Ребенок 4 месяца мало гулит
Содержание статьи
Почему ребенок перестает агукать в 4 месяца
Одно из самых ярких и долгожданных событий для родителей — первые самостоятельные звуки, произнесённые ребёнком. Радостные ощущения часто сопровождаются переживаниями, ведь детское агуканье может прекратиться так же быстро и неожиданно, как появилось. Причин у такого своеобразного бойкота может быть несколько. Если ребенок перестал агукать в 4 месяца, не стоит оставлять без внимания это событие. В большинстве случаев это норма в речевом развитии, но иногда молчание является признаком физиологических и эмоциональных отклонений.
Умение агукать — о важности навыка в развитии ребёнка
Речь развивается от простого к сложному. Агуканье — это одна из разновидностей речевой деятельности, которую дети осваивают в 3–4 месяца.
Первые тренировки по звукоизвлечению происходят произвольно. В 2–3 месяца этот процесс развит слабо и у крохи получается произносить только гласные. Это становится любимым развлечением, никакого осознанного управления звуковыми цепочками в этом возрасте не наблюдается.
Активное, сознательное и эмоционально окрашенное агуканье отмечается в 4-месячном возрасте. Звуки становятся способом общения со взрослыми и любимыми игрушками. В этот период формируется способность управлять мышцами нёба. Малыш осваивает первые согласные «г» и «х», и в сочетании с гласными выстраивается традиционное и долгожданное для родителей «Агу».
Набор произносимых звуков всегда индивидуален и комбинаций может быть сколько угодно. Не стоит переживать, если лепетания вашего малыша на привычное агуканье непохожи, и он произносит меньше звуков, чем сверстники. Радуйтесь ещё одной маленькой победе и будьте внимательны к любым переменам в этот период.
Ребенок не агукает в 4 месяца — стоит ли опасаться
Дети в хорошем настроении агукают часто и очень эмоционально. В четыре месяца они уже активно двигаются и громко смеются. Когда подгузники сухие, малыш сыт, здоров, а мама рядом, он с удовольствием общается на языке знакомых ему звуков. Но если кроха в комфортных для него условиях вдруг замолчал, перестал агукать, просто мычит или взвизгивает, понаблюдайте за ним в течение нескольких дней.
Причиной такого внезапного молчание могут быть психологические проблемы. У детей тоже бывают стрессы. Любой негатив в семье отражается на речевом развитии. Спровоцировать молчание может недостаток внимания. Если родители всегда заняты и уделают ребёнку мало времени, он может отреагировать молчанием. Есть и физиологические факторы:
- Незрелость речевого аппарата.
- Проблемы со слухом.
- Неразвитость мимических мышц.
- Неврологические расстройства.
- Последствия перенесённых заболеваний.
Чтобы исключить вероятность отклонений и успокоиться, посетите педиатра. Специалисты помогут выявить и своевременно устранить проблемы со здоровьем.
Нередки случаи, когда ребенок не агукает в 4 месяца и даже не пытается произносить новые звуки. Такое поведение тоже должно насторожить. Что касается непривычного и неожиданного для родителей молчания малыша, по мнению педиатров, такая перемена считается одним из вариантов нормы. Это всего лишь подготовительный этап к освоению новых речевых навыков. Дети всегда делают то, что им нравится и доставляет удовольствие. В какой-то момент им скучно просто агукать. Малыш начинает понимать, что звуками можно привлечь к себе внимание и с любопытством изучает новые голосовые возможности: визжание, цоканье языком, мычание, громкий смех и т. д. Кроме того, в этом возрасте детки активно наблюдают за взрослыми. Они подключают внимание, прислушиваются, к тому, что говорят родители, впитывают информацию, мимику и движения. Им просто некогда отвлекаться на агуканье в процессе детального изучения окружающих людей и пространства.
Выводы
Первые звуки — это предшественники слов. Умение агукать считается одним из важных и необходимых этапов в предречевом развитии. Не переживайте, если ваш ребёнок взял паузу и в 4 месяца перестал произносить привычные и уже полюбившиеся вам звуки. Пройдет время, и он вернётся к агуканью, но это уже будет более интересный и богатый ассортимент детских звуков и эмоций.
