Руки ребенка во время кормления

11 главных причин беспокойства ребенка во время кормления грудью

Мало молока

Эту причину беспокойства новорожденного во время кормления грудью принято называть первой. Однако в действительности она встречается реже всего. Главная проблема ГВ — кормящие женщины не знают, какой именно объем молока получают их малыши. Определить, достаточно ли для вашего крохи пищи, просто:

  • Обращайте внимание на то, как младенец ходит в туалет. На шестой день ребенок должен «выдавать» вам каждый день минимум один грязный и шесть мокрых подгузников. Если это так, значит, малышу достаточно вашего молока.
  • Помните: регулярные кормления — это норма. В начале жизни ребенку необходимо кушать 8 — 12 раз в день. Он может просить грудь каждый час. Это его естественная потребность, а не признак недостатка молока. Число кормлений сократится, когда младенец станет постарше.
  • Следите за тем, сколько он весит. Через две недели после рождения малыш должен вернуться к тем показателям, с которыми появился на свет. До четырех месяцев вес должен увеличиваться минимум на 150 грамм каждые семь дней.

Если вам все же кажется, что молока не хватает, обратитесь к врачу. При необходимости он посоветует подходящие способы увеличения его количества.

Набухание груди

Иногда младенец может нервничать из-за набухания маминой груди. Как правило, это может произойти незадолго после родов. Чтобы решить проблему:

  • перед кормлением сцеживайте вручную несколько капель молока, чтобы размягчить грудь. Тогда ребенок сможет ее взять без особых проблем. Только не сцеживайте слишком много, это только усугубит ситуацию.
  • в перерывах между кормлениями делайте холодные компрессы и накладывайте их на грудную клетку. Они снимут отек и устранят неприятные ощущения.

Вдавленные или плоские соски

Очередная причина беспокойства грудничка. Существуют специальные накладки, с помощью которых можно вытянуть соски. Их носят между кормлениями.

Также перед началом кормления можно включить молокоотсос на пару минут. За это время ваши соски несколько вытянутся, и поток молока запустится. Младенец сразу получит пищу, а значит, не бросит грудь.

Соски станут более выпуклыми и сами по себе — примерно через месяц кормления грудью.

Неудобная поза

Распространенная причина переживаний малыша во время приема пищи — неправильное прикладывание и неподходящая поза. В этом случае нарушается прилив молока, из-за того что на молочную железу оказывается неверное воздействие.

Если ребенок проявляет сильное беспокойство во время приема пищи, выбирайте позы, в которых вы сможете контролировать положение его головы:

  • положение «из-под мышки»: мама плотно прижимает младенца к ближайшей груди, держа его при этом сбоку от себя;
  • «колыбелька»: малыша держат у груди в горизонтальном положении.

Не забывайте проверять, чтобы младенец захватывал весь сосок полностью, а его подбородок и нос были плотно прижаты к молочной железе (при этом он должен свободно дышать). Как правило, ребенку удобнее сосать, когда его крепко держат.

Если вы продолжаете испытывать дискомфорт, переговорите с консультантом по грудному вскармливанию.

Желудочно-пищеводный рефлюкс

Этот медицинский термин означает состояние, при котором кольцевая мышца (сфинктер), перекрывающая вход в желудок, не успела сформироваться до конца и пока еще полностью не закрывает отверстие. Из-за этого часть молока может попадать обратно в пищевод вместе с желудочным соком, вызывая изжогу у малыша. Облегчить эти неприятные ощущения можно, вертикально подержав грудничка после кормления.

Иногда рефлюкс может возникать во время приема пищи. Для профилактики, давая грудь, держите малыша немного вертикально.

Когда малыш подрастет, эта проблема исчезнет сама по себе. Однако иногда из-за рефлюкса младенец совсем не может питаться. Если это так, то стоит немедленно показать его педиатру.

Повышенное газообразование

Когда ребенок приступает к еде, у него на рефлекторном уровне запускается процесс выделения газов. Это физиологическая необходимость, естественная профилактика запоров. Так отходы, которые образуются во время кормления, быстрее выводятся из организма.

Некоторые дети тяжело переносят это время. Если причина переживаний вашего грудничка — метеоризм, то вы должны заметить, что особенно капризным он становится под вечер. Эта проблема исчезнет сама по себе, как только малыш станет чуть старше.

