Тест ребенок 4 месяца
Содержание статьи
Тесты развития ребенка: 4-6 месяцев
15 октября 2011
Координация движений
Основная задача второго триместра внеутробной жизни — научиться координировать движения глаз и рук. Поэтому будьте внимательны к тому, что сказал вам офтальмолог во время очередного визита в поликлинику. По крайней мере, не считайте посещение окулиста чем-то не важным, что можно отложить на «потом».
Если у малыша будут выявлены нарушения зрения, обязательно поинтересуйтесь не только, что нужно делать для коррекции, но и как заниматься с крохой, чтобы зрительные дефекты не повлияли на общее психическое развитие. Если врачи в поликлинике не смогут вам помочь, обратитесь к специалистам центров раннего развития или коррекционной педагогики, чтобы в будущем избежать диагноза «задержка психического развития»…
Ребенку четыре месяца
В четыре месяца ребенок уже умеет лежать на животе. Голова и плечи подняты над поверхностью, опора на ладони. Малыш внимательно с интересом разглядывает все вокруг, прислушивается, ощупывает то, что подвернулось под руку.
Четырехмесячный кроха прочно удерживает погремушку в руке, ощупывает, рассматривает игрушку. С висящими над кроваткой или шезлонгом игрушками может заниматься довольно долго — от 5 до 15 минут. Явно выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки. Может проследить глазами за движением игрушки из одной стороны в другую.
Когда ваше чадо пребывает в хорошем настроении, подержите возле его рук мячик. Младенец начнет водить по мячу рукой. Движения его медленны, и он чрезвычайно внимателен к ним. Если положить мяч в кроватку или манежик около ног ребенка, кроха сможет отталкивать мячик, чтобы тот ударился о бортик и возвращался обратно.
Младенец узнает мать, радуется при ее появлении. Громко гулит и смеется при общении с взрослыми. Порой малыши великолепно интонируют звук разговаривающего с ним взрослого, гуля и агукая в том же темпе, громкости и ритме. Если вы разговариваете с ребенком, а затем прекращаете контакт, малыш реагирует на это негативно. Начинает плакать, смотрит вслед и т.д. Когда вы явно даете понять, что сейчас возьмете кроху на руки, он напрягается, пытаясь подтянуться и «подпрыгнуть» всем тельцем, возникает двигательное оживление.
Проведите следующий эксперимент. Ребенок лежит на спине. Вы размахиваете погремушкой в непосредственной близости от кроватки, но несколько ниже ( чтобы малыш не мог видеть игрушку ), а потом с другой стороны показываете младенцу погремушку ( она не находится в направлении взгляда крохи ). После того как ребенок повернется то туда, то сюда, он окончательно устремит взгляд в сторону игрушки, если его больше привлекает то, что можно видеть, и сосредоточится на звуке, если интерес представляет то, что можно слышать.
Ребенку пять месяцев
Если ребенку дать в руку погремушку, он будет очень внимательно ее изучать. А цветной предмет будет рассматривать дольше, чем бесцветный. Игрушку, особенно круглую, вроде мячика малыш может захватить обеими руками, при этом пальцы растопырены или сжаты в кулачок.
Из положения на спине ( поддержите верхнюю часть туловища ) ребенок стремится подняться, причем голову не только удерживает, но и пытается поднять выше. Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук. Если вы поставите малыша на ноги, он будет стоять ровно при поддержке, а из положения «лежа на спине» сможет перевернуться на живот.
Когда вы носите ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Удерживает погремушку так крепко, что отобрать ее довольно трудно.
Хорошо различает близких и чужих, строгий и ласковы тон. Возникает начальное понимание обращенной речи: младенец прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию.
Может подолгу произносить певучие гласные ( «а», «э», «ю», «я» ), пытается повторят звуки, подражая взрослому. В речи крохи появляется первый слог «ба» или «ма». Ребенок громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.
К полугоду малыши начинают покорение вертикали. Лучшей помощью в этом нелегком деле будут маленькие гимнастические кольца или турничок, подвешенные над кроватью, в манеже, или просто над тем местом на полу, где ваше чадо в основном бодрствует.
