Время у ребенка 2 года 6 месяцев
Содержание статьи
Доктор Комаровский о режиме дня у ребенка
Можно растить ребенка, придерживаясь режима и распорядка, а можно относиться к этому более свободно, отталкиваясь от сиюминутных потребностей малыша. Однако специалисты утверждают, что дети, которые с рождения приучены к определенному режиму, реже болеют, лучше переносят стрессы, легче адаптируются к новой для себя обстановке. Нужно ли соблюдать режим, и какого распорядка придерживаться, рассказывает известный педиатр Евгений Комаровский.
Особенности
Пища, сон, вода, ощущение безопасности — это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.
С этой точки зрения, режим больше нужен не малышу, а его родителям, чтобы оставаться дееспособными взрослыми, которые в состоянии растить ребенка.
Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале — сразу после выписки из роддома.
Режим — отличный способ упорядочить жизнь семьи, в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.
Распорядок дня по месяцам
На самом первом этапе жизни составлять режим ребенку следует с обязательным учетом норм сна, которые имеют существенные возрастные отличия. Новорожденному, к примеру, требуется не менее 18 часов сна в сутки, ребенку в полгода достаточно 14,5 часов, а годовалому малышу -13,5 часов. Однако многое зависит и от темперамента самого ребенка.
Некоторые малыши отказываются от дневного сна после 2 лет, но прекрасно выбирают положенные им 12-13 часов сна в ночное время. Попытки родителей все-таки заставить малыша спать в светлое время суток при этом заканчиваются полным фиаско — даже если чадо начинает спать днем, то существенно ухудшается количество и качество сна ночью. А потому составление режима потребует от родителей гибкости и понимания индивидуальных особенностей собственного ребенка.
Режим питания удобен для родителей, но есть в нем и свои минусы, говорит Евгений Комаровский. У ребенка начинает вырабатываться желудочный сок именно тогда, когда по привычному для него режиму наступает время обеда или ужина. Но по мере взросления, обстоятельства могут меняться, в садике будет другой режим и время обеда сместится на часок, в школе — свой режим и чаду придется снова приспосабливаться. Выработка желудочного сока при отсутствии пищи не идет на пользу организму.
Учитывая часы питания, следует максимально приблизить их к тому распорядку, который существует в детском саду, который предстоит посещать ребенку или к школьному распорядку.
Это позволит снизить вероятность развития гастрита, язвы желудка и других малоприятных недугов.
Режим прогулок очень важен для малыша и для школьника старшего возраста. Отказываться от прогулок на свежем воздухе нельзя даже во время болезни, особенно если эта болезнь — респираторная. Единственный повод не пойти на улицу — высокая температура. Но как только жар спадает, то, несмотря на насморк и кашель, нужно отправляться на улицу.
Во время болезни режим ребенка может сбиваться, и это совершенно нормально, утверждает Евгений Комаровский. При правильно организованном распорядке чадо довольно быстро вернется в привычную «колею» после выздоровления.
Приблизительный режим может быть следующим.
1-2 месяца
В этом возрасте потребность во сне — от 18 до 20 часов (в зависимости от темперамента малыша). При этом ночной сон (около 12 часов) может быть прерван на 1-2 кормления. Днем малыш спит 4-5 раз, каждый эпизод сна продолжается около 2 -2,5 часов.
Среднее число кормлений — 6-7, промежуток между приемами пищи — от 2,5 до 3,5 часов. «Подогнать» этот примерный план под конкретные часы и минуты любая мама сможет исходя из режима дня семьи. Если домочадцы ложатся рано (в 21-22 часа), то водные процедуры и последнее кормление должно приходиться на 20.30. При этом подразумевается, что семья встает в 5.00.
Если же родители и другие дети в семье ложатся поздно (в 23 часа), то и последнее вечернее кормление должно быть перемещено на 22.30, при этом семья (включая грудничка) просыпается в 7.00.
3-4 месяца
У детей в этом возрасте увеличиваются промежутки бодрствования между эпизодами сна, поэтому режим потребует родительской корректировки. Учитывая, что малыш может не спать уже по 1,5-2 часа, то количество эпизодов сна сокращается до 3-4, продолжительность каждого эпизода — 1,5-2 часа.
Ночью крохе положено около 11 часов сна с пробуждением для кормления. Кушают дети в этом возрасте 5-6 раз в сутки через каждые 3,5-4 часа. При корректировке важно не смешать вечерние процедуры (купание, массаж и последнее кормление должны остаться в то же время, что и раньше).
