Ребенок 4 месяца не засыпает сам комаровский

Как приучить ребенка засыпать самостоятельно – рекомендации известного детского врача Комаровского

Чтобы приучить ребенка засыпать самостоятельно в своей постельке, нужно принять на семейном совете решение о том, что ему пора спать одному.

Многие родители сейчас воскликнут: легко сказать, но осуществить сложнее. Слушать, как чадо плачет и молит о том, чтобы его забрали к себе или взяли на ручки, не под силу любящей и заботливой маме.

По мнению доктора Комаровского, если не пережить этот переломный момент, придется нянчиться, не высыпаться, терпеть боли в спине и другие неудобства еще очень долго.

Общая ошибка

Многие родители допускают одну и ту же ошибку. Сначала приучают детей спать с ними, а затем не знают, что с этим делать. Мамы устают носить грудничка, укачивать, жалуются, что обрывают руки, покупают слинги. Но всего этого можно избежать, последовав советам доктора Комаровского.

Предупреждаем сразу: придется набраться терпения. Ведь научить малютку спать самостоятельно — это самый настоящий воспитательный процесс.

Привычка спать в родительской постели: за и против

Мнения по этому поводу разделились. Свои аргументы приводят ведущие психологи и педагоги. Одни считают недопустимым, что ребенок спит с родителями.

Вплоть до того, что это сказывается на их интимной жизни и на статистике разводов.

Другие настроены не так категорично и не видят в том, что малютка спит рядом с родителями, ничего плохого. Наоборот, маме не нужно вставать среди ночи, крошка получит порцию грудного молока, когда пожелает.

Но в одном противоборствующие стороны сходятся. Как бы сложно это не было, рано или поздно, придется приучить ребенка засыпать самостоятельно в своей кроватке. Это первый шаг к самостоятельности и к личному пространству.

Вы и мужчина Овен — любовный гороскоп для вас! Полная характеристика этого огненного знака, его особенности и предпочтения, поведение мужчины Овна в любви.

Существует процедура — армирование лица мезонитями. Показания к применению, цены и отзывы наших читательниц смотрите здесь.

Доктор Комаровский дает рекомендации родителям и в вопросе о том, как приучать ребенка к горшку — выясните тут.

Учим грудного младенца

Чем младше дети, тем легче их перевоспитывать и что-то менять в режиме дня. Два-три месяца — оптимальный возраст для этого.

  • Если младенец погружается в сон сразу после кормления, никаких проблем не возникнет. Достаточно положить его в кроватку и оставить отдыхать.

    Если он не чувствует дискомфорта, ему тепло и сухо, то будет сладко почивать в своей кроватке. Повторяя этот ритуал каждый раз, взрослые и не заметят, как малыш научиться засыпать на своем спальном месте.

  • Если ребенок бодрствует после кормления, придется пойти на хитрость. Немного поиграйте с ним и постарайтесь говорить тише обычного. Положите в кроватку, но оставайтесь поблизости.

    Так он будет чувствовать себя защищенным и знать, что его не оставили. Немного поворочавшись, младенец быстро уснет.

Возможно ли приучить грудного ребенка засыпать в своей кроватке

А что же делать, если малыш привык засыпать с грудью?

Доктор Комаровский настаивает на том, чтобы родители не приносили себя в жертву детям, а были готовы действовать категорично.

Совершенно здоровый, накормленный малыш обязательно уснет, пусть даже после короткого или продолжительного плача.

Конечно, за один день научить засыпать самостоятельно не получится.

Доктор Комаровский советует действовать на благо всей семьи, не поддаваться детским капризам и манипуляциям. Иначе придется решать проблему до самого детского сада.

Как научить малыша в 1 год

Он уже знает, где его кроватка, но продолжает спать с родителями. Конечно, здесь сын или дочь чувствуют себя защищенными. Тепло и уютно находиться между двумя самыми родными и любящими людьми.

Хотя он уже понимает слова, отлучить его от родительского ложа непросто.

Давайте разбираться, как приучить годовалого ребенка засыпать самостоятельно. Можно воспользоваться методом Эстивиля.

Он заключается в том, чтобы оставить малыша в кроватке засыпать и не поддаваться на его слезы и мольбы.

