Ребенок 3 месяца хватает одной рукой

Правая ручка у малышки менее активная

Angel3 августа 2010, 08:26

в три или в пять мес.обычно делают обход врачей,а так обратитесь к терапевту!Но мне кажется малыш у вас просто ЛЕВША!!!

Наталья Маркова3 августа 2010, 08:26

Вы сами развивайте правую, все давайте только в правую руку. А вообще ничего страшного есть же и правши и левши))))

Angel3 августа 2010, 08:27

Моя старшая левша,и кушает ииграется в основном Левой.А у вас в генах есть левши?

Вредность3 августа 2010, 08:30

да вроде нету.Меня не беспокоит что она левшой будет,меня просто беспокоит что права ручка менее активна,а левой постоянно дрыгает,просто думаю не связано ли это с чем нибудь,ну например какой нибудь травмой во время родов,я незнаю как роды проходили.меня экстренно кесарили под общим наркозом(((

ИринА3 августа 2010, 08:28

у нас так было, доченька левша.

Вредность3 августа 2010, 08:31

тоже в основном предметы барала и щупала левой?а правая тихо мирно лежала рядом?только изредко подергивала ею*?

ИринА3 августа 2010, 08:38

сначала давала ей что нибудь в правую, но она брала и перекладывала в левую, да и сейчас пишиет или рисует левой, а правая всегда гдето под столом.Я и сама левша все делаю левой, а правую не всегда задействую. левой как-то быстрее.
но все равно сходите к уч.врачу и пусть посмотрят. Вам же спокойней будет.

Степашка3 августа 2010, 08:32

наша сперва пользовалась только левой, затем, когда стали давать все в правую ручку — левую руку «забросила». Стали давать все попеременно — то в одну, то в другую руку. Щас ей 2, а она так и не определилась — какой рукой ей удобнее — то в одну использует, то другую. Мы не настаиваем, пусть обе ручки развивает- в жизни пригодится.

Angel3 августа 2010, 08:35

Все равно идите к терапевту!Даже чтоб успокоиться!К терапевту обязательно!

Возможно разный мышечный тонус. А возможно и левша.

harmful-alenka@mail.ru3 августа 2010, 08:43

наверное к невропатологу,а вообще поинтересуйтесь у педиатра,она вам подскажет…

Нюся мама Сани3 августа 2010, 08:50

У моей дочери так было только нам невролог ставил диагноз синдром двиг. нарушений.Исправили массажем .Кстати доча кушает и рисует теперь только левой рукой.

ЛyчщeЧeмAнгeль3 августа 2010, 08:55

Сходите к хирургу и неврологу. Хирург посмотрит травмы, а невролог на всякий)
Вообще детки гораздо позже определяются, левши или правши они — до этого пользуются одинаково двумя ручками. То, что у вас — не совсем нормально, по-моему

ЛyчщeЧeмAнгeль3 августа 2010, 08:59

Че-то так подумала про ваш возраст — вообще-то вам рано беспокоится, в 2.5 мес ребенок только к игрушкам и тянется, больше ничего. Судить только по этому движению — неразумно. Сходите к врачам, и понаблюдайте до 4х мес потом — когда более подвижным станет

Анастасия Епифанова3 августа 2010, 09:03

невролог в любом случае нужен, т.к. после КС основные нарушения как раз по ЦНС происходят. а сами проверяйте- давайте предметы в левую руку, смотрите- просто этой ручкой не берет, или удержать не может. массаж вам должны назначить, вполне возможно, что лекарственные препараты также. с дочкой у меня тоже было КС. после родов- гипотонус, массаж, элькар, когитум, диакарб, аспаркам и еще что-то- целые курсы до года пили. в месяц узи головы делали- оказалось кровоизлияние в желудочек мозга. массаж я делала сама- один раз сходила на сеанс, потом пришлось самой делать, а то дочка такую истерику закатила, что ей хуже стало. но в целом все исправимо- просто сходите к специалисту и пройдите курс лечения, если это необходимо. удачи!

Альфия Метелкина3 августа 2010, 09:23

У нас тоже так было , мы делали массаж и в правую ручку игрушки старались вкладывать. А вы массаж делали хоть один раз ?

