Ребенок от 2 до 3 месяцев развитие умения
Развитие ребенка от 2 до 3 месяцев
Физическое развитие
На третьем месяце ваш малыш растет и развивается не менее интенсивно и стремительно, чем в предыдущие два. Бурное развитие всех органов и систем ребенка не снижает темпов. За третий месяц жизни карапуз наберет приблизительно 800 граммов массы, его рост увеличится приблизительно на три сантиметра. О развитии дыхательной системы малыша можно судить по следующим показателям. Минутный объем дыхания у трехмесячного малыша в два раза больше, чем таковой у новорожденного. Не отстает по своему анатомическому и функциональному прогрессу и пищеварительная система. Площадь поверхности слизистой оболочки желудка выросла к третьему месяцу в три раза. Центральная нервная система поражает скоростью клеточного и тканевого развития на этом этапе, что находит прямое отражение в особенностях психического развития, о которых мы поговорим чуть позже. На то, как развиваются клетки различных аналитических и регулирующих центров мозга ребенка, стремительно генерирующие сейчас связи между собой, во многом влияет характер питания малютки. Следует отметить огромное значение грудного вскармливания для благополучного развития нервных центров маленького человека. Ряд ингредиентов материнского молока (аминокислота таурин или длинноцепочечные жирные кислоты семейства омега) чрезвычайно важны для интенсивно формирующегося мозга грудного ребенка.
Многие педиатры убеждены, что на третьем месяце жизни грудное молоко – это практически все, что необходимо малышу для полной обеспеченности необходимыми для продуктивного роста и развития химическими веществами. Другими словами, в овощных, фруктовых и других прикормах трехмесячный ребенок совершенно не нуждается. Единственное, что следует добавлять к грудному молоку, как отмечают педиатры, это витамин D, предупреждающий появление рахита у малыша. Дело в том, что витамина D недостаточно в материнском молоке. Поэтому сапплементация (дополнительное введение) витамина D рекомендуется в качестве ежедневной добавки в рацион крохи. Подытоживая сказанное, не спешите с изменением рациона – кормление грудным молоком сейчас оптимально.
На этом этапе карапуз начинает играть с собственными руками, движения его ручек становятся свободными и целесообразными – он подносит предметы к своему лицу (ко рту), тянется к игрушкам, гремит погремушкой, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Лежа на животе, малыш может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть, если его поддерживают за попку. Ребенок переворачивается со спины на бок, старается держать голову. На этапе третьего месяца хорошо подвесить над кроваткой малютки мобиль. Ребенок забавляется крутящимися предметами и слушает музыку. Таким образом, формируется взаимосвязь между зрением и слухом.
Сейчас рекомендуется формировать у крохи связь между взглядом вниз и присаживанием. Хотя сядет малыш только к шести месяцам, слегка подтягивать его за ручки нужно уже в три месяца. Если малыш не научится смотреть на ноги, то в дальнейшем правильная координация движений в положении сидя будет формироваться дольше. Во время подтягивания голова карапуза должна быть подтянута к его груди, должно возникнуть напряжение в мышцах рук. Многие педиатры отмечают, что важным этапом психофизического развития на третьем месяце является формирование туловищных реакций и вертикальной оси тела. Перечисленные навыки необходимы для «самосознания» маленького человека. Малыш, способный оторваться от поверхности, чувствует границу собственного тела, начинает понимать, что стол или кровать – это не его продолжение. Поэтому дети, которые плохо переворачиваются, испытывают трудности в формировании понятия «я». На этом этапе развития ребенка происходят первые попытки переоценки пространственных представлений. То, что было сзади, стало снизу; то, что было справа, стало слева. Самой первой попыткой будем считать поворот головы в сторону. Вы можете наблюдать за противодействием мышц туловища. Голова повернута в одну сторону, а напряжение в мышцах туловища должно возникать с противоположной стороны. Сейчас еще ни ноги, ни руки не являются сознательно опорой, но их взаимодействие становится базой для переворота со спины на живот и обратно. Это знаковое событие происходит, как правило, в возрасте трех или четырех месяцев.
Малыш на этом этапе уже может бодрствовать полтора-два часа подряд.
