Ребенок пассивен в 4 месяца

Эмоциональное развитие ребенка 4-6 месяцев

Наблюдая за тем, как протекает развитие ребенка, многие родители стремятся помочь малышу быстрее овладеть полезными навыками. Больше внимания уделяется при этом физическому и моторному развитию, в отличие от эмоционального. Хотя эмоциональное развитие ребенка играет серьезную роль в становлении личности человека. О том, чем оно характеризуется в возрасте 4-6 месяцев, расскажет MedMe.

Основные этапы нервно-психического развития малышей 4-6 месяцев

Прежде, чем описывать эмоциональное развитие крохи, необходимо вспомнить основные этапы его нервно-психического развития. К четырем месяцам у малыша почти полностью проходит повышенный тонус в ножках и ручках, что дает ему новые возможности. Можно беспрепятственно пососать пальчики на ногах или дотянуться до нужной игрушки, которая так привлекает внимание в этом возрасте! Игрушки малыш перекладывает из одной ручки в другую, берет сразу несколько, стучит ими друг о друга.

Ладошкой кроха придерживает молочную железу мамы в то время, пока она его кормит. «Искусственники» придерживают бутылочку. Те дети, которые знакомы с пустышкой, могут самостоятельно достать ее изо рта и взять обратно.

В 4 месяца ребенок уже устойчиво лежит на животе, поднимаясь на выпрямленных руках. Он учится переворачиваться. Сначала получается перевернуться со спины на живот, затем наоборот. К полугоду малыш пытается сесть, но большинство детей окончательно смогут сесть без поддержки в 7-7,5 месяцев.

С совершенствованием зрения у крохи стимулируется развитие. Он начинает узнавать знакомых людей на различном состоянии, радоваться им. Развитие речи у ребенка характеризуется длительным гулением, распеванием гласных звуков, веселым смехом и визгом при общении с любимыми людьми.

Чем характеризуется эмоциональное развитие ребенка

К четырем месяцам в эмоциональном развитии ребенка есть значимые достижения. Его настроение и взгляд на окружающий мир находится в прямой связи от настроения матери, ведь малыш очень от нее зависим. Общение для ребенка с членами семьи очень важно, он радуется встрече с ними, смеется, выражает свои чувства взглядом и телодвижениями. Помимо положительных эмоций, отрицательные тоже дают о себе знать каждый день: недовольный крик, требовательный плач, гримасы огорчения или обиды.

Каждую свою потребность кроха выражает определенным образом. Мама и другие лица, часто ухаживающие за ребенком, уже умеют различать нотки его плача и понимают, что конкретно нужно в данный момент малышу. К этому возрасту ребенок узнает своих близких родственников, что заметно по той реакции, которую он проявляет при встрече с ними.

К возрасту пяти месяцев малыш хорошо знает, какие способы воздействия на родителей особо «хорошо работают» и пользуется этим. Он отличает своих родственников от чужих людей, радуется и улыбается тем, кто ему симпатичен. И напротив, малыш может расплакаться при виде человека, которого он не любит или боится.

На шестом месяце жизни ребенок умеет отличать интонацию, с которой к нему обращаются, расстраивается и начинает плакать, если мама или папа ругают его и строжат. Иногда предшественниками плача у малыша являются гримасы огорчения или обиды.

В шесть месяцев еще более отчетливыми становятся жесты и мимика. Настроение ребенка может меняться быстро. От обид малыш легко переключается на смех и хлопанье в ладоши, и наоборот, может быстро расстроиться, если что-то идет не «по его сценарию». Игры полугодовалого ребенка отличаются целеустремленностью: малыш четко знает, чего хочет и пытается этого добиться (дотянуться до конкретной игрушки, взять в руку сразу несколько предметов и др.).

Советы родителям по развитию эмоций у детей

Как родителям помочь ребенку в развитии эмоций в возрасте 4-5 месяцев?

