Рефлексы ребенка в 3 месяца неврология
Содержание статьи
Развитие ребенка в 3 месяца
755 просмотров
31 января 2020
Здравствуйте, были на приеме у платного и бесплатного невролога, у меня прям большие сомнения. Платный невролог наговорил, что волосы у меня дыбом, что из положения лёжа, когда за ручки тянет ребёнка, дочка не подтягивает голову, хотя на животе голову держит и долго может держать, больше минуты. В вертикальном положении тоже держит, но иногда может заваливаться. Также сказала что, ребёнок не наступает на стопу, а только на носочках. Ну и, что есть тонус по левой стороне. И сказала, что нам нужен электрофорез, массаж, а ещё у нас псевдокиста и нужно колоть уколы, или можно попить сиропчик энцефабол. Бесплатный врач не увидела ничего такого, что нужно делать все эти процедуры. Что вообще должен уметь ребёнок, как я понимаю, все дети индивидуальны и оценивать всех одинаково наверное неправильно
Невролог, Детский невролог
Здравствуйте!
Конечно нужно судить по конкретному ребёнку. Врач вас видит 15-20 минут. А вы с ребёнком круглосуточно. Очень важно настроение ребёнка во время приёма, не плакал ли, был ли сухой, сыт и так далее. У детей нервная система не совершенна, поэтому возможны повышение и тонуса и рефлексов . Мамин массаж, зарядка, грудничковое плавание, пение потешек — то что сейчас нужно ребёнку для развития.
Клиент
Эльвира, а вообще ребёнок в 3 месяца, должен наступать на полную ступню? Ещё меня смутило то что платный врач сказала про пустышку, то, что пустышка нужна, хотя я сама когда была маленькая не брала пустышку и дочь не берет, на что мне врач ответила, ну если вас это успокаивает, тогда ладно, но все же лучше приучить ребёнка к пустышку
Невролог, Детский невролог
Т. Н. Рефлекс опоры, имеется у новорождённых и к 3-4 месяцам затухает полностью, поэтому не удивительно, что у вас рефлекса уже нет. Пустышка — вопрос на который мама решает сама. Опять таки, рефлекс сосания в скором времени так же завершится. смысл приучать сейчас, когда ребёнок совсем скоро будет есть прикорм. .. Не вижу. Вообще, совет. Будучи мамой, на многие-многие вопросы нужно принимать свое решение. Не опровержимое и доказательное. Если например, у вашей соседки ребёнок уже, переворачивается и сосёт пустышку, это не означает, что ваша малышка должна выполнять тоже самое. Всё индивидуально.
Клиент
Эльвира, то есть дочка может уже и не вставать на стопу сейчас, это значит, что рефлекс прошёл? И ещё вот когда подтягивать за ручки, ну никак не хочет голову подтянуть, хотя лёжа на животе держит голову и вертикально держит
Невролог, Детский невролог
Да, именно. Вообще, рефлексы нужно уметь «вызывать». Специалисты, которые работают с детьми знают и умеют с ними работать. Удерживать голову — ваша задача. Этому ребёнку нужно научить через лфк, Массаж. К слову говоря, врождённые рефлексы помогают в этом. Например если помассировать ладони ребёнка и подтянуть вверх, ребёнок сгруппируется и поднимет голову. Попробуйте.
Клиент
Эльвира, попробую, то есть просто массирую ладони и сразу поднимаю? А сколько по времени массировать?
Невролог, Детский невролог
Понаблюдайте. Ребёнка заинтересуется, будет вертеть головой, тогда и поднимите.
Клиент
Эльвира, попробую, спасибо за совет, а ещё вопрос про лекарство которое назначено при псевдокисте, насколько оправдан приём данного препарата?
Невролог, Детский невролог
Клиент
Эльвира, спасибо за ответы, а вот ещё вопросик, может ли дочка не подтягивать голову, потому что не понимает, что от неё хотят, и можно попробовать так, чтобы как бы показать ей, например я беру за ручки, а муж например подымает голову?
Невролог, Детский невролог
Думаю да, можно. Но постепенно руки мужа убирайте.
Педиатр
Здравствуйте массаж вам не навредит
По нсг кисиа?
Клиент
Елена, псевдокиста, если вы это спрашиваете
Педиатр
Да
Тогда не переживайте
Массаж 10 дней
Клиент
Елена, то есть массаж нам поделать лучше?
Педиатр
Конечно от него хуже не будет
Клиент
Елена, значит попробуем, спасибо!
Педиатр, Эндокринолог
Здравствуйте. Всё индивидуально. К пустышка уже не получайте, тем более и не берет. Лучше до года всем детям пройти массаж раза в 3 месяца. Посмотрите как делать и потом уже будете повторять. Пока что надо учить переворачивать потихоньку. Лежать на животике, носить вертикально почаще
Клиент
Мария, массаж в общем мы можем поделать? Лишним не будет?
