Ребенок 4 месяца лежа на животе поднимает руки и ноги

Внимание! ДЦП

Психомоторное и эмоциональное развитие ребенка первого года жизни

— К концу 1-го месяца жизни здоровый ребенок фиксирует взгляд, у него появляется первая улыбка;

— в течение 2-го месяца ребенок начинает, лежа на животе, поднимать голову, поворачивает ее в стороны, улыбается, когда над ним наклоняется взрослый;

— в течение 3-го месяца — поворачивается со спины на бок;

— в 3-4 месяца начинает «гулить», появляется комплекс «оживления» — на обращение матери или близкого человека ответная реакция: улыбка, звуки и движения рук и ног (ребенок как бы смеется всем телом), подолгу занимается висящими над кроватью игрушками;

— в 5 месяцев переворачивается со спины на живот, берет игрушки и подолгу удерживает их в руке, подолгу «гулит», начинает узнавать лица близких;

— в 5-7 месяцев ребенок ползает, вначале на животе, затем на четвереньках. Приученный — ест с ложки. Занимается с игрушками. Подолгу лепечет, произносит первые слоги «ма-ма», «ба» и др.;

— в 7-8 месяцев самостоятельно садится и сидит, пытается стоять с поддержкой, придерживаясь за перекладину кровати, сам встает, стоит, переступает и опускается;

— в 9 месяцев — ходит, придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке взрослых за обе руки. Узнает предметы, игрушки пытается называть их первыми слогами;

— в 10-12 месяцев ребенок ходит с поддержкой и без подержки. Выполняет несложные поручения взрослых («дай», «принеси»). Подолгу занимается с игрушками. Некоторые дети к году понимают смысл многих слов, произносят первые слова: («мама», «деда», «киса» и др.).

При определенном воспитании имеет навыки обслуживания себя во время кормления (пьет из чашки, захватывает ложкой еду из тарелки, подносит ко рту).

Непонятные записи

ДИАГНОЗ ПЭП в амбулаторной карте ребенка сегодня мало у кого вызывает чувство настороженности.

Родителям эта медицинская терминология ни о чем не говорит. Что такое ПЭП? Что такое синдром двигательных нарушений? Да и что такое задержка моторного развития? Совершенно непонятно, тем более если ребенку, скажем, месяцев 4-5. Он же такой любимый, такой родной, лучше всех, просто еще очень маленький. И мама, естественно, поначалу будет искать сотни оправданий для себя самой, надеясь, что ничего в этом страшного нет: еще пару месяцев — и все само собой образуется, все будет в полном порядке.

Часто и врачи говорят маме, что ПЭП (перинатальная энцефалопатия) есть практически у каждого второго московского ребенка и благодаря огромным компенсаторным возможностям детского организма он сам справится с этими неврологическими нарушениями, и даже если он сейчас и отстает в развитии, то догонит своих сверстников.

Но, увы, нередко происходит следующее: сначала ничего страшного, затем, когда другие дети его же возраста в отличие от него уже начали осваивать ходьбу (это ближе к году), врач может поставить ребенку предварительный диагноз: синдром ДЦП, а после и ДЦП. Часто это происходит после года, а то и двух лет. И начинается беготня родителей по различным центрам, больницам в поисках ПОМОЩИ.

А ведь мало кто из родителей знает, что даже сам диагноз ПЭП может стать причиной последующих головных болей, приходящих двигательных нарушений, речевых и двигательных расстройств, вегето-сосудистой дистонии, быстрой смены настроений, плохой успеваемости в школе, отсутствия коммуникабельности и т. д. Но родители нечасто думают о том, что будет с их ребенком через 3, 5, 10, 15 лет. Мамы часто считают, что самое главное пережить первый год жизни ребенка. Он самый трудный. А потом разберемся.

И забывают мамы о настороженности. А она необходима, особенно для той мамы, у которой либо были проблемы со здоровьем до и во время беременности, сложно проходили сами роды, было кесарево сечение, наличие инфекций (токсоплазмоз, гепатит, герпес, цитомегаловирус, хламидиоз и т. д.), либо ребенок родился недоношенным, либо при отсутствии вроде бы веских причин ребенок отстает в развитии, и прежде всего в моторном.

Часто бывает так, что ребенок либо вообще не отстает в развитии, либо имеется небольшая, практически незаметная задержка: он может и улыбаться, и гулить, и играть в игрушки, но при этом не овладевает теми двигательными навыками, которые в его возрасте должны у него быть. Именно о таких случаях и пойдет разговор.

