Занятия слепого ребенка в 3 месяца

Мастер-класс Развитие слепого и слабовидящего ребенка первых месяцев жизни

, педагог-психолог

ГБОУ г Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 000 (Структурное подразделение №3 ЦППРиК «Давыдково»

Мастер-класс

Новорожденный лишь немногое узнает об окружающем мире благодаря зрению. Сначала для него важнее тактильная информация (особенно то, что узнается с помощью рта), вестибулярная информация (чувство равновесия), информация, получаемая в результате его собственных движений, запахи и вкус. Зрение и слух – два сенсорных канала, служащих для приема информации на расстоянии, используются с рождения, но роль основных информационных каналов они начинают играть позднее.

Во время нескольких первых недель жизни младенец с нарушенным зрением получает примерно ту же сенсорную информацию, что и нормально видящий ребенок, вследствие ограниченной роли зрения. В это время плохое зрение – не проблема для ребенка. Это проблема для родителей, которые, по-видимому, переживают кризис и чувствуют себя обманутыми. Вместо здорового ребенка у них родился больной. Они могут испытывать чувство вины из-за своей негативной реакции по отношению к ребенку. Только через какое-то время они поймут, что эта реакция нормальна. Вначале родителям бывает трудно брать ребенка на руки, даже если они знают, насколько это важно. Когда они держат ребенка на руках, возникают сложности в общении с ним, особенно если зрительный контакт с ребенком не развивается. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как отсутствие интереса. Родителям нужно научиться слушать слабовидящего ребенка и общаться с ним. Пока родители чувствуют себя некомфортно с ребенком, кто-то, знающий, как развиваются дети с нарушениями зрения, должен посещать семью, лучше ежедневно или хотя бы несколько раз в неделю.

Многие родители, стремясь решить проблему с помощью медицины, забывают, к сожалению, о необходимости уделять внимание развитию своего ребенка. Некоторые заболевания органа зрения, такие как, нарушения рефракции (дальнозоркость или близорукость), достаточно успешно лечатся назначением очковой или контактной коррекции. Другие же — заболевания сетчатки, зрительного нерва, трудно поддаются лечению и существенно ограничивают зрительные возможности ребенка, что приводит к выраженным отклонениям в развитии ребенка. После двух-трехмесячного возраста недостаток зрения начинает сказываться на психическом и двигательном развитии ребенка. Неправильное функционирование зрения или его отсутствие в большей мере сказывается на моторном развитии ребенка раннего возраста, а ведь ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через движения, слух, осязание, обоняние и вкус.

Занятия с ребенком необходимо начинать с первых дней жизни. Ребенок рождается с багажом двигательных рефлексов.

На базе этих рефлексов должны строиться первые гимнастические упражнения. Купание в детской ванночке и особенно плавание в большой ванне — также очень хорошая возможность для развития движений малыша.

Чтобы привлечь внимание слабовидящего ребенка используют максимально яркие предметы: фонарик, блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком. Максимальным контрастом обладает черно-белый рисунок. Для привлечения внимания слабовидящего ребенка желательно сочетание контраста и движения, а если необходимо, то и звука. В период от 1 до 3 месяцев следует продолжать работу по развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за ярким предметом. Зрительный стимул необходимо перемещать в горизонтальной плоскости вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Если у ребенка будут наблюдаться выраженные зрительные реакции на уже подобранном для него оптимальном расстоянии, можно попытаться вызвать зрительные реакции, немного увеличив расстояние стимула от глаз ребенка, а затем приближая его обратно.

Зрительные реакции у ребенка с остаточным зрением необходимо развивать, когда ребенок находится в разных положениях: лежа на спине, на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого. При изменении позы ребенок должен освоить зрительные реакции снова.

После 3,5 месяцев у ребенка с остаточным зрением нужно пытаться вызвать перевод взгляда с одного источника света на другой.

