Ребенок в 1 7 месяцев не умеет жевать
Содержание статьи
Как научить ребенка жевать — советы логопеда
10 марта 2013
Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые — как это не странно звучит — не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!». Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились. Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.
Негативные результаты неумения есть твердую пищу:
Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).
В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии — приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.
В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.
Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.
1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.
2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.
3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.
4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!
Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать — детский интерес тут же пропадет.
Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.
Фадеева Юлия Александровна, учитель-логопед, ГБОУ д/с №174, г.Москва
Комментарии
Посмотреть комментарии
Комментарии
Ребенок не жует. Что делать?
На консультацию к неврологу иногда обращаются родители малышей, обеспокоенные тем, что ребенок не пережевывает твердую пищу. Как известно, на первом году жизни ребенка формируются многие навыки, в том числе, и способность жевать. Ребенок первых месяцев жизни может только сосать. На этом этапе вскармливание осуществляется молоком и молочными смесями.
По мере роста ребенка меняется и рацион питания, появляются блюда прикорма, меняется консистенция пищи. Уже к году жизни ребенок начинает осваивать и твердую пищу.
Изучая публикации в интернете на эту тему, я обнаружила, что многие публикации грешат откровенно непрофессиональными комментариями и рекомендациями. Хочу прояснить ситуацию. Неспособность ребенка к пережевыванию пищи может быть связана как с особенностями воспитания ребенка, так и с наличием у ребенка неврологической патологии. Поэтому прежде чем выполнять рекомендации педагогического характера, которыми изобилует интернет, следует обратиться к неврологу для исключения возможных заболеваний.
Не принимайте самостоятельных решений, доверьтесь специалисту!
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации
Источник
Ребенок не жует
559 просмотров
4 марта 2021
Моя дочка 2 года не умеет жевать. Все советы типа сажать с собой, давать кусочками, показывать.. выполняем уже полгода, результат нет. Она не понимает как жевать. Носит во рту кусок яблока, размачивает слюной… Как быть? Это третий ребенок, двое выросли всё жевали)
На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Невролог
Здравствуйте . Пюреоюразную пищу сразу глотает? Поперхиваний нет при глотании? Что с речью? Зубы все по возрасту?
Екатерина, 4 марта
Клиент
Елена, глотает сразу, если не отвлекается. Не давится. Речь развивается в норме , говорит предложения, хотя не всегда правильно. Зубов 16
Невролог
Екатерина, 4 марта
Клиент
Елена, да, претензий нет, только рвоты беспокоили
Невролог
Рвота скорее всего была проявлением повышенного глоточного рефлекса, который встречается у здоровых детей. В этом случае нужна его тренировка. Начните с детского печенья, оно легко размачивается слюной и небольшие кусочки не вызывают такого раздражения глотки.
Невролог
Здравствуйте. Когда ввели кусочки? Как развивается? Речь развита?
Екатерина, 4 марта
Клиент
Алина, пытаемся вводить с 1,5 лет, так как были постоянно рвоты во время еды, с 9 месяцев. Сейчас реже рвоты, но бывают. Разговаривает предложения короткие, речь прогрессирует всё время.
Невролог
Вы слишком поздно ввели кусочки. Оптимальный возраст — 7-9 месяцев. Конечно, ребёнок теперь не хочет жевать.
Наберитесь терпения и не бойтесь давать кусочки. Соблюдайте безопасную подачу: круглые твердые продукты разрезайте на 4 части, твердые фрукты и овощи (яблоко, морковь) тонкой соломкой или натирайте на крупную терку, мягкие овощи и фрукты можно целыми. Конечно, кушайте все вместе, показывайте как нужно жевать.
В целях безопасности всегда будьте рядом с ребёнком, чтобы помочь. Если дочь поперхнулась — не паникуйте, откашляется. Посмотрите видео первой помощи, если ребёнок подавился.
Если по осмотру невролога нареканий нет, то проблема скорее в том, что дочь не привыкла к твёрдой пище.
Екатерина, 4 марта
Клиент
Алина, а мы даём ей куски, не боимся. И она давно ими уже не давится просто мусолит во рту. Печенье размокает, яблоко тоже кака то проглатывае но не всегда. Хлеб, покусает и ходит с ним 15 минут. Но нет прогресса. Пол года уже так
Невролог
Девочка ленится, привыкла, что жевать не нужно. Продолжайте давать твёрдую пищу, со временем обязательно научится.
