Ребенок свистит после кормления

Свистящее дыхание у младенцев

Что такое свистящее дыхание, как его распознать

Свистящим дыханием называют скрипучий, пискливый звук в груди, который возникает, когда ребенок дышит (обычно звук создается именно при выдохе).

В легких случаях свистящее дыхание может услышать только врач, а в более тяжелых его слышат также родственники ребенка и окружающие люди даже без вспомогательных средств. Свистящее дыхание можно назвать хрипом в груди, обычно оно сопровождается затрудненным дыханием.

Врач диагностирует свистящее дыхание, прослушивая легкие ребенка фенендоскопом, что лучше всего можно сделать, когда ребенок спокоен и не плачет. В этом крайне необходима помощь родителей — вместе с ребенком посещая врача, родители должны быть готовы к реализации творческих идей, чтобы успокоить малыша.

Что вызывает свистящее дыхание

Свистящее дыхание не является чем-то необычным у очень маленьких детей. До 30-50% младенцев в первый год жизни испытывали хотя бы один эпизод свистящего дыхания на фоне вирусной инфекции. Одним эпизодом свистящего дыхания называется период между началом и концом свистящего дыхания, обычно один эпизод заболевания длится один-три-семь дней.

Причиной свистящего дыхания являются узкие и не полностью развитые дыхательные пути (особенно, если ребенок родился преждевременно), дыхательные пути являются менее развитыми, они еще больше сужаются во время вирусной инфекции из-за отека слизистой оболочки бронхов.

Для некоторых детей, еще не достигших годовалого возраста, у которых свистящее дыхание повторяется, но других серьезных жалоб нет, возможно, единственным «лекарством» будет время, а именно, они должны подрасти — тогда дыхательные пути окрепнут и свистящее дыхание исчезнет.

Но чаще всего основной причиной свистящего дыхания являются вирусные инфекции, которые у маленьких детей зачастую вызывают бронхиолит, поэтому эпизоды свистящего дыхания обычно наблюдаются весной и осенью, или в вирусный сезон.

В более редких случаях свистящее дыхание также может быть вызвано гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью, или попаданием желудочной кислоты в пищевод. В младенческом возрасте одной из главных причин рефлюкса является непереносимость белка коровьего молока или аллергия. Симптомы этой болезни, в том числе и свистящее дыхание, исчезают, если исключить из меню ребенка продукты, содержащие молочный белок.

Если у младенца часто повторяются эпизоды свистящего дыхания, бронхиты, бронхиолиты, врач посоветует провести обследование сердца малыша, или эхокардиоскопию, так как единственным признаком различных врожденных пороков сердца могут быть частые инфекции дыхательных путей, также и со свистящим дыханием.

Причиной свистящего дыхания и бронхитов может быть редкая наследственная генетическая болезнь — кистозный фиброз. В этом случае ребенок плохо набирает вес, имеет обильный и пахучий стул, у ребенка более соленый пот. Однако, при этом заболевании свистящее дыхание не является основным симптомом. Чтобы исключить этот диагноз, врач назначит пробу пота.

В некоторых случаях причиной свистящего дыхания может стать аспирация, или попадание в дыхательные пути инородного тела, удушье чем-то, поэтому врач задаст вопросы, не наблюдали ли родители какой-либо эпизод удушья, после которого, возможно, появилось свистящее дыхание.

В случае подозрения будут назначены необходимые дополнительные обследования, которые обычно проводятся в больнице.

Свистящее дыхание и другие симптомы

Иногда свистящее дыхание может быть единственным симптомом заболевания, но в большинстве случаев наблюдаются и другие симптомы, главным образом связанные с простудой и вирусными инфекциями: кашель, повышенная температура тела, насморк.

При простуде важно лечить насморк, промывая нос и удаляя секрет, чтобы облегчить дыхание через нос — для младенца самый большой дискомфорт создает насморк и затрудненное дыхание через нос. При любой вирусной инфекции ребенок должен много пить.

Как лечится свистящее дыхание

Если у младенца наблюдаются отдельные, редкие, короткие эпизоды свистящего дыхания, в большинстве случаев рекомендуется симптоматическое лечение свистящего дыхания. После годовалого возраста ребенок уже вырастает из этой проблемы, так как дыхательные пути стали более зрелыми.

К врачу должны обращаться те дети, у которых эпизоды свистящего дыхания часто повторяются, тяжело протекают или связаны с затрудненным дыханием.

Если причиной свистящего дыхания является гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь и диагностирована аллергия или непереносимость коровьего молока, врач предложит безмолочную диету. В более тяжелых случаях возможно назначение курса медикаментов, снижающих выделение желудочной кислоты.

Наиболее часто свистящее дыхание вызвано вирусными инфекциями. Такие болезни не лечатся антибиотиками! Для борьбы с вирусом ребенок должен принимать много жидкости, лечить насморк.

В более тяжелых случаях потребуется госпитализация. Самый опасный — вирус, вызывающий бронхиолит, — респираторный синцитиальный вирус, который поражает верхний слой, или эпителий, слизистой оболочки дыхательных путей. Переболев этим вирусом, ребенок имеет более высокий риск развития астмы.