Бутылочка для молока – это эффективный стимул. Запах, бульканье молока при потряхивании бутылочки и высококонтрастные полоски на бутылочке заставляют ребенка пытаться найти ее глазами.

Занятия слепого ребенка в 3 месяца

Фото 1. Бутылочки и игрушки благодаря высококонтрастным полоскам являются эффективным зрительным стимулом для слабовидящего ребенка.

Для того чтобы привлечь внимание ребенка к лицу взрослого нужно подкрашивать его, выделяя рот, брови, глаза, можно одеть черную оправу для очков. С этой же целью подвешивают картинку с изображением лица человека над кроваткой ребенка. Для привлечения внимания ребенка одежда взрослого должна быть контрастной. Важно соблюдать постоянство запахов ухаживающих за ребенком взрослых.

Развитие осязательного восприятия является неотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубоким нарушением зрения. В основе осязательного восприятия лежат тактильные и кинестетические ощущения.

Для стимуляции тактильных ощущений можно сделать ребенку специальное одеяло, сшитое из лоскутков тканей различной фактуры, а если у ребенка есть остаточное зрение, то кусочки ткани должны иметь не только тактильный контраст, но и зрительный. Ребенка надо раздеть и укладыодеяло на спинку, на живот, на бочок.

Занятия слепого ребенка в 3 месяца

Фото 2. Одеяло с тактильным и зрительным контрастом

Чтобы способствовать попыткам ребенка поднимать голову, нужно положить ребенка на живот и с небольшим нажимом проводить указательным и средним пальцами вдоль позвоночника. Если у ребенка есть остаточное зрение, то в этом положении нужно привлечь внимание ребенка ярким предметом. Если нет зрения, необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, как тактильный и слуховой.

Хорошей подготовкой к следующему этапу двигательного развития могут стать совместные с ребенком повороты в положении лежа.

К двухмесячному возрасту зрячий ребенок становится способным поворачивать голову в сторону источника звука. Для наших детей освоение этого навыка достаточно трудно. Для развития навыка поворота головы в сторону источника звука можно использовать тактильное подкрепление.

Например, позвенев колокольчиком с правой стороны, дотронуться до правой щечки ребенка, позвенев с левой стороны, дотронуться до левой щечки. Это будет способствовать образованию связи между слуховыми и тактильными ощущениями. Тренировке вестибулярного аппарата ребенка также будут способствовать следующие упражнения: 1) покачивание в позе «эмбриона»  (показ упражнения) ,2) упражнение «полетели-полетели» (показ упражнения): поднимая ребенка надо говорить ему: полетели-полетели высоко наверх, а опуская – полетели-полетели вниз, полетели-полетели направо, полетели-полетели налево.

Для развития малыша необходимо чаще брать его на руки и двигаться вместе с ним. Ребенок должен находиться в специальном рюкзачке — «кенгуру». Передвигаясь вместе со взрослым малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Делать это нужно каждый день. Помимо развития вестибулярного аппарата, это также обеспечит хороший телесный контакт между родителем и ребенком, который необходим для комфортного эмоционального состояния малыша. Он будет чувствовать себя спокойно и защищённо.

В период с 1 до 3 месяцев можно начать вкладывать ребенку в руку погремушку. В кроватке необходимо подвешивать над ребенком различные звучащие предметы горизонтально над руками и ногами ребенка, чтобы ребенок непроизвольно задевал их. Это будет провоцировать ребенка совершать более активные движения. Подвешивать игрушки нужно либо над руками, либо над ногами, но не одновременно.

К 3 месяцам у ребенка формируется первая координация рука-рот, и он начнет тянуть вложенные предметы в рот.

Читайте также:  Меню ребенка в 1 год и 3 месяца рецепты фото

Для общего психического развития ребенка такой сенсомоторный опыт как ощупывание собственного тела играет значительную роль. Приблизительно к 3,5-4 месяцам зрячие младенцы начинают сводить руки к средней линии тела и играть ими, а около 6 месяцев играть со своими ногами. Для стимуляции сведения рук слабовидящего ребенка необходимо подвешивать предметы над средней линией тела ребенка. Важно, чтобы эти предметы, имели подвижные части, которые способны привлечь внимание ребенка. Все это будет способствовать формированию осязания как перцептивного действия.

