Ребенок 3 месяца выгибается лежа на боку
Содержание статьи
Если ребенок выгибает спину, то родители считывают это как признак дискомфорта и боли, вызванных какой-то внешней или внутренней причиной. Чаще всего выгнутая спина сопровождается плачем, поворотом головы или сном. Это может свидетельствовать либо о временном недомогании, либо о какой-то серьезной медицинской проблеме.
Что значит выгибание спины?
Ребенок может выгнуться назад на нижней части спины и вскинуть руки в воздух. Он вытягивает шею назад так далеко, как только может. Это опасно, потому что, если малыш находится у вас на руках, то он может выскользнуть и пораниться.
Часто ребенок может не выгибать спину до шестого месяца. К девяти месяцам он с помощью подобного поведения может выражать дискомфорт, неудовольствие или другие эмоции.
Выгибание спины может быть нормальным языком тела, но в некоторых случаях это может быть симптомом какого-то вида дискомфорта, несварения желудка, задержки физического и умственного развития.
Почему младенцы выгибают спину дугой?
От простой усталости до боли, выгибание спины у детей может означать многое.
Безобидные причины, почему ребенок выгибает спину:
1. Выражение эмоций
Младенцы не могут говорить, но это не значит, что они не могут общаться. Выгибание спины — это один из способов выражения разочарования, гнева, боли или подобных эмоций.
Как и взрослые, дети могут быть расстроены множеством причин: сменой бутылочки для кормления, мокрым подгузником или скучной игрушкой.
2. Усталость
Ребенок может быть уставшим после сеанса грудного вскармливания или голодным после игры. Малыш может рассматривать выгибание спины удобным способом общения с родителями.
Если вы хотите избежать таких случаев, ищите другие, менее агрессивные сигналы и действуйте соответственно.
Более серьезные причины, почему ребенок выгибает спину
В то время как это только временные аберрации, выгибание спины может отражать более серьезную причину или состояние здоровья.
3. Выгибание спины после кормления — гастроэзофагеальный рефлюкс
Если ребенок выгибает спину при кормлении, то это может быть связано с гастроэзофагеальным рефлюксом, также называемым кислотным.
Кислотный рефлюкс — это состояние, при котором содержимое желудка движется вверх через нижний пищеводный сфинктер и попадает в пищевод из-за слабости мышц желудка.
Нижний пищеводный сфинктер — это пучок мышц, расположенных в месте соединения пищевода и желудка. Он работает как клапан, ограничивающий обратный поток кислоты и пищи из желудка в пищевую трубу. У младенцев этот клапан недоразвит и приводит к перемещению содержимого желудка в сторону пищевода.
ГЭРБ (желудочно-пищеводный рефлюкс) довольно часто встречается у младенцев, когда у них выходит молоко. Ребенок может выгнуться назад и стошнить. Рефлюкс также может сопровождаться кашлем, раздражительностью во время кормления и частыми срыгиваниями.
Выгибание может также указывать на тихий рефлюкс, при котором ребенка не будет рвать, но проблема с перевариванием пищи будет присутствовать.
Другая распространенная причина выгибания спины — колики. Они возникают вторично по отношению к газам в желудке, и газообразный дискомфорт может привести ребенка к плачу. Выгибание спины растягивает живот и вызывает облегчение при болях в животе.
Колики начинаются к 4-недельному возрасту и проходят к 3-месячному возрасту.
Как справиться с рефлюксом:
- Держите ребенка в вертикальном положении после кормления, так как гравитация поможет естественным образом потянуть пищу вниз и уменьшить вероятность срыгивания.
- Делайте частые, но небольшие сеансы кормления. Это предотвратит наполнение желудка до краев.
- Не укладывайте ребенка спать сразу после кормления. Вместо этого возьмите малыша на некоторое время и прогуляйтесь.
- Не заставляйте ребенка носить тесную одежду, так как это может оказать внешнее давление на нижний пищеводный сфинктер.
4. Ребенок выгибается дугой во время плача из-за желтухи (Kernicterus)
Если ребенок выгибается назад и плачет, когда он страдает от желтухи или других заболеваний печени, у него могут быть признаки kernicterus, вызванного билирубином повреждения мозга.
Желтуха приводит к чрезмерной выработке билирубина. В экстремальных ситуациях он нарушает гематоэнцефалический барьер и повреждает участки мозга, вызывая непроизвольные двигательные спазмы.
Kernicterus может привести к повреждению мозга, умственной отсталости и судорогам. Об этом состоянии следует немедленно сообщить врачу.
5. Ребенок спит с выгнутой назад головой — обструктивное апноэ сна
Иногда ребенок выгибается назад во время сна или отдыха на спине. Если позу скорректировать, то малыш соскользнет обратно в согнутое положение или резко проснется и начнет плакать. Такие случаи могут указывать на обструктивное апноэ сна — хроническую обструкцию верхних дыхательных путей.
Располагая голову в дугообразном направлении, ребенок пытается облегчить давление на верхние дыхательные пути. Это способствует более плавному потоку воздуха в легких, поэтому малыш будет пытаться удерживать это положение непроизвольно во время сна.
Апноэ преимущественно возникает во время глубокого сна, но также может произойти, когда ребенок лежит плашмя в состоянии сонливости. Это расстройство можно вылечить с помощью лекарств или хирургического вмешательства.
6. Выгибание спины сидя — травма нерва
Ребенок выгибается назад, когда сидит или когда он устал, если у него есть повреждение нерва, вызванное преждевременными родами или после рождения. Из-за физического давления во время трудных родов нервы малыша могут быть повреждены, что приводит к параличу Эрба.
Выгибание спины может быть вызвано стреляющей болью, нисходящей по плечу и спине.
Иногда можно заметить, как ребенок выгибает спину во время прорезывания зубов из-за раздражения нервов, вызванного внутри десен. Часто эта боль распространяется на другие части головы, заставляя малыша рефлекторно выгибать спину.
Причины неврологического характера, почему ребенок выгибает спину
Выгибание спины ребенком может быть симптомом неврологической проблемы.
7. Церебральный паралич
Когда ребенок выгибает спину в таком состоянии, он делает это непроизвольно и не контролирует себя. Если малыш много тянется и слишком часто выгибает спину без всякого контроля, то вполне вероятно, что это ранний симптом церебрального паралича.
Церебральный паралич вызван повреждением головного мозга, как правило, гипоксией во время родов. Это приводит к задержке двигательного и умственного развития и судорогам.
Церебральный паралич относится к ряду мышечных двигательных расстройств, вызванных повреждением той части мозга, которая контролирует двигательные движения.
Обратите внимание на выгибания спины, которые могут указывать на детский церебральный паралич:
- Тонический лабиринтный рефлекс: ребенок выгибает спину и напрягает ноги в течение первых нескольких месяцев.
- Асимметричный тонический рефлекс: ребенок выгибает спину и поворачивает голову. Ноги обычно вытянуты в ту сторону, в которую повернута голова.
К сожалению, от церебрального паралича нет лекарства, однако разработаны различные программы физической и психической терапии.
8. Аутизм
Аутизм — это генетическое заболевание, вызывающее задержку неврологического развития. Одним из ранних признаков расстройства являются определенные физические жесты, такие как выгибание спины при удержании или сон на боку с откинутой назад головой.
Поскольку у аутичных людей возникают проблемы с развитием здоровых социальных отношений, ребенок с этим диагнозом выгибается назад, когда расстроен, чтобы избежать физического контакта с человеком, держащим его, даже если это родитель.
9. Синдром Аспергера
Синдром Аспергера характеризуется трудностями в развитии социальных связей и невербальной коммуникации через зрительный контакт или мимические жесты. Он очень похож на аутизм по своему прогнозу, но протекает в более мягкой форме.
Синдром Аспергера считается частью расстройства аутистического спектра, и поэтому выгибание спины может быть одним из симптомов.
