Ребенок 3 месяца стал закатывать истерики
Содержание статьи
«Уймите вашего ребенка!» Спрашиваем психолога, как избавиться от детских истерик?
Детские приступы гнева — это нормальное явление или неадекватная реакция? Почему вообще малыши истерят? Что со всем этим ужасом делать, и стоит ли вмешиваться, если капризничает абсолютно не знакомый вам ребенок? На эти и другие вопросы отвечает психолог Татьяна Шаранда.
Татьяна Шаранда
практический психолог
консультант по вопросам семьи и брака
руководитель психологического центра развития
Капризы и истерика — разные вещи
— Правда ли, что детские истерики — это нормальный, нужный и важный этап становления личности?
— Давайте обратимся к наглядному примеру и попытаемся понять, является ли истерика нормой или это результат действий родителей.
Реальная ситуация. Обеденное время. За стол в кафе садится мама с двухлетним ребенком на руках. Рядом, с одной стороны, присаживается муж, с другой — четырехлетний сын. Поданные блюда тут же начинают переставляться — у мужа забираются и отдаются сыну, свои передвигаются мужу, причем на ходу из тарелок вытаскиваются какие-то кусочки еды. Малыш на руках сонно сосет пустышку. Мама, как многостаночница, одновременно ведет контроль за всеми и заодно, освобождая рот малыша от соски, пытается запихнуть туда еду. Ребенок отворачивается, начинает плакать.
Тут же у старшего сына мама выдергивает из рук свой телефон, вызывая тем самым бурную реакцию: крик, переходящий в визг и топанье ногами. Вялые попытки супруга поучаствовать в кормлении детей мгновенно пресекаются.
Результат: младшенький безостановочно плачет, выплевывая еду, а его брат с криком и слезами ведет «товарообменную операцию» — возврат телефона на согласие пообедать. И побеждает.
То, какое место мама занимает за столом, как привычно управляет желаниями других, свободно подъедает из чужих тарелок, тон и манера разговора женщины — все говорит о ее главенствующем положении в семье. Можно считать, что у дамы не двое, а трое детей. Она сама низвела мужа до позиции ребенка. Основная ее роль — это роль мамы, мамы для всех. В семье явное нарушение иерархии. Тут дети — это центр Вселенной, остальные — лишь дополнение к ним.
Истерика старшего ребенка — закономерная реакция психики, многократно отработанная на своих родителях и положительно ими же подкрепленная (в данном случае, когда мама пошла на «торг»). Привычка истерическим способом реагировать на ситуацию в дальнейшем приведет к развитию истерического невроза. У мальчика, с такой моделью поведения есть большой шанс превратиться в демонстративно-истерическую личность.
Итог: поведение старшего сына никак не может быть нормой, это, скорее, начало дисгармоничного развития личности. Родителями упущен момент, когда первые попытки мальчика на расширение границ дозволенного не были остановлены. А вот поведение младшенького — естественная защитная реакция психики. И если мама успеет переосмыслить свое поведение, то существует шанс на формирование адекватной и здоровой личности в дальнейшем.
— Я не считаю детские истерики нормой. Капризы и истерика — разные вещи. Да, малыши будут долго пробовать разные способы манипулирования, причем часто абсолютно бессознательно: хныканье, кривляние, топанье ножкой — все это возможно и нормально. Но если ваши дети взяли в привычку громко кричать или, извиваясь, с воплями бросаться на пол, абсолютно точно стоит бить тревогу.
— Как дети приходят к истерике?
— В начале плач малыша — это следствие физиологических потребностей, которые мама должна удовлетворить: еда, сон, хорошее самочувствие и так далее.
Затем подключаются эмоциональные потребности: нужно взять на руки, погладить, поиграть — и об этом ребенок пока может сообщить только через плач, крик и жестикуляцию. Выражать словами свою просьбу он еще не умеет. Так малыш естественным способом обучается через крик привлекать внимание мамы для удовлетворения своего желания, то есть он начинает управлять ей. Поверьте, ребенок обучается этому очень быстро.
По мере взросления расширяются возможности, появляется «смысловой лепет» — первые простейшие попытки озвучить свое «хочу» плюс жестикуляция. Ну, а если взрослый не понял, в дело идут крик и слезы. Этот возрастной период очень важен. Родители делают выбор: действовать по старой схеме, изматывая и себя, и ребенка, или выйти на новый уровень общения с ним.