Ребенку нужно очень много тренироваться для того, чтобы научиться использовать свой слух. Доска-резонатор и звуковые отражатели вокруг ребенка весьма полезны для начальных стадий обучения. Доска-резонатор усиливает звуки и дает возможность ребенку слышать шумы, возникающие даже при его незначительных движениях. Обратная связь активирует двигательные функции, а это в свою очередь, дает возможность ребенку слышать больше звуков.

Приблизительно в 3-х месячном возрасте ребенок начинает отличать один звук от другого.

Занятия слепого ребенка в 3 месяца

Фото 3. Схема игрового места для слабовидящего младенца: доска резонатор со зрительными стимулами, звуковые отражатели, зеркало и подвешенный мяч (3)

Для того чтобы разнообразить сенсорный опыт ребенка, помимо погремушек, бубенчиков, колокольчиков можно предложить ему для игры пластиковые флаконы, наполненные различными сыпучими продуктами: гречкой, рисом, горохом, фасолью, сахаром и макаронами. Все эти наполнители имеют разную частоту звучания.

В возрасте от 3 до 6 месяцев особое внимание надо обратить на формирование таких координаций как: рука-рот, рука-рука, рука-голова, рука-лицо, рука-корпус тела, рука-колено, рука-ступня. Для этого нужно проводить специальные игры, во время которых взрослый совершает совместные действия с ребенком и активизировать собственные действия ребенка в которых сформируются эти координации.

Ухаживая за ребенком необходимо с ним разговаривать и петь песенки. В этом возрасте обращенная речь взрослого служит средством установления эмоционального контакта с ребенком.

Воспитание слепых детей требует от родителей особой заботы, времени и терпения. Если родители занимаются с детьми с раннего детства упорно, систематически, то слепые дети могут научиться почти всему, что умеют делать зрячие дети.

В своей работе мы используем «Рекомендации по коррекции психомоторного развития детей первого года жизни с глубоким нарушением зрения» , практическое пособие «Воспитание слепых детей раннего возраста» и и игры с детьми младенческого возраста , практическое пособие Леа Хювяринен  Зрение у детей: нормальное и с нарушением.

Упражнения и игры для детей первого полугодия жизни

1.Упражнения направленные на развитие зрительного внимания (привлечение внимания слабовидящего ребенка максимально яркими предметами, сочетание контраста, движения, звука)

2.Упражнения для стимуляции тактильных ощущений.

3.Упражнения способствующие попытке поднимать голову (использование врожденных рефлексов и привлечение внимания ярким предметом, а если зрения нет используем тактильные и слуховые подкрепляющие стимулы).

4.Упражнения направленные на развитие вестибулярного аппарата и укрепления мышц шеи ребенка (совместные с ребенком повороты из положения лежа, покачивание в позе «эмбриона», упражнения «полетели-полетели», «качели» ).

5.Упражнения для развития дефференциации движений.

6.Упражнения на формирование представления о частях тела.

7.Упражнения подготавливающие ребенка к умению сидеть.

8.Игры способствующие развитию тактильной чувствительности ребенка и формированию первых сенсомоторных координаций.

Используемая литература:

1., Хорош слепых детей раннего возраста. Практическое пособие для родителей, тифлопедагогов и воспитателей, М.: Издательство «Экзамен», 2004.

2., , Парамей зрения у детей раннего возраста, М. : Издательство «Полиграф сервис», 2003

3.Леа Хювяринен. Зрение у детей: нормальное и с нарушением, СПб. Петербург — XXI век, 1996.

Источник

Страничка тифлопедагога | НРОО «Умка вместе с мамой»

Выдержки из ещё одной статьи о НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ (блайндизме).

Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих зрительную патологию от рождения до школы (2012 г.)

Еще одной характерной особенностью детей с глубокими нарушениями зрения, особенно тотально слепых детей, являются стереотипные повторяющиеся движения. Природа их возникновения до конца не изучена. Большинство ученых сходится к тому, что это своего рода попытка организма восстановить двигательный баланс. Ребенок, в силу объективных обстоятельств, менее подвижен, чем его нормально видящие сверстники. Он не бегает и не прыгает, как они, общее моторное развитие запаздывает. Однако движения — это естественная потребность детей. Поэтому организм компенсирует недостаток двигательной активности тем, что доступно незрячему ребенку и не требует от него особых усилий.

К самым распространенным навязчивым движениям относятся: раскачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону, надавливание подушечками пальцев на глазные яблоки, потряхивание кистями рук, круговые движения головой, повороты вокруг своей оси, подпрыгивания на месте и другие. Чаще всего родители не придают этому особого значения, считая, что таким образом ребенок развлекает сам себя, или приписывают это к особенностям развития незрячих детей в целом… Если оказаться в таком месте, где одновременно собирается большое количество незрячих людей, можно наблюдать, как некоторые из них, будучи довольно успешными в профессиональной сфере, имеющие свои собственные семьи, так и продолжают раскачиваться, как на качелях, особенно, если считают, что их никто не видит.

От привычек, появившихся в детстве, избавляться сложнее всего, потому что они уже не осознаются. Человек не считает их чем-то из ряда вон выходящим, он всю жизнь так делал и не может понять, почему в какой-то момент должен перестать. Если в обществе он старается себя сдерживать, то, оставшись один, непременно и с удовольствием предается любимому занятию.

Хочется особо подчеркнуть: дорогие родители, как только вы заметили у своего ребенка нетипичные движения, немедленно приступайте к тому, чтобы его от них избавить. В случае с совсем маленькими детьми эффективнее всего механическое изменение позы ребенка. Возьмите его на руки, переверните на живот, предложите другую игрушку. Не нужно затягивать процесс и считать, что вы сможете отучить его качаться или давить на глаза, когда он станет старше. Чем раньше вы заметили и начали с этим работать, тем лучше для ребенка.

С детьми постарше механическая перемена позы уже не сработает, потому что они более мобильны и для них это не является сигналом к прерыванию. Говорить все время «не качайся», «не крутись», «не дави на глаза» малоэффективно. Единственный способ, который является во многих случаях весьма действенным, — отвлечение ребенка, переход к другому типу деятельности… Когда человек, сознательно или несознательно, отказывается от какой-то привычки, необходимо заменить ее чем- то, что принесет ему удовлетворение…

Не стоит стыдить ребенка и говорить, что это некрасиво. Такой довод для него ничего не значит уже потому, что он не видит и понятие красоты для него весьма схематично. Конечно, поговорить нужно, но лишь когда ребенок достигнет того возраста, когда начнет понимать, что именно вы от него хотите. Контролировать себя он еще не сможет, но будет знать, что вы стараетесь отучить его от привычки, которая делает его менее привлекательным для окружающих…

Читайте также:  Ребенку 3 месяца сопли и чихает чем лечить

Может быть, все это звучит довольно жестко, но очень важно, чтобы вы поняли свою основную задачу: всеми силами препятствовать возникновению и укоренению навязчивых движений у вашего ребенка, бороться с ними, если они уже появились, просить делать то же самое воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Слепота не повод для формирования подобных привычек, она лишь является причиной малоподвижности ребенка, которая, в свою очередь, способствует возникновению дополнительных движений, не являю

Источник

Воспитание ребенка от рождения до 6-8 месяцев

Наблюдения за слепыми детьми раннего и предшкольного возраста, а также анализ соответствующей литературы позволяют выделить 3 стадии компенсации слепоты в раннем предшкольном возрасте.