Если вам интересны подобные статьи, рекомендуем посетить наш раздел о возрастном развитии детей
Источник
Почему ребенок перестал гулить и агукать — что делать
Каждый родитель с умилением ожидает первого слова младенца. В не меньшей степени мама и папа радуются первым звукам, которые издает их чадо. Подобные попытки разговаривать с окружающими людьми являются первым и очень важным этапом в развитии речи новорожденного. Гуление подготавливает артикуляционный аппарат к воспроизведению отдельных слогов, а в дальнейшем слов и словосочетаний. Однако в некоторых случаях дети перестают гулить в 3-4 месяца без видимых причин или вовсе не начинают этого делать. В статье будет рассказано о том, почему ребенок перестал гулить в 3 месяца, каковы возможные причины, что делать в этом случае и как развить речевой аппарат младенца.
Регулярное общение с малышом способствует правильному развитию у него разговорных навыков
Важность умения ребенка гулить
Первые звуки, которые воспроизводит ребенок в возрасте 1-2 месяцев, называются гулением. Важность этого умения трудно переоценить. Одна из его важнейших функций сводится к общению новорожденного с окружающими людьми: папой, мамой, бабушкой, дедушкой. Второй существенный момент – гуление свидетельствует о нормальном развитии ребенка, а именно неврологическом здоровье крохи и становлении речи.
Развитие способности говорить можно разделить на несколько этапов: в первые недели кроха агукает, месячный ребенок начинает гулить, затем его «речь» превращается в лепет и уже к 12 месяцам карапуз может произносить отдельные слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба»).
Интересно. Многие взрослые даже не подозревают, что дети приобретают языковые навыки еще за месяц до своего рождения, в частности, могу различать языки по ритму. Базовые знания о родной речи (интонации, структуре) ребенок осваивает уже в первые месяцы после появления на свет.
Если говорить точнее, то гуление представляет собой произнесение младенцем разнообразных звуковых комбинаций. Главным образом, в сочетаниях присутствуют гласные «а», «у», «ы», а также согласные «м» и «г», «п», «б», «к». Именно такую «речь» слышат от своего ребенка родители в первые месяцы жизни (помимо плача и кряхтения).
Кроме названных выше функций, агуканье и гуление выполняют еще одну важную задачу: помогают младенцу развивать мышцы лица, благодаря чему в будущем ребенок сможет произносить более четкие и сложные звуки.
На заметку. Чаще всего груднички начинают вести бурные монологи, когда чувствуют себя сытыми и довольными.
Гуление не представляет собой самостоятельного разговора – это есть не что иное, как повторение за речью взрослых людей. Именно так происходит начальный этап формирования отражательной формы речи. Многие родители этого не понимают и думают, что их ребенок научился разговаривать. Подражая родительской артикуляции, малыш произносит простые звуки и складывает их в не менее простые комбинации. Главная задача на этом этапе – осуществить переход к осознанному восприятию и воспроизведению языковых элементов.
Гуление – это повторение ребенком родительской речи в упрощенном виде
Ребенок не гулит
Если младенец родился в срок и полностью здоров, гуление должно начаться в 1-2 месяца. Если кроха после трех месяцев все еще не начал гулить, есть повод обратиться к педиатру, логопеду, неврологу и отоларингологу за консультацией.
Однако не стоит сразу думать, что ребенок отстает в развитии. Небольшая задержка допустима и не должна быть причиной для волнений. Непродолжительное отставание далеко не всегда является признаком какого-либо нарушения или патологии – некоторым малыша необходимо чуть больше времени, чтобы начать гулить (и соответственно говорить), чем другим детям. В такие моменты родителям следует запастись терпением.
В 3 месяца
Почему ребенок не агукает и не гулит в 3 месяца? Если к этому возрасту младенец не начал гулить, серьезного повода для волнения нет. Возможно, ребенку требуется еще немного времени, чтобы освоить новые навыки и начать их воспроизводить (особенно, если младенец появился на свет раньше положенного срока). Однако для полного исключения возможных отклонений будет не лишним проконсультироваться со специалистом.
В 4 месяца
В этом возрасте дети активно лепечут, начинают часто улыбаться, смеяться. Если к концу 4 месяца кроха не гулит, это может быть признаком нарушения речевого развития. Необходимо посещение педиатра.
