Все о ребенке в возрасте 4 6 месяцев
Содержание статьи
Развитие ребенка от 4 до 6 месяцев и его особенности
Особенности ребенка от 4 до 6 месяцев
Особенности ребенка в возрасте от 4-6 месяцев обусловлены его нервно-психическим развитием. К этому возрасту у ребенка угасают многие врожденные рефлексы. Постепенно снижается мышечный тонус в мышцах-сгибателях конечностей. По мере исчезновения повышенного тонуса в ножках, малыш начинает сосать пальчики на ногах. Кисти ребенка расслабляются. Малыш хорошо захватывает предметы, перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Он очень живо интересуется всем новым, может подолгу рассматривать и ощупывать интересные предметы.
Во время кормления дети своими руками поддерживают грудь мамы или держатся за бутылочку, могут достать пустышку изо рта и взять ее в рот самостоятельно.
Ребенок учится переворачиваться сначала со спины на живот, а затем и с живота на спину. Когда малыш лежит на животе, он поднимается на выпрямленных руках. Если взять ребенка под мышки, то он будет стоять прямо, не подгибая ножки. Ближе к 6 месяцам многие дети пытаются сесть, за что-либо держась руками.
После 3-х месяцев ребенок хорошо следит за предметами, узнает знакомые лица на различном расстоянии. Зрение малыша совершенствуется, постепенно формируется восприятие различных цветов. Но зрение у детей в этом возрасте не объемное, они видят «плоскую картинку», не понимая веса, объема и размера окружающих предметов. Объемное (то есть стереоскопическое) зрение формируется после 6 месяцев.
Совершенствуется и речевое развитие ребенка. Он подолгу гулит, «распевает» гласные звуки, смеется и визжит при общении с близкими людьми. При встрече незнакомого человека ребенок настороженно его разглядывает, а своим знакомым радуется и улыбается.
Развитие у ребенка слуха связано с развитием речи. Очень важно разговаривать с малышом. К возрасту 4-х месяцев малыш различает, с какой стороны идет звук и может повернуть голову в эту сторону.
На что направить развитие ребенка
Некоторые родители хотят ускорить развитие ребенка в этом возрасте, но всему свое время. Нужно постараться создать комфортные условия для его развития. Не стоит торопиться сажать ребенка. Некоторые родители обкладывают детей подушками для этого. Позвоночник у детей грудного возраста очень подвижный, поэтому можно испортить осанку.
Зная особенности ребенка в возрасте 4-6 месяцев, можно стимулировать у него желание ползать. Для этого ребенка лучше всего «выселить» на пол, интересные предметы или любимые игрушки положить на некотором расстоянии от него. Постепенно стоит увеличивать расстояние между ребенком и заданной целью по мере его успехов. Обязательно хвалите малыша, если он добрался до желаемой игрушки. Чтобы детям было не страшно и не скучно на полу, родителям стоит тоже туда переместиться. Не нужно рассматривать пол, как что-то враждебное и страшное для ребенка. Главное, чтобы там было безопасно. Для этого необходимо убрать провода, мелкие предметы, переставить подальше то, что малыш может на себя опрокинуть или то, чем он может пораниться.
Обязательно нужно брать малыша на прогулки по своей квартире, рассказывая ему обо всем, что встречается на пути. С помощью слинга или других удерживающих устройств можно заниматься домашними делами, не отлучая от себя ребенка. Все, что делают взрослые, детям очень интересно.
Для самостоятельных игр игрушки следует раскладывать или развешивать на расстоянии вытянутой руки ребенка.
Для развития у ребенка слуха можно включать дома различную музыку. Очень полезным звуковым фоном для детей являются звуки природы (шум леса, прибой, пение птиц).
Материнский массаж остается незаменимым средством общения и обеспечивает гармоничное развитие ребенка. Элементы гимнастики должны быть направлены на развитие движений руками, стимулирование ползания, попытки сесть.
Игрушки и занятия для развития ребенка 4-6 месяцев
При подборе игрушек для детей возраста 4-6 месяцев, нужно учитывать особенности ребенка этого возраста. Ребенок много времени проводит лежа на животе, рассматривая все, что перед ним находится.
- Погремушки.
