Ребенок заговорил в 2 месяца

Развитие речи ребенка в 2 месяца Окончание периода новорожденности

Упорядоченность жизни необходима как условие его здоровья и развития, в том числе — речевого. Напомним: первый год жизни ребенка — подготовительный этап развития речи.

Почему новорожденный кричит?

На 2 месяце жизни плач и крики по-прежнему остаются основным способом привлечения внимания окружающих: так малыш «сообщает» о своем физическом состоянии.

Во время плача ребенок слышит собственный голос в диапазоне звуков человеческой речи. Ученые установили, что при крике возникают те же нервные импульсы в органе слуха, что и при восприятии речи. Речеслуховые и речедвигательные зоны мозга малыша в этот момент активизируются и готовятся к овладению в ближайшем будущем более сложными функциями (воспроизведению членораздельных гласных, а затем согласных звуков родного языка).

Следовательно, крик ребенка — это его первая «речевая акция». Если учесть, что в крике запрограммированы интонационные составляющие, то его можно назвать первым проявлением эмоциональной реакции малыша на внешнюю среду (на взрослого, его речь, пение, на зрительные стимулы и т. п.).

Эмоциональная окраска детского крика, совпадая с ситуацией, дает взрослому возможность понять суть дискомфорта: ребенку жарко или холодно, голодно или скучно и т.п. Мама должна научиться понимать по внешним признакам и по интонациям крохи, почему именно он плачет.

Но крик крику рознь. Постоянный надрывный плач блокирует области центральной нервной системы малыша, отвечающие за развитие речи. Взрослые не должны допускать долгого надрывного плача. Он негативно влияет на общее и речевое развитие младенца.

Общение с малышом

Если родители не заметили у ребенка на 2 месяце жизни улыбки, значит, они мало улыбались ему, мало уделяли внимания, мало ласкали.

Душевное состояние крохи имеет не меньшее значение, чем физическое, потому что он рожден человеком и социализация — вхождение в общество людей -является непременным условием его существования. Взрослые обязаны создать для ребенка соответствующую развивающую среду:

  1. Продолжать развивать зрение. Стимулировать зрительные ориентировочные реакции на демонстрацию игрушек (предметов). Обогащать показы звуковыми стимулами.
  2. Создавать поисковые ситуации на звуки. Побуждать малыша к действиям, связанным с установлением источника звука.
  3. Развивать голосовые реакции ребенка, создавая специальные ситуации.
  4. Продолжать обогащать окружающую среду, включая в показы различные по тембру звуковые игрушки (металлофон, бубен, барабан, погремушка, ложки, трещотки, колокольчики).
  5. В короткие отрезки бодрствования класть малыша на живот, стимулируя удерживание головки, побуждающее ребенка оглядеться и «заинтересоваться» ближайшим окружением.

Особую роль играет эмоциональное общение с малышом. Взрослый взаимодействует с ним, придавая общению яркую социальную направленность. Он постоянно улыбается крохе, наклонившись над ним, нежно поглаживает, ласково разговаривает, побуждая ребенка «отвечать» улыбкой. Если между взрослым и ребенком устанавливается такой контакт, то очень скоро малыш начнет произносить короткие гортанные звуки («кхы», «гы»), в которых уже начинают «вырисовываться» звуки речи «г-г-г», «га-га», «гу-гу» и т. п. — первые речевые реакции, так называемое гукание.

Первое гукание может возникнуть уже в начале 2 месяца. На протяжении всего 2 месяца речевые возможности крохи совершенствуются. Умение общаться с ребенком приходит к родителям, которые вдумчиво относятся к этому и понимают задачи, стоящие перед ними.

Многие мамы не понимают, о чем можно говорить с младенцем, что ему рассказывать, как осуществлять речевое общение. На втором месяце жизни речевые «пассажи» взрослого могут быть более объемными, желательно чтобы они включали в себя звуки гукания самого ребенка. Это — пестушки, сопровождаемые ласковыми прикосновениями к малютке (массажи, пассивные игровые движения еще не рекомендуются).

Приведем для примера речевые образцы, составленные по народным мотивам.