Визиты к педиатру и другим специалистам-медикам в этом возрасте обязательны. Во-первых, потому, что на этом жизненном этапе маленькому человеку предстоит серьезная вакцинация – комплекс прививок. Во-вторых, не исключена вероятность диатеза, рахита или коликов. Если малыш дает вам понять, что его беспокоит какой-либо недуг, обязательно обратитесь к специалисту.
Психическое развитие
Как понять, от чего малыш плачет? Какие действия предпринять родителям, чтобы кроха успокоился? В этом поможет разобраться характер и особенности самого плача. Надо только внимательно к нему прислушаться. ГОЛОДНЫЙ ПЛАЧ обычно громче всех остальных. Зачастую начинается с небольших всхлипываний и резко набирает обороты, становясь пронзительным. Такой плач обозначает, что карапуз созрел для кормления. СОНЛИВЫЙ ПЛАЧ, как правило, сопровождается потиранием ручками глаз, кручением головой. Родителям следует помочь маленькому заснуть, укачивая и соблюдая тишину. БОЛЕВОЙ ПЛАЧ начинается внезапно, часто на очень высокой ноте. У детей в этом возрасте чаще всего болят живот или уши.
ПЛАЧ при повышенном внутричерепном давлении, как правило, начинается вечером в одно и то же время, на одной ноте. Самый простой способ успокоить кричащего карапуза – это дать ему соску. Иногда можно распеленать кроху и дать пососать ему его собственный палец. У такого альтернативного способа есть свои плюсы – палец никогда не упадет на пол, его не надо кипятить, руку младенца можно отыскать даже в кромешной тьме.
Как развиваются органы зрения и слуха у малыша в этот период? На третьем месяце ребенок может сосредоточить взгляд и следить за ярким объектом пять-шесть минут. Раньше кроха мог фиксировать взглядом объекты только лежа на спине, а теперь и в вертикальном положении на руках у взрослых. Теперь малыш четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Кроха уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Сейчас чадо узнает маму, охотно улыбается родителям и знакомым людям. Маленький человек смеется, если доволен, и кричит, если в чем-то испытывает дискомфорт. Гуление ребенка усиливается, проявляется чаще. С каждой прожитой неделей вокальные проявления малыша становится все разнообразнее – произносимые как гласные, так и согласные звуки, нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у». Такие речевые проявления свидетельствуют о существенном прогрессе в развитии эмоциональной сферы ребенка. Ибо детки такого возраста гулят, когда прибывают в прекрасном настроении. Карапуз с радостью слушает музыку. Сейчас лучше услаждать слух малютки спокойными мелодичными композициями. Оптимально – из классической академической музыки. Мимические движения крохи становятся более выразительными и информативными для мамы и папы. Так же, как и в предыдущие месяцы, чадо остро нуждается сейчас в постоянном внимательном отношении родителей и продолжительном ласковом общении. Малышу очень нравится, когда мама или папа берут его на руки, разговаривают и с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки или нахваливают кроху. На третьем месяце, находясь в вертикальном положении на чьих-либо руках, малютка сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним взрослого, прислушивается к голосу, на разговор отвечает улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками. Такие проявления радости в диалоге, свойственные этому возрасту, называют «комплексом оживления». Ваше чадо – уже практически полноценный собеседник. У малыша актуализируется обонятельное восприятие – вместе с распознаванием лица и голоса мамы кроха чувствует родителей по запаху. Такое распознавание близкого человека может сопровождаться улыбкой, гулением (агуканьем), общим оживлением.
Велика вероятность, что к десятой неделе своей жизни карапуз будет уже уметь смеяться вслух или визжать от восторга, рассеянно улыбаться. А к двенадцатой-тринадцатой неделе научится фиксировать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° – с одной стороны на другую, сможет обращать внимание на очень маленький предмет.
Описанные выше показатели и достижения этого возраста не следует воспринимать как абсолютные нормативы. Не паникуйте и не тревожьтесь, если ваше чадо в чем-то не соответствует этим описаниям. В редких случаях задержка может указывать на наличие проблемы, однако зачастую это ни о чем не говорит, и у вашего малыша все будет в порядке. Всё достаточно индивидуально. Например, недоношенные дети обычно достигают основных показателей позже своих сверстников, ближе к своему биологическому возрасту, то есть возрасту, который они бы имели, если бы родились в срок. У мамы на этом этапе развития малыша хватает хлопот и проблем. Велика вероятность, что она не высыпается и сильно устает. Ни к чему неоправданная тревога или паника. Сохраняйте вокруг ребенка эмоционально положительный микроклимат. Всё идет своим чередом, и ваш малыш еще не раз удивит вас своими способностями.
