Ребенок 4 месяца питание комаровский

Прикорм по Комаровскому

Прикорм по Комаровскому

В первые месяцы жизни младенцу достаточно лишь маминого молока или, в случае невозможности грудного вскармливания, адаптированной смеси. Подросшему карапузу уже требуется расширение рациона, которое называется прикормом. Давайте рассмотрим введение прикорма в рацион малышей первого года жизни с позиции известного педиатра Е. Комаровского.

Отличия докорма и прикорма

Эти два слова могут вызвать путаницу из-за похожести, но означают они разное. Если младенцу недостаточно материнского молока и ему дают либо молочную смесь, либо молоко животных, либо молоко женщины-донора, то такую пищу называют докормом. В таком случае вскармливание ребенка называется смешанным. Те продукты, которые дают малышу в первый год жизни, как дополнение к грудному молоку либо смеси, называют прикормом. Они призваны приучить младенца к взрослому питанию.

Ранний прикорм – польза или вред?

Молодые родители сталкиваются с советами от друзей, родных и даже медработников начинать прикорм намного раньше рекомендованных современной медициной сроков. Чем старше становится младенец, тем чаще будут звучать рекомендации давать малышу сок, желток, пюре и другую пищу.

Современные родители должны понимать, что раннее введение прикорма в прошлом было связано в основном с тем, что крох редко кормили грудью, а заменители грудного молока были неполноценными.

Прикорм ранний

Чаще всего малюткам давали разведенное молоко коровы, которое кипятили. Витамины в таком питании разрушались и младенец недополучал много полезных веществ. И чтобы бороться с гиповитаминозами, отставанием в наборе веса и развитии, анемией и другими проблемами, были созданы рекомендации давать соки, кусочки желтка, пюре из овощей уже с первого месяца жизни. Также не будем забывать, что продажа соков, разнообразных каш, пюре и другого детского питания является достаточно серьезным бизнесом. Поэтому отметки на упаковках о том, что продукт можно давать с трех или четырех месяцев, выгодны, прежде всего, производителям.

В наши дни, если кормящая мама питается сбалансировано и разнообразно, либо кроха получает адаптированную смесь в качестве замены материнского молока, необходимости давать прикорм младенцу младше 6 месяцев нет. Если кроха меньше, есть смысл направить усилия родителей не на введение прикорма, а на улучшение питания матери или покупку качественной смеси.

Пользы от более раннего кормления малыша другими продуктами помимо молока или смеси практически нет, а вот вред могут увидеть многие родители. В первую очередь это аллергические реакции и расстройства пищеварения. Поэтому вопрос о сроке начала прикармливания должен быть рассмотрен родителями очень детально и взвешенно.

Правила введения

  • Любой новый продукт питания включать в рацион малютки нужно очень осторожно и постепенно. Начинаем с одного глотка и одной ложки, после чего докармливаем привычной пищей (грудным молоком либо смесью). После оценки реакции – стула, сна, состояния кожи, поведения – дозу можно увеличить.
  • Если что-то насторожило, с продуктом стоит повременить.
  • В случае, когда появились болезненные проявления, новые продукты вводить до их исчезновения нельзя.
  • Нельзя давать младенцу новый продукт во время болезни, а также в период перед прививкой (за 3 дня) и после нее (в течение 3 дней).
  • Если малыш отказывается от какого-то продукта, настаивать не надо.

Введение прикорма

С какого продукта начать прикорм?

Мнения диетологов и педиатров относительно группы продуктов, которую стоит вводить в рацион малыша первой, очень разные. Сторонники введения первым пюре из овощей утверждают, что они богаты минеральными солями, а также витаминами. Сторонники кисломолочного прикорма твердят, что малыши плохо реагируют на резкие изменения в питании, а кисломолочные продукты отличаются от молока намного меньше, чем овощи.

