Воспитание ребенка возрасте 3 4 месяца
Содержание статьи
Как воспитывать ребенка в 3 месяца
С первых дней появления на свет ребенка мама и папа мечтают, чтобы он был здоровым, умным и воспитанным.
Воспитание ребенка — это искусство, ведь здесь нужны выдержка, гибкость, сообразительность, индивидуальный подход, чувство меры и безграничная любовь.
Процесс воспитания малыша следует начинать с самого рождения. С первых дней жизни у ребенка постепенно вырабатываются условные рефлексы, которые в дальнейшем формируют привычки, поведение и даже особенности характера.
Воспитание ребенка в 3 месяца заключается в использовании методов, направленных на его гармоничное физическое и психическое развитие.
В возрасте от 3 до 6 месяцев у ребенка необходимо:
- организовать распорядок дня;
- воспитывать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать умение брать и удерживать игрушки;
- развивать движения, которые необходимы для ползания;
- развивать голосовые реакции.
Организация распорядка дня — это правильное чередование кормления, сна и бодрствования. Необходимо, чтобы ребенок быстро засыпал, спал и спокойно пробуждался. Для этого нужно приучить малыша ложиться и вставать в одно и то же время.
Ребенок в возрасте от 3 до 6 месяцев уже не хочет только лежать, а стремится ближе познакомиться с окружающей средой. На этом этапе необходимо давать новые игрушки, включать для прослушивания музыку и постоянно с ним общаться.
Игрушки должны быть более разнообразны (разной формы, величины, окраски, фактуры). Нужно обязательно использовать звуковые игрушки, они позволяют ребенку различать звуки и исследовать их как предмет. От таких занятий ребенок получает много положительных эмоций. Однако не следует перегружать игровое пространство ребенка. Лучше дайте ему исследовать одну, а затем предлагайте другую игрушку. Обязательно выделите место для проведения игр.
Важным элементом воспитания является общение. Мама, которая для ребенка является самым важным человеком, должна постоянно с ним общаться, ведь ее голос помогает познакомиться со звуками речи и в последствии воспроизводить их.
Речь должна быть выразительной и с нежной интонацией. Важно, чтобы мама пела колыбельные песни, слушая которые, ребенок не только успокаивается и быстро засыпает, но и развивает свой речевой словарный запас и память.
Обязательно нужно комментировать все свои действия. Хотя ребенок еще не понимает слов, он хорошо воспринимает тон голоса, особенно это касается ласковых слов.
Примерно с 3 — 6 месяцев жизни у малыша развиваются голосовые реакции, ребенок продолжает гулить и начинает лепетать. Такие речевые упражнения малыша способствуют развитию его голосового аппарата. Такие гортанные звуки как «а», «в», «ги» постепенно меняются на «ма», «ба», «да» и др. Из этих слогов в дальнейшем формируется речь ребенка.
Для развития голосовых реакций нужно постоянно общаться с ребенком, поддерживать его лепет, произносить те звуковые составы, которые ребенок сможет повторить, чередовать порядок звуков в слогах. Поощряйте ребенка из слогов формировать свои первые слова.
В этот же период развиваются умения брать и удерживать игрушки.
Воспитание детей с 3 месяцев включает игры с различного рода игрушками. В возрасте 3-х месяцев ребенок уже сам тянется руками к предмету, который его заинтересовал с целью пощупать, взять в рот. Сначала не все удается, так как движения еще резкие и раскоординированные, однако желание схватить игрушку укрепляет мускулатуру рук. К концу 5-го месяца ребенок может свободно взять игрушку сначала двумя руками, а потом одной. Все эти навыки имеют большое значение, потому что служат основой для новых движений.
Также в этот период ребенок, лежа на животе, может высоко поднимать верхнюю половину туловища, опираясь на ладони выпрямленных рук. В таком положении гораздо интереснее изучать окружающую среду и начинать тренироваться перед ползанием.
К концу 6-го месяца ребенок полностью овладевает техникой переворачивания со спины на живот и обратно, пробует ползать, отталкиваясь ногами от препятствий (стен, стенок кровати, ладоней мамы).
При первых попытках малыш может ползти назад. Не стоит паниковать, постепенно ребенок начнет свободно двигаться во всех направлениях.