Чтоб он не чувствовал себя покинутым, можно время от времени заходить в комнату — поначалу чаще, но с каждым днем сокращая интервал.

А вы делаете омолаживающие маски для лица дома? Тогда вам интересно будет узнать, как делается альгинатная маска для лица в домашних условиях, и эффект после процедуры.

Читайте у нас: цистит у женщин, снятие острой боли, лечение в домашних условиях, и как вылечить хроническую его форму.

Ваш избранник по гороскопу Дева — сложный тип мужчин? Узнайте здесь, как понять мужчину Деву в любви, как он проявляет себя в любовных отношениях.

Правила для двухлетних детей

В этом возрасте ребенок уже приучен к режиму дня и знает, когда пора отдыхать. Но он полон сил и энергии, не понимает, почему нужно ложиться спать. Ведь сон ассоциируется с темнотой, чем-то страшным и неизвестным.

Поможет ритуал отхода ко сну, он включает:

  • Советы о том, как научить засыпать самостоятельно ребенка 2-3 лет

    Место для сна. Малыш должен знать, что у него есть своя расчудесная кроватка, которая переносит его в волшебные страны, мультфильмы и сказки, как только он погружается в сон.

    Важно, чтобы ребенок в кровати только спал. Если он будет кушать, играть и спать в одном месте, в его голове все перепутается.

  • Время подготовки. Вместе собираем игрушки. Включается ночник и, если есть, увлажнитель для воздуха в детской. Проветривается перед сном комната. Малыш купается. Папа или мама читает сказку или поет песенку.
  • Поможет засыпать любимая мягкая игрушка. Можете выбирать каждый день разную. Этот момент легко превратить в интересную игру.
  • Оставьте ночник в комнате. Время от времени заглядывайте посмотреть, как у малютки дела. Можно зайти, обнять или поцеловать.

Чего нельзя делать

В каком бы возрасте вы ни решили приучать детей к самостоятельности и собственному спальному месту, нельзя:

  • кричать на них, раздражаться и ругать;
  • угрожать и тем более бить;
  • совершенно игнорировать действия.

На вопрос, как приучить ребенка засыпать в своей кроватке, отвечает сам доктор Комаровский в этом видео:

Если малыш все равно не засыпает

По мнению доктора Комаровского, здоровые дети не могут не засыпать очень долго. Если это так, значит:

  • образ жизни организован неправильно: малыш мало двигается или, наоборот, «включает» энерджайзера перед сном и не может успокоиться;
  • малыш нездоров или у него режутся зубки, а болевые симптомы не дают уснуть;
  • ему очень жарко или тесно.

Главное — прийти к тому, чтобы не дети воспитывали маму с папой, а наоборот.

Родителям, которые все еще волнуются по поводу того, что их сокровище не может уснуть. Сон — это такая же физиологическая потребность, как желание поесть, попить, сходить в туалет.

Рекомендации доктора Комаровского в вопросе приучения ребенка засыпать самостоятельноПриучить ребенка засыпать самостоятельно возможно, даже если он капризничает без привычного укачивания или вне родительской постельки, так как не спать ребенок не может.

Не стоит волноваться, что он не выспится. Важно принять решение не идти на поводу, не качать и не прикладывать к груди, как только он заплакал.

Когда же ребенок начинает засыпать самостоятельно? Нет никакой опасности для здоровья малыша, который капризничает и плачет без маминых укачиваний. Обычно он засыпает сам уже на четвертые сутки.

Когда родители добьются результата, то и сами будут лучше высыпаться. А здоровье мамы особенно важно в дальнейшем воспитательном процессе.

Источник

Метод испанского доктора Эстивиля

Авторы: Эдуардо Эстивиль

Тише едешь — дальше будешь,

или как учить ребенка правильному сну с самого рождения.

Новорожденный спит не так, как ребенок 4 месяцев, а тот не так, как ребенок 2 лет. Манера спать развивается во времени с возрастом. В этой главе мы объясним вам, чего ожидать от вашего малыша в определенном возрасте. Если вы с самого рождения уделите сну и засыпанию должное внимание, у вас не будет проблем в будущем.