— Пик детских истерик приходится на возраст 2-3 лет. В норме к 4 годам их количество резко снижается — ведь к этому возрасту ребенок уже может вербально озвучить свои желания и потребности.
Пример из консультации. На диагностику пришла мама с двумя детьми: двух и семи лет. Пока шла работа со старшей девочкой, женщина с малышом обследовала кабинет. Она умело отводила внимание ребенка от электрических приборов, постоянно переходя от одной игрушки к другой.
Вскоре малыш закапризничал, стал хныкать. Мама присела к нему, спокойно, четко проговаривая грудным голосом, озвучила его возможное желание. Спросила у меня разрешения взять очередную игрушку, достала сок и печенье — ребенок включился в новую игру, заедая все вкусной едой. Мама работала на предупреждение истерики, что хотелось бы подчеркнуть особо. Так начинает формироваться правильная ассоциативная связь — «спокойный голос и поведение = удовлетворение желания».
Ребенок должен знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»
— Можно ли научиться предчувствовать истерику у своего ребенка, чтобы вовремя переключить его внимание?
— Новорожденный ребенок не способен словами выразить свои потребности. Плач является универсальным механизмом, стимулирующим мозг отца и матери к заботе о ребенке.
Экспериментально было установлено, что только по «стилю» плача родитель может определить, что именно нужно чаду. Особенно хороший показатель был у мам, имеющих больше одного ребенка.
Африканские и индонезийские женщины, которые носят младенцев в слинге, четко, по каким-то своим ощущениям, определяют состояние малыша и вовремя оказывают ему помощь. Данный факт говорит о высоком уровне синхронизации мозга родителей и мозга ребенка. В случае матерей иначе и быть не может, ведь 9 месяцев внутри себя женщина взращивает новый организм. Тесная связь матери и ребенка сама по себе уже является залогом развития способности предчувствовать эмоциональный срыв чада и не доводить его до состояния аффекта. А переключить внимание — это уже дело техники! Прислушивайтесь к своему ребенку. Прежде чем кричать, постарайтесь понять его.
— Нужно ли демонстрировать малышу неодобрение его поведения? Как вообще правильно реагировать?
— То, что ребенок обязан знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», — неоспоримо. И это ему должны объяснять и демонстрировать родители.
Сложность в том, что познать границы дозволенного малыш может только через действия. Читать нотации неэффективно. Демонстрируя на практике, а точнее, через игру или на жизненном примере, что такое «плохо» или «хорошо», конкретно показывая разницу между двумя противоположными действиями, родитель дает толчок не только к социальному развитию, но и ускоряет психофизиологическое: активизируется работа мозга, появляются новые нейронные связи. Другими словами, обучение в действии — это лучший способ познания.
Если малыш в 2-3 года делает то, что не нравится маме или папе, то это проблема не малыша. И нет смысла демонстрировать ему свое неодобрение. В этом возрасте еще не настолько сложно перевести внимание ребенка на другой объект, занять его новой игрой. Все же три года декретного отпуска даны именно на это. Да, мама устает. Но усталость здесь не столько физическая, сколько эмоциональная — а вот это уже важный момент, так как состояние мамы транслируется непосредственно на ребенка.
— Чем старше ребенок, тем более яркие и наглядные примеры ему нужны. Если родитель владеет элементарными знаниями по сказкотерапии, то ему не составит труда в игре продемонстрировать разницу между добром и злом. Почти любая сказка построена на борьбе этих сил. Проиграйте волшебную историю с помощью игрушек, затем повторите конец сказки, изменив поведение плохого героя и наградив его хорошими качествами. Так в игре ребенок быстрее обучится.
Главное — не упустить подходящий момент. Помните: отучать от плохого поведения всегда сложнее, чем изначально приучить к правильным способам взаимодействия.
Иногда нужно просто обнять и пожалеть
— Некоторые психологи рекомендуют оставить малыша на время истерики одного в другой комнате, чтобы он успокоился в отсутствии зрителей. Что вы об этом думаете?
— Однозначного ответа невозможно дать, так как это зависит от ситуации и индивидуальных особенностей психики ребенка. Если мама видит, что ребенок истерит с определенной целью, то есть разыгрывается стопроцентная манипуляция, то, безусловно, такой способ подходит, так как «публичность выступления» усиливает эмоциональный накал.
Пример из консультации. Перед входом в летнее кафе висит объявление о том, что с самокатами вход запрещен. Сын (пять лет) категорически отказывается оставить его возле администратора. Мама принимает решение зайти и пообедать со старшим ребенком, младшего оставив возле самоката, пока тот не бросит свою затею.
Уход мамы вызвал неадекватную реакцию ребенка — он упал на пол и начал кричать. Тут же появились сочувствующие — и это только усилило громкость рыдания. Мама не смогла долго выдержать осуждающий ропот бабушек. Семья ушла из кафе с чувством неутоленного голода и раздражения. День был испорчен.
Как оказалось, у ребенка это не первый опыт и такие «показательные выступления» — для него норма. Сын хорошо освоил систему управления мамой, но у социума (а это далеко не любящий и всепрощающий родитель) свои правила и порой очень жесткие. Как только у сына расширятся социальные связи (впереди школа, новые знакомства), публика будет все более разношерстная. Мальчик привык, что чужие взгляды его активизируют, но схема обязательно сломается, его старые методы прекратят срабатывать. Что в итоге? Ребенок с головой окунется в стресс.
— Многочисленные исследования показали, что кортизол — главный катаболический гормон, выделяющийся под действием тяжелого, повторяющегося стресса, — оказывает токсическое воздействие на мозг ребенка, приводя к нарушению мозговой активности и развитию широкого спектра заболеваний.
Другой пример. На диагностику привели шестилетнюю девочку. В процессе работы маме понадобилось на некоторое время покинуть кабинет, на что дочка отреагировала тяжело. Она закрыла лицо и тихо плакала, пока не вернулась мама. Это была не манипуляция, просто в своей жизни малышка уже пережила сильный стресс — разлуку с мамой в больнице.
Приведенные два примера четко показывают, в каких случаях просто необходимо твердыми и настойчивыми методами прекратить истерику, а где требуется мягкая и корректная терапия ребенка. Иногда нужно просто обнять и пожалеть.
Ребенок может транслировать вовне родительский негатив
— Что делать, если из истерики ребенок не выходит, а впадает в состояние, когда он уже вообще ничего не понимает, его трясет, дыхание сбивается, и становится просто страшно за малыша?
— Лучше, конечно, до такого не доводить, но на случай срыва нужно всегда иметь при себе бутылочку с водой. Смочите ребенку ручки, протрите лицо, дайте попить водички. Если дошло до того, что малыш даже не может сделать глоток, то хорошо на него водой побрызгать. Психический стресс необходимо компенсировать физиологическим.
Если уж ребенок бьется в припадке истерики на полу, подложите под голову что-то мягкое (или свои руки), пока волна гнева не схлынет. Не надо пускать все на самотек. А вообще в подобных случаях у меня только два вывода: ребенку требуется обследование у детского невролога или маме срочно нужна консультация у психолога, причем разбирать нужно в первую очередь ее состояние, а не поведение ребенка. Мама и малыш связаны очень крепко. Часто дети просто транслируют материнские переживания, выплескивают именно мамин негатив, который она в себе подавляет.
— Каким семьям нужно отправиться к психологу всем вместе?
— Давайте лучше определим, для кого консультация совсем не обязательна. Не требуется она тем семьям:
- где мама (да, в первую очередь, мама) часто смеется и чувствует себя комфортно и защищенно;
- где баловаться разрешается и это с удовольствием делают все (и взрослые, и дети);
- где ставка делается на хорошее настроение, аппетит и сон;
- где мама заходит в соцсети только для того, чтобы, к примеру, подобрать классный отдых для всей семьи, а не пропадает там на весь день;
- когда время и деньги тратятся не только на необходимые и полезные покупки, но и на создание себе и всем членам семьи хорошего настроения;
- где есть общие увлечения, дела, походы и поездки, вечерние посиделки, «щекоталки» и чтение сказок перед сном.
Такой семье у психолога делать нечего, с такими семьями все психологи останутся без работы (смеется). А всем остальным добро пожаловать к нам!
— Есть вопрос и с обратной стороны. Как, по-вашему, общество должно реагировать на детские истерики в общественных местах?
— Окружающие ведь все видят и могут дать оценку родителю: какая мама, каково ее поведение, что она делает в этот момент, и, исходя из этого, способны решать, нужна ли помощь.
Пример из жизни. В одном из гипермаркетов в отделе игрушек пятилетний ребенок сел на пол и отказался идти. Мальчик уже взрослый, и у него абсолютно адекватная мама, которая о помощи не просила. Она знала, что ей надо делать, и делала это правильно, не реагируя на выпады сына. Но сердобольные и любопытные взрослые, которые начали улюлюкать и сюсюкать с малышом, обстановку только ухудшили. Мальчишка к сидячей забастовке добавил громкий рев. Вся операция по воспитанию пошла коту под хвост.
Второй пример. В автобус вошла мама с прогулочной коляской. Малышу года полтора. Закрепив коляску, мама уткнулась в мобильник. Ребенок не спал, он мило улыбался всем присутствующим.
Малышу было скучно, и он стал стягивать с ножки сандалик. Резкий поворот автобуса, ребенок завалился набок и уронил сандалию. Мамина реакция ошарашила всех! Казалось, что от ее гнева сейчас просто развалится коляска. Малыш страшно перепугался и собрался было уже плакать, но, предвидя реакцию мамы на его плач, я и другие пассажиры вмешались: мы начали хлопать в ладоши, щелкать пальцами и еще неизвестно что делать, только чтобы переключить внимание малыша. Тот перестал хлюпать носом и стал с интересом за нами наблюдать. Маме же пришлось сдержать пар, ведь слишком уж много народу смотрело на нее и ее сына. Думаю, что наше вмешательство было к месту, хотя дальнейшая жизнь ребенка у меня вызывает грусть.
Третий пример. В парковой зоне на скамейке сидит мама, вся захваченная смартфоном. Рядом мальчуган лет 4-5, усиленно атакующий деревья песком и камнями. Вроде все нормально. Звонок телефона. Мама словно проснулась, вмиг стала активной. Тут же про нее вспомнил и малыш. Деревья облегченно вздохнули — ребенок весь свой неизрасходованный потенциал бросил на родительницу. Запрыгнув на скамейку, он усиленно стягивал с маминой головы солнцезащитные очки. Чтобы как-то отодвинуть от себя ребенка и не пропустить очень важную информацию по телефону, она стала ему помогать. Похоже и сын, и мама не рассчитали усилий — мальчик оступился и упал спиной на землю. Я могу предположить, что амплитуда взмаха маминой руки и громкости крика равнялась уровню страха, который она сама испытала. Рев стоял двойной: орала мама и кричал ребенок — воспитательный процесс был в разгаре.
В этот момент предложить свою помощь — равносильно получить такую же оплеуху, какую получил и сын. Чтобы не создавать дополнительный стресс, пришлось уйти из поля зрения этой пары.
В общем, ситуации бывают разными. А вот стоит ли терпеть детские крики в общественных местах? Это вечная дискуссия, которая не прекратится никогда. Мамы и папы будут отстаивать свои права, недовольные пассажиры, посетители и отдыхающие — свои. Быть ли скандалу? Это зависит от конкретных людей, которые волею судеб оказались в одном и том же месте.
Выводы
1. В раннем возрасте ребенка до истерик доводить нельзя. Объяснять ему что-то бесполезно, поэтому научитесь вовремя переключать внимание чада.
2. Постепенно формируйте у младшего члена семьи правильные привычные ассоциации — «запрос может быть удовлетворен лишь при спокойном обращении» — это правило должно укрепиться в его сознании.
3. Прежде чем кричать, постарайтесь понять сына или дочь, в чем конкретно заключается проблема.
4. Помните: читать нотации неэффективно. Разъясняйте ребенку разницу между хорошим и плохим через взаимодействие, игру, сказки, конкретные примеры.
5. Дети все повторяют за родителями. Если вы говорите, что кричать нельзя, и при этом сами имеете привычку повышать голос на окружающих, малыши будут делать точно так же.
6. Старайтесь поддерживать в семье позитивную доверительную атмосферу.
7. Почаще впадайте в детство сами, с удовольствием дурачась с младшенькими.
8. Научитесь отличать сильные внутренние переживания ребенка от обычной детской манипуляции. От этого зависит, как поступить в конкретной ситуации: показать свое возмущение или просто пожалеть сына или дочку.
9. Имейте под рукой воду. В момент истерики она вам пригодится.
10. Если истерики стали очень частыми — это сигнал, что не только ребенку, но и родителям необходимо поговорить с психологом об их внутреннем состоянии и проблемах.
11. Вмешиваться в ситуацию детской истерики, которую вы наблюдаете за пределами своего жилища, чаще всего стоит лишь тогда, когда вы видите, что родители в неадекватном состоянии и ребенку действительно нужна помощь. Ваш «очень мудрый совет со стороны» вряд ли будет принят к сведению и, скорее, лишь послужит дополнительным раздражающим фактором.
Фото: Анна Иванова
Читайте также:
«Когда хочется накричать на сына или дочку, представьте, что это чужой ребенок»: психолог о строгости и вседозволенности в воспитании
Психолог: «Ребенку нужна счастливая мама! Не сложилось с отцом малыша, попробуйте с другим мужчиной»
Как понять, что твой коллега — психопат? 7 типов людей, которые профессионально отравляют окружающим жизнь
Источник
Ребенок истерит по любому поводу
Знаете, что способно мгновенно вывести из себя любого родителя? Детская истерика. Ребенок орет, швыряет вещи, толкается, и единственное желание взрослого — любым способом прекратить это. Сегодня я расскажу, как справиться с истериками.
Когда ребенок бьется в истерике, естественное стремление мамы — успокоить расстроенного малыша. Но чем больше она старается, тем чаще и интенсивнее эти истерики происходят. Почему так получается? Давайте разберемся детально!
После долгих лет практики, я убедилась в том, что научиться успешно останавливать детские истерики можно, если понимать механизм их возникновения. Так что в этой статье вы узнаете все важные моменты:
что такое истерика и почему она возникает
ошибочные теории возникновений истерик
реальные причины истерик
какие бывают виды истерик и как на них реагировать
Что такое истерика и почему она возникает?
Истерика — говоря, языком научным, это перевозбуждение, которое приводит к потере самообладания. Из-за этого ребенок реагирует «неадекватно», не слышит вас, не воспринимает помощь, и с ним сложно договориться.
Например, вы гуляете с ребенком на площадке, пришло время возвращаться домой, и ребенок зашелся в истерике. Уровень огорчения и недовольства ребенка значительно превышает реальность проблемы, и мы видим гипертрофированное выражение недовольства: малыш падает на пол, кричит, не слышит аргументов и доводов родителей. В такие моменты ребенок не может успокоиться сам, или успокаивается медленнее обычного.
В резком появлении истерик у ребенка нет вашей вины, это просто особенность взросления. До 9 месяцев ребенок практически ангел — он смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда плохо. Но примерно в год-полтора дети становятся более упрямыми, они топают ножками, возмущаются, если им что-то не нравится, добиваются своего и намного лучше помнят свои желания, чем раньше. Иногда дело доходит и до истерик.
Вуаля, и спокойная жизнь мамы заканчивается. Но не стоит паниковать! Истерики — это нормальный этап развития. Ребенок начинает осознавать свои желания и пытается их реализовать, а когда мама не позволяет получить то, что хочется — малыш учится отстаивать свое желание с помощью крика, слез и упрямства.
Если родители не очень хорошо понимают своего ребенка, они могут закрепить и даже усугубить истерики, способствуя тому, что они становятся все более частыми, сложными и длительными. Я часто работаю именно с такими случаями. Многие приходят не лечить, а предупредить проблему, и это правильно. Но все же часто бывают ситуации, когда ребенок систематически падает на пол, кричит и даже дерется в ответ на любой отказ, чуть что — моментально устраивает истерику, не воспринимает слово «надо», а стремится делать то, что хочет… И тогда это тревожный звоночек.
Чтобы узнать, нормальны ли истерики вашего ребенка для возраста, в котором он находится, или вам следует насторожиться и что-то изменить в воспитании, обязательно пройдите тест «Детские истерики — нормально ли это?». Он поможет вам распознать тревожные сигналы и не усугубить состояние, в котором находится ваш ребенок!
Почему истерики закрепляются и их количество увеличивается как снежный ком? Мое мнение: родители не умеют различать истерики и правильно реагировать на причину, которая ее вызывает. Более того, в сфере воспитания рождаются целые мифы про причины истерик. Пришло время разобрать и опровергнуть самые распространенные из них!
ОШИБОЧНЫЕ ТЕОРИИ ИСТЕРИК
Чаще всего реакция на истерику формируется вследствие того, как родители сами ее видят. Например, если мама убеждена, что ребенок просто пытается привлечь внимание — ее реакция является продолжением такого убеждения: нужно отвернуться, оставить ребенка одного, он успокоится. Но причина может быть совсем в другом!
Чтобы не попасть в такую ловушку, разберем самые популярные ошибочные представления о возникновении детских истерик:
Потакание
Такая реакция связана с представлением о том, что у ребенка есть некие нереализованные потребности, которые он не может сам удовлетворить. Так мама кидается к ребенку и задает ему вопрос за вопросом: «Ну, что тебе нужно? Конфетку? Машинку? Ручки грязные?». Чаще всего, вслед за этим истерика разгорается еще пуще. Потому что правило «Чем больше будешь удовлетворять ребенка — тем меньше будет истерик» НЕ РАБОТАЕТ!
Так сформируется только правило ребенка «Чем больше я тревожусь — тем более взвинченный ребенок».
Пристыживание
Эта реакция рождается из видения, согласно которому плохое поведение ребенка можно сдержать стыдом. Якобы ребенок настолько боиться быть пристыженным, что от осознания своего позора он начнет себя контролировать, а все его потребности отойдут на второй план. Звучит комично, правда? Тем не менее, фразы «Да как тебе не стыдно?! Ты позоришь маму! Да я в твоем возрасте…» только ухудшают ситуацию, вызывая у ребенка ощущение отвержения со стороны родителей.
Наказание
Такие родители считают, что ребенок ведет себя сознательно, назло родителю, умышленно закатывает истерику. Как результат, стараются его «обуздать» и заставить вести себя, как подобает, с помощью наказания. К сожалению, такие меры редко бывают последовательны и больше похожи на «месть» родителей и их способ выразить досаду. Не говоря о том, что они могут быть разрушительны для ребенка.
Игнорирование
Желание игнорировать истерику связано с еще одним ложным представлением о том, что истерики, якобы, происходят для привлечения внимания. Ах, если бы все было так просто! Потребность во внимании — часто не цель, а лишь средство для получения какой-то другой помощи. Игнорируя ребенка таким образом, мы не учим его как ПРАВИЛЬНО коммуницировать: обращаться за помощью, просить, а не требовать, формулировать свои желания без крика и пр.
Это лишь часть ошибочных теорий в отношении истерики. В мастер-классе, который входит в курс «Детские истерики: как реагировать и научить по-другому» вы узнаете также о таких неправильных реакциях на истерики, как подпитка — стремление справиться с помощью ласки и нежности, и переключение — попытка просто отвлечь ребенка от проблемы, которые также часто встречаются среди родителей в моей практике. В основе этих теорий также лежат ложные установки.
Ответьте себе честно, есть ли у вас подобные представления? Наверняка, они знакомы вам — настолько они распространены.
Но не нужно опускать руки! Научиться различать настоящую причину истерик вполне реально. Но для начала давайте вспомним основы основ возрастной психологии.
Во-первых, следует помнить: в возрасте от года до пяти истерики неизбежны, потому что ребенок не умеет совладать со своими желаниями и не знает, как их удовлетворить. Ему остается только кричать, и ждать, что мама с папой отгадают его проблему и решат ситуацию.
Во-вторых, никогда не поздно научиться правильно реагировать на истерики. Это поможет уменьшить их количество и интенсивность, а также освоить навыки самоконтроля, общения и терпения.
С чего же начать? Мой ответ — учиться понимать причину истерик!
Да, многие из нас не знают, что истерики бывают совершенно разных видов и на каждую стоит реагировать по-разному. Именно неправильная реакция на ту или иную истерику усугубляет ее и приводит к бесконечному повторению. Поэтому так важно научиться с этим работать!
