Ребенок 3 месяца лижет руки
Содержание статьи
Ребенок сосет кулаки и пальцы: что делать?
Сегодня отвечу на письмо. Ведь тема важна и актуальна для каждой мамы ребенка с рождения до 6 мес.
Итак, ребенку 3 месяца.
Хорошо прибавляет в весе, в первый месяц сильно страдал коликами, и часто срыгивал.
Последние дни нашел свой палец и кулак, и постоянно облизывает, сосет. Наслаждается процессом.
Маму беспокоит что скоро вводить прикорм, а ребенок предпочитает свои пальцы.
Ребенок сосет свои кулаки и пальцы: отучать или расслабиться?
В каждом возрасте свои интересы, и развлечения. Даже мы, взрослые люди этому подвержены.
На выходных ездили на день рождения к моему отцу.
Были гости.
Родственники которых давно не видели.
Племяшка и племянник.
Племянник принес с собой из дома: кран, летающий вертолет, машину на радиоуправлении.
Муж впал в детство.
Катал машинки.
Запускали вертолет.
Утраивали испытания грузоподъемности крану.
Вот оно проявление интереса в действии: когда находишь, или встречаешь что-то чем раньше не играл (а учитывая что у нас 3 дочерей, машинки дома встречаются в единичном количестве) — хочется наиграться. Повеселиться. Как следует исследовать этот предмет.
Кстати, мужу, взрослому дядьке, далеко за 30. Но примерно такая же история происходит и с грудничками. Рождаясь, он не знает границы своего тела.
Ученые полагают, что новорожденный представляет себя в виде овала, со ртом. Больше никаких частей тела он пока не осознает. Постепенно по мере роста и развития, улучшения координации ребенок начинает находить ту или иную часть тела, и осознавать ее как свою.
Представьте, что вам вдруг подарили что-то чего вы никогда не видели, и не играли — захотите сразу отложить в сторонку и заняться привычными делами?
Ни за что!
Вот и ребенок: в 2-3 месяца находит свои ручки, понимает, что это его часть тела и начинает радоваться этому событию.
Облизывать.
Сосать.
Тянуть.
Крутить.
Хватать.
Хотите, чтобы ребенок рос умненьким и разумненьким? Позвольте ему это делать столько. сколько он захочет! Это пойдет ему лишь на пользу.
О развитии ребенка в данном возрасте читайте в соответствующих статьях:
- Что должен уметь ребенок в 2 месяца>>>
- Что должен уметь ребенок в 3 месяца>>>
Сосание пальцев и кулачков ребенком в 2-3 месяца не имеет ничего общего с этим действием у подросшего ребенка, например в 2-3 года. Это не вредная привычка. От этого не нужно ребенка отучать.
Наиграется, исследует, освоит и переключится на что-нибудь другое. Ведь на этом процесс познания тела не заканчивается. Впереди ждут: ноги, живот, половые органы, спина.
Смотрите также мой небольшой видеоурок:
Каждый этап важен, и вам нужно дать возможность ребенку найти каждую часть своего тела, и вдоволь ее пообследовать.
Особо сложно родителям и папе в частности приходится на моменте знакомства ребенка со своими половыми органами. Сразу краснеют щеки, хочется отвлечь или сказать: Фу! Кака!
Однако прогрессивные родители, прослушавшие курс «Мой любимый Малыш» знают:
Как нужно себя вести в эти моменты,
Что стоит делать, а чего нет,
Умело помогают ребенку расти и развиваться, осваивая новые возможности тела.
Хотите быть в их числе? Нажмите на эту ссылку и Добро пожаловать на курс!
P.S. В книгах этих тонкостей вы не найдете. Проверено.
Читайте также:
- Почему ребенок скрипит зубами во сне
- Развитие ребенка по месяцам до года
- Трясется подбородок у новорожденного
Источник
Руки во рту у ребенка: нужно ли волноваться маме и отучать?
Ох, сколько маминых волнений связано с этой проблемой! Одни считают это вредной привычкой, другие тревожатся по поводу вредных бактерий, третьи волнуются о будущем прикусе.