В то же время, если малыш до этого начинал гулить, но вдруг перестал, речь может идти об освоении новых разговорных навыков. В 5-6 месяцев кроха вновь будет лепетать, но при этом использовать более сложные и разнообразные комбинации звуков.
В 5 месяцев
В этом случае, наверняка, есть патологическая причина отставания в речевом развитии. Ребенка необходимо обследовать, поставить точный диагноз и начать лечение. При этом продолжать активно разговаривать с малышом и всячески стимулировать у него формирование речевых навыков.
В 6 месяцев
Если к полугоду младенец так и не начал гулить, его необходимо показать педиатру, отоларингологу и сурдопедагогу. Велика вероятность, что причиной отставания в речевом развитии является нарушение слуха.
Почему ребенок перестал гулить
Иногда происходит так, что карапуз внезапно перестает гулить и начинает мычать. В данном случае переживать не стоит – по мнению педиатров, наступившая пауза чаще всего связана с обучением и освоением новых разговорных навыков. К 5-6 месяцам ребенок переходит на новый этап речевого развития. В этом возрасте кроха начинает лепетать, складывать звуки в более сложные комбинации («ба-бо-бу» и тому подобное). Поэтому не удивительно, что для достижения более высокого разговорного уровня ребенок перестал гулить и агукать в 4 месяца и проявляет особенный интерес к артикуляции взрослых, пытаясь ее запомнить и в дальнейшем подражать ей. Спустя некоторое время молчаливое внимание, сосредоточенное на движениях родительских рук и губ, сменится бодрым гулением. При этом детский лепет наполнится новыми звуками, а также их комбинациями.
На заметку. Если ребенок в 3 месяца перестал агукать, это может быть связано со сменой обстановки или другими событиями в жизни семьи, которые сильно влияют на эмоциональное состояние ребенка (приход гостей, посещение врача, долгая поездка и прочее).
Многие родители пугаются, когда их малыш внезапно перестает гулить
Возможные проблемы
В определенных случаях отсутствие гуления или резкое его прекращение может быть вызвано некоторыми проблемами, например:
- Малыши, появившиеся раньше срока, довольно часто начинают говорить позже других. Очевидно, что речевые навыки у таких деток еще не достигли того уровня развития, который свойственен грудничкам, родившимся в срок. Поэтому им требуется время, чтобы наверстать упущенное;
- Патологии, которым ребенок подвергся во время его нахождения в утробе или сразу после рождения, могут стать причиной отставания в развитии речевого аппарата. Подобное влияние оказывают инфекционные заболевания, перенесенные беременной женщиной;
- Прием беременной мамой лекарственных средств, побочные эффекты которых способны негативно повлиять на развитие у ребенка речевых навыков;
- Недостаточный вес ребенка при рождении;
- Слабое здоровье грудничка;
- Расстройства аутистического спектра. Для таких нарушений свойственен маленький запас слов. Однако не все расстройства данного типа приводят к задержке речевого развития;
- Нарушение слуха. Младенец учится разговариваться через восприятие речи окружающих с помощью слуха. Если в этой области возникают расстройства, речевое развитие становится невозможным;
- Неврологические расстройства, к которым следует отнести детский церебральный паралич, врожденную задержку умственного развития, речевую апраксию (невозможность контролировать движение челюстей);
- Поведенческие проблемы (избирательная немота). Встречается очень редко.
Как поспособствовать развитию гуления
Если ребенок в 3-4 месяца мало гулит, родители могут сделать следующее:
- Как можно больше разговаривать с ребенком. При этом стоит разнообразить общение: применять разную интонацию, менять темп речи. Ребенок будет стараться повторить за взрослым, благодаря чему его речь достигнет следующего этапа развития.
- Малышу нужно регулярно читать книжки, рассказывать стишки, потешки, сказки, петь колыбельные, частушки.
- Развитию гуления (и соответственно речи) также способствуют массаж, зарядка.
- Регулярно гулять с ребенком. Получая новые впечатления, наблюдая за окружающими людьми, кроха сможет быстрее перенять умения и усовершенствовать имеющиеся.
- Тренировка мелкой моторики. Для этого можно вкладывать в ручки малыша различные предметы, например, игрушки. Мобиль над коляской или кроваткой также будут стимулировать хватательный рефлекс у ребенка. Дело в том, что становление речи очень тесно связано с развитием тонких движений.