В пять месяцев ребенок уже пытается сам сесть, садится при незначительной поддержке, а в положении сидя при боковом наклоне тела держит голову прямо. Однако не стоит сажать кроху «в подушки», как бы вам этого не хотелось! Лучший вариант — все еще шезлонг, где малыш находится в положении «полулежа»!
Имейте в виду, что подавляющее большинство детей сначала научаются твердо стоять и ходить у опоры, а потом уже садятся — именно при таком «раскладе» вы сможете избежать искривления позвоночника и смещения органов малого таза у младенца.
На пятом месяце при вашем посредничестве ребенок может познакомиться с самим собой в «полном объеме». Речь идет об «игрушке», которая будет приковывать внимание малыша и вызывать восторг в течение… всей последующей жизни. А именно о зеркале.
Первое знакомство с этим удивительным предметом желательно провести на руках у мамы или папы — взрослый все покажет, объяснит, а когда смотреть на себя надоест, займет другой игрушкой. Через недельку вполне можно оставлять кроху с зеркалом наедине.
Нынче продаются множество игрушек с маленькими зеркалами. Они забавны, но малышу вряд ли понравятся. Ведь в этот крошечный кружочек видно глаз, ухо, нос, максимум — пол лица. А карапузу надо видеть себя во весь рост.
Поэтому гораздо лучше, если вы предоставите сынишке или дочурке возможность лицезреть себя в большом зеркале, которое можно укрепить на стене напротив кроватки или над полом у игрового уголка. А чтобы малыш случайно не разбил зеркало, воспользуйтесь специальной пленкой, которую вы без труда найдете в отделах товаров для безопасности младенца.
Кстати, отсутствие интереса к собственному лицу и отражению — признак тревожный. Если малышу уже полгода, а лицо — свое, мамино, бабушкино — его так и не заинтересовало, обязательно скажите об этом врачу во время визита в поликлинику.
Ребенку шесть месяцев
Ребенок в шесть месяцев выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда. Если держать погремушку на расстоянии 25 см от личика малыша, он будет смотреть на погремушку, потом на окружающие предметы, явно выделяя взглядом погремушку.
Если предложить ребенку бутылочку ( грудь ) и игрушку, его реакции будут различны: при виде бутылочки кроха открывает рот и совершает сосательные движения, а на куклу реагирует радостным комплексом оживления.
Если ребенок находится рядом во время вашей трапезы, он начинает проявлять интерес к содержимому взрослых тарелок. Это первый сигнал о возможности введения педагогического прикорма. При введении прикорма малыш легко учится есть с ложки и пить из чашки. Самое время переходить от бутылочки к поильнику!
Разговаривая с ребенком, меняйте выражение лица — от ласкового до сердитого. Малыш реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т.д. Появляются первые признаки лепетной речи — карапуз даже может произносить отдельные слоги.
Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом оживления.
Малыш будет оказывать сопротивление, если взрослый попытается отобрать заинтересовавшую кроху игрушку. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия, плаче, морщении личика или носика, сучения ножками.
Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, умеет переворачиваться с живота на спину.
Проблемы первого полугодия
безразличие к кормлению, человеческому голосу и игре;
подергивание лица и рук;
постоянное нарушение сна;
отсутствие или вялость реакции на свет и звук.
Если наблюдается хотя бы один симптом, необходимо срочно обратиться к специалисту!
Источник
Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?
Новоиспеченные родители сверяют развитие ребёнка в 4 месяца с утверждёнными нормами. Любые изменения в поведении первенца подмечаются и делятся на «хорошо» и «плохо». Перед тем, как стремглав бежать к педиатру, разберитесь, что считается нормой, а что он ещё может не уметь, и когда по-настоящему нужно беспокоиться.
Содержание:
Физическое развитие
Первый год жизни малыша старайтесь уделять всё свободное время не домашним заботам, а новому члену семьи.
Физические способности
Малыш самостоятельно или с поддержкой взрослого переворачивается на живот или с живота на спину. Ощупывает всё, что попадётся под руки, а если ничего нет, облизывает пальцы, пытается ртом дотянуться до ножки или кусает кулачок. На фоне того, как появляются новые физические возможности, исчезает гипертонус ножек. Он активно ими дрыгает и пытается перенести на них вес всего тела.