  • Показывайте ребенку положительные эмоции при встрече с родными людьми и друзьями (улыбка, радостное приветствие).
  • Попробуйте поиграть с малышом в «ку-ку»: сначала закрываете лицо руками или платком, а потом показываетесь ему со словами «ку-ку». Дети быстро начинают подражать взрослым в этой веселой игре.
  • Постепенно усложните игру: каждое свое новое появление сопровождайте новым выражением лица (грустным, радостным, удивленным, хмурым). Обязательно комментируйте свои эмоции. «Ку-ку, а вот и мама. Мама грустит (смеется)!»
  • Пойте песни своему ребенку, даже если вокальные данные слабоваты. Малыши очень любят, когда мама и папа танцуют или поют. Не забывайте сопровождать песни соответствующими эмоциями (улыбкой или грустным выражением лица).
  • Рассматривая картинки или игрушки, придумывайте и описывайте характер каждого персонажа. Например: «Вот грустная собачка, она грустит. А это веселый клоун, он смеется».
  • Наблюдая за ребенком, давайте оценку его действиям. Сопровождайте свои слова одобрения или неодобрения соответствующей интонацией и мимикой. Папа говорит строго и хмурит брови: «Ай-ай-ай, не хочешь надевать шапочку! Без шапочки гулять нельзя!» Бабушка ласково хвалит малыша и улыбается: «Какой молодец, сам до погремушки дотянулся!»
  • Пускайте мыльные пузыри так, чтобы ребенок это видел. Если малыш заинтересуется, подыграйте ему: удивляйтесь, какой большой получился пузырь, и радуйтесь, когда он полетит высоко-высоко.
  • Соблюдайте приятную традицию: здороваться по утрам с малышом, целовать его и говорить комплименты. Пусть каждый новый день начинается с позитивных эмоций.
  • Заметив в книге какие-либо эмоции на лицах персонажей, попробуйте изобразить точно такие же, проговаривая свои действия. «Смотри, как мальчик дразнится! Мама тоже умеет так дразниться! (Высунуть язык.)»

Что новенького могут предложить ребенку родители в полгода?

  • Игра в «гляделки»: смотрите на ребенка и периодически меняйте выражение лица (упор на взгляд). Сначала посмотрите с удивлением, затем строго, потом веселыми глазами. Понаблюдайте, как меняется реакция малыша на разное выражение вашего лица.
  • Старайтесь называть всех членов семьи по именам, рассказывайте ребенку о том, кем они ему приходятся.
  • Фотографируйте малыша, стараясь запечатлеть разные эмоции: плач, обида, смех, радость. Рассматривайте фотографии и комментируйте то, что видите. «Это наш Костенька! Он плачет, потому что расстроился».
  • Танцуйте вместе с ребенком на руках под разную музыку (заводную и ритмичную, медленную и грустную).
  • Разговаривайте с ребенком как можно больше, эмоционально рассказывая обо всем на свете. Обращайте внимание на мелочи. «Смотри, птички на веточке сидят. Они беззаботные, веселые! Как и мы с тобой».
  • Комментируйте ребенку свое эмоциональное состояние. «Завтра у мамы день рождения! (С улыбкой.) Интересно, какой папа сюрприз приготовил? (Интригующе.)»
  • Разнообразьте игры и занятия с ребенком, используя матрешки, коробочки с сюрпризами, музыкальные инструменты.
  • Попробуйте порисовать вместе с малышом. Для этого можно использовать гуашь, зажав ручку ребенка с кистью в своей руке. Или же разрешить малышу окунуть подушечку пальца в пальчиковые краски и «порисовать». Старайтесь выбирать яркие краски, сопровождайте процесс рисования различными эмоциями. «Что это такое мама рисует? (Удивление, вопросительная интонация.) Человечка. Вот такой смешной получился! (Улыбка, смех.)»
Читайте также:  Ребенок в 4 месяца готовим соки

Не забывайте о том, что малыш видит мир глазами своих родителей, поэтому старайтесь видеть вокруг как можно больше хорошего и радостного для гармоничного развития ребенка!