- В возрасте 2 месяцев можно приступать к стимуляции речевой активности. Упражнения проводятся по 1-2 минуты до 3-5 раз в день. Ребенка кладут на спину, подкладывая ему под шею валик, ноги малыша должны быть согнуты в коленях, руки сгибаются в локтевом суставе и прикладываются к груди. Голосовую реакцию также вызывают с помощью дыхательной гимнастики в сочетании с вибрационным массажем грудной клетки. Кроме того, существуют следующие приемы стимуляции гуления:
- С ребенком разговаривают ласковым голосом или поют ему. При этом кроха должен сосредоточить свое внимание, как зрительное, так и слуховое;
- Младенца укладывают в удобную для него позу так, чтобы кроха смотрел на лицо взрослого. Далее нужно медленно произносить простые звуки («а», «гу», «агы» и прочее). Рот при этом открывается широко, голосовые сигналы произносятся четко (чтобы ребенок смог повторить за взрослым). Еще один способ активировать гуление – произносить звуки и в этот момент поглаживать губы младенца и слегка открывать его ротик. Перечисленные упражнения проводят четыре-шесть раз в течение дня.
Важно! Чтобы достичь успеха в развитии у ребенка гуления, необходимо создать благоприятную с психологической точки зрения обстановку. Для этого необходимо, чтобы у всех членов семьи был положительный эмоциональный настрой.
Упражнение для стимуляции гуления
Также рекомендуется:
- Позволять малышу экспериментировать. Пусть кроха учит новые слова столько времени, сколько ему требуется, и пробует воспроизводить самые различные комбинации.
- Убрать источники шума: выключить телевизор и радио, закрыть окно, чтобы карапуз мог сосредоточиться на копировании и повторении голосовых сигналов.
Гуление – важнейший навык, которым должен обладать каждый ребенок в первые месяцы своей жизни, так как подобное умение является предпосылкой правильного развития речи у малыша. Если кроха не гулит к третьему-четвертому месяцу, стоит показать его врачу (лишним точно не будет). Также необходимо развивать этот навык у ребенка самостоятельно, стараясь как можно больше разговаривать с ним, регулярно проводить стимулирующие упражнения.
Видео
Источник
Когда ребенок начинает гулить?
После первой улыбки ничто другое не воспринимается взрослыми с таким восторгом, как гуление малыша. Это — его первый язык, он уникален по-своему и необходим для становления речи. О сроках и особенностях гуления мы расскажем в этом материале.
Что это такое?
Традиционные медицинские источники трактуют гуление как стадию доречевого развития. То есть пока это не речь, но уже и не крик, которым новорожденный общался с мамой и другими родственниками по любому поводу, будь то желание общаться или мокрая пеленка. В 2–3 месяца в среднем дети начинают гулить, и это означает, что их потребность в крике уже не так велика. Кричать чадо теперь будет по вполне конкретным поводам, когда присутствие и участие взрослого — острая жизненная необходимость (голод, холод, боль). В остальных случаях малыш гулит, и это не может не вызывать умиления.
Гуление продолжается примерно до полугода. Потом ребенок плавно переходит к стадии лепета и становится еще на ступень ближе к человеческой речи.
Ребенок начинает агукать не потому, что он этого хочет. Просто так устроено природой, а сам навык считается спонтанным. Обычно малыш «гукает» в состоянии покоя, когда ему хорошо, комфортно, когда он сыт, часто — исключительно в присутствии взрослых, но порой детки делают это и сами с собой.
В самом начале гуления ребенок произносит короткие звуки, обычно начиная с гласных («у», «а», «ы») и постепенно переходя к их объединению с некоторыми согласными («гу», «га», «ма»). В 4 месяца малыши достигают такого вокального мастерства, что начинают произносить не только отдельные звуки и слоги, но и целые каскады звуков. Стадия доречевого развития, следующая за гулением, называется лепетом.
Примечательно, что гулят разные дети почти одинаково. В этом прекрасном нежном возрасте не существует национальностей, языковых барьеров. Но уже к полугоду крохи начинают произносить звуки, которые все больше напоминают звуки их родного языка, каким они его слышат и воспринимают от родителей и других взрослых. Эксперименты показали, что взрослый француз, японец или американец вполне в состоянии опознать ребенка одной с ним национальности, просто прослушав аудиозапись такого гуления малыша в 6–7 месяцев.