Это полезно узнать:
Дополнительные материалы:
К оглавлению ↑
Крайне не рекомендуется помогать ребенку садиться, обкладывая его подушками. Это негативно влияет как на физическое так и на психическое развитие ребенка.
Воспитание детей в возрасте от 3 до 6 месяцев чрезвычайно важно в общем развитии ребенка до года.
Источник
Нормальное физическое и психологическое развитие ребенка от 3 до 4 месяцев
Дети – это счастье. Но, кроме этого, они требуют заботу и любовь к себе. Также с ребенком надо заниматься и развивать. И хотя он еще совсем маленький, но уже требует, чтобы с ним играли и проделывали ряд определённых упражнений. В таком случае он будет развиваться в соответствии с возрастом, а может даже опережать своих сверстников.
Развитие ребенка
Ребенок в 3–4 месяца
Ребенок в 3–4 месяца уже начинает проявлять внимание к окружающему миру. Хотя некоторые дети делают это практически с рождения. Но это немногие, большинство первые недели спит и ест.
К 2–3 месяцам если прикоснуться к ресничкам малютки, он зажмурится, начнет тереть глазки кулачком или тыльной стороной руки. Он реагирует подобным образом на прикосновение к остальным частям тела: лицу, ушкам. С 4 месяцев при таких же действиях замирает. То же можно проделать с животиком, ножками и т. д. медицинским языком это называется «реакцией кожного сосредоточения». Маленький человечек начинает не только реагировать на прикосновения, но и задумываться над своими ощущениями.
В 3-4 месяца младенец реагирует на какой-либо дискомфорт или болевые ощущения громки плачем. Но в то же время повышенная чувствительность на тактильный контакт является отклонением от нормы. Это может быть одним из показателей невропатии или внутричерепного давления.
Еще одним продвижением в развитии является обонятельная реакция на запахи, она становится постоянной и отчетливой. Он уже четко различает приятный и неприятный ароматы. Если в первом случае он прислушивается, то во втором – чихает или кашляет. Также и со вкусовыми рецептами. А так как в этом возрасте основная пища малыша – грудное молоко, то он реагирует на его изменения.
К 3 месяцам малютка зрительно распознает некоторые предметы. В особенности те, что приносят ему удовольствие – грудь, бутылочку, соску. Он начинает что-то сосредоточенно рассматривать. Если это какие-то отдельно висящие/стоящие предметы (часы, картин, стул), то они скорее всего и привлекут его внимание. Он может рассматривать что-то по 7–10 минут.
Во время бодрствования ребенок уже следит за движением, изучает местность, где находится в данный момент. А ближе к концу 4 месяца начинает не только смотреть, но и пытается взять заинтересовавший предмет в руки. Но это лишь попытки, навыки точного хватания придут ближе к полугоду.
Формируется ощущение цвета
Активно формируется ощущение цвета. В 3–4 месяца ребенок четко различает контрасты, а также знает от 2 до 3 цветов. Есть мнение, что вначале малыш распознает и выделяет желтый, потом синий, красный и зеленый. Это имеет большое значение при его воспитании. Ему нужно предлагать игрушки и вещи для рассматривания тех цветов, которые он умеет распознавать.
Хорошо находит он и источник звука. Если запеть или просто подать голос, то он повернет голову в сторону источника, при этом он может быть как на руках у взрослого, так и в кроватке. В этом возрасте он позитивно откликается на звуки.
Ярко выражен так называемый комплекс оживления. При обращении на него внимания или, когда видит/слышит родного человека (маму, папу) он начинает улыбаться, смеяться, дергать ручками и ножками, показывая таким образом свою радость.
Безусловные рефлексы к данному возрасту практически полностью исчезают. К концу 3 месяца малыш пытается выпрямлять свое туловище. Это обусловлено созреванием определенных центров мозга. В дальнейшем благодаря этому у ребенка будут определять позу и произвольные движения крохи.
Малыш учится переворачиваться с живота на спину
К 3 месяцам он уже умеет держать головку как на руках у взрослого в вертикальном положении, так и приподнимать и удерживать недлительно лежа на животе. Еще одним умением является вставание на руки, согнутые в локтях. Если малышу упереть рукой ножки, согнутые в коленях, то он оттолкнется и сделает своего рода рывок вперед. Чуть позже он научится сам упиться ногами и таким образом ползти по-пластунски.
