Ребенок 3 месяца ноги в позе лягушки

Ребенок сидит в позе лягушки — нормально ли это?

ребенок сидит на кровати и хлопает в ладоши

Дети с 1 до 3 лет часто предпочитают сидеть в позе лягушки. Такое положение детям удобно тем, что они устойчиво сидят, не наклоняясь в сторону.

Многие родители начинают волноваться — можно ли так сидеть малышам или это приведет к искривлению ноги и позвоночника? Давайте разберёмся. 

Что такое поза лягушки?

Позу лягушки еще называют w-образным положением. Дети, сидя на полу, сдвигают колени, голень ног располагается при этом рядом, по бокам.

Пальцы ног направлены наружу. То есть, попа находится между согнутых коленей. Если посмотреть на ребенка сверху, положение это будет похоже на английскую букву W.

Читайте о том, когда ребенок начинает сидеть>>>

Почему ребенок так сидит?

Костная система детей пока еще не сформирована до конца, поэтому им легко ее принять. Взрослым такую гибкость проявить не получится.

Детям так легче играть игрушками, смотреть мультфильмы, потому что поза лягушки помогает им сохранить равновесие.

Проблема может быть в том, что мышцы ребенка не развиты, связки слабые. Часто у детей любящих находиться в такой позе выявляется сколиоз, асимметрия частей тела, он сутулится.

Нужно ли поправлять ребенка?

В позе лягушки полезно сидеть детям, у которых наблюдается О-образное искривление нижних конечностей. Это когда ноги в области колен не смыкаются.

Такой дефект возникает от деформации костей голени. В других же случаях w-поза вредна. Частое принятие такого положения может привести к:

  • травме суставов;
  • нарушению регуляции положения тела;
  • перенапряжению мышц бедер и икр;
  • подвывиху тазобедренного сустава.

Сидя в позе лягушке, верхняя часть бедер достаточно сильно повернута внутрь. Это оказывает давление на коленный сустав, а также тазобедренный, что приводит к их повреждению.

Несмотря на то, что ребенок принимает устойчивое положение в такой позе, она все-таки сковывает его движения. Он не может свободно осваивать пространство сбоку и сзади. К тому же, есть риск деформировать позвоночник.

Перенапряжение мышц бедер и икр провоцирует возникновение или усиление уже имеющегося плоскостопия.

Еще один исход — нарушение положения ног при ходьбе, когда ступни выворачиваются наружу. Помимо всего длительное принятие такого положения приведет к болям в коленях и пояснице. Так что в большинстве случаев в w-позе сидеть детям не рекомендуется.

Но дело в том, что для детей до трех лет такая поза является естественной.

Читайте также Чем занять ребенка в 1,5 года>>>

Главное, чтобы его стопы и голень располагались на одной линии. Если же стопы развернуты в стороны на 90 градусов к голени, это уже нанесет вред бедру.

Важно! Поправляйте стопы ребенка так, чтобы они были на одной линии, как бы стопы — продолжение голени.

Чем старше становится ребенок, тем чаще предлагайте ему сидеть в других позах:

  • по-турецки;
  • на пятках;
  • подогнув ноги вбок, сев на бедро;
  • ноги вытянуты V-образно вперед.

Преимущество позы «По-турецки» или ее еще называют «Полулотос», в том, что она обеспечивает ребенка устойчивостью и достаточно ровной осанкой.

Такое положение не давит на тазобедренный сустав, снижает нагрузку на колени и бедра.

Особенно оно полезно детям, у которых Х-образное искривление ног — когда колени смыкаются, а лодыжки и стопы нет.

Читайте также Ребенок ходит на носочках: причины>>>

Сидя попой на пятках дети легко удерживают ровную осанку и равновесие. Так удобнее играть, выполнять манипуляции с предметами. Недостаток в том, что колени и бедра находятся согнутыми, лодыжки при этом загнуты вниз. Ноги быстро затекают.

Сидя на боку, согнув обе ноги в противоположную сторону, ребенку обеспечивается большая площадь опоры. Но давление на тазобедренный сустав в такой позе распределяется неравномерно.