Появляется активное слюноотделение, как ответ иммунной системы на вторжение микробов, попадающих в организм вместе с предметами, которые малыш тянет в рот. Это неконтролируемый физиологический процесс.
Отличия мальчиков и девочек
Не забывайте про разницу между полами. В младенчестве девочки опережают мальчиков в развитии. Норма — отставание между ними в 4 недели. Также отличается их вес и рост.
Физическое развитие ребёнка в 4 месяца:
Показатели | Мальчики | Девочки |
Вес | 5,5-6,7 кг | 5,4-7,0 кг |
Рост | 58,7-64,5 см | 58,4-64 см |
Окружность головы | 41,5 — 42,5 см | |
Окружность грудной клетки | 43-44 см |
⠀
Учитывайте, что индекс массы вычисляется по сложной формуле. Индекс массы тела представляет собой отношение массы тела (кг) к длине тела в положении лежа или росту в положении стоя (м). Если малыш рослый, то он должен много весить, и наоборот. Вес напрямую зависит от роста.
Ребёнок большую часть времени всё ещё проводит в кроватке или на руках родителей, поэтому растрачивает мало энергии, из-за чего быстро набирает вес. С дня рождения он в среднем набирает 3 кг и вырастает на 10 см.
Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?
Основные движения:
- переворачивается на живот;
- сгибает руки в локтях;
- тянется одной рукой в сторону заинтересовавшего предмета;
- лёжа на спине, отрывает голову и плечи от поверхности или хватается за пальцы взрослого, пытаясь подняться;
- лёжа на животе, запрокидывает голову назад в попытке рассмотреть предметы перед собой;
- может держать мяч ногами или дотрагиваться одной стопой до другой;
- тянется до бутылочки или груди мамы во время кормления.
На 4 месяц жизни в приоритете координация движения глаз и рук.
Рефлексы
Рефлексы, которые постепенно теряют дети:
- хватательный — благодаря этому рефлексу новорождённые обезьянки крепко держатся за шерсть мамы. К 3-4 месяцам этот рефлекс замещается умением брать что-нибудь в руки, подстраивая ладонь под размер предмета;
- защитный (если вы положите ребёнка на живот, он рефлективно выполнит поворот головы, чтобы не задохнуться, со временем рефлекс замещается уверенным держанием головы);
- поисковый (особенно заметен за 30 минут до кормления — при надавливании на середину губы открывается ротик в поисках соска или бутылочки, со временем этот рефлекс перерастёт в навык открывания рта при поднесении ложки);
- хоботковый (при лёгком ударе пальцем по губам, происходит их вытягивание хоботком или трубочкой);
- ладонно-ротовой (при надаваливании большими пальцами на ладонь, ребёнок поворачивает голову к этой ладони и открывает рот. Тревожными звоночками может являться то, что данный рефлекс не исчезает в 4 месяца, в этом случае лучше посетить невролога, так как это может стать причиной задержки речевого развития или же признак поражения ЦНС).
Каждый исчезающий рефлекс замещает новый навык с более сложной реакцией и поведенческим комплексом. Может сохраняться шаговый рефлекс, при котором малыш пытается становиться на ножки в момент, когда его удерживают в вертикальном или слегка наклонённом вперёд положении. Если он слышит резкий звук или удар по поверхности возле него, то проявляется рефлекс Моро. Оба эти рефлексы могут частично оставаться или уже полностью отсутствовать. И в том, и в другом случае это не считается отклонением.
Интеллектуальное развитие
Когда первый триместр позади, младенец начинает активно интересоваться окружающими предметами. Поддерживайте проявляющийся интерес, отправляясь с ребёнком на «экскурсию» по дому. Показывайте ему и давайте подержать различные предметы, проговаривая их названия. Пролистывайте вместе с ним первые книжки с картинками. Пока активно развивается слух напевайте песенки или рассказывайте разные истории.
