Техники засыпания для ребенка 4 месяца

Техника самостоятельного засыпания.

Давно хотела систематизировать себе, на всякий случай, вот собралась. Мы использовали технику с 2-х месяцев. Нам помогло. За три дня дочь стала спать сама. Может кому-то поможет, а может кто уже пробовал, пишите!

Добавлено: Методика придумана не мной, но мною неоднократно отработана успешно и мягко. Я считаю, что универсальных рецептов нет, все детки-мамы-обстоятельства разные, и любую методику можно подстроить под себя. Это если есть желание. Комментарии типа «сама дура, изверги и прочее, прошу писать подробно с обоснованием своей позиции, в противном случае, я оставляю за собой право в подобной форме прокомментировать ваши жизненые принципы.

Итак вот все на эту тему.

Есть несколько стратегий, и в каждой технике есть отличия для деток разного возраста. Каждая рассчитана на уровень развития ребенка. Неважно, какую стратегию выберете вы, так как каждая направлена на то, чтобы научить ребенка засыпать самостоятельно.

Ту технику, которую я использую сейчас, я опишу чуть позже по мере возможностей и времени, а сейчас я напишу перевод другой техники — она тоже очень действенная и используемая, но та, что используем мы — более мягкая на мой взгляд, менее травматичная для мамы и малыша.

Общее для всех техник, что я нашла (чтобы не останавливаться на этом каждый раз при описании новой стратегии):

— не все детки изначально владеют механизмом засыпания «сам по себе» — те нужны титя, укачивания, поглаживания и прочее (а с возрастом привыкают надеяться на, скажем, качание, а мы этому способствуем из лучших побуждений). У меня Катерина даже если и сверх устанет — будет рыдать и все, а заснуть не догадается. Эти техники как раз и направлены на то, чтобы научить деточку самостоятельно, без помощи извне, в любой ситуации (дома ли в постельке, в кафе,в парке…), в момент усталости просто угомониться, при/лечь и спокойно заснуть;

— режим после 3 месяцев (в связи с изменениями пищ. системы) должен быть таким «сон-еда-игра», а не «игра-еда-сон», как это происходило раньше (как же хочется, чтоб детка на тите отрубалась — а, оказывается, уже не тот возраст, чтобы это было на пользу);

— во время выполнения техники избегайте глазного контакта с деткой и разговоров (или реплик, обращенных к нему): иделально уложить ребенка спинкой к себе, если он повернется — в буквальном смысле отвернуть голову (продолжая при этом похлопывать его, петь колыбельную и проч.); в общем —

— для всех техник вам понадобятся: часы, много терпения, немножко твердости и полная уверенность, что вы делаете это на благо своему ребенку. Поясню про твердость: почти наверняка привыборе любой техники детка будет немного плакать. Это ужасно, я понимаю, и я всегда была (и остаюсь) противницей пустого, беспомощного, обиженного плача. Но очень важно, что здесь не будет брошенного одинокого ребенка, детка всегда будет чувствовать пристутствие и поддержку мамы. Нужно четко придерживаться правил стратегии (в частности, не поддаваться жалости, быть уверенным в своих действиях и помнить, что вы таким образом очень помогаете своему ребенку) и тогда она заработает очень быстро. Чем спокойнее и уверенее в своих действиях будете вы — тем легче и быстрее пойдет ваша совместная работа. Специалисты этих техник дают максимальное время на выработку спокойного отхода ко сну — 3 недели. Я заметила выраженный, четкий результат уже на второй день (ТТТ). Плач у деток прекращается очень быстро. Действовать по технике нужно одинаково и для дневного сна, и для отхода к ночному, и во время ночных просыпаний.

-!!! никогда не начинайте курс, если вы сами находитесь в стрессе (усталость, размолвка с партнером…), или если у вас на данный момент очень плотное расписание, или если детка болеет, режутся зубки и прочее. Если такая ситуация возникает после начала введения техники (скажем, режутся зубки), приостановите использование техники, вернитесь к своему привычному поведению (укачивание на руках и прочее — что вы практиковали до того). После устранения причины стресса (, например, зуб прорезался полностью) выждите еще 2-3 дня и приступайте к использованию техники с самого начала.

Прежде чем перейти непосредственно к техникам, немного информации о циклах сна, режиме, sleep needs (сколько сна необходимо) и признаках усталости ребенка.