Диагностировать ДЦП в первый год жизни ребенка бывает очень трудно. Но чем раньше поставлен диагноз, тем лучше прогноз заболевания, и реабилитационный процесс будет во много раз эффективнее и качественнее.

Из многочисленных примеров своей практики приведу один.

Ребенку 6 месяцев. Лежа на животе. голову не удерживает, игрушки не хватает, при этом глазами следит за ними! Также следит за всеми, кто попадает в его поле зрения. Улыбается. Гулит. Ножки постоянно вытянуты и напряжены, развести в стороны их невозможно. Очень трудно поменять памперс! Когда мама пытается вложить в руку игрушку, даже очень удобную для захвата и яркую, хорошее настроение резко сменяется недовольством, продолжительным плачем. В поликлинике пока ничего особенного не говорят, знакомые матери успокаивают ее словами: «Да посмотри, как он улыбается, даже смеется». — «А руки, ноги?» — «Ну что же здесь непонятного? Просто пока не очень хочется ему двигаться, ленится! Подожди!» Вот уже 10 месяцев, а он все лежит, и не играет в игрушки, и не сидит, т. к. заваливается в разные стороны и руку подставить не может. На ноги ставишь — не стоит. Ноги вытянуты, как струна. Опирается на мыски и не может сделать шаг. При этом и смеется, и улыбается, как все. И опять находятся знакомые, родственники, которые говорят: «Ничего, пройдет, еще месяц-другой — и в один день как начнет все делать одновременно — и ползать, и играть в игрушки, и ходить». И мать ждет. И очень часто даже не обращается к врачу, не ищет специалиста.

Читайте также:  Низкий тонус мышц у ребенка 4 месяца

Мама должна это знать

ТАКИХ примеров очень и очень много! А в дальнейшем происходит следующее: у ребенка нарастает неврологическая симптоматика, тормозящая его моторное развитие, и в один прекрасный день наблюдающий ребенка врач объявляет матери как приговор: «У вашего ребенка ДЦП». Время упущено, его не вернешь, конкретного целенаправленного лечения не проводилось. И сейчас можно вести разговор только о социально-психологической адаптации ребенка-инвалида.

А ведь при своевременном лечении у действительно высококвалифицированного реабилитолога (физического терапевта) во многих случаях этого страшного диагноза можно было избежать. Чтобы ориентироваться самой в сложных вопросах детской неврологии, мама ребенка обязана владеть элементарными знаниями.

Формирование движений у ребенка должно происходить в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем руки, руки — туловище, руки — туловище — ноги, ноги и совместные движения. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному.

Независимо от возраста ребенка (пусть ему даже 5 лет) в занятиях с ним определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился.

И если ребенок, например, не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать, невзирая на его возраст. Но заниматься только в одном «узком» направлении нельзя, особенно если у ребенка отмечается грубая задержка моторного развития, т. к. это понижает эффективность занятий. Поэтому лечебная программа должна как бы «заглядывать» немного вперед и предусматривать также применение таких комплексов коррегирующих упражнений, которые соответствовали бы более высокому (пусть в данный момент и невозможному) уровню двигательного развития.

Для того чтобы добиться хороших результатов, все рекомендации должны стать ежедневными и проходить в течение всего дня.

Необходимо обратить пристальное внимание на следующие вещи:

1. Ребенок постоянно манипулирует только одной рукой или ногой, при этом противоположная рука (нога) сильно сжата (спастика), приведена к туловищу, движение в ней незначительное, но резкое и малоамплитудное.

2. Ребенок не удерживает позу сидя.

3. Если поставить ребенка на ноги, то опора идет на мысочки или нет вообще опоры, а ноги, согнутые в коленях, «висят в воздухе».

4. У ребенка при попытке попасть своей рукой в рот происходит отворачивание головы в другую (противоположную) сторону.

5. Ребенок не любит лежать на животе.

6. При положении стоя, опора только на мыски, к тому же он крестит ноги.

Все это должно насторожить родителей, и они должны принимать срочные и эффективные меры по реабилитации своего ребенка. В противном случае его можно «упустить», и тогда трагедии не миновать.

Должно насторожитьКорректирующие мероприятия (упражнения)
Не может удержать голову в вертикальном положенииДля формирования вертикального положения головы используем:

1. И. п. — лежа на спине. При помощи погремушки, яркой игрушки или щелканья пальцами стимулировать повороты глазами и головой вправо-влево, круговые движения по часовой стрелке и против, сгибания и разгибания головы.

2. То же самое, но под плечи положить валик.

3. И. п. — лежа на спине. Ребенка слегка подтянуть за плечи: создаются условия для подъема головы.

4. И. п. — лежа на спине. Ноги ребенка прижать своей ладонью в районе коленного сустава, другой рукой захватить кисть ребенка и потянуть вперед-вверх: стимулируется подъем-поворот головы.

5. И. п. — лежа на животе, голова повернута в одну из сторон. Потряхиванием погремушки со стороны затылка ребенка вызывать попытки самостоятельного поворота головы в сторону звукового раздражителя.

6. И. п. — лежа на животе, голова повернута в одну из сторон. Подложить свои руки под грудь ребенка: вызывается реакция выпрямления головы.

7. И. п. — лежа на спине. На наклонной поверхности (10-30 градусов) головой вниз. Руки ребенка в районе локтей прижаты вами. Ваш помощник (не бойтесь привлекать к занятиям папу) манипулирует игрушкой обязательно со словесным сопровождением, привлекает внимание ребенка и стимулирует самостоятельный вывод головы в вертикальное положение.

Отсутствует манипуляционная функция руки (руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, не берет игрушку)1. Вкладывать в кисть ребенка удобную для захвата игрушку (лучше всего кольцо, при этом большой палец должен располагаться напротив остальных четырех пальцев (вкладывать в правую и левую руку).

2. Приподнять ребенка за запястье с отрывом ног от опоры и выполнять маятникообразные, раскачивающие и скручивающие движения в разные стороны.

Ребенок не поворачивается на животИ. п. — лежа на спине на пеленке (простыне). Приподнять пеленку за один край, создавая дополнительный вращающий момент, помогающий ребенку выполнить поворот.
Ребенку трудно поменять памперс, невозможно развести ноги в стороны1. Потряхивать ноги ребенка вверх-вниз, удерживая их за лодыжки.

2. То же, но выполнять круговые движения-потряхивания (правая нога — по часовой стрелке, левая — против часовой).

3. одновременные разведения в стороны согнутых в коленных суставах ног, начиная с малой амплитуды и с дальнейшим ее увеличением.

Ребенок не может встать на четвереньки1. И. п. — лежа грудью у вас на ладони. Вы приподнимаете верхнюю часть тела ребенка под грудь вверх.

2. И. п. — лежа животом на валике. Вы пассивно разгибаете голову ребенка, сгибаете — разводите ноги — тяжесть тела переносится на тазовый пояс, руки при этом выполняют поддерживающую функцию.

Читайте также:  Как переворачивается ребенок в 4 месяца

Смотрите также:

  • Плоскостопие: в зоне риска — толстячки →
  • Осанка — ваша визитная карточка →
  • Спинку прямо! →

Источник

Оценка двигательного развития ребенка до 1 года

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

Контакт «рука — рука — рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват -удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину — с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

Контакт «рука — стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата — ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому — указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

Читайте также:  Ребенку 4 месяца морковное пюре

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Мышечный тонус у детей: норма и патология

Мышечный тонус у детей: норма и патология

Мышечный тонус у детей: норма и патология

Нарушения тонуса встречаются практически у каждого младенца первого года жизни. Очень важно вовремя выявить проблему и помочь малышу с ней справиться.

Тонус — это минимальное напряжение мышц, необходимое для поддержания положения тела в состоянии покоя. Малыш, проживший в позе эмбриона 9 месяцев, после рождения имеет тенденцию к повышенному тонусу мышц. Однако нормой считается такое напряжение мышц, когда взрослый без труда может распрямить младенцу ножки или разжать кулачки. Важным критерием является симметричность тонуса и его преобладание в мышцах-сгибателях. С возрастом тонус постепенно снижается.

Для контроля мышечного тонуса необходимо регулярно показывать ребенка врачу. Педиатр проверяет рефлексы и оценивает состояние мышц младенца.

Самоконтроль: норма мышечного тонуса

До 1 месяца

Лежа на спине, ребенок принимает «позу эмбриона»: руки согнуты и прижаты к груди, пальцы сжаты в кулачок, ноги разведены в коленях, кожные складки симметричны.

Лежа на животе, младенец поворачивает голову в сторону, расположив ручки под грудью. При этом он сгибает ножки и имитирует ползательные движения.