В основе выделения лежит характер изменения психической деятельности ребенка, обеспечивающей продвижение в развитии и переход к новой его ступени в каждом из возрастов.

Первая стадия компенсации слепоты в раннем возрасте связана с полисенсорным (комплексным) характером восприятия ребенка, его реакциями на комплексные раздражители. Она характеризуется образованием связей между сохранившимися анализаторами и обеспечивает создание базы полисенсорного восприятия сенсомоторной деятельности, т.е. создание связей между зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими восприятиями и движениями (пока еще очень обобщенных, генерализованных), позволяющих ребенку реагировать на комплексы жизненно важных для него действий окружающих людей и подготавливающих его к осуществлению собственных действий. Данная стадия формируется в общении ребенка со взрослыми при активном стимулировании общения со стороны взрослого.

Вторая стадия компенсации слепоты у детей связана с появлением, выделением и дифференциацией отдельных сигнальных признаков окружающих предметов и действий с ними. В этот период у ребенка формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и качества. Для образования связей с воспринимаемыми предметами и осуществления перехода к ведущей предметной деятельности дети используют речевое общение.

Третья стадия компенсации слепоты связана с появлением образов, представлений, т.е. у ребенка формируется умение представлять предметы в их отсутствие как совокупность признаков и сохранять их образы в памяти. Это позволяет слепому ребенку осуществлять творческую игру, которая является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты в дошкольном возрасте.

Наблюдения за развитием и поведением слепых детей до трехмесячного возраста свидетельствует о том, что по характеру реакции и систем поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста.

Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления.

Однако выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, т.к. задерживает формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность слепого младенца по отношению к внешнему миру.

Отмечается отсутствие интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое.

Как же преодолеть и предупредить меньшую активность слепого малыша?

Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не являются исключением. Им не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, они должны знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям — это важное условие, обеспечивающее их нормальное развитие и рост.

Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке.

Развитие потребности в общении слепого ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеет те же задачи и осуществляется теми же методами и способами, что и у зрячего. Поглаживание, нежный голос, тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты слепым ребенком и вызовут активные ответные реакции.

Необходимо постоянно разговаривать с ребенком: говорить о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т.д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком.

Речь позволяет ребенку не только знать, что ему оказывают внимание, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как «бутылочка», «пить», «купаться» и т.д.

В ранний период развития тесный физический контакт с ребенком является необходимой формой коммуникации. Следует постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т.д.

Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, по тому, как они его держат. Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении перед тем, как его возьмут на руки.

Наблюдения показывают, что в первые месяцы жизни в развитии движений слепого и зрячего много общего.

Отставание возникает позже. У нормально видящего ребенка зрение включается в контроль за выполнением двигательных актов, благодаря чему его двигательные способности начинают развиваться очень быстро. Это происходит в возрасте 5-6 месяцев. У слепого такой контроль осуществляется лишь посредством проприоцептивной чувствительности, т.е. чувствительности мышц и сухожилий.

Зрение играет жизненно важную роль в обучении движениям и контроле за ними у зрячих маленьких детей. Когда зрячий ребенок поднимает голову, он видит много интересных новых движений и ярко окрашенных объектов. Он быстро учится контролю за движением головы.

В 5-6 месяцев он уже хочет сесть, чтобы наблюдать и видеть все вокруг себя, а позже пытается встать на ножки, чтобы видеть еще больше. В 9-10 месяцев он пытается ползать по всему помещению, чтобы ближе познакомиться с окружающими его предметами. Он замечает и достает игрушки из коробки или шкафа и поднимает их с пола. Все эти умения активизируются с помощью зрения.

Младенец со значительным нарушением зрения или с отсутствием зрения мало знает о существовании окружающих его предметов, поэтому у него нет стимула для движения к ним. Отсутствие зрения не позволяет ему спонтанно учиться поднимать голову, садиться, доставать и хватать игрушки, ползать и ходить. Но он может научиться этим двигательным навыкам в том же объеме, качестве и примерно в том же возрасте, что и зрячий ребенок, если его правильно будут учить этому.