Стратегия прикорма по Комаровскому

Ввод прикорма при естественном вскармливании и кормлении смесью одинаковый. Известный педиатр предлагает практический подход к введению новой пищи в меню младенца, помогающий по максимуму предотвратить нежелательные реакции организма ребенка на новую пищу:

  • Если ребенку еще не исполнилось пять месяцев, никакой прикорм ему не нужен. Следует позаботиться о качественном питании мамы, а если молока в маминой груди не хватает, то обеспечить малютку хорошей адаптированной смесью.
  • В пять месяцев прикармливать начинают малышей, которые плохо прибавляют в весе, а также при низком гемоглобине. Если у младенца со здоровьем, а также с развитием все в порядке, то начало прикорма переносим на 6 месяцев. Также чуть позже стоит начать прикармливать деток, у которых были случаи пищевой аллергии или использовались специальные смеси.
  • Начать можно с такого кисломолочного продукта, как кефир. Самым оптимальным будет продукт, предназначенный для детского питания. Вводить его будем во второе кормление, которое происходит в промежутке между 9 и 11 часами утра. Этот продукт не только будет усваиваться лучше других продуктов прикорма, но и даст организму малыша полезные кисломолочные бактерии.
  • Для первого раза достаточно три-четыре чайных ложечки кефира. После него ребенку нужно дать мамину грудь либо бутылочку со смесью. Наблюдая за малюткой до конца дня, мы сразу заметим, можно ли увеличить дозу. Убедившись, что все нормально, количество кефира на следующий день удваивают. Получается, что в первый день малыш получит от 15 до 20 мл кефира, на второй день уже от 30 до 40 мл, на следующий – от 60 до 80 мл, и на четвертый день полную порцию от 120 до 160 мл. В случае, если в какой-либо день с малышом что-то поменялось и мама подозревает в этом именно кефир, делаем паузу. Дозировку продукта не увеличиваем, а иногда даже уменьшаем.
  • С четвертого или пятого дня прикармливания кефиром в него можно добавлять творог. Это может быть и купленный продукт, и сделанный самостоятельно. Для первого дня достаточно одной ложки, во второй день дайте две ложечки. Так постепенно повышаем количество к 30-40 г для ребенка 6-8 месяцев. Как кефир, так и его сочетание с творогом можно подслащать сахаром. Все зависит от вкуса исходного продукта и желания малыша есть продукт без сахара.
  • В течение недели одно кормление получится замененным на смесь кефира (в среднем 150 мл) и творога (30-40 г) полностью. Во все прочие кормления малыш будет по-прежнему получать материнское молоко либо молочную смесь. Данный режим поддерживайте еще 3-4 недели, после чего приступаем к замене еще одного кормления.
  • Следующим кормлением, в которое будем вводить прикорм, лучше выбрать последнее (кормление перед сном). В него введем кашу, предпочтительнее гречневую, рисовую или овсяную. Каша может быть как приготовленной мамой самостоятельно из муки, так и купленной в магазине. Кашу варим на молоке (обычном коровьем), хотя лучшим выбором будут смеси для малышей старше шести месяцев. Поскольку манная каша является источником белка глиадина и способна вызывать болезни кишечника при его непереносимости, ее советуют ввести в рацион ребенка после восьми месяцев.
  • К 8 месяцем у ребенка будут полностью заменены два кормления. Он получает в одно кормление кефир и творог, в другое кашу, и еще несколько раз смесь либо молоко из груди матери. Нужно выяснить, есть ли у малютки хотя бы один зуб. Если зубик имеется, будем вводить овощи. Для проведения пробных кормлений овощами готовим малышу отвар. Измельчаем морковь, картофель, капусту и лук, заливаем кипятком (на 50 грамм овощей понадобится около 100 г воды), закрываем крышкой и варим, пока овощи полностью не разварятся. Процедив отвар, еще раз вскипятим его и переливаем в бутылочку. Такого отвара в первый день даем ребенку от 30 до 50 г, во второй день – вдвое больше.
  • Если малыш реагирует на овощи хорошо, начинаем давать суп или пюре, тоже увеличивая дозировку постоянно до замены одного кормления. Для пюре разные овощи тушим в кипящей воде, потом протираем, добавляем чуть соли и горячего молока (на 100 г овощей достаточно 25 мл), после чего нужно их взбить и еще раз довести до кипения. В готовое пюре нужно добавить 3 г растительного масла.
  • После двух-трех недель кормления овощами пробуем вводить мясо. Вместо воды в овощи добавляем мясной бульон (желательно куриный), далее добавляем в суп либо в пюре мясо, которое будет в протертом состоянии. Через несколько дней в тот же суп либо в пюре можно добавить 1/5 желтка от куриного яйца, которое сварено вкрутую.
  • Фрукты тоже начинаем вводить после появления первого зуба. Если зубов еще нет, давайте малышам соки. Они используются как дополнение к кормлению смесью или грудью и не предназначены для замены кормления. Деткам постарше можно добавлять фрукты в кашу, давать пюре из фруктов, а крупные кусочки пососать.
  • К 9 месяцам прикорм уже заменит 3 кормления. В одно из них малыш получает кашу, которая может быть самой разной. В другое кормление ребенку дают супы или овощные блюда с добавлением любого нежирного мяса, а также желтка и растительного масла. После кормлений ребенок получает сок. Еще одно кормление представляет собой кефир с творогом, к которым можно уже добавлять детское печенье. В это время ребенку можно предложить кусочек хлеба, а с 10-месячного возраста для приготовления супа использовать не мясной, а рыбный бульон.
Читайте также:  Фото на загранпаспорт ребенка 4 месяцев

Прикорм для ребенка

Прикорм и здоровье

Когда родители экспериментируют с детским питанием, они всегда должны помнить о здоровье своего малыша. Чем старше будет младенец, тем легче он перенесет нововведения в меню. С продуктами, которые не растут в вашем регионе и не характерны для рациона вашего региона, следует быть очень осторожными.

Важно также не забывать, что у малышей печень является довольно слабым и уязвимым органом. Она полностью «дозревает» лишь к двенадцатилетнему возрасту. И потому продукты, на которые у ребенка была раньше реакция, по мере дозревания печени начинают восприниматься малышом нормально. Как говорят бабушки, ребенок «перерастает». Так что если ваше чадо отрицательно реагирует на шоколад или мандарины, это не значит, что ему всю жизнь придется воздерживаться этих продуктов.

Подробнее обо всех этих нюансах смотрите в передаче доктора Комаровского.

Узнайте, в норме ли вес вашего ребенка, воспользовавшись следующим калькулятором.

Источник

Доктор Комаровский о питании детей

Доктор Комаровский о питании детей

Известный педиатр относит вопросы питания детей к очень важным и не приветствует никакие родительские эксперименты в этой области. Он говорит, что взрослый человек волен питаться, как ему заблагорассудится, и не важно, что он выбрал для себя — сыроедение, раздельное питание, вегетарианство, голодание или что-то другое. Однако ставить пищевые опыты над детьми Комаровский называет неэтичным и жестоким поведением. Давайте узнаем отношение популярного врача к другим проблемам питания подросших малышей и болеющих деток.

Ребенок 4 месяца питание комаровский

Отсутствие аппетита

В первую очередь при всех проблемах с питанием ребенка Комаровский советует не делать из пищи культ. Родители не должны превратить вопрос «как и чем накормить ребенка?» в смысл собственной жизни.

Проблему плохого аппетита известный врач напрямую связывает с достатком семейства, а также с образом жизни семьи. Он напоминает, что аппетит появляется после того, как ребенок затратит достаточное количество энергии. Если же малыш мало двигается (например, много времени проводит за уроками), тепло одет, мало гуляет, то и энергии у него тратится мало, что и проявляется сниженным аппетитом.