10. Инфантильные спазмы
Если вы наблюдаете застывание тела и выгибание спины в виде судороги без каких-либо других симптомов расстройства аутистического спектра, то вполне вероятно, что малыш переживает инфантильный спазм. Это называется эпилептическим припадком и является одним из видов заболевания нервной системы, которое вызывает у ребенка непроизвольное сокращение мышц, которое приводит к выгибанию спины и шеи.
Что делать, когда малыш выгибает спину?
Будь то нормальное или серьезное состояние, родители могут следовать приведенным ниже советам, чтобы помочь своему ребенку.
- Успокойте ребенка: отведите его в более тихую комнату с достаточным освещением. Это может помочь детям, страдающим расстройствами аутистического спектра.
- Прижмите малыша к груди в удобном, прямом положении. Теплые объятия с матерью могут стать утешением для ребенка.
- Отвлеките внимание ребенка: это старый трюк, чтобы успокоить детей, и он должен отлично работать и с теми, кто выгибает спину из-за беспокойства или раздражения.
- Используйте удобную одежду: иногда ребенок может выгнуться из-за раздражения, вызванного тканью или биркой в ткани.
- Положите ребенка на другую поверхность: если малыш имеет тенденцию выгибаться только на определенном матрасе или кровати, то замените его более удобным.
Выгибание спины само по себе не является болезнью. Как правило, это признак раздражительности или дискомфорта со стороны ребенка, но также подобное поведение может указывать на болезнь или расстройство.
На платформе Vikids вы можете:
Почитать похожие статьи
Задать вопрос на Форуме
Источник
Почему грудничок выгибается
малыш выгибается в спине
Одной из причин, почему грудничок выгибается в спине и запрокидывает голову, может быть чрезмерное напряжение мышц задней поверхности шеи и спины. Чтобы определить это протестируйте малыша. Тестирование проводят с 3-х месячного возраста ребенка.
Тест 1
Положите малыша на живот и понаблюдайте за ним. Если мышечное напряжение в спине будет выраженным, то в положении ребенка лежа на животе, голова запрокидывается назад, плечи приподнимаются над поверхностью стола без участия в этом рук. Возможно, что с одной стороны напряжение может быть выше, тогда туловище будет изгибаться в данную сторону, при этом голова поворачивается, и ребенок самопроизвольно заваливается на спину. Необходимо отличать активные перевороты ребенка с живота на спину и самостоятельное удержание головы от случайного «опрокидывания». Разница заключается в биомеханике движения. Принято считать, что сначала дети должны научиться переворачиваться со спины на живот, но все же в 5% случаях, первым наблюдается поворот на спину. Только после снятия чрезмерного мышечного напряжения следует приступать к тренировке активных правильных движений, соответствующих возрасту.
Тест 2
Теперь в положении лежа на спине слегка потяните малыша за ручки. При этом ребенок не сможет сгруппироваться, голова запрокидывается назад. Для того, чтобы почувствовать выраженность мышечного напряжения в области шеи, подведите свою ладонь под затылок малыша и медленно приподнимите затылок над поверхностью. Во время попытки привести подбородок ребенка к груди вы ощутите мышечное сопротивление.
Мероприятия
В этом случае помогут несколько расслабляющих приемов массажа шеи, спины и специальные упражнения.
Начальный положительный результат ваших действий может проявиться в том, что ребенок перестает держать голову и «опрокидываться» на спину. На самом же деле, это снижается чрезмерное не нужное мышечное напряжение, которое может мешать активным движениям ребенка, в том числе и своевременному повороту со спины на животик. После снижения мышечного напряжения можно будет перейти к упражнениям на тренировку мышечной силы и двигательных навыков.
Коррекция тонуса мышц
Массаж воротниковой зоны
Когда грудничок выгибается, стимулирующий массаж не показан. Если у малыша сильно и постоянно напряжены мышцы спины, разгибающие шею, он не может привести подбородок к груди ни лежа на спине, ни лежа на животе. В этих случаях показан расслабляющий массаж, описание которого смотрите ниже.