Циклы сна. У нас у всех есть определенные циклы сна; у взрослых полный цикл составляет примерно 90 минут, а у грудничков — около 40 (от себя из другого источника: 0-3 месяца — 40-45 минут, 3-6 — до 60 минут, старше 12 месяцев — около 70-80 минут). В течение каждого цикла мы проходим фазу быстрого, кативного , поверхностного сна (REM) и фазу NON-REM — глубокого сна. Некоторые детки могут проскакивать REM и оказываться погруженными в фазу глубокого сна очень быстро, большинству же требуется более долгое время, вплоть до 20 минут. Все мы просыпаемся в течение ночи после фазы глубокого сна и, если нет ничего нас побеспокоившего в этот момент (громкие звуки, ощущение, что замерз-жарко и т.д.), то мы снова засыпаем, погружаясь фазу легкого сна. Мы даже не помним о таких просыпаниях.

Sleep needs. Когда ребенок становится страше, его потребность во сне уменьшается, а период бодрстований — увеличивается.

примерно

6 недель — бодрствование около 1 час — последующий сон в течение 2-3 часов

12 недель и старше — 1,5-2 часа бодрствования — 2-2,5 часа сна

после 20-22 недель — 2-2,5 часа — 2-2,5 часа сна

после 6-8 месяцев — 2,5 часа бодрствования и сон 2-3 в течение дня в течение 1,5-2 часов.

Более старшие детки продолжают спать 1 раз в день до достижения 3-4-летнего возраста.

Режим ребенка.Предлагается следующий режим дня — это очень немаловажно:

СОН-КОРМЛЕНИЕ-ИГРА.

Отрегулируйте режим вашего ребенка так, чтобы кормления приходились сразу после сна. Если ребенок кушает непосредственно перед сном, у него вырабатыветсмя ассоциация между кормлением и сном, и когда ребеночек просыпается во время фазы REM (неважно — днем это или ночью), то он ожидает очередное, пусть и короткое кормление.

Читайте также:  Ребенку 4 месяца таблица

Признаки усталости.

Детки показывают, когда они устали. Это может быть: потирание глаз-носа, снижение активности. снижение концентрации и/или координации при играх, характерные капризные звуки, гримасы, дергания руками-ногами, сжимание кулачков, зевание — в общем, наблюдательная мамочка наверняка знает эти признаки для своего ребенка.

Основные приготовления перед выполнением любой техники:

— будьте уверены, что вашему ребенку сейчас комфортно — нет давящих одежек, ребеночек сыт, в помещении нужная температура, попка в чистом памперсе (в процессе выполнения техники памперс меняется только, если ребенок накакал — на мокрый памперс не отвлекаемся (это важный момент)) и т. д.

— отходу ко сну — дневному или ночному — должен предшествовать период спокойных занятий («замедляем» ребенка). Это могут быть поглаживания, спокойная сказка, легкий массаж, принятие ванны.

— положите детку в постель, пока она еще не спит. Избегайте засыпания ребенка на ваших руках (при укачивании например) или «на груди» — после перекладывания в постельку и просыпания в фазу быстрого сна, ребенок будт ожидать, что он до сих пор находится в ваших руках и будет нуждаться в вашей помощи, чтобы снова заснуть.

— если вашему ребенку проще засыпать спеленутым (очень активные ручки, например, или слишком силен рефлекс запрокидывания рук) — несильно спеленайте его поверх одежды. Лучше всего спеленать ручки согнутыми в локотках (кисти близко к личику), чтобы детка могла при желании сосать свои лапки.

— если ребеночек не любит быть спеленутым, можно плотно подоткнуть со всех сторон одеяло.

ТЕХНИКА KARITANE ДЛЯ ДЕТОК возраста 4-7 МЕСЯЦЕВ.

1. Уловите появление признаков усталости.

2. Проведите минут 5-10 (по состоянию ребенка) в спокойных занятиях с деткой.

3. Положите детку в кровать в предпочитаемую ею позу, при необходимости — укройте.

4. Недолго похлопывайте (поглаживайте, слегка покачивайте одной рукой — выберите только одно движение) и произнося что-то успокаивающее (звук «чшшшш-чшшшшш», колыбельная…). Выйдите из комнаты.