Ассортимент погремушек можно увеличить за счет более сложных игрушек, чем у ребенка были до этого. Стоит выбирать игрушки разного размера и формы, с элементами из разных тканей и материалов. Какие-то части у погремушки звенят, другие детали шуршат, третьи ─ пищат. С помощью таких игрушек ребенок развивает тактильные ощущения, совершенствует слух и зрение.
- Резиновые игрушки.
Необходимо выбирать безопасные резиновые игрушки со стойкой краской. Их дети очень любят брать в рот и «грызть». Если игрушки еще и пищат, то доставят ребенку еще больше удовольствия. Их можно брать с собой в ванну и наблюдать, как они плавают.
- Мячи.
Для детей младше 6 месяцев лучше выбирать небольшие мячики, можно из разных материалов. По ним интересно хлопать ладошкой, наблюдать, как они скачут и катятся. Мячи никогда не будут лишними. По мере развития ребенка с ними можно будет придумывать новые игры.
- Кубики.
Кубики встречаются из разных материалов и отличаются по размерам. Для самых маленьких детей идеально подойдут кубики-мякиши. Они яркие, безопасные, их можно стирать. Разрушенная башня из мягких кубиков доставит много удовольствия. Не будет неприятных ощущений и травм, если такие кубики попадут на ребенка. Помимо мякишей можно приобрести пластмассовые или деревянные кубики. Так малыш будет учится различать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по их свойствам: мягкий-твердый, легкий-тяжелый, большой-маленький и др.
- Неваляшка.
Современные неваляшки бывают из различных материалов, но все они привлекают малыша своей яркостью и мелодичным звучанием. Если малыш случайно натолкнется на нее, то услышит удивительный звук и увидит интересные движения.
- Музыкальные игрушки.
Можно выбирать музыкальные книжки, пианино, телефоны, машинки и любые другие игрушки. При выборе игрушки стоит выбирать те, мелодии у которых нравятся самим родителям. Некоторые музыкальные игрушки еще и двигаются, мигают разноцветными лампочками, всесторонне развивая и привлекая детей.
- Развивающие центр или коврик.
Если до 3-х месяцев ребенок лежал на спине и разглядывал подвешенные над ним игрушки на дугах развивающего коврика, то теперь ему это будет уже не так интересно. Перевернувшись на живот, малыш будет изучать сам коврик, его пищащие и шуршащие детали, рассматривать яркие рисунки. Игрушки с дуг коврика можно снять и отдать на изучение ребенку. Существуют различные развивающие центры, представляющие из себя панель с игрушками, которые выполняют разные функции.
- Самодельные игрушки.
В пластиковые бутылочки с плотно завинчивающейся крышкой можно насыпать крупы, горох, соль, положить камушки или пуговки. Все они будут по-разному звучать, развивая слух у малыша. Мамы-рукодельницы могут изготовить своими руками развивающие коврики или книжки. Хорошая идея ─ обвязать крючком капсулы от шоколадных яиц, предварительно наполнив их разными предметами. Из полученных разноцветных обвязанных капсул можно сшить разноцветную гусеницу или гирлянду.
Чем старше становится ребенок, тем безграничнее становятся возможности, чем же его занять. Маленькие дети очень любопытные, и их интересует все новое и необычное.
Источник
Как разивается ребенок в возрасте от 3 до 6 месяцев
Когда малышу исполняются 3 месяца, большинство родителей испытывает облегчение: налаживается определённый режим дня, по некоторым движениям ребёнка можно угадать, чего он хочет, обычно в этом возрасте дети хорошо спят ночью по 6-8 часов. Вместе с тем, происходит интенсивное нервно-психическое развитие детей: дифференцируется слуховое и зрительное восприятие, улучшается моторная деятельность, ребёнок начинает активно гулить и лепетать.
На четвёртом месяце ребёнок уже приподнимает голову из положения на спине. Лёжа на животе, он приподнимается, опираясь на локти и предплечья. При поддержке подмышки хорошо опирается на ножки. Заметно совершенствуются движения мышц. Ребёнок пытается поворачиваться со спины на бок, менять положение тела, пытаясь дотянуться до игрушки. Если малыш в период бодрствования подолгу занимается игрушками, ощупывает их, удерживает вложенный в руку предмет, то это можно считать хорошим показателем его развития. Стремясь достать привлёкшую внимание игрушку или предмет, малыш поворачивается на бок, со спины на живот, пытается подползти к игрушке, то есть использует новые движения.