Если даже ребенок лишен способности слышать, он все равно гулит. Некоторые карапузы с нарушениями слуха даже проходят начальные стадии лепета. Но потом им требуется медицинская помощь и вспомогательные средства в распознавании речи, иначе говорить они так и не научатся.
Возможные проблемы
При достижении определенного возраста родители начинают ждать от крохи ответных звуков, но их может не быть. Есть дети, которые ограничиваются лишь коротким периодом тренировки будущей речи. Они как бы пробуют звуки «на вкус», произносят гласные и сами их пугаются. Такие малыши могут молчать, как партизаны, и в 5, и 6 месяцев.
С испугом или негативным опытом, а также с внезапным заболеванием могут быть связаны и внезапно утраченные способности к произношению звуков. Ребенок гулил, например, с 2 месяцев, а в 4 месяца перестал и замолчал. Под действием страха, стресса или даже самой обычной простуды, которую малыш перенес, он мог временно забыть новый навык.
Причиной задержки развития гуления или его исчезновения может стать слабое эмоциональное развитие малыша: с ним мало общаются, почти не разговаривают, уделяют ему недостаточно внимания. Наладить речевой контакт с грудничком — непросто, но ничего невозможного в этом нет. На задержку психического и эмоционального развития указывает не только отсутствие гуления в принципе, но и монотонное «пение», мычание в возрасте от 4–5 месяцев и старше. В норме в этом возрасте гуление становится эмоционально окрашенным: ребенок может произнести свое «агу» как с удовольствием, так и с досадой, как требовательно, так и ласково, нежно. У малышей с задержкой развития психики и становления эмоций эмоциональный окрас звуков практически отсутствует.
Гуление может отсутствовать или быть очень скудным, почти неразвивающимся у детей с аутизмом. Аналогично ведут себя малыши с синдромом Дауна, с врожденным слабоумием, дети, перенесшие тяжелые травмы головы, кровоизлияния в головной мозг при рождении. При поражении центра речи ни гуления, ни лепета может не быть вообще, как и последующих речевых навыков.
Позднее начинают гулить недоношенные дети, а также малыши, часто болеющие и в связи с этим ослабленные. Ленивые в силу характера детки также могут начать гулить несколько позднее своих активных и любознательных ровесников. Достаточно редко причиной отсутствия гуления, агуканья и лепета являются аномалии строения голосовых связок и речевого аппарата, поскольку сами эти аномалии относительно редки.
Заподозрить у малыша проблемы со слухом можно только на стадии лепета. Дети, которые не могут себя слушать и слышать, не переходят к конкретному лепетанию определенных слогов, останавливаясь на стадии вокального (распевного гласного) гуления.
Как научить?
Развитию гуления родители могут поспособствовать самым непосредственным образом. Не нужно для этого осваивать какие-то логопедические методики – нужно просто общаться с младенцем. Часто и много. По любому поводу и без такового. Чем бы ни была занята мама (приготовлением пищи, уборкой, глажкой белья), она может комментировать свои действия вслух. Малыш будет внимательно вслушиваться в ее интонации, звуки и рано или поздно захочет их повторять.
Специалисты дефектологи и логопеды утверждают, что для лучшего понимания ребенком речи взрослого, нужно говорить не тихо, но и не громко, поскольку лучше всего фиксируются в памяти и воспринимаются средние частоты человеческой речи.
Если малыш часто становится очевидцем семейных ссор, мама часто говорит раздраженным тоном, повышая голос, то есть вероятность, что гуление он начнет осваивать не с ласковых, осторожных, воркующих звуков, а с криков и визга. Поэтому рекомендуется при ребенке всегда говорить доброжелательным и ровным тоном. С двух- и трехмесячного возраста нужно начинать устанавливать с малышом зрительный контакт во время говорения.
Протягивая ему игрушку с традиционным в таких случаях «На», мама должна постараться заглянуть малышу в глаза и встретить ответный взгляд. Если ребенок мычит, а не гулит, мама не должна имитировать его звуки. Во всех остальных случаях будет хорошо, если мама начнет подражать звукам малыша. Такой контакт будет началом полноценного речевого развития ребенка.
