Ребенок 4 месяца плачет перед сном комаровский
Содержание статьи
Почему ребенок каждый вечер плачет перед ночным сном, что говорит Комаровский?
Плач — одна из психофизиологических реакций человека, которая возникает в ответ на сильную эмоцию. Слезы помогают справиться с негативными чувствами: болью, обидой, страхом, грустью, разочарованием. Существует такой феномен, как слезы радости, когда человек плачет от переполняющего его счастья.
Рыдания малыша пугают родителей, особенно когда неизвестно, что стало их причиной, ведь считается, что они говорят о дискомфорте и неприятных ощущениях. Рассмотрим, почему на самом деле младенец плачет перед ночным сном.
Плач для малыша — единственный способ пожаловаться или чего-то потребовать
Ребенок начинает говорить в 2-3 года, но даже к 10 годам его словарного запаса не всегда хватает, чтобы выразить обиду, огорчение или другие сложные эмоции. У младенца нет такого инструмента — речи, чтобы общаться со взрослыми.
Как грудничку показать маме, что его что-то не устраивает, он хочет есть, ему неудобно в комбинезоне, он хочет спать, а яркий свет ему мешает? Плач — это один из способов коммуникации, который доступен новорожденному. Задача мамы и папы — научиться распознавать оттенки плача и определять, на что жалуется или чего требует ребенок.
Причины плача перед сном и способы их устранения
Что делать, если ребенок плачет в определенное время — перед сном? Мамы отмечают, что именно вечером их малыш становится чрезмерно плаксивым, заливается слезами, требует к себе повышенного внимания. Причин у такого поведения может быть несколько. Что же хочет сказать маме или папе младенец с помощью слез?
Дискомфорт в помещении
Не стоит сразу думать, что у младенца что-то болит. Капризы, истерики могут говорить о том, что малыш хочет спать, но не может уснуть из-за условий в помещении. Проверьте, насколько атмосфера в комнате способствует комфортному сну:
- температура не слишком высокая и не слишком низкая, чтобы ребенку не было жарко или холодно;
- освещение умеренное, в ночное время отсутствует или ограничено ночником;
- в комнате нет источника громких звуков.
Плач свидетельствует о физическом неудобстве, которое вызвано окружающей обстановкой. Если устранить источник дискомфорта, успокоить малыша, то он быстро перестанет плакать и уснет.
Неудобное спальное место или одежда
Может быть, ребенок плачет, потому что его слишком сильно запеленали. Младенец не может сказать, что ему натирает подгузник, распашонка сковывает движения, а простыня скомкалась из-за того, что он вертелся. Задача мамы — проверить, не жмет ли грудничку его одежда, не смялась ли постель.
Часто малыш плачет из-за того, что у него мокрый или грязный подгузник. Не стоит отбрасывать эту причину слез, даже если перед сном ему уже меняли подгузник. Нужно проверить, сухой ли ребенок, и, если требуется, подмыть и переодеть его.
В жару не стоит кутать малыша, это вызывает дискомфорт. Лучше позволить ему спать голышом или в одном подгузнике. Чтобы простыня не сбивалась, стоит приобрести специальное детское белье с резинкой по краям, которое надевается на матрас.
Голод или, наоборот, перекорм
Мамы быстро учатся отличать голодный плач от других истерик. Он начинается с тихого хныканья, которое переходит в громкий крик. Ребенок вертит головой в поисках материнской груди или бутылочки. Если младенец еще находится на грудном вскармливании, но при этом постоянно хнычет от голода даже после кормления, это указывает на то, что он не наедается. Возможно, у матери не хватает молока, оно стало менее жирным или же сосание затруднено. Если сразу после рождения малыш наедался, а в 5-6 месяцев начал голодать, то следует вводить прикорм, материнского молока растущему организму уже недостаточно.
Другая причина плача, связанная с едой, — это перекорм. Объевшись, ребенок чувствует тяжесть в животе, тошноту, его мучают боли. Матери нужно внимательно следить за рационом и не перекармливать малыша.
Боль: режутся зубки, болит животик
Слезы могут служить индикатором боли. Как иначе малыш может сказать, что ему больно? Единственное доступное средство коммуникации — это плач. С 4 месяцев у младенцев начинают резаться зубки, процесс продолжается до 2 лет. Ребенок иногда испытывает сильную боль, он становится вялым, капризным.
Прорезывание зубов может сопровождаться повышением температуры, ухудшением аппетита, лихорадкой, нарушениями сна. Доктора советуют купить игрушки-прорезыватели или дать погрызть твердую пищу — морковку, яблоко. Хорошим способом унять боль является массаж десен со специальным охлаждающим гелем.
Боль может быть вызвана не только прорезыванием молочных зубов, но и коликами в животе. Колики — частое явление у новорожденных от 1 месяца до полугода. При коликах малыш кричит непрерывно около двух часов, сучит ножками, сжимает кулачки. Как мама может помочь сыночку или доченьке?
Следует аккуратно погладить животик, можно просто положить ладонь — тепло снимет болевые ощущения. Если колики вызваны излишним газообразованием, можно использовать газоотводную трубку. При частых кишечных коликах, дисбактериозе врачи назначают Эспумизан, Инфакол, Боботик.
Переутомление или перевозбуждение
Если у мамы с ребенком был напряженный день, то, скорее всего, малыш не сможет уснуть из-за переутомления или нервного перенапряжения. Гости, которые сидели до вечера, необходимость в жару посетить поликлинику и просидеть там в очередях — все это сказывается на ребенке.