От 1 до 3 месяцев

Малыш может вытягивать ручки вперед, подносить их к глазам или рту. Ближе к трехмесячному возрасту он начинает тянуться к игрушке — для игры и развития . Если вложить ему погремушку в раскрытую ладонь, он ее крепко удерживает. Хорошо поднимает и удерживает голову лежа на животе, совершает повороты головой в разные стороны.

От 3 до 6 месяцев

В положении на спине руки и ноги малыша полусогнуты, ладошки раскрыты. Ребенок целенаправленно тянется к игрушке и берет ее. Ближе к 4 месяцам малыш учится переворачиваться с живота на спину, ближе к 6 месяцам — сесть и поползти. К полугоду ребенок опирается на раскрытые ладони, поднимаясь на вытянутых руках.

От 6 до 9 месяцев

Ребенок активно двигается, переворачивается с живота на спину и обратно. Садится, ползает и предпринимает первые попытки встать.

С 9 до 12 месяцев

Малыш ползает, встает и пытается ходить сначала с опорой, а затем и самостоятельно.

Нарушения мышечного тонуса

У многих малышей первого года жизни наблюдаются различные тонусные нарушения: гипертонус, гипотонус и дистония. Существуют «тревожные звоночки», которые могут насторожить маму. При обнаружении таких симптомов следует посетить невролога.

Гипертонус

Повышение тонуса мышц развивается в результате повреждения нервной системы и головного мозга. Причины: гипоксия при родах, родовые травмы, кровоизлияния в головной мозг, менингит.

Симптомы

Для гипертонуса характерна скованность и зажатость малыша. Ребенок не расслабляется даже во сне, его ножки прижаты к телу, а ручки сжаты в кулачки. У новорожденных может наблюдаться удержание головы, нехарактерное для этого возраста. Оно возникает за счет повышенного тонуса мышц шеи. Отмечаются приступы кишечных колик, беспокойство и нарушение сна, могут быть характерны частые срыгивания, дрожание ручек и подбородка.

Чем опасен?

Снижает скорость психомоторного развития малыша. Дети с гипертонусом позднее сверстников начинают садиться, ползать и ходить.

Гипотонус

Снижение тонуса мышц встречается реже гипертонуса. Состояние характерно для недоношенных младенцев, детей с эндокринными и инфекционными заболеваниями. Тяжелый выраженный гипотонус может свидетельствовать о внутричерепной гематоме или серьезных родовых травмах.

Симптомы

У детей с гипотонусом продолжительный сон, малоподвижный образ жизни, редкий плач и капризы. Во время сна руки и ноги младенца вытянуты вдоль тела, а живот имеет «распластанный», лягушачий вид. Такие малыши плохо сосут и набирают вес, поздно начинают держать голову.

Чем опасен?

При гипотонусе могут изменяться процессы сосания и глотания. Серьезную угрозу жизни представляет возможное нарушение дыхания.

Дистония

Представляет собой несимметричный мышечный тонус. Одни группы мышц при этом находятся в гипер-, а другие в гипотонусе.

Симптомы

При дистонии ребенок лежит неровно, выгнувшись, в неестественной позе. Характерны несимметричность кожных складок и поворот головы и таза в сторону выраженного напряжения мышц.

Чем опасна?

Мышечная дистония чревата возникновением задержки психомоторного развития и нарушением осанки.

Лечение тонусных нарушений

Комплексную терапию тонусных нарушений назначает детский невролог. Как правило, в число назначений врача входят:

  • кинезитерапия (лечение движением, включает в себя курсовое проведение массажа и специальной гимнастики — активной и пассивной);
  • физиотерапия (магнитотерапия, электрофорез, грязе-, водо- и теплолечение и т. д. — назначаются курсами, как правило, с чередованием);
  • медикаментозное лечение (в некоторых случаях назначаются витамины, препараты для снижения внутричерепного давления, средства, улучшающие метаболические процессы).

Вовремя диагностированные тонусные нарушения хорошо поддаются комплексному лечению. После терапии они бесследно исчезают и больше не беспокоят ни ребенка, ни его родителей.

Детям с тонусными нарушениями необходим массаж грамотного специалиста.

Детские массажисты определяют тонус каждой мышцы и проводят соответствующую

коррекцию: снимают спазм или способствуют повышению тонуса. Непрофессиональный массаж,

выполненный мамой или бабушкой, может привести к ухудшению состояния ребенка.

Автор: Олеся Бутузова, врач-педиатр

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Источник