Комаровский по своему опыту заметил, что у малышей, у которых нет аппетита, родители либо очень заняты, либо очень ленивы. Им легче начать уговаривать малыша, обещать ему подарки и пытаться накормить другим способом, чем погулять и поиграть с крохой в активные игры. В целом известный врач делает акцент на том, что аппетит указывает на готовность тела к усвоению пищи, следовательно, кормить детей без аппетита бессмысленно.

Активные игры ребенка с папой в мяч

Режим питания

Основой рекомендаций кормить ребенка по режиму Комаровский называет учение Павлова, согласно которому при употреблении пищи в одно время пищеварительные соки начинают вырабатываться к нужному времени, что улучшает переваривание. Однако данное учение не учитывает, что не всегда существует возможность давать ребенку пищу в одинаковое время.

К тому же, популярный врач напоминает, что для опытов Павлов использовал собак, а их образ жизни сильно отличается от детского, поскольку на современных детей действует огромное количество факторов, способных изменять аппетит (например, просмотр телевизора или полученная двойка). И потому Комаровский рекомендует кормить детей не по часам, а с учетом наличия аппетита и готовой еды.

Отказ от пищи

В числе причин отказа от еды известный педиатр называет:

  • Заболевания полости рта, кишечника или органов дыхания.
  • Неподходящие физические характеристики пищи (очень горячая или холодная еда).
  • Неподходящий вкус еды (горький, соленый, кислый).

Тем не менее, в большинстве случаев такое поведение ребенка Комаровский связывает с педагогическими и воспитательными проблемами, когда родители с раннего возраста потакают требованиям детей и готовы ущемлять в еде себя, но давать малышу самое вкусное и желаемое.

Отказ от еды ребенком

Перекусы

Комаровский называет это явление, когда родители в промежутках дают малышам конфеты, фрукты, печенья и другую еду, очень частым При этом популярный врач считает перекусы допустимыми за исключением двух ситуаций:

  1. Если у ребенка имеются проблемы с аппетитом.
  2. Если в ротоглотке ребенка есть хроническая инфекция.

Сладкое

Сладкую пищу Комаровский называет источником быстродоступной энергии и удовольствия. И если ребенку есть, куда эту легко полученную энергию тратить, никаких препятствий для того, чтобы дать ребенку сладость, известный педиатр не видит.

Однако он напоминает, что на экзотические фрукты и шоколад очень часты аллергии, и если проблема появилась, эти продукты нельзя давать в маленьком количестве, а следует исключить из рациона минимум на год.

Супы

По своему опыту Комаровский знает, насколько популярно для нашей страны мнение, что хотя бы раз в день ребенку нужна жидкая и горячая еда в виде супа. При этом известный врач акцентирует внимание родителей на том, что борщи и супы каждый день не едят в десятках стран, а медицина не считает первые блюда обязательными в рационе. Есть супы или нет, зависит исключительно от ваших привычек и вкусов, а также от количества свободного времени родителей и их материального положения, так как сварить первое блюдо на несколько дней выгодно по финансам и по времени.

Ребенок ест суп

Питание при болезнях

Прежде чем решить, нужна ли пища заболевшему ребенку, Комаровский обращает внимание на 2 момента:

  1. Есть болезни, для лечения которых важно определенное питание. Примером может быть сахарный диабет (ограничивают сахар) или болезнь почек (ограничивают соль). Также особая диета нужна при воспалении кишечника, пищевом отравлении, запоре, болезнях поджелудочной железы и других патологиях пищеварительной системы.
  2. При любом остром заболевании или обострении хронической патологии у большинства детей аппетит снижается.

По словам известного врача, снижение аппетита при любой болезни является типичным признаком, указывающим на то, что потребности в пище у ребенка снизились. И верной тактикой Комаровский считает оставить малыша в покое и не заставлять есть.

Печень ребенка во время болезни занята синтезом веществ, которые нейтрализуют бактерии и вирусы, а также обезвреживанием токсинов. И нагружать ее дополнительно процессом пищеварения не стоит.

Ребенок во время болезни

Вот какие универсальные правила рекомендует соблюдать Комаровский в питании заболевших детей:

  1. В первую очередь учитывать аппетит ребенка.
  2. Ни в коем случае не кормить насильно.
  3. Порции уменьшить, но пищу предлагать чаще.
  4. Никакие новые продукты больному ребенку не давать.
  5. Выбирать для питания заболевшего малыша теплую, нежирную, жидкую и легко усваиваемую пищу.
Читайте также:  Почему ребенок 4 месяца не прибавляет в весе

Советуем посмотреть следующее видео, в котором доктор Комаровский рассказывает о множестве нюансов питания ребенка.

Источник

Четыре месяца

Авторы: Мэрилин Сигал

МИР РЕБЕНКА

Четырехмесячный ребенок превращается из пассивного наблюдателя окружающего мира в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, малыш расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.
Если понаблюдать за тем, как ребенок играет с движущейся игрушкой, можно обнаружить, что он делает это, следуя определенному порядку. Он хватает ее за кольцо, отпускает, смотрит, как игрушка вертится, и снова пытается ее схватить. Та последовательность действий — схватить, осмотреть и снова схватить — относится уже не только к игрушке, висящей над кроваткой, ребенок также ведет себя по отношению и к другим вещам. Занимаясь с каким-нибудь предметом, находящимся поблизости, малыш как бы задает себе вопрос: «Что я держу в руках и что с этим можно сделать?»
В этом возрасте дети начинают активно изучать окружающую обстановку и одновременно проявлять инициативу в общении с людьми. Вместо того чтобы ждать, когда кто-нибудь обратит на него внимание, ребенок, как только увидит входящего, первым начинает «гулить» и лепетать. И поскольку нет ничего привлекательнее улыбающегося, лепечущего малыша, вы не сможете не ответить на его приветствие.

Двигательные навыки

На пятом месяце жизни у большинства детей наблюдается заметный сдвиг в развитии двигательной активности. Некоторые из них пытаются ползать, лежа на животе и помогая себе руками. Они принимают позу лягушки и, отталкиваясь ступнями, продвигаются вперед. Другие передвигаются только с помощью рук. Часто бывает и так, что, прежде чем научиться ползти вперед, малыши начинают пятиться назад.
Теперь многие дети уже умеют переворачиваться с живота на спину. Некоторым малышам удается переворачиваться и со спины на живот. В этом возрасте ребенок вполне способен сидеть, оперевшись на подушки, и даже сделать несколько пробных шагов, когда его поддерживают. Вопреки расхожему мнению, что нельзя этого делать до тех пор, пока он не будет в состоянии выдерживать вес своего тела, стоячее положение не влечет за собой кривизну (саблевидность) ног.
В этот период руки малыша постоянно заняты — он тянется и пытается схватить самые разнообразные предметы. Ребенок будет стремиться достать все, что попадется ему на глаза, до тех пор, пока видит и собственную руку, и объект. Однако он действует еще недостаточно ловко. Пальцы рук пока не способны шевелиться легко и свободно. Малыш держит предмет, прижимая его согнутыми пальцами к ладошке. Он скорее загребает, чем берет рукой лежащую на столе вещь.
Поскольку ребенок стремится использовать вновь приобретенные навыки, он будет активно заниматься игрушками, проводя за игрой достаточно много времени. Чтобы доставить малышу особое удовольствие, прикрепите к кроватке подвеску с пластмассовым кольцом, погремушками и колокольчиками. Если он схватит кольцо, отпустит, а затем снова схватит, его усилия вознаградятся звоном колокольчика.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В возрасте четырех месяцев у детей развита пространственная координация движений рук, которая частично связана с развитием зрительных навыков. До сих пор зрительная система ребенка напоминала фотоаппарат с фиксированным фокусом. Это позволяло ему четко различать объекты, находившиеся на расстоянии 30-40 сантиметров.
Теперь ребенок способен фокусировать взгляд в зависимости от того, на каком расстоянии от него находится предмет. Вот почему малыш так радостно реагирует при виде новых предметов и при смене обстановки.
Самая любимая игрушка четырехмесячного ребенка — зеркало. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.
Несмотря на развитие зрительных навыков, ребенок исследует предметы, главным образом, с помощью рта. Стоит малышу схватить какую-нибудь вещь, он тут же тянет ее в рот. Действия быстро следуют одно за другим — он видит игрушку, хватает ее и кладет в рот. Через некоторое время к этому четкому порядку добавится подробный осмотр. Прежде чем положить предмет себе в рот, ребенок будет долго изучать его.
Наряду с интересом к новым зрительным образам, ребенок захвачен многообразием звуков. Четырехмесячный малыш обнаруживает, что может произносить звуки, и радуется, когда их слышит. Некоторые из них, например пронзительный крик, невнятное бормотание, кашель, ему особенно нравятся, и он повторяет их снова и снова.
Многие дети забавляются, издавая то очень громкие, то, наоборот, очень тихие звуки, и получают удовольствие от эффекта, который они производят.