5-6 месяцев
Ночная потребность во сне в этот период остается прежней — 11 часов. Дневные периоды длятся по 1,5-2 часа. Однако количество этих дневных периодов может быть уменьшено до 3. Бодрствует ребенок по 2-2,5 часа.
Ночью с полугода он может уже не кушать, во всяком случае биологической необходимости в ночном кормлении с 6 месяцев уже нет. Поэтому количество приемов пищи тоже сокращается — до 5 раз в день. Между пищей кроха уже способен выдерживать четырехчасовые интервалы. Общая потребность во сне — около 15 часов в сутки.
7-8-9 месяцев
Это уже активный и любознательный малыш, который достаточно большие интервалы времени проводит в бодрствовании. Количество приемов пищи — 4-5 в сутки. От кормления по ночам стоит категорически отказаться. Спит кроха ночью около 10 часов.
Днем он должен ложиться спать 3 раза, но иногда это количество уменьшается до 2 (ближе к 9 месяцам). Периоды игр и активного познания мира между эпизодами дневного сна могут длиться до 3 часов, главное, не допускать, чтобы малыш переутомлялся и оставался без сна большее количество времени.
10-11 месяцев — 1 год
Кушать такой малыш может уже 4 раза в день с интервалами в 4 часа. Количество дневного сна сокращается до 2 раз, но промежутки увеличиваются — до 2,5 часов на каждый сон.
Потребность в ночном сне — 10 часов. В этом возрасте важно включить в режим более продолжительные, чем ранее прогулки и развивающие занятия.
1,5 года — 2 года
В этом возрасте важно откорректировать режим в соответствии с режимом дошкольного учреждения, которое родители выбрали для своего ребенка. Для этого маме нужно нанести визит в садик, поговорить с воспитателями, записать часы завтрака, обеда, полдника, часы занятий и прогулок.
В среднем дети такого возраста кушают 4 раза в день (с учетом ужина, который в детсадовском режиме отсутствует). Спать днем кроха должен 2 раза, с постепенным переведением на 1 сон (к 2-2,5 годам). Продолжительность каждого «тихого часа» – 1,5-2 часа. Потребность в ночном сне — 10-11 часов.
Промежутки с учетом индивидуальности ребенка могут отличаться от указанных, важно, чтобы всего в сутки малыш спал около 12,5-13 часов, эта норма обусловлена для него физиологически.
Как наладить режим?
Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.
В дневное время с ребенком нужно максимально много гулять и не давать ему высыпаться. Если он очень хочет спать, все равно следует будить и вести чадо на улицу. Кормить в течение двух «переломных» суток следует скудно, впроголодь. Вечером устраивать прохладную ванну, после чего первый раз за день давать ребенку достаточный объем пищи. Когда он все съест и сразу ляжет спать, можно не волноваться — проспит такой карапуз 6-8 часов беспробудным сном.
После 2-3 суток можно несколько смягчить условия жизни, с большой долей вероятности малыш уже усвоит новый режим с полноценным ночным сном и питанием в нужное время.
Однако тут тоже важно избежать «перегибов», подчеркивает Евгений Комаровский. Питание по часам — не означает, что если мама опоздала с приготовлением обеда на 20 минут, то она преступник и безответственный член семьи. Режим должен быть достаточно гибким и все участники процесса — и взрослые, и дети — должны уметь под него подстраиваться. Неизменной должна быть очередность действий.
Не страшно опоздать на обед, если ребенок заигрался на улице, страшно вообще пропустить обед, хотя если малыш не хочет есть, то можно и пропустить. Главное, чтобы потом, даже если он попросит кушать, не давать ему ничего до следующего запланированного приема пищи.
Соблюдение режима — не сложность для ребенка. Это куда сложнее для его родителей, поскольку иногда от них детский режим будет требовать достаточной строгости. Выпуск программы доктора Комаровского на тему «Режим дня у ребенка» смотрите далее.
Источник
Развитие ребенка в 2 года 6 месяцев
Физическое развитие ребенка в два с половиной года
Вес мальчиков в 2 года и 6 месяцев составляет от 12 до 16,5 кг, а девочек — от 11,7 до 15,5. Рост мальчиков от 87,0 до 97,1, а рост девочек от 86 до 96,5 см.
Ребенок в 2,5 года перешагивает через препятствия на полу, удерживает равновесие, поднимаясь на носки, умеет ходить на цыпочках. Ребенок 2,5 лет хорошо бегает, подпрыгивает, приседает, прыгает на двух ногах. Умеет играть с мячом: бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками, ловит мяч двумя руками, перебрасывает мяч через препятствия. Может подниматься по лестнице, не придерживаясь руками за перила. Уверенно спрыгивает с нижней ступеньки.
