Ребенок в 4 месяца хватает ухо
Содержание статьи
Ребенок теребит уши
24.11.2020
Временами в результате длительного наблюдения новоиспеченные родители отмечают повышенное внимание со стороны малыша к области ушей. Ребенок теребит уши, да так сильно, что может непроизвольно расцарапать кожу ногтями, пытаясь снять надетый на него чепчик. Лучшим вариантом событий в таком случае является обнаруженная родителями ворсинка, которая случайно попала от ватного тампона и создает беспокойство для новорожденного. Тем не менее в большинстве случаев в основе возникновения подобного явления лежат довольно серьезные нарушения.
Причины возникновения явления
Для того, чтобы развеять беспокойства родителей, незаменимым является освоение некоторых теоретических аспектов относительно причин того, почему ребенок трогает уши. Как минимум, такое знание позволит им достичь успокоения в случае отсутствия весомых причин для беспочвенной паники, как максимум — гарантирует способность самостоятельного устранения основополагающих факторов, вызвавших формирование столь малоприятного явления. Посредством выполнения инструкций относительно преодоления дискомфортного состояния родители смогут нивелировать ощущения зуда, которые могут повлиять на качество детского сна.
Среди основных причин, в результате которых ребенок теребит уши, принято выделять:
- наличие грибка в области наружного слухового прохода;
- присутствие реакции аллергического характера на определенный раздражитель внешнего или внутреннего действия (как результат ребенок трогает уши, а также может акцентировать внимание на глазах и области носа; существует вероятность возникновения насморка без видимых на то причин);
- появление гнойных явлений с последующим выделением из слухового прохода (в случае наличия отита);
- желание исследования собственного организма и частей тела;
- проявление естественного желания отхода ко сну или получения необходимой пищи;
- присутствие кожных заболеваний;
- отсутствие достаточного уровня личной гигиены;
- вероятность прорезывания зубов (особенно актуально для 6-8-месячного возраста);
- результат укусов различных насекомых.
В случае присутствия непрекращающегося механического воздействия со стороны ребенка на область ушей следует уделить повышенное внимание для определения причины появления подобного интереса. Возможность выявления раздражающего фактора и его последующее устранение гарантирует исчезновение беспокойства ребенка. Несмотря на существование домашних вариантов разрешения сложившейся ситуации, не следует забывать о важности получения квалифицированной консультации со стороны лечащего врача относительно состояния здоровья ребенка и рекомендаций по поводу необходимого лечебно-профилактического комплекса.
Методы лечения
Среди существующих вариантов лечения дискомфортного ощущения у ребенка выделяют:
- систематически проводить гигиенические процедуры слухового прохода (необходимо уделять внимание отсутствию ворсинок после проведения процедуры);
- нивелировать возможные контакты с факторами аллергенного действия (растениями в момент цветения, пылью, животными);
- сформировать отлаженный режим дня (ввиду возникновения кожных заболеваний в результате сбоев в детской нервной системе);
- пропить витаминный курс кормящей матери;
- устранить возможные акты назначения лекарств грудничку (для этого нужно посетить лечащего врача);
- периодически купать ребенка в ванне с добавлением трав противовоспалительного принципа действия (с ромашкой, чередой, корой дуба).
В случае отсутствия видимых результатов после проведения вышеописанных мероприятий настоятельно рекомендуется нанести визит специалисту для того, чтобы получить рекомендации относительно осуществления лечебно-профилактических мероприятий.
Навигация по записям
Источник
Отит у грудничка: признаки воспаления среднего уха
Первый год жизни ребенка — время множества тревог. Малыши не могут объяснить или хотя бы показать, где болит, и родителям приходится внимательно следить за различными признаками недомоганий. Из-за частых встреч с вирусами-возбудителями острых респираторных заболеваний, ринитом и особенностей строения организма детей отит у грудничка — частое осложнение. Как понять, что у ребенка болит ушко, и что делать?
Причины отита у грудничков
Повышенный риск отита в детском возрасте — до года эта болезнь бывает у каждого второго ребенка — связана со строением внутреннего уха.
У детей, в отличие от взрослых, евстахиевы трубы шире, короче и расположены почти горизонтально. Эти полости связывают уши и носоглотку, и любые воспалительные процессы и жидкости из носовых проходов и носоглотки быстрее проникают к среднему уху. Это и становится причиной отита у грудничка, особенно как осложнение на уши после ОРВИ, острых респираторно-вирусных инфекций. А по данным ученых, 95% детских «простуд» вызваны вирусами!
Кроме респираторных заболеваний повышать риск воспаления в ушке могут:
- длительный плач (так как в полости носа задерживается жидкость);
- частые срыгивания, при которых молоко может забрасываться в нос и оттуда — в евстахиевы трубы;
- аллергические реакции с насморком и т. д.
Повышают риск отита также искусственное вскармливание и особенно пассивное курение!
Симптомы отита у грудничка
Чаще всего отит развивается в среднем ухе — острый средний отит. Он может быть катаральным или гнойным, при этом катаральная форма без своевременного лечения может переходить в более опасную гнойную.
Как заподозрить отит у грудничка, который не может пожаловаться на боль в ушке? У детей болезнь может проявляться:
- капризностью, нарушениями аппетита, сна;
- тошнотой и рвотой, нарушениями равновесия — падениями при вставании, сидении и т. д.;
- повышением температуры;
- заложенностью носа, покраснением его крыльев;
- при гнойной форме из слухового прохода начинаются выделения.
При более легком течении ребенок беспокоен, часто плачет, начинает крутить головкой. Нередко при надавливании на козелок уха плач усиливается — хотя этот признак отита у грудничков присутствует не всегда.
Лечение отита
Самая большая ошибка, которую делают родители — это самостоятельное лечение болезни. Не надо ничего капать в ухо или, тем более, делать компрессы! Отит у грудничка опасен быстрым повреждением барабанной перепонки с серьезными последствиями.
Антибиотики тоже давать не надо: во-первых, отит может быть не бактериальным. А во-вторых, врачи уже знают, что даже бактериальные отиты у детей далеко не всегда требуют антибактериальной терапии, а вот выраженные побочные реакции на антибиотики у детей встречаются очень часто.
При первых же признаках надо вызвать врача. До его прихода можно дать обезболивающий и противовоспалительный препарат в возрастной дозировке — парацетамол, ибупрофен. Если ранее ребенку прописывали сосудосуживающие препараты для носа, можно однократно применить такое средство. Все остальное лечение отита у грудничка назначает только доктор!
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник
Интервью с неврологом
Невролог — один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни — проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду — это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди — хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений — для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма — спать минимум по часу-полтора на дневном сне, шесть часов подряд — ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно — промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30-40 минут — это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2-3 часа. Если спит больше — это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите — в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко — и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея — асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное — заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей — это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно — они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время — и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, — это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) — это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность — рекомендую снять приступ на видео — так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека — налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и — самое главное — нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы — по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) — УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия — смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.
Источник