Ребенок в 3 месяца играет сам с собой

Приучаем ребенка играть самостоятельно

«Мишк! Мне скучно!»

«Мишк! Мне скучно!»

​​​​​​​Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок​​​​​​​ не хочет занять себя сам. Игрушек в доме — вагон и маленькая тележка, но дитя таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», делает глаза, как у кота из Шрека или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами (со взрослыми тоже можно). Время от времени подобное — еще куда ни шло, но если постоянно?

Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету, нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей. Вот об этом и пойдет речь.

Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности, но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше — по максимуму) пунктов из предложенного списка.

— Начать с ребенком читать. Если не приучен — приучать. Будете читать — будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.

— Очень часто дочки-сыночки не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом. Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно. Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.

— Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, — и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.

— Играть сначала вместе с малышом, потом — просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние.

— Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.

— Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся». Вой, плач и конский топ перетерпеть. Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру — тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.

— Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, — пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же — почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?

— Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви — уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить куклы и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным — к вам подойдут!

— Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.

Возьмем, например, прогулку. Порой ребенок останавливается у каждого столба, находит какую-то мелочевку на земле и норовит схватить, по 5 минут любуется каждым червяком, хватается за каждый одуванчик и требует объяснить, что нарисовано на каждой витрине. Замечательно. Тут надо расслабиться и получать удовольствие. Не одергивать, когда куда-то лезет, валяется на песке, норовит потрогать грязь и так далее и тому подобное.

Или, например, не стоит делать все домашние дела, пока дети спят или их занимает кто-то другой. Им на самом деле все это очень интересно. Всякий раз готовить полный обед с помощниками не очень удобно, но когда уже есть основная еда, почему бы не сделать салат? Или постелить белье, перебрать полотенца, забросить белье в машинку, объясняя, показывая, давая попробовать самим…Для детей это действительно и в пользу, и в удовольствие.

Есть интерес — не стоит ему мешать и тем более приставать к ребенку с постоянными нотациями, одергиваниями и запрещениями. Вырастить человека, которому ничего не надо, кроме компа, вялого и апатичного, которому мир вокруг не интересен, — можно, конечно, а смысл?

Читайте также:  Что подарить ребенку на 1год 3 месяца

— Взрослому не требуется быть все время аниматором и массовиком-затейником. Как в замечательном стихе Маршака: «Хорошо бы поскучать!» Будьте рядом, но не бросайтесь занимать дочек-сыночков ежеминутно. Если у них есть доступ много к чему, они сытые (это важно!) и вы только что почитали, пообщались вместе с удовольствием, — шанс, что дети займут себя сами, огромен. Но оставлять их самих надо не демонстративно, а под уважительным предлогом типа готовки обеда или «поработать».

В общем, главные правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно я бы сформулировала так:

— максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;

— не лезть в его игры и занятия, когда не просят;

— выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;

— не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;

— как можно больше с ребенком разговаривать, — объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;

— читать вместе.

И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…

Иллюстрация: м/ф «Маша и медведь», серия «День кино».

Источник

Как научить ребенка играть самому

Прежде чем оставлять ребенка играть без взрослых, надо научить его этому. Вместе с детским психологом Алисой Пионтковской разобрались, как бороться с криками «Мне ску-у-учно!», правильно хвалить ребенка за поделку с желудями и почему так важно не лезть в игры детей, если они не просят.

Почему это важно

Если родители не отходят от ребенка, он привыкает к тому, что его должны развлекать другие, и просто не знает, как себя занять. Ему некомфортно наедине с собой, и когда ребенок подрастает, ему требуется больше внимания. Когда родители не могут его уделить, они включают мультики или игры на планшете. Это может привести к задержке речевого развития, сложностям в общении, агрессивному поведению в школе.

Дети, с которыми постоянно возятся взрослые, теряют желание быть самостоятельными во взрослой жизни.

Играть один ребенок может с трех месяцев

Дети могут развлекать себя сами уже с трех месяцев. Сначала понемногу, а потом это время увеличивается.