5. Если ребенок расплакался (в момент вашего отсутствия) — дайте ему поплакать в течение 1-3 минут (от себя: прямо лучше засечь по часам, так как это очень успокаивает нервы, тем, что ты тоже чем-то занят, и дает время снова проговорить про себя, что все это направлено в первую очередь на помощь детке).

6. Вернитесь в комнату и повторите похлопывания (т.е. выбранное вами движение), покачивание кровати, пение колыбельной в течение 3 минут.

7. Снова покиньте комнату на 3 минуты. Если кажется вам слишком долгим, находитесь вне пределов комнаты сначала одну минуту, в следующий раз 2 минуты, в следующий — 3 минуты.

8. Некоторым деткам, когда они спят, очень помогает негромкий монотонный звук в комнате — это может быть радио, играющее тихо, колыбельные, любая спокойная и расслабляющая музыка.

9. Повторите пункт 6.

10. Повторите пункт 7. Время вашего отсутствия в комнате может постепенно — по 1 минутке — увеличиваться в зависимости от возраста ребенка и от того, как вы и ваш партнер чувствуете себя во время плача ребенка. В этом возрасте рекомендуется не покидать комнату дольше, чем на 5 минут.

Прислушивайтесь к характеру плача вашего ребенка и решайте по ситуации — как скоро войти в комнату и повторить шаг 6. Если дитеныш плачет настолько сильно, что вы не можете успокоить его, производя манипуляции шага 6, — возьмите его на руки и делайте то, что делате обычно для успокоения детки (кроме кормления). Но! — не допускайте, чтобы ребенок заснул у вас на руках; как только состояние деточки стабилизировалось — снова положите его в кроватку (еще раз заострю внимание — не спящего)и повторяйте всю процедуру снова.

Шаги 4-10 можно продолжать делать не дольше 45 минут. Если ваш ребенок по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выйдите с ним на прогулку (в коляске или слинге), сделайте ему мягкий массажик или сделайте ему расслабляющую ванну. Эти процедуры должны занять не дольше 30 минут. Затем снова повторите всю технику сначала. Если к этому времени подойдет время очередного кормления, покормите ребенка, не повторяя шаги 1-10; недолго поиграйте с деткой в спокойные игры и поторите всю технику сначала.

ТЕХНИКА KARITANE ДЛЯ ДЕТОК возраста 6-11 МЕСЯЦЕВ.

1. Уловите появление признаков усталости.

2. Проведите минут 5-10 (по состоянию ребенка) в спокойных занятих с деткой.

3. Положите детку в кровать в предпочитаемую ею позу, при необходимости — укройте.

4. Недолго похлопывайте (поглаживайте, слегка покачивайте одной рукой — выберите только одно движение) и произнося что-то успокаивающее (звук «чшшшш-чшшшшш», колыбельная…). Выйдите из комнаты.

5. Если ребенок расплакался (в момент вашего отсутствия) -дайте ему поплакать в течение 3 минут (от себя: прямо лучше засечь по часам, так как это очень успокаивает нервы, тем, что ты тоже чем-то занят, и дает время снова проговорить про себя, что все это направлено в первую очередь на помощь детке).

6. Вернитесь в комнату и повторите похлопывания (т.е. выбранное вами движение), покачивание кровати, пение колыбельной в течение 3 минут.

7. Снова покиньте комнату на 3 минуты. Если кажется вам слишком долгим, находитесь вне пределов комнаты сначала одну минуту, в следующий раз 2 минуты, в следующий — 3 минуты.

8. Некоторым деткам, когда они спят, очень помогает негромкий монотонный звук в комнате — это может быть радио, играющее тихо, колыбельные, любая спокойная и расслабляющая музыка.

9. Повторите пункт 6.

10. Покиньте комнату на 5 минут. Если вы считате, что это слишком долго для вас/вашего ребенка, начните с 1-2 минут, постепенно увеличивая время (на третий день проведения техники время должно уже дойти до 5 минут).

11. Повторите шаг 6.

12. Снова выйдите из комнаты на 5 минут (или на то же время, на которое вы покидали комнату в шаге 10, если это время меньше 5 минут).

Читайте также:  Ребенок 4 месяца срыгивает творогом

13. Продолжайте повторение шагов 6 и 12. Время, проводимое вами вне комнаты, помогает вашей детке найти механизмы самоуспокоения. Продолжительность вашего отсутствия в комнате можно немного увеличить в хависимости от того, как вы и ваш партнер переносите плач вашего ребенка и насколько сильный этот плач (так как на этих стадиях могут быть только похныкивания, а не рев). В этом возрасте не рекомендуется находиться вне комнаты во время выполнения техник дольше. чем 7 минут.