Источник

Переломные 4 месяца: что уже должен уметь ребенок в этом возрасте

грудничок на кровати

Четырехмесячный возраст — это определенный рубеж в развитии вашего малыша. Позади остаются колики и прочие моменты адаптации к самостоятельному существованию вне маминого животика.

Именно в этом возрасте действия крохи становятся осознанными, и отныне каждый день маленький человечек будет взрослеть, умнеть и радовать близких. Конечно, родителям интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Физические навыки четырехмесячного малыша

Детки делают большие успехи в управлении собственным телом. Вот что умеет ребенок в 4 месяца:

  1. Уверенно держит головку;
  2. Лежа на спинке, переворачивается на бочок, а потом на животик;
  3. С живота переворачивается на спину;
  4. Лежа на животе, высоко приподнимает голову и оглядывает комнату. Некоторые детки опираются при этом на предплечья;
  5. Если под стопу лежащего на животе крохи подставить ладонь, он оттолкнется от нее и слегка проползет вперед;
  6. Из положения «лежа на спине» приподнимает голову;
  7. Может взять интересующий предмет, потрясти им, положить обратно.

Любые навыки основаны на индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому самые активные дети уже в 4 месяца перемещаются по комнате перекатами, могут даже ползать по-пластунски.

Когда малыш приподнимается из положения лежа, маме кажется, что он хочет сесть. Но сидеть — это не то, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Девочек, в особенности, противопоказано усаживать в этом возрасте. Подробнее об этом в статье: когда можно присаживать девочек>>>. Это может вызвать проблемы с позвоночником в будущем, нарушить кровоснабжение внутренних органов, у девочек может привести к патологиям половой сферы.

Сажать детей рекомендуется тогда, когда они сами осваивают этот навык. Узнайте, когда ребенок начинает сидеть>>>

Познаем окружающий мир

В четыре месяца малыш активно интересуется всем, что его окружает. Зрение уже развито достаточно хорошо, и кроха может окинуть взглядом всю комнату. Так что самое время проводить маленькому члену семьи экскурсию по дому, показывая, называя и давая пощупать разные предметы.

Четырехмесячный человечек уже способен полюбоваться видом из окна, в летнее время может гулять на улице на ручках у взрослых. Малыш уже различает цвета, так что пришла пора показывать крохе первые книжки с картинками. Детей это занятие увлекает надолго.

У крохи в 4 месяца уже очень хорошо развит слух. Детки с удовольствием слушают классическую музыку, детские песенки.

Знаком того, что психомоторное развитие ребенка 4 месяца идет правильно, является реакция на музыку: малыш начинает активно двигать ножками и ручками, услышав любимую мелодию.

Иногда детки «подпевают» — издают мелодичные звуки, иногда произносят слоги.

Психическое развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет ему узнавать своих близких по голосам, дети проявляют двигательную активность, услышав знакомый тон.

Развитие эмоциональной и социальной сферы

Когда врачи отвечают на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, мальчик это или девочка, пока нет никакой разницы. Различия в развитии малышей разного пола появятся чуть позже.

Ребенок в это время учится выражать свои чувства иными способами, кроме плача: от 3 до 4 месяцев развитие эмоций крохи получает мощный толчок.

  • Все чаще и чаще родители замечают на лице своего чада улыбку;
  • Немногие детки уже умеют смеяться, но приобретение этого навыка в четырехмесячном возрасте считается опережением сверстников в развитии. Узнайте из статьи, когда ребенок начинается смеяться?>>>
  • Малыш выражает свою радость и удовольствие, дрыгая ручками и ножками;
  • Детки гулят (произносят звуки, слоги, могут интонационно показать свое возмущение);
  • Дети в 4 месяца узнают тех родственников, которых видят каждый день. Человек, который навещает малыша раз в неделю, уже воспринимается как посторонний. Заметив новое лицо, малыш затихает и некоторое время его сосредоточенно изучает.

Деткам нужно разное время, чтобы привыкнуть к незнакомому человеку: кто-то сразу позволяет взять себя на ручки, кто-то будет рыдать от одного появления незнакомца в комнате. Все эти проявления нормальны и свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы маленького человечка.