На самом деле, такая ли это трагедия — руки во рту у ребенка?
Физиология или психология?
Прежде, чем решать, хорошо это или плохо, давайте выясним, какие причины вызывают у крохи желание сосать пальчик или кулачок. Почему ребенок все время держит руки во рту?
Причин тут несколько, и поверьте, ни одна из них не указывает на некую патологию или неполноценность малыша:
- Успокоение.
Сосание рук — способ для карапуза первых месяцев жизни нормализовать работу нервной системы, находящейся теперь в постоянном окружении большого числа внешних раздражителей.
К тому же, в недолгие минуты бодрствования кроха еще физиологически не может занять себя чем-то другим:
- рассматривать;
- дотягиваться;
- брать предметы в руки;
- еще как-то манипулировать ими.
Читайте также статью Когда ребёнок начинает держать игрушку в руках>>>
- Удовлетворение природного сосательного рефлекса — основного для маленького человечка.
Особенно остро эта проблема стоит у искусственников, не имеющих возможности сосать столько, сколько требует природа. Подробнее о рефлексах новорожденного>>>
- Голод.
Очень часто у ребенка руки постоянно находятся во рту по причине того, что ему не достаточно молока. Смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>
- Познание мира.
С точки зрения психологии — это основная причина сосания рук младенцами. Поскольку первый год их жизни — особая, оральная стадия изучения мира, когда они естественным образом познают действительность через рот:
- различают температуру;
- фактуру;
- вкус предмета.
Ведь губы и язык ребеночка в несколько раз более чувствительны, чем кожа рук.
- К 4-5 месяцам у многих деток к этому списку добавится еще и прорезывание зубов. Но в этом случае они начинают неистово давить и тереть десны кулачками, а не просто сосать пальцы.
Читайте полезную статью о прорезывании зубов>>>
Как видите, исследовательская и сосательная деятельность малыша становится все шире с возрастом:
- ребенок в 2 месяца сосет пальчик, затем — кулак;
- к 3 месяцам он находит свои ножки;
- 4-5 месяцев — период познания своих половых органов путем трогания;
- в 9-10 месяцев ползунок изучает тактильные возможности своей спины: трется ею о стену или о мамино колено.
Чтобы помогать ребенку правильно проходить этапы познания своего тела, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>
Здесь я хочу успокоить очень трепетных мамочек: не волнуйтесь по поводу того, что малыш подхватит кишечную инфекцию, обсасывая руки:
- Так микрофлора его кишечника постепенно знакомится с разными видами бактерий.
- Перестает быть стерильной.
- Учится бороться с патогенной флорой.
Ведь маленькие руки — гораздо меньшее скопище микробов, чем, например, облизанная мамой соска, игрушка, забытая пару недель назад под кроватью, или горшок.
Вполне возможно, со временем он потянет в рот и их.
Читайте также Как отучить ребенка брать все в рот>>>
Да он же голоден!
К концу третьего месяца жизни у малыша набирает силу сосательный рефлекс.
На заметку! Когда ребенок 3 месяцев сосет палец, порой бывает сложно понять — голоден он, или просто увлечен удовлетворением рефлекса, познанием реальности.
Читайте также Как отучить ребенка сосать палец>>>
Как почувствовать разницу? Понаблюдайте за малышом.
Если он блаженно посасывает руку — все нормально.
Если же кроха яростно, неистово насасывает ручку — это может быть как простым проявлением высокой активности крохи, так и показателем голода.
Возможно, вы не так часто прикладываете его к груди, как требуется.
Важно! Когда малыш с жадностью сует свою руку в рот и буквально набрасывается на нее (особенно, если при этом еще и капризничает), не гадайте: голод или не голод. Приложите ребеночка к груди.
Читайте полезную статью о кормлении по требованию>>>
Если он начинает с жадностью сосать — сто процентов это — голод. Если же карапуз спокойно отворачивается от груди и снова отправляет в рот пальчики — не мешайте человеку заниматься познанием мира.
Если вы видите, что руки во рту у ребенка 3 месяцев, и при этом взгляд малыша затуманивается, тело расслабляется, скорее всего ребенку пора спать.