Малыш во время массажа должен лежать на животе, его руки согните в локтевых суставах и подведите под грудную клетку. Начинаем массаж с поглаживания. Ваша ладонь должна двигаться от затылочной области в сторону надплечий, по задней и боковым поверхностям шеи. Отдельно погладьте сами надплечья от шеи до плечевых суставов. Повторите прием 4-5 раз.
растягивание напряженных мышц
Затем переходим к нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.
Для этого одной рукой придерживаем затылок, а второй рукой от этой области медленно проводим по мышцам шеи вниз и к надплечьям, задерживаемся в конце движения на 2-3 секунды. Прием повторяем 3-5 раз.
Заканчиваем поглаживанием и переходим к массажу спины.
Массаж спины
Выбирая приемы массажа, помните про тестирование мышц спины, когда определяли почему грудничок выгибается. Начинать с расслабляющего массажа нужно, если вы увидели выраженное напряжение этих мышц. Это должны быть приемы поглаживания и легкого растягивания. Если такого напряжения нет, если ребенок еще плохо удерживает голову, то отдайте предпочтение приемам растирания, как стимулирующим движения, а приемы растягивания не применяйте вообще.
поглаживание спины
Первый прием поглаживание. Проводится вдоль позвоночника кистями рук в направлении вверх и вниз. Повторите прием 3-5 раз.
Затем поглаживание проводится подушечками пальцев от позвоночника по ходу ребер в бок. Повторите прием 2-3 раза с каждой стороны.
растяжка мышц
Для снятия напряжения с мышцы спины переходим к нежными растягивающими движениями, которые используют непосредственно для этих мышц.
Завершите массаж спины, повторив прием поглаживания.
Теперь добавляем специальные упражнения, которые укрепляют мышц шеи, наклоняющие голову вперед и растягивают мышцы задней поверхности шеи и спины.
Упражнение 1
Положите малыша на стол на спину и подложите под его голову и плечи детскую подушку. Со стороны спины своими руками обхватите плечи ребенка и слегка приподнимите их над поверхностью, подождите несколько секунд, чтобы ребенок попробовал самостоятельно вслед за плечами приподнять голову. Опустите ребенка на подушку для отдыха. Повторите упражнение 5-7 раз.
Упражнение 2
Если у ребенка не получается самостоятельно приподнять голову, помогите ему, подведя свою ладонь под затылок. Задержитесь в этом положении на 3-5 сек, постепенно увеличивая это время. Повторите упражнение 5-7 раз.
Упражнение 3
В положении лежа на спине, верхний головной конец приподнять под углом 30 градусов, для этого подложить под голову и плечи подушку. Ладони врача располагаются по задней поверхности плеч, шеи, затылка. Медленно приподнять верхнюю половину туловища над поверхностью, задержать на несколько секунд и опустить. Повторить несколько раз до ощущения исчезновения мышечного сопротивления.
Упражнение 4
упражнение: тренировка подъема головы
Усложнить предыдущее действие, стимулируя активное статическое удержание головы при подъеме туловища. Для этого в приподнятом положении убрать пальцы с затылка ребенка на несколько секунд. Если ребенок голову удерживает, можно перейти к следующему действию.
Упражнение 5
С подушки приподнять туловище, но голову при этом не поддерживать. Ребенок должен предпринять попытку сгруппироваться, если ему это удалось несколько раз в подряд, то подушку можно убирать и подъем осуществить с горизонтальной плоскости.
Упражнение 6
Активные упражнения. По мере того как нормализуется мышечный тонус задней поверхности шеи и туловища и растет сила мышц -сгибателей шеи, можно приступать к тренировке самостоятельного контроля головы ребенком. Для этого разработаны упражнения на гимнастическом мяче: в виде прокатываний в положении на животе во все направления, прокатывания на валике, «полеты».