Гости должны проявить терпение и не настаивать на общении с малышом, и через некоторое время новые лица станут для него знакомыми и перестанут вызывать страх.

  • В 4 месяца детки уже хорошо знают все манипуляции, которые выполняют с ними взрослые. Малыш может взять и «подать» маме подгузник или шапочку. Такие действия надо поощрять, так как они полезны для дальнейшего развития навыков самообслуживания.

Также об особенностях развития ребенка в 4 месяца смотрите в моем небольшом видеоуроке:

Разговоры с малышом

Психологи полагают, что становление человеческой речи начинается еще в дородовой период. В 4 месяца родители наслаждаются первыми результатами своих усилий.

Малыш уже давно радует близких вокализациями — певучими звуками, издаваемые в период бодрствования. В 4 месяца кроха впервые пытается произносить слоги. У малышей получается что-то вроде «ма», «па», «ба», «гу».

Чтобы развитие речи шло активнее, часто разговаривайте с ребеночком, показывая различные предметы, говорите, как они называются, зачем они нужны.

Детки все время впитывают информацию. Известны удивительные истории, когда двухлетние дети полностью рассказывают рецепт приготовления борща или знают основные принципы работы двигателя.

Очень хорошо, если вы читаете малышу книжки, рассказываете стихи. Детки любят слушать песенки в исполнении взрослых.

Для развития навыка диалога можно поиграть с малышом в следующую игру: глядя крохе в лицо, произнесите какую-нибудь фразу. Говорить нужно эмоционально, четко артикулируя звуки. Малыш вам ответит своей «фразой». Обязательно дослушайте кроху до конца и продолжите диалог. Эта игра хорошо развивает речевые навыки и очень нравится деткам.

Еще одна игра — «Говорите по-детски». Она похожа на предыдущую. Предложите малышу фразу. Когда он вам ответит, повторите звуки, которые он произнесет. В ответ маленький человечек снова что-нибудь «скажет». Играть в эту игру можно до бесконечности.

Что-то идет не так…

Новорожденный сосет пальчикиРазвитие ребенка индивидуально: одни в четвертый месяц жизни имеют все основные навыки, важные для этого возраста, другие опережают сверстников, третьи — чуть-чуть не дотягивают. В последнем случае не стоит сразу волноваться, возможно, крошке просто нужно уделить чуть больше внимания.

Существуют особенности развития ребенка, которые позволяют понять, что формирование основных навыков у крохи в 4 месяца идет неправильно и требуется серьезное медицинское вмешательство:

  1. малыш все еще не держит головку;
  2. вы не замечали проявления эмоций у крохи;
  3. отсутствует реакция на близких людей, малыш никак не выражает свою радость, не оживляется;
  4. кроха не интересуется игрушками;
  5. звуки, музыка, голос оставляют малыша равнодушным, человечек не откликается на свое имя;
  6. отсутствует гуление;
  7. улыбки редкие, будто бы рассеянные, не вызваны ничем извне;
  8. малыш не проявляет двигательную активность;
  9. блуждающий взгляд; нет сосредоточенности на каком-то одном предмете.

Хотя бы один из этих симптомов — повод для обращения к педиатру. Врач может сразу исключить тяжелые диагнозы, направить на дополнительное обследование или назначить лечение. К счастью, большинство проблем в этом возрасте успешно компенсируется, если родители занимаются корректировкой развития своего крошки.

Следует помнить о том, что развитие недоношенного ребенка 4 месяца жизни происходит совсем не так, как у деток, рожденных в срок.

Читайте также:  На море с ребенком 4 месяца на машине

Неврологи иногда считают нормой появление тех или иных навыков не от дня рождения малыша, а от даты, когда он должен был появиться на свет. Поэтому строгих норм развития недоношенных детей не существует.

Считается, что к четвертому месяцу жизни «поторопившиеся» малыши умеют держать головку, улыбаться и фиксировать взгляд на интересующем предмете.