Будет лучше, если вы предложите грудь, и малыш заснет с ней. Ведь основные длительные сосания в этом возрасте происходят вокруг снов.
Если ребенок плохо спит, засыпает долго и с плачем, смотрите интернет-курс Спокойный сон малыша 0-6 месяцев>>>
Когда и зачем отучать?
Я уже сказала, что до года сосание рук — явление абсолютно нормальное. Но кто-то из вас может мне возразить: вы же сами говорили, что после 3 месяцев у детей начинают вырабатываться устойчивые привычки!
А стоматологи, к тому же, стращают неправильным прикусом.
Согласна, о привычках говорила. Но в данном случае — речь не о вредных привычках, а о физиологически и психологически обусловленном процессе.
Поэтому, если ребенок 4 месяцев держит руки во рту — ничего опасного или вредного в этом нет. Тем более, не стоит отучать кроху от обусловленного природой действия.
После года ребеночек научится другим способам познания мира, действий с предметами, организации своего досуга. И сосательный рефлекс постепенно угаснет сам.
Вот и все на сегодня. Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях!
Читайте также:
- Развитие ребенка по месяцам до года
- Как научить ребенка переворачиваться?
- Как отучить ребенка от соски?
Источник
Уполномоченный по правам ребёнка
в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор — подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Страхи ребенка.
Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Пережитое ребенком насилие.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой — винит себя за их возникновение. Как итог — сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя — в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой — они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное — не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.
Источник:https://www.ya-roditel.ru
Источник
Малыш сосет палец: как помочь избавиться от этой привычки
У каждого человека есть любимое занятие, помогающее расслабиться. В то время, как взрослые отдыхают за чтением книги или лежа в ароматной ванне, дети используют несколько иные способы самоуспокоения. Кто-то закутывается в любимое одеяло, кто-то обнимает старого потрепанного зайца, ну а некоторые малыши, и их довольно много, прибегают к помощи своих пальцев. В то время, как у младенцев такие привычки вызывают умиление, дети старше двух лет с пальцем во рту становятся поводом для родительского беспокойства. Почему возникает такая привычка, не повредит ли это зубам ребенка и как остановить это сосание?
Причины любви малышей к своим пальцам
Причин для любви к сосанию пальца две, и вторая является следствием первой. Большинство малышей начинают сосать палец в процессе поиска замены груди, бутылочке или пустышке. Играет роль и угасающий сосательный рефлекс, и постоянное присутствие «пальца-заменителя» рядом, но основной повод: замена успокоителя. Соска на бутылке или мамина грудь ассоциируются с получением молока, которое помогает чувствовать себя хорошо, сыто и спокойно, и в отсутствие этих объектов для сосания палец их замещает, также благотворно воздействуя на детскую психику. Прямая ассоциативная связь: «я сосу — я успокаиваюсь», своего рода приобретенный рефлекс.
Но однажды начатое сосание пальцев может перерасти в более грандиозную привычку: есть дети, которые фактически все свободное время проводят с пальцем во рту, не вынимая его при просмотре мультиков, ожидании еды, на прогулке, почти всегда, когда рот и руки не заняты другими делами. Сюда же относится и сосание пальца в течение почти всей ночи.
Специалисты считают нормой привычку детей до 4-х лет успокаиваться перед сном таким образом. Более того, многие уверены, что до смены зубов сосание пальца в постели не вредит прикусу и является вполне здоровым способом самоуспокоения.
Но что делать, если малыш не вынимает пальца изо рта, прибегает к этому способу излишне часто или уже встречался с зубной феей и ждет появления постоянных зубов?
Стратегические действия для прекращения временной привычки
Привычки к сосанию пустышки, пальцев, кончика одеяла или угла пижамы относятся к временным, и большинство детей перерастают их без вреда для здоровья. Главное правило, которое помогает избежать закрепления привычки и невротизации ребенка, — не форсировать события. Насильственные меры, запреты, ругань или попытки закрепить руки вне досягаемости и намазать палец горьким веществом приводят к отсутствию привычного успокоения, заставляют ребенка нервничать, настаивать на устоявшемся варианте расслабления или срочно изыскивать новый, чаще всего — не самый оптимальный метод (грызение ногтей, карандашей, мастурбация).
Чем сильнее давление на ребенка, тем выше его уровень тревожности и тем сильнее ему надо успокоиться. Запреты не работают.
Что делать?
Постепенное замещение пальца
Если малыш имеет не одну привычку, а несколько, например, укладываться спать вместе с зайцем, одеялом и пальцем во рту, можно начать постепенно замещать сосание укутыванием зайца, чесанием за ушком, спокойными движениями, переключающими внимание и способствующими расслаблению на мышечном уровне. Зайцу надо перед сном погладить животик, потрогать носик, положить ушки на подушку, иначе он не уснет.
В течение дня заяц тоже может стать тем любимцем, который заменит палец. Негативная сторона такого способа — повышенная потребность в зайце. Позитивная: от игрушек подросшие дети отказываются легче, чем от привычки сосать палец. Поэтому спать с игрушкой можно и нужно предлагать, даже если пока такой традиции нет.
Стоит понаблюдать за ребенком: кому-то вместо зайца подойдут завязочки на одежде, бусы или браслет с трансформером, которые можно теребить пальцами, кто-то предпочтет носить и нюхать мамину футболку, потому что от нее исходит родной запах, некоторым детям с высокой потребностью в оральной стимуляции помогают твердые овощи в перерывах между едой (морковка, кусочки огурца, яблока) или прорезыватели для зубов разной формы. А кого-то надо почаще обнимать, гладить, хвалить или делать расслабляющий массаж перед сном.
Руки — не для скуки
Энергозатратный, но эффективный способ отучить ребенка от любви к пальцу в течение дня, когда он не нуждается в успокоении, а делает это по привычке, — занимать руки. Рисование, лепка, всевозможные кубики, паззлы, пальчиковые игры, конструкторы или просьбы «перевернуть страничку, подержать вот это, положить вон туда, отнести папе» помогают избегать ситуаций, когда палец свободен и сам тянется в рот.
Не фиксировать внимание на сосании
В течение дня или во сне можно мягко вынимать палец изо рта, но, если малыш сопротивляется или сразу же отправляет палец на место, такой способ не подойдет. Не подходят также варианты с намазыванием пальца уксусом, йодом, солевым раствором, горьким лаком для ногтей и прочими народными или медикаментозными жидкостями. Не говоря уже о возможном вреде, изменение вкуса пальца, а тем более — бинтование или фиксация всей руки заставляют ребенка думать, что он виноват в чем-то, расстраиваться и пытаться скрывать свой единственный способ успокаиваться.
Позитивное подкрепление процесса
Не надо срочно что-то давать в руки или пытаться обнять ребенка, когда палец тянется в рот. Чем больше внимания к пальцу, тем медленнее будет процесс отвыкания. Вместо этого стоит подкреплять маленькие успехи словами («Молодец, твой пальчик спал сегодня не во рту, и ты не забыл погладить животик зайцу») или маленькими подарками. Для детей постарше можно завести календарик, в котором будут отмечаться «выходные пальца». Чем больше — тем радостнее для всей семьи.
Стресс, дети и пальцы во рту
Если в доме произошли или намечаются большие перемены: появился новый малыш, скоро будет переезд или ребенок идет в детский сад, отучение лучше отложить на пару месяцев. Во время повышенного стресса и тревожности попытки избавиться от пальца во рту (равно как и от других ритуалов и привычек) могут вызвать значительное сопротивление ребенка. Стоит также знать, что в таких ситуациях даже без начала отучения сосание может стать более частым и интенсивным. Взрослые также пытаются почаще принимать ванну или проводить вечер за хорошим кино в стрессовой атмосфере, так что чувства малышей вполне понятны.
Надо подождать, пока изменения пройдут, переезд состоится, первичная адаптация к детскому саду закончится, и тогда начинать постепенно заменять палец на более приемлемые способы расслабления.
Источник