Если эпизоды свистящего дыхания часто повторяются, вполне возможно, что пациенту назначат бронхорасширяющие средства (первый выбор — сальбутамол). Лекарства могут быть назначены в ингаляторной форме — применяемые как через спейсер, так и через распылитель.

Для младенцев лучше выбирать лекарства, применяемые через распылитель. Лекарства назначаются с учетом того, есть или нет у ребенка каких-либо аллергий: бронхорасширяющие препараты, в более тяжелых случаях противовоспалительные препараты.

Читайте также:  Можно ли класть ребенка на живот после кормления комаровский

Если при применении лекарств наблюдается улучшение, это может свидетельствовать об астме. Если, напротив, ситуация не улучшается, необходимо продолжить обследования. Нужно помнить, что эффективность гомеопатических средств при свистящем дыхании и вирусах минимальна.

У маленьких детей очень трудно диагностировать астму, поэтому следует помнить, что при респираторных заболеваниях важно улучшить дыхание, а не определить, есть или нет у малыша астмы. До возраста 4-5 лет диагностировать астму очень сложно.

Как помочь младенцу со свистящим дыханием

Если у малыша свистящее дыхание и нет никаких особых причин, вызывающих это, то есть, все условия свидетельствуют, что причиной является вирус, это первый эпизод свистящего дыхания. В этой ситуации:

  • Постарайтесь успокоить ребенка, так как кашель и шумное дыхание тревожит малыша — свистящее дыхание должно пройти через несколько дней, за неделю

  • Создайте для ребенка комфортные условия

  • Давайте много жидкости — пить надо маленькими глотками, но часто

  • Промойте нос

  • Избегайте пассивного курения, нельзя курить в присутствии ребенка

  • Нельзя принимать антибиотики по инициативе родителей — ими не лечатся болезни, вызванные вирусами; антибиотики следует принимать только в тех случаях, когда их прописал врач

  • Не рекомендуется давать младенцам также безрецептурные лекарства, если их не назначил врач

  • Если родители обеспокоены состоянием здоровья ребенка, следует обратиться к семейному врачу, чтобы он оценил серьезность ситуации

Что происходит, если свистящее дыхание не лечить

Если у ребенка часто бывают эпизоды свистящего дыхания и они повторяются, дыхательные пути ребенка становятся очень чувствительными. При отсутствии лечения свистящего дыхания и в последующие годы также астмы у младенца и ребенка со временем могут произойти необратимые изменения дыхательных путей, которые в свою очередь приводят к ухудшению функции легких и качества жизни.

У такого человека во взрослом возрасте могут выразиться трудности выдерживать физическую нагрузку, продолжительность жизни может быть короче.

Что делать, чтобы избежать свистящего дыхания

Чтобы уменьшить риск свистящего дыхания:

  • Беременная женщина не должна курить

  • Нельзя курить кормящим малыша грудью

  • Не должны курить ни родители малыша, ни учителя, ни няни — пассивное курение сильно влияет на ребенка. Даже если не курить в присутствии ребенка, ребенок подвергается воздействию пассивного курения, так как вредные вещества сохраняются в выдохе еще три часа после каждой выкуренной сигареты, к тому же впитываются в мебель и одежду

  • Чтобы защитить ребенка от вирусов, а также снизить риск аллергий, необходимо как можно дольше кормить малыша грудью (хотя бы до 6-месячного возраста)

  • Чтобы способствовать укреплению иммунной системы и таким образом предотвратить различные заболевания, вызванные вирусами, ребенка необходимо закалять, обеспечить ему полноценное питание и физическую нагрузку

  • Для часто болеющих детей посещение детского сада рекомендуется с 3-летнего возраста

Когда обращаться к врачу

Если у младенца первый эпизод свистящего дыхания и родители считают, что это вызвано вирусом, но у ребенка нет выраженной дыхательной недостаточности, необходимо обратиться к семейному врачу для оценки серьезности ситуации.

Если эпизоды свистящего дыхания за сезон повторяются (уже два-три), следует обратиться за помощью к аллергологу или пульмонологу. К этим специалистам надо обращаться также, если младенец очень аллергичен. Если у ребенка свистящее дыхание независимо от времени года, но оно не вызвано вирусом, если свистящее дыхание повторяется и вызвано определенными условиями, например, посещением сельской местности или дома с домашними животными, обязательно необходимо обратиться за профессиональной помощью.

Немедленно следует обратиться к врачу, если (даже если это первый приступ такого вида):

  • У ребенка выраженное затрудненное дыхание

  • Частое, прерывистое и шумное дыхание

  • Синюшный цвет губ, кожи вокруг губ

  • Ребенок чахлый, вялый

  • При дыхании у ребенка тяжело поднимаются крылья носа, или ноздри

  • При дыхании видно, что сильно втягиваются межреберные промежутки

  • Ребенок не может громко плакать

www.bernsklepo.lv

Источник

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3-5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать-плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Читайте также:  Давать укропную воду до кормления или после еды

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливанииНесмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливанииЧто же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30-40 минут и более, затем сокращается до 15-20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7-8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Читайте также:  После кормления грудью осталось молоко

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20-30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11-13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110-168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52-57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23-27.
  6. Антропология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47-50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5-8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371-376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic ificance. Oxford. 1978. 560 р.
  16. www.medela-russia.ru.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Контактная информация об авторе для переписки: mgmosh@yandex.ru

Источник