Все виды истерики, а также сценарии реагирования родителей с простыми упражнениями собраны в моем курсе «Детские истерики: как реагировать и научить по-другому», который состоит из 4-х уроков и двухчасового мастер-класса!
Благодаря этим урокам для родителей вы узнаете:
почему ребенок ведет себя плохо
какие бывают виды истерик и какие потребности ребенка лежат в их основе
как правильно нужно реагировать на истерику каждого вида;
как научить ребенка общаться без истерик
Вы также получите чек-листы, алгоритмы и последовательные шаги, как снизить количество истерик до минимума, которые можно быстро распечатать и повесить на холодильник, чтобы всегда были под рукой!
Этот курс — моя лучшая рекомендация для родителей маленьких непослушаек, если у вас нет много времени на учебу, а результат нужен очень быстро. Все подробности по ссылке:
ПРИЧИНЫ ИСТЕРИК
Очень часто истерики вообще не зависят от вас и вашего воспитания и могут быть связаны с такими причинами:
Плохое самочувствие: ребенок не выспался, болеет, заболевает или выходит из болезни, плохое самочувствие (дисбактериоз, глистная инвазия, вирус, зубы).
Неврология: последствия родовых травм, гиперактивность, синдром дефицита внимания, задержка интеллектуального и речевого развития и др.
Нарушение или отсутствие режима дня: нехватка сна, его позднее наступление, голод, который ребенок вовремя не распознал, монотонность занятий или, наоборот, их избыточность приводят к перевозбуждению, на фоне которого легко вспыхивает истерика.
Чтобы определить причину, просто наблюдайте за ребенком, задавая себе вопросы: «как давно он ел? не пора ли ему спать? может, ему просто сложно оторваться от приятного занятия?» Такие вопросы очень «отрезвляют» и снимают лишнюю вину с родителей. Ведь выявление такой причины позволяет сразу нащупать план действий.
Но есть и другие — истерики, которые зависят от вашего воспитания. Часто наша неправильная «обработка» истерик, реакция в ответ на поведение ребенка усугубляет истерику и даже закрепляет ее. Иногда истерики связаны с некоторыми другими погрешностями воспитания — отсутствие достаточных границ или наоборот, эмпатии. Давайте разберемся.
Самые распространенные причины:
Отсутствие здоровых границ. Речь идет об отсутствии разумных ограничений: когда мама настолько боится нанести ребенку психологическую травму, что дает ему полную свободу выбора. Ребенок может делать, что хочет и как хочет, а мама всячески ему потакает. Вместо ограничений и рамок она просит больше так не делать, объясняет, почему это плохо, или пытается договориться, «купить» хорошее поведение еще большими бонусами. Итог: нет родительского авторитета, и, как следствие, ребенок неуправляем, эгоистичен и требователен сверх меры.
Завышенные ожидания. Тут главную роль играют ваши представления о том, что ребенок может или не может делать. К примеру, ребенок научился одеваться сам, и мама ждет, что он теперь всегда будет это делать. Мама не дает ребенку послаблений, а если малыш устал, приболел или просто хочет, чтобы мама помогла ему одеться — мама скорее обидится или рассердится, чем попытается понять ребенка. Итог: истерика у ребенка и истерика у мамы.
Замечали за собой такое? Тогда время это исправить!
Как я уже упоминала, с истериками секрет успеха в том, чтобы правильно на них реагировать: вы можете либо дать ребенку опыт проживания истерики, либо научить его получать желаемое с помощью истерики. В первом случае вы продвигаете ребенка в сторону самостоятельности и зрелости, а во втором — провоцируете манипуляции и инфантильное поведение.
Правильность реакции заключается в том, чтобы определить вид истерики и вести себя соответствующе. Поэтому переходим к главному.
ВИДЫ ИСТЕРИК
Выделяют 4 основных вида истерик:
Манипулятивная
Истерика огорчения
Истерика бессилия
Катарсическая
Рассмотрим каждый вид истерики по порядку.