Последние исследования ВОЗ (2019 г.) рекомендуют для обеспечения психического здоровья ребёнка:
- заниматься разнообразными способами физической активности (игра на полу, взаимодействие со взрослыми);
- не оставаться в ситуации ограниченной подвижности более 1 часа подряд во время бодрствования (в колясках, детских шезлонгах, автокреслах);
- не проводить время у экранов, а лучше заменить такое свободное время общением с взрослыми;
- получить 12-16 часов качественного здорового сна (ночной+ дневные сны).
Соблюдение данных рекомендаций позволит вырастить психологически и интеллектуально здорового ребёнка.
Психоэмоциональное состояние
На 4 месяце жизни ребёнок начинает лучше ориентироваться в пространстве и узнавать знакомые лица. При встрече с близкими он расплывается в улыбке, активно шевелит руками и ногами, издаёт раздельные бессвязные звуки, чтобы выразить свою радость. Он уже может определить, кто из окружающих мама. От него можно услышать не только отдельные звуки, но и краткие слоги, отдаленно похожие на произношение «ма», «па» или «ба». Слово «мама» он, конечно, ещё не говорит, но взрослые видят в его звуках первые зачатки членораздельных слов.
Кроха ярко выражает эмоции, и родитель может отличить их. Сразу понятно, когда ребёнок радуется, сердится или чего-то боится. В течение дня он активно проявляет интерес к своим рукам и ногам и замирает на секунду, когда кто-то произносит его имя. Воспринимает музыку и оборачивается в сторону, откуда доносится голос или источник звука.
К 4 месяцам зрение малыша становится похожим на зрение взрослого. Ребёнок различает красный, синий и жёлтый цвета, но утомлять его глаза и нервную систему разноцветными игрушками не нужно.
Сон, питание и распорядок дня
В возрасте 4 месяцев ребёнка держат на естественном вскармливании, а если оно невозможно, то готовят молочную смесь и начинают давать понемногу овощного пюре или каши. Прикорм нужно вводить после рекомендации педиатра, давая в начале не больше 1 чайной ложки пюре в сутки. Прикорм увеличивают каждый день, доводя до 100 г в сутки.
Частота приёмов пищи постепенно сокращается. Достаточно 5-разового естественного кормления с последним приёмом молока в 20:00 или 21:00 или 6-разового кормления молочными смесями с интервалом в 3-3,5 часа между приёмами пищи. После вечернего «перекуса» малыш спокойно спит до 10 часов.
В основном дети постепенно перестраиваются на новый график питания. Переходный период может затянуться до 5-6 месяцев. В этом время они просыпаются по ночам, чтобы покушать. Не игнорируйте их потребности, но вместо грудного молока или молочной смеси давайте детский чай или разбавленный сок. Со временем они привыкнут к новому кормлению и будут спать до утра.
В 4 месяца ребёнка нужно учить, когда время для бодрствования, а когда для сна. В этом возрасте нужно придерживаться строго определённого графика. Не нужно соблюдать расписание поминутно, достаточно изо дня в день повторять одну и ту же последовательность действий.
Ежедневно кроха должен:
- летом находиться на свежем воздухе не менее 3-4 часов в сутки, зимой — 1-2 часа. Прогулки укрепляют иммунитет и позволяют изучать окружающий мир;
- слышать голос родителей, читающих короткие стишки или поющих песни;
- играть с несколькими погремушками, различающимися формой, цветом или издаваемыми звуками;
- заниматься гимнастикой после побуждения или в обед;
- купаться в ванночках с травяными отварами, хвойными экстрактами или морской солью. Любые добавки нужно вводить с разрешения врача.
Приблизительно придерживайтесь следующего распорядка дня:
Время | Занятие |
7:00 | Подъём, умывание и кормление |
7:30 | Игры в кроватке |
8:00 | Сон |
9:30 | Кормление и бодрствование |
10:30 | Прогулка на улице, во время которой ребёнок может заснуть |
12:00 | Кормление и гимнастика |
14:00 | Прогулка на улице со сном |
16:00 | Кормление, игры со взрослыми или прослушивание музыки |
18:00 | Сон |
19:00 | Малоподвижные игры и общение со взрослыми |
20:00 | Кормление, купание и подготовка ко сну |
21:00 | Ночной сон |
01:00 | По требованию питье чая или компота (желательно, без сахара) |
⠀
Если к распорядку дня можно приучить малыша, то питание и сон зависит от физиологии. Дети, рождённые раньше срока или рождённые в срок, но в большом весе, могут отставать от сверстников.