Невролог
Здравствуйте. А невролог осматривал Вас? Все хорошо по осмотру?
То что начали кусочками пищу давать 1,5 года, несколько поздновато, Учитывая рвотный повышенный рефлекс как я поняла был у Вас , и позже начали кусочковую еду вводить — то такое может быть, вероятнее всего речь идет о еще не приобретенном навыке. Продолжайте давать небольшие (не опасные) кусочки, показывать.
Невролог
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста осматривал ли вас невролог? Если других жалоб у вас нет, если помимо нежевания никаких других вопросов к ребенку нет, то, скорее всего, нужно просто подождать. И потихоньку самой с ним заниматься ( можно чаще играть в задувание свечек и надувание шариков) Продолжайте давать небольшие кусочки.
Екатерина, 4 марта
Клиент
Мадина, у невролога кроме как к работам, претензий нет. Развивается нормально, говорит. Дуть не умеет, кстати!
Екатерина, 4 марта
Клиент
Невролог
Если у невролога к вам претензий нет, значит девочка не привыкла к твёрдой пищи, так как ввели немного поздно её. Стоит продолжать давать маленькие кусочки пищи.
Детский невролог, Невролог
Здравствуйте, Екатерина! Продолжайте приучать ребенка к кусочкам, давайте мягкую пищу, которую можно жевать, хлеб, смоченный в молоке, кашу с кусочками банана или мягкого печенья. Постепенно переставайте давать перетертую пищу.
Обязательно покажите ребенка детскому неврологу, но учитывая, что ребенок хорошо разговаривает, думаю проблема больше психологическая («зачем жевать, если накормят прртертым»). Покажите ребенку , что бледер или мясорубка сломались и пока ее не «починят» нужно кушать то, что дают.
Со временем этот навык обязательно разовьется.
Екатерина, 4 марта
Клиент
Юлия, проблема в том , что блендер сломался- не сработает. Нет еды и не надо, она никогда не голодна и не хочет есть. Для неё это досадная необходимость
Детский невролог, Невролог
Если ребенок действительно голодный, он съест еду, которую Вы предложите. А навык жевания обязательно продолжайте развивать, других вариантов здесь нет. Предлагайте больше мягкой еды, постепенно повышая жесткость. От мягкого хлеба и котлет, мягких груш, банана до более жестких кусочков. Развитие жевательных мышц необходимо и для понятной речи.
Детский невролог, Невролог
Чтобы ребенок не подавился, мягкие кусочки должны разминаться пальцами.
Невролог
Здравствуйте! А развеивались по возрасту ? Невролог ранее осматривал? Ранее не пробовали твёрдую пищу давать?
Екатерина, 4 марта
Клиент
Регина, пробовали не жуёт, давалась раньше, сейчас просто размачивает во рту
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовало 2 человека,
средняя оценка 5
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ — задайте свой вопрос врачу онлайн.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально — задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Источник
Как научить ребенка жевать твердую пищу?
Автор: Шалунова Анастасия Ивановна
член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family
г. Москва
Время на прочтение : 10 минут
Донести ложку до рта, поиграть с едой, покрутить пищу языком, выплюнуть ее, откусить, попытаться пожевать и, наконец, проглотить кусочек… Чего только не делают дети, чтобы справиться со взрослой едой, которая поначалу кажется такой «сложной»! Рассказываем, как научить ребенка жевать твердую пищу, чтобы это не стало семейной проблемой. Консультирует нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.
— Анастасия Ивановна, поговорим о том, как научить ребенка жевать и глотать пищу в твердом виде. Почему здесь важен возраст?
— Важно не упустить правильный момент, когда навык жевания формируется проще всего. Самый оптимальный период — с 6 до 10 месяцев, при введении прикорма с кусочками. Однако границы нормы условны, потому что ребенок может и в полтора года есть только жидкую еду.
Дети начинают жевать в силу сформированности физиологических и нейропсихологических процессов организма — это индивидуально для каждого ребенка. И здесь также очень важны влияние кесарева сечения и естественных родов, то, как протекал родовой процесс и как развивался малыш с рождения.
Когда давать ребенку твердую пищу
4-5 месяцев | Наблюдаются первые жевательные движения, исчезает рефлекс выталкивания пищи язычком. Поддержать эти изменения помогает первая твердая пища ребенка — каши и овощные пюре. |
7-8 месяцев | Ребенок готов к овощным, фруктовым, мясным пюре с мелкими кусочками, измельченным фруктам и ягодам. |
До 12 месяцев | Навыки кусания и жевания укрепляются, развиваются боковые движения языка, ребенок осознанно и уверенно перемещает пищу к зубам. Ближе к одному году кусочки пищи становятся крупнее. |
— Как родителям понять, что ребенок готов жевать твердую пищу?
— Пищевой интерес формируется условно с 4 до 6 месяцев, когда ребенок тянет тарелку, ложку на себя, просит еду. В этот период начинают прикорм, постепенно переходя от однородных пюреобразных блюд к более плотным, с кусочками.
Ребенок готов к пережевыванию пищи, если:
- он уверенно берет и удерживает ложку;
- сидит без поддержки взрослых;
- в течение трех-четырех недель получает прикорм.
С 6 до 10 месяцев младенца проще научить есть и жевать пищу кусочками. Если ребенок не грызет, а сосет или облизывает то, что ему дали, запрещать не нужно, — возможно, он не голоден или ему интересно в данный момент времени что-то другое.
При отсутствии интереса к еде до года может понадобиться работа с психологами, нейропсихологами, неврологами. Каждый из них посмотрит на детскую проблему со своей стороны и даст рекомендации.
— Сколько зубов достаточно для начала жевания?
— Пищу «пережевывать» можно и без зубов, перетирая кусочки деснами. У некоторых детей зубы появляются поздно, но им все равно дают твердую пищу для того, чтобы формировались навыки пережевывания. При этом жевание может стимулировать кровообращение и рост зубов.
Читайте также о том, какую «взрослую» еду можно давать младенцу до года и когда начинать переход к общему столу.
— Какие проблемы могут возникнуть, если ребенок не пережевывает пищу?
— Некоторые родители жалуются, что ребенок давится твердой пищей или что он не жует, а сразу глотает. Это может быть связано с поздним введением твердого прикорма.
Кроме того, если ребенок плохо пережевывает пищу, это провоцирует проблемы с пищеварением. Не стоит загружать незрелую пищеварительную систему малыша, так как организм ребенка еще не вырабатывает достаточное количество ферментов. В таком случае ребенок откажется от пищи, начнет реже есть или жевать.
Каких принципов питания стоит придерживаться:
- давать ребенку разнообразные продукты, но в разумных количествах, и смотреть за реакцией организма;
- медленное питание улучшает пищеварение и усиливает чувство сытости, поэтому важно помнить про тщательное пережевывание пищи;
- при здоровом питании лучше избегать кормления перед телевизором и телефоном либо использовать их очень точечно. Гаджеты отвлекают от еды, приводят к неосознанному и быстрому потреблению пищи, а это может вылиться в метаболический синдром и впоследствии привести к избыточному весу или сахарному диабету II типа.
— Как вы относитесь к массажу языка для улучшения обработки пищи?
— Массаж языка очень часто применяют логопеды для снятия спазмов мышц при дизартрии у детей, когда страдает произношение. При массаже используют пальцы, зубные щетки, зонды, что для ребенка может быть травматично.
Родителям таких детей стоит помнить о противопоказаниях к логопедическому массажу:
- кожные высыпания, отеки, ранки;
- герпетические инфекции ротовой полости;
- простуды;
- тяжелые формы хронических заболеваний;
- онкологические, психоневрологические диагнозы.
— Как научить ребенка пережевывать пищу — с чего начать? Каких размеров должны быть кусочки?
— Для того чтобы сделать процесс жевания эффективным и увлекательным, у ребенка должен быть интерес к пище. Любимый продукт будет жеваться лучше всего. Нужно также учитывать новизну ощущений и вводить новые продукты, когда малыш голоден.