Развитие речи в 2 месяца

Задачи речевого развития

  1. Продолжать формировать ситуации, побуждающие ребенка реагировать на человеческий голос, отличая его от других звуков (музыка, шумы).
  2. Разговаривать с ребенком, интонационно обогащая свою речь.
  3. Способствовать развитию речевого слуха. Побуждать к узнаванию материнского голоса и эмоциональной реакции на него (улыбка, замирание или возбуждение и пр.)
  4. Побуждать ребенка к речевым реакциям доступными для него средствами. Способствовать возникновению «гукания».
  5. Овладевать приемами пестования ребенка на основе лучших традиций народной педагогики и фольклора.

Примеры игр и заданий

Кирюшка

У Кирюшки звонкие игрушки:

Колокольчик — «Дон-дон-дон!»,

Погремушка — «Бом-бом-бом!»,

Барабанчик — «Там-там-там!»

Слушают ушки,

Ушки Кирюшки…

Что слушают?

Колокольчик — «Дон-дон-дон!»,

Барабанчик — «Там-там-там!»,

Погремушку — «Бом-бом-бом!».

Вот какие ушки у нашего Кирюшки!

(Л. Павлова)

Зозможна замена имен на Илюшка, Ванюшка, дюшка, Настюшка, Танюшка и др.

Развитие речи

Дочка

Солнышко-солнышко,

Свети-свети в оконышко,

Прошла-прошла ночка,

Читайте также:  У ребенка 2 года сопли уже 2 месяца что делать

С добрым утром, дочка!

Скорей глазки открывай,

Голосок свой подавай:

«Гу-гы-гу!», «Гу-гу!»,

Что еще сказать смогу?

(Л. Павлова)

Сыночек

Мой сыночек маленький,

Даже меньше валенка!

«Кхи-ко-кхи!», «Гу-га!»

Вот и все его слова.

Он гусеночком кричит,

Он цыпленочком пищит,

Ты не смейся, дружок,

Скоро будет говорок!

Да? Да-а-а!

(Л. Павлова)

Взрослый прибегает к разным способам социального контакта:

  • визуальному — вглядывается в глазки малыша, наклонившись над ним;
  • вербальному — активизирует малыша речью: называет по имени, интонирует, имитирует звуки голосом; пользуется речитативом, растягивая гласные, и акцентируется на подражании гуканию самого ребенка, дает правильный образец произношения в разговоре и пении;
  • эмоциональному — формирует двусторонний эмоциональный контакт на основе улыбки. При этом ребенок видит меняющуюся мимику лица взрослого, различное выражение: спокойное, радостное, грустное, удивленное и т.п.

Как правило, ребенок улыбается в ответ на ласковое общение с ним. К концу месяца улыбка приобретает яркую эмоциональную выраженность: улыбается все лицо, расплывается в широкой улыбке рот. В эти чудные моменты и раздается гукание как «всплеск» радости, удовольствия и… желания выразить себя!

Примерные игры-занятия

«Где была сорока?»

Задача

Развивать речевой слух ребенка, используя интонационно выразительные произведения детского фольклора.

Побуждать к речевым проявлениям всеми доступными малышу средствами.

Материал

Русская народная потешка «Сорока-сорока».

Содержание игры

Малыш лежит на спине. Взрослый ласково разговаривает с ним, дает образец речевых звуков. Если кроха издает какие-либо звуки, взрослый копирует их, показывая возможность речевого подражания.

Затем вводится потешка. Взрослый произносит ее слова не торопясь, подчеркивая смену интонаций:

— Сорока-сорока,

Где была?

— Дале-о-ко!

— Что делала-а?

— Зерна собира-а-ла!

— Зачем?

— Деток скликала.

Кашу варила,

Деток кормила…

— Где же детки?!

— Кашу съели и улетели!

— Куда улетели?

— Дале-е-ко-да-леко,

Отсюда не видно…

Да-а-а!

Этот речевой пассаж насыщен интонациями, которые должны быть выполнены взрослым ярко, эмоционально и даже артистично. Малыш пока не понимает смысла потешки, но на. выразительную речь реагирует эмоционально. Смена интонаций вызывает слуховое сосредоточение, что необходимо для развития речевого слуха.

Развитие речи

«Динь-динь-динь!»

Задачи

Развивать ориентировочные слуховые реакции, побуждая к поисковым, исследовательским действиям (поворот головы к источнику звука).

Материал

Мелодичная погремушка или колокольчик.

Содержание игры

Слева на расстоянии 50-60 см от ребенка позвенеть колокольчиком, дождаться, когда малыш услышит звон и повернет головку в его сторону. Не показывая малышу источник звука, переместить колокольчик вправо и снова позвонить. Выдержать паузу и вновь позвонить, побуждая кроху снова повернуть голову в сторону игрушки. Повторить всю последовательность несколько раз.

Под конец показать малышу звенящий колокольчик. Его можно украсить яркой лентой.

Особое внимание в играх с ребенком следует уделить развитию тактильной чувствительности ладоней. В раннем младенчестве детская ручка напоминает «птичью лапку» — пальчики прижаты близко к ладошке (это проявление гипертонуса). У младенца сильно выражен ладонный (цеплятельный) рефлекс. Если вложить в ладошку палец, кроха крепко его обхватит и может удерживать даже собственный вес.

Известно, что мелкая моторика пальцев рук оказывает влияние на развитие речи ребенка, потому что зоны мозга, отвечающие за эти виды деятельности, располагаются рядом и влияют друг на друга. Это позволяет понять, почему ребенку необходимы игры на развитие мелкой моторики. Полезно сделать игрушки-вкладыши из разных фактурных материалов.

«Цепкие пальчики»

Задачи

Знакомить с физическими свойствами предметов, имеющих различную поверхность: гладкую и шероховатую, скользящую и бугристую и т. п.

Материал

Две ленты — атласная и джутовая (ширина 1-1,5 см), тонкий шнурок (длина 20 см) с узелками.

Содержание игры

Взрослый накручивает атласную ленточку на указательный палец правой руки (как бы бинтует его), проводит им по тыльной стороне руки ребенка, затем по ладони, задерживая в ней палец. Побуждает малыша крепче обхватить палец, пытаясь его высвободить, но оставляя в ладони ребенка. Аналогично действуют с джутовой ленточкой и шнурком.

Через 3-4 занятия взрослый поочередно кладет на ладонь ребенка ленточки и шнурок, не наматывая их на палец. Малыш обхватывает их, но удержать не может, и через некоторое время предмет выпадает (необходимо поочередно играть и с левой, и с правой ручкой).

Рекомендации по речевому развитию

  • Создавать ситуации, побуждающие прислушиваться к звукам речи.
  • В процессе эмоциональных речевых контактов давать образцы для формирования речевого подражания и освоения звуков родного языка.
  • Осуществлять подготовительную артикуляторную работу: побуждать к гуканию: звукам «кгы», «кга», «г-га-га», «к-гу-гу», возникающим у ребенка на выдохе в моменты высокой эмоциональности.
  • Включать в игры-занятия с малышом не только речевые и интонационные образцы, но и пение: развивать музыкальный слух.
  • В общение с ребенком вводить младенческий фольклор, используя старинные образцы речевого контакта с самыми маленькими — пестушки, потешки, песенки, побасенки, присказки и т. п.

Источник

Ваше здоровье. Скажи «мама», или Почему ребенок не говорит? Логопед советует, как помочь маленькому молчуну

Что делать в этом случае? Как помочь ребенку заговорить? Стоит ли подождать и когда бить тревогу? На эти вопросы отвечает логопед-дефектолог I категории медицинского центра «ЛОДЭ» Наталья Курысь.

Читайте также:  Если ребенок в 2 месяца косит глаза к носу в 2 месяца

Наталья Курысь, логопед-дефектолог I категории медицинского центра «ЛОДЭ». Фото: Виктория ПОЛЯКОВА

— Чтобы проследить развитие речи у ребенка, специалисты советуют ориентироваться на нормы, хотя при этом соглашаются с тем, что эти «стандарты» определены давно, не совсем подходят современным детям и не учитывают индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. Так ли это?

— Современные дети начинают говорить позже и имеют больше проблем с развитием речи, это факт. Конечно, нормы развития речи изменились, но не сильно. Основные какими были, такими и остались. Так, например, в 2-3 месяца у ребенка должно появиться гуление: это гласные звуки «о», «а», «у» в сочетании с согласной «г» (например, «агу», «гу»). Затем к 6-7 месяцам гуление переходит в лепет — неосознанное повторение слогов («бабаба», «папапа», «бум», «бам», «ам» и т. д.), но это еще не слова.