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский рекомендует больше играть и говорить с ребёнком, меняя интонацию, громкость и темп речи. Он уже начинает осознавать себя среди окружающих и распознавать мамин голос. Включайте разную музыку и давайте играть с музыкальными игрушками. Поощряйте малыша, если он проявляет интерес к окружающим предметам. Посмотрите видео Комаровского на эту тему.
Отклонения, которые должны вызвать тревогу
Появление новых рефлексов и навыков у детей происходит индивидуально, а не строго по графику. Переживать нужно, если они не появляются через 1,5-2 месяца после достижения 4 месяцев. Обращайте внимание на следующие факторы:
- ребёнок не охотно двигается, в основном лежит и не переворачивается на бок;
- не умеет держать голову;
- вместо гуления продолжается крик с периодами молчания;
- не обращает внимание на появление новых звуков или включившейся музыки;
- не проявляет никаких эмоций при виде матери или её голоса;
- улыбка появляется редко и скорее произвольно, без повода;
- нет интереса к окружающим предметам и своему телу.
Отклонения от нормы могут быть замечены близкими или педиатром на плановом осмотре. Если малыш не может делать то, что должен уметь в этом возрасте, обратитесь к врачу. Он направит на консультацию к неврологу.
Как помочь в развитии и не навредить своему ребёнку?
Узнайте, что должен уметь ребёнок в 4 месяца и помогите ему развивать формирующиеся навыки. Во время игр, даже если он «качает» пресс, пытаясь приподняться, не давайте ему садиться. Слабый позвоночник не выдержит такой нагрузки, к тому же девочкам положение сидя в этом возрасте строго запрещено из-за риска неправильной закладки матки, а впоследствии проблем с зачатием и родами. Целенаправленное желание присесть формируется к 5 месяцам. До того займитесь массажем, укрепляющим мышцы.
Возраст 4 месяца позволяет развивать:
- мелкую моторику;
- координацию движений;
- зрительную память;
- внимание;
- развитие речи.
Время бодрствования увеличивается, и его можно провести за совместными играми.
Координацию движений можно развивать с помощью подвешенных над кроваткой мячиков или погремушек. Они должны висеть достаточно низко, чтобы малыш смог пинать их при подъёме ножек. Если нет возможности подвесить, то поставьте в кроватку неваляшку или положите мячик.
Развивая слух и внимание, можно параллельно удовлетворить потребность ребёнка ощупать всё вокруг. Давайте малышу играть с клавишными музыкальными инструментами. Игрушечное пианино, издающее разные звуки при нажатии клавиш, доставит много радости. Такая игра научит ребёнка связывать звук с движениями пальцев.
Используйте предметы разной формы и текстуры для развития мелкой моторики:
- Возьмите кубики или шарики небольшого диаметра. Подкладывайте их под ручки, следите, чтобы пальчики обхватывали всю поверхность предмета.
- Давайте крохе гладкие, шероховатые, мягкие, твёрдые, пушистые и слегка колючие предметы. Оглянитесь вокруг — вас повсюду окружают перечисленные предметы. Купите тактильные мешочки в магазине или сделайте их сами, наполнив мешочек из ткани гречкой, фасолью, горохом и другими крупами. Их можно использовать в играх и массаже.
Развитый навык узнавания звуков можно закрепить их повторением. Привлеките внимание крохи звоном колокольчика, а потом словесно повторите прозвучавший звук. Так вы заложите фундамент для произношения звуков и слогов.
Родители должны знать, что должен уметь ребёнок в 4 месяца, чтобы быстро отреагировать в случае, если он запаздывает в развитии. Если уже пошёл первый день 5 месяца, то паниковать рано, а вот когда время перевалит за полгода, то пора бить тревогу.
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
Источник