Источник
Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев
Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев
Малышу исполнилось два месяца. Первый, один из сложнейших этапов адаптации позади, и он стал основой для грядущих, маленьких и больших испытаний. Ведь это только начало длинной, непроторенной дороги.
Еще пару недель назад ребенок практически постоянно спал, улавливал передвигающихся взрослых по силуэтам, которые «чередовали» свет и тьму, ориентировался по запахам и звукам. Монотонные звуки не мешали отдыху, как и яркий свет, окружающая обстановка (будь то в уютная колыбель, либо в коляска на улице). «Взрослых эмоций» еще не было: улыбка и печаль на лице малыша – результат непроизвольных реакций, возникающих на основе легкой возбудимости нервной системы.
Чему же научился ребенок в возрасте двух месяцев?
Органы чувств ребенка от 2 до 3 месяцев
Первые предпосылки к осознанности можно уловить на лице двухмесячного малыша. Осмысленность в глазках говорит о первых сложных процессах мышления, во все еще созревающем головном мозге. Повышается двигательная активность: движения более координированные, целенаправленные.
Родители начинают отмечать, что ребенок фокусирует взгляд на крупных и ярких предметах. Провожают взглядом передвигающегося по комнате родителя. Начинают сознательно отличать папу и маму от других людей, находящихся в комнате, узнают их по голосу.
Ребенок потихоньку начинает улавливать, откуда исходит звук, сопровождает взглядом предмет, издающий звук (погремушка, которую перемещают возле малыша, или мама, поющая песню для крохи, которая ходит по комнате). Улыбка перестает быть произвольной: теперь малыш улыбается, если его что-то заинтересовало, либо впечатлило. Нередко, кроха смеется во время любимых процедур: купание, массаж, мамины объятья.
Скелетно-мышечная и нервная системы ребенка от 2 до 3 месяцев
Ребенок начинает увереннее держать голову: мышцы шеи и спины окрепли. Но не стоит спешить: еще несколько недель лучше страховать малыша, так как недавно освоенный навык пока что требует немалых усилий. В этом возрасте, на один период бодрствования подобной нагрузки в течение десяти минут будет достаточно. Переодевая малыша (как и во время других манипуляций с изменением положения тела), стоит по-прежнему придерживать шею всей поверхностью ладони.
Нервная система развивается достаточно интенсивно, благодаря чему, спонтанных вздрагиваний и непроизвольных подергиваний мышц становится существенно меньше. Положив малыша на спинку, ручки и ножки, как и раньше будут стремиться прижаться к телу (нету полноценного расслабления, хотя напряжение, скованность в верхних и нижних конечностях выражены намного меньше).
С каждым днем прослеживается тенденция к ассиметричному расслаблению (ножка и ручка с одной стороны слегка приведены к телу, а с другой стороны – более расслаблены). Голова обращена в сторону большего расслабления. Примерно к трехмесячному возрасту положение тела становится относительно симметричным. Ребенок стучит ножками о поверхность, на которой лежит (в основном по очереди, правой и левой).
Лежа на животе, головка поднята примерно на 45°, плечи отведены назад. Время от времени малыш опирается на предплечья. Положение напоминает «лягушонка»: ножки разведены, отведены к наружи, по отношению к бедру. Сжатые в кулачок пальцы постепенно расслабляются. Ребенок чаще полностью расслабляет и выпрямляет руки. Тянет их вдоль головы или к интересующему объекту.
Все еще сохранятся рефлекс автоматической походки: если малыша держать подмышки в вертикальном положении, чтобы стопы касались поверхности, он опирается на них, делает несколько «шагов». Пока что его движения неуклюжие, нескоординированные.
Речь и специфика контакта с малышом в возрасте от 2 до 3 месяцев
Ранее, родители отмечали отдельные гласные а, у, о, е, произносимые ребенком, теперь они дополняются гласной х. В 2 месяца, звуки из уст малыша больше напоминают лепет: ха, хе, хо. Изредка ребенок смеется, звуки во время смеха по-прежнему остаются глубокими, гортанными.
К двухмесячному возрасту родители начинают четко понимать, чего требует малыш. Крик по-прежнему говорит о раздражении и недовольстве, улыбка и лепет – о радости и удовольствии. Важно понимать, что ребенок не способен дифференцировать потребности на глобальные и незначительные. Для него каждая необходимость первостепенная, срочная и Вселенского масштаба.
Как понять причину крика малыша?
Характер крика отличается в зависимости от причины его возникновения: |
o голод: крик начинается за 15-20 минут до приема пищи, сопровождается характерным поиском груди/соски (малыш вытягивает губки вперед, облизывает их, имитирует сосательные движения); |
o дискомфорт: крик практически беспрерывный, прекращается только после устранения раздражителя (смена подгузника, нормализация температуры тела и т.д.); |
o кишечные колики: выраженный крик, практически не прекращающийся в течение нескольких часов, волнообразно меняющий интенсивность. Параллельно, малыш сучит ножками, поджимает их к животу, размахивает руками; |
o крик как общение: порой, ребенок просто желает напомнить, что он главный персонаж в семье и требует большего внимания. Обычно это непродолжительный крик умеренной выраженности, уходящий в момент переключения внимания. |
Важно! Крик тревоги во время выраженного беспокойства всегда будет интенсивным, неугасающим.
Малыш обычно не реагирует на привычные методы отвлечения. Изначально стоит исключить ранее приведенные причины беспокойства, после чего обратиться за медицинской помощью.
Ребенок многому научился за несколько недель жизни. В периоде новорожденности, он больше чувствовал путем тактильного контакта, слышал, ощущал, теперь же, он уже четче видит крупные и яркие предметы, впервые осваивает целый ряд новых навыков. Именно эти особенности позволяют оценить уровень развития младенца.
Что умеет делать ребенок в возрасте от 2 до 3 месяцев? |
В период от 2 до 3 месяцев ребенок: |
· уверенно держит голову, поворачивает ее, сопровождая взглядом интересующий объект; |
· поворачивает голову на звук (голос родных, погремушка, музыка); |
· улыбается, осознанно проявляя положительные эмоции; |
· крик/плач имеет разный характер (в зависимости от причины); |
· гораздо четче фокусирует взгляд, подолгу рассматривает яркий предмет; |
· начинает лепетать; |
· способен координировать движения: тянется в направлении игрушки, пытается определить «на глаз» расстояние до интересующего предмета; |
Каждый ребенок показывает разные результаты в своих достижениях. Некоторые считают вопрос спорным, и тем не менее, большинство докторов (да и самих родителей) убеждены, что успехи малыша напрямую зависят от степени участия родителей, их внимательности и терпеливости. Многие процедуры, занятия, игры необходимо повторять ежедневно, а иногда и по нескольку раз в день для полноценного освоения и закрепления навыка.
Что способствует развитию ребенка в возрасте от 2 до 3 месяцев?
Комфортные условия |
В детской комнате всегда должен быть комфортный температурный режим (20-22°), помещение – регулярно проветриваться. В дневное время, в комнате не должно быть слишком ярко, в ночное – свет приглушен. Духота и шум неблагоприятно влияют на самочувствие, полноценный отдых младенца. |
Свежий воздух |
Помимо регулярных проветриваний, ежедневно должны осуществляться прогулки на свежем воздухе. Крайне важно одевать малыша в соответствии с погодой – дискомфорт не даст крохе расслабиться и быстро «вернет домой». Прогулки осуществляются минимум 2 раза в день, по 40 минут-2 часа, в зависимости от погодных условий. |
Полноценный отдых |
В возрасте от 2 до 3 месяцев, ребенок спит около 15-17 часов. На дневной сон приходится около 6-7 часов, в 4-5 подходов. Сильные эмоции, связанные с активным познанием нового, быстро изматывают младенца, потому, часы отдыха должны обеспечивать полноценное восстановление. Ночной сон длится примерно 10 часов. Отсутствие шума, приглушенный свет, комфортная температура и влажность в помещении – условия для качественного отдыха ребенка. |
Развивающие игры |
Отличный помощник для ежедневно трудящегося, крошечного познавателя мира. На последних остановимся подробнее. |
Развивающие игры для ребенка от 2 до 3 месяцев
В двухмесячном возрасте, самое время «подключить» развивающие игры. Нехитрые мероприятия помогут малышу легко и в удовольствие получить новую информацию, освоить новые умения. Рассмотрим подробнее процедуры, занятия, игры для разных систем.
Мелкая моторика |
Важным моментом для младенца является развитие мелкой моторики. Всем известен факт: на ладонях и стопах человека находится множество активных точек. Потому, активные, повторяющиеся движения, связанные с мелкой моторикой, положительно влияют на гармоничное развитие головного мозга и всего организма в целом. |
Процедуры, которые могут выполняться родителями ежедневно:1)Растирания и пощипывания ладоней и пальцев малыша; 2)Легкое «вытягивание» пальчиков вверх; 3)Круговые движения каждым пальчиком в одну, затем в другую сторону; 4)Вкладывание шарика/мячика небольшого размера в ладонь малыша. |
Кожа ладошек очень чувствительна, потому, если вкладывать в руки ребенка шарики с разными по структуре поверхностями, это будет способствовать развитию тактильной чувствительности, стимулировать кровообращение. Что можно использовать в качестве «тренажеров»? Теннисный мячик, мячик для пинг-понга, игрушечный «мохнатый» мячик, массажные мячики с шероховатой поверхностью, или латексными, мягкими шипами. Оптимальным является диаметр до 3,5-4см. Такой мячик даже можно вкладывать в ладони спящего ребенка, с целью их привыкания к физиологичному положению пальцев. |
Для зрения, выбираем несложные процедуры: приведение и отведение яркого предмета от и к глазам. Фиксация и передвижение взгляда за движущимся предметом по разным траекториям: медленно перемещаем яркую игрушку, очерчивая в воздухе круг, квадрат, треугольник. |
Для слуха, используем игрушки с разной высотой звука: разные погремушки, колокольчики. Движения со звенящей игрушкой лучше сопровождать фразами: «Звенит вверху», «Звенит внизу». |
Тело ребенка также способно «запоминать» последовательность, а вскоре, и названия, предназначение выполнения движений. Правильным будет озвучивать все, что родитель делает: «Одеваем малыша: правая ручка, левая… (и т.д). Теперь мы можем идти на прогулку». Пройдет не так много времени, и малыш начнет улавливать причинно-следственные связи, активно участвовать в каждом мероприятии и занятии.
С ребенком, с раннего возраста, обязательно надо разговаривать! Даже если ребенок не начнет рано говорить, он будет многое понимать и выполнять. Обратите внимание на деток, которые выросли в неблагополучных семьях или детских домах. Говорить они начинают значительно позже, а речь их еще долго напоминает неуклюжие попытки полуторагодовалого ребенка.
Профилактика инфекционных заболеваний – важнее важного!
Частота и тяжесть течения ОРЗ в раннем возрасте непосредственно влияет на развитие малыша. Когда организм борется с инфекцией, все резервы направлены на защиту организма, который еще не научился «решать несколько задач одновременно». В этот период, все механизмы, влияющие на развитие как бы замедляются, и полностью восстанавливаются после выздоровления. Потому, если речь идет о младенческом возрасте, если все же кроха заболеет, лучше это будет позже, чем раньше. Качественная профилактика ОРВИ играет важную роль в жизни, развитии малыша.
Двухмесячный малыш формирует почву знаний и умений, на которой строится его дальнейшее развитие. Не преодолев хоть одну ступень непростой лестницы развития, он не может переступить на следующую, и вынужден топтаться на ней до тех пор, пока не сможет подняться выше.
Без лишнего преувеличения можно сказать, что именно от родителей во многом зависят успехи ребенка. Их усердие, терпение и настойчивость ответят благодарными результатами уже через несколько месяцев, и будут откликаться большими и маленькими победами и достижениями еще много последующих лет. Но есть одно условие: все должно делаться с любовью и удовольствием!
Любви, сил и терпения каждой маме и каждому папе!
Материал подготовила
Врач-неонатолог Скавинская В.
Источник