К 6 месяцам малыш должен реагировать на свое имя и тон, с которым родители к нему обращаются, эмоционально показывать, что он чувствует. В некоторых источниках пишут, что до года малыш должен иметь в активном запасе несколько слов, однако, судя по моей практике, главное, чтобы первое слово появилось до года, а до полутора лет в активном словарном запасе насчитывалось до 20 слов.

Также раньше, лет 15 назад, считалось, что словосочетания и простые предложения без предлогов и согласований («мама, дай», «мама, ам») должны появиться к полутора годам. Но сейчас эта норма отодвинулась — ребенку дается время до 1 года и 8 месяцев, чтобы он сформировал простое предложение.

Важно не только то, что произносит ребенок, но и может ли он следовать простым инструкциям, понимает ли обращенную речь, реагирует ли на свое имя. На все это нужно обращать внимание.

— Как помочь ребенку заговорить?

— Говорить с ним как можно больше. Век современных технологий привел к тому, что люди в принципе меньше общаются, в том числе и с детьми. Нужно стараться все рассказывать и показывать малышу, почаще бывать на улице, озвучивать происходящее, даже если вам кажется, что ребенок еще вас не понимает.

Родители должны стимулировать гуление и лепет, эмоционально поощрять любые попытки малыша произносить звуки. Пусть мама проследит за тем, чтобы при общении с ребенком у нее была хорошая артикуляционная подача: слова нужно произносить четко и при этом трогать губки малыша, чтобы он видел рот мамы и пытался повторять за ней.

Некоторые советуют не сюсюкать с ребенком, однако в раннем возрасте это можно делать, чтобы поддержать лепетную речь. К полутора годам излишнее сюсюканье вредит, нужно стараться говорить с ребенком на более «взрослом» языке, не искажать названия предметов.

Даже если ребенок еще не говорит, он все равно накапливает пассивный словарный запас. Советую мамам петь малышу песенки, читать стишки и потешки. Ведь «коза рогатая» и «гули-гули» пришли к нам от наших бабушек и предыдущих поколений не просто так, все это — простые, но очень важные упражнения развития речи. Читайте детям сказки, а потом задавайте вопросы (кто там был, что делал и т. д.). Если ребенок не отвечает, ответьте сами. Не сомневайтесь, он все впитывает и запоминает.

Логопед советует как можно больше общаться с ребенком: петь ему песенки, читать сказки и стишки. Фото: Виктория ПОЛЯКОВА

— Если ребенок молчит, к кому нужно обратиться? Достаточно ли помощи логопеда?

— Искать причину нужно в комплексе, так как зачастую задержка развития речи — проблема не только логопедическая. Во-первых, нужно смотреть, нет ли вопросов со стороны неврологии: вовремя ли ребенок начал сидеть, ползать, ходить. Если малыш «опаздывает», нужно обратиться к детскому неврологу и чем раньше, тем лучше. Затем посетить ЛОР-врача и сурдолога, чтобы проверить, хорошо ли ребенок слышит. К сожалению, все чаще бывает, что причина именно в этом: ребенок плохо слышит или не слышит совсем. Но если малыш в полгода не реагирует на имя, звуки и тон обращения, нужно проверить слух.

Также стоит обратить внимание на слюноотделение: если оно обильное, это может быть нехорошим знаком и предпосылкой к дизартрии (нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы). Необходимо проверить ротовую полость ребенка: мешают заговорить короткая уздечка языка, расщелины неба, аденоиды и другие патологии.

Существует и внутренний фактор задержки речевого развития — ребенок может не хотеть говорить. Нужно обратиться к детскому психологу, чтобы проверить задержку психических функций. Стоит учитывать и биологический анамнез (как проходила беременность, роды), не сбрасывать со счетов и наследственный фактор (в каком возрасте заговорили родители и другие дети в семье).

Читайте также:  Чем можно кормить ребенка в 2 месяца кроме грудного

Читайте также: Педагог-дефектолог: «Мы с родителями — родня на всю жизнь»

— Допустим, родители заметили, что речь ребенка запаздывает или не развивается совсем, чем может помочь логопед на раннем этапе?

