяца перемещаются по комнате перекатами, могут даже ползать по-пластунски.
Когда малыш приподнимается из положения лежа, маме кажется, что он хочет сесть. Но сидеть – это не то, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Девочек, в особенности, противопоказано усаживать в этом возрасте. Подробнее об этом в статье: когда можно присаживать девочек>>>. Это может вызвать проблемы с позвоночником в будущем, нарушить кровоснабжение внутренних органов, у девочек может привести к патологиям половой сферы.
Сажать детей рекомендуется тогда, когда они сами осваивают этот навык. Узнайте, когда ребенок начинает сидеть>>>
Познаем окружающий мир
В четыре месяца малыш активно интересуется всем, что его окружает. Зрение уже развито достаточно хорошо, и кроха может окинуть взглядом всю комнату. Так что самое время проводить маленькому члену семьи экскурсию по дому, показывая, называя и давая пощупать разные предметы.
Четырехмесячный человечек уже способен полюбоваться видом из окна, в летнее время может гулять на улице на ручках у взрослых. Малыш уже различает цвета, так что пришла пора показывать крохе первые книжки с картинками. Детей это занятие увлекает надолго.
У крохи в 4 месяца уже очень хорошо развит слух. Детки с удовольствием слушают классическую музыку, детские песенки.
Знаком того, что психомоторное развитие ребенка 4 месяца идет правильно, является реакция на музыку: малыш начинает активно двигать ножками и ручками, услышав любимую мелодию.
Иногда детки «подпевают» – издают мелодичные звуки, иногда произносят слоги.
Психическое развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет ему узнавать своих близких по голосам, дети проявляют двигательную активность, услышав знакомый тон.
Развитие эмоциональной и социальной сферы
Когда врачи отвечают на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, мальчик это или девочка, пока нет никакой разницы. Различия в развитии малышей разного пола появятся чуть позже.
Ребенок в это время учится выражать свои чувства иными способами, кроме плача: от 3 до 4 месяцев развитие эмоций крохи получает мощный толчок.
- Все чаще и чаще родители замечают на лице своего чада улыбку;
- Немногие детки уже умеют смеяться, но приобретение этого навыка в четырехмесячном возрасте считается опережением сверстников в развитии. Узнайте из статьи, когда ребенок начинается смеяться?>>>
- Малыш выражает свою радость и удовольствие, дрыгая ручками и ножками;
- Детки гулят (произносят звуки, слоги, могут интонационно показать свое возмущение);
- Дети в 4 месяца узнают тех родственников, которых видят каждый день. Человек, который навещает малыша раз в неделю, уже воспринимается как посторонний. Заметив новое лицо, малыш затихает и некоторое время его сосредоточенно изучает.
Деткам нужно разное время, чтобы привыкнуть к незнакомому человеку: кто-то сразу позволяет взять себя на ручки, кто-то будет рыдать от одного появления незнакомца в комнате. Все эти проявления нормальны и свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы маленького человечка.
Гости должны проявить терпение и не настаивать на общении с малышом, и через некоторое время новые лица станут для него знакомыми и перестанут вызывать страх.
- В 4 месяца детки уже хорошо знают все манипуляции, которые выполняют с ними взрослые. Малыш может взять и «подать» маме подгузник или шапочку. Такие действия надо поощрять, так как они полезны для дальнейшего развития навыков самообслуживания.
Также об особенностях развития ребенка в 4 месяца смотрите в моем небольшом видеоуроке:
Разговоры с малышом
Психологи полагают, что становление человеческой речи начинается еще в дородовой период. В 4 месяца родители наслаждаются первыми результатами своих усилий.
Малыш уже давно радует близких вокализациями – певучими звуками, издаваемые в период бодрствования. В 4 месяца кроха впервые пытается произносить слоги. У малышей получается что-то вроде «ма», «па», «ба», «гу».
Чтобы развитие речи шло активнее, часто разговаривайте с ребеночком, показывая различные предметы, говорите, как они называются, зачем они нужны.
Детки все время впитывают информацию. Известны удивительные истории, когда двухлетние дети полностью рассказывают рецепт приготовления борща или знают основные принципы работы двигателя.
