Ребенок отворачивается от ложки во время кормления

Исчерпывающий ответ: как научить ребенка есть ложкой

Такая проблема знакома многим начинающим родителям. В начале прикорма ребенок отворачивается от ложки, отталкивает ее руками, начинает проявлять недовольство и кричать. Что же делать? А как научить ребенка самостоятельно есть ложкой? Это становится особенно актуальным, когда малыша, например, нужно подготовить к детскому саду.

Гораздо реже бывает и обратная ситуация, когда особо щепетильные родители сами стараются отложить приучение к столовым приборам ради чистоты на кухне.

Стоит сказать сразу, что не надо медлить: чем раньше состоится знакомство ребенка с ложкой, тем лучше. Так, детские врачи рекомендуют делать это в возрасте шести месяцев, когда идет привыкание к «взрослой» кашеобразной пище.

Однако отметка в полгода достаточно условна, четких границ нет. У всех знакомство с ложкой проходит в разном возрасте. Кто-то проявляет самостоятельность и, старательно подражая взрослым, осваивает хитрую науку уже в пять месяцев. А иной малыш может и в два с лишним года просить, чтобы мама его покормила. Причем многим детям как будто не хочется взрослеть, они «разбалтываются» и сознательно не хотят привыкать к новому навыку. Они смотрят на прием пищи как на ту же игру и могут разбрасывать еду, размазывать ее по столу и совершать другие манипуляции.

В любом случае главным остается одно: не надо стараться, чтобы ребенок с первого же раза стал по-настоящему умело есть ложкой и мгновенно постиг законы этикета. Как правило, такого просто не бывает, поэтому вооружитесь терпением.

Любовь с первой ложки

На первых порах кормите малыша с ложки в положении полусидя. Наберите в ложку небольшое количество пищи — это может быть протертый суп, пюре или каша. Затем немного надавите на нижнюю губу ребенка и введите ложку за нее. Не ждите, пока малыш станет пытаться сосать пищу (это рефлекс), проведите ложкой по внутренней поверхности верхней губы, а потом выньте ложку. Когда ребенок проглотит эту небольшую порцию, предложите ему новую.

Обратите внимание на то, чтобы у ребенка появилась привычка открывать рот при виде ложки с пищей, а также чтобы он поворачивал голову в сторону ложки. В результате он должен сосредоточиться на процессе еды, что очень важно.

Помните, что не все дети едят с одинаковой скоростью. В частности, если малышу вкус пищи не нравится, он, как правило, ест медленнее. Разная быстрота может быть после сна и бодрствования.

При кормлении разговаривайте с малышом ласково, старайтесь не раздражаться, если вдруг что-то пойдет не так или вам вдруг покажется, что ребенок медленно ест. Не торопите ребенка и постарайтесь отложить срочные дела. Также не надо сердиться, если он вовсе откажется от еды.

Советуем тщательно проговаривать повторяющиеся действия, связанные с питанием, это поможет ребенку активнее участвовать в процессе еды и понимать речь, что уже само по себе очень важно.

Приручить ложку

Необязательно знакомить ребенка с ложкой именно во время еды, подойдет и игровой процесс. Возьмите небольшую детскую ложку и покажите ее малышу вместе с другими игрушками. Пусть ребенок привыкнет к новому предмету, подержит ее, обязательно покусает и «попробует на вкус».

Пища для первых опытов малыша не должна быть слишком жидкой. Пусть ее будет на тарелке немного. Тогда ребенку будет легче зачерпнуть ее ложкой, к тому же меньше пищи будет разлетаться по сторонам.

Когда вы решите приступить к «практическим занятиям», подумайте над тем, где именно они будут проходить. Надо внимательно выбрать место первого самостоятельного приема пищи. Скорее всего, процесс будет проходить «с размахом». Так что, во-первых, будет очень хорошо, если стены можно будет легко вымыть (они должны быть покрыты плиткой или моющимися обоями). Обратите внимание и на пол: уберите ковер, если он есть, в крайнем случае, постелите клеенку. Чтобы лишний раз не стирать одежду, разденьте ребенка до трусов.