Мария3 августа 2010, 09:24

У меня доча до 1,5-2 лет тоже все старалась больше делать левой рукой, сейчас переучилась, правая стала основной, но некоторые действия может одинаково выполнять обеими руками. А если беспокоитесь, лучше сходить к детскому неврологу, может, правую ручку действительно нужно разработать массажем.

MaZaya3 августа 2010, 09:27

к невропатологу!!!!и не медлите!

Ирина3 августа 2010, 09:43

У меня младшая левша, но в таком возрасте у нее две ручки были одинакого активны. Если вас что-то беспокоит (тем более это) сразу к терапевту, она уже направит к кому нужно. А так не знаю, может к невропатологу?

Апрель3 августа 2010, 09:59

да не парьтесь Вы! мы тоже до 4-х месяцев тянулись к погремушке только одной ручкой, а уже к 4,5 стали все хватать двумя…

Гуля3 августа 2010, 10:10

моя дочка тоже левой ко всему тянулась. оказалось левша)))))

Эксперт OZON.ru4 августа 2010, 14:46

Нет поводов для сильного беспокойства. Но неврологу обязательно расскажите Ваши наблюдение.
Определение доминантной руки (левша или правша) окончательно происходит к 3-м годам только.

Вы увлекайте ребенка и занимайте правую ручку тоже.
В Вашем возрасте ручки должны быть развиты примерно одинаково.
Просто подносите игрушку с правой стороны. Делайте массажики и гимнастики симметрично.

У нас тоже так было. Что поначалу именно левая рука была более активной.
И кулачок сосал левый, и игрушки левой ручкой брал чаще, чем правой.
Сейчас всё само собой выравнилось.

Если это слишком заметно, необходимо делать обследование — галопом к вменяемому неврологу. Причем не медлить. Подобные вещи бывают при родовых травмах шейного отдела позвоночника. Заранее не пугайтесь, бывает часто и замечательно лечиться. Главное вовремя заняться. Детки очень пластичны.

Читайте также:  Спицами 3 месяца ребенок

Ольга Мошкова31 марта 2011, 16:17

Девочки я в ШОКЕ! КТО из вас уже проходил вот

Этот Тест

? Я прошла, моя подружка прошла и всё совпало, вы представляете? А мне как раз вы его посоветовали. В общем я в шоке! Поделитесь впечатлениями…

Источник

Во сколько месяцев грудничок должен тянутся и хватать игрушку: как можно научить

Многие родители задумываются: когда ребенок начинает держать игрушку, нужно стимулировать процесс развития данного навыка или лучше не вмешиваться. Безусловно, базовые навыки и умения должны развиваться самостоятельно, однако не лишним будет помочь малышу своевременно овладеть ими и закрепить их. Рекомендуется как можно раньше начать уделять внимание развитию мелкой моторики у ребенка, включая хватательные рефлексы.

Хватательный рефлекс – врожденная реакция, свойственная всем младенцам

Хватательный рефлекс – врожденная реакция, свойственная всем младенцам

Особенности развития хватательного рефлекса

Когда кроха приобретает умения держать предметы в руках, ему открывается увлекательный и многообразный мир игры. Первое проявление хватательного рефлекса является началом пути к освоению таких видов деятельности, как самостоятельное употребление пищи, письмо, рисование и прочее.

Развитие хватательного рефлекса происходит поэтапно. Данная реакция является врожденной, однако для ее совершенствования требуется время (около года). За этот период движения малыша станут более уверенными, скоординированными, осознанными. Интенсивное развитие рефлекса начинается в возрасте 3 месяцев и в дальнейшем только набирает обороты.

Итак, формирование реакций проходит несколько этапов:

  1. От рождения до 2 месяцев. Малыши появляются на свет, имея в своем «арсенале» набор врожденных безусловных рефлексов. Если нажать на ладонь новорожденного пальцем, кроха тотчас сомкнет ее. Подобное действие совершается автоматически и не осознается ребенком. В течение первых недель жизни грудничок большую часть времени будет держать свои ручки сжатыми. Однако постепенно в нем проснется интерес к окружающему миру и собственному телу. В результате малыш начнет раскрывать и закрывать ладошки, исследуя таким образом самого себя, хватать находящиеся поблизости предметы, изучая пространство.
  2. В 3 месяца. Кроха еще не осознает своих возможностей и желаний, но при этом развитие рефлексов с этого момента начинает происходить интенсивнее. Карапуз уже привыкает к игрушкам, радостно оживляется при их виде. 3 месяца – это именно тот возраст, когда ребенок начинает тянуться к находящимся поблизости игрушкам. Благодаря этому, активно развиваются глазки, совершенствуется координация рук.