Из-за этого ребенок обычно сидит не ровно, а кренится в сторону. Но на некоторое время так сесть можно, для смены положения.

Сидя в V-образной позе, когда немного раздвинутые ноги вытянуты вперед, как рогатка, у ребенка тоже не сковываются движения. Нагрузка на позвоночник отсутствует. Но просидеть длительное время с прямой спиной в ней сложнее.

Важно! В любом возрасте и любую позу необходимо изменять время от времени. Напоминайте ребенку, чтобы он поменял свое положение. Поощряйте его, хвалите.

Можно приобрести низкие скамейки или подушки, на которых можно сидеть, а также маты. Сами демонстрируйте ребенку, как нужно сидеть и как часто менять позы.

Играйте с ребенком в игры, которые предусматривают активное перемещение по периметру комнаты. Например, разложите игрушки так, чтобы ему приходилось тянуться за ними.

О том, что и как делать с ребенком до 1 года, чтобы он рос спокойным, довольным, и хорошо развивался, смотрите в интеренет-курсе Мой любимый малыш>>>

Он будет наклоняться вперед, вставать на колени, опираться на одну руку, а другой доставать интересующий предмет.

Физические упражнения помогут ребенку укрепить мышечный корсет пояса. Делайте наклоны из стороны в сторону, при которых руки будут находиться на поясе. Расположите руки над головой с мячом и тоже поделайте наклоны вправо и влево. Полезны повороты в разные стороны со сведением и разведением рук.

Если же все-таки не получается изменить привычку ребенка и разнообразить его позы, обратитесь к массажисту. Он выяснит состояние мышц ребенка и проведет подходящий курс массажа.

Полезно записать ребенка в бассейн. Занятия плаванием хорошо влияет на общее физическое развитие.

Здоровья вам и вашим деткам!

Читайте также:

  • Развитие ребенка по месяцам до года
  • Когда можно сажать ребенка в ходунки?
  • Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Источник

Ножки лягушкой у новорожденного | Лечение ног

Малыши рождаются с повышенным мышечным тонусом из-за позы эмбриона в утробе матери. Именно поза эмбриона является главным признаком повышенного тонуса после рождения – ручки согнуты в локтях, колени подтянуты ближе к животику, руки зажаты в кулачки, а голова слегка запрокинута назад. Если вы попробуете выпрямить ноги и руки малыша, вы почувствуете сильное сопротивление. Обычно повышенный тонус мышц у грудничков держится около 3 месяцев, затем постепенно снижается.

Многие мамы, будучи уверенными, что повышенный тонус это норма для всех новорожденных, не сильно обращают на это внимание и совершают, таким образом, ошибку. Дело в том, что мышечный тонус новорожденного это есть прямое отображение состояния нервной системы и общего самочувствия. Если у малыша в течение первых 3-6 месяцев жизни гипертонус мышц так и не проходит, это может означать, что есть какие-то отклонения или нарушения в деятельности организма. И если сразу не начать решать этот вопрос, есть большой риск, что ребенок будет отставать в развитии.

Врачи-педиатры на осмотре всегда наблюдают за позой малыша  и тем, как он двигается. Врач держит ребенка горизонтально в воздухе вниз головой и, если голова находится на одной линии с туловищем, и ножки и ручки подтянуты к себе, значит, есть повышенный мышечный тонус.

Читайте также:  Ребенок за 3 месяц набрал всего 250 грамм

Заметить гипертонус у новорожденного могут и родители – малыш не расслабляется, даже когда спит.

Противоположное состояние гипертонусу – гипотонус. Гипотонус характеризуется так называемой «позой лягушки» — коленки развернуты в стороны, ручки раскинуты. Подобное состояние также опасно для дальнейшего развития ребенка.

Но переживать не стоит – если во время обратится к врачу и назначить лечение, ничего страшного не произойдет.

Существует несколько способов, чтобы понять какой мышечный тонус у новорожденного.

Положите ребенка на твердую ровную поверхность, возьмитесь за его кисти и слегка потяните их к себе. Если его локти спокойно разогнулись, а в положении сидя выпячен живот, значит, у него пониженный мышечный тонус (гипотонус). Если локти так и не разогнулись, то это повышенный мышечный тонус (гипертонус).