В 3–4 месяца малыш уже учится переворачиваться с живота на спину. Через месяц он умеет делать обратное движение – со спины на живот.
Данные показатели развития являются лишь примерными, так как каждый ребенок индивидуален. Следует также помнить о темпераменте малыша, который имеется с самого рождения, о времени рождения и периоде беременности. Эти все факторы оказывают значительное влияние на формирование его навыков.
Уход за ребенком
Каждое утро малыша после его пробуждения необходимо проводить ежедневный туалет. Он одинаков на протяжении всего первого года и ничем особо не отличается.
В первую очередь нужно обратить свое внимание на кожные покровы. По их трансформированию можно понять об изменениях в здоровье малютки.
Даже при тщательном уходе порой возникают опрелости. Если они держатся довольно длительное время и при всех стараниях не проходят, то необходимо обратится к врачу, так как это может быть симптомом аллергодерматоза. В этом случае необходимо определенное лечение, а также следует помнить, что в таком случае кожа склонна при перегревах мокнуть и изъявляться. Как можно чаще проветривайте помещение и оставляйте малыша принимать воздушные ванны.
Ежедневно должно присутствовать подмывание. Если есть возможность, то не только после дефекации, но и при замене подгузника или после каждого мочеиспускания. С особой осторожностью подмывают девочек. Делают это так, чтобы вода текла спереди назад.
Частым явлением у малышей является появление себореи – корочек на голове. Убирать их надо с особой осторожностью, так как можно повредить кожные покровы, вызвав тем самым воспаления и нагноения. Для начала нужно их смазать маслом, распарить под косыночкой или чепчиком, а затем аккуратно счесать частым гребешком и смыть мыльной водой.
Подстригать ногти нужно по мере их роста, так как под ними может накапливаться грязь и малыш, может поцарапав себя занести себе инфекцию.
А вот стричь волосы или нет решают родители сами. Брить же не рекомендуют, так как это может повредить волосяные фолликулы.
Большинство малышей очень любят купаться. Не стоит отказывать им в этом удовольствии. Если очень жарко, то количество водных процедур можно увеличить до 1–2 раз в день. В случае если малютка боится воды обходятся влажными обтираниями, пока он перестанет испытывать страх. С мылом моют не чаще 2 раз в неделю, так как оно пересушивает кожные покровы.
Закаливание ребенка
Закаливать ребенка нужно начинать в самом раннем возрасте. В таком случае он привыкнет к таким процедурам и у него будет крепче иммунитет.
Ежедневный туалет грудничка
В первую очередь нужно ежедневно принимать воздушные ванны. Хорошо делать это на солнышке, таким образом проводя профилактику рахита. Перед началом хорошенько проветривают помещение, где будет находиться ребенок. Начинать следуют с 22–23°С, постепенно снижая на 1–2°С, доводя до 18–19°С. Продолжительность начальной процедуры невелика – всего 1–3 минуты. Далее ребенок может так проводить в течение 20–25 минут. В момент воздушных ванн можно играть с малышом, делать ему массаж или гимнастику. Обязательно следите за его стоянием, не допускайте переохлаждения. Оно может выражаться в икании, беспокойстве или, напротив, снижении двигательной активности.
Необязательно проводить такие процедуры строго по режиму. Воздушную ванну принимают между сменами подгузников и после купания или просто раздев кроху и оставив его так немного полежать.
Закаливание начинают с 1–2 месяцев. Вначале это протирание влажной махровой тряпочкой, смоченной в теплой воде. Далее температуру воды постепенно снижают. Поначалу протирают ручки и ножки и тут же насухо их вытирают. После привыкания то же самое делают с грудкой и спинкой.
Упражнения для детей 3–4 месяцев
Комплекс упражнений включает в себя как физические занятия, так и определенные моменты массажных действий. Проводят их в тот период, когда ребенок доволен, отсутствуют какие-либо раздражающие факторы, он сыт и не хочет спать. После последнего приема пищи должно пройти не менее 50–60 минут.