Мягкость и чистота

Что касается собственно ложки как предмета, обратите внимание на материал, из которого она изготовлена. Лучше всего подойдет пластмасса, а также латекс или силикон. Такие ложки при первых неровных движениях не будут стучать по деснам и зубкам ребенка, не напугают громким стуком по столу и прикосновением к холодной поверхности. Материал обязательно должен быть мягким и не краситься.

Дайте ребенку и его собственную тарелку, желательно с ярким рисунком и высокими краями.

Также вы можете учить малыша питаться при помощи детской пластиковой вилки. В этом случае предлагайте ему такую пищу, которую можно легко зацеплять или накалывать на вилку.

И напоследок скажем: не забывайте еще об одном важном гигиеническом навыке: мойте ребенку руки перед едой.

Александр КОЛЧИН

Источник

Проблемы первого прикорма

Читайте также:  Как в год отучить ребенка от груди и от ночных кормлений

Автор: Бутузова Олеся Владимировна

врач-педиатр, автор книг и статей о детском здоровье

г. Москва

Время на прочтение : 7 минут

Знакомство ребенка со взрослой пищей — ответственный момент, вызывающий у родителей огромное количество вопросов. Поможет найти ответы на них поможет врач-педиатра Олеся Владимировна Бутузова.

— Олеся Владимировна, что такое прикорм и почему он важен для здоровья ребенка?

— Введение прикорма — важный и ответственный момент в жизни каждого малыша, этакий этап взросления. Поэтому не стоит забывать о том, что введение прикорма является большим стрессом для его организма. Чтобы помочь малышу адаптироваться к изменениям, нужно учитывать ряд моментов.

Прикорм — это первая взрослая еда, которой предстоит заменить собой грудное молоко или молочную смесь.

— В каком возрасте нужно знакомить ребенка со взрослой пищей?

— Вопрос о сроках введения прикорма довольно дискутабельный. Я предлагаю опираться на рекомендации ВОЗ, Всемирной организации здравоохранения. В их основе всегда лежат глобальные исследования и индивидуальный подход к регионам. Например, в странах третьего мира прикорм вводится раньше. Это обусловлено плохим питанием кормящей матери, в результате чего организм ребенка недополучает питательных веществ и витаминов. В нашей стране оптимальный возраст для введения прикорма — 4-5, 5-6 месяцев.

— Какие проблемы возникают из-за раннего знакомства малыша со взрослой пищей?

— Торопиться с прикормом не стоит: это приводит к диспептическим расстройствам и пищевой аллергии. Следом за этим увеличивается риск недостаточности питания, нехватки витаминов и микроэлементов.

— А какие проблемы возникают, если припоздниться?

— Затягивать со взрослой пищей тоже не стоит. У растущего организма постоянно увеличиваются энергетические затраты, потребности в витаминах и микроэлементах. Без своевременного знакомства со взрослой пищей развивается дефицит, за которым следуют самые разные проблемы со здоровьем. Также для крохи задерживается знакомство с новыми вкусами, формирующее новые нейронные связи. Важно своевременно развивать навыки жевания и глотания более густой пищи — в противном случае это может осложнить кормление ребенка в будущем.

— Какие проблемы могут возникнуть во время первого прикорма?

— Проблемы всегда одинаковые — малыш не хочет есть, отворачивается от ложки. Или продукт организму не подходит — тогда появляются нарушения пищеварения, которые проявляются поносом или запором, вздутием живота, срыгиваниями. Также негативной реакцией во время введения прикорма становится аллергия.

Читайте также: о том, какие продукты нельзя давать детям до года.

— Как понять, что прикорм не идет ребенку на пользу?

— Заподозрить проблемы, возникающие на фоне приема «взрослой» пищи, можно по серии тревожных звоночков: боль в животе, запор, понос, вздутие живота, высыпания. Если появляется хотя бы один из этих симптомов, прикорм нужно тут же приостановить.

— С какими проблемами родители могут столкнуться при быстром введении прикорма или при смене продукта?