Тонический рефлекс это естественная реакция мышц сгибателей и разгибателей на изменение положения тела. Например, если вы положите ребенка на твердую ровную поверхность, он начнет как бы «раскрываться», т.е. пытаться выпрямить конечности, а когда вы перевернете его на животик, то, наоборот, он начнет «закрываться». Если реакция на подобные положения отсутствует, то это гипотонус. Если подобная реакция сохраняется у ребенка старше 3 месяцев, то это гипертонус.

Симметричный и ассиметричный рефлекс в норме должен сохраняться у новорожденного до 3 месяцев. Положите ребенка на спину, а свою ладонь на его затылок и слегка наклоните голову к его груди – малыш должен выпрямить ноги, а руки согнуть. Теперь поверните голову к правому плечу – малыш должен вытянуть правую руку вперед, выпрямить правую ногу, а левую согнуть. Теперь поверните голову к левому плечу – малыш должен повторить тоже самое в «зеркальном» варианте. Отсутствие рефлекса – гипотонус, сохранение рефлекса после 3 месяцев – гипертонус.

Возьмите ребенка под мышки и попробуйте поставить на ноги на пеленальный столик, слегка наклоняя его вперед, как бы подталкивая сделать шаг вперед. В норме малыш должен опереться на ровную стопу с расправленными пальцами. Если малыш отказывается ходить или вместо того, чтобы стоять, он приседает, значит, у него гипотонус. Если малыш вместо прямой стопы опирается только на пальцы, значит, у него гипертонус.

Лечение зависит от конкретной ситуации, но обычно врачи-невропатологиножки лягушкой у новорожденного назначают лечебный расслабляющий массаж для новорожденных по 10 сеансов с повтором каждые полгода. Также назначаются плавание, электрофорез и лечебная гимнастика. В более серьезных случаях могут назначить лекарственные препараты для снижения тонуса мышц, а также витамины группы B.

Делать массаж и гимнастику вы можете и сами дома – достаточно выполнять несколько несложных манипуляция. Например, можете положить кроху на спину, взять за кисти и немного потрясите из стороны в сторону, как бы расслабляя мышцы в области рук и плеч. Тоже самое сделайте и с ногами. Еще можете положить ребенка на живот и выполните поглаживания спины – сначала кончиками пальцев, затем всей ладонью.

Помните, что новорожденным с гипертонусом нельзя делать обычный массаж типа похлопываний и усердного разминания мышц. Также избегайте ходунков – они лишь усугубляют состояние гипертонуса.

Гипотонус лечится практически также как и гипертонус, т.е. делается массаж, гимнастика, плавание. В случае гипотонуса массаж должен включать похлопывания и разминания для мышечной стимуляции. Разминание лучше всего делать костяшками своих пальцев – пройдитесь ими сначала по спине, попе и ногам, затем переверните и сделайте тоже самое по ручкам, животику и ногам. Двигайтесь от периферии к центру.

Источник

Ребенок 7 месяцев. При ползании ноги расползаются в «лягушку»

Еще добавлю опрос. Извините за повторные сообщения, не могу уже отредактировать сенодняшнее.
На спине:
1.Поднимает ли ноги, насколько высоко, поднимается ли при этом крестец – поднимает, тянет в рот, крестец поднимается
2. Тянется ли к игрушке, выпрямляет ли при этом руку, может ли водить рукой за игрушкой – на все – да
3.При присаживании за руки голова опережает корпус, отстает или на одном уровне – опережает.
4.Перевороты со спины на живот и обратно – да. В 3 мес на живот, в 5 на спину

Поза на животе:
5.Лежит ли на животе с согнутыми локтями, раньше лежал, теперь все время встает на четвереньки, спит на животе
6. Может ли в этой позе взять игрушку, может ли для этого оторвать руку от опоры — может
7.Лежит ли на животе опираясь на ладони рук, выпрямленных в локтях – да, пока не начал вставать на четвереньки лежал так
8.Поджимает ли согнутые ноги под попку – да
9 Стоит ли на четвереньках. Качается ли в этой позе – да
10 Как перемещается по поверхности (ползает, перекаты, в позе сидя, на четвереньках, по-медвежьи) — ползает на четвереньках
11.Какая поддержка нужна при сидении – сидит самостоятельно. Но я еще страху, иногда может заиграться и завалиться назад. Если падает в сторону, то группируется и руками останавливает падение.

Поза стоя и смена поз
12. Стоит ли с опорой и с какой (у дивана, за руки, поддержка подмышками)- стоит сам у дивана, в кроватке, с поддержкой подмышками тоже стоит. Может повернуться и опереться спиной о диван и так стоять, руками играя с игрушками. Еще немного болтается.
13.Умеет ли сесть из позы лежа/на четвереньках- с четверенек через левый бок, лежа учим, пока с помощью садится.
14. Умеет ли встать к опоре- да
15.Умеет ли стоять и/или ходить у опоры- делает насколько шагов к игрушке, вправо хорошо шагает, а влево нога иногда варусно выворачивается и может запнуться.
16. Умеет ли садиться от опоры-из положения полулежа- да

Игра:
1. Может ли взять из ваших рук игрушку-да
2. удерживает ли ее-да
3. держит ли большую игрушку двумя руками-да
4.Что делает, если дать игрушку с деталями (кольцо с ключами) или две игрушки связанные вместе?- рассматривает, трясет, кидает или тянет в рот

Общение и речь
1. Смотрит ли на вас, когда вы разговариваете?-да
2. Какие звуки издает?- папапа, бабаба, мамама, вава, с соской во рту много разговаривает га-ля, ко-ля, ля-ля что-то такое слышится
3. Улыбается вам или игрушке?-да, улыбается очень много и мне, и знакомым, и незнакомым.
4. Как реагирует, когда вы подкидываете, дуете в животик?- смеется

Сидя с поддержкой, свободно поворачивает голову из стороны в сторону-Да
На спине приподнимает голову, прижимая подбородок к груди- Да
Тянет руки, чтобы его взяли. Подтягивается, если дать ему свои руки- руки тянет, чтобы взяли очень редко, подтягивается
Начинает подпрыгивать, пружиня ногами, при поддержке подмышки в вертикальной позе с опорой на поверхность- нет, не пружинит совсем
Удерживает игрушку двумя руками-Да,
Перекладывает игрушку из руки в руку, вертит, трясет, ощупывает-Да
Удерживает две игрушки одновременно Да
Целенаправленно тянется двумя руками к предметам и людям-Да

Источник

От 0 до 4, или Как развивается здоровый ребенок. Развитие ребенка от рождения до года

Развитие как механизм

Нормальный, полноценный, с точки зрения врачей, ребенок должен не только вовремя набирать вес, расти, но и проявлять свои эмоции и выполнять определенные движения. Если все эти функции появляются вовремя, это означает, что головной мозг малыша и его двигательный аппарат развиваются правильно. Поэтому, обнаружив не соответствующее возрасту развитие моторики (двигательных функций) и психики, нужно обязательно выяснить, зависит ли эта задержка развития от врожденного дефекта центральной нервной системы или она вызвана тем, что с малышом мало занимаются родители.

Читайте также:  Как капать протаргол ребенку 3 месяца

Дело в том, что нервная система ребенка, так же как и иммунная, развивается по мере того, как он растет, поэтому то, насколько интеллектуально развитым будет ваш малыш, во многом зависит от условий, в которых он находится. Например, еще до рождения ребенок нуждается в общении, а с появлением на свет оно становится ему просто необходимо. Вот почему дети, которые по каким-либо причинам не могли быть рядом с родителями, по физическим и интеллектуальным параметрам уступают малышам, растущим в семьях, где им обеспечивают не только хороший уход (кормление, купание и т.д.), но и полноценное общение как с равноправными членами семьи.

Интеллектуальное развитие малыша, особенно совсем маленького, зависит и от режима воспитания и ухода, созданного родителями. Например, дети, которых постоянно держат завернутыми в одеяло (с ногами и руками), поздно начинают ползать и брать предметы руками. Существует и другая крайность: родителям кажется правильным торопить развитие малыша. Конечно, путем тренировки ребенка можно приучить, например, раньше сидеть или стоять. Однако эти ранние успехи не только ему не полезны, но даже вредны. Чтобы малыш вырос гармоничной личностью, надо просто соблюдать определенные правила воспитания, режим питания и сна. Обеспечьте его игрушками, постоянно разговаривайте с ним, следите, чтобы он вовремя приобретал необходимые его возрасту навыки, а в случае отставания незамедлительно обратитесь к врачу.

Понять, как развивается малыш, вам поможет наша схема. Изучая ее, не забывайте, что каждый ребенок растет не столько по «книжному», сколько по своему собственному «графику», и это нормально.

Он родился!

Новорожденный физически беспомощен, его движения неопределенны. К моменту рождения он обладает пищевым рефлексом, который проявляется в том, что ребенок ищет мамину грудь и сосет ее. Хорошо заметен оборонительный (защитный) и ориентировочный рефлексы. Защитный рефлекс проявляется миганием глаз, ориентировочный — движением глаз к источнику света. Однако малыш пока не в состоянии следить за предметами глазами. Если вы коснетесь внутренней стороны ладошек новорожденного пальцем, он схватится за него. В этом возрасте малыш, захватив большие пальцы рук папы или мамы, хорошо удерживается в висячем положении. Спит он в позе лягушки: лежа на спине, с согнутыми в локтях и поднятыми вверх ручками, и с ножками, согнутыми в коленных суставах и раздвинутыми в стороны.

Что должно встревожить родителей? Малыш не сосет, не реагирует на свет, спит с вытянутыми вдоль туловища ручками и ножками.

1 месяц

В этом возрасте малыш замечает яркие предметы. Он вздрагивает или мигает, если слышит резкий звук, пытается прислушиваться к тому, что происходит вокруг. Появляются первые неопределенные звуки — гуление, первая улыбка. На несколько секунд, в основном лежа на животе, малыш может удерживать голову в вертикальном положении. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползти. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет упереться ножками в опору (например, в пол). С момента рождения и до 2 месяцев малыш спит около 20 часов в сутки.

Что должно встревожить родителей? Малыш не реагирует на резкие звуки, спит мало (бодрствует между двумя-тремя кормлениями) или наоборот много (когда его приходится будить, чтобы покормить), плохо ест (не доедает положенный объем пищи).

2 месяца

Малыш хорошо следит глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову в сторону на человеческий голос, прекращает сосать, если вы показываете ему яркий предмет. Лежа на животе, он поднимает голову и приподнимает грудь, на 1-1,5 минуты удерживает голову. Если вы будете поддерживать его под мышки, он сможет стоять, правда, пока подгибая ножки. Исчезает способность удерживаться в висячем положении и стремление ползать. Он улыбается в ответ на улыбку и гулит уже более отчетливо. Ребенок пробует удерживать предметы всей рукой, и его движения уже не такие беспорядочные и неопределенные, как раньше.

Что должно встревожить родителей? Малыш не проявляет эмоций, безразличен к окружающему, не реагирует на улыбку близких, не удерживает предметы рукой и не съедает положенный объем пищи.

3 месяца

Находясь в вертикальном положении, малыш может сосредоточить взгляд и следить за предмете» 5-6 минут. Теперь он четко улавливает направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается. Ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот, когда она приближается. Лежа на животе, он может подниматься, опираясь на локти и предплечье, пробует сидеть (если его поддерживают за попку), переворачиваться со спины на бок, держать голову. Движения его ручек становятся свободными и целесообразными: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушки, хлопает в ладошки и тянет их в рот. Теперь малыш узнает маму, начинает улыбаться родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то идет не так. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку.

Что должно встревожить родителей? К концу третьего месяца малыш не может удерживать полову сам, не следит за движущимися предметами, не улыбается и не меняет выражения лица, пугается при появлении чего-то необычного, не координирует движения.

Подведем итог Что необходимо малышу в возрасте до 3 месяцев? Внимание родителей и близких людей. Ему нравится, когда мама и папа берут его на руки, разговаривают и общаются с ним, рассказывают о том, что происходит вокруг, читают книжки. Приучите малыша спать в собственной кроватке. В этом возрасте ребенку необходимы погремушки, они должны быть подвешены над кроваткой так, чтобы он мог сначала ударять по ним, а потом и хватать ручками.

4 месяца

Лежа на животе, малыш следит за движущимися предметами, ощупывает мамину грудь. Теперь, увидев незнакомое лицо, он может испугаться, или наоборот заинтересоваться. Приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони, переворачивается со спины на живот, хватает, гладит предметы. Он дольше гулит, и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается со спины на живот, не удерживает предметы и не реагирует на посторонних людей.

5 месяцев

Малыш по-разному реагирует на разных людей. Он уверенно хватает предметы руками и так же уверенно тянет их в рот. Теперь малыш хорошо сидит, держась за что-нибудь руками. Если вы возьмете его под мышки, он будет стоять почти прямо, не подгибая ножки.

Что должно встревожить родителей? Малыш плохо сидит или не делает попыток сесть, не узнает родителей.

6 месяцев

Малыш уже переворачивается с живота на спину и наоборот, со спины на живот. Теперь он сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках. Если вы подтянете его за руки, он поднимется на ножки, а если поддержите за грудь — сделает первые попытки переступить с одной ноги на другую. Малыш уже хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую игрушку, начинает искать исчезнувшие предметы. Он умеет смеяться, хныкать, плакать и реагировать на эмоции других людей. Малыш пытается произносить слоги, он назовет маму — «ма», а бабушку — «ба».

Читайте также:  Что подарить ребенку 3 месяца на крестины мальчику

Что должно встревожить родителей? Малыш не может сидеть даже с поддержкой.

7 месяцев

Начало пути маленького исследователя малыш тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему. Теперь он сам поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку, становится на четвереньки, ползает, сидит, встает на колени, опираясь на перила кроватки. Если вы будете поддерживать его под мышки, он начнет шагать. Его движения становятся целеустремленными, например, он умеет перекладывать предмет из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает повторять слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

Что должно встревожить родителей? Ребенок не переворачивается с живота на спину и обратно, ему трудно доносить предметы до рта. Опираясь на ноги, он не способен выдержать собственный вес. Малыш ничему не радуется, не обнимает маму и папу, не следит глазами за движущимися предметами, не проявляет интереса к игре в «ку-ку», не лепечет.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 4-7 месяцев? Он нуждается в еще большем внимании близких. Малыш любит обнимать родителей, и в этом удовольствии ему нельзя отказывать, ведь именно так он пытается победить в себе чувство страха. Постарайтесь разобраться в его лепете, отвечайте словами и жестами. В этом возрасте малышу нужны жесткие игрушки, но ему по-прежнему полезны прежние «друзья»: погремушки, кольца.

8 месяцев

Малыш улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового. Он сам садится и из этого положения может лечь. Теперь малыш умеет стоять, держась одной рукой, а если вы поддержите его за ручки, сделает попытку пройтись. Он учится играть в «ладушки», то есть старается хлопать в ладоши.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не сидит, не пытается встать или не может долго стоять. У него постоянно плохое настроение, ему не доставляют радости ни игрушки, ни присутствие родителей.

9 месяцев

Теперь малыш уже сам ищет спрятанный или упавший предмет. Он делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом (берется руками за спинку стула и двигает его вперед). Если вы поддержите его за обе ручки, он сможет сесть и встать на колени. Малыш уже может собирать мелкие предметы, глазами следит за падением предметов. Во время еды пробует пользоваться… собственным пальцем. Ребенок начинает осваивать жесты, например, качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет.

Что должно встревожить родителей? Малыш не может шагать, не умеет стоять без опоры и найти спрятанный предмет.

10 месяцев

Малыш стоит и поднимается без опоры и делает попытки передвигаться, держась за одну руку. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет предметы отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не стоит, не пытается ходить, не произносит слоги.

11-12 месяцев

В конце 1-го года жизни (11-12 месяцев) малыш уже может наложить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается не приседая, чтобы поднять предмет, хорошо ходит, держась за одну руку (в 11 месяцев), делает первые шаги сам (в 12 месяцев). Он знает названия многих предметов, различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова: мама, папа. С удовольствием имитирует действия других людей.

Что должно встревожить родителей? В возрасте 8-12 месяцев малыш не ползает, ползает с трудом или ползет в какую-нибудь одну сторону, не может стоять без поддержки. Он не пользуется жестами, например не машет ручкой на прощанье, не произносит простые слова. Не может изменить позу — переместиться из положения сидя на четвереньки, не способен брать игрушки из коробки.

Подведем итог. Что необходимо малышу в возрасте 8-12 месяцев? Малыш любит двигаться, играть с взрослыми, он требует к себе внимания, активно участвует во всех домашних делах. Ему необходимы игрушки (например, мячи и механические игрушки) и пространство для активной игры (комната, где бы малыш мог свободно передвигаться).

2-й год жизни

Малыш уверенно ходит, его словарный запас обогащается: теперь он произносит отдельные слова (к 15-18 месяцам), а затем предложения из двух, трех слов (к 18-24 месяцам). Он различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Начинает бегать, поднимается и спускается с лестницы. Теперь он сам может снять что-то из одежды, знает и показывает, где находятся нос, глаза. Малыш берет предметы большим и указательным пальцем, учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых.

Что должно встревожить родителей? В словарном запасе малыша нет ни одного связного слова, он не может выполнить простую просьбу, с трудом играет в «ладушки», к 18 месяцам так и не начал ходить. Свои потребности он выражает плачем, не беспокоится по поводу отсутствия мамы, папы.

Подведем итог. Что необходимо двухлетнему малышу? И снова главное для малыша — ваше внимание, поэтому проводите с ним больше времени. Подарите ему детский стол, стульчик, кубики, пирамиду, состоящую из 3-4 колец, стаканчики разной формы. Не забудьте про мягкие игрушки, предметы для игры в воде, «хозяйственные инструменты» (молоток, колышки, посуду). Обзаведитесь игрушками для прогулки: ведром, лопаткой, машинками.

2-3 года

Малыш ест ложкой, правда, владеет ей пока нетвердо. Он много рисует, листает и рассматривает книжки, узнает на картинках предметы, называет цвета, задает взрослым бесконечные вопросы, запоминает простые стишки и мелодии. Его словарный запас достигает 250-300 слов. Малыш умеет жалеть, смущаться, гордиться собой.

Что должно встревожить родителей? Ребенок не может передвигаться сам, снимать одежду, строить простые фразы, он путает названия частей тела, не проявляет интереса к другим детям.

Подведем итог. Что необходимо трехлетнему малышу? Ему важно чувствовать, что родители всегда готовы включиться в его деятельность, что для них он — самый интересный человек на свете. В этом возрасте ребенок остро чувствует любовь и нелюбовь своих близких и формирует свои привязанности, которые сохраняются на всю жизнь. Малыш должен иметь вещи, которые можно брать и носить: книжки, машинки, игрушки. Покажите ему, как пользоваться пастелью, большими мелками и бумагой. Держите под рукой книжку с картинками, где изображены простые действия, и просите малыша показать и назвать персонажей. Учите ребенка конструировать предметы, отвинчивать и завинчивать крышки.

3-4 года

Малыш начинает активно пользоваться многосложными фразами, становится любознательным. Он пытается рисовать человека и животных. Ребенок любит шумные подвижные игры, возню с детьми и взрослыми, игры с правилами, с удовольствием наряжается. С ним нужно много играть, позволять разговаривать по телефону, общаться с другими детьми дома и на прогулке. Рассматривайте вместе альбом с фотографиями и называйте знакомых людей, слушайте песенки и напевайте их. Читайте сказки, стихи и просите малыша пересказывать их содержание. Пришла пора обзавестись различными предметами для подвижных игр: матрасом, подушками, мячами, шведской стенкой.

Любовь Харитонова, врач-педиатр

Статья из майского номера журнала.

Источник