3-4-х месячный ребёнок подолгу разглядывает свои руки, лёжа на спине, с удовольствием изучает их, засовывая в рот.
В 5-ти месячном возрасте малыш открывает для себя новый предмет для сосания — свои ноги. Сняв носочек и засунув ножку в рот, он смеётся от удовольствия.
К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно, а с поддержкой — все малыши. И теперь они смотрят на мир так же, как и взрослые, оглядываясь вокруг и изучая все предметы и людей, попадающие в поле зрения.
Быстрыми темпами идёт психическое развитие. Малыш к пяти месяцам узнаёт маму, папу, сестрёнку или братика и всех близких, кто ухаживает за ним более или менее регулярно. Малыш реагирует на тон речи. Не понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации. Подолгу певуче гулит. С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, если мама читает ему детские стихи. Своё отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.
Приблизительно в 5-6 месяцев многие дети начинают ползать. В это время полезно отгородить в комнате безопасное место и предоставить малышу полную свободу действия. Он с удовольствием заползет в каждый уголок, будет ощупывать каждый предмет (необходимо позаботиться о безопасности малыша заранее — убрать всё, что может сломаться, упасть на него, обезопасить электрические розетки, не давать ему мелких предметов и игрушек, которые могут сломаться).
В 5-6 месячном возрасте в жизни малыша появляются новые предметы обихода: кружка и ложка, с помощью которой малышу дают прикорм. С этого же возраста можно прививать малышу навыки опрятности — умывать и переодевать после кормления, вытирать рот салфеткой, если он испачкался.
К шести месяцам многие дети начинают произносить отдельные слоги («па-па», «ба-ба», «ма-ма», «да-да», «дай» и т.д.), повторяя их за взрослыми. Поэтому всем, кто ухаживает за ребёнком, необходимо постоянно разговаривать с ним, при этом чётко произносить слова.
Возраст 5-6 месяцев — это возраст становления эмоционального общения. Чем больше любви и нежности вы подарите своему малышу, тем большая отдача ждёт вас в будущем. Не бойтесь говорить малышу о том, как его любите, ласкайте его, общайтесь с ним — и наградой вам будет счастливая детская улыбка.
Милые мамочки! Не переживайђе, все деђки развиваюђся по-разному.
Мой сынуля за неделю до ђрех месяцев сђал акђивно играђь всеми игрушками, зађо в пяђь ђак и не научился переворачивађься. Вмесђо эђого он сидел, ел ложкой и пил из чашки. Ну и чђо? К годику все деђки выровняюђся. Просђо радуйђесь вмесђе с малышом каждому его успеху, каждой его маленькой победе!
2008-11-06, Алина
Милые мамочки! Не переживайђе, все деђки развиваюђся по-разному.
Мой сынуля за неделю до ђрех месяцев сђал акђивно играђь всеми игрушками, зађо в пяђь ђак и не научился переворачивађься. Вмесђо эђого он сидел, ел ложкой и пил из чашки. Ну и чђо? К годику все деђки выровняюђся. Просђо радуйђесь вмесђе с малышом каждому его успеху, каждой его маленькой победе!
2008-11-06, Алина
Моей красавице тоже 4 месяца, и в аккурат на день рождения вылезли 2 первых зуба, сейчас прошла неделя и режутся уже 4 следующих. Ребёнок замучился зубами, да ещё психует от того, что ползти пока не получается-ногами ползем, а ручками не поспеваем, вот и орем, зарывшись носиком в пол… А её вращение со спины на живот происходит даже во сне, приходится под бочек одеяло подкладывать, что бы во сне не крутилась, а то просыпается.
Елена, 1.11.2007
2007-11-01, Елена
Статья интересная! Но нам уже 5 мес. а мы не желаем переворачиваться со спинки на животик! Мы развиваемся нормально, ходим на массажик, поправляемся хорошо, вот только не хотим переворачиваться! Я считаю что все дети разные, каждый по своему, и успехи у каждого свои! И подгонять кого- либо под книгу не правильно! Мы ведь с вами не живем по книгам? А статьи Ваши должны быть! И мамам просто надо их читать! Для общего образования, я так считаю!