Нюансы, на которые родители должны обратить внимание:
- Обязательно развивают пищевой интерес и выстраивают режим питания, то есть ребенок должен проголодаться к следующему приему пищи.
- Лучше начинать с кусочков в тех продуктах, которые ребенок уже ел в пюреобразном состоянии. Вкус будет ему знаком, но текстура окажется немного другой.
- Приветствуется термообработка овощей.
- Важно смотреть на то, справляется ли малыш со своей порцией. Первые кусочки дают размером не больше спичечной головки, потом с ноготок мизинца, затем все крупнее. Можно давать малышу в руку слайсы из свежих фруктов, детское печенье, сушки-сухарики.
- Рекомендуется ниблер для плавного перехода от пюре к кусочкам. С ним ребенок и ест самостоятельно, и помогает зубам прорезываться.
- Поведение родителей влияет на поведение ребенка за столом. Если встречаться за ужином или обедом — семейная традиция, то ребенок автоматически в нее включается и привыкает к ней, ориентируясь на пример родителей.
Не оставляйте попытки давать твердую пищу, даже если ребенок выплевывает еду. Но и не нужно вталкивать продукт: можно предлагать его в другой момент, варьировать кусочки по размеру. Также не стоит бояться давать твердую пищу ребенку и нервничать во время его обучения и кормления. Тревожность и паника передаются на подсознательном уровне — малыш может просто поторопиться и подавиться.
— Какие ошибки допускают родители в питании грудного ребенка?
— Чаще всего родители торопятся. Они должны обратить внимание на сформированность ротового аппарата и психологическую готовность малыша есть самостоятельно, пережевывать и глотать пищевой комок. Часто бывает так, что в период адаптации ребенка, например, после прививки или переезда мама начинает давать ему что-то незнакомое и обучать новым навыкам. Это только усложнит задачу.
Если ребенок наотрез отказывается жевать твердую пищу, не стоит кормить его насильно, нужно выяснять причину.
Отказывается есть с ложки | Возможно, есть некомфортный фактор — ребенок замерз или расстроился из-за чего-то. В эти минуты он может отказываться от пищи и не понимать, чего от него хотят родители. |
Отказывается от еды | Если ребенок не принимает еду сутки-двое и начинает терять в весе, необходимо срочно обращаться к врачу-педиатру. |
Давится при пережевывании пищи | Возможно, малыш просто не готов к твердой пище. Нужно над этим планомерно работать, продолжать попытки, пробовать давать кусочки поменьше. |
Не сразу глотает или смакует пищу | Если ребенок долго держит за щекой кусочек, то, скорее всего, он не голоден или увлечен игрой: процесс питания заканчивается тем, что он просто берет пищу в рот. |
— А напоследок, наверное, один из самых популярных родительских вопросов — мультики во время еды. Каковы за и против?
— Ребенок отвлечется от еды на мультики, что негативно скажется на всем процессе питания. Цель приема пищи — в том, чтобы ребенок поел и понял, что насытился. «Если ты голоден, давай поедим, хочешь мультики — посмотри их потом», — такими должны быть правила. Эти действия нужно разграничивать, потому что просмотр мультиков сопровождается другими мыслительными и двигательными процессами.
Основные рекомендации:
- Не торопиться, стимулировать жевательные процессы и не забывать про физиологию: насколько готовы организм, ротовой аппарат, коммуникативные системы ребенка.
- Внимательнее относиться к малышу, не переключаться на свои проблемы. Задача родителей — чтобы ребенок был накормлен, сыт и развивался правильно. Для этого важно выстраивать питание с учетом потребностей ребенка и процессов, происходящих в организме.
Методы обучения ребенка навыкам жевания разные, но в этом вопросе важны два аспекта: физиологический и психологический. Твердая пища вводится примерно с шести месяцев, и до года ребенка нужно научить пережевывать твердые кусочки. При этом процесс зависит и от получаемого прикорма, и от домашней обстановки. Родителям важно запастись терпением в процессе обучения и постепенно переходить от протертого питания к регулярному кормлению малыша твердой пищей с кусочками. Только тогда он научится жевать и начнет получать удовольствие от новой еды и своих новых способностей.
Нутрициолог
Анастасия Ивановна Шалунова
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Источник