Читайте также:  4 месяца ребенку много срыгивает

Как учить новорожденного. Главное, что надо знать — это то, что новорожденный спит сколько ему надо — ни меньше, ни больше. Он может заснуть в любом месте и при любом шуме. Как уже было сказано выше, его цикл обычно 3-4 часа. Поел, поспал, покакал, переодели и т.д. Если ваш новорожденный не следует никакой схеме, не беспокойтесь — это абсолютно нормально. На этой стадии еда и сон тесно связаны, поэтому малыш просыпается, потому что хочет кушать и засыпает, потому что сыт. Однако тут надо быть внимательными: если ребенок плачет, это не обязательно значит, что он хочет есть (многие матери сразу же дают грудь, так как это самый легкий способ успокоить малыша, но это неправильно). Сначала (если ребенок недавно поел — интервал должен быть 3-4 часа) попробуйте найти другие причины: ему жарко? холодно? он мокрый? хочет на ручки? устал от шумного общества? болит животик? Только после этого давайте ему грудь. Если вы будете давать ему грудь каждый раз, когда он плачет, то ребенок привыкнет связывать грудь со сном и успокоением. Он привыкнет, что для того, чтобы успокоиться, надо поесть. Уже в несколько недель малыши способны есть больше, чем им надо. Если вы ему даете свое молоко, с медицинской точки зрения проблем нет, но это все равно приводит к неправильным привычкам, так как чувство сна и голода контролируются одним и тем же отделом головного мозга. Кроме того, из таких детей вырастают взрослые, которые когда нервничают, начинают есть все подряд, чтобы успокоиться. Если вы кормите его искусственным молоком, то слишком частое кормление может привести к ожирению в раннем детстве или во взрослом возрасте.

Еще не время жесткого введения расписаний. Однако мы советуем показать ребенку разницу между сном и бодрствованием. Если он не спит, возьмите его на ручки, поиграйте с ним, поговорите. Если он не спит, старайтесь не держать его в кроватке. Это поможет понять ему, что кроватка — это место для сна (см. о внешних элементах предыдущую главу).

  • Днем кладите его спать при легком свете, а ночью не оставляйте включенным ночник. Так ребенок научится понимать разницу между ночью и днем.
  • Днем не ходите на цыпочках, даже если малыш заснул, ночью же старайтесь не шуметь за стенкой или в той же комнате. Днем можете пылесосить, играть на пианино и т.д. Вечером, когда ребенок уже в кроватке, убавьте звук у телевизора и т.д.
  • Перед сном выкупайте его. Некоторые родители предпочитают купать малыша утром, но если вам удобнее делать это вечером, у малыша появится еще один внешний элемент, связанный со сном. Он быстро привыкнет, что после ванночки идет спать.
  • Обеспечьте ему максимальный комфорт для сна. Если он только что поел, подержите его вертикально, чтобы он выпустил воздух из желудка. Переоденьте его, проверьте, что кроватка не слишком холодная, что в комнате около 20 градусов.

Уже с самого рождения малыш должен привыкать спать сам. Старайтесь не укачивать его на руках. Старайтесь не связывать слишком еду со сном. Однако если в этом возрасте еще не получается — не огорчайтесь. Ваш малыш еще слишком маленький. Руководствуйтесь здравым смыслом. В любом случае бесполезно оставлять малыша плакать часами.

Многие дети начинают спать 5-7 часов ночью и раньше, но уже к 3-4 месяцам это должны делать все дети. В этом возрасте меняется биологический ритм. Если изначально вы не соблюдали никаких правил (укачивали ребенка, давали ему грудь, чтобы усыпить его), то теперь настал момент постепенно менять эти привычки.

Помните:

  • вы должны быть спокойны в момент укладывания малыша
  • помогите ему связать некоторые внешние элементы с часом отхода ко сну, надо каждый вечер перед сном выполнять одни и те же действия. Помните, что для ребенка повторяемость — значит чувство безопасности.