Если ребенок часто хнычет из-за перевозбуждения, следует показать его неврологу. Многим детям до 3 лет ставят диагноз «повышенная нервная возбудимость». Не стоит пугаться этого диагноза, врач выпишет успокоительные лекарства, которые помогут стабилизировать нервную систему ребенка.
Тоска по маме
Может быть, малыш плачет из-за страха, что мама его покинет? Если он спит в отдельной комнате, то последнее, что он видит перед сном, — как мама исчезает за дверью. Откуда малышу знать, что любящие родители придут к нему по первому зову?
Тоска по маме усиливается, если ребенок уже попадал в такую ситуацию, когда мама не откликнулась на его зов. Она могла отлучиться в ванную, на кухню, оставив его одного в кроватке или с другим взрослым. Для малыша это огромный стресс, он пугается, не чувствует себя в безопасности.
До 3 лет дети часто приходят посреди ночи в комнату родителей. Не обязательно им страшно, они просто скучают и тоскуют. Если ребенок напугался из-за того, что мама вовремя не откликнулась на зов, пусть он некоторое время поспит в одной комнате с ней. В особо тяжелых случаях, которые могут привести к неврозу, рекомендуется обратиться к детскому психологу.
Начало заболевания
Плаксивость, истерики могут свидетельствовать о начале заболевания. Обычно такое состояние сопровождается вялостью, ухудшением аппетита, повышением температуры.
Во время болезни ребенок особенно нуждается во внимании и заботе мамы. Он плачет не только потому, что чувствует боль и дискомфорт. Таким образом он просит о дополнительном внимании к себе.
Что думает о вечернем плаче Комаровский?
Что делать, если ребенок плачет перед сном? Доктор Комаровский советует:
- Ребенок нуждается в режиме бодрствования, отдыха и кормления. Установив его, необходимо твердо держаться выбранного распорядка. Если малыш отдыхает дольше обычного в дневное время, лучше его разбудить, чтобы ночью не пришлось бодрствовать вместе с ним.
- В предпоследнее кормление лучше слегка недокормить малыша, чтобы в последний раз он поел сытнее и лучше спал.
- По мнению доктора Комаровского, один из важнейших факторов здорового сна — это окружающая обстановка. Температура должна варьироваться в пределах +18…+20°С, влажность — 50-70%. Рядом с кроваткой не следует размещать пылесборники — ковры, пледы, мягкие игрушки.
- Хорошую службу сослужит вечернее купание. Если кроха вволю поплавает в большой ванне и прохладной водичке, а потом будет тепло одет и сытно накормлен, вечером ему будет проще заснуть.
Самое главное, о чем доктор Комаровский советует помнить, — это атмосфера в семье. Настроение ребенка зависит от его родителей. Малышу нужны отдохнувшие, счастливые и жизнерадостные мама и папа, от которых он сам будет заряжаться энергией.
Врач-педиатр, врач аллерголог-иммунолог, окончила Самарский государственный медицинский университет по специальности «Педиатрия». Подробнее »
Источник
Терапия поведенческих нарушений сна у детей
Авторы: Островерхова Анна
Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.
Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.
Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.
Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.
Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо…
Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка»…
Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.
Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.
Показания к поведенческой терапии нарушений сна:
- Расстройство режима сна и бодрствования (количество дневных снов меньше нормы или они короткие (до 40 минут), позднее начало ночного сна).
- Трудности засыпания (чтобы ребенок заснул, от родителей требуются активные действия: укачивание, кормление, катание в коляске, ношение в слинге, при этом скорость засыпания превышает 15 минут, а степень участия родителей в засыпании со временем только увеличивается).
- Трудности в поддержание состояния сна (ребенок часто просыпается, при этом пробуждения не связаны с голодом, а чтобы заснуть, ему требуется помощь взрослого, засыпание дольше 15 минут).
- Раннее окончательное пробуждение (ребенок начинает день раньше 6 утра, как правило, просыпается в плохом настроении).
- Парасомнии (ночные истерики, ночные кошмары).
При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.
Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).
Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?
Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.
Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».
Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.
Отсюда следуют два вывода:
- Самое важное в обучении самостоятельному засыпанию — это подготовка ребенка к новым правилам и условиям для того, чтобы с началом работы по методике изменения были минимальны, а значит, минимальным был и протест малыша. Наша задача до начала обучения — обеспечить ребенку комфортные условия сна, выстроить режим сна и бодрствования согласно возрастным особенностям ребенка (чтобы при попадании ребенка в кроватку он хотел спать), ввести ритуалы засыпания (тем самым действиями показать малышу, что скоро придет время сна). И эта подготовка занимает 90% всей работы над сном малыша.
- Чем проще правила, тем они понятнее ребенку (а значит, ребенок примет их в самые короткие сроки), но чем радикальнее изменения условий засыпания, тем ярче протест малыша.
Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.
Радикальные, или быстрые методы
Метод исключения плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.
Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3-5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.
Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».
Метод контролируемого плача
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.
Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.
Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3-5 дней, а через 7-10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.
У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».
Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве
Метод стула
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.
Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.
Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.
Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».
Метод «Обнял-положил»
После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.
Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.
В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3-4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.
Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.
Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».
***
Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.
Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.
Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна
Источник
опубликовано 17/08/2018 20:25
обновлено 08/01/2019
— Педагогика и психология, Сон, Нервные, психические и психологические болезни
Источник