Рекомендации остеопата для родителей
Мнение остеопатов, почему грудничок выгибается. В моей практике с подобными нарушениями я встречаюсь не редко, наблюдения показывают, что причиной выгибания может быть неправильное внутриутробное положение плода, трудности во время родов. Данные мной рекомендации хорошо сочетаются с остеопатическим лечением. Как остеопат, своим пациентам я провожу диагностику и коррекцию имеющихся дисфункций, затем родители по данным рекомендациям занимаются ежедневно с малышом в домашних условиях. При повторном приеме, в среднем через 2 недели, я оцениваю результаты, при необходимости провожу дополнительное остеопатическое воздействие. Справиться с данной проблемой удается в большинстве случаев.
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
Источник
трехмесячный ребенок выгибает спину лежа на спине
3 месяца
Моторное развитие
Подтягивается на руках, упирается ногами, делает попытки встать, если захватит опору или если даст руки взрослый. Качает пресс. Стоит с поддержкой под мышки, уверенно опирается ногами. Пытается
много стоять на руках мамы, перебирая ногами («топчется»). Много сидит на руках, т.е. находится в положении «сидя». Делает попытки перевернуться на живот из положения лежа на спине, и перевернуться на спину из положения лежа на животе. Иногда малыши в этом возрасте осваивают переворот со спины на живот. Тем не менее все дети осваивают переворот на бок из положения лежа на животе и лежа на спине. Ребенок цепко хватается ручками за все подряд, уверенно захватывает предметы.
Психоэмоциональное развитие
Малыш начинает проявлять терпение. Например, может немножко подождать, пока мама достанет грудь. Но терпения ребенка пока еще хватает совсем не на долго. У малыша появляется способность заниматься самостоятельно 10-15 минут, но преобладающую часть времени он проводит на руках.
Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. С этого времени и до 6 месяцев малыш очень много времени проводит на руках, знакомясь с окружающим пространством и обстановкой. Он ориентируется в пространстве знакомой комнаты, знает, где находится вход в комнату, ищет его глазами, понимает, что через него входят и выходят. Если он не хочет, чтобы мама уходила, а она приблизилась к двери, то он может заплакать. Малыш не только следит глазами за перемещающимися предметами, но уже способен достроить траекторию движения предмета, который пропал из поля зрения. Это хорошо видно, поскольку ребенок поворачивает голову и направляет взгляд туда, откуда должен появиться пропавший из поля зрения предмет. Малыш увлеченно разглядывает различные предметы обстановки, игрушки и т.д. Активизируется стремление дотянуться до заинтересовавшего предмета и захватить его.
Знакомство со своим телом. Малыш продолжает знакомиться со своими руками — рассматривает их. Ощупывает живот, что видно по тому, как он захватывает и сосет рубашечку. Активно грызет свою пятерню, исследует рот, ощупывает ручками язык, пускает пузыри.
Эмоциональное развитие. Плачет со слезами. Может засмеяться, захохотать громко в голос. Способен проявлять чувство юмора и отвечать смехом на баловство. Создается впечатление, что он и раньше понимал юмор, но не имел возможности проявить эту способность. Проявляет такие чувства, как обида и стеснение. Начинает кокетничать, задаваться (отворачивается от груди с очень важным видом), заигрывать со взрослыми, строить им глазки («посмотри, какой я замечательный!»). В общем, трехмесячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента.
Социальная адаптация. С этого возраста ребенок уже знает всех родных в лицо и начинает различать «своих» и «чужих». По отношению к чужим он проявляет осторожность и настороженность. Если незнакомый человек приблизится к нему или возьмет на руки, ребенок может заплакать.
Общение и речь. Ребенок сообщает звуками (сигнальный крик) обо всех своих потребностях: мочеиспускание, газы, испражнение, желание поесть или необходимость изменить положение. Он хнычет, когда хочет спать или приложиться к груди, страдальчески и самозабвенно кричит при плохом самочувствии, когда что-то болит. В хорошем настроении активно гулит. Малыш очень любит общаться и сам провоцирует взрослых к общению. В этот период дети нуждаются в постоянном общении со взрослыми и эта потребность должна удовлетворяться полностью.
Уход
Вскармливание. У малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Кроме этого, присутствуют частые прикладывания на непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца заметно округляется.