2005-06-20, Милана
нам уже 3 месяца, но не тянем ручки к игрушкам,не хватаем их, не желаем лежать в кроватке и наблюдать за яркими игрушками дольше пары минут.сначала пытались довольно успешно поднимать головку из положения лежа на животике, а теперь просто засыпаем в этом случае после 5 минут хныканья. это нормально?
2004-02-09, весёлкина
Нашей лялечке 5 месяцев и 6 дней. За 2 дня до 4 месяцев мы в первый раз перевернулись со спины на животик, и за 2 дня до 5 месяцев — с живота на спинку. Нам уже не хватает целого дивана для наших путешествий! С нетерпением ждем новых успехов нашей малышки!
2008-11-03, наталия
У нас такая же проблема,нам 5 мес и мы не хотим вертется,наша массажистка сказала что мы тянем (по физ развитию)на 7 мес,и по-этому нам пора уже учится ползать,но как я могу научить ребенка ползать???
2007-08-03, Янина
Всего 12 отзывов Прочитать все отзывы.
Источник
Эмоциональное развитие ребенка 4-6 месяцев
Наблюдая за тем, как протекает развитие ребенка, многие родители стремятся помочь малышу быстрее овладеть полезными навыками. Больше внимания уделяется при этом физическому и моторному развитию, в отличие от эмоционального. Хотя эмоциональное развитие ребенка играет серьезную роль в становлении личности человека. О том, чем оно характеризуется в возрасте 4-6 месяцев, расскажет MedMe.
Основные этапы нервно-психического развития малышей 4-6 месяцев
Прежде, чем описывать эмоциональное развитие крохи, необходимо вспомнить основные этапы его нервно-психического развития. К четырем месяцам у малыша почти полностью проходит повышенный тонус в ножках и ручках, что дает ему новые возможности. Можно беспрепятственно пососать пальчики на ногах или дотянуться до нужной игрушки, которая так привлекает внимание в этом возрасте! Игрушки малыш перекладывает из одной ручки в другую, берет сразу несколько, стучит ими друг о друга.
Ладошкой кроха придерживает молочную железу мамы в то время, пока она его кормит. «Искусственники» придерживают бутылочку. Те дети, которые знакомы с пустышкой, могут самостоятельно достать ее изо рта и взять обратно.
В 4 месяца ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимаясь на выпрямленных руках. Он учится переворачиваться. Сначала получается перевернуться со спины на живот, затем наоборот. К полугоду малыш пытается сесть, но большинство детей окончательно смогут сесть без поддержки в 7-7,5 месяцев.
С совершенствованием зрения у крохи стимулируется развитие. Он начинает узнавать знакомых людей на различном состоянии, радоваться им. Развитие речи у ребенка характеризуется длительным гулением, распеванием гласных звуков, веселым смехом и визгом при общении с любимыми людьми.
Чем характеризуется эмоциональное развитие ребенка
К четырем месяцам в эмоциональном развитии ребенка есть значимые достижения. Его настроение и взгляд на окружающий мир находится в прямой связи от настроения матери, ведь малыш очень от нее зависим. Общение для ребенка с членами семьи очень важно, он радуется встрече с ними, смеется, выражает свои чувства взглядом и телодвижениями. Помимо положительных эмоций, отрицательные тоже дают о себе знать каждый день: недовольный крик, требовательный плач, гримасы огорчения или обиды.
Каждую свою потребность кроха выражает определенным образом. Мама и другие лица, часто ухаживающие за ребенком, уже умеют различать нотки его плача и понимают, что конкретно нужно в данный момент малышу. К этому возрасту ребенок узнает своих близких родственников, что заметно по той реакции, которую он проявляет при встрече с ними.
К возрасту пяти месяцев малыш хорошо знает, какие способы воздействия на родителей особо «хорошо работают» и пользуется этим. Он отличает своих родственников от чужих людей, радуется и улыбается тем, кто ему симпатичен. И напротив, малыш может расплакаться при виде человека, которого он не любит или боится.
На шестом месяце жизни ребенок умеет отличать интонацию, с которой к нему обращаются, расстраивается и начинает плакать, если мама или папа ругают его и строжат. Иногда предшественниками плача у малыша являются гримасы огорчения или обиды.
В шесть месяцев еще более отчетливыми становятся жесты и мимика. Настроение ребенка может меняться быстро. От обид малыш легко переключается на смех и хлопанье в ладоши, и наоборот, может быстро расстроиться, если что-то идет не «по его сценарию». Игры полугодовалого ребенка отличаются целеустремленностью: малыш четко знает, чего хочет и пытается этого добиться (дотянуться до конкретной игрушки, взять в руку сразу несколько предметов и др.).