С трех до семи месяцев ребенок может играть один 5 - 10 минут. Отвлечь его могут мобиль над кроваткой, игрушки с неровными поверхностями: шуршащей, гладкой, меховой, бархатистой. Также детям можно давать прорезыватели с разными поверхностями, мягкие книжки.

С восьми месяцев до двух лет родителей будет по 10 - 20 свободных минут. В 8 - 9 месяцев можно занять ребенка зеркалом, и он будет изучать себя. Бояться не стоит: сегодня производят специальные безопасные зеркала для малышей. Детям важно ползать, трогать пол, ковер, стены. Так они на ощупь лучше понимают материалы, чувствуют разницу между ними.

С двух лет ребенок способен играть сам 20 - 30 минут, а с трех лет - 30 - 40 минут и дольше. Чем старше, тем дольше ребенок развлекает себя сам, если родители его этому научили и создали условия. В любом возрасте ребенок может играть один и целый час, если ему это интересно.

Поначалу родители должны придумывать варианты игр и проигрывать их вместе с детьми. Со временем ребенок сможет заниматься этим без помощи взрослых.

Безопасное место для игры и творчества

Для игры у ребенка должно быть место, где он главный. Если не своя комната, то пространство со столиком, стульчиком, полочками для игрушек и мягкой мебелью. При этом родители должны проговаривать ребенку, что творческие задачи с бумагой, клеем, пластилином он может делать только за этим столиком. Так ребенок приучается к порядку.

Для хранения игрушек подходит открытый стеллаж - чтобы ребенок мог без труда взять с полки машинку, куклу или зверушку и так же легко положить обратно.

  • С 10 месяцев ребенка можно приучать к порядку, чтобы он брал их с полок и сам возвращал на место. Для начала нужно показать ему пример и делать это вместе, а через год ребенок научится убирать игрушки сам. Если будет забывать - можно ему напомнить.
  • В год ребенку достаточно пяти игрушек, двухлетке и старше - десяти. Их можно менять: например, оставить десять в зоне досягаемости, а остальные убрать. Через месяц можно достать спрятанные игрушки, и ребенок будет радоваться им, как новым. Главное - не трогать игрушки, с которыми ребенок играет постоянно, спит, путешествует - они всегда должны быть в зоне видимости. Эти игрушки успокаивают ребенка: без них он станет тревожным, будет с трудом засыпать, будет искать их и плакать.
  • В два с половиной - три года ребенок стремится сам одеваться, шнуровать обувь, относить посуду в мойку, собирать игрушки. Пусть он это делает - тогда он усвоит, что никто не будет делать что-то за него и что играть тоже можно без взрослых.

Поначалу ребенок может тратить больше времени на рутинные задачи, которые легко даются взрослым, поэтому лучше закладывать на деятельность ребенка дополнительное время: выходите из дома - начните собираться на полчаса раньше обычного, чтобы ребенок сам оделся и обулся.

Читайте также:  Белые комочки в кале у ребенка 3 месяца на искусственном вскармливании

В идеале у ребенка должна быть возможность по максимуму делать всё самому. Чтобы он сам включил свет в ванне, выключатель должен быть на уровне его глаз. Чтобы мог сесть на унитаз без помощи родителей, можно поставить детскую табуретку: в Икее такие стоят 250 рублей, а родительское время - бесценно. Нужно повесить полотенце для рук пониже, чтобы ребенок до него дотянулся. Шапку, шарф, перчатки и курточку - тоже. Ложки и вилки должны лежать в ящике, из которого ребенок сам сможет их взять.

Как учить

Главное правило для родителей: не лезть в игры ребенка, если он не просит. А если просит - уделить внимание и ответить на вопросы, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Вот что еще поможет научить ребенка играть самому.

Показать, как играть. Например, родители покупают машинку с дырочками в кузове и фигурками, которые надо кидать в эти отверстия в соответствии с рисунком. Надо показать ребенку, как играть с этой машинкой и правильно кидать фигурки в кузов, иначе он не сообразит, быстро потеряет интерес к игре и снова потребует внимания родителей.

Если сначала малыш правильно повторил все за родителями, но когда начал играть сам, все перепутал, не надо лезть к нему с помощью - пусть ищет решения. Если ребенок просит помочь, можно еще раз показать ему, как класть фигурки, но потом снова отойти.

