Ребенок 3 месяца шагает

Оценка двигательного развития ребенка до 1 года

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

Контакт «рука — рука — рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват -удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину — с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

Контакт «рука — стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата — ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому — указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Читайте также:  Ребенок 3 месяц беременности

Источник

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Автор: Булавина Екатерина Борисовна

врач-педиатр 1 категории

г. Курск

Время на прочтение : 15 минут

Физическое развитие ребенка в три месяца — это еще более значительные прибавки роста и веса. А еще в этом возрасте малыш научится сообщать о своих желаниях, выражать эмоции с помощью улыбки или крика, активно реагировать на присутствие родителей. Обсуждаем трехмесячные показатели развития и несколько игр, которые полезны для формирования новых навыков, а также тактику родителей, если ребенок чего-то не умеет или делает что-то не так, как бы им хотелось, с врачом-педиатром Екатериной Борисовной Булавиной.

— Екатерина Борисовна, что умеет малыш в 3 месяца и есть ли особенности развития мальчиков и девочек в этом возрасте?

— В течение первого года жизни малыши стремительно меняются от месяца к месяцу. Но достоверные различия в развитии мальчиков и девочек в возрасте трех месяцев проследить достаточно сложно.

3 месяца: что должен уметь доношенный ребенок

Физическое развитие

  • Средние прибавки в весе -700-800 г, в росте — 3 см.
  • Мальчики: вес — 5,3-6,4 кг, рост — 58-61 см.
  • Девочки: вес — 5,2-5,9 кг, рост — 57,5-60,5 см.
  • Формируется подкожно-жировая клетчатка, тело округляется: появляются щечки, складочки на ручках, ножках.
  • Происходит активное развитие мышечной ткани.
  • Проходит физиологический гипертонус, движения становятся разнообразнее.

Двигательные навыки

  • Опираясь на предплечья, поднимает голову, хорошо держит ее в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивает на 180 градусов.
  • Поворачивается на бок, а некоторые дети — со спины на живот и обратно.
  • Учится управлять ручками. Хаотичные движения постепенно сменяются целенаправленными: малыш пытается дотянуться до игрушки, ударить по ней или ухватить, тянет руки в рот, сосет кулачки.

Психомоторное развитие

  • Проявляет интерес к окружающим предметам, следит за игрушками, поворачивает голову к источникам звука.
  • Учится понимать интонацию, подолгу гулит, издает разные звуки, к гласным добавляются согласные.
  • Громко плачет, если чем-то недоволен.
  • Изучает обстановку в комнате, любит путешествовать по дому на руках у родителей.
  • Оживленно реагирует на маму, когда она подходит, или на появление и голос близкого человека.

Формирование комплекса оживления, то есть внимательного и продолжительного взгляда на взрослого с улыбкой и усилением двигательной активности конечностями и головой, а также младенческими радостными возгласами, считается важным показателем здоровья и развития малыша.

— Если в три месяца не пропали безусловные рефлексы, означает ли это, что у малыша проблемы с центральной нервной системой?

— К третьему месяцу действительно должны угаснуть некоторые врожденные рефлексы. Врач обязательно обратит внимание на сохранность сосательного, поискового, хоботкового (губы малыша вытягиваются в трубочку при прикосновении) и ладонно-ротового рефлекса Бабкина (когда мама нажимает пальчиком в центр ладошки, малыш направляет к ней взгляд, поворачивает головку и открывает рот). Отсутствие тенденции к их угасанию в этом возрасте может сигнализировать о развитии неврологической патологии и требует консультации специалиста.

— Чем развитие недоношенного ребенка в три месяца отличается от развития обычного ребенка?

— Физическое и психомоторное развитие недоношенного ребенка в первую очередь зависит от степени недоношенности, с которой он родился, от веса при рождении и общего состояния. Незрелость нервной, дыхательной и пищеварительной систем не позволяет в первые месяцы набирать заветные граммы и сантиметры.

Физическое развитие недоношенного ребенка

  • Весовые прибавки за первый месяц — всего 180-300 г, за второй — 400-600 г, но к трем месяцам процессы стабилизируются и увеличение веса достигает уже 600-800 г.
  • В росте средние прибавки составляют 3-4 см за месяц.
  • К году или раньше малыш догоняет своих доношенных сверстников по физическим параметрам.