Поведение ребенка во время грудного кормления. В этом возрасте наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую грудь и мнет ее, что для мамы очень приятно. Во время кормления малыш часто отрывается от груди.
Пищеварительная и выделительная системы. У малыша чаще всего к этому возрасту налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он может появляться ежедневно примерно в одно и то же время, но может сохраняться и частый кислый стул до 5 раз в день. Однако на третьем-четвертом месяце жизни стул может появляться значительно реже 1 раз в 2-7 дней. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании. При снижении частоты стула ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах. Малыш начинает отказываться от высаживания: он выпрямляет ноги и выгибается. Однако в большинстве случаев высаживание остается успешным.
Особенности сна и биоритмы. Ночной сон длится примерно с 24-1 часа до 9- 10 часов утра. Как правило, во время ночного сна у малыша присутствует 2-4 кормления в период между 4 и 8 часами утра. Дневной сон у большинства детей становится 4-разовым. Как правило, присутствует 2 длинных сна по 1-2 часа и 2 коротких — по 30- 40 минут. Период засыпания остается- продолжительным (20-30 минут).
Метеочувствительность. В этом возрасте у ребенка может проявиться яркая реакция на фазу Луны (как правило, новолуние или полнолуние) и перемену погоды, которая может выражаться в непроизвольном мочеиспускании, беспокойном сне, капризном поведении или, напротив, продолжительном сне и т.д.
4 месяца
Моторное развитие
Двигательная активность ребенка этого возраста значительно повышается. К этому возрасту ребенок самостоятельно переворачивается на живот из положения лежа на спине и на спину из положения лежа на животе. Лежа на животе он очень высоко поднимается на руках (практически на вытянутой руке) и начинает перемещаться по кругу, толкаясь руками и ногами, как бы «вертясь вокруг пупка». Кроме этого, он подтягивает ноги, поднимается на четвереньки и делает в этом положении раскачивающиеся движения.
Лежа на спине ребенок подтягивается, ухватившись за бортик коляски или другой упор. Он способен сесть и даже встать, если ему дать возможность ухватиться за пальцы рук взрослого и подтянуться. Сидит ровно, но без поддержки или опоры заваливается на бок. Ребенку очень нравится сидеть, стоять и топтаться. Он стремится использовать любую возможность, чтобы встать вертикально, опираясь на свои ножки. Ребенок уверенно захватывает и берет рукой предметы, перекладывает их из руки в руку.
Психоэмоциональное развитие
В характере ребенка появляется больше уверенности и уравновешенности. Уходит в прошлое внезапный плач, который раньше мог появляться без видимых причин. Малыш проявляет значительно больше упорства в овладении теми или иными навыками, а также оптимизма, необходимого для достижения цели. Самостоятельным занятиям малыш может посвящать много времени (до 30 минут).
Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Совершенствуется ориентация в пространстве, малыш хорошо держит направление, знает расположение предметов в комнатах.
Знакомство со своим телом. Ощупывает свои ножки, захватывает и начинает сосать большие пальцы ног. Мальчики начинают захватывать свои гениталии.
Эмоциональное развитие. Звонко смеется, активно выражает радость и проявляет «важность» (делает вид, что он очень занят и не замечает маму, которая к нему обращается). Если малыша что-то заинтересовало, он складывает губки «хоботком», часто дышит и тянется к заинтересовавшему его предмету. Нуждается в том, чтобы мама поддерживала все его «игры».
Общение и речь. Ребенок очень любит слушать обращенные к нему речи. Он провоцирует взрослого на общение, пытается «заговорить» с ним, проявляет инициативу, пытаясь «завязать беседу», и активно гулит. Появляется первая жестовая речь: малыш протягивает маме ручки, когда просит, чтобы она его взяла.
Уход
Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и каких бы то ни было докормов. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим кормлений. Ребенок начинает наблюдать за едой взрослых и интересоваться, как они это делают: следит за руками, заглядывает в рот.