Сделать расписание игр, которые можно предложить ребенку: например, сегодня он сам лепит из пластилина, завтра - рисует и собирает пазлы.

На время игры выключать всё, что может отвлекать ребенка от игр: телевизор, планшет или телефон.

Хвалить ребенка за поделки, которые он сделал без помощи родителей, и просто за то, что он играл один. Можно использовать самые простые фразы вроде: «Ты так здорово играла с мишкой» или «Как хорошо ты лепишь из пластилина. Видишь, даже наша помощь не понадобилась, ты со всем справляешься сам».

Чтобы заинтересовать ребенка на длительное время - например на сорок минут, - родители могут положить рядом с собой занимательные игры: сначала дать ребенку пазл, а когда он его соберет - альбом с наклейками. Потом раскраску и карандаши. Также можно положить перед ребенком всевозможные предметы для игры и разрешить выбрать, чем он займется сначала, а чем позже.

Если ребенок не может играть один

Бывает так, что ребенок липнет к родителям и постоянно просит внимания. Если он постоянно капризничает и просит маму побыть рядом, надо убедиться, что не хочет есть, пить, спать или чтобы ему поменяли подгузник. Если базовые потребности удовлетворены и ребенок здоров, возможно, ему уделили слишком мало внимания.

Каждый день ребенку нужно полчаса, когда мама или папа играют с ним и не отвлекается ни на что другое. Лучше, если игра будет проходить в одно и то же время, например после дневного сна. Детям спокойнее, когда у них есть режим: они знают, чего ждать, и меньше тревожатся. В эти полчаса можно почитать сказку, вместе пофантазировать, что еще могло приключиться с героями, или взять игрушки и поставить с ними спектакль по придуманному сюжету. А рисовать и клеить ребенок может и сам.

Если и после этого ребенок цепляется за родителя, капризничает и ни в какую не хочет играть сам, это говорит о тревожности. Возможно, ребенок просит определенности, и ему надо проговорить, что будет дальше: «Мы сейчас с тобой порисуем, потом я пойду готовить ужин, а ты сможешь поиграть в любую игру». Возможно, тревожность вызывает поведение родителей. В этом случае им нужно обратиться к психотерапевту.

Источник

Играет ли ваш ребенок самостоятельно?

  • Главная
  • Елена
  • Журнал

28 мая 2014

К слову нам 1,8 и дочка дома сама не играет в игрушки, не рисует, не собирает лего, если я сама не сяду не начну что-то с ней делать — от начала и до конца процесса я должна присутствовать. А уж если я села за комп — то такие мне истерики закатывает, что прям жесть какая-то — все кидает, орет и т.д. — пытается обратить на себя единственную мое внимание. Так у всех или только у меня???

Комментарии

Мирослава

11 лет 9 месяцев

Прихожу с работы уставшая, ели сижу… Сразу мама поиграй со мной в мяч, в дочки матери… ходим по дому мы всегда вместе. Если она потеряет меня с поля зрения на 5 мин, сразу кричит где мама. Приходит и старается делать то, что я делаю. Ребенку сейчас 5 лет. Я телевизор последний раз смотрела, когда была беременная. Книжку уже давно в руках не держала, и уже забыла как это. Ну и на свидания мы всегда втроем. На качелях и площадке требует полного внимания. На пляже только что бы возле нее, мама давай поплаваем, и так на 2 часа мы плаваем. Я ей говорю, дочка, смотри, детки замки из песка делают, иди поиграй с детками, сразу плачь… и мама пошли со мной ((( Но когда она в садике, она самостоятельная, всегда старается помочь воспитательнице, и очень послушная, есть подруги. Но почему она так привязана ко мне, я не знаю. Стараюсь как то ее приучать, что бы она умела заигрываться сама, но пока не получается. Может на нее так повлиял наш развод с мужем (ей тогда 2 года было)

Читайте также:  Должен быть кал ребенка 3 месяца

Ну у нас все не до такой степени- спим мы с рождения в разных кроватях))) а насчет остального сама дочка моя действительно играть не хочет, несмотря на то что я постоянно ее раньше и сейчас оставляю самой играть (учиться играть), результатов нет. Видимо такой ребенок