Что способствует развитию крохи

Если маленький человечек чуть-чуть отстает от сверстников, большой беды в этом нет. Проявите к нему чуть больше внимания, и очень скоро вы будете радоваться первым результатам.

Физическое развитие ребенка 4 месяца жизни зависит от того, как организованы его бодрствования. Чтобы увеличить двигательную активность чада, переселите малыша на пол (на специальный коврик, или на обычный ковер).

Важно! В четыре месяца детки много двигаются, поэтому опасно оставлять их на диванах и кроватях. Для тренировки переворотов и ползанья нужна твердая поверхность и хороший обзор, поэтому пол очень хорошо подходит для этих целей.

Постарайтесь доставить малышу максимум тактильных ощущений. Можно давать ему в ручку гладкую погремушку, шершавый картон, мягкое полотенце, твердый деревянный кубик и т. п. Предлагая крохе эти вещи, рассказывайте об их свойствах — вот вам и игра, и тренировка речи, и развитие мелкой моторики.

В четыре месяца деток интересуют подвесные погремушки над кроваткой, они дотягиваются до них, бьют по ним ручкой, тянут в рот.

Конечно, основным стимулом развития ребенка четвертого месяца жизни остается общение с любящими людьми. Разговаривайте с малышом, нежничайте с ним, интересуйтесь его делами — и кроха быстро начнет приобретать все необходимые для своего возраста навыки.

Читайте также:

  • Когда можно присаживать мальчиков?
  • Когда ребенок начинает ползать?
  • Когда ребенок начинает ходить?

Источник

Развитие, питание и навыки ребенка в 4 месяца

Автор: Булавина Екатерина Борисовна

врач-педиатр 1 категории

г. Курск

Время на прочтение : 10 минут

Ваш любознательный четырехмесячный малыш тянется к общению, играм и веселью — у него для этого огромный потенциал. В этом возрасте он готов перебраться из колыбельки в кроватку, пройти вторую иммунизацию и, возможно, попробовать новую пищу. Развитие ребенка в 4 месяца многогранно и у каждого идет своим путем. Но есть несколько общих черт, на которые стоит обратить внимание, чтобы не беспокоиться о здоровье своего малыша. Чего можно ожидать от ребенка в этом возрасте, рассказывает врач-педиатр первой категории Екатерина Борисовна Булавина.

— Екатерина Борисовна, малыши на четвертом месяце жизни лучше видят и уже исследуют окружающую среду руками и ртом. Давайте перечислим то, что умеет ребенок в 4 месяца.

Навыки ребенка в 4 месяца:

  • держит голову в вертикальном положении;
  • демонстрирует более разнообразные движения;
  • осваивает опору ладонями, некоторое время держится на вытянутых ручках;
  • пытается ползти, совершает червеобразные движения по направлению к игрушке;
  • активно тянет руки в рот, тянется за игрушками, может их удерживать, ощупывает предметы;
  • переворачивается со спины на бок, может переворачиваться на живот и обратно, но необязательно;
  • поворачивает голову на источник звука, долго гулит;
  • выражает эмоции, улыбается, гримасничает;
  • способен узнавать маму, близких людей;
  • при обращении по имени быстро запоминает и потом узнает свое имя.

— Какой рост и вес можно считать нормальными для четырехмесячного ребенка?

— К этому возрасту ребенок обычно прибавляет в росте до 6-10 см и удваивает свой вес с момента рождения. Обхваты головы и грудной клетки обычно сравниваются, далее грудная клетка растет более интенсивно. Нормы для конкретного ребенка можно оценить по специальным центильным таблицам, которыми пользуются педиатры. Врачи оценивают также гармоничность физического развития по соответствию веса росту.

вес ребенка в 4 месяца

мальчик — от 6 до 7,2 кг

девочка — от 5,8 до 6,6 кг

рост ребенка в 4 месяца

мальчик — от 60,6 до 63,1 см

девочка — от 60 до 60,8 см

— Как распознать отклонения в развитии маленького ребенка — на что родителям надо обращать внимание?