Занятия гимнастикой включают в себя упражнения, которые развивают двигательные умения и ощущения, зрительные и слуховые реакции. Чтобы процесс проходил более спокойно и интереснее к нему привлекают различные приспособления и игрушки.
Каждое свое действие нужно комментировать. Малыш все понимает, он слышит интонацию, чувствует мягкость и тепло ваших рук, ласковые движения. Делайте все плавно и с любовью.
- Начинают с рук. Положить малыша на спину. Поглаживать его правую кисть, держа в своей правой руке. Левой производят круговые и спиралевидные движения, растирая, по направлению вверх, к локтю. Затем поменять руки. Повторять действия 5–6 раз.
- В руки ребенка вложить большие пальцы своих рук. Затем разводят руки широко в стороны и скрещивают на груди, повторяя упражнение 7–8 раз.
- Переходим к ножкам. Взять правую ножку ребенка в свою правую руку. Разминать левой рукой начиная от стопы, поднимаясь к бедру. Движения разминающие, поглаживающие, круговые. Поменять ногу, держа ее левой рукой. Повторять 5–6 раз.
- Ножки ребенка взять в свои руки, попеременно сгибать и разгибать их, прижимая к животику. Повторить 7–8 раз.
- Массаж живота. Ладонями проводить от поясницы к лобку, чтобы руки при этом как бы сходились. Повторять 7–8 раз.
- Массаж груди. Пальцами рук проводить в межреберном пространстве, не надавливая при этом на грудную клетку. Повторит 2–3 раза.
Далее переходят на упражнения.
- Переворот со спины на живот. Взять правой рукой малыша за ногу, а в палец левой вложить малышу, чтобы он его схватил. Затем медленно и аккуратно потянуть за ногу, поворачивая таз и также тянуть свой палец, побуждая малыша перевернуться. Проделать то же самое в другую сторону, предварительно вернув ребенка в исходное положение. Повторить 1–2 раза.
- Перевернуть кроху на животик. Взять его за лодыжки обеих ног, а второй рукой зафиксировать верхнюю часть туловища. Аккуратно приподнять ножки и прогнуть их к голове в области поясницы, но не слишком усердствуя. Повторять 5–6 раз.
- Ползание (рефлекторное). Ноги ребенка слегка согнуты. Подставить свою ладонь к стопам, чтобы он уперся в них и оттолкнулся. Повторять 5–6 раз.
- Положить малыша на свои руки, животиком вниз. Затем вытянуть их вперед. Ребенок рефлекторно вытянет руки и ноги в стороны, прогнет спинку и поднимет головку. Проводить данное упражнение 2–3 раза.
- Уложить кроху на спину. Взять его за туловище обеими руками с двух сторон и аккуратно приподнимать, придавая полусидящее положение, затем возвращать в исходное положение. При опускании обязательно придерживайте головку, чтобы не допустить удара или испуга. Проводить такое упражнение 2–4 раза.
Необходимо помнить, что если малютка капризничает и не хочет заниматься, то упражнения стоит прервать. Не настаивайте, дайте ему отдохнуть и попробуйте повторить в следующий период бодрствования.
Игры в 3–4 месяца
Даже в таком раннем возрасте можно начинать играть с малюткой. Это научит его общению и еще больше сблизит вас.
- Абракадабра. Когда малыш становится наиболее разговорчивым, говорите и вы с ним. Повторяйте за ним звуки и предлагайте новые.
- Самолетик. Ребенка кладут к себе на предплечье и «летают» с ним по комнате.
- Танцы. В этом возрасте дети любят плавную спокойную музыку. Поэтому включайте такую, берите его на руки и танцуйте. Хорошо подойдет в таком случае вальс.
- Ходим. Положите его на спину и под какую-нибудь потешку поработайте ножками. В таком случае подходит что-то типа: «Большие ноги шли по дороге…».
- Переглядки. Уловите взгляд малыша. Затем медленно нагните голову в сторону, затем в другую. Вот увидите, он будет повторять движения за вами.
- Прятки. Накиньте на свое лицо платок и скажите: «Где мама?» и снимая его говорите: «Вот она!».
