У ребенка 3 месяца разные уши

Мой сын родился с «интересными» ушами

Именно так это объясняли в роддоме: «Какие уши интересные, покажитесь с ними сурдологу». Все.

Вместо обычных ушей с хрящиками у сына были мягкие мешочки кожи, слишком маленькие для ушей и без видимых снаружи слуховых проходов.

Игорь Краснощеков со своими родителями

Игорь Краснощеков со своими родителями

Тогда я видела вживую новорожденного ребенка впервые в жизни и не знала, какие уши бывают у детей. Особенностям сына значения не придала: косметический дефект, потом исправим.

Аудиоскрининг в роддоме Игорь не прошел, молоденькая медсестричка просто не знала, как вставить датчик в нестандартные сыновьи ушки. Позже мы узнаем, что слуховых проходов у Игоря просто нет.

«Еще успеется»

Но тогда мы этого не знали. Думали, что все легко и просто. И даже искали пластические операции на ушах в ближайших городах. Нашли какую-то клинику в соседнем нам Екатеринбурге, где оперируют уши. Операции стоили 70-110 тысяч рублей. «Смешные деньги», — подумали мы тогда, сняли с себя груз опасений и жили дальше. Знали, что сына надо было показать сурдологу, но то он маленький, то не до того… «Надо и надо, еще успеем».

На фоне всего случившегося у меня началась послеродовая депрессия. Материнство, такое желанное и долгожданное, не радовало вообще. Постоянно преследовало ощущение, что я ждала не этого и хотела не этого. Но честно признаться себе в том, что случилось в нашей семье, я не могла и увязала в этом состоянии все больше и больше. Конечно, не было даже и речи, чтобы показать ребенка профильным специалистам, дни тянулись один за другим, наполненные непонятным отчаянием и неопределенностью: что с сыном?

Визит к сурдологу родители Игоря долго откладывали, потому что думали, что его «интересные» ушки – просто косметический дефект

Визит к сурдологу родители Игоря долго откладывали, потому что думали, что его «интересные» ушки — просто косметический дефект

Информации о его особенности у нас не было никакой. Просто «нестандартные» уши.

«А может, все-таки что-то не так?»

Когда Игорю было 4,5 месяца, в одной из «мамских» групп нашего города задали какой-то вопрос про детские ушные болезни и подписчицы перенаправили его женщине, у которой, по их словам, «сын родился без ушка». Я зацепилась за это и написала ей.

Эта женщина, ее зовут Татьяна, перезвонила мне в самое ближайшее время. С этого дня начался наш путь за ушами.

Мы разговаривали с Татьяной довольно долго. Оказалось, у ее сына была такая же врожденная особенность, как у Игоря, только одно ушко было здоровым. Сначала она всячески успокаивала меня, что ничего страшного, что ее сын ходит в самый обычный детский сад, показала видео, как он читает стихи на детском утреннике. А потом попросила фото ушей сына и одернула меня: «У вас все не так. Игорь у вас не слышит, он двухсторонник».

Для родителей было шоком узнать, что Игорь не слышит

Для родителей было шоком узнать, что Игорь не слышит

Это было для меня шоком. Все это время этот вопрос волновал меня крайне сильно, слышит он или нет? Мы гремели над ним погремушками, хлопали в ладоши, когда он спал, проводили многочисленные тесты, найденные на просторах интернета, и всячески убеждали себя, что сын слышит… но так и не привели его к сурдологу.

И тут такое потрясение, что все-таки нет… а может, обойдется?

«Наш сын почти не слышит»

Вторым шоком стало то, что уши можно сделать. Мы знали, что оперируют и в России, и в Америке. Периодически в благотворительных сообществах всплывали счета из Америки для таких вот детей, и я всегда думала: «Почему вам в России не сделать операцию? Это ведь совершенно другие деньги!»

Но Татьяна упорно твердила про Америку. Мы с мужем эту мысль отвергли сразу, где мы найдем 12 миллионов для сына?

Но лед тронулся, и мы начали решать вопрос с ушами. Записались к сурдологу, пришли на прием, и опять двадцать пять: «Он сейчас вас не слышит». Как можно это определить по одному виду ребенка, не осмотрев его уши, я так и не поняла. И даже разозлилась.

У нашего сына есть небольшой ушной проход с одной стороны. Меня тогда поразило, что врач даже не прикоснулась к ребенку, просто заявив: «Но он будет слышать в слуховом аппарате на бандаже».

О слуховых аппаратах я слышать ничего не хотела. «Наш ребенок — нормальный, слышащий, он же реагирует на звуки, он поворачивается к нам, он играет музыкальными игрушками. Не нужны ему слуховые аппараты!»

Принять, что Игорю придется носить слуховые аппараты, родителям было непросто

Принять, что Игорю придется носить слуховые аппараты, родителям было непросто

О нашей проблеме мы тогда не рассказали никому. Весна, ребенок в шапке… Фото в соцсети мы старались выкладывать с ракурса, где уши сына не видны. Очень сложно было принять тот факт, что в благополучной семье, где к беременности готовились загодя, оплачивали медицинские расходы на частное наблюдение за будущей мамой и ребенком, могло случиться «такое».

Мы были не просто не готовы делиться. Мы себе не готовы были признаться, что что-то не так.