Советы родителям по развитию эмоций у детей
Как родителям помочь ребенку в развитии эмоций в возрасте 4-5 месяцев?
- Показывайте ребенку положительные эмоции при встрече с родными людьми и друзьями (улыбка, радостное приветствие).
- Попробуйте поиграть с малышом в «ку-ку»: сначала закрываете лицо руками или платком, а потом показываетесь ему со словами «ку-ку». Дети быстро начинают подражать взрослым в этой веселой игре.
- Постепенно усложните игру: каждое свое новое появление сопровождайте новым выражением лица (грустным, радостным, удивленным, хмурым). Обязательно комментируйте свои эмоции. «Ку-ку, а вот и мама. Мама грустит (смеется)!»
- Пойте песни своему ребенку, даже если вокальные данные слабоваты. Малыши очень любят, когда мама и папа танцуют или поют. Не забывайте сопровождать песни соответствующими эмоциями (улыбкой или грустным выражением лица).
- Рассматривая картинки или игрушки, придумывайте и описывайте характер каждого персонажа. Например: «Вот грустная собачка, она грустит. А это веселый клоун, он смеется».
- Наблюдая за ребенком, давайте оценку его действиям. Сопровождайте свои слова одобрения или неодобрения соответствующей интонацией и мимикой. Папа говорит строго и хмурит брови: «Ай-ай-ай, не хочешь надевать шапочку! Без шапочки гулять нельзя!» Бабушка ласково хвалит малыша и улыбается: «Какой молодец, сам до погремушки дотянулся!»
- Пускайте мыльные пузыри так, чтобы ребенок это видел. Если малыш заинтересуется, подыграйте ему: удивляйтесь, какой большой получился пузырь, и радуйтесь, когда он полетит высоко-высоко.
- Соблюдайте приятную традицию: здороваться по утрам с малышом, целовать его и говорить комплименты. Пусть каждый новый день начинается с позитивных эмоций.
- Заметив в книге какие-либо эмоции на лицах персонажей, попробуйте изобразить точно такие же, проговаривая свои действия. «Смотри, как мальчик дразнится! Мама тоже умеет так дразниться! (Высунуть язык.)»
Что новенького могут предложить ребенку родители в полгода?
- Игра в «гляделки»: смотрите на ребенка и периодически меняйте выражение лица (упор на взгляд). Сначала посмотрите с удивлением, затем строго, потом веселыми глазами. Понаблюдайте, как меняется реакция малыша на разное выражение вашего лица.
- Старайтесь называть всех членов семьи по именам, рассказывайте ребенку о том, кем они ему приходятся.
- Фотографируйте малыша, стараясь запечатлеть разные эмоции: плач, обида, смех, радость. Рассматривайте фотографии и комментируйте то, что видите. «Это наш Костенька! Он плачет, потому что расстроился».
- Танцуйте вместе с ребенком на руках под разную музыку (заводную и ритмичную, медленную и грустную).
- Разговаривайте с ребенком как можно больше, эмоционально рассказывая обо всем на свете. Обращайте внимание на мелочи. «Смотри, птички на веточке сидят. Они беззаботные, веселые! Как и мы с тобой».
- Комментируйте ребенку свое эмоциональное состояние. «Завтра у мамы день рождения! (С улыбкой.) Интересно, какой папа сюрприз приготовил? (Интригующе.)»
- Разнообразьте игры и занятия с ребенком, используя матрешки, коробочки с сюрпризами, музыкальные инструменты.
- Попробуйте порисовать вместе с малышом. Для этого можно использовать гуашь, зажав ручку ребенка с кистью в своей руке. Или же разрешить малышу окунуть подушечку пальца в пальчиковые краски и «порисовать». Старайтесь выбирать яркие краски, сопровождайте процесс рисования различными эмоциями. «Что это такое мама рисует? (Удивление, вопросительная интонация.) Человечка. Вот такой смешной получился! (Улыбка, смех.)»
Не забывайте о том, что малыш видит мир глазами своих родителей, поэтому старайтесь видеть вокруг как можно больше хорошего и радостного для гармоничного развития ребенка!
Источник