Старайтесь выбирать для общения минуты, когда в доме тихо. Это трудно сделать в шумной обстановке: малыш будет отвлекаться на работающий телевизор, громкую музыку или гомон голосов и просто замолчит. Именно поэтому часто задержкой речевого развития страдают самые младшие детки в многодетных семьях.
В ситуациях, когда ребенок только слушает взрослого и вообще не предпринимает попыток подражать, применяют приемы так называемого пассивного подражания. Мама произносит типичные для гуления «гу-гу-га-га» и одновременно большим пальцем руки приоткрывает ребенку нижнюю губку, повторяя собственную артикуляцию. Постепенно у малыша складывается понимание взаимосвязи мимики и исходящего звука. Существует и специальный логопедический массаж для грудничков. Он заключается в вибрационном воздействии руками на грудную клетку ребенка, легком касании кончиками пальцев его гортани и подчелюстного пространства.
Даже если малыш упорно отказывается гулить, не оставляйте занятий и попыток. Бывает так, что, миновав этап гуления, малыш после 5–6 месяцев начинает лепетать и довольно быстро прогрессирует. Для приобретения доречевых и речевых навыков имеет значение и умение распознавать речь взрослых. Поэтому мама должна чаще задавать ребенку вопросы и сама же отвечать на них, все действия взаимодействия должны комментироваться: «дай», «на», «так», «не так», «вот это». Короткие указательные сочетания звуков помогут ребенку быстрее освоить пассивную (внутреннюю) речь.
К сожалению, часто родители ждут первого «мама» или «папа» и не придают особого значения другим звукам и их сочетаниям, которые произносит малыш. А кроха очень ждет одобрения и реакции, когда в очередной раз произносит свое «гу», «бу» и т. д. Чем эмоциональнее и внимательнее родители будут реагировать на гуление, тем быстрее малыш будет продвигаться в правильном направлении освоения человеческой речи.
Труднее всего проходят этапы гуления и лепета дети билингвальные, которые слышат сразу два языка. К полугоду они обычно сами «определяются»: в их лепете начинают преобладать звуки того языка, который воздействует на них сильнее. Но может быть и смешение звуков двух языков. С такими ребятами нужно заниматься на одном языке, лишь постепенно (после года) добавляя звуки и слоги другого языка. Важным для развития доречевых навыков является и развитие мелкой моторики рук. Движения рук и речевой центр взаимосвязаны. А потому у детей уже с двух- и трехмесячного возраста должно быть достаточно разных на ощупь предметов (игрушек, тряпочек), которые будут развивать тактильные ощущения пальцев рук. К полугоду полезными будут пирамидки и детские кубики, безопасные сортеры без мелких деталей.
Очень эффективным для детей, которые гулили, но потом внезапно замолчали под действием неких факторов извне, может быть методика «подражания себе»: ребенку включают аудиозапись собственного гуления, сделанную ранее. Прослушивание побуждает малыша вспомнить навык и продолжить его развитие.
Мнение доктора Комаровского
Евгений Комаровский, педиатр и телеведущий, мнение которого очень важно для миллионов мам по всему миру, утверждает, что отсутствие гуления в 3,4, 5 и даже 6 месяцев — еще не повод для паники и всеобъемлющего медицинского освидетельствования ребенка. Если все остальные навыки малыша соответствуют возрасту, если у него отменный аппетит, здоровый сон, он улыбается и явно узнает родственников, то думать о плохом не стоит. Ребенку просто требуется время.
Комаровский настоятельно предупреждает об опасности сюсюканья с ребенком. Подражать его лепету или гулению мама может только до полугода. Потом нужно начинать общаться с ребенком как со взрослым, иначе кроха может надолго «застрять» в лепете, и тогда у родителей возникнет новая проблема — как научить его говорить по-человечески в его 1,5-2 года.
Главными «учителями» в вопросах освоения речи, по мнению Комаровского, являются любовь и доброжелательность взрослых, а также постоянное повторение, которое будет способствовать заучиванию первых слогов и слов.
В следующем видео доктор Комаровский рассмотрит два основных вопроса, которые волнуют большинство родителей: стоит ли бить тревогу, если ребенок в своем развитии немного не укладывается в принятые нормы, и чем может быть опасно значительное отклонение от этих норм.
Источник