Мирослава

11 лет 9 месяцев

У меня это переросло в проблему. С самого детства она не хотела ничего сама делать, Ни играть. Не умеет она загуливается. Требует 100% внимания к себе. Если идем на площадку, с детками не сильно играет, нужно, что бы в 5 лет мама ее катала на качелях, ходила за ней, рассказывала. Только недавно отучила ее спать с собой. Третий день как спит отдельно от меня. Я в разводе. На свидание не могу сходить, она ходит со мной, даже на первое. Сейчас появился постоянным молодой человек у меня, она сначала приняла его. Потом увидела, Что мы целуемся с ним, и все. Стала каждый раз капризничать, говорит ему, уходи, ты нам не нужен. Теперь втром практически мы не можем гулять, потому что это просто дурдом. Парень не выдерживает. Я стараюсь ее переучить, но она сильно разбалована. Теперь понимаю, что еще нужно было в самом маленьком возрасте. класть ее на коврик, и что бы она сама училась играть. А то до года, я в душ ходила ровно за 1 мин, потому что кроме меня она ни с кем не сидела, и начинала плакать. Тоже самое и спать, с пару месяцев когда ей было, если она засыпала и я вставал, Что бы успеть что-то сделать по дому, через 5 мин были плачи, я ложилась с ней и тогда она опять засыпала.

мой сам играет исключительно в машинки))) будет катать их до посинения) ну, или покалякать что-то может) иногда по настроению в сортер какой-нибудь, пирамидки-матрешки, домик ключами пооткрывать… Но все это очень недолго, чаще всего начинает канючить вокруг меня, или я дела делаю и параллельно что-то показываю-рассказываю ему, в общем, все равно от мамки ни на шаг, когда вдвоем)))

Бывает периодами! Но в основном может сам поиграть, но следить нужно в оба! А то наиграет чего-нибудь)

когда как… когда играет один, а иногда как хвостик везде за мной

спасает маша и медведь:)

моя давно уже играет сама по долгу, с игрушками разговаривает, водит их, в кровать укладывает, одевает, то кукол гулять ведет, то в прятки куклы играют, так прикольно за ней наблюдать. сама пойдет рисовать сядет, потом книжки пойдет рассматривать, кубики, мозаика, ко мне бежит только книжки читать, в мячик играть и еще в догонялки.

и у меня так же. только без истерик — берет за руку и тащит в комнату

завидую я вам… а у меня ежедневные истерики при чем по любому поводу… так достало уже….

Половина времени играет со мной, половина времени сама. Игры у нее — это вытащить все из шкафов и полок, разбросать, вытащить коробку с гвоздями и перебирать, разом перевернуть коробку с игрушками и разбросать их по полу, найти и вытащить влажные салфетки и ходить и вытирать пыль, подставить стул, залезть на стол и ходить по нему.

у меня играет! иногда тоже конечно надо чтоб я была, но вообще любит один поиграть!

У меня играет… иногда вообще долго не видно и не слышно, но… это значит, что шкодит.)))))

Сам играет. Просто приучала к этому. С 5 месяцев на пол выпускала на коврик с игрушками. Сначала по чуть-чуть сам занимался, а потов без проблем. Но и я с ним много занимаюсь. Но если я занята, то он играет сам.

ну так я тоже к самостоятельности дочь всегда приучала и также делаю, но вот последние месяца 2 не задались……

Ярославушка

9 лет 9 месяцев

самостоятельные оба… встает включает мульты, или играет в машины и конструктор сам… я могу спать до 10-11 (так, подслушиваю периодически что бы не влез ни куда..)

ну у вас уже взрослые детки — мы то младше

Ярославушка

9 лет 9 месяцев

с года сам… вообще младший у меня тихоня… он просыпался рано, сползал с кровати и в игрушки… сидел сам ковырялся

а я читала, что в этом возрасте дети осваивают игрушки только если взрослые показывают как играть и играют вместе с ними, это правда?

Давно играет часто сам. Нам полтора года

Показать ещё

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Представительства Бэби.ру

Вход через соцсети

Источник