Сколько должен съедать ребенок в 4 месяца комаровский
Содержание статьи
Ребенок играет: от рождения до года
Авторы: Мэрилин Сигал
МИР РЕБЕНКА
Четырехмесячный ребенок превращается из пассивного наблюдателя окружающего мира в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, малыш расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.
Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку. Он хватает ее за кольцо, отпускает, смотрит, как игрушка вертится, и снова пытается ее схватить. Та последовательность действий — схватить, осмотреть и снова схватить — относится уже не только к игрушке, висящей над кроваткой, ребенок также ведет себя по отношению и к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, малыш как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»
В этом возрасте дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, как только увидит входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего малыша, вы не сможете не ответить на его приветствие.
Двигательные навыки
На пятом месяце жизни у большинства детей наблюдается заметный сдвиг в развитии двигательной активности. Некоторые из них пытаются ползать, лежа на животе и помогая себе руками. Они принимают позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигаются вперед. Другие передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, малыши начинают пятиться назад.
Теперь многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым малышам удается переворачиваться и со спины на живот. В этом возрасте ребенок вполне способен сидеть, оперевшись на подушки, и даже сделать несколько пробных шагов, когда его поддерживают. Вопреки расхожему мнению, что нельзя этого делать до тех пор, пока он не будет в состоянии выдерживать вес своего тела, стоячее положение не влечет за собой кривизну (саблевидность) ног.
В этот период руки малыша постоянно заняты — он тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Ребенок будет стремиться достать все, что попадется ему на глаза, до тех пор, пока видит и собственную руку, и объект. Однако он действует еще недостаточно ловко. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Малыш держит предмет, прижимая его согнутыми пальцами к ладошке. Он скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.
Поскольку ребенок стремится использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он схватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.
Способность видеть, слышать, чувствовать
В возрасте четырех месяцев у детей развита пространственная координация движений рук, которая частично связана с развитием зрительных навыков. До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом. Это позволяло ему четко различать объекты, находившиеся на расстоянии 30-40 сантиметров.
Теперь ребенок способен фокусировать взгляд в зависимости от того, на каком расстоянии от него находится предмет. Вот почему малыш так радостно реагирует при виде новых предметов и при смене обстановки.
Самая любимая игрушка четырехмесячного ребенка — зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.
Несмотря на развитие зрительных навыков, ребенок исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Стоит малышу схватить какую-нибудь вещь, он тут же тянет ее в рот. Действия быстро следуют одно за другим — он видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет себе в рот, ребенок будет долго изучать его.
Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова.
Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получают удовольствие от эффекта, который они производят.
Понимаем своего ребенка
Четырехмесячные дети радуются приходу гостей и приветствуют их почти так же восторженно, как родителей или братьев и сестер. Фактически их внимание притягивают лица любого вида и формы — малыши относятся к самым странным, страшным маскам и к куклам, как к лучшим друзьям.
Несмотря на то что детям нравится видеть новых людей, их способ общения с ними отличается от того, как они общаются с родителями. Ребенок не только с большим энтузиазмом реагирует на действия родителей, но и ощупывает пальцами их лица. Он притрагивается к глазам, носу, усам, дергает за волосы. Когда мать или отец — говорят с ним, он всовывает пальцы им в рот, как будто пытаясь схватить вылетающие слова.
По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный репертуар звуков все больше расширяется. Он осваивает уже большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и также глухие одинаково произносят звуки. К четырем месяцам мы начинаем замечать, что они подражают языку, на котором говорят окружающие.
Четырехмесячный малыш продолжает разговаривать с заводной птичкой или с яркой погремушкой, однако он выглядит более заинтересованным, если собеседник реагирует на его «слова». Мама подражает его лепетанию, и ребенок начинает «гулить» активнее и громче, и по мере продолжения разговора их голоса становятся все более звонкими и веселыми. Родители могут стимулировать диалог, сначала ускоряя темп речи, затем замедляя его только для того, чтобы снова ускорить. Аналогичный эффект достигается также усилением или понижением голоса.