Психомоторное развитие недоношенного ребенка

  • Малыши, рожденные с весом до 1,5 кг, в три месяца только начинают фокусировать взгляд и реагировать на источник звука. Голову они научатся держать ближе к 5 месяцам.
  • Малыши с весом более 2 кг фокусируют взгляд раньше и учатся следить за предметом уже в 2-2,5 месяца, а голову держат в 4 месяца.
  • Малыши с легкой степенью недоношенности и весом при рождении более 2,5 кг способны фокусировать взгляд, следить за предметом и реагировать на звуки в месяц-полтора. В 3-3,5 месяца они учатся удерживать голову, а переворачиваться начнут в 4,5-5 месяцев.

Дети с легкой степенью недоношенности достаточно быстро догоняют своих сверстников, рожденных в срок. Глубоко недоношенные малыши вынуждены бороться за свою жизнь, и их отставание в развитии будет долгим.

— Правда ли, что в зависимости от того, какую потребность ребенок хочет удовлетворить, различают разные типы крика?

— Совершенно верно. Грудные дети с помощью крика или плача выражают негативные и позитивные эмоции или неприятные ощущения, причины которых могут быть самыми разными. Выделяют крик боли, удовольствия, гнева, голода. Здоровый, сытый, сухой и правильно одетый ребенок никогда не кричит долго.

Читайте также:  Ребенку 3 месяца маленький родничок
  • В возрасте 10-12 недель появляется хныканье, которое является реакцией недовольства. Хныканье в отличие от крика прерывистое, меньше сопровождается двигательным возбуждением и менее интенсивно.
  • В возрасте 12-13 недель младенческий крик-плач трансформируется во вполне осознанную просьбу. По характеру крика мама может определить состояние своего малыша.

Примеры детского крика

Крик голодного ребенка

  • Громкий, настойчивый, может сопровождаться дрожанием нижней челюсти, поворотами головы, поисковыми движениями губ.
  • Ребенок успокаивается, как только его начинают кормить.

Крик от боли при кишечной колике

  • Периодический, приступообразный, усиливается после еды, чаще в вечернее время и при попытке надавить на живот.
  • Во время приступа ножки поджаты к животу, их выпрямление вызывает усиление плача.
  • Крик ослабевает, когда к животу прикладывают тепло, делают легкий массаж, и прекращается после отхождения газов или дефекации.
  • Между приступами ребенок чувствует себя хорошо.

Крик от общего дискомфорта

  • Монотонное нытье с тихим стоном, который могут вызвать слишком яркий свет или громкий общий звуковой фон, некомфортная температура воздуха.

Крик от усталости, желания спать

  • Длительный плач с беспокойством, мотанием головы из стороны в сторону, трением глаз.

Крик из-за плохого самочувствия

  • Тихий, слабый, тонкий, часто прерывистый плач наподобие стона — требует немедленного обращения к врачу.
  • Монотонный, прерываемый иногда отдельными криками плач — может говорить о неврологических нарушениях, связанных с повышением внутричерепного давления.

Младенческие крики настолько индивидуальны, что по их особенностям можно опознать ребенка так же безошибочно, как это делается по отпечаткам пальцев.

— Как родителям организовать режим сна и бодрствования, чтобы помочь малышу развиваться гармонично?

— К трехмесячному возрасту начинает формироваться определенный режим дня, когда кормление и сон происходят примерно в одно и то же время, увеличиваются периоды бодрствования.

Сон ребенка в три месяца

  • Общее количество — 16-17 часов в день.
  • Ночной сон — 9-10 часов.
  • Дневной сон — один-два полноценных сна по 1-2 часа.
  • Промежуточные сны — по 30-40 минут.

Однако стоит отметить, что этот режим непостоянен и будет меняться. Мама должна внимательно следить за состоянием малыша, его настроением. Своим поведением, жестами, плачем малыш подскажет, когда ему пора есть, а когда спать.

— Какие нутриенты необходимы малышу в этом возрасте?

— Основным питанием в три месяца будет грудное молоко или адаптированная молочная смесь. Для полноценного развития малыш должен получать достаточное количество белка как основного строительного элемента и такие важные микроэлементы, как кальций, железо, йод, магний, витамин D3, витамины группы B, жирорастворимые витамины A, E, K, незаменимые аминокислоты, лецитин, полиненасыщенные жирные кислоты в оптимальном соотношении.

Грудное молоко

Содержит необходимые нутриенты в достаточном количестве при условии, что мама полноценно и разнообразно питается, не сидит на диете.

Детская смесь

Номер, качественный и количественный состав формулы должны соответствовать возрасту и физиологическим потребностям ребенка:

  • здоровые дети получают обычную смесь на козьем молоке или коровьем молоке;
  • дети с проблемами со здоровьем находятся на лечебной смеси по назначению врача.

— Какие отклонения от нормального развития считаются допустимыми?

— Родителям всегда следует обращать внимание на общее состояние ребенка, его эмоциональный фон, качество сна и аппетит.

Поводом для обращения к врачу будут следующие причины:

  • низкие массо-ростовые прибавки;
  • вялость, излишняя сонливость;
  • отсутствие реакции на появление взрослых;
  • частые крики, чрезмерная возбудимость, плохой сон;
  • нарушения мышечного тонуса, его повышение или, наоборот, снижение, когда ребенок вялый, пластичный;
  • асимметричность тонуса: повышен в руках и понижен в ногах или повышен с одной стороны;
  • ребенок не обращает внимания на игрушки, не следит за ними, не делает попытки дотянуться до них;
  • малыш неуверенно держит голову;
  • отсутствуют попытки перевернуться на бок даже с помощью родителей, нет гуления, реакции на звуки и мамин голос.

Не стоит беспокоиться, если малыш умеет переворачиваться на бочок, но ленится завершить маневр и перевернуться на живот или не может подолгу опираться на предплечья. Регулярная гимнастика позволит освоить эти навыки.

Как развивать малыша в три месяца с помощью игр и упражнений

Развивающие игрушки

  • Погремушка должна быть удобной и легкой, чтобы малыш мог ее удержать. Хорошую погремушку можно подвешивать к кровати, надевать на ручку, ножку в виде браслета или носочка: малыш с радостью будет ими шевелить, чтобы услышать необычный звук.
  • Ребенок способен следить за движущимися предметами, поэтому проявляет интерес к музыкальным мобилям, неваляшкам, развивающим коврикам или дугам с подвешенными игрушками.
  • Ребенок с удовольствием рассматривает свое изображение в зеркале — он может играть таким изделием из пластика.
  • Крупные контрастные картинки показывают для стимуляции зрительного анализатора.

Разнообразие материалов

  • Полезны гремящие, пищащие, шуршащие, вибрирующие игрушки из различных безопасных материалов. Используют сочетание тканей: деревянных, пластмассовых, силиконовых.
  • Можно дать ребенку потрогать обивку дивана, шторы, махровые, вафельные полотенца, обои разной фактуры, окружающие предметы, проговаривая их названия.
Читайте также:  Реакция ребенка на первые прививки в 3 месяца

Игрушки время от времени следует менять. Необязательно покупать много игрушек, их можно изготовить самостоятельно или использовать подручные предметы. Желательно проговаривать все свои действия с малышом. Голос мамы успокаивает и создает ощущение безопасности.

Речевые навыки

  • Разговаривайте как можно чаще и дольше во время игр, прогулки, гигиенических процедур, массажа, гимнастики.
  • Желательно, чтобы малыш видел лицо говорящего: так он учится сопоставлять интонацию и мимику.
  • Показывайте на улице предметы, людей, животных, описывая, что это и для чего, какие свойства имеет.
  • Выучите различные рифмованные потешки, считалки, прибаутки, песенки: чем чаще ребенок слышит речь, тем разнообразнее повторяемые им звуки.