Клиент
Мария, переворачиваться мы учимся потихоньку
Педиатр, Эндокринолог
Конечно, массаж нужен. И можно приобрести фитбол 60-65 см в диаметре, выполнять на нем покачивающие движения
Педиатр, Терапевт, Массажист
В 3 месяца ребёнок должен держать голову, улыбаться. Некоторые пытаются взять игрушку и переворачивается на бок, но это уже он не должен, а может. А может и не делать.
Клиент
Наталья, голову держим, улыбаемся, предметы хватает или бьём по ним, пытаемся переворачиваться
Педиатр, Терапевт, Массажист
Про полную ступню. В 3 месяца там окно. Рефлекс опоры уходит и возвращается в 5 или шесть месяцев. Это норма
Клиент
Наталья, здравствуйте, голову держим лёжа на животе и вертикально, за ручки когда тянем, не подтягивает. То есть это нормально, что мы на носочках когда стоя на опоре?
Педиатр, Терапевт, Массажист
Норма, когда ребёнок вообще не опирается убирает ногу если у ребёнка постановка на носок это может быть гипертонусом. Это смотреть надо. Но очень много дистонический проблемы детей до года. Они уходят однозначно при лечении. Я не вижу ничего криминального в том что вы описываете. Ребёнок развивается нормально. А если есть небольшая дистония вы с ней справитесь
Детский невролог, Невролог
Здравствуйте! К пустышке не приучать. Лечение псевдокиста уколами невозможно, они самостоятельно рассасываются или остаются, никакого значения это не имеет. Псевдокиста не влияет на здоровье и развитие малыша. При подтягивании за ручки ребёнок должен группироваться в среднем к 3 месяцам, может Ваш малыш научится через неделю, учитывая что на животе держит головку хорошо — ничего страшного нет. Вы должны делать «подтягивания» с ребёнком : немного потягиваете ручки, стимулируя тем самым чтобы ребёнок начал сам подтягиваться.
Ребёнок может ставить ножку на носочек, но при этом легко поставить ногу на полную стопку, при этом учитывается тонус в стопе. Тоесть сами по себе «носочки» это не плохо, помимо них важнее тонус и рефлексы.
Клиент
Елена, до этого я её не подтягивала никогда, мы только делаем зарядку, ну массажик я делаю. Елена, подскажите, можно ли так делать например, я беру за ручки, а муж помогает ей немного голову придерживает, чтобы показать как надо?
Детский невролог, Невролог
Да, это будет элемент зарядки. Только высоко не нужно сразу понимать. Начинаете так, чтобы немного оторвать лопатки от поверхности. Вы немного приподнимаете, а малыш начинает согибать ручки чтобы подтянуться. После того как онбулет пытаться тянуться, он и головку будет поднимать. Побольше на животике лежать, так укрепляются мышцы спины и плечевого пояса. Начинайте упражнения помогающие повернуться на бок, затем и переворачиваться.
Клиент
Елена, попробуем, спасибо за советы! А вот ещё в нашем случае нужен электрофарез?
Детский невролог, Невролог
Это можно понять только на очном осмотре. Возможно есть слабость плечевого пояса, поэтому на шейноворотниковую зону возможно применение электрофореза, чаще используется с эуфиллином. Но этот вопрос должен решаться на очном осмотре
Детский невролог, Невролог
Для физиопроцедур в поликлинике сейчас не самое лучшее время, так как сезонное повышение респираторных вирусных инфекций, лучше минимизировать контакты
Клиент
Елена, ну вот как раз платный врач нам и выписала направление на электрофарез из за того что дочка не поднимает голову лежа на спине, когда поднимаешь за ручки, плюс сказала воротник шанца и сандали на ноги, чтоб ступня правильно развивалась
Детский невролог, Невролог
Воротник шанца в этом возрасте не очень оправдан, так как мышцы будут расслабляться, а нужно их укреплять — двигаться! Сандали малышу в 3 месяца — полный бред. До года стопа плоская, так как нет нагрузки. Когда ребёнок начинает ходить , начинает формироваться свод, к трём годам он сформирован и продолжает формироваться почти до 12 лет. Для нормального формирования стопы нужна ходьба по неровной поверхности (босиком по земле ходили наши предки), сейчас много ковриков с имитацией неровностей, можно и самостоятельно сделать.
Электрофорез — вспомогательный метод. Основное -это зарядка и стимулирование ребёнка к движению
Клиент
Елена, спасибо за такие развёрнутые ответы!!!все ясно и понятно! Елена, пробовали мы за ручки подымает голову, когда дочь поворачивает голову в бок, то отлично её подтягивает, а когда прямо чучуть начинает, и все, ещё попробовала поднять под плечики, голову подтягивает в прямом положении!!!
Детский невролог, Невролог
Хорошо! пусть сначала немного на бок, ничего страшного, значит так легче
Клиент
Елена, может быть дочке тяжело ид за того что мы крупненькие? Мы родились 4170 сейчас весим 6560?
Детский невролог, Невролог
Да, это тоже влияет. Пухленьким немного тяжелее, поэтому немного позже приобретают навыки, но не намного. Думаю через 1-2 недельки научится.