Рекомендация. Чтобы стимулировать положительные реакции, стоит повесить над головой малыша мобиль с погремушками: ребенок будет лежать и рассматривать их, стараясь к ним прикоснуться. Еще один способ стимуляции навыка – игра с малышом: можно слегка накрывать личико младенца пеленкой, а затем убирать. Наблюдая, как мама снимает ткань с его лица, кроха будет стараться тянуть ее самостоятельно.

  1. С 4 до 8 месяцев. К этому времени ребенок становится более любопытным и начинает активно изучать окружающий мир.

Важно! В данный период для обеспечения безопасности малыша необходимо убрать из его свободного доступа опасные предметы, а также игрушки, состоящие из мелких частей.

К 8 месяцам ребенок, как правило, уже умеет крепко удерживать в руках ту или иную вещь. Однако ловкости ему будет все же недоставать. Между 3 и 12 месяцем младенец начинает брать предметы, чтобы затем попробовать их на вкус. Чтобы избежать неприятностей, но в то же время позволить малышу развивать навыки, крохе можно дать для игры детскую ложечку.

  1. С 9 до 12 месяцев. Хватательный навык к этому времени хорошо закрепляется, ручки у ребенка становятся крепче и сильнее, захват, соответственно, тоже. Интересно, что до достижения возраста 2 лет малыш не чувствует различия между правой и левой рукой.
  2. После года. В дальнейшем годовалый ребенок открывает для себя новое интересное занятие – бросание игрушек. В этот период малышу очень нравится бросать предметы и ждать, что мама поднимет их и подаст ему, чтобы он снова мог их бросить. Такое поведение является нормой, именно поэтому от родителей требуется максимум терпения. Начиная с 2 лет, малыши превращаются в настоящих художников, от чего в первую очередь страдают обои. В это время дети проявляют огромный интерес к соответствующим атрибутам: краскам, карандашам, мелкам и прочее. В трехлетнем возрасте координация движений достигает достаточно высокого уровня развития, чтобы ребенок мог поставить на бумаге свою подпись (пусть даже неровную и некрасивую).

Если кроха не проявляет никакого интереса к предметам, находящимся поблизости от него (не смотрит, не пытается ухватить), то стоит проконсультироваться со специалистом. Также поводом обратиться к врачу является неумение ребенка хватать и удерживать предметы в возрасте 9 месяцев.

На заметку. У деток, родившихся раньше положенного срока, этапы развития хватательных функций происходят с некоторой задержкой, в результате чего сроки, названные выше, смещаются на более позднее время.

Младенец играет

Младенец играет

Когда ребенок держит игрушку

Некоторые ошибочно полагают, что младенцы способны держать предметы, в том числе игрушки, с первого дня жизни, так как у них присутствует хватательный безусловный рефлекс. Однако на самом деле крепко удерживать вещь, притом делать это осознанно ребенок может после 4 месяцев. По достижении 6 месяцев дети могут брать предметы из любого положения, а также держать их одновременно в обеих руках по отдельности.

После полугода малыши способны долгое время играть погремушкой. В результате кроха формирует в своем сознании набор любимых игрушек. Эту особенность можно использовать с целью тренировки двигательных навыков: потянуть вещь, находящуюся в руках у ребенка, на себя таким образом, чтобы мышцы карапуза слегка напряглись. Также рекомендуется тренировать умение перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Роль игрушки в развитии личности

Игрушка сопровождает ребенка почти с самого рождения, оказывая существенное влияние на физическое и психическое развитие малыша, а именно способствует формированию и совершенствованию:

  • Памяти;
  • Внимания;
  • Воображения;
  • Моторики;
  • Ловкости;
  • Координации;
  • Зрения;
  • Восприятия звуков;
  • Социальных навыков.

Благодаря этим предметам, кроха знакомится с такими понятиями, как цвет, количество, форма, размер. В процессе регулярной игровой деятельности мозг ребенка накапливает изменения психики, которые впоследствии оказывают существенное влияние на формирование личности.

На заметку. Игрушка – это первый учитель ребенка, созданный взрослыми людьми для его подготовки к вступлению в социальные отношения и постепенному вхождению во взрослый мир.