Физические показатели правильного развития ребенка

— Отклонения могут проявляться в случае замедления темпов развития за короткий период времени. Например, когда ребенок рос-рос-рос и вдруг останавливается. Оценка антропометрических показателей проводится врачом ежемесячно, и при своевременном посещении поликлиники педиатр обязательно заметит отклонения в развитии грудничка.

Задержка физического развития у доношенного ребенка

— это уровень его антропометрических показателей ниже показателей первого коридора по центильным таблицам. Минимальный рост четырехмесячного мальчика должен составлять 58,7 см, девочки — 58,4 см, вес мальчика — 5,5 кг, девочки — 5,4 кг.

Двигательная активность детей

— Помимо оценки физического развития, важно следить за формированием двигательных навыков. В четыре месяца малыш активен и многое умеет. Но если ребенок плохо удерживает голову, не предпринимает попыток перевернуться, не способен удержать игрушку, его эмоции скудны, он много плачет, не гулит — это тревожные симптомы, и необходимо показаться врачу. Педиатр сможет определить причину задержки психомоторного и физического развития, назначит дополнительные обследования, скорректирует питание, порекомендует комплекс физических упражнений.

Читайте также: продукты нельзя давать детям в возрасте четырех месяцев

Как развивать ребенка в 4 месяца

Что делает ребенок в 4 месяца

Развивающие игрушки и упражнения

Зрение

  • фокусирует взгляд на предмете
  • способен различить форму, объем, расстояние до предмета
  • пытается проследить движение взрослых, предметов

яркие погремушки, можно вместе корчить рожицы

Слух

  • отличает голоса мамы и папы
  • с интересом слушает новые звуки

мобили и подвешенные игрушки с разнообразными звуками, за которыми нужно тянуться; актуальны погремушки всевозможной формы, резиновые пищалки, шумовые коробочки

Тактильное восприятие

  • долго может лежать на животе
  • проявляет интерес к многообразию материалов и форм

демонстрационные (неваляшки) и удобные для захвата игрушки из дерева, пластика, резины, ткани с гладкими, шероховатыми и ребристыми поверхностями

Тонус мышц

  • мышечный тонус полностью нормализуется
  • можно аккуратно заниматься гимнастикой

простые разгибательно-сгибательные, круговые движения в руках и ногах, подтягивания за ручки; для укрепления связок костей полезно хлопать в ладошки и бить ручкой по ровным предметам (барабану, бубну)

Психологический контакт мамы и ребенка

  • отлично слышит
  • понимает настроение, интонацию
  • пугается громких резких звуков

для гармоничного развития сохраняйте доброжелательность и спокойствие в отношениях с ребенком

Зрение

Что делает ребенок в 4 месяца

  • фокусирует взгляд на предмете
  • способен различить форму, объем, расстояние до предмета
  • пытается проследить движение взрослых, предметов

Развивающие игрушки и упражнения

яркие погремушки, можно вместе корчить рожицы

Слух

Что делает ребенок в 4 месяца

  • отличает голоса мамы и папы
  • с интересом слушает новые звуки

Развивающие игрушки и упражнения

мобили и подвешенные игрушки с разнообразными звуками, за которыми нужно тянуться; актуальны погремушки всевозможной формы, резиновые пищалки, шумовые коробочки

Тактильное восприятие

Что делает ребенок в 4 месяца

  • долго может лежать на животе
  • проявляет интерес к многообразию материалов и форм

Развивающие игрушки и упражнения

демонстрационные (неваляшки) и удобные для захвата игрушки из дерева, пластика, резины, ткани с гладкими, шероховатыми и ребристыми поверхностями

Тонус мышц

Что делает ребенок в 4 месяца

  • мышечный тонус полностью нормализуется
  • можно аккуратно заниматься гимнастикой

Развивающие игрушки и упражнения

простые разгибательно-сгибательные, круговые движения в руках и ногах, подтягивания за ручки; для укрепления связок костей полезно хлопать в ладошки и бить ручкой по ровным предметам (барабану, бубну)

Психологический контакт мамы и ребенка

Что делает ребенок в 4 месяца

  • отлично слышит
  • понимает настроение, интонацию
  • пугается громких резких звуков

Развивающие игрушки и упражнения

для гармоничного развития сохраняйте доброжелательность и спокойствие в отношениях с ребенком

Читайте также:  Чему обучать ребенка в 1 год 4 месяца

— Екатерина Борисовна, есть ли разница между развитием 4-месячных мальчиков и девочек?