Понимаем своего ребенка

Четырехмесячные дети радуются приходу гостей и приветствуют их почти так же восторженно, как родителей или братьев и сестер. Фактически их внимание притягивают лица любого вида и формы — малыши относятся к самым странным, страшным маскам и к куклам, как к лучшим друзьям.
Несмотря на то что детям нравится видеть новых людей, их способ общения с ними отличается от того, как они общаются с родителями. Ребенок не только с большим энтузиазмом реагирует на действия родителей, но и ощупывает пальцами их лица. Он притрагивается к глазам, носу, усам, дергает за волосы. Когда мать или отец — говорят с ним, он всовывает пальцы им в рот, как будто пытаясь схватить вылетающие слова.
По мере того как ребенок проявляет все возрастающий интерес к словам, которые произносят родители, его собственный репертуар звуков все больше расширяется. Он осваивает уже большинство гласных звуков и некоторые согласные. В возрасте трех месяцев дети разных национальностей, с разной языковой принадлежностью и также глухие одинаково произносят звуки. К четырем месяцам мы начинаем замечать, что они подражают языку, на котором говорят окружающие.
Четырехмесячный малыш продолжает разговаривать с заводной птичкой или с яркой погремушкой, однако он выглядит более заинтересованным, если собеседник реагирует на его «слова». Мама подражает его лепетанию, и ребенок начинает «гулить» активнее и громче, и по мере продолжения разговора их голоса становятся все более звонкими и веселыми. Родители могут стимулировать диалог, сначала ускоряя темп речи, затем замедляя его только для того, чтобы снова ускорить. Аналогичный эффект достигается также усилением или понижением голоса.
Как правило, родители, в особенности папы, в ответ на активное поведение ребенка начинают воздействовать на него физически. Они поднимают малыша вверх, щекочут или громко чмокают. Обычно дети реагируют на эти настойчивые ласки взрывом смеха. Если взрослые начинают притворно кашлять или чихать, их поведение также вызывает смех или хихиканье ребенка.
Очень забавно слушать, как смеется четырехмесячный малыш, но важно при этом помнить, что у маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению. Однако если оно становится слишком сильным, смех переходит в плач. Вам, вероятно, приходилось видеть, как только что смеявшийся малыш вдруг начинает кричать. Обычно это происходит на шумных семейных встречах. В тот момент, когда вы поднимаете ребенка вверх, он громко смеется. Стоит поднять его чуть выше, и тут он заливается плачем. У маленьких детей веселье часто граничит с избыточным возбуждением. Со временем родители научатся определять, как долго можно оказывать воздействие на ребенка, не перевозбуждая его.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Любим смотреть сидя
Ребенку нравится смотреть на окружающий мир с разных сторон. (В сидячем положении ему легче говорить с мамой и папой и наблюдать за их движениями.) Каждый день ненадолго сажайте малыша, так чтобы он мог на что-нибудь опираться. Используйте специальное детское креслице или стульчик. Когда ребенок научится сохранять равновесие, его можно будет сажать на пол и обкладывать подушками.
Плоская поверхность
Положите малыша на твердую ровную поверхность, оденьте очень легко, и пусть он некоторое время поиграет. Одежда не мешает движениям, и это позволяет ему заняться гимнастикой.
Учимся дотягиваться
Посадите ребенка в детское креслице и повесьте перед ним на веревочке несколько интересных игрушек. Ему захочется дотянуться и схватить их. Прикрепите к кроватке или манежу подвесное устройство (подвеску) с игрушками. Ребенок будет особенно доволен, если игрушки будут производить шум.
Учимся хватать
Ребенок совершенствует свои хватательные навыки и в то же время учится дотягиваться до игрушек. Держите в запасе погремушки разного размера, чтобы помочь ему упражняться. Дотроньтесь погремушкой сначала до левой, затем до правой руки малыша. Поднесите игрушку близко к ребенку, и пусть он схватит ее. Поднимите ее высоко, затем приблизьте к ребенку и снова отодвиньте. По мере того как ребенок учится хватать, он совершенствует координацию движений глаз и рук.
Качели на дверях
Для детей этого возраста хорошо устроить качели, подвесив их к дверной раме. Ребенок уже достаточно силен, чтобы сидеть на качелях, но еще не может сам вылезти из них. Малышу понравится качаться взад и вперед, одновременно разговаривая с вами.