Это возраст, когда уже надо решить, в котором часу малыш должен идти в кроватку. С биологической точки зрения, сон у детей легче всего наступает летом в период с 20.30 до 21.00, а зимой — с 20.00 до 20.30. Выберите ежедневные процедуры, которые затем будете повторять каждый вечер: купание, смена памперса, 10 минут спокойных игр с папой и т.д. Обратите внимание на то, как ваш малыш реагирует на купание — если ему не нравится водичка или он слишком возбуждается, проводите только короткие купания перед сном, или перенесите их вообще на утро. Лучше не давать есть малышу рядом с кроваткой для разделения еды-сна. Проведите несколько минут с малышом в другой комнате (где он не спит), поговорите с ним, поиграйте в спокойные игры и т.д. Потом кладите его в кроватку с его вещами — можете выбрать что хотите; плюшевый мишка, кукла, соска (лучше несколько, тогда ночью будет нетрудно найти, например привязать 4 соски к краям большого носового платка) Главное, чтобы то, что вы ему даете могло оставаться с ним всю ночь и не требовало вашего повторного вмешательства. Поцелуйте малыша, пожелайте ему спокойной ночи. Затем выходите из комнаты, пока ребенок еще не спит.

Если вы все делаете правильно, малышу будет нравится время перед сном, он будет его узнавать и будет ложиться в кроватку без особых проблем. Однако, если ваш малыш несмотря на ваши старания не поддается «воспитанию», не беспокойтесь: до 6-7 месяцев рано говорить о детской бессоннице. Просто ваш малыш нуждается в большем времени для перехода на взрослый цикл.

Если он часто просыпается ночью, проверьте:

  • не заболел ли?
  • слишком укутан или ему холодно?
  • пописал или покакал?
  • перед отходом ко сну не наедается? (если он голоден, он не должен есть ночью, но последняя еда должна быть большего объема)
  • у малыша были газы (колики)? Если да, то он привык просыпаться из-за боли в животе.

Помогите ему. Можете покачать, поласкать его и снова положить в кроватку. Однако помните, что ваша цель — научить его засыпать самому.

Внимание: в первые недели жизни ребенок никогда не плачет без причины. Поэтому надо сразу же постараться понять, в чем дело и помочь ему. Однако, скоро вы заметите, что у малыша есть различные типы плача: он протестует, он голоден, он мокрый, он сердится, ему скучно и т.д. Как только научитесь отличать плач по серьезным причинам от простого хныканья, не бегите каждый раз к малышу из-за ерунды. Подождите несколько минут — может, он сам сможет заснуть еще раз.

С 6 месяцев любой ребенок должен спать меньше днем (обычно два раза: после завтрака 1 -2 часа и после обеда 2-3 часа) и больше ночью. В 7 месяцев у ребенка должно уже установиться расписание еды-сна (еда 4-5 раз в день, сон 10-12 часов ночью не просыпаясь).

Если вашему малышу 6-7 месяцев, а он еще не привык к такому режиму -начинайте»воспитание».

Для малыша 6-7 месяцев нормально:

  • установившееся регулярное расписание еды-сна
  • ест 4-5 раз в день
  • спит 10-12 часов ночью
  • идет в кроватку охотно и без проблем

Если ваш ребенок полностью соответствует такому описанию, не расслабляйтесь слишком, так как всякие мелкие детали легко могут разрушить хорошую привычку ко сну у маленького ребенка. Старайтесь поддерживать регулярность еды-сна и повторяемость действий перед отходом ко сну.

С возраста 7-9 месяцев малыш уже не заснет, если слишком устал. В этом возрасте дети умеют не засыпать, даже если очень устали. Иногда, потому, что хотят остаться подольше с родителями, иногда потому что слишком устали или возбуждены и т.д.

Не давайте себя уломать. Укладывайте ребенка спать в одно и то же время, повторяя одни и те же действия. Старайтесь не растягивать ваши действия по укладыванию ребенка на час (мечта малыша). Дети, которые уже умеют говорить, быстро научаются подкупать родителей: еще один поцелуйчик, прочитай еще одну сказочку, только одну и т.д., хочу пить, хочу писать… Если ребенок очень настаивает на еще одной сказочке, прочитайте ему монотонным голосом известную сказку. Не читайте ему на ночь ничего интересного и возбуждающего! Это мешает ему заснуть!

Читайте также:  Внутричерепное давление у ребенка 4 месяца симптомы

После года малыш постепенно переходит с двух дневных снов на один. Это трудное время, так как есть период, когда один сон — это мало, а два — много, но проблема исчезает за 1-2 месяца. После обеда ребенок должен спать до 4 лет, а лучше до 5-6. Многие родители и воспитатели разрешают не спать ребенку уже в 3 года. Это слишком рано. Ребенок в три года способен не спать днем, но в этом случае он слишком устает вечером, у него слишком глубокий сон, что в свою очередь может привести к различным проблемам (ночные кошмары и т.д.).