Дальше очень не спеша сделали сыну томограмму и КСВП. И по результатам оказалось, что у сына тяжелая тугоухость: III и IV степени. Нашлись и «позитивные» моменты. С одной стороны ушко было операбельно, там был небольшой слуховой проход, барабанная перепонка и все необходимые ушные косточки. Второе ухо оказалось неоперабельным.

Я уже не помню, как мы с мужем отреагировали на это. Мы вдруг осознали, опираясь на медицинское заключение, что не будет больше «у нас все хорошо». А будет — «наш сын почти не слышит». Но, несмотря на это, нам стало легче. Мы почувствовали, что идем в нужном направлении и что принять диагноз не так уж сложно.

«Где искать слуховые аппараты?»

Сурдолог сказала, что раньше 3 лет делать операцию бессмысленно. И что сыну нужны слуховые аппараты. Все.

Мы вышли из кабинета вроде бы с планом, но в растерянности. Где взять эти аппараты? Какие аппараты нужны? Как их настроить? Что вообще делать дальше?

Читайте также:  Почему у ребенка истерика в 3 месяца

Приехав домой, я начала искать в интернете магазины, чтобы купить ребенку слуховые аппараты. По опыту работы до декрета я была знакома с тендерами и приготовилась провести свой собственный тендер, сравнить модели и цены, выбрать лучший и купить его для Игоря.

Но все оказалось иначе. Если не знаешь, где искать, какие искать, то ты словно ищешь иголку в стоге сена. А мы получили от сурдолога информацию только о том, что это должны быть аппараты костной проводимости и на бандаже.

Помню, как я сидела и ревела от осознания своей никчемности: ребенок почти не слышит, у меня есть деньги и есть интернет, а я не могу ничего найти! Совсем. На работе муж тоже шерстил сайты и тоже впустую. Мы оказались в тупике.

«Как мы оказались в МастерСлухТМ»

А потом нам перезвонили из курганской клиники МастерСлухТМ и сказали, что готовы подобрать, приобрести и настроить для нашего ребенка аппараты, и пригласили на прием.

Прошла буквально неделя, и 23 июля 2019 года, в полных 9 месяцев Игорю впервые надели «ушки». Услышав звуки с помощью слуховых аппаратов, он испугался и заплакал. Я поняла, что до этого времени 9 месяцев внутри меня и 9 месяцев снаружи он прожил почти в полной тишине.

И началась реабилитация…

В 9 месяцев для Игоря подобрали и настроили слуховые аппараты

В 9 месяцев для Игоря подобрали и настроили слуховые аппараты

К тому моменту я уже вела блог в «Инстаграме». Он был на «легкие» материнские темы. В тот день, когда мы приехали домой с «ушками», я решилась рассказать всем про нашу непростую ситуацию.

Мой блог — это вообще отдельная история. Решиться на него было сложно. Ведь это означало, что мы публично признаемся: у нас родился ТАКОЙ ребенок. Но решиться было надо.

С каждым постом про сына я принимала ситуацию. Эффект был ошеломляющий! Людям понравилось читать про Игоря. Они были рады его успехам. Они рыдали над видео, как ему впервые надели слуховые аппараты. Ни слова осуждения, только поддержка! Это воодушевляло рассказывать о нас дальше.

Но я завела блог не только для того, чтобы принять ситуацию. К тому времени мы с мужем все же решили, что будем оперировать ребенка в Америке. Блог должен был стать площадкой для благотворительного сбора средств на лечение сына. И пусть 12 млн рублей — огромные для нас деньги, но мы поверили, что справимся. В «Инстаграме» мы познакомились с такими же семьями, которые уже прошли путь «за ушами» и сняли детям слуховые аппараты после восстановления слуха. У нашего сына тоже есть шанс, что он будет слышать сам.

В год сын начал активно гулить, в 1,2 сказал первые слова. Мы запланировали поездку на консультацию к американским хирургам в мае этого года.

Сейчас Игорь активно развивается и общается с окружающими

Сейчас Игорь активно развивается и общается с окружающими

В ожидании операции мы активно реабилитируем сына: он занимается с сурдопедагогом и в школе раннего развития, общается со сверстниками. Благодаря своему блогу я больше не боюсь. Наоборот, рассказываю о слуховых аппаратах как о техническом чуде. Людям нравится Игорь, он растет очень ярким и коммуникабельным ребенком.

Мамам таким же, как я — опасающимся чужого слова, нерешительным, не знающим, что и как делать дальше, — я советую искать единомышленников. И выходить из тени своих страхов. Я сама с удовольствием общаюсь с «особенными» мамами, и это еще одна миссия моего блога: показать, насколько удивительные у нас дети и что у них все обязательно будет хорошо.

Женя Краснощекова, мама Игоря Краснощекова. Мой блог в Instagram.

Источник

Интервью с неврологом

Невролог — один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни — проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду — это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди — хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Читайте также:  Не переваривается молоко у ребенка 3 месяца

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений — для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма — спать минимум по часу-полтора на дневном сне, шесть часов подряд — ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно — промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30-40 минут — это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2-3 часа. Если спит больше — это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите — в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко — и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея — асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное — заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей — это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно — они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время — и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, — это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) — это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

Читайте также:  Ребенку 3 месяца сопли и хрюкает

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность — рекомендую снять приступ на видео — так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека — налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и — самое главное — нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы — по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) — УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия — смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Источник