Как правило, родители, в особенности папы, в ответ на активное поведение ребенка начинают воздействовать на него физически. Они поднимают малыша вверх, щекочут или громко чмокают. Обычно дети реагируют на эти настойчивые ласки взрывом смеха. Если взрослые начинают притворно кашлять или чихать, их поведение также вызывает смех или хихиканье ребенка.
Очень забавно слушать, как смеется четырехмесячный малыш, но важно при этом помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению. Однако если оно становится слишком сильным, смех переходит в плач. Вам, вероятно, приходилось видеть, как только что смеявшийся малыш вдруг начинает кричать. Обычно это происходит на шумных семейных встречах. В тот момент, когда вы поднимаете ребенка вверх, он громко смеется. Стоит поднять его чуть выше, и тут он заливается плачем. У маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Со временем родители научатся определять, как долго можно оказывать воздействие на ребенка, не перевозбуждая его.
ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ
Практические советы
Любим смотреть сидя
Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.
Плоская поверхность
Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.
Учимся дотягиваться
Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.
Учимся хватать
Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.
Качели на дверях
Для детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к дверной раме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не может сам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременно разговаривая с вами.
Время игр
Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесь следить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только с игрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развития малыша.
Новые открытия
Поиграйте в прятки
Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув «Ау-у-у!» Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.
С горки катится игрушка
Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.
Наблюдение за мыльным пузырем
Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.
Запишите на магнитофон голос малыша
Запишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать. Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте за тем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится из магнитофона.
Носок с ярким рисунком
Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.
Матерчатый мячик
Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.
Развитие координации
Повозитесь с малышом
Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.
Новые перспективы
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
Маленький лягушонок
Положите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения:
согните его колени,
выпрямите колени и разведите ноги в стороны,
соедините ноги вместе.
Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.
Свернутое одеяло
Расстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите его поцелуем и крепкими объятиями.
Поднять руки вверх и опустить вниз
Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.
Игрушки, до которых трудно дотянуться
Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, что для того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.
Делайте упражнения, напевая песню
Положите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговые движения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка за бока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую.
Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другими словами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожно приподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, что ребенок любит как новые, так и хорошо знакомые песни.
Принятие решений
Две игрушки
В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.
Браслет с шарфом
Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить двигаться шарф.
Цепь из колец
Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое удовольствие.
Повседневные дела
Время одевания/время купания
Двойная погремушка
Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им форму гантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайте ребенку в руку одну из погремушек. Малыш будет пытаться схватить вторую погремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете.
Укрепляйте мышцы спины и живота
Когда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведите ногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы. Переверните ребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку и поднимет голову.
Массаж с присыпкой
После купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во время массажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немного пудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать ее непосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыхания порошка.
Время кормления
Покажите ложку
Если ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить его с ложечки, покажите ее малышу.
Упражнения для губ и языка
Капните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее, он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудь звук.
Время отдыха
Любимая игрушка
Положите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька. Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенка установится связь между куклой и сном.
Покачайтесь в кресле-качалке
Вместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекрасным отдыхом и для вас и для малыша.
Колыбельная
Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте ребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь. Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятным ритуалом перед сном.
опубликовано 21/05/2007 13:09
обновлено 06/10/2016
— Педагогика и психология
Источник
Сколько смеси необходимо ребенку?
Выяснить, сколько смеси необходимо ребенку на один прием, бывает сложно. Он получает слишком много или слишком мало? Сколько достаточно и как рассчитать, сколько смеси требуется малышу? Ответы зависят в основном от того, сколько весит и как растет ваш ребенок. О нормах, правилах и исключениях рассказывает врач-педиатр и ведущий эксперт онлайн-школы для будущих и состоявшихся родителей «SMART Mama» Полина Александровна Кизино.
— Полина Александровна, когда малышу может понадобиться сухая молочная смесь?
— Существует несколько ситуаций, когда мама физически не может кормить ребенка грудью и переходит к искусственному или смешанному вскармливанию (покрывает потребность ребенка в питании частично за счет грудного молока, частично за счет смеси):
- Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны мамы и/или ребенка.
- Отсутствие молока — истинная гипогалактия.
- Психологические причины, по которым мама не готова кормить грудью.
- Ребенку требуется специальная лечебная молочная смесь.
— От чего зависит количество смеси, которое съедает ребенок, и как рассчитать, сколько нужно смеси ребенку?
— Часто мамы думают, что количество смеси зависит только от возраста, но важным фактором является и вес ребенка. В каждом возрасте есть свои формулы расчета смеси для одного приема пищи.
Важно!
Вес детей одного возраста, особенно первых месяцев жизни, может кардинально отличаться. Соответственно объем молочной смеси для них будет разный.
На смешанном вскармливании общий объем молочного питания за сутки, который ребенок должен употребить, зависит от количества грудного молока. Основную часть мама дает грудным молоком, а объем, которого не хватает до суточной нормы, восполняет, докармливая смесью.
— Давайте поговорим о том, сколько смеси нужно ребенку и что умеет малыш в разные периоды развития. Начнем с первых дней малыша: сколько смеси должен получать новорожденный ребенок?
— Желудок новорожденного вмещает около 10 мл за одно кормление. С каждым последующим днем объем желудка и питания увеличивается на 10 мл, то есть во вторые сутки жизни это 20 мл, в третьи — 30 мл, к седьмому дню — 70 мл. Ребенок на искусственном вскармливании получает питание с интервалом в три часа.
Объем смеси на искусственном вскармливании до 1 месяца:
- объем питания в сутки — 500-700 мл,
- количество кормлений за один день — 8-10.
Читайте также: как рассчитать питание новорожденного
Сколько смеси надо давать в 1 месяц
— К одному месяцу у ребенка устанавливается режим кормлений. К этому возрасту малыш чаще начинает открывать глазки и фиксировать взгляд на маме, особенно в момент кормления (расстояние, на котором малыш может сфокусировать свой взгляд, — 20 см, это расстояние от груди мамы до ее глаз). Некоторые малыши постепенно учатся держать голову: получается не до конца, но они уже стараются.
Объем смеси на искусственном вскармливании от 1 до 2 месяцев:
- объем питания в сутки — 600-900 мл,
- количество кормлений за один день — 7-8.
Сколько смеси нужно малышу в 2 месяца
— Малыш уверенно начинает держать голову — положите его на живот, и он начнет приподнимать голову и в течение некоторого времени удерживать ее. Если положить перед ребенком что-то интересное, голову он будет держать еще лучше.
Объем смеси на искусственном вскармливании от 2 до 3 месяцев:
- объем питания в сутки — 750-950 мл,
- количество кормлений за один день — 6-7.
Сколько смеси нужно малышу в 3 месяца
— Малыш продолжает расти и прибавлять в весе. Он более уверенно приподнимает голову. Может улыбаться маме и ближе к четырем месяцам начать смеяться.
Объем смеси на искусственном вскармливании от 3 до 4 месяцев:
- объем питания в сутки — 750-950 мл,
- количество кормлений за один день — 6-7.
Сколько смеси нужно малышу в 4 месяца
— Малыш очень хорошо узнает маму. В этом возрасте появляется «комплекс оживления» — когда в комнату заходит мама или папа, близкий родственник, малыш оживляется (начинает гулить, двигать ручками и ножками). В физическом развитии это период первых попыток переворачивания, и некоторые малыши начинают переворачиваться с животика на спинку.
Комплекс оживления
— это эмоциональная и двигательная реакция малыша при виде мамы, папы или знакомого взрослого, важный показатель развития и психологического благополучия ребенка.
Объем смеси на искусственном вскармливании от 4 до 5 месяцев:
- объем питания в сутки — 850-1000 мл,
- количество кормлений за один день — 5-6.
Сколько смеси нужно малышу в 5 месяцев
— Малыш активно готовится к тому, чтобы ползать или сидеть. Переворачивается с живота на спинку, со спинки на живот. Самые активные дети пытаются ползать — прокручиваются вокруг своей оси, лежа на животе (вправо и влево по кругу).
Объем смеси на искусственном вскармливании от 5 до 6 месяцев:
- объем питания в сутки — 850-1000 мл,
- количество кормлений за один день — 5-6.
Рекомендуемый объем заменителя грудного молока при искусственном вскармливании
Возраст | Объем смеси относительно массы тела | Объем смеси в мл | Частота кормлений |
---|---|---|---|
от 1 до 2 мес. | 1/5 массы тела | 600 — 900 мл | 7 — 8 кормлений |
от 2 до 4 мес. | 1/6 массы тела | 750 — 950 мл | 6 — 7 кормлений |
от 4 до 6 мес. | 1/7 массы тела | 850 — 1000 мл | 5 — 6 кормлений |
Возраст от 1 до 2 мес. | Объем смеси относительно массы тела 1/5 массы тела | Объем смеси в мл 600 — 900 мл | Частота кормлений 7 — 8 кормлений |
Возраст от 2 до 4 мес. | Объем смеси относительно массы тела 1/6 массы тела | Объем смеси в мл 750 — 950 мл | Частота кормлений 6 — 7 кормлений |
Возраст от 4 до 6 мес. | Объем смеси относительно массы тела 1/7 массы тела | Объем смеси в мл 850 — 1000 мл | Частота кормлений 5 — 6 кормлений |
Сколько смеси нужно малышу в 6 месяцев
— Некоторые малыши умеют ползать или только учатся это делать. Другие идут по иному сценарию и учатся сидеть — начинают присаживаться и удерживаться в таком положении. Обычно ребенок делает что-то одно: либо учится сидеть и потом начинает ползать, либо принимается ползать и из этого положения начинает сидеть.
Сколько смеси нужно малышу в 6-12 месяцев
— Малыш становится более мобильным и может перемещаться туда, куда захочет. Начинает интересоваться предметами, которые ранее были ему недоступны. Постепенно подготавливается к ходьбе — научился ползать, начал вставать на коленки и затем полностью на ножки, двигаться, держась ручками за опоры, после ходить за одну ручку. Около 12 месяцев малыш делает свои первые шаги.
Сколько смеси нужно малышу в 12 месяцев
— Малыш достаточно взрослый и самостоятельный. Идет активное развитие ходьбы, речи. Ребенок становится уменьшенной копией взрослого человека со своими желаниями и потребностями.
После 6 месяцев дети получают прикорм, и это происходит по-разному у разных малышей, поэтому невозможно указать общий для всех объем питания. В этом возрасте все рассчитывается индивидуально, и объем докорма смесью зависит от объема прикорма, который получает ребенок.
— Как выработать оптимальную частоту кормления?
— Желательно ориентироваться на показатели таблицы. Например, на упаковке каждой формулы смеси MAMAKO® Premium своя таблица кормления — усреднено подходящая для малышей разного возраста. Если ребенок ест часто и понемногу, то это может стать проблемой на этапе прикорма (ребенок привыкает есть каждый час, однако прикорм ему не будут давать по требованию). К моменту введения прикорма желательно, чтобы у ребенка установилось 5-разовое кормление (максимум 6-разовое), не считая ночных кормлений.
Как определить, сколько смеси нужно ребенку
— Полина Александровна, стоит ли ориентироваться на поведение ребенка и считать, что его организм «сам знает, как лучше», или надо стараться все делать четко по нормативам?
— Родителям нужно ориентироваться в нормах. Если вы знаете норму объема питания, вы можете оценить, насколько ребенок, следуя своим желаниям, потребляет эту норму — хватает ли ему, ест ли он меньше или просит еды сверх положенного. Если ориентироваться только на пожелания ребенка, вы не сможете оценить, насколько в пределах нормы находится ситуация.
Обычно, если малыш не доедает объем питания, он не добирает вес и немного отстает в развитии. Ничего хорошего из этого не получается, так же как если ребенок перебирает сверх нормы. Нужно стараться оставаться в пределах нормы. Однако иногда допустимо ненадолго отойти от правил (малыш заболел и у него плохой аппетит).
— Как понять, что ребенку хватает смеси и его не нужно пытаться докармливать?
— По признакам, которые заметны маме или которые можно оценить:
- поведение — ребенок спокоен, активен, у него хорошее настроение — вряд ли он недоедает;
- внешний вид — ребенок хорошо прибавляет в весе или, наоборот, стал выглядеть более худеньким;
- взвешивание — если ребенок прибавляет в весе и росте в пределах нормы, можно говорить о том, что питание достаточно
Читайте также: что делать, если грудной ребенок плохо набирает вес
— Как проявляется недокорм?
— Недокорм в первую очередь проявляется поведением ребенка — он становится плаксивым, раздражительным, может быть постоянно возбужден. Внешне заметно, что ребенок плохо прибавляет в весе или похудел.
Важно!
Ребенок постоянно вялый и сонливый, имеются большие перерывы между кормлениями — это может свидетельствовать о крайнем недокорме и является поводом для обращения к врачу.
— Как проявляется перекорм?
— Если перекармливание разовое, то чаще всего ребенок срыгивает излишнее количество молочной смеси или грудного молока. Если ребенка регулярно кормить больше нормы, то основным показателем перекорма будет чрезмерная прибавка веса — рост продолжит прибавляться равномерно, но вес не будет соответствовать росту.
— Полина Александровна, можно ли отличить беспокойство ребенка от голода от других проблем?
— Нужно объективно оценить, в какое время беспокоится ребенок.
- Если ребенок беспокоится спустя 2,5 часа после кормления, то можно предположить, что он не выдерживает трехчасовой промежуток между кормлениями и проголодался раньше положенного срока.
- Если ребенок беспокоится через 15-20 минут после кормления, то, скорее всего, причина не в голоде. Мокрый подгузник, хочет спать, высокая температура тела, условия внешней среды стали некомфортными, устал лежать на одном боку и хочет перевернуться — всегда нужно оценивать ситуацию объективно.
Совет маме:
не стоит при первом беспокойстве ребенка предполагать, что он голоден, и стараться его накормить. Причины для беспокойства могут быть разнообразными.
— Как докармливать, если ребенок не съедает свою норму за кормление?
— Для начала нужно определить, адекватна ли норма возрасту и весу ребенка. Мамы думают, что ребенку нужен один объем питания, но по его весу он может быть меньшим. Если ребенку недостаточно питания и налицо недостаточная прибавка веса и роста, тогда имеет смысл докармливать его во время сна, добавлять ночные кормления.
Кормления вокруг снов — это кормления во время сна, когда ребенок не бодрствует и не может отказаться от приема пищи.
— Что делать, если ребенок съел свою норму и продолжает просить есть?
— Ребенок, который съел свою норму и беспокоится, скорее всего, не настолько остро голоден, чтобы его докармливать. Попытайтесь отвлечь малыша, переключить его внимание и посмотреть, как он будет себя вести дальше. При этом нужно быть уверенными в актуальности нормы питания, рассчитанной для ребенка, и всегда сверять ее на соответствие возрасту и весу малыша.
В каждом возрасте у каждого ребенка своя норма потребления молочной смеси. Сколько миллилитров смеси должен съедать ребенок, рассчитывает врач, учитывая возраст и вес вашего малыша. Для того чтобы правильно выстроить режим питания, нужно следить, чтобы между кормлениями были адекватные промежутки. А научившись слышать подсказки своего ребенка, вы узнаете, получает ли он правильное количество смеси. Если вас беспокоит, что малыш съедает слишком мало или слишком много молочной смеси, поговорите с врачом.
Врач-педиатр
Кизино Полина Александровна
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Источник