Когда мы понимаем, что ребенок научился спать.Ребенок может прекрасно спать и в 10 месяцев, без видимых проблем. Однако, по крайней мере до 5 лет надо быть внимательными, так как какое-нибудь событие (переезд, появление братика и т.д.) может разрушить хорошие привычки. Как только вы заметили появление проблем, применяйте метод, описанный в главе 4. Так что наш совет: даже если ваш ребенок уже умеет спать, будьте внимательны, соблюдайте вечерние процедуры и расписание.

Последнее замечание: будьте реалистами!!!

  • Многие родители не умеют быть реалистами и хотят от детей невозможного. Если ваш ребенок в первый месяц жизни спал меньше нормы для его возраста, то и в три года после применения нашего метода, он будет спать меньше. Если он научился спать, он будет ложиться в кровать без проблем, не будет просыпаться ночью, будет спать 10 часов. Но он не станет соней, если он не соня от природы!
  • Многие родители радуются, когда дети много спят днем (наконец-то можно заняться своими делами!). Ребенок не может спать 4-5 часов после обеда и 12 часов ночью! Даже если вам это очень приятно, что ребенок спит, разбудите его после 2-3 часов сна. Ребенок никогда не должен спать днем не просыпаясь больше 3 часов!
  • Другие родители укладывают малыша в кровать в 8 вечера и хотят, чтобы он проснулся в 10 утра. Ребенок — не заводной робот! У него свои биологические ритмы, их надо уважать, а не разрушать!

Идеальная пижама — это такая, в которой ребенку не жарко и в которой он может спать без одеяла. Маленькие дети всегда раскрываются ночью.

опубликовано 30/09/2013 14:58

обновлено 03/12/2015

— Сон

Источник

Терапия поведенческих нарушений сна у детей

Авторы: Островерхова Анна

Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.

Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.

Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.

Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.

Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо…

Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка»…

Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.

Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.

Показания к поведенческой терапии нарушений сна:

  • Расстройство режима сна и бодрствования (количество дневных снов меньше нормы или они короткие (до 40 минут), позднее начало ночного сна).
  • Трудности засыпания (чтобы ребенок заснул, от родителей требуются активные действия: укачивание, кормление, катание в коляске, ношение в слинге, при этом скорость засыпания превышает 15 минут, а степень участия родителей в засыпании со временем только увеличивается).
  • Трудности в поддержание состояния сна (ребенок часто просыпается, при этом пробуждения не связаны с голодом, а чтобы заснуть, ему требуется помощь взрослого, засыпание дольше 15 минут).
  • Раннее окончательное пробуждение (ребенок начинает день раньше 6 утра, как правило, просыпается в плохом настроении).
  • Парасомнии (ночные истерики, ночные кошмары).

При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.

Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).

Читайте также:  Занятия с ребенком один год 4 месяца

Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?

Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.

Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».

Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.

Отсюда следуют два вывода:

  1. Самое важное в обучении самостоятельному засыпанию — это подготовка ребенка к новым правилам и условиям для того, чтобы с началом работы по методике изменения были минимальны, а значит, минимальным был и протест малыша. Наша задача до начала обучения — обеспечить ребенку комфортные условия сна, выстроить режим сна и бодрствования согласно возрастным особенностям ребенка (чтобы при попадании ребенка в кроватку он хотел спать), ввести ритуалы засыпания (тем самым действиями показать малышу, что скоро придет время сна). И эта подготовка занимает 90% всей работы над сном малыша.
  2. Чем проще правила, тем они понятнее ребенку (а значит, ребенок примет их в самые короткие сроки), но чем радикальнее изменения условий засыпания, тем ярче протест малыша.

Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.

Радикальные, или быстрые методы

Метод исключения плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.

Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3-5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.

Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».

Метод контролируемого плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.

Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.

Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3-5 дней, а через 7-10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.

У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».

Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве

Метод стула

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.

Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.

Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.

Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».

Метод «Обнял-положил»

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.

Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.

В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3-4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.

Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».

***

Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.

Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.

Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна

Источник

опубликовано 17/08/2018 20:25

обновлено 08/01/2019

— Педагогика и психология, Сон, Нервные, психические и психологические болезни

Источник