Физиологическая лактазная недостаточность

Первое или «переднее» молоко, которое выделяется из молочных желез в начале кормления, насыщено лактозой (молочным сахаром). Следом за ним, через 15 минут, начинает поступать «заднее». Оно богато жирами, которые нейтрализуют лактозу, снижают газообразование и производят успокоительное действие.

Если ребенок не успевает получить «заднее» молоко, то это может привести к переизбытку лактозы и недостатку фермента лактазы, что повышает риск возникновения колик.

Старайтесь, чтобы младенец находился у одной груди 15 минут. Тогда ему всегда будет доставаться «заднее» молоко. Через два-три месяца грудничок научится «добираться» до него быстрее.

Захлебывается молоком

Если малыш только учится сосать грудь, он периодически может давиться. Дело в том, что рефлекс выброса молока для новорожденного достаточно мощен, и не все с этим справляются сразу.

Как только вы замечаете, что ребенок начинает захлебываться, аккуратно нажмите пальцем на его нижнюю челюсть, чтобы он отпустил сосок. Сильно давите на грудь в течение минуты, чтобы остановить стремительный поток молока, а затем снова продолжайте кормить. Самое удобное положение в таком случае — «из-под мышки». Через пару месяцев грудничок сможет спокойно кушать в любой позе.

Незнакомый запах

Иногда младенец отказывается брать грудь из-за средств гигиены, которые вы на нее наносите. Если малыш стал сильнее переживать после того, как вы начали использовать новый крем, просто смойте его и продолжайте кормить.

Молочница

Эта грибковая инфекция развивается у матери на сосках и во рту младенца. Если вы видите у малыша белые пятнышки в ротовой полости, а ваши соски заметно покраснели и сильно чешутся, обратитесь в поликлинику. Если диагноз подтвердится, вам с крохой предстоит пройти курс лечения.

Слишком светло и громко

Иногда дети болезненно реагируют на эти раздражители. Попробуйте кормить малыша в тихом помещении при тусклом свете.

Это ненадолго!

Через шесть недель после родов исчезнут все основные причины нервозного поведения младенца во время приемов пищи. Некоторые проблемы могут продержаться чуть дольше, но и они перестанут беспокоить вас с крохой через три месяца. Не забывайте: этот нелегкий период быстро закончится, а пока старайтесь как можно чаще ласкать и обнимать своего кроху. Так вместе вы сможете преодолеть это непростое время.

Резюме: причины беспокойства малыша во время грудного кормления делятся на физиологические и внешние, большинство из них самостоятельно проходят после первых шести недель.

Читайте также:  Кормление ребенка по режиму особенности

Источник

Правильное положение ребенка на руках при кормлении грудью

Правильное положение ребенка на руках при кормлении обеспечивает правильное прикладывание к груди.

Большая часть проблем, для решения которых меня вызывают, связаны с неправильным захватом:

  • боль при кормлении;
  • набор веса;
  • повторные лактостазы;
  • переход со смешанного (или искусственного) вскармливания на грудное

    и некоторые другие.

На таких консультациях я начинаю с того, что прошу показать, как мама сама прикладывает. И почти всегда вижу, как она старается вложить малышу грудь в рот поглубже.

Однако зачастую при этом мама держат малыша так, что сосать ему просто неудобно!

  • Ребенок развернут к маме боком.
  • Мамина рука на затылке малыша.
  • Ребенок не прижат маме, а свернулся у груди буквой «С» и ныряет в грудь носом.
  • Мамин локоть под головой ребенка лежит таким образом, что малыш не может откинуть голову и приподнять подбородок.
  • Мама кладет малыша на колени (или на подушку) перед собой и нависает над ним, пытаясь вложить грудь.

Все это мешает ребенку захватить грудь глубоко, удерживать вакуум и эффективно сосать! Для новорожденных это имеет большое значение. Хотя есть дети, способные добывать молоко, как их не приложи. Но меня обычно зовут к другим.