Читайте также:  Ребенок 3 месяца клонит голову

В качестве самых первых игрушек для младенца выступают погремушки. С их помощью родители устанавливают эмоциональную связь с крохой, осуществляют общение (сопровождая игру ласковыми словами, улыбкой, пением). Яркий внешний вид погремушки, звук, который она производит, привлекают и удерживают внимание ребенка. В дальнейшем предмет становится интересен малышу с точки зрения манипуляций: к полугоду младенец начинает активно хватать его, благодаря чему развиваются реакция, координация, зрительное внимание. Малыш начинает размахивать погремушкой, бросать ее, поднимать, трясти. Постепенно у ребенка формируется понимание причинно-следственных связей: годовалый малыш осознает, что действия, которые он совершает с погремушкой, влекут за собой определенные последствия (например, если предмет потрясти, он издаст звук).

Благодаря контакту с музыкальными игрушками (барабаны, колокольчики, погремушки, детские гормошки), у ребенка развивается музыкальный вкус, появляется чувство ритма.

Играя с дидактическими игрушками (сборно-разборными конструкциями), годовалый малыш совершенствует моторику, учится проявлять самостоятельность, начинает осознавать результаты собственных усилий, осваивает сенсорные эталоны. Кроме того, яркий внешний вид предметов, разнообразие оттенков и форм, их гармоничные сочетания развивают у ребенка эстетический вкус.

В дошкольном возрасте применяются разнообразные игры, например, строительная, режиссерская, сюжетно-ролевая и прочие. Подобные занятия развивают воображение ребенка, формируют социальные навыки, приобщают к тем или иным профессиям.

На заметку. Важно правильно подбирать игрушки для ребенка. Делается это с учетом возраста, особенностей физического и психического развития, потребности в какой-либо деятельности, интересов малыша.

Мобиль с погремушками

Мобиль с погремушками

Как научить ребенка держать игрушку

Чтобы стимулировать развитие хватательных навыков у младенца, рекомендуется разрабатывать пальчики с помощью массажа и регулярных физических занятий.

Чтобы тренировка проходила максимально продуктивно, проводить ее рекомендуется в благоприятной обстановке: важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении, во время занятий желательно разговаривать с малышом и улыбаться ему. На первых порах будет получаться далеко не все, но расстраиваться не нужно. Многократное повторение одних и тех же действий закрепит навык.

Вот несколько полезных советов, как стимулировать развитие необходимых умений:

  1. Когда кроха пытается соединить ручки над грудью, нужно помочь ему это сделать: свести ручки вместе так, чтобы ребенок почувствовал прикосновение своих пальчиков. Сцепление рук можно тренировать во время кормления (стараться делать так, чтобы карапуз обвивал бутылочку руками). Очень удобно тренировать навык, когда кроха сидит на коленях у взрослого. В этот момент руки малыша разводят и сводят, соединяя пальчики.
  2. Эффективный способ тренировки – вкладывание предметов в руку ребенка. Для этого берут погремушку (отличный вариант – в форме кольца) и привлекают к ней внимание крохи (водят перед глазами, трясут, издавая звук). Затем переходят непосредственно к рукам: необходимо разжать кулачок младенца и аккуратно размять его пальчики. Далее повторно привлечь внимание ребенка к предмету, и кроха сам потянется за ним. Когда это произойдет, игрушку следует положить в детскую ладонь так, чтобы малыш мог ухватиться за кольцо четырьмя пальцами (большой при этом нужно разместить сверху). Навык закрепится путем многократных повторений.
  3. Хватание предметов. На первых порах ребенок берет и удерживает любые вещи без разбора (не разделяет предметы в зависимости от их назначения и свойств). К 6 месяцам действия малыша становятся более осмысленными, заинтересованными: ребенок начинает выделять один предмет из нескольких и старается дотянуться только до него. Тренируя данный навык, родители помогают грудничку сформировать и установить важные нейронные связи между зрительными и двигательными центрами. Когда умение закрепляется, кроха начинает хватать все, что попадается ему под руку, независимо от того, лежит он на животе или спине, сидит или ползет. В этот период необходимо позаботиться о том, чтобы окружающие предметы были полностью безопасны для ребенка, различались по форме, величине, цвету.

Развитие хватательного рефлекса у новорожденного

Развитие хватательного рефлекса у новорожденного

Какие игрушки полезно давать ребенку

В первые месяцы жизни самой актуальной разновидностью игрушек является погремушка. Существует множество различных погремушек, которые подходят как для мальчиков, так и девочек:

  • Подвески (располагаются над кроваткой или коляской);
  • Браслеты и носочки (делаются из ткани, фиксируются с помощью липучки на руках и ногах младенца, соответственно). Развивают двигательные навыки;
  • Кольца (могут быть и другие формы – квадрат, треугольник и прочее). Предназначены для схватывания и удержания в руках;
  • Прорезыватели (используются в период прорезывания зубов);
  • Шуршалки (изготавливаются из ткани, имеют специальные наполнители, издающие «шуршащий» звук);
  • Слингоигрушки (подвязываются к слингу и «развлекают» ребенка во время прогулки).

Интересно. Любая погремушка может быть изготовлена как из одного материала, так и нескольких. В качестве таковых используются пластик, силикон, ткань.

Важнейшей разновидностью игрушек для малышей дошкольного возраста является кукла. Это не только предмет, участвующий в детских играх, но также неизменный партнер по общению, верный спутник и друг. Благодаря своему воображению, ребенок наделяет куклу характером, чувствами, мыслями, настроением, в зависимости от которых она совершает те или иные поступки. В процессе «общения» с куклой малыш учится проявлять заботу о «друге», воспитывает его, передает свои знания. По сути, все действия, какие совершает ребенок с игрушкой, есть не что иное, как отражение действий его родителей по отношению к нему самому. Играя с куклой, малыш воспроизводит различные формы поведения и осуществляет их оценку.

Также большое значение для развития ребенка имеют игрушки-орудия (к таковым относятся лопатки, ведерки и прочее), технические игрушки (машинки, самолеты), спортивно-моторные, самоделки и другие.

Погремушка-прорезыватель для зубов

Погремушка-прорезыватель для зубов

Хватательный навык – важнейшая функция, развитие которой влияет на формирование физических и психических характеристик ребенка. Знание того, во сколько месяцев новорожденный ребенок должен держать игрушку, поможет родителям своевременно приступить к тренировке необходимых способностей и умений.

Видео

Источник

Анюта, 3,5 месяца не тянется за игрушкой. [Архив]

Здравствуйте. Ребенку 3.5 месяца, родилась в срок путем экстренного кс, 8-8 по Апгар, 4130 г, 56 см при рождении. Диагноз: ППЦНС, ПЭП.
Игрушками интересуется, улыбается, следит взглядом, с некоторыми гулит. Но ручками не тянется. Когда над ней трясут игрушкой или висят игрушки, она складывает ручки на груди, иногда может одной рукой схватить другую и потащить в рот. Игрушку хватает только если дотронутся ею до кончиков пальцев. Но если немного отвести, руку не тянет. Поза на наклонных коленях не получается, так как дочка усиленно пытается сесть и ей уже становится не до игрушек и не до мамы. В кроватке висят игрушки, она их задевает случайно, но не любит она там лежать, минут 15, а потом капризничает. Подскажите, пожалуйста, стоит беспокоится и как ее тренировать?

Читайте также:  Что делать если болит горло у ребенка 3 месяца

POLINA_S

13.01.2011, 21:58

Опишите, как подвешены игрушки.

Игрушка с яркими шариками натянута над грудью, на уровне ~15 см над ней. Также висят игрушки с боков. Сегодня обратила внимание, что к одной игрушке тянется и хватает, но только при условии, что она сбоку, неважно слева или справа. Если повесить над ней (пробовала и в руках, и на развивающем коврике), сразу начинает рассматривать ее и при этом тянет руки в рот. Складывается ощущение, что она не совсем уверена в своих силах.

POLINA_S

15.01.2011, 20:38

Игрушка с яркими шариками натянута над грудью, на уровне ~15 см над ней. Также висят игрушки с боков. Сегодня обратила внимание, что к одной игрушке тянется и хватает, но только при условии, что она сбоку, неважно слева или справа. Если повесить над ней (пробовала и в руках, и на развивающем коврике), сразу начинает рассматривать ее и при этом тянет руки в рот. Складывается ощущение, что она не совсем уверена в своих силах.
Как вы себе представляете «ребенок не совсем уверен в своих силах». Лежит, наверное и думает: уверен я или нет? Пожалуй не очень :rolleyes:

Такое поведение говорит только о том, что поднять руку сбоку проще, чем поднять и переместить к центру. Игрушки должны висеть там, где ребенок их может достать.

Такое поведение говорит только о том, что поднять руку сбоку проще, чем поднять и переместить к центру. Игрушки должны висеть там, где ребенок их может достать.

Извините, я не очень поняла, где же сейчас лучше вешать игрушки. По бокам, где она время от времени тянется или по центру, дабы научить ее тянуть ручки вверх? Когда игрушка висит над ней, она всплескивает руками, начинает сучить ногами, очень оживляется, но заканчивается это историей с руками во рту, которую я описала ранее. Это естественное поведение?

POLINA_S

16.01.2011, 01:07

Игрушки должны висеть так, чтобы всплескивая руками, девочка их задевала. Научится хватать — поднимите чуть выше. потом еще. Я другого способа научить не знаю. Какое обучение получится от того, что игрушки висят там, где у ребенка нет сил достать?
У меня одна мама постоянно жаловалась, что ребенку скоро пять месяцев, он игрушками интересуется, но руками не хватает.
При допросе с пристрастием выяснилось, что над кроватью висит только мобиль на высоте 50-60 сантиметров.
Для справки: родители нормальные, с высшим образованием. 🙂

Спасибо за ответ. Будем пробовать. )

Здравствуйте, Полина Львовна.

Анюте 5 месяцев. За игрушками мы научились тянутся и хватать изо всех положений. ))
Появилась новая проблема. Лежа на животе, руки вытянуты не полностью, а немного под углом, но упора на локоть нет, только на кулачки. Меня волнует, что ладошку она не раскрывает. В остальном развитие соответствует возрасту: пытается ползать по-пластунски, переворачивается на животик, «качает пресс», лежа на спине. Полина Львовна, насколько я понимаю, ручка, сжатая в кулачок, признак тонуса? Подскажите, пожалуйста, как нам раскрыть ладошку?
Извините, если такие темы уже были, я, к сожалению, не нашла. Спасибо вам большое за ответ.

POLINA_S

04.03.2011, 23:43

Попробуйте подложить подмышки валик. Возможно кулачки разожмуться. Если нет — погладьте тыльную сторону кисти.

Здравствуйте, Полина Львовна.

Анюта растет, развивается и появляются все новые вопросы. Сейчас Ане 8 месяцев. Физически развивается очень хорошо (на мой взгляд): с 6 месяцев ползает на четвереньках, с 7 месяцев сидит, встает у опоры, передвигается приставным шагом. Меня беспокоит отсутствие лепета. Педиатр с неврологом говорят о возможной задержке развития, это немного пугает. В 7,5 месяцев Анюта начала было лепетать: ам-ма, ма-ма. Больше слогов не было, но это был явный лепет, что меня очень порадовало. Но продолжалось это около недели… Потом ей сделали зондирование слезного канала (не знаю, может ли это быть связано), и она опять перешла на брррр (как будто моторчик изображает), э-э-э и все. Ладушки, пока-пока не показывает. И вообще, как мне кажется, она совсем не копирует взрослых (или для этого еще рано?). При этом она знает несколько предметов, реагирует на вопрос где (мама, папа, киса, зая, мишка, шарик), поворачивает голову и радостно восклицает «э-э-э», реагирует на «на», через раз протягивает предмет на просьбу «дай». Очень любит книги, если видит, что я открываю книгу, ползет из любого места, чтобы я ей почитала. Полина Львовна, как вы считаете, есть повод для беспокойства, или все идет своим путем? Извините за может быть некорректный вопрос, я знаю, что вы не врач, но у вас огромный опыт работы с детками, и ваше мнение будет очень ценно для нас.

POLINA_S

31.05.2011, 21:25

Однозначно ответить никогда нельзя. Понимание речи для этого возраста очень хорошее. Физическое развитие хорошее. лепет был, хоть и не долго.
Надеюсь, все будет хорошо. Могу вам посоветовать найти и организовать совместное пребывание с ребенком ее возраста, у которого есть лепет. 15-20 минут во время прогулки вполне хватит. Пробуйте сами произносить слоги и читать стишки с губными звуками, например: «баба сеяла горох, прыг -скок.» итд. Сочетайте это с движениями, например, подпрыгиванием у вас на коленях или на мяче.

Источник