Поведение ребенка во время грудного кормления. Малыш во время кормления начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение своего «я» от «я» матери. Дискомфорт матери, ее поведение и даже вскрик помогают ребенку понять, что мать и он это не одно и то же — они чувствуют по-разному и по-разному себя ведут. Кроме этого, во время кормления ребенок начинает часто отвлекаться и отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь — никуда не денется. Это очень важный момент в поведении малыша, который следует поощрять. В этот момент нельзя убирать малыша от груди, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает, или, считая, что он отказывается от груди. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах в надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.
Особенности сна и биоритмы. Может измениться режим дневного сна. Некоторые дети переходят на 3-разовый дневной сон.
Метеочувапвительностъ. У малышей более явственно может проявиться реакция на погоду. Например, в пасмурную погоду малыши становятся сонливыми и помногу спят или напротив, страдают плохим настроением и капризничают.
5 месяцев
Моторное развитие
Ребенок становится значительно активнее. Постоянно переворачивается на живот и пытается ползти. Совершает многократные попытки к ползанию, становится на четвереньки и раскачивается, может ползти назад. Уверенно сидит без поддержки непродолжительное время, потом заваливается на бок. Активно топчется на руках у мамы: приседает, перебирает ногами. Начинает, или пытается, ходить, держась за опору двумя руками (например, держась за бортик кроватки). Дотягивается до игрушек и интересующих предметов. Пытается захватить предметы, мимо которых его проносят.
Психоэмоциональное развитие
Малыш сообщает, когда хочет на руки и когда хочет заняться самостоятельно. Он способен продолжать самостоятельные занятия примерно 15-30 минут. Может проявить подражательное поведение. Значительно активнее играет с игрушками и различными предметами.
Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Ребенок начинает изучать свойства предметов: стучит ими, кидает на пол, облизывает. Ищет глазами упавший предмет.
Особый интерес малыш проявляет к лицам взрослых, пристально их рассматривает, трогает, ощупывает, хватает за нос и за волосы, засовывает руки в рот. Особенно его интересуют нос и волосы. Он воспринимает взрослого как лицо и руки.
Знакомство со своим тегам. Ребенок активно захватывает и сосет большой палец ноги. Кроме этого, он ощупывает ноги, гениталии, голову, уши.
Эмоциональное развитие. В этом возрасте малыш любит баловаться и хохотать. Проявляет ревность: когда мама говорит по телефон)’, капризничает и требует внимания. Появляется выражение нежности и ласки. Малыш обнимает и целует взрослого: хлопает руками по лицу, прижимается к лицу раскрытым ртом (целует). Дети становятся более терпеливыми, но в то же время очень обидчивыми.
Социальная адаптация. Ребенок избирательно относится к окружающим и при посторонних ведет себя очень сдержанно и осторожно.
Общение и речь. Ребенок реагирует на интонацию: может заплакать, если повышают голос или выясняют отношения на повышенных тонах. Узнает игрушки, которые мама обозначает словесно: му-му коровка, мяу-мяу киска, ав-ав собачка, ж-ж пчелка. Если мама говорит му-му, то малыш тянется к коровке или улыбается, когда видит эту игрушку. Может реагировать на вопросы. Например, на вопрос «Где мама?» начинает искать глазами маму и, если не находит ее, может расплакаться. Радостно гулит на разные лады, но в это время малыш может гулить не так активно, как в предыдущем месяце, ведь у него появилось столько новых дел — не до разговоров. Продолжает изъясняться с помощью «кашля», начинает «рычать».
Уход
Вскармливание исключительно грудное. В этом возрасте у малышей бывает 8-10 дневных кормлений и 2-3 ночных. Грудные кормления организуются около снов — малыш ест, укладываясь спать и во время пробуждения.
Ребенок может начать проявлять активный интерес к воде, и пище взрослых, тянется к маминой ложке, тарелке или чашке, настаивает на том, чтобы и ему дали попробовать то, что пьют и едят. Это можно позволить сделать, давая лизнуть все съедобные продукты, которые употребляют в семье.