Координация движений

  • Подвешивайте игрушки на разном уровне, чтобы малыш пытался дотянуться до них.
  • В положении малыша лежа на животе разложите игрушки вокруг него на разном расстоянии, чтобы, цепляя их ножкой или рукой, он слышал звуки и стремился повторить действие. Постепенно отдаляйте игрушки, чтобы малыш старался их достать.
  • Играйте в «возьми — отдай»: игрушку вкладывают в детскую руку, а затем забирают, сопровождая словами «возьми» и «отдай».
  • Полезны упражнения на изменение положения тела в пространстве, занятия на фитболе.

Психомоторное развитие

  • Важны постоянное активное участие малыша во всем происходящем, общение с родителями и остальными членами семьи, а не только роль пассивного зрителя.
  • Делают простой комплекс упражнений и легкий массаж.
  • Для развития и укрепления ножек полезно положить в кроватку или манеж небольшой мяч, шаровидную погремушку.
  • Чтобы стимулировать опору на предплечья из положения лежа, необходимо как можно чаще выкладывать малыша на живот среди ярких игрушек. Ему захочется их рассмотреть, и он попытается приподняться на предплечьях или дотянуться до интересных предметов.

Чем занять грудничка во время бодрствования

  • В комнате, где собралась семья или мама занята домашними делами, можно положить ребенка в специальное кресло или качели в положении полулежа, чтобы он наблюдал за происходящим и общался, или просто расстелить теплое мягкое одеяло и разложить на нем игрушки.
  • Для более тесного контакта с матерью во время домашних дел пригодится слинг.
  • Занимайтесь массажем, гимнастикой, пойте песни, разговаривайте, гуляйте с малышом по квартире.
  • Проводите на улице не менее двух часов в теплую погоду и 40-60 минут зимой. При температуре воздуха ниже -10 градусов с трехмесячным малышом гулять дольше 30 минут не рекомендуется.

Трехмесячный ребенок еще не может долго бодрствовать и большую часть суток проводит во сне. Слишком активные занятия могут спровоцировать перевозбуждение. Если кроха необычно долго бодрствует и ему давно пора спать, то нужно мягко, но настойчиво попытаться успокоить его и уложить.

— Можно ли отдавать трехмесячного ребенка в специальные группы обучения иностранному языку, рисованию, танцам? Такие занятия принесут больше пользы или вреда?

— Три месяца — это слишком ранний возраст для подобных занятий. Малыш в силу своих физиологических особенностей просто не способен усвоить такую информацию. Для полноценного развития ребенка достаточно как можно чаще с ним общаться, напевать, читать детские стихи, показывать яркие картинки, гулять, заниматься физическими упражнениями в домашних условиях. Группы раннего развития не нужны.

— Какие советы и рекомендации дает ВОЗ по воспитанию и развитию детей в трехмесячном возрасте?

— Различий между рекомендациями ВОЗ и отечественной школы педиатрии нет. Тезисно можно сформулировать их следующим образом:

  1. Ребенку от 0 до 3 месяцев необходимо не менее 30 минут физической активности ежедневно, например, по десять минут утром, днем и вечером.
  2. Ребенок может находиться в автомобильном кресле, люльке, манеже, коляске, детском стульчике или в другом удерживающем устройстве не дольше 1 часа. В часы бодрствования положение тела нужно сменить, перейти к другому виду деятельности.
  3. Ребенок нуждается в полноценном отдыхе: нормы сна для него составляют от 14 до 17 часов в сутки, поэтому родители должны придерживаться режима и следить, чтобы ребенок спал положенное время.
  4. До года не рекомендуется знакомить ребенка с гаджетами, телевизорами, планшетами, телефонами.
  5. По-прежнему полезны массаж, солнечные и воздушные ванны, купания.
  6. Поощряются тесный контакт матери и ребенка, грудное вскармливание до двух-трех лет, использование слинга, совместный ночной сон.

Трехмесячный малыш продолжает активно расти и меняться. Для разностороннего развития ему необходимо постоянное общение со взрослыми, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и полноценный сон. Не забывайте, что все дети развиваются по-своему, поэтому не стоит мучить себя домыслами, если ребенок что-то не умеет в возрасте 3 месяцев. Для собственного спокойствия о здоровье ребенка всегда лучше побеседовать с врачом.

Врач-педиатр

Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник