Уход за ребенком 2 месяца комаровский

Ребенок играет: от рождения до года

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии от новорожденного — его поведение более осознанно. Он уже не находится в полной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их в своих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии с условиями окружающей обстановки.

В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этом держать их в поле зрения.

Родители и ребенок продолжают вести разговоры «один на один», описанные в предыдущей главе, однако характер этих «диалогов» меняется. Начать и поддерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас и отводя взгляд в сторону, он способен поддерживать «разговор» достаточно долго, не нервничая и не переутомляясь.

Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша — он стал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбается при звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель — при виде знакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, но также интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способен достаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.

Двигательные навыки

Хотя в течение второго месяца жизни у ребенка не произошло значительных сдвигов в развитии двигательных навыков, все же заметны некоторые существенные изменения в характере его движений. Независимо от того, отдыхает малыш или бодрствует, хаотичные судорожные подергивания возникают у него теперь лишь изредка, и создается впечатление, что он управляет движениями своего тела. Когда ребенка прикладывают к материнской груди, видно, что его поведение уже больше не зависит от безусловных рефлексов, возникающих при виде источника пищи. Теперь перед кормлением он сначала вертит головкой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать.

У двухмесячного ребенка сосательный рефлекс проявляется не только во время еды. Между кормлениями он будет сосать почти все, что попадет к нему в рот, — собственную руку, пустышку, уголок одеяла или мамин палец. Однако он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод. Когда ребенок сыт, он охотно сосет пустышку, но испытывая чувство голода, он будет упорно выплевывать ее и кричать.

Способность осознанно сосать большой палец руки является еще одним признаком развития, характерным для детей этого возраста. Раньше ребенок начинал сосать свой большой палец, если тот случайно попадал к нему в рот, когда палец выскакивал, младенец начинал кричать. Теперь, в возрасте двух месяцев, он делает это целенаправленно.

У ребенка все еще сохраняется сильный хватательный рефлекс, и вам нетрудно вложить ему в ладонь погремушку. По тому, как энергично он начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако он воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, который можно сосать, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства. Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, ребенок начинает значительно лучше контролировать движения головы. Как правило, в этот период дети уже могут, лежа на животе, поднять головку вверх, а когда их держат на руках в вертикальном положении, удерживать ее прямо в течение нескольких секунд. Самым сильным малышам удается, лежа на животе, даже приподниматься на руках и некоторое время сохранять такое положение.

Теперь движения рук и ног ребенка стали более активными. Во время игры он может поднимать руки над головой. Малыш научился переворачиваться с боку на бок. Он может поднимать и опускать руки и ноги в определенном ритме. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Хорошим примером, демонстрирующим способность ребенка изменять поведение в новых условиях, являются его успехи в пространственной координации движений. Обычно сначала ребенок изучает свою руку так, как если бы это была новая игрушка: он тщательно исследует ее, рассматривая пальцы и рукава распашонки. Постепенно он обнаруживает, что еще интереснее шевелить пальцами и двигать рукой в разные стороны. К концу второго месяца жизни ребенок уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредоточивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Двухмесячный ребенок способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. Он делает это с особым удовольствием, если предмет, за которым он наблюдает, двигается, или если вдруг оказывается, что это его старший брат или сестра. У большинства детей этого возраста, когда они находятся в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, малыш обернется в поисках источника звука.

В течение третьего месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Он становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, малыш обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Он перестает шевелить руками и ногами. Затем, обнаружив источник звука, он снова начинает двигаться.

Наконец, поскольку теперь у ребенка руки не сжаты в кулачок, у него появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Он начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем его мире.

Понимаем своего ребенка

К третьему месяцу жизни малыш уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо. Он приветствует улыбкой куклу Буратино, маску колдуна, бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрасте малыш также учится произносить звуки. Этот этап развития начинается с невнятного «лепета». Ребенок будет экспериментировать со звуками, произнося сначала «а-а-ее-ее» или «э-э», повторяя их снова и снова. Увлеченный этим занятием, он будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит.

Ребенок радуется, когда к игре присоединяются родители. Взрослый подражает — звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего двухмесячного ребенка. Когда он открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается. Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя.

Теперь малышу требуется от взрослых не только еда и комфортность. Рожок уже не может заменить разговоров, прикосновения родителей — смеха, пения и т. д. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с ребенком, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Не кутайте ребенка

Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.

Посадите ребенка в детское креслице

Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит. Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский стульчик или креслице.

Читайте также:  График ребенка в 2 месяц

Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть ему прямо в глаза.

Пойте, занимаясь с ребенком

Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Игры с братьями и сестрами

Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша.

Внимание, снимаем!

Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями — лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты.

Возьмите ребенка с собой

Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.

Время игр

Зрение

Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки

Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Иногда надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Кукла на руке

Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях — вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.

Игрушка, которая может пищать

Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

Кукла на пальце

Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.

Кукла-тарелка

Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой — печальную. Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.

Повесьте над кроваткой игрушки

Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются.

Разные фигурки

Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги. Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.

Папа вверх ногами

Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит папино лицо вверх ногами.

Разные картинки

Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.

Восприятие звуков

Потрясите погремушкой

Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение — потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры напевайте песенку.

Вверх и вниз

Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх. Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения.

Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).

Позовите ребенка

Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

Погремушка из консервных банок

Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки. Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами «погремушку». Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.

Ощущения

Погремушка

Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.

Разнообразные ощущения

Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка.

Упражнения

Прыгающий помпон

Положите ребенка на спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: «Сейчас упадет еще один помпон!» По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий помпон.

Упражнения для ног «под ариозо»

Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Арена для упражнений

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть он тренируется.

Повседневные дела

Время кормления

Условный сигнал

Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет, что означает этот сигнал.

Кресло-качалка

Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы воспользоваться им. Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и ребенку.

Теперь очередь папы

Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить малыша.

Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды (если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить ваши обязанности.

Время купания

Поплескаемся в воде

Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше познать окружающий мир.

Прекрасное отражение

Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши прикосновения, малыш больше узнает о себе.

Продолжается массаж

Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения — вот основной способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом, затем поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша.

Время пеленания

Настенный коврик

Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки, называя ткань каждого из них.

Читайте также:  Размер желудка ребенка 2 месяца

Посмотри в зеркало

Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя. Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.

Метелка из перьев

Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из перьев. Когда малыш будет раздет, ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его тела: «Я щекочу, щекочу носик», «Я щекочу, щекочу пяточки» и т. д.

Маленький боксер

Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе, глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его обстановку интересной и привлекательной. Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует ударить по нему рукой.

Время отдыха

Покатайся на мячике

Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение помогает успокоиться и заснуть.

Время для телевизора

Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.

Запишите на пленку голос своего малыша

Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может успокоиться и заснуть.

опубликовано 21/05/2007 12:46

обновлено 13/05/2011

— Педагогика и психология

Источник

Новорожденный – рассказывает доктор Комаровский

О новорожденных

Малыш считается новорожденным в первые 28 дней жизни. Так что говорить мы будем именно об этих четырех неделях. Сегодня вы узнаете, как оценивать здоровье младенца, как за ним ухаживать, во что играть и как не навредить ему своей заботой.

Большинство родителей допускают одну и ту же ошибку. Они усердно защищают новорожденного от внешнего мира, кутают его в четыре одеяла при малейшем сквозняке и кормят от пуза, даже если кроха капризничает и плюется. Продолжайте в том же духе и через три-четыре года столкнетесь с тем, что ваш ребенок будет постоянно болеть.

Исключение составляют недоношенные малыши и детки с врожденными патологиями. Им действительно нужен особый уход. Но сегодня мы говорим о малышах, которые родились в срок, и у которых нет никаких серьезных проблем со здоровьем.

Чтобы узнать, все ли в порядке с вашим ребенком, посмотрите в обменную карту. Ее заполняют в роддоме и выдают каждой мамочке при выписке. Обратите внимание на то, сколько баллов по шкале Апгар набрал ваш младенец при рождении. Такая шкала позволяет врачам быстро оценить состояние новорожденного (его сердцебиение, дыхание, рефлексы, мышечный тонус, цвет кожи). За каждый показатель ставят от 0 до 2 баллов. В результате получается сумма, которую указывают в обменной карте. Новорожденный абсолютно здоров, если по шкале Апгар у него стоит от 8 до 10 баллов.

Но разве могут убедить молодых родителей какие-то цифры? Стоит только малышу оказаться дома, как его начинает придирчиво рассматривать вся семья вплоть до дальних родственников. И вот тут-то и начинается паника. Выясняется, что он у вас слишком худой (полненький), очень часто (редко) плачет, чересчур вялый (дерганый), какой-то бледный (красненький). Призываю вас воздерживаться от подобных оценок, — говорит Евгений Комаровский. — Если ребенка выписали из роддома, значит, с ним все в полном порядке.

Мир глазами новорожденного

В первые дни жизни кроха видит и ощущает окружающую его реальность не так, как взрослые. Чем раньше вы это поймете, тем правильнее будете обращаться со своим малышом, — утверждает Комаровский.

  • особенности зрения

Не имеет смысла с первых же дней демонстрировать карапузу разноцветные игрушки, которые надарили вам родственники. Он их пока не может разглядеть. А вот черно-белые предметы простой формы его наверняка заинтересуют. Особенно если их поднести близко к личику и плавно водить ими из стороны в сторону. В первые дни жизни малыш реагирует на свет (жмурится, моргает, спокойнее ведет себя в полумраке). Лицо мамы он научится различать позже, примерно на втором месяце жизни.

  • особенности слуха

С первых же дней младенец все прекрасно слышит, поворачивает голову на звук, отворачивается при резком и громком шуме. Более того, новорожденный способен отличать человеческую речь от любых других звуков. Правда, малыш еще не в состоянии соотносить зрительные образы с шумом, который они издают. Даже если источник звука будет находиться прямо перед ним, он не станет искать его взглядом. Позволяйте грудничку детально изучить предметы, которые привлекают его своим видом. Постепенно он начнет связывать увиденное с услышанным.

  • особенности обоняния

Новорожденный реагирует только на резкие запахи (нервничает, отворачивается). Поэтому кормящим мамам лучше не пользоваться духами и ароматными кремами.

  • сенсорные особенности

Новорожденные крайне чувствительны к прикосновениям. Например, грубая ткань или активное растирание полотенцем приведут грудничка в состояние гипервозбудимости. Ощущение вашей кожи рядом или нежный массаж, наоборот, помогут ему задремать. Если вы начнете аккуратно водить по его телу кончиками пальцев или мягкой тканью, он успокоится. Если вы кормите малыша молоком, положите его ладошку на свою грудь. Он начнет кушать быстрее.

Язык тела

Если вы поймете, как работает организм младенца, это спасет вас от ненужных переживаний, а грудничка — от неправильного с ним обращения.

Легче всего новорожденного перегреть. Потовые железы у него еще не начали работать в полную силу. Поэтому в детской необходимо поддерживать температуру в пределах 18-20 °С, одевать грудничка по погоде, проветривать помещение, позволять младенцу по 2-3 минуты лежать голеньким, когда вы его переодеваете или меняете ему пеленки.

Часто малыши появляются на свет с повышенным мышечным тонусом. Такие новорожденные все время напряжены, их ножки сгибаются в коленях, кулачки непроизвольно сжимаются. Гипертонус вызван неразвитостью мышц. Для новорожденных это совершенно естественно, поэтому волноваться не стоит. Следуйте советам вашего педиатра, регулярно делайте крохе массаж и не опускайте руки. Вскоре младенец эти проблемы перерастет. Носовые ходы у грудничка пока еще слишком узкие, а к слизистым активно поступает кровь. В итоге вызвать у малыша кашель с насморком — проще простого. В легких накапливается слизь, в носу образуются сухие корочки. Младенец сопит, хрюкает, начинает плохо кушать. Чтобы этого не произошло, следите за влажностью в помещении. Она должна быть на уровне 70%. Периодически промывайте носик малыша физраствором.

Не перетапливайте детскую, даже если на улице мороз. Грудничку будет комфортно в прохладном, влажном климате.

Вас может напугать частое дыхание и сердцебиение новорожденного. Комаровский утверждает, что это совершенно нормально. Для правильного развития малышу нужен кислород в большом объеме. Поэтому грудничок дышит 30-60 раз в минуту, а его сердечко за это время сокращается 110-150 раз, доставляя кровь к каждой клеточке организма. К слову, из-за активного кровоснабжения царапины и ранки заживают на новорожденных с поразительной скоростью.

Самым большим изменениям в первый месяц жизни младенца подвергаются его пищеварение и нервная система. С каждым днем ребенок съедает все больше молока или смеси. Кишечник заселяется бактериями. В нем образуются первые ферменты. Из-за этого меняется цвет и консистенция детских какашек — от жидких и черных до кашеобразных и желтоватых. Нервная система малыша поначалу крайне чувствительна. Его ручки и ножки могут беспорядочно дергаться и даже трястись. Нарушение координации и тремор для новорожденного — нормальное явление, которое он со временем перерастет.

Развитие грудничка в первый месяц жизни можно проверить по рефлексам. Здоровый новорожденный умеет:

  • Хватать

Положите в детскую ладошку свой палец. Младенец его тут же сожмет.

  • Обнимать

Похлопайте малыша по попке и бедрам, когда он лежит на спине. Кроха выгнет спинку, раскинет ручки, а потом вернется в исходное положение.

  • Ползать
Читайте также:  Чем снижать температуру ребенку 2 месяца

Если у грудничка успела зажить пупочная ранка , положите его на живот. В таком положении кроха начнет толкаться ножками, словно пытаясь ползти.

  • Ходить

Так называемый рефлекс опоры проявляется у грудничка, если взять его за подмышки и приподнять над твердой поверхностью. Он упрется в нее ножками. А если вы его немного наклоните вперед, он начнет делать «шажки» ногами. При этом ножки могут перекрещиваться, что совершенно нормально.

Иммунная система младенца начинает формироваться с первых дней жизни. Поэтому доктор Комаровский увещевает родителей: лучшее, что вы можете сделать для укрепления иммунитета грудничка, — не мешать. Стерильная детская и тепличные условия приведут к тому, что вы получите хлипкое и болезненное чадо.

Что хочет от вас новорожденный? О своих потребностях кроха говорит одним способом — плачем. Капризничать младенец может по самым разным причинам: от мокрой пеленки до недомогания. Постепенно вы научитесь различать его интонации.

Ну а пока действуйте методом исключения. Грудничок заплакал. Подойдите к его кроватке. Не успокоился? Проверьте подгузники. Они чистые? Измерьте температуру, прощупайте живот. Если температура в норме (до 37,5 °С) и животик расслаблен, предложите чайную ложечку воды. И только потом дайте малышу покушать. Молодые родители часто пытаются успокоить малыша, заткнув ему ротик маминой грудью или соской. А ведь кроха может кричать совсем не из-за голода. Кормления по каждому писку могут привести к регулярным перекармливаниям, а в дальнейшем — к целой куче проблем со здоровьем. Особенно это актуально для детей-искусственников.

Уход за новорожденным по Комаровскому

В помещении, где новорожденный проводит большую часть времени, температура должна быть 18-20 °С, влажность — 50-70%. Установите в комнате термометр и увлажнитель воздуха. Вместо увлажнителя в помещении можно расставить посуду с водой.

Проветривайте помещение и каждый день делайте влажную уборку без химии.

Уберите из детской ковры, большие мягкие игрушки и другие «пылесборники».

Одевайте грудничка по сезону. Каждый раз на нем должно быть на один слой одежды больше, чем на вас. И это с учетом пеленки.

Постельное белье и одежда грудничка должны быть сделаны из натуральных тканей (хлопка, льна, шерсти) без химических красителей. Стирайте их детским порошком без добавок. Белье после стирки лучше еще раз ополоснуть.

В кроватке грудничка должен лежать жесткий матрасик. Подушка младенцу не нужна.

Купайте малыша ежедневно. Мыло и шампунь используйте раз в неделю. Если у него еще не зажила пупочная ранка, обтирайте грудничка влажной губкой или детскими салфетками.

Кормить малыша по требованию или по расписанию — решать вам. Однако доктор Комаровский рекомендует смешанный тип питания. Речь идет о том, что между приемами пищи нужно выдерживать промежуток в два-три часа. Однако если младенец начнет надрывно плакать и искать мамину грудь раньше, его можно покормить. Для детей на искусственном вскармливании Комаровский советует выбирать бутылочки с маленьким отверстием. Тогда младенец будет прилагать усилия к сосанию и не переест.

Ежедневно гуляйте с малышом, даже если он простыл. Прогулки нужно отложить только в том случае, если у грудничка высокая температура.

Каждый день делайте новорожденному массаж и занимайтесь с ним гимнастикой. Поглаживайте и похлопывайте его ручки и ножки, водите ладонью вокруг пупка по часовой стрелке. Как только пупочек крохи заживет, начинайте выкладывать его на живот.

Обрабатывайте пупочную ранку. Каждое утро умывайте личико малыша. По необходимости чистите ушки и носик. Подстригайте ногти ножницами с тупыми концами.

Успокаиваем новорожденного по Комаровскому

В первые недели жизни кроха учится переходить из фазы сна в фазу бодрствования. И в этом ему нужна ваша помощь.

Когда новорожденный находится в фазе активного бодрствования, он реагирует на звуки, его взгляд кажется сосредоточенным и осмысленным. Такие моменты — время для гимнастики, игр и общения с малышом. Только не утомляйте кроху длительными упражнениями. Он пока не может самостоятельно успокоиться и заснуть, даже если сильно устал. Следите за сигналами, которые подает вам ребенок. Он начал отвлекаться, крутиться, нервно дергать ручками и ножками? Значит, пора отдохнуть.

Успокоить новорожденного можно разными способами. Вашему малышу подойдут только некоторые из них. Выяснить, какие именно, получится только на практике:

  • Ходите по комнате, держа ребенка вертикально. Прижимайте его рукой к своему плечу.
  • Положите ребенка на руки горизонтально и плавно раскачивайтесь из стороны в сторону.
  • Держите кроху у плеча и ритмично похлопывайте по спине.
  • Сядьте на пол и положите малыша животом на свои колени. Ритмично двигайте ими из стороны в сторону или легонько хлопайте грудничка по попе.
  • Сядьте, возьмите ребенка вертикально, прижмите к себе и плавно раскачивайтесь вперед-назад.
  • Уложите грудничка в коляску и ритмично катайте ее взад-вперед.
  • Уложите ребенка в коляску или в слинг и выходите с ним на улицу.
  • Включите белый шум, колыбельную или классическую музыку.

Если младенец совсем не хочет спать по ночам, Комаровский рекомендует проявить силу воли. На следующий день не давайте грудничку высыпаться днем. Будите его. Удостоверьтесь, что ночью воздух в детской свежий и прохладный. Через пару дней сон малыша нормализуется.

Первые проблемы

Даже если вы создали для младенца оптимальные условия, у него могут начаться проблемы с животиком, глазками, дыханием, кожей. В некоторых случаях без помощи врача не обойтись. Срочно вызывайте скорую, если:

  • Малыш дышит с большими паузами, хрипит.
  • У него начались судороги.
  • Температура поднялась до 38 °С.
  • Начались приступы рвоты (срыгивания фонтаном).

Если младенец плачет и тужится после кормления, у него может быть запор. Следите за тем, как часто какает ребенок в течение дня (он должен делать это от одного до десяти раз в сутки). Обращайте внимание на консистенцию какашек. Они не должны быть твердыми. О том, как помочь грудничку покакать, читайте здесь.

Сыпь и покраснения на коже — первые признаки аллергии. Убедитесь, что вы соблюдаете в детской правильный температурный режим, регулярно подмываете младенца, вовремя меняете ему подгузник, ограждаете от аллергенов (пыли, химикатов, синтетики, «тяжелых» продуктов питания в рационе кормящей матери). Если малыш находится на ИВ, ему может не подходить смесь. Посоветуйтесь с врачом и при необходимости перейдите на гипоаллергенное питание.

Если веки у грудничка опухают, а в уголках глаз скапливается гной — покажите ребенка педиатру, чтобы исключить конъюнктивит.

Также дело может быть в непроходимости слезных путей. В этом случае специалист вам покажет, как делать массаж. Младенческие колики — страшный сон молодых родителей. Комаровский просит не преувеличивать проблему. Пищеварительный тракт и нервная система крохи развиваются, так что спазмы — вполне естественный и безобидный результат этих процессов. Да, вылечить колики невозможно. И не нужно. Они пройдут сами примерно через 12 недель. Зато вы вполне способны облегчить состояние новорожденного согреваниями, массажем и гимнастикой. Подробные рекомендации доктора Комаровского по борьбе с младенческими коликами ищите здесь.

Спокойствие мамы — здоровье грудничка

Между новорожденным и матерью сохраняется удивительная связь. Она ослабнет примерно через полгода после рождения, но до тех пор ребенок в буквальном смысле переживает все, что чувствует его мама. Если вы успеваете выспаться, в чаду домашних хлопот находите время на себя, если вы счастливы и здоровы, то и младенец будет радовать вас своими улыбками и спокойным сном. Если же вы изводите себя диетами, ни на секунду не отходите от детской кроватки, не спите ночами, ругаетесь с близкими — тут совсем другая история. Младенец охотно поддержит вас плачем, капризами и коликами. Кормить малыша, укладывать его спать, проводить гигиенические процедуры, выходить на прогулки и заниматься развивающими играми с грудничком нужно в хорошем расположении духа. Если вы вымотаны, лучше поручить заботу о ребенке родственникам, и в это время хорошенько выспаться.

С рождением малыша его мама должна стать самым оберегаемым членом семьи, — говорит доктор Комаровский, — ведь именно от ее настроения будет зависеть мир и покой в доме. Тогда и проблем, которые подстерегают родителей новорожденного на каждом шагу, станет значительно меньше.

Источник