Питание ребенка в 2 года 6 месяцев
В этом возрасте многие малыши переходят на 4 разовое питание, а рацион ребенка все больше приближается к взрослому. И хотя ребенок уже большой, по прежнему необходимо придерживаться определенных часов кормления. Например: 8:00 — завтрак; 13:00 — обед; 16:00 — полдник; 19:00 — ужин. При этом последний прием пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна. Соблюдение режима питания способствует хорошему пищеварению, повышает аппетит, нормализует работу пищеварительных желез.
В этом возрасте необходимо заменять жидкую и полужидкую пищу на более плотную (для стимуляции навыка жевания). Постепенно вводите разваренные каши, овощные и крупяные запеканки, тушёные овощи. Для полноценного роста и развития ребенку 2,5 лет необходимо около 1400-1500 к/калорий, 50-60 граммов белка (из которых 70% должны быть животного происхождения); 50-60 граммов жира ( из которых около 10 граммов растительного происхождения); 210-220 граммов углеводов.
В рационе ребенка 2,5 лет должны быть молочные и кисломолочные продукты (творог, кефир, сырки, неострые сорта сыра, сметана, молоко).
Постепенно увеличивается количество мяса в рационе до 120 грамм в сутки. Это может быть говядина, телятина, кролик, ягненок, курица, нежирная свинина. Полезны субпродукты, такие как печень, язык, сердце.
Для ребенка 2,5 лет мясо можно приготовить в виде паровых котлет, рагу, обжаренного фарша. В этом возрасте допустимо давать ребенку изредка молочные сосиски в небольшом количестве.
В питании ребенка должны быть и рыбные блюда.
Количество овощей и фруктов может доходит до 400 граммов в сутки. Можно давать огородную зелень (петрушку, зеленый лук, укроп, шпинат, салат).
Малышам уже можно давать лапшу, вермишель, но увлекаться не стоит, так как они богаты углеводами. Для улучшения вкусовых свойств можно добавлять сахар, рекомендуется не более 40 грамм сахара в сутки. Из сладостей в этом возрасте можно давать: печенье, пастилу, мармелад, повидло, зефир.
Познавательное развитие ребенка 2,5 лет
Ребенок двух с половиной лет уже подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках, подбирает по образцу.
Малыш ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. Ориентируется в различных по величине формах.
Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей, по показу. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих тоже по показу.
Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
Малыш уже неплохо держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым. Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы. Узнает, что нарисовал или вылепил.
Ребенок 2,5 лет подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе.
В 2,5 года ребенок начинает играть вдвоем со сверстником, действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий. Подражает игровым действиям другого ребенка. Проявляет воображение.
Проявляет конструктивную деятельность — строит из кубиков разной формы и величины дом, забор. Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками. Экспериментирует в игре. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
Малыш одевается и раздевается с помощью взрослого. Расстегивает несколько пуговиц. Застегивает одну-две пуговицы.
Сообщает о физиологических потребностях.
Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,5 лет
Малыш сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования, бывает веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный. Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др.
Увлекается интересной игрой и его трудно отвлечь.
Ребенок 2,5 лет неинтересные непонятные игры отвергает, его трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать. Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия. Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
Малыш испытывает эмоциональное удовольствие, слушая знакомые музыкальные произведения, песни. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения один и с группой детей. Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев, агрессия, боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.
Ребенок в 2,5 года нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке. Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается. Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях. Способен понять радость или печаль или огорчение другого ребенка. Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому. Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается). Не всегда может оценить доброту или понять наказание.
Малыш настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении. Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).
Развитие речи ребенка в два с половиной года
Ребенок 2,5 лет уже обозначает себя: «Я», «Я сам». Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого. Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает и называет имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает со сверстниками во время игр. Подражает другим детям. Понимает рассказ взрослого.
Использует предложения из нескольких слов (трех и более). Задает вопросы «Где?», «Куда?» и другие. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
Малыш двух с половиной лет легко подражает незнакомым словам. Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды. Может рассказать историю по картинке в двух-трех предложениях.
Ребенок знает названия основных частей тела (может назвать не менее шести).
Малыш быстро увеличивается запас слов. Четче становится произношение, однако наиболее сложные слова ребенок по-прежнему упрощает или сокращает. Правильно повторяет то, что ему говорят. Может даже заучить на память простой стишок.
Начинает контролировать силу своего голоса и может говорить, то громко, то тихо.
А что умеет ваш малыш в 2,5 года?
Источник