Прислушивайтесь к характеру плача вашего ребенка и решайте по ситуации — как скоро войти в комнату и повторить шаг 6. Если дитеныш плачет настолько сильно, что вы не можете успокоить его, производя манипуляции шага 6, — возьмите его на руки и делайте то, что делате обычно для успокоения детки (кроме кормления). Но! — не допускайте, чтобы ребенок заснул у вас на руках; как только состояние деточки стабилизировалось — снова положите его в кроватку (еще раз заострю внимание — не спящего)и повторяйте всю процедуру снова.

Технику можно продолжать делать не дольше 45 минут. Если ваш ребенок по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выйдите с ним на прогулку (в коляске или слинге), сделайте ему мягкий массажик или сделайте ему расслабляющую ванну. Эти процедуры должны занять не дольше 30 минут. Затем снова повторите всю технику сначала. Если к этому времени подойдет время очередного кормления, покормите ребенка, не повторяя шаги 1-10; недолго поиграйте с деткой в спокойные игры и поторите всю технику сначала. Если это был перерыв ночного сна, то технику можно выполнять до засыпания ребенка (т.е. не только 45 минут).

ТЕХНИКА KARITANE ДЛЯ ДЕТОК возраста старше 9 МЕСЯЦЕВ.

1. Уловите появление признаков усталости.

2. Проведите минут 5-10 (по состоянию ребенка) в спокойных занятих с деткой.

3. Положите детку в кровать в предпочитаемую ею позу, при необходимости — укройте.

4. Выйдите из комнаты на 3 минуты. Если вы считате, что это слишком долго для вас/вашего ребенка, начните с 1-2 минут, постепенно увеличивая время (на третий день проведения техники время должно уже дойти до 3 минут).

5. Если ребенок за это время не успокоился — зайдите в комнату и успокойте его, не поднимая на руки, похлопывая (поглаживая, слегка покачивая одной рукой — выберите только одно движение) и/или произнося что-то успокаивающее (звук «чшшшш-чшшшшш», колыбельная…). Постарайтесь находится в комнате не дольше 30 секунд. Ваша цель в эти 30 секунд — успокоить ребенка до монотонного поскрипывания, снять сильный плач.

6. Снова покиньте комнату на 5 минут.

7. Повторите шаг 5.

8. Покиньте комнату на 7 минут.

9. Если необходимо — продолжайте выполнять шаги 5 и 8.

Всегда помните, что время, проводимое вами вне комнаты, позволяет вашему ребеночку научиться успокаивать себя самостоятельно и засыпать.

Прислушивайтесь к характеру плача вашего ребенка и решайте по ситуации — как скоро перейти к следующему шагу, но в любом случае не оставляйте ребенка одного во время выполнения техники более 7 минут.

Если ваш ребенок по истечении 45 минут не успокоился и/или не заснул, выньте его из кроватки, успокойте и начните с ним играть, покормите его — т.е. продолжайте «обычную» жизнь до следующего времени отхода ко сну (это относится только к дневным укладываниям). В следующее укладывание повторяйте технику с первого шага.

Всегда помните, что вашими действиями помогаете совему ребенку самостоятельно заснуть.

Техника Riveton для деток 6-8 месяцев.

Я начну с этого возраста, так как она проще, меньше объяснять. Она основана на периодическом, кратковременном оставлении детки в комнате одного. Проверили то, что я писала вверху (Общее для всех техник — детка сыта, наиграна, памперс сухой…)

— уложить детку в кроватку, если нужно — припеленать

— 2 минуты в комнате, стоите рядом с кроваткой, можно петь колыбельную, покачивать кровать, детку не трогать, не разговаривать (даже утешая), избегать контакта глазами.

— выйти на 2 минуты

— 4 минуты в комнате, стоите рядом с кроваткой, можно петь колыбельную, покачивать кровать, детку не трогать, не разговаривать (даже утешая), избегать контакта глазами.

— выйти на 4 минуты

— 6 минут в комнате, стоите рядом с кроваткой, можно петь колыбельную, покачивать кровать, детку не трогать, не разговаривать (даже утешая), избегать контакта глазами.

— выйти на 6 минут

— 8 минут в комнате, стоите рядом с кроваткой, можно петь колыбельную, покачивать кровать, детку не трогать, не разговаривать (даже утешая), избегать контакта глазами.

— выйти на 8 минут

— 10 минут в комнате, стоите рядом с кроваткой, можно петь колыбельную, покачивать кровать, детку не трогать, не разговаривать (даже утешая), избегать контакта глазами.

— выйти на 10 минут

Здесь даются 10 минут как максимальное время.

Источник

Самостоятельное засыпание — врождённая способность у детей или приобретенный навык?

ребенок спит под одеялом

Здравствуйте, дорогие мои читательницы. Сегодня хочу поговорить с вами на тему самостоятельного засыпания ребенка. Я получила много писем с вопросами, так или иначе касающимися данной тематики.

Я решила сделать общий обзор, отвечающий на все главные вопросы о способностях малыша успокаиваться и засыпать без посторонней помощи, акцентируя при этом внимание на важных моментах. Итак, давайте начинать.

Самостоятельное засыпание — что это такое?

Сначала давайте разберемся с тем, что стоит понимать под определением «самостоятельное засыпание».

Это означает, что малыш может спокойно заснуть ОДИН! после того, как вы уложили его в кровать.

Это НЕ означает, что вы, вообще, никак не задействованы в подготовке ребенка ко сну.

То есть речь не о том, чтобы малыш развернулся и сам пошел спать. Нет. Ребенок ещё продолжительное время будет нуждаться в дополнительной подготовке ко сну. И это нормально с точки зрения физиологических процессов.

Для полного контроля в вопросах сна должны созреть нервная система и мозг. А это произойдет не раньше 4-5 лет.

Поэтому с детьми от 0 до 3 лет, вы следите за временем между снами, проводите ритуал, готовите малыша ко сну, кормите, если нужно, грудью, но засыпает ребенок один, без вашей помощи. Вот это называется самостоятельное засыпание.

Читайте также:  Как проверить желудок ребенку в 4 месяца

Читайте интересную статью Ритуалы перед сном>>>

С определением понятия самостоятельного засыпания разобрались, а теперь давайте поговорим о том, когда нужно учить малыша этому и стоит ли это делать, вообще.

Когда учить ребенка самостоятельно засыпать и нужно ли это делать?

Как только нервная система и мозг вашего ребенка достигнут определенного уровня развития, вопрос самостоятельного засыпания отпадет сам собой.

Со временем малыш сам сможет уснуть. Поэтому специально обучать этому процессу не нужно, если вас все устраивает в качестве сна ребенка. Специальное ускорять процессы нет необходимости.

Важно! Младенцы не обладают способностью успокаиваться и самостоятельно засыпать без посторонней помощи. Им не позволяет это сделать начальный уровень развития мозга и нервной системы.

Для только что родившегося ребенка нормально нуждаться в постоянном присутствии матери и засыпать рядом с ней во время качания или сосания груди.

Другими словами, самостоятельное засыпание в месяц невозможно.

Читайте также полезную статью Как отучить ребенка от укачивания>>>

По мере взросления ребенок может принимать какие-то элементы самостоятельного засыпания. Временные рамки, когда он сможет самостоятельно заснуть после предварительных успокаивающих действий следующие:

  1. Наиболее ранний возраст: 4-6 месяцев. Но это касается далеко не всех детей.

В моей практике было очень мало детей, которые были готовы к разделению с мамой в момент засыпания.

Читайте также Как переложить ребенка в кроватку>>>

Все же еще сильна необходимость в поддержке и помощи расслабиться и уйти в сон. Подробнее о законах развития ребенка до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш>>>

Все малыши разные и, если ваш ребенок не сможет заснуть самостоятельно в 6 месяцев, это ни в коем случае не означает, что с ним что-то не так.

  1. 10-12 месяцев. В год гораздо большее количество детей смогут научится самостоятельно засыпать.
  2. 18-24 месяца. Период, когда ваш ребенок точно будет обладать способностью самоуспокоиться, и при желании здесь уже легко разделить грудь и сон и добиться засыпания без сильной вашей помощи.

Как видите рано или поздно любой ребенок научится самостоятельно успокаиваться и отходить ко сну. Это вопрос времени.

И если вас всё устраивает текущее положение вещей, то можете не беспокоиться об этом и не предпринимать каких-то специальных действий. Всё, что вам нужно сделать — это просто подождать.

Важно! Но если вас что-то не устраивает, например, ребенок часто сосет грудь ночью (более 5 раз), или вы вынуждены вставать и качать его по 4-7 раз за ночь, поскольку другим способом ребенок не засыпает и не спит, тогда стоит работать со сном и внедрять новые привычки сна.

Читайте интересную статью по теме Ребенок висит на груди всю ночь>>>

Прежде, чем вы решите намеренно обучить малыша самоуспокоению, вам нужно будет разобраться со следующими вопросами:

  • Не завышены ли ваши ожидания. Может быть сон ребенка соответствует биологической норме, и вы зря бьете тревогу?
  • Какие причины приводят к проблемам со сном у вашего ребенка?

Зачастую проблемы со сном не связаны с неумением ребенка самостоятельно засыпать.

Сложности со сном могут иметь другие причины. Например, ребенок сильно перевозбудился перед сном или у него слишком длинное бодрствование, и он переутомляется.

Читайте полезную статью Как уложить ребенка, если он перегулял>>>

После корректировки режима дня, вы автоматически избавитесь от проблемы.

Также не стоит сбрасывать со счетов физическое самочувствие малыша. Колики, вызванные незрелостью пищеварительной системы — частые спутники первых месяцев жизни.

Повышенное газообразование вызывает у ребенка болевые ощущения и дискомфорт, что напрямую влияет на поведение малыша.

Он капризничает, плачет и, естественно, пока не пройдет боль не может быть и речи о самостоятельном успокоении и засыпании.

Как помочь малышу при коликах и газиках смотрите в интернет-курсе Мягкий животик>>>

Только после того, как вы точно ответите на эти вопросы можете приступать к обучению малыша самостоятельно засыпать, если это окажется необходимым.

Что важно знать при обучении самостоятельному засыпанию

Приучить малыша успокаиваться и засыпать самостоятельно можно. Но этот процесс не должен психологически травмировать ребенка и приносить ему стресс. Корректировать поведение малыша нужно мягко, плавно и осторожно.

Важно! Забудьте об известном многим методе «оставить прокричаться». Это колоссальный стресс для ребенка, что чревато негативными последствиями.

Реагировать на плач и крики малыша нужно всегда, независимо от ситуации. Речь сейчас не о форс мажорных обстоятельствах.

Игнорирование сигналов, подаваемых ребенком, противоречит естественным законам природы. Вы всегда должны быть рядом и успокоить малыша в любой ситуации.

Обучение самозасыпанию — это не процесс 2-3 дней.

Обычно процесс смены привычек на сон занимает от 2 недель до 2 месяцев. Все зависит от выбранной методики и возможностей ребенка.

Изменения должны быть плавными, постепенными, не наносящими урон психике ребенка. Только терпение и время принесут положительные плоды.

Теперь давайте подведем итоги:

  1. Если вас устраивает положение вещей, существующее на данный момент времени, то специально обучать малыша самостоятельному засыпанию не нужно.

Контроль над собой и самоуспокоение — это вопрос возраста и такие способности приходят к ребенку со временем автоматически.

  1. Корректировка поведения перед отходом ко сну и его изменение в лучшую сторону должна обязательно учитывать возраст малыша.

До 4 месяцев не стоит даже и задумываться об обучении самостоятельному засыпанию.

Перед тем, как заняться вопросом приучения к самозасыпанию, необходимо исключить другие возможные причины беспокойного поведения перед сном.

  1. Методы приучения к самоуспокоению должны быть мягкими, плавными, не травмирующими психику ребенка. Реакция на плач малыша должна быть обязательно.

Чтобы не травмировать ребенка, лучше действовать последовательно и четко. В этом вам поможет интернет-курс Как научить ребенка засыпать и спать без груди, ночных пробуждений и укачиваний>>>

Для детей от рождения до 6 месяцев, действуйте по программе интернет-курса Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяцев>>>

Задавайте свои вопросы по теме самозасыпания. Что волнует и тревожит?

Счастливого материнства!

Читайте также:

  • Регресс сна в 4 месяца
  • Сколько должен спать ребенок в 1 год?
  • Ребенок спит с приоткрытыми глазами: почему?

Источник