- Отними-ка! Покажите ребенку игрушку, привлеките его внимание. Когда он к ней потянется, дайте крепко схватить ее. Держите ее в руках, покачивайте, пока он не схватит ее.
Лучше всего использовать яркие, контрастно окрашенные игрушки. Можно использовать предметы быта: ложки, полотенце и т. д.
Обучение плаванью
Как учить плавать без круга?
В этом возрасте температура воды не должна быть выше 35–36°C. Для того, чтобы малыш мог самостоятельно плавать, используют различные приспособления. Самым современным является плавательный круг, который крепят на шее. Помогайте своему ребенку. Подставляйте руку под ноги, чтобы он отталкивался (вспомните упражнение «Ползание»). Совершайте разгребающие движения руками.
Можно учить плавать без круга. При этом используют несколько приемов поддержки. Поддержка «Ковшом», это когда мать проводит руку под мышками, подбородок ребенка упирается ей в предплечье. Ручки отведены вперед, пальцы растопырены.
Обхват двумя руками под мышками, так, чтобы большие пальцы оказались на лопатках, а остальные на груди называется «обхват сзади».
Если мать находится в той же ванне, то ей будет удобна поддержка «лицом к лицу»: это как бы перевернутая форма «обхвата сзади», большие пальцы находятся на груди, остальные – на лопатках.
Занятия начинают со скольжения и проводок. Положив ребенка спиной на предплечье учат держаться на воде поначалу придерживая своими руками и понемногу оставляя без поддержки на несколько секунд. Постепенно увеличивать время без родительских рук. К этому умению подключают упражнение «велосипед», чтобы он умел толкаться руками.
При правильном подходе к занятиям с ребенком можно добиться больших результатов в будущем. Это не только его физическое развитие, но и психологическая составляющая, так как общение с родителем, в особенности с мамой в этом возрасте малышу просто необходимо.
Методики раннего развития в следующем видео:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
09 Мар 2018 Валерия
378
Источник
Ребенок в 4 месяца. Развитие и воспитание малыша — Люби себя
Ребенок в 4 месяца: что происходит
Ваш ребенок занят изучением эмоций и общения. Он начинает связывать то, что вы говорите, с выражением лица. Ему нравится ваше лицо, малыш может найти новые лица действительно интересными. Он также знает ваш голос и может повернуть голову к вам, когда услышит вас.
Ваш ребенок начинает, проявлять больше эмоций и может громко смеяться, улыбаться, когда он видит и слышит вещи, которые ему нравятся, и издавать звуки.
Он может даже попытаться поговорить с тобой в «ворчании» и других звуках. Когда вы говорите, он будет слушать и пытаться ответить. И когда он один, вы можете услышать, как он болтает про себя. Любой дополнительный плач и суета обычно улаживается около 12-16 недель.
Достижение, чтобы схватить вещи, такие как кольца или погремушки, или положить вещи в рот — некоторые из способов, которыми ваш ребенок узнает об окружающем мире. Он будет любить играть с объектами и может также долго смотреть на них и трясти их.
И теперь, когда малыш больше использует свои руки и пальцы, он может смотреть на них с удивлением и изумлением. Когда вы держите ребенка или помогаете ему сесть, вы можете заметить, что он лучше контролирует движения головы и нуждается в меньшей поддержке.
Примерно в этом возрасте ваш ребенок любит двигаться и, вероятно, начнет переворачиваться с живота на спину. Когда вы переварачиваете его на животик, он может высоко поднять голову или надавить на руки.
Вы будете удивлены тем, как далеко ваш ребенок в месяца, может катиться и чего он может достичь, поэтому всегда следите за ним. Ребенок не займет много времени, чтобы неожиданно покатиться или дотянуться до чего-то, что подвергает ее опасности.

Ребенок в 4 месяца. Помощь в развитии

Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию ребенка в этом возрасте:
- Играйте вместе: пойте песни, читайте книги, играйте с игрушками, и делайте смешные звуки вместе — вашему малышу это понравится! Игра вместе помогает вам и вашему ребенку познакомиться друг с другом, а также помогает ему чувствовать себя любимым и защищенным.