Очень хорошо, если вы читаете малышу книжки, рассказываете стихи. Детки любят слушать песенки в исполнении взрослых.
Для развития навыка диалога можно поиграть с малышом в следующую игру: глядя крохе в лицо, произнесите какую-нибудь фразу. Говорить нужно эмоционально, четко артикулируя звуки. Малыш вам ответит своей «фразой». Обязательно дослушайте кроху до конца и продолжите диалог. Эта игра хорошо развивает речевые навыки и очень нравится деткам.
Еще одна игра – «Говорите по-детски». Она похожа на предыдущую. Предложите малышу фразу. Когда он вам ответит, повторите звуки, которые он произнесет. В ответ маленький человечек снова что-нибудь «скажет». Играть в эту игру можно до бесконечности.
Что-то идет не так…
Развитие ребенка индивидуально: одни в четвертый месяц жизни имеют все основные навыки, важные для этого возраста, другие опережают сверстников, третьи – чуть-чуть не дотягивают. В последнем случае не стоит сразу волноваться, возможно, крошке просто нужно уделить чуть больше внимания.
Существуют особенности развития ребенка, которые позволяют понять, что формирование основных навыков у крохи в 4 месяца идет неправильно и требуется серьезное медицинское вмешательство:
- малыш все еще не держит головку;
- вы не замечали проявления эмоций у крохи;
- отсутствует реакция на близких людей, малыш никак не выражает свою радость, не оживляется;
- кроха не интересуется игрушками;
- звуки, музыка, голос оставляют малыша равнодушным, человечек не откликается на свое имя;
- отсутствует гуление;
- улыбки редкие, будто бы рассеянные, не вызваны ничем извне;
- малыш не проявляет двигательную активность;
- блуждающий взгляд; нет сосредоточенности на каком-то одном предмете.
Хотя бы один из этих симптомов – повод для обращения к педиатру. Врач может сразу исключить тяжелые диагнозы, направить на дополнительное обследование или назначить лечение. К счастью, большинство проблем в этом возрасте успешно компенсируется, если родители занимаются корректировкой развития своего крошки.
Следует помнить о том, что развитие недоношенного ребенка 4 месяца жизни происходит совсем не так, как у деток, рожденных в срок.
Неврологи иногда считают нормой появление тех или иных навыков не от дня рождения малыша, а от даты, когда он должен был появиться на свет. Поэтому строгих норм развития недоношенных детей не существует.
Считается, что к четвертому месяцу жизни «поторопившиеся» малыши умеют держать головку, улыбаться и фиксировать взгляд на интересующем предмете.
Что способствует развитию крохи
Если маленький человечек чуть-чуть отстает от сверстников, большой беды в этом нет. Проявите к нему чуть больше внимания, и очень скоро вы будете радоваться первым результатам.
Физическое развитие ребенка 4 месяца жизни зависит от того, как организованы его бодрствования. Чтобы увеличить двигательную активность чада, переселите малыша на пол (на специальный коврик, или на обычный ковер).
Важно! В четыре месяца детки много двигаются, поэтому опасно оставлять их на диванах и кроватях. Для тренировки переворотов и ползанья нужна твердая поверхность и хороший обзор, поэтому пол очень хорошо подходит для этих целей.
Постарайтесь доставить малышу максимум тактильных ощущений. Можно давать ему в ручку гладкую погремушку, шершавый картон, мягкое полотенце, твердый деревянный кубик и т. п. Предлагая крохе эти вещи, рассказывайте об их свойствах – вот вам и игра, и тренировка речи, и развитие мелкой моторики.
В четыре месяца деток интересуют подвесные погремушки над кроваткой, они дотягиваются до них, бьют по ним ручкой, тянут в рот.
Конечно, основным стимулом развития ребенка четвертого месяца жизни остается общение с любящими людьми. Разговаривайте с малышом, нежничайте с ним, интересуйтесь его делами – и кроха быстро начнет приобретать все необходимые для своего возраста навыки.
Читайте также:
- Когда можно присаживать мальчиков?
- Когда ребенок начинает ползать?
- Когда ребенок начинает ходить?
Источник