Родителям, воспитывающим слепого ребенка, необходимо знать, что надо делать, чтобы упражнения в активном движении помогали ребенку научиться делать все точно и правильно и чтобы они доставляли ему удовольствие.

Когда младенец лежит в кроватке, необходимо менять его положение так, чтобы у него не вырабатывалась привычка лежать или на спине, или на животе, или на определенном боку. Дети, которые привыкли лежать на спине, неохотно переворачиваются на живот, когда приходит время учиться ползать. Те, кто привык спать только на животе, когда их хотят обучить ползать и кладут на ковер, думают, что их укладывают спать, и не проявляют активности.

Для возбуждения внимания малыша можно придумать различные приспособления и подвешивать их к кроватке так, чтобы малыш мог достать их рукой, коснуться ногой. Если ребенок имеет остаточное зрение, то следует подвешивать к кроватке небольшие легкие светлые и блестящие предметы, издающие звук при касании, колокольчики, погремушки, бусы и т.д.

Читайте также:  Как отвлечь ребенка в 3 месяца

В кроватку к малышу можно положить хрустящую фольгу так, чтобы ребенок мог доставать ее ножками и слушать производимый им самим шум. Маленькие колокольчики, пришитые к носкам ползунков, делают для слепого малыша приятным простое брыкание. Это необходимо делать еще до того, как ребенок сможет сочетать звуки, которые он слышит, с тем, как он двигает своими ножками. Зрячие дети обращают внимание на свои ноги, видя их движущимися. Слепым и слабовидящим малышам необходимо как можно раньше помочь понять, что у них есть ноги, что они могут ими двигать.

Контроль за движением головы. Родители должны сделать интересными и занимательными для ребенка упражнения в держании головки вверх.

Малышу всегда приятно поглаживание под подбородком, когда его держат вертикально или когда он лежит на животе, и он скоро начинает поднимать голову и переворачиваться с одной стороны на другую. Дети любят, когда их гладят, — это не только приятно, но и говорит им о том, что их любят.

Прикосновение щеки малыша к щеке матери или отца, когда они ласково с ним разговаривают, приятно малышу, и скоро он начинает экспериментировать со своей головой, двигая ее то к щеке взрослого, то обратно. Находиться на руках у матери или отца, прижимаясь к лицу, для ребенка значительно интереснее, чем лежать в кроватке. Это стимулирует его самоконтроль за движением головы, вызывает желание быть вместе с людьми.

Необходимо класть малыша на животик к себе на колени и, гладя, разговаривать с ним, слегка похлопывая, упражнять его в держании головки вверх.

Специальные рюкзаки, с помощью которых можно укрепить ребенка на груди или спине, дают возможность малышу, когда он еще мал и легок, быть рядом с родителями, чувствовать запахи, исходящие от каждого человека, слышать звуки голосов. Находясь в таком положении, он приобретает значительно больше опыта и знаний об окружающем мире, чем если бы он просто лежал в кроватке.

Во время смены пеленок, подгузников родители должны упражнять ребенка в движении, играть с ним. Для этого надо взять его за ручки и поднимать вверх до положения сидя. Выполняя это упражнение, надо говорить: «поднимаемся вверх», «опускаемся вниз». Занятия можно прекратить, когда ребенок сможет самостоятельно сесть.

Постепенно ребенок начнет выпрямлять и напрягать ручки, когда его поднимают. Через некоторое время он будет выпрямлять ножки, и его можно будет поднимать на них на несколько секунд.

Начиная с 3 месяцев ребенок должен 2 или 3 раза в день лежать на полу на животе, с небольшим отдыхом на спине. Его нужно подбодрить в держании головки вверх при стремлении подняться на локотках. В это время с ребенком надо говорить, играть для того, чтобы он любил быть на полу. Небольшие блестящие и звучащие игрушки должны возбуждать у него стремление к движению на полу. Их необходимо расположить таким образом, чтобы он мог дотянуться до них руками.