— Мальчики обычно рождаются крупнее девочек, и эта тенденция сохраняется в развитии длительный период времени. Часто в этом возрасте рост мальчиков достигает 66 см, вес — 7,2 кг, в то время как девочки редко дотягивают до 63 см и их вес часто не превышает 6,5 кг. В остальном различия между здоровыми детьми обоих полов на этом этапе незначительны и зависят от конституциональных особенностей, характера, национальной принадлежности ребенка и других факторов.

— Какие ошибки чаще всего допускают родители, когда занимаются детским развитием?

— Ошибки допустимы: не каждая мама сразу знает, как правильно поступать. Поговорим о том, как делать не стоит.

Первый тип — ошибки во взаимоотношениях «мать — ребенок»

Гиперопека над ребенком

Мама реагирует на каждый звук, издаваемый ребенком, предугадывает его желания и потребности, не позволяет проявить самостоятельность.

Ребенок растет пассивным, неприспособленным, поздно демонстрирует двигательные навыки, поздно обучается навыкам самообслуживания.

Полное игнорирование интересов ребенка

Контакт с матерью ограничен. Ребенок лишен внимания, его надолго оставляют в кровати, даже если плачет, боясь приучить к рукам.

Малыш лишен грудного вскармливания по маминым убеждениям или получает грудь по расписанию только с целью питания.

Ребенок растет неуверенным, замкнутым, сложно адаптируется в коллективе.

Второй тип — педагогические ошибки

Родители совсем не занимаются ребенком, считая, что он еще маленький

Ребенок лишен внимания, инструментов развития — звуковых, двигательных, тактильных раздражителей.

Ребенок постепенно начинает отставать от сверстников, у него медленнее формируются двигательные, а впоследствии и речевые навыки.

Родители спешат научить малыша всему и сразу

Ребенок перегружен информацией и слишком активными занятиями, из-за чего может произойти срыв адаптационных возможностей.

Не стоит предлагать ребенку игрушки не по возрасту, проводить долгие сеансы массажа, выполнять сложные комплексы гимнастических упражнений, изучать азбуку с пеленок. Лучше посвятить это время общению и играм с малышом, прогулкам на свежем воздухе.

— Питание ребенка в 4 месяца — чем кормить, чтобы он рос здоровым?

— Независимо от характера вскармливания прикорм должен быть введен в интервале с 17-й по 26-ю неделю. Здоровому ребенку оптимально вводить прикорм в пять месяцев. Минимальный возраст, в котором допустимо введение продуктов прикорма, — четыре месяца. К этому периоду желудочно-кишечный тракт постепенно созревает, уменьшается проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, в достаточном объеме вырабатывается ряд пищеварительных ферментов, формируется хороший уровень местного иммунитета, что уменьшает вероятность появления аллергических реакций. Ребенок уже способен проглатывать пищу более густую, чем молоко или смесь.

Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально с учетом особенностей физического развития, функционирования пищеварительной и нервной систем ребенка.

В четыре месяца детям маловесным, с учащенным стулом, плохими массо-ростовыми прибавками можно предложить безглютеновую кашу, а вот ребенку с избыточной массой тела или склонностью к запорам — овощное монокомпонентное пюре. Для профилактики рахита и правильного усвоения кальция в этом возрасте каждый ребенок должен получать витамин D в профилактической дозе. Лечебную дозу и показания к ее приему определяет педиатр.

— В каком объеме можно прикармливать малыша?

— Начинать введение прикорма рекомендуется постепенно с одной чайной ложки, в течение 5-7 дней доводя объем до возрастной нормы. В среднем это 50-70 г, но для каждого порция будет индивидуальной. Новый продукт всегда следует давать в первой половине дня, чтобы была возможность проследить за реакцией на его введение. Если в течение нескольких суток реакции на новую пищу не отмечалось, можно немного сместить время ее приема. Овощное пюре оптимально предлагать в обеденное время, а каши лучше давать на ужин, чтобы ребенок дольше оставался сытым и постепенно отучался от ночных кормлений.

— Что можно давать ребенку в 4 месяца в случае нехватки у мамы грудного молока или при необходимости завершения лактации?

— В такие моменты малыш может быть переведен на смешанное или полностью искусственное вскармливание. Здоровому малышу без симптомов аллергии педиатр может предложить адаптированную смесь на козьем молоке. Она имеет ряд преимуществ перед смесью на основе коровьего молока: легче усваивается, менее аллергенна, в меньшей степени вызывает нарушения пищеварения и подходит большинству здоровых малышей, а также некоторым малышам с непереносимостью белка коровьего молока.

Запрещенное меню 4-месячного ребенка:

  • взрослые продукты, не предназначенные для питания детей первого года жизни;
  • продукты негомогенной консистенции;
  • продукты с ароматизаторами, консервантами, специями, солью, сахаром;
  • цельное коровье или козье молоко, соки;
  • продукты, предназначенные для малышей второго полугодия жизни, — глютеновые поликомпонентные каши, мясное пюре, рыба, кисломолочные продукты. Сроки их введения — 6-8 месяцев;
  • продукты просроченные и с истекающим сроком годности.

— Различны ли способности четырехмесячных детей на естественном и искусственном вскармливании?

— При правильно подобранной смеси значимых отличий в развитии младенцев, находящихся на разных типах вскармливания, нет. Современные адаптированные смеси по своему составу максимально приближены к материнскому молоку и содержат весь набор питательных веществ, необходимых для полноценного развития малыша. Перед переходом на смешанное или искусственное вскармливание врач порекомендует адаптированную смесь в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Здоровому малышу без признаков аллергопатологии, жалоб на пищеварение и случаев семейной непереносимости белков коровьего молока врач может рекомендовать смесь на козьем молоке. Она будет предпочтительнее смеси на коровьем молоке.

В качестве первой смеси я советую назначать питание на основе козьего молока марки MAMAKO® Premium. Молочко в желудке формирует мягкий створоженный сгусток, он хорошо расщепляется ферментами и усваивается. В нем также практически нет сложного альфа-S1-казеин белка, поэтому смесь менее аллергенна и переваривается легче. К тому же в ее составе есть:

  • Омега-6 и Омега-3 аминокислоты в максимальном соотношении и лютеин — такой IQ-комплекс необходим для правильного развития зрения и головного мозга;
  • пре- и пробиотический комплекс — желудочно-кишечный тракт заселяется полезными микроорганизмами, которые подавляют рост условно-патогенной микрофлоры, нормализуют пищеварение и благоприятно влияют на иммунную систему.

Эти уникальные свойства позволяют рекомендовать смесь MAMAKO® Premium в качестве хорошей альтернативы материнскому молоку при необходимости докорма или искусственного вскармливания.

В четыре месяца малыш продолжает активно расти, но прибавки уже не так заметны, как в первые три месяца жизни. В этом возрасте полезно заниматься гимнастикой и делать легкий массаж, предлагать ребенку разнообразные игрушки и знакомить его с удивительным миром звуков, достаточно времени проводить на улице. В случае необходимости малыш может попробовать первое блюдо прикорма — овощное пюре или кашу. Но не стоит торопить естественное развитие грудничка, нагружать его слишком интенсивными физическими занятиями, предлагать продукты не по возрасту. Обязательно следует своевременно посещать врача-педиатра и выполнять его рекомендации.

Врач-педиатр

Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник