Ребенок 4 месяца темперамент
Содержание статьи
Определение типа темперамента ребенка
Темперамент – это устойчивая совокупность индивидуальных особенностей человека, которые связаны с динамическими аспектами его деятельности.
Общеизвестно, что одинаковых людей не существует. Это справедливо как для внешних, так и для психологических признаков. Даже при сходных общих особенностях поведения, которые могут быть присущи большому количеству людей, комбинации некоторых признаков, называемых индивидуальными особенностями, в каждом из них определяют различия между индивидами. Совокупность данных индивидуальных параметров психики, определяющую деятельность и поведение, называют темпераментом.
Целесообразность определения темперамента
Все люди наделены с рождения некоторыми неизменными в течение жизни независимо от воздействия любых внешних факторов психологическими параметрами. Данные признаки проявляются с первых дней жизни в виде скорости реакции ребенка на внешние раздражители, определяемой степенью развития нервной системы. Вследствие этого для наиболее простого и результативного взаимодействия с ребенком родителям следует выяснить тип его темперамента путем наблюдения и контроля особенностей поведения.
История изучения темпераментов
Древнегреческий целитель, «отец медицины» Гиппократ несколько тысяч лет назад высказал предположение о наличии воздействия на жизнедеятельность и состояние здоровья человека четырех жидкостных систем, входящих в его организм. Несколько позже Гален, древнеримский медик, хирург и философ, развив учение Гиппократа, выявил четыре соотносящихся со скоростью, ритмом, силой проявления эмоций чувства. В наше время учеными была установлена обусловленность темперамента функционированием нервной системы и такими её параметрами, как чувствительность и возбудимость.
Типы темперамента
На основе вышеназванных результатов исследований были выявлены четыре типа темперамента: меланхолический, холерический, сангвинический, флегматический.
Обладатели первого типа темперамента отличаются скромностью, робостью. Им свойственны тревоги и страхи.
Люди с холерическим типом темперамента характеризуются эмоциональной неуравновешенностью, возбудимостью, вспыльчивостью. Они склонны совершать необузданные действия и произносить необдуманные высказывания. Беззастенчивы, легко вступают в конфликты.
Люди, имеющие сангвинический тип темперамента, характеризуются прежде всего общительностью и способностью быстро адаптироваться к новым условиям. Они легко вступают в контакт даже с незнакомыми людьми. Также обычно такие люди хорошо осведомлены о разных сферах человеческой жизнедеятельности. Для них категорически неприемлемы рутинные занятия.
Обладатели флегматического типа темперамента известны спокойствием. Вследствие этого они легко переносят однообразные условия и занятия в течение продолжительного времени. Кроме того, они проще других переживают различные невзгоды и проблемы.
Развитие темперамента у детей
Темперамент начинает формироваться с рождения. Наблюдать его проявление можно на примере реагирования детей на различные раздражители, особенно сильным из которых является, естественно, боль. Так, одни дети начинают кричать, испытывая хотя бы малейший дискомфорт, в то время как другие относительно спокойно переносят даже сильную боль. Естественно, все реакции ребенка на раздражители определяются типом его темперамента. Тип темперамента ребенка в большинстве случаев можно быстро определить, наблюдая за его действиями.
Ребенок, отличающийся малообщительностью, замкнутостью, испытывающий трудности со сменой обстановки и адаптацией в новых условиях, реагирующий на них с боязнью, без желания ложащийся в постель, но при этом легко и быстро засыпающий и так же просыпающийся, с трудом усваивающий новый учебный материал, несомненно, относится к обладателям меланхолического типа темперамента.
Если ребенок создает много шума в процессе игры, характеризуется непоседливостью, быстро усваивает новую информацию и настолько же быстро ее забывает, часто проявляет характер в истерической манере, испытывает трудности с засыпанием, его речь быстра и повышенно громкая, это явно человек с холерическим типом темперамента.
Ребенок, характеризующийся жизнерадостностью, повышенной общительностью, легко находящий подход как к близкому кругу, так и к незнакомым людям, любознательный, пребывающий постоянно в хорошем настроении, не испытывающий проблем с засыпанием, очевидно, имеет сангвинический тип темперамента.
Ребенка, отличающегося крайней медлительностью, отсутствием решительных действий и стремления к лидерству, предпочитающего спокойные игры, с хорошей памятью, засыпающего легко, но испытывающего проблемы с подъемом, как и с усвоением новой информации, несомненно, следует отнести к обладателям флегматического типа темперамента.
Нужно учитывать, что все типы темпераментов присутствуют в каждом человеке, вследствие чего представителей лишь какого-либо одного из них не существует. В связи с этим более корректно говорить о преобладании одного типа темперамента над прочими. Однако и это преобладание наблюдается явным образом далеко не во всех случаях.
Рекомендации по воспитанию ребенка в зависимости от типа его темперамента
Детей-меланхоликов, прежде всего, следует приучать к позитивному мышлению, а также к самостоятельности и вырабатыванию силы воли. При этом крики в качестве метода воспитания несостоятельны. Наиболее приемлемым методом в данном случае является внушение. Детей-холериков следует уравновешивать спокойными занятиями и играми. При воспитании детей-сангвиников нужно учитывать такую нередко проявляющуюся у них особенность, как легкомыслие. Вследствие этого их необходимо приучать к упорству, терпению и рациональному распоряжению имеющимися силами, а также закалять их волю. У детей-флегматиков нужно пытаться развивать способность к проявлению эмоций. Для этого подойдут познавательные и подвижные игры. В любом случае в процессе воспитания необходимо учитывать индивидуальность ребенка, определяемую заложенными в нем до рождения качествами.
Фото: Depositphotos
Источник
Развитие, питание и навыки ребенка в 4 месяца
Автор: Булавина Екатерина Борисовна
врач-педиатр 1 категории
г. Курск
Время на прочтение : 10 минут
Ваш любознательный четырехмесячный малыш тянется к общению, играм и веселью — у него для этого огромный потенциал. В этом возрасте он готов перебраться из колыбельки в кроватку, пройти вторую иммунизацию и, возможно, попробовать новую пищу. Развитие ребенка в 4 месяца многогранно и у каждого идет своим путем. Но есть несколько общих черт, на которые стоит обратить внимание, чтобы не беспокоиться о здоровье своего малыша. Чего можно ожидать от ребенка в этом возрасте, рассказывает врач-педиатр первой категории Екатерина Борисовна Булавина.
— Екатерина Борисовна, малыши на четвертом месяце жизни лучше видят и уже исследуют окружающую среду руками и ртом. Давайте перечислим то, что умеет ребенок в 4 месяца.
Навыки ребенка в 4 месяца:
- держит голову в вертикальном положении;
- демонстрирует более разнообразные движения;
- осваивает опору ладонями, некоторое время держится на вытянутых ручках;
- пытается ползти, совершает червеобразные движения по направлению к игрушке;
- активно тянет руки в рот, тянется за игрушками, может их удерживать, ощупывает предметы;
- переворачивается со спины на бок, может переворачиваться на живот и обратно, но необязательно;
- поворачивает голову на источник звука, долго гулит;
- выражает эмоции, улыбается, гримасничает;
- способен узнавать маму, близких людей;
- при обращении по имени быстро запоминает и потом узнает свое имя.
— Какой рост и вес можно считать нормальными для четырехмесячного ребенка?
— К этому возрасту ребенок обычно прибавляет в росте до 6—10 см и удваивает свой вес с момента рождения. Обхваты головы и грудной клетки обычно сравниваются, далее грудная клетка растет более интенсивно. Нормы для конкретного ребенка можно оценить по специальным центильным таблицам, которыми пользуются педиатры. Врачи оценивают также гармоничность физического развития по соответствию веса росту.
вес ребенка в 4 месяца | рост ребенка в 4 месяца |
— Как распознать отклонения в развитии маленького ребенка — на что родителям надо обращать внимание?
Физические показатели правильного развития ребенка
— Отклонения могут проявляться в случае замедления темпов развития за короткий период времени. Например, когда ребенок рос-рос-рос и вдруг останавливается. Оценка антропометрических показателей проводится врачом ежемесячно, и при своевременном посещении поликлиники педиатр обязательно заметит отклонения в развитии грудничка.
— это уровень его антропометрических показателей ниже показателей первого коридора по центильным таблицам. Минимальный рост четырехмесячного мальчика должен составлять 58,7 см, девочки — 58,4 см, вес мальчика — 5,5 кг, девочки — 5,4 кг.
Двигательная активность детей
— Помимо оценки физического развития, важно следить за формированием двигательных навыков. В четыре месяца малыш активен и многое умеет. Но если ребенок плохо удерживает голову, не предпринимает попыток перевернуться, не способен удержать игрушку, его эмоции скудны, он много плачет, не гулит — это тревожные симптомы, и необходимо показаться врачу. Педиатр сможет определить причину задержки психомоторного и физического развития, назначит дополнительные обследования, скорректирует питание, порекомендует комплекс физических упражнений.
Читайте также: продукты нельзя давать детям в возрасте четырех месяцев
Как развивать ребенка в 4 месяца
Что делает ребенок в 4 месяца | Развивающие игрушки и упражнения | |
---|---|---|
Зрение |
| яркие погремушки, можно вместе корчить рожицы |
Слух |
| мобили и подвешенные игрушки с разнообразными звуками, за которыми нужно тянуться; актуальны погремушки всевозможной формы, резиновые пищалки, шумовые коробочки |
Тактильное восприятие |
| демонстрационные (неваляшки) и удобные для захвата игрушки из дерева, пластика, резины, ткани с гладкими, шероховатыми и ребристыми поверхностями |
Тонус мышц |
| простые разгибательно-сгибательные, круговые движения в руках и ногах, подтягивания за ручки; для укрепления связок костей полезно хлопать в ладошки и бить ручкой по ровным предметам (барабану, бубну) |
Психологический контакт мамы и ребенка |
| для гармоничного развития сохраняйте доброжелательность и спокойствие в отношениях с ребенком |
Зрение | Что делает ребенок в 4 месяца
| Развивающие игрушки и упражнения яркие погремушки, можно вместе корчить рожицы |
Слух | Что делает ребенок в 4 месяца
| Развивающие игрушки и упражнения мобили и подвешенные игрушки с разнообразными звуками, за которыми нужно тянуться; актуальны погремушки всевозможной формы, резиновые пищалки, шумовые коробочки |
Тактильное восприятие | Что делает ребенок в 4 месяца
| Развивающие игрушки и упражнения демонстрационные (неваляшки) и удобные для захвата игрушки из дерева, пластика, резины, ткани с гладкими, шероховатыми и ребристыми поверхностями |
Тонус мышц | Что делает ребенок в 4 месяца
| Развивающие игрушки и упражнения простые разгибательно-сгибательные, круговые движения в руках и ногах, подтягивания за ручки; для укрепления связок костей полезно хлопать в ладошки и бить ручкой по ровным предметам (барабану, бубну) |
Психологический контакт мамы и ребенка | Что делает ребенок в 4 месяца
| Развивающие игрушки и упражнения для гармоничного развития сохраняйте доброжелательность и спокойствие в отношениях с ребенком |
— Екатерина Борисовна, есть ли разница между развитием 4-месячных мальчиков и девочек?
— Мальчики обычно рождаются крупнее девочек, и эта тенденция сохраняется в развитии длительный период времени. Часто в этом возрасте рост мальчиков достигает 66 см, вес — 7,2 кг, в то время как девочки редко дотягивают до 63 см и их вес часто не превышает 6,5 кг. В остальном различия между здоровыми детьми обоих полов на этом этапе незначительны и зависят от конституциональных особенностей, характера, национальной принадлежности ребенка и других факторов.
— Какие ошибки чаще всего допускают родители, когда занимаются детским развитием?
— Ошибки допустимы: не каждая мама сразу знает, как правильно поступать. Поговорим о том, как делать не стоит.
Первый тип — ошибки во взаимоотношениях «мать — ребенок»
Гиперопека над ребенком Мама реагирует на каждый звук, издаваемый ребенком, предугадывает его желания и потребности, не позволяет проявить самостоятельность. Ребенок растет пассивным, неприспособленным, поздно демонстрирует двигательные навыки, поздно обучается навыкам самообслуживания. | Полное игнорирование интересов ребенка Контакт с матерью ограничен. Ребенок лишен внимания, его надолго оставляют в кровати, даже если плачет, боясь приучить к рукам. Малыш лишен грудного вскармливания по маминым убеждениям или получает грудь по расписанию только с целью питания. Ребенок растет неуверенным, замкнутым, сложно адаптируется в коллективе. |
Второй тип — педагогические ошибки
Родители совсем не занимаются ребенком, считая, что он еще маленький Ребенок лишен внимания, инструментов развития — звуковых, двигательных, тактильных раздражителей. Ребенок постепенно начинает отставать от сверстников, у него медленнее формируются двигательные, а впоследствии и речевые навыки. | Родители спешат научить малыша всему и сразу Ребенок перегружен информацией и слишком активными занятиями, из-за чего может произойти срыв адаптационных возможностей. Не стоит предлагать ребенку игрушки не по возрасту, проводить долгие сеансы массажа, выполнять сложные комплексы гимнастических упражнений, изучать азбуку с пеленок. Лучше посвятить это время общению и играм с малышом, прогулкам на свежем воздухе. |
— Питание ребенка в 4 месяца — чем кормить, чтобы он рос здоровым?
— Независимо от характера вскармливания прикорм должен быть введен в интервале с 17-й по 26-ю неделю. Здоровому ребенку оптимально вводить прикорм в пять месяцев. Минимальный возраст, в котором допустимо введение продуктов прикорма, — четыре месяца. К этому периоду желудочно-кишечный тракт постепенно созревает, уменьшается проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, в достаточном объеме вырабатывается ряд пищеварительных ферментов, формируется хороший уровень местного иммунитета, что уменьшает вероятность появления аллергических реакций. Ребенок уже способен проглатывать пищу более густую, чем молоко или смесь.
Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально с учетом особенностей физического развития, функционирования пищеварительной и нервной систем ребенка.
В четыре месяца детям маловесным, с учащенным стулом, плохими массо-ростовыми прибавками можно предложить безглютеновую кашу, а вот ребенку с избыточной массой тела или склонностью к запорам — овощное монокомпонентное пюре. Для профилактики рахита и правильного усвоения кальция в этом возрасте каждый ребенок должен получать витамин D в профилактической дозе. Лечебную дозу и показания к ее приему определяет педиатр.
— В каком объеме можно прикармливать малыша?
— Начинать введение прикорма рекомендуется постепенно с одной чайной ложки, в течение 5—7 дней доводя объем до возрастной нормы. В среднем это 50—70 г, но для каждого порция будет индивидуальной. Новый продукт всегда следует давать в первой половине дня, чтобы была возможность проследить за реакцией на его введение. Если в течение нескольких суток реакции на новую пищу не отмечалось, можно немного сместить время ее приема. Овощное пюре оптимально предлагать в обеденное время, а каши лучше давать на ужин, чтобы ребенок дольше оставался сытым и постепенно отучался от ночных кормлений.
— Что можно давать ребенку в 4 месяца в случае нехватки у мамы грудного молока или при необходимости завершения лактации?
— В такие моменты малыш может быть переведен на смешанное или полностью искусственное вскармливание. Здоровому малышу без симптомов аллергии педиатр может предложить адаптированную смесь на козьем молоке. Она имеет ряд преимуществ перед смесью на основе коровьего молока: легче усваивается, менее аллергенна, в меньшей степени вызывает нарушения пищеварения и подходит большинству здоровых малышей, а также некоторым малышам с непереносимостью белка коровьего молока.
Запрещенное меню 4-месячного ребенка:
- взрослые продукты, не предназначенные для питания детей первого года жизни;
- продукты негомогенной консистенции;
- продукты с ароматизаторами, консервантами, специями, солью, сахаром;
- цельное коровье или козье молоко, соки;
- продукты, предназначенные для малышей второго полугодия жизни, — глютеновые поликомпонентные каши, мясное пюре, рыба, кисломолочные продукты. Сроки их введения — 6—8 месяцев;
- продукты просроченные и с истекающим сроком годности.
— Различны ли способности четырехмесячных детей на естественном и искусственном вскармливании?
— При правильно подобранной смеси значимых отличий в развитии младенцев, находящихся на разных типах вскармливания, нет. Современные адаптированные смеси по своему составу максимально приближены к материнскому молоку и содержат весь набор питательных веществ, необходимых для полноценного развития малыша. Перед переходом на смешанное или искусственное вскармливание врач порекомендует адаптированную смесь в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Здоровому малышу без признаков аллергопатологии, жалоб на пищеварение и случаев семейной непереносимости белков коровьего молока врач может рекомендовать смесь на козьем молоке. Она будет предпочтительнее смеси на коровьем молоке.
В качестве первой смеси я советую назначать питание на основе козьего молока марки MAMAKO® Premium. Молочко в желудке формирует мягкий створоженный сгусток, он хорошо расщепляется ферментами и усваивается. В нем также практически нет сложного альфа-S1-казеин белка, поэтому смесь менее аллергенна и переваривается легче. К тому же в ее составе есть:
- Омега-6 и Омега-3 аминокислоты в максимальном соотношении и лютеин — такой IQ-комплекс необходим для правильного развития зрения и головного мозга;
- пре- и пробиотический комплекс — желудочно-кишечный тракт заселяется полезными микроорганизмами, которые подавляют рост условно-патогенной микрофлоры, нормализуют пищеварение и благоприятно влияют на иммунную систему.
Эти уникальные свойства позволяют рекомендовать смесь MAMAKO® Premium в качестве хорошей альтернативы материнскому молоку при необходимости докорма или искусственного вскармливания.
В четыре месяца малыш продолжает активно расти, но прибавки уже не так заметны, как в первые три месяца жизни. В этом возрасте полезно заниматься гимнастикой и делать легкий массаж, предлагать ребенку разнообразные игрушки и знакомить его с удивительным миром звуков, достаточно времени проводить на улице. В случае необходимости малыш может попробовать первое блюдо прикорма — овощное пюре или кашу. Но не стоит торопить естественное развитие грудничка, нагружать его слишком интенсивными физическими занятиями, предлагать продукты не по возрасту. Обязательно следует своевременно посещать врача-педиатра и выполнять его рекомендации.
Врач-педиатр
Екатерина Борисовна Булавина
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Источник