- Улыбайтесь своему ребенку: когда ребенок видит вашу улыбку, он выделяет природные химические вещества в его теле, которые заставляют ее чувствовать себя счастливым и в безопасности. Улыбка также помогает мозгу развиваться и помогает ему сформировать здоровую привязанность к вам.
- Поговорите со своим ребенком и послушайте его ответ: это поможет ребенку узнать язык и общение. Когда вы говорите или слушаете, смотрите ребенку в глаза и делайте выражения лица, чтобы помочь ему узнать связь между словами и чувствами.
- Найдите рутину: когда вы чувствуете, что это правильно для вас и вашего ребенка, это может помочь вам делать вещи в подобном порядке каждый день — например, кормить, играть, спать. Этот шаблон также помогает малушу чувствовать себя в безопасности.
- Подготовьте свой дом к движущемуся ребенку: полезно подумать о том, как сделать свой дом безопасным для перемещения ребенка.
Иногда ваш ребенок не захочет делать некоторые из этих вещей — например, он может быть слишком уставшим или голодным. Он будет использовать специальные детские подсказки, чтобы вы знали, когда что-то надоело и что ему нужно.
Реакция на плач
Иногда вы будете знать, почему ваш ребенок плачет. Когда вы реагируете на плач вашего ребенка, например, меняя его подгузник, когда он мокрый, или кормите его, если он голоден — он чувствует себя более комфортно и безопасно.
Иногда вы можете не знать, почему он плачет, но все равно важно утешать. Вы можете сделать это, поднимая, обнимая или разговаривая с ним, успокаивающим голосом.
Но много плача может заставить вас расстроиться. Если вы чувствуете себя разбитым, поместите своего ребенка в безопасное место, например кроватку, или попросите кого-нибудь еще подержать его.
Ничего страшного, пока ты не почувствуешь себя спокойнее. Попробуйте зайти в другую комнату, чтобы глубоко дышать, или позовите члена семьи или подругу, чтобы все обсудить.
Никогда не трясите ребенка
Это может вызвать кровотечение в головном мозге и, возможно, привести к необратимому повреждению мозга. Если вы чувствуете себя перегруженными требованиями заботы о малыше, попросите о помощи.
Воспитание четырехмесячного возраста
Каждый день вы и ваш ребенок будете узнавать немного больше друг о друге. По мере того как малыш растет и развивается, вы узнаете больше о том, что ему нужно, и как вы можете удовлетворить эти потребности.
Как родитель, вы всегда учитесь. Каждый родитель делает ошибки и учится на собственном опыте.
Это нормально чувствовать уверенность в том, что ты знаешь. И также нормально признать, что вы ничего не знаете, задавать вопросы или получать помощь. Ваше собственное физическое и психическое здоровье является важной частью жизни родителя.
Но, уделяя все внимание заботе о ребенке, многие родители забывают или не успевают ухаживать за собой. Забота о себе поможет вам с пониманием, терпением, воображением и энергией, которые необходимы вам, чтобы стать родителем.

Когда беспокоиться о развитии ребенка

Обратитесь к детскому и семейному врачу или медсестре, если у вас есть какие-либо проблемы или замечаете что ребенок:
- много плачет, и это беспокоит вас;
- не смотрит вам в глаза или не обращает внимания на лица;
- не наблюдает за движущимися объектами;
- не издает никаких звуков и не реагирует на звуки;
- не поднимает голову;
- не начинает контролировать голову сидя;
- не тянется и хватается за игрушки;
- не замечает его руки и большую часть времени держит их в кулаке.
Если вы заметили, что ваш ребенок теряет навыки, которыми он когда-то обладал, вам следует обратиться к медицинскому работнику.
Вам также следует обратиться к медсестре или лечащему врачу, если вы или ваш партнер испытываете признаки послеродовой депрессии у женщин.
Симптомы послеродовой депрессии включают чувство грусти и плача без видимой причины, раздражительность, трудности в преодолении задач и чувство сильной тревоги.
Дети растут и развиваются с разной скоростью. Если вы беспокоитесь о том, является ли развитие вашего ребенка «нормальным», это может помочь узнать, что «нормальный» уровень сильно варьируется.
Но если вы все еще чувствуете, что что-то не так, обратитесь к медсестре или семейному врачу.
Источник