— Занятия с логопедом в раннем возрасте (до года) не очень продуктивны в силу того, что внимание ребенка еще рассеяно и не может концентрироваться надолго. Однако обратиться за консультацией однозначно стоит. Логопед посоветует, что родители могут делать дома самостоятельно. Домашние занятия могут во многом исправить ситуацию, ведь родители имеют возможность «подловить» ребенка в то время, когда у него хорошее настроение, он сыт и бодр, готов к нескольким минутам занятий.

Логопед проконсультирует вас и подскажет, как использовать наглядный материал (предметные, а затем и сюжетные картинки), как проводить артикуляционную гимнастику, логоритмику (упражнения и игры на основе сочетания музыки, движения и слова).

Нередко бывает и такое, что ребенок не хочет заниматься с мамой, не реагирует на ее попытки чему-то его обучить, так как попросту не воспринимает ее как учителя. Тогда занятия с логопедом — единственный способ простимулировать развитие речи ребенка.

— Говорят, что речь ребенка находится на кончиках пальцев. Специалисты советуют развивать общую и мелкую моторику рук. Это действительно стимулирует развитие речи?

— Действительно, определенная связь между мелкой моторикой руки и развитием речи есть. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Однако на практике мы нередко видим обратное: есть дети, которые не могут сами завязать шнурки, но прекрасно говорят, а есть такие, которые с легкостью управляются с любыми мелкими предметами, но при этом их речь малопонятна для окружающих и сильно отстает от сверстников.

Развитие моторики — это важный, но не ключевой фактор. Однако точно можно сказать: если пальчики работают хорошо, это указывает на то, что тяжелых речевых нарушений нет.

— Как должны проходить занятия с логопедом? С какой периодичностью? Можно ли надеяться на быстрый результат?

— Все зависит от логопедического заключения. Но в среднем занятия с логопедом необходимо проводить 2-3 раза в неделю и при этом заниматься с ребенком дома, чтобы отрабатывать и закреплять навыки.

Многие логопеды практикуют занятия за закрытыми дверями. Но я считаю, что это не совсем правильно. Если требуется коррекция легких нарушений, то мама может посидеть за дверью, ее присутствие необязательно. Но при тяжелых речевых нарушениях родители должны присутствовать на занятиях и тоже учиться, потому как такая коррекция требует ежедневных занятий, а с логопедом заниматься каждый день вряд ли получится. Это должна быть совместная работа и общие усилия, тогда занятия будут эффективны. Но в любом случае при тяжелых нарушениях (алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи) на скорый результат надеяться не стоит. До первых побед на речевом фронте может пройти и полгода, и год, и больше… К этому нужно быть готовым.

— Каждый хоть раз слышал истории о том, как «сын подруги соседки тети Кати» молчал до 4 лет, а потом резко заговорил. Действительно ли бывают такие случаи? Может, родителям стоит расслабиться и оставить молчуна в покое?

— Бывают случаи, когда можно подождать. Например, четырехлетний ребенок не произносит звук «р». До пяти лет можно подождать при условии, что все остальные звуки есть. При дизартрии стертой формы и при общем недоразвитии речи заниматься нужно обязательно уже с 3-4 лет. Лучше спохватиться заранее.

Я встречала в своей практике детей, которые молчали до трех лет, а потом резко заговорили. Ребенок может накапливать пассивный словарный запас, прекрасно вас понимать, но в силу характера или по каким-то своим личным причинам, из-за внутреннего протеста, понятного только ему самому, не хотеть говорить. Вот таких детей может неожиданно «прорвать». Но, опять-таки, исходя из своей практики, я бы советовала не надеяться на чудо. Наблюдайте за ребенком — понимает ли он обращенную речь, выполняет ли простые инструкции, есть ли хотя бы какие-то слова. В возрасте 3 лет ведущую роль в развитии речи играет общение со сверстниками, поэтому, если ребенок пошел в детский сад и спустя полгода так и не заговорил, лучше не теряйте время — проконсультируйтесь с логопедом.

Читайте также: Родители часто сами способствуют задержке речи ребенка: когда нужно обращаться к логопеду?

Оцените статью

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Источник