Клиент
Елена, будем пробовать))) Елена, а во сколько вообще дети должны хорошо держать голову вертикально?
Детский невролог, Невролог
В 3 месяца уверенно держат головку
Клиент
Елена, у нас бывает голова заваливается, может быть такое? Нам 30 января было 3 месяца
Детский невролог, Невролог
Клиент
Елена, спасибо вам огромное за ответы!!!
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ — получите свою 03 онлайн консультацию от врача эксперта.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально — задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Источник
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца — переворачивается на бочок; в 4,5-5 — осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев — сидит, ползает с 8, в 10-11 — встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям — отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк — от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно — больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени — здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) — самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики — УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
- положение туловища
- объем движений
- наличие асимметрии в двигательной сфере.
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине — его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме — голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне — это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка — не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот — отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как — будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 — 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) — разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе — в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется — это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей — нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать — реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка — он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 — оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
Источник
Рефлексы у детей первых месяцев жизни
У детей первых месяцев жизни исследование начинают с выявления врождённых безусловных рефлексов.
Врождённые безусловные рефлексы
Выделяют сегментарные и надсегментарные двигательные автоматизмы. Сегментарные двигательные автоматизмы регулируются сегментами спинного мозга (спинальные автоматизмы) или стволом мозга (оральные автоматизмы).
Ладонно-ротовой рефлекс: вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция — открывание рта и сгибание головы .
Поисковый рефлекс: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением.
Сосательный рефлекс: если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни.
Хватательный рефлекс: схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой .
Рефлекс Моро можно вызвать различными приёмами: приподняв ребёнка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его; ударить по поверхности, на которой лежит ребёнок, с двух сторон от головы на расстоянии 15-20 см. В ответ ребёнок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (первая фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (вторая фаза); при этом руки как бы охватывают туловище.
Защитный рефлекс: если новорождённого положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы: ребёнка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Приподнятый таким образом ребёнок сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Поставленный на опору, он опирается на неё полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При лёгком наклоне туловища вперёд ребёнок совершает шаговые движения по поверхности, не сопровождая их движением рук.
Рефлекс ползанья: ребёнка кладут на живот таким образом, чтобы голова и туловище были расположены по одной линии. В таком положении ребёнок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, имитирующие ползание. Если подставить под подошвы ребёнка ладонь, он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, и в «ползанье» включаются руки.
Рефлекс Галанта: при раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя .
Рефлекс Переса: если лежащему на руке исследователя ребёнку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги .
Этот рефлекс вызывает у новорож- дённого отрицательную эмоциональную реакцию.
Надсегментарные позотонические автоматизмы осуществляются центрами продолговатого и среднего мозга и регулируют состояние мышечного тонуса в зависимости от положения тела и головы.
Лабиринтные установочные рефлексы вызываются изменением положения головы в пространстве. У ребёнка, лежащего на спине, повышен тонус разгибателей шеи, спины, ног. Если его перевернуть на живот, то увеличивается тонус сгибателей этих частей тела.
Верхний рефлекс Ландау: если ребёнка 4-6 мес держать свободно в воздухе лицом вниз (на руках, расположенных под его животом), он поднимает голову, устанавливает её по средней линии и приподнимает верхнюю часть туловища.
Нижний рефлекс Ландау: в положении на животе ребёнок разгибает и поднимает ноги. Этот рефлекс формируется к 5-6 мес.
Большинство сегментарных безусловных рефлексов значительно ослабевает к 3 мес и угасает к 4 мес жизни. Своевременное появление и угасание безусловных рефлексов позволяет судить о полноценности развития нервной системы ребёнка 1-го года жизни. Слабость безусловных рефлексов, преждевременное их угасание, чрезмерная выраженность, запаздывание появления или задержка угасания свидетельствуют о неблагополучии в состоянии ребёнка.
Сухожильные рефлексы
Сухожильные рефлексы вызывают, постукивая по сухожилиям согнутым пальцем или специальным резиновым молоточком. У детей до 2 лет сухожильные рефлексы оживлены, имеют широкую зону вызывания. В этом же возрасте у здоровых детей положителен симптом Бабински, что свидетельствует о недостаточной зрелости нервной системы. После 2 лет выявление симптома Бабински считают признаком повреждения пирамидных путей.
Кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек
Кожные рефлексы определяют у детей так же, как и у взрослых, но обычно они бывают более слабыми. Подошвенный рефлекс появляется после 2 лет. Рефлексы со слизистых оболочек (корнеальный, гло- точный) непостоянны и также могут отсутствовать у здоровых детей.
Висцеральные и вегетативные рефлексы
Висцеральные и вегетативные рефлексы (глазосердечный, солнечного сплетения, зрачковый, пиломоторный) аналогичны таковым у взрослых, но проявляются обычно менее отчётливо. Выраженный стойкий красный дермографизм нередко выявляют у детей с перинатальным поражением ЦНС и вегето-висцеральными нарушениями.
Источник