Дети с недостатками зрения, как правило, предпочитают лежать только на спине. Но насколько больше движений может быть у младенца, если его перевернуть в положение на живот. Лежа на животе, ребенок учится двигаться с помощью ног. Когда малыш устанет, он сам попытается перевернуться на спину, но при этом ему нужно помочь, т.к. при перевертывании ему мешают руки. После первого удачного перевертывания ребенок будет пытаться самостоятельно перевертываться со спины на живот. Свободно переворачиваться с живота на спину он начнет через месяц. Обычно это происходит в 7-8 месяцев.

Сидение. Дети с нарушениями зрения не пытаются садиться сами, тогда как зрячие сверстники пытаются садиться примерно в 6 месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы.

Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольствие от сидения, если даже он не сможет узнать что-либо новое.

Когда ребенок держит голову, его можно сажать в угол дивана примерно на полчаса. В это время надо с ним разговаривать, прикасаться к нему, чтобы он чувствовал, что с ним рядом находится кто-то из близких.

В 4 месяца малыш будет получать удовольствие, сидя у родителей на коленях, в то время когда ему помогают удерживать равновесие, поддерживая за запястья. Он будет подпрыгивать и пружинить, находясь на руках у взрослых. Позднее он научится балансировать, держась только за чей-нибудь палец.

По мере того как движения ребенка при балансировании станут более свободными и умелыми, можно научить его «езде на отцовской ноге» и т.д.

В 6 месяцев ребенок может сидеть некоторое время в углу манежа. Манеж можно заменить картонной коробкой и возить ребенка по полу, играя в «машинку».

В 7-8 месяцев ребенка можно сажать на высокий стульчик во время еды. Первые несколько недель нужно привязывать его к спинке стула пеленкой или полотенцем через грудь и под мышками. Как только он закончит есть, следует снять его со стула, иначе ребенок будет ассоциировать высокий стульчик с неприятными ощущениями, вызванными ограничением его движений.

К 8 месяцам ребенок должен сидеть на полу самостоятельно, без поддержки и научиться садиться из лежачего положения и ложиться. Стулья, обеспечивающие полную поддержку, хороши, когда малыша сажают за стол. Но в остальное время ему надо давать возможность сидеть на неустойчивом, качающемся коне-качалке или стуле-качалке, на качелях или просто на полу, поощряя его ласковым голосом.

Движение рук. Зрячий ребенок в возрасте около 4 месяцев обнаруживает, что у него есть руки. Он играет руками, сжимает и разжимает кулачки, сводит их вместе.

Некоторые слепые дети обнаруживают свои руки самостоятельно. Но родители должны помогать слепому ребенку: играть с ним в игры типа «Сорока-сорока», загибать пальчики, поднимать ручки, его пальчиком щекотать ладошку. Ребенка можно научить держать легкую игрушку. Постоянная смена игрушек, находящихся рядом с малышом во время егободрствования, вызывает у него поисковые движения. Искать упавшую игрушку желательно вместе с ребенком, положив его ручку на свою и двигая ею в разные стороны до тех пор, пока не коснетесь игрушки рукой ребенка. При этом необходимо комментировать действия, например: «Вот она, уточка, ты ее нашел». Постепенно ребенок начнет понимать, что упавшая игрушка рядом и ее можно найти.

Родители должны помнить, что единственная возможность для слепого ребенка знать, что объекты (например, игрушки) находятся рядом, — это ощупать или услышать их. Прикосновение и отыскивание — основные навыки, необходимые для познания окружающего мира.

Детей со зрительной недостаточностью игрушка не привлекает яркостью, блеском. Она им интересна, когда издает звук, а также когда предмет заинтересует их вкусом, запахом или формой.

Родители должны быть изобретательны в подборе предметов для игр.

Источник