Манипулятивная истерика — связана с с потребностью ребенка в контроле и власти, как бы громко это не было сказано. Это нормальное желание, связанное с взрослением. Ребенок хочет ощущать, что он может выбирать и влиять на то, что происходит с ним и вокруг него. И, конечно, нам необходимо создавать возможность для ребенка ощущать свою силу, контроль и влияние. Вместе с тем, ребенок иногда претендует на то, что ему не по силам, но не осознает этого. И тогда ему нужно отказать. Часто родители думают, что ребенку виднее, что ему нужно, но не всегда это так. Именно родителям необходимо установить границы. Чтобы узнать, как это делать правильно, читайте статью «Границы и правила для ребенка: как устанавливать».
Истерика огорчения — в основе ее лежит дистресс (истощение). Ребенок как будто говорит «это слишком для меня». Часто такие истерики возникают на фоне усталости, перегруза (слишком много всего), монотонных действий. Ребенок не в силах выполнить задачу, которая перед ним стоит.
От таких истерик особенно страдают дети с особенностями развития: для них обычный стресс становится невыносимым. Если у вашего ребенка гиперактивность или вы подозреваете за ним такую особенность, читайте нашу статью: «Гиперактивный ребенок. Что же с ним делать?».
Такие истерики требуют от мамы простого принятия и поддержки. Возможно, ребенку нужна помощь, чтобы закончить начатое, или выполнить задачу. Тут не стоит становиться в оппозицию и настаивать на своем — важнее уступить и поддержать ребенка.
Истерика бессилия — связана с опустошающим чувством, когда ты ничего не можешь сделать и ощущаешь «крах» и «провал». Взрослые тоже часто сталкиваются с такими чувствами, но но детям во стократ сложнее. Ребенок может воспринимать неудачу как абсолютную — ее невозможно преодолеть. Такие истерики могут быть связаны со страхом перед чем-то новым или горем из-за потерей чего-то важного.
Если неправильно реагировать на подобного рода истерики, они закрепляются, и способствуют формированию пессимизма и неспособностью поверить в себя. Формируется мировоззрение, в основе которого установка «У меня ничего не получится, все бесполезно!». Поэтому родителю очень важно обучать ребенка преодолевать трудности: понимать свои чувства, мотивировать ребенка к конкретным действиям, которые помогут пережить ситуацию.
Катарсическая истерика — возникают вследствии перегрузки стрессом (когда вы долго-долго терпели, и тут терпелка закончилась). Суть истерики в том, что снять стресс. И именно этот тип истерик свойственен нам, взрослым 🙂
Поэтому главное, встречая такую реакцию, помнить о том, что она сама по себе целебна, и стоит относиться к ней с пониманием. Но это не отменяет тот факт, что необходимо учиться альтернативным способам справляться со стрессом!
Надеюсь, ваш взгляд на истерики никогда не будет прежним после этого.
Ведь теперь вы знаете, что истерика истерике рознь.
Напомню, с чего же начать — с наблюдений. Запишите себе особенности каждого вида истерик и постарайтесь определить, что перед вами, когда ребенок в очередной раз зайдется в плаче.
Но если вы чувствуете, что не справитесь, или вам нужно разобраться подробнее, обязательно приходите на курс «Детские истерики: как реагировать и научить по-другому», там я даю специальные чек-листы и четкие алгоритмы:
как определить, что за истерика перед вами
как реагировать на истерику того или иного вида
и (самое главное!) как помочь самой себе, когда у ребенка истерика
Ведь часто проблема в том, что мы сами не можем отреагировать спокойно, особенно когда истерика у ребенка очень бурная. Для проработки такой внутренней опоры, которая поможет удержаться от ответных эмоций, я предлагаю целый список упражнений:
аффирмации (поддерживающие установки)
простые техники осознанности
развитие самоконтроля
Этот курс сделает из вас специалиста по детским истерикам, подарит собственное спокойствие и уверенность в себе как родителя, и выведет ваши отношения с ребенком на новый уровень. Ведь он будет чувствовать, что его понимают, поддерживают, принимают. Вы будете для ребенка неоспоримой защитой и опорой, а значит — он будет расти счастливым малышом.
Все материалы курса в записи и доступ к ним пожизненный, поэтому эти знания останутся с вами надолго. Вы найдете их по ссылке:
Напишите, оказалась ли эта статья полезной для вас?
А если вам не хватило информации — скорей переходите на наш ютуб-канал и смотрите видео про ошибку родителей, которая может увеличить истерику ребенка в 10 раз!
Источник