— Любой новый продукт, новая смесь — это стресс для организма ребенка, для его желудочно-кишечного тракта. Ему нужно время на адаптацию — поэтому мы рекомендуем начинать с половины чайной ложки и в течение недели постепенно увеличивать объем. Если же взять и дать сразу большой объем пищи или резко сменить один продукт на другой, это может привести к срыву пищеварения и ухудшению самочувствия малыша.

— Большой объем прикорма — это плохо? Какое количество продукта оптимально?

— Нередко я встречаю такую ошибку: «Я дала своему ребенку чайную ложку яблочного пюре, но ему так понравилось, что он умял всю банку, и теперь у него красные щеки». Или «Я предложила ребенку грушу, и он съел ее почти полностью, но теперь его обсыпало». Повторюсь еще раз, важно давать новое питание постепенно, начиная с половины чайной ложки, увеличивая до возрастной нормы за неделю. Стремление ускориться приводит к срыву: развитию колик, диареи, метеоризма и прочим нарушениям.

— Что делать, если малыш не хочет пробовать новую еду?

— Ребенка нельзя заставлять! У детей очень тонко организованная психика, и любое давление может привести к усугублению ситуации и формированию психологических блоков.

— Может ли во время прикорма возникнуть аллергия?

— Да, безусловно, аллергия возможна. Это либо пищеварительная реакция, которая проявляется нарушениями стула, либо сыпь на коже. В любом случае при появлении аллергии нужно отменить прикорм и дать ребенку энтеросорбенты, проконсультировавшись с врачом.

— Что делать, если на новом питании возникли проблемы с животиком?

— Случается такое, что при введении новых продуктов питания у ребенка возникает понос или, наоборот, запор, срыгивание или вздутие.

  • Если у малыша появился запор, можно расширить питьевой режим, а также подключить микроклизмы.
  • Если ребенок среагировал на новый продукт поносом, помогите ему закрепляющими стул энтеросорбентами.
  • Если у крохи вздут живот, вы слышите бурление и видите беспокойство маленького человека, воспользуйтесь ветрогонными средствами.

И самый главный совет в таком случае — временно отмените прикорм, повлекший такую реакцию. НЕ стоит продолжать эксперименты с продуктом, который вызывает нарушения пищеварения. Можно будет вернуться к нему и попробовать повторно через пару недель.

Читайте также:  Ребенок изгибается при кормлении у груди

— Что родителям нельзя делать при введении новой еды? Как нельзя себя вести?

— Во время введения новой еды я настоятельно рекомендую обратить внимание на следующие моменты:

  • Нельзя вводить несколько продуктов одновременно. В противном случае, если возникнет аллергическая реакция или нарушения стула, мы попросту не сможем определить, какой из продуктов вызвал нарушения и должен быть отстранен.
  • Не рекомендуется одновременно с новым продуктом делать прививки или начинать использовать новые средства по уходу за малышом.

— Какие ошибки чаще всего допускают родители?

— Давайте пройдемся по основным ошибкам.

  1. Часто на приеме мне говорят: «Я начала прикармливать дочку около четырех месяцев, так на банке с черносливом написано». Ошибка тут и в нарушении сроков, и в самостоятельности. Начинать нужно только по рекомендации доктора, а не по тому, что «прочитали на баночке». Все-таки важно проходить такие серьезные этапы под контролем врача.
  2. Вторая распространенная ошибка — расширенный педагогический прикорм. Это когда родители дают ребенку любые продукты, которые он попросит, объясняя свои действия расширением вкусовых границ малыша. Иногда в ход идут мороженое, сладости или другая взрослая пища. Я категорически против такого подхода. Во-первых, попробовав мороженое, ребенок может не захотеть потом есть овощное пюре. А во-вторых, взрослые продукты могут быть слишком тяжелыми и сложными для незрелой системы пищеварения малыша.
  3. Идем дальше. Следующей ошибкой я бы назвала отсутствие терпения. Для многих мам настоящим испытанием является переход малыша к самостоятельному пользованию ложкой. С одной стороны, это понятно — ребенок перепачкает себя, столик и иногда даже и кухню. Однако лишение малыша самостоятельности в еде с самого начала чревато тем, что он наотрез откажется держать ложку в дальнейшем. Я видела двух- и трехлетних детей, которых кормили мамы. И эти самые мамы задавали мне вопрос: «Мой ребенок идет в детский сад, но он до сих пор отказывается есть самостоятельно. Что делать?»
  4. Большая ошибка — кормить ребенка насильно, если он отказывается от того или иного прикорма. Малыш отворачивается? Значит, отложите введение этого прикорма на 1-2 недели.
  5. Не так часто, но я сталкиваюсь с тем, что мамы дают овощные пюре из бутылочки. Так делать не стоит, важно начинать знакомить ребенка с ложечкой.
  6. Ну и напоследок выделю такую ошибку, как использование сахара или соли при приготовлении блюд для прикорма. Нам, взрослым, пища кажется пресной, несоленой и несладкой, и мы хотим сделать ее повкуснее для ребенка, так? Но это неверный подход, даже по той простой причине, что ребенок еще не знает вкусов, он только знакомится с ними и точно не отвернется от каши, если в ней нет сахара.

— Некоторые родители уверены, что позднее знакомство со взрослой пищей приведет к тому, что кормить дитя из блендера придется до 3 лет. Это так?

— В этом вопросе нужно стремиться к золотой середине. Если ввести твердую пищу рано, ребенок будет давиться, выплевывать еду или глотать ее кусками. Но и тянуть не стоит. Во-первых, ребенку нужно научиться жевать. Я встречала таких детей, которые наотрез отказывались есть кусочки пищи и в 1,5 года. Все потому, что родители стремились измельчать овощи, фрукты и мясо буквально в порошок. А во-вторых, жевание способствует формированию челюсти и прикуса.

— Если ребенок отказался есть какой-то продукт, будет ли он есть его в будущем, когда повзрослеет, и наоборот?

— Вкусовые предпочтения меняются в течение всей жизни. Например, мой сын очень любил брокколи в 1-2 года, ел с удовольствием сначала баночное пюре, затем уже отварные соцветия в качестве гарнира. А теперь ему 10 лет, и он обходит брокколи стороной. И обратный пример — прикорм в виде рыбы «не зашел», сын его просто игнорировал, а сейчас с большим удовольствием ест и рыбу, и морепродукты. Поэтому если ребенок отказывается от морковки или индейки, это вовсе не означает, что он будет избегать эти продуктов во взрослом возрасте.

В заключение хочется еще раз успокоить и подбодрить родителей. Введение прикорма — новый интересный этап развития и взросления детей. А соблюдение простых советов и рекомендаций поможет вам сделать этот процесс комфортным и безопасным для ребенка.

Врач-педиатр

Олеся Владимировна Бутузова

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник

Ребенок отказывается есть с ложки

КонсультацииОтношения родителей и детей

16 авг. 2017

Здравствуйте! Нахожусь в состоянии отчаяния, очень нужна помощь.. Не знаю к кому и вообще куда ещё обратиться. Ребёнку (девочка) 1 год 2 месяца. Проблемы с кормлением у нас давно — в 3 месяца от груди стала отворачиваться пососёт немного и бросает, перешли на бутылку — бутылку вообще ни в какую ни брала добровольно наяву, стали кормить исключительно во сне, в 5 месяцев стали вводить прикорм — с большим трудом, в том смысле что не особо она этот прикорм тоже хотела есть, но как-то ели понемногу, потом смесью во сне докармливала. Потом вроде ничего — стала и кашу есть и овощи с мясом в обед, потом опять срывы — ничего и ни в какую наяву добровольно никак, опять кормили во сне и кашей и супом и смесью. Уже ближе к году сформировался такой график питания: 6.00 смесь во сне, 10.00 -10.30 каша с яйцом, 14.30 овощное и мясное пюре, 18.30 — каша, 22.30 — смесь во сне с творогом. Проблема такая сейчас — отсутствие интереса к еде любой, кормлю с ложки только если отвлеку — займу руки игрушкой, книжкой, ещё и телек включу — вот тут может несколько ложек взять, потом надоедает надо менять игрушку и так до бесконечности, рот открывает только если какая то занятная игрушка в руке. Иначе все швыряется кидается капризы начинаются. И так мы часа по два сидим каждый приём пищи. Сейчас уже игрушки не спасают… Может поесть только то, что кусками может взять сама — яйцо, сыр, хлеб немного, картошку и морковь кусками, фрикадельки, ягоды некоторые. Если с ложкой к ней — сразу отворачивается как от удара, да и вообще такая же реакция почти если пытаешься её кормить хоть как. Только сама пальцем или рукой — в общем беда. Обращались к неврологам — все нормально, анализы сдаём регулярно, к гастроэнтерологу — все норм, УЗИ внутренних органов тоже норм. Такое ощущение что или ложки боится что ли. Не знаю как быть, помогите пожалуйста!!!

Читайте также:  Ребенок плюется во время кормления 1 год

16 авг. 2017

Makmi, добрый день. Психолог ответит Вам через некоторое время.

16 авг. 2017

Проверились ли на гемоглобин? Пониженный гемоглобин способствует к снижению аппетита.

Попробуйте купить красивую ложку, смените посуду.

Нужно проанализировать первый контакт с ложкой. Как это было, что произошло?

Насильно кормить нельзя. Ребенок развивается нормально по физическим показателям?

Возможно вы даете большие порции, заставляете есть (хоть и путем отвлечения) и ребенок чувствует себя дискомфортно от переедания. Отсюда может быть отвращение и страх к еде, ложке. Попробуйте по чаще гулять на свежем воздухе и кормить по требованию ребенка. Есть вероятность, что ваши часы кормления не очень то подходят к биологическим потребностям ребенка.

16 авг. 2017

Здравствуйте! Спасибо большое за ответ! Мы вчера получили результаты очередных анализов — результат как обычно все норме, гемоглобин 140. Насчёт порций больших — вот тут я с вами наверно очень сильно соглашусь.. Я много анализировала — мы не обижали никогда ребёнка если не ел, ложки разные и вилки предлагали — а вот объём мне всегда казался недостаточным. Мне именно мне, т к добровольно раньше ребёнок ел, но меньше чем рекомендовано во всех статьях. Так что вы наверно попали в точку… Только что мне теперь с этим делать.. Я знаю что у нас в городе хороший детский психолог — это из области фантастики..

16 авг. 2017

Придумайте игру, где другом ребенка будет ложка. Играйте разные сценарии, где с помощью игры можно наладить контакт с ложкой и подружиться с ней (ложка превращается в куклу)! При этом не акцентируйте внимание на еде. Так же можете поиграть сказку (сценарие такого характера. Дружила девочка с ложкой. Они играли вместе. Ложка любила кормить девочку. Нравилась ли, когда ее кормила ложка?. А если нет, то что не нравилась? И вот они поссорились. А ты знаешь из за чего они поссорились?). Ответы ребенка дадут какую то информацию. Поиграйте, потом мне напишите. Можете записать на звук или видео Отправьте в личку.

«.. А вот объём мне всегда казался недостаточным.» — В этой фразе есть ваше сомнение! Ребенок развивается в норме, анализы отличные, значит получает свою порцию достаточно, а я сомневаюсь! В статьях берется среднее показатели, а ваш ребенок — единственный, его биологические потребности и характер индивидуален, он отличается от других!

Пробовали ли вы себя кормить согласно статьям? Подойдет ли вам эти показатели? Не наберете ли или не скинете ли свой вес? Как будете ощущать себя при этом?

Знаете чем грозить насильное кормление? Ответ — когда ребенок вырастить, будет убегать от стресса с помощью еды, в результате лишний вес и комплексы! Так как в подсознание останется механизм реакции — я не хочу решать эту мою проблему (в вашем случае -я сыт, я не хочу, мне не нравиться это есть, не нравиться ложка, я не хочу это сейчас делать), но сказали надо есть!

Получите консультацию психолога

Не откладывайте решение вопроса!

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!

Консультацию ведет

Задайте вопрос психологу ведущему эту консультацию

Источник