Посмотрите на первое фото. Как мама держит, такой и захват! Челюсть у малыша не отведена, рот не раскрыт…неправильное положение ребенка на руках при кормлении грудью

Итак, внимание — на ваши руки и тело малыша! Как расположить малыша, чтоб ему было удобно хорошо взять грудь — 7 шагов:

  1. Нужно развернуть ребенка всем телом к маме: тазом, животом, грудной клеткой (Нижняя ручка обнимает снизу мамину грудь. Верхняя коленочка касается маминого тела).
  2. Поддерживать малыша необходимо от основания черепа до крестца (или поясницы, если грудничок подросший). Мама как бы выпрямляет его спинку между своим телом и рукой.
  3. Мамин локоть сдвигаем по позвоночнику ребенка в сторону крестца. Он должен быть ближе к шее, а не к макушке.
  4. Голова малыша остаётся подвижной. Нельзя класть руку на затылок ребенку, это ограничит движение.
  5. Когда спина малыша прямая, а голова не зажата, он легко приподнимает подбородок и откидывает голову. Теперь он может хорошо отвести нижнюю челюсть вниз, захватить грудь глубоко и удерживать её в таком положение без титанических усилий! И он утопает в груди подбородком, а не носом.
  6. Приложив ребенка таким образом, мама должна занять удобное положение, с хорошей опорой на спину. Чем глубже она откинется на спину, тем больше малыш будет опираться на ее тело. И тем меньше шансов у него будет сползти на сосок в процессе кормления!
  7. Часто необходимо ещё добавить подушку под руку мамы, которая держит голову ребенка. Хорошая опора спины и руки обеспечит вам расслабление и усилит рефлекс окситоцина.правильное положение ребенка на руках при кормлении грудью 2

Правильное положение ребенка на руках при кормлении очень сильно помогает ребенку захватить грудь поглубже. Достаточно чуть приподнять сосок к носу малыша и вложить грудь сверху вниз — правильное прикладывание к груди обеспечено.

Успех зависит также от следующих факторов:

  • Малыш не получал бутылок и пустышек.
  • Он хорошо прошел роды.
  • У него нет короткой уздечки языка или каких-либо других анатомических особенностей, мешающих сосанию.

К сожалению, не только новорожденные могут захватывать грудь неправильно. Часто прикладывание портится именно у подросших деток. Самая распространенная причина — расположение ребенка под грудью! Он уже вырос, а мама пытается держать его как раньше. Обратите внимание: не упирается ли малыш в грудь носом? Развернут ли он к вашему телу полностью во время сосания или перекручен в пояснице? Или пытается изобразить акробатические этюды во время кормления?

Чаще всего, если вы сдвинете тело малыша в сторону ножек, он снова будет упираться в грудь подбородком, а не носом. И если вы откинетесь на спину под углом 45 градусов, ему совсем сложно будет сползать на сосок.

Если есть вопросы, пишите в комментариях ниже. С удовольствием на них отвечу!

Автор статьи

Консультант по грудному вскармливанию Ольга Аксеновадля

Источник

Кормление по часам и постоянные колыбельные. Популярные ошибки молодых мам

Молодая мама — это усталая мама. Считается, что уход за ребенком первого года жизни по интенсивности сопоставим лишь с работой хирурга или шахтера. Хотя врачи считают, что сверхусилий уход за ребенком не требует. А загнанность молодых мам объясняется тем, что они не знают особенностей физиологии малыша и поэтому ухаживают, кормят и успокаивают его неправильно.

Руки ребенка во время кормления

Рассказывает заведующая отделением детей раннего возраста Детского медицинского центра Управления делами президента РФ Анна Базанова:

Ситуация: Ребенок успокаивается только на руках и кричит, как только оказывается в кроватке.

Выход: Пеленайте ребенка — хотя бы на время сна.

Почему дети любят находиться на ручках? Потому что любят ощущать комфорт прикосновения. Первые месяцы жизни — адаптационный период. Малышу нужно, чтобы было все, как в материнской утробе — тепло, темно и тесно. Такую возможность предоставляет свободное пеленание (сшитые пеленки, пеленки-конверты, пеленки-матрешки). Ручки и ножки малыша себя чувствуют свободно, поскольку не находятся в фиксированном положении, в то же время малыш не может ими размахивать (а значит и будить себя), поэтому спокойно засыпает в кроватке.

Руки ребенка во время кормления

Ситуация: Ребенок засыпает (успокаивается) только под звуки колыбельных.

Выход: купить диск со звуками природы (дождя, морского прибоя, звуков леса).

В материнской утробе ребенок воспринимал все звуки как «белый шум» (приглушенно и монотонно). Это объясняет тот факт, почему некоторые дети успокаиваются под звук пылесоса, стиральной машины, вентилятора, кондиционера, кухонной вытяжки и т.д. Поэтому когда ребенок спит, необязательно ходить на цыпочках — можете смело заниматься своими делами. Диск со звуками природы поможет успокоить ребенка, когда таких дел нет. Если вы поете малышу, используйте правильные колыбельные, с большим количеством шипящих звуков (кач-кач, кач- кач, я куплю тебе калач). Погремушки в идеале тоже должны издавать приглушенный звук одной частоты.

Руки ребенка во время кормления

Ситуация: Мама не высыпается из-за ночного кормления.

Выход: Не кормите ребенка по часам.

Сегодня считается, что малышей нужно кормить не по часам, а по требованию. В первые месяцы жизни ребенок может прикладываться к материнской груди до 20 раз в день. Потом вместо частых и бессистемных прикладываний установится ритм, удобный и маме, и малышу, как правило, с перерывом на полноценный ночной сон. Дополнительный бонус: полноценная и продолжительная лактация, поскольку такой режим кормлений позволяет полноценно стимулировать и опорожнять грудь (тогда как при кормлениях по часам маститы, нагрубания молочных желез и трещины на сосках практически неизбежны).

Руки ребенка во время кормления

Такой режим кормления полностью удовлетворяет не только потребности малыша в еде, но и в сосательном рефлексе, что позволяет обходится без соски. А это очень важно. Когда малыш часто и подолгу сосет соску, у него происходят нарушения в формировании черепа. Есть данные, что дети, которые использовали соску в течение года, чаще страдают гайморитами и синуситами в более взрослом возрасте, так как отверстия в костях черепа (которые являются выходами из пазух носа) формируются неправильно — они становятся более длинными и более тонкими, что нарушает отток и воздухообмен.

Ситуация: Процесс кормления доставляет маме боль и неудобства.

Выход: Научитесь прикладывать ребенка к груди правильно.

Важно прикладывать так, чтобы ребенок захватывал околососковый кружок, создавая губами вакуум.

Опросы показывают, что практически все женщины начинают кормить малышей грудью в родильных домах. Но вскоре после выписки из роддома некоторые сразу же переходят на баночки и бутылочки. Причина проста — многим мамочкам даже при большом желании процесс кормления наладить не удается. Несмотря на кажущуюся простоту, для того, чтобы кормление было в радость и маме, и малышу нужно соблюдать некоторые правила и нюансы, о существовании которых мамы не догадываются. Научить их этому должны врачи и медсестры еще в роддоме, а контролировать процесс — задача патронажной медсестры.

Руки ребенка во время кормления

Грудное вскармливание исключительно важно для здоровья ребенка — отказ от кормления грудью в дальнейшем может ослабить иммунитет и высшие мозговые функции ребенка. Сегодня педиатры считают, что кормить ребенка грудью нужно по возможности до 2 лет. Мамино молоко на 100% удовлетворяет пищевые потребности ребенка до шести месяцев, на 50% — потребности ребенка с шести месяцев до года и на 30% — потребности ребенка от года до трех лет.

В России была принята Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни. Минздрав разработал клинические рекомендации (в которых, в частности, говорится о недопустимости рекламы заменителей грудного молока и группового инструктажа женщин по искусственному вскармливанию). Комплекс мер для популяризации грудного вскармливания готовит «Лига здоровья нации», в октябре в Общественной палате РФ пройдут общественные слушания на эту тему.

Источник

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3-5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать-плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливанииНесмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливанииЧто же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30-40 минут и более, затем сокращается до 15-20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7-8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20-30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11-13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110-168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52-57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23-27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47-50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5-8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371-376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic ificance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Контактная информация об авторе для переписки: mgmosh@yandex.ru

Источник

Читайте также:  Как безболезненно отучить ребенка от ночных кормлений