Читайте также:  Ребенку 4 месяца плачет если не на руках

Время игр

Теперь, когда ваш ребенок бодрствует большую часть дня, старайтесь следить за тем, чтобы у него была возможность поиграть не только с игрушками, но и с людьми. И то и другое имеет важное значение для развития малыша.
Новые открытия
Поиграйте в прятки
Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув «Ау-у-у!» Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.
С горки катится игрушка
Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.
Наблюдение за мыльным пузырем
Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.
Запишите на магнитофон голос малыша
Запишите на пленку лепетание своего малыша и дайте ему послушать. Запишите также голос мамы и папы и дайте послушать ребенку. Понаблюдайте за тем, как будет реагировать малыш, заметив, что ваш голос доносится из магнитофона.
Носок с ярким рисунком
Теперь ребенок с интересом исследует части своего тела. Наденьте ему на ногу яркий носок. Сначала малыш будет просто смотреть на свою ногу, но через некоторое время схватит ее. Для ребенка это событие станет большой победой.
Матерчатый мячик
Смастерите мячик, вырезав из ткани несколько полосок, каждая длиной 8 сантиметров. Свяжите их вместе и оберните сверху еще одной ленточкой. Ребенку понравится держать мячик в руках и ощущать разную ткань. Кроме того, в магазинах детских товаров продаются забавные матерчатые мячики с колокольчиком внутри.
Развитие координации
Повозитесь с малышом
Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.
Новые перспективы
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.
Маленький лягушонок
Положите ребенка на живот и проделайте с ним следующие упражнения:
согните его колени,
выпрямите колени и разведите ноги в стороны,
соедините ноги вместе.
Делая упражнения, можно напевать какую-нибудь песенку.
Свернутое одеяло
Расстелите на траве одеяло и положите на его край ребенка животом вниз. Возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите, чтобы помочь малышу перевернуться с живота на спину. За предпринятые им усилия наградите его поцелуем и крепкими объятиями.
Поднять руки вверх и опустить вниз
Поднимите руки малыша вверх и опустите вниз, скрестите и затем разведите в стороны. Делая упражнение, напевайте какую-нибудь песенку.
Игрушки, до которых трудно дотянуться
Если ваш ребенок научился передвигаться, ползая или извиваясь и ерзая, положите игрушки так, чтобы он не мог их достать. Вскоре малыш поймет, что для того, чтобы получить игрушку, необходимо не только схватить, но и доползти до нее. Не разочаровывайте его. Если ребенок не сможет дотянуться до игрушки в течение нескольких секунд, положите ее рядом с ним.
Делайте упражнения, напевая песню
Положите ребенка на спину и, напевая, делайте руками малыша круговые движения. Затем поднимите и опустите руки малыша. Далее возьмите ребенка за бока и осторожно поверните сначала в одну сторону, затем в другую.
Продолжайте повторять движения, напевая тот же мотив, но с другими словами. После этого слегка надавите руками малышу на животик, потом осторожно приподнимите его ножки и потрясите их. Продолжайте петь малышу песни, которые пели раньше. Помните, что ребенок любит как новые, так и хорошо знакомые песни.
Принятие решений
Две игрушки
В каждую руку ребенка положите по игрушке, которые могут пищать. Для этого лучше подойдут резиновые игрушки, чтобы малыш мог легко сжимать их. Понаблюдайте, станет ли он смотреть на руку, которая издает писк. Когда малыш станет постарше, он научится сжимать обе игрушки одновременно.
Браслет с шарфом
Прикрепите к пластмассовому кольцу яркий шелковый шарф и обвяжите его вокруг ручки кресла. Ребенок будет хватать за кольцо и смотреть, как шарф перемещается вверх и вниз. Вскоре он найдет и другие способы, как заставить двигаться шарф.
Цепь из колец
Сделайте цепочку, связав вместе несколько колец для занавесок. Повесьте ее над детской кроваткой или на спинку стула, так чтобы малыш мог до нее дотянуться. Через некоторое время он обнаружит, что если дернуть за цепочку, то колечки будут стукаться друг о друга и звенеть. Это доставит малышу большое удовольствие.

Повседневные дела

Время одевания/время купания
Двойная погремушка
Свяжите тесемкой за тонкую часть две погремушки, придав им форму гантели, так чтобы расстояние между ними было около 10-ти сантиметров. Дайте ребенку в руку одну из погремушек. Малыш будет пытаться схватить вторую погремушку, и это отвлечет его на то время, пока вы его переодеваете.
Укрепляйте мышцы спины и живота
Когда малыш лежит раздетый на пеленальном столике, осторожно проведите ногтями по животу. Понаблюдайте, как сокращаются при этом мышцы. Переверните ребенка на живот и проведите ногтями вдоль спины. Малыш выгнет спинку и поднимет голову.
Массаж с присыпкой
После купания осторожно попудрите тело малыша детской пудрой. Во время массажа ласково разговаривайте с ним. Лучше будет, если вы насыплете немного пудры себе на ладони, а затем оботрете ими малыша, чем сыпать ее непосредственно на тело ребенка. Это предохранить малыша от вдыхания порошка.

Время кормления
Покажите ложку
Если ваш ребенок начинает есть твердую пищу, перед тем как кормить его с ложечки, покажите ее малышу.
Упражнения для губ и языка
Капните немного еды на губы ребенка. Когда малыш попытается слизать ее, он высунет свой язычок так, как будто собирается произнести какой-нибудь звук.

Время отдыха
Любимая игрушка
Положите в детскую кроватку мягкую куклу или игрушечного зверька. Старайтесь всегда класть одну и ту же игрушку. Постепенно в сознании ребенка установится связь между куклой и сном.
Покачайтесь в кресле-качалке
Вместе с ребенком покачайтесь в кресле-качалке. Это будет прекрасным отдыхом и для вас и для малыша.
Колыбельная
Детям очень нравится успокаивающий ритм колыбельных песен. Пойте ребенку одну и ту же песню, укладывая его спать после кормления и на ночь. Малыш привыкнет к колыбельной, и она станет для него своеобразным приятным ритуалом перед сном.

опубликовано 21/05/2007 13:09
обновлено 06/10/2