Поведение ребенка во время грудного кормления. В этом возрасте дети отвлекаются от груди. Любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2- 3 сосательных движения. Если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, то это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок все равно находит предлоги и поводы, чтобы отвлечься. Это особенность поведения, которую надо просто принять. Ведь такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.
Пищеварительная и выделительная системы. В этом возрасте у детей во время бодрствования сокращается период между мочеиспусканиями. Их ритм примерно 1 раз в 30-40 минут. Кроме этого, частота появления аула та же, что и в предыдущем месяце.
Высаживание становится более успешным. Улучшается контроль над мочеиспусканием — малыш может прерваться, если начал «пи-пи», и все сделать в нужное место.
6 месяцев
Моторное развитие
Малыш самостоятельно садится из положения лежа на боку, встает на колени и поднимается на ноги. Он способен стоять, облокотившись об опору грудью и манипулируя при этом одной или двумя руками. Способен проходить 2-3 шага, держась за опору двумя руками. Может пройти, держась за руки взрослого, примерно 2 метра. Подолгу раскачивается, стоя на четвереньках, — «репетирует» ползание, может начать ползать по ровной поверхности. Теперь малыши в большинстве случаев ползают вперед, но некоторые из них ползают, двигаясь задом. Если малыш начал осваивать ползание вперед по ровной поверхности, то он способен также переползать через небольшие препятствия. Уверенно манипулирует предметами: берет чашку и ложку за ручку и пр.
Девочки в этом возрасте по моторному развитию несколько отстают от мальчиков. Они только пытаются встать на четвереньки, не могут сидеть самостоятельно, но поднимаются и садятся, держась за опору одной рукой. Когда сидят, заваливаются на бок. Стоят неуверенно, хотя и проявляют активное желание встать. Стоя, перебирают ногами.
Психоэмоциональное развитие
Психика ребенка развивается настолько, что он способен самостоятельно заниматься до 40 минут. Он уже выделяет любимые игрушки, любит играть в прятки. Кроме этого, в нем пробуждается стремление к познанию.
Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Ребенок всесторонне изучает свойства предметов. Он методично выбрасывает вещи из кроватки, следит глазами за падающим предметом и слушает, как он стучит. С деловитым видом стучит предметом по разным поверхностям и прислушивается к характеру стука. Если малыш осваивает ползание, то он может проявить интерес к содержимому шкафов. Продолжает проявлять интерес к лицам: хватает за нос, за волосы, хлопает по лицу рукой.
Эмоциональное развитие. Ребенок начинает проявлять настойчивость и целеустремленность: сердится, если что-то не получается, пытается добиться намеченной цели любой ценой. В этом возрасте малыши отличаются бодрым жизнерадостным настроением.
Общение и речь. Малыш нуждается в активном общении и физическом контакте со взрослыми. Речевое развитие остается на том же уровне, но появляются элементы лепета: а-да-да, а->па-та и т.п. Иногда малыш заводит свои «речи» на очень высоких нотах, почти визжит. Он продолжает «рычать» и использовать в качестве речи кашель. Малыш этого возраста знает свое имя.
Уход
Вскармливание. Вскармливание остается грудным. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 7-10 дневных кормлений и 3-4 ночных. Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и появления педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ее особенностям. Кстати, первое время вкус новой пищи ему не очень нравится — это хорошо видно по недовольному выражению его лица, но, тем не менее, малыш продолжает пробовать пищу, потому что интерес оказывается сильнее. Поэтому проявление активного пищевого интереса нельзя расценивать как свидетельство нехватки молока и проявление у ребенка голода. Малыш просто знакомится с другими продуктами, которые употребляют в его семье.
Поведение ребенка во время грудного кормления. Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее. В этом поведении проявляется стремление младенца к знакомству со своими телесными возможностями, а также развитие представлений о том, что ОН и его МАМА — это не одно и то же. Отделение своего «я» от
материнского заключается в усвоении ребенком того факта, что мать может чувствовать и вести себя по-другому, т.е. не иден?