Ребенок 3 месяца ходит ногами

Гипертонус мышц, или Почему ребенок ходит на носочках

На эту проблему жалуются родители многих малышей. Едва научившись вставать на ножки, их чадо начинает ходить на носочках, напоминая маленького танцора балета.

Сперва это вызывает умиление. Затем – тревогу. А на самом деле, стоит ли волноваться по этому поводу?

На вопросы наших читателей, связанные с этой распространенной проблемой, отвечает наш эксперт – невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

Источник бед

У многих моих подруг дети страдают ходьбой на носочках. Мой сынуля еще очень маленький, ему всего лишь 3 месяца. Но я уже за него переживаю. Скажите, от чего возникают у детей подобные проблемы?

Екатерина, Воронежская обл.

– Хождение ребенка на переднем отделе стопы чаще обусловлено гипертонусом (повышением тонуса) мышц. В настоящее время это обозначают термином «мышечная дистония». Чаще всего проблемы зарождаются во время беременности и/или в родах. Источник бед – различные вредоносные факторы, вызывающие гипоксию (кислородную недостаточность) и, соответственно, нарушение питания головного мозга у ребенка. К таким факторам относятся: обострение хронических заболеваний матери, гестоз (осложнения беременности), угроза выкидыша, быстрые или затяжные роды, применение вакуум-экстрактора, обвитие пуповиной вокруг шеи, узкий таз у матери и т. д.

Важно
Мышечный гипертонус может являться первым признаком такого грозного заболевания, как детский церебральный паралич (ДЦП). Поэтому очень важным моментом является консультативный осмотр ребенка неврологом в 1, 3, 6, и 12 месяцев.

К тому же длительное сохранение такой неправильной ходьбы приводит к проблемам с осанкой, появлению боли в спине и ногах, к определенной моторной неловкости, нарушению бега, координации.

Однако следует помнить, что до трехмесячного возраста гипертонус у детей физиологичный, то есть является вариантом нормы, а затем должен проходить. При сохранении гипертонуса в икроножных мышцах у детей после 1 года ребенка нужно обязательно показать врачу-неврологу.

Все поправимо!

Мою дочь у нас в семье в шутку прозвали балериной. Ей уже почти два года, а она все ходит на носочках. Подруги советуют показать ее врачу. Расскажите, как это лечится?

Людмила, Саратов

Наша справка
Гипертонус характеризуется скованностью мышц. В норме при пассивном сгибании и разгибании конечностей определяется небольшое мышечное сопротивление.

При гипертонусе сопротивление значительное. Родители не могут до конца разогнуть руки и ноги крохи, отвести его ногу в сторону в тазобедренном суставе. А при попытке поставить таких детей на ноги они могут перекрещивать ножки и вставать на передний отдел стопы (на носочки).

– Прежде всего вашей дочке необходимо проводить массаж и специальную гимнастику (если к этому нет противопоказаний). И, конечно, лучше, чтобы это делал специалист. Однако гимнастику могут проводить и родители. Она выглядит следующим образом: ребенок лежит на спине, мама сгибает его ногу к животу, а затем проводит сгибание и разгибание стопы ребенка. Старшим детям можно рекомендовать хождение на пятках, приседания, не отрывая пяток от пола.

Если же гипертонус не проходит и сохраняется длительно, ребенку по назначению невролога проводят медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, включающее в себя синусоидальные модулированные токи (СМТ) на специальном аппарате, озокерито-парафиновые аппликации, использование специальных ортопедических туторов (устройства для фиксации суставов).

И обязательно всем таким детям необходимо постоянно ходить в обуви, даже дома. Пятка обуви должна быть жесткой, подъем стопы хорошо фиксироваться или шнуровкой, или 2–3 застежками-липучками. Не следует говорить ребенку: «Ты ходишь, как балерина».

Кроха может расценить это как хвалебные слова и еще больше так ходить. Наоборот, лучше говорить: «Ходи красиво, вставай на всю стопу».

При соблюдении всех этих мер, надеюсь, вы добьетесь успеха. Обычно прогноз у таких детей благоприятный. После проведенного лечения гипертонус у них проходит.

Но из правил всегда есть исключения, поэтому важно, чтобы за развитием ребенка следил невролог.

Читайте в соцсетях!

Источник

Оценка двигательного развития ребенка до 1 года

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

Читайте также:  Ребенок в 3 месяца вес м ростов

f1.jpg

Контакт «рука — рука — рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

f2.jpg

Контакт «рука — стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба. 

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

, , . . . .

Вопрос, который задают более половины всех родителей на приёме: «ходьба на цыпочках — это норма или болезнь??»

Итак, давайте разбираться! Стопа здорового ребенка проходит целую эволюцию в процессе своего формирования: у новорожденного ребенка стопа абсолютно плоская и, зачастую, даже имеет по подошвенной поверхности стопы небольшую выпуклость (жировое тело (жировая подушка). С 9-10 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, держась за опору, вертикализация ребенка дает сигнал головному мозгу о том, что надо включать механизмы поддержания вертикального положения — расставить широко ножки, немного развернуть стопы носочками внутрь. Стоя с опорой ребенок начинает «искать» центр тяжести своего тела и балансирует, раскачиваясь вперед-назад. Это, условно, самый первый этап формирования ходьбы.

krivy e nozhki u rebenka 2

В дальнейшем, уже ближе к году, ребенок старается сделать свой первый самостоятельный шаг, всё также широко расставляя ножки (при этом, зачастую, ножки имеют форму буквы О (транзиторная варусная установка голеней)) и очень часто стопы смотрять носочками внутрь (интоинг), что родители могут воспринять как патологию (жалобы, что ребенок «косолапит» при ходьбе). 

Теперь раскачивание происходит в плоскостои влево-вправо. Это второй этап формирования ходьбы, который я условно называю «мишка косолапый». Продолжительность этого этапа варьируется от 2-3 месяцев до года. Дети, имеющие более выраженную массу тела по сравнению со сверсниками — более долго находятся на этом этапе.

child

Следующий важнейший, на мой взгляд, этап формирования походки — это включение группы мышц, формирующий свод стопы. При этом в 98% случаев стопа, за счет повышения тонуса задней группы мышц голени, становится «на носочек», и это абсолютно нормальная ситуация, которая, почему-то, так пугает молодых мам и бабушек (при этом папы почти всегда относятся к этому нормально).

297078Как ни странно, но ходьба на носочках очень пугает неврологов и педиатров, начинается активное лечение преславутого «гипертонуса», не замечая при этом, что системного гипертонуса у ребенка нет, что стопа выводится в физиологическое положение легко.

Читайте также:  Плавание ребенок 3 месяца

Снижая тонус мышц медикаментами (миорелаксантами, такими, как балофен, мидокалм, сирдалуд), массажами, физиотерапией, ношением жесткой обуви  — мы замедляем природный механизм формирования свода стопы и правильной походки!

Да, я могу согласиться с неврологами, что есть небольшая группа детей с наличием неврологической патологии, сопровождающейся гипертонусом в мышцах ног, но эти дети, как правило, с рождения имеют патологию и находятся под наблюдением неврологов.  

def kol3Следующий этап — транзиторная вальгусная установка голеней, ножки становятся Х-образными. Стадия начинается в 2-3 года и продолжается до 6-7 лет. Условно, при сомкнутых коленных суставах максимальное расстоние между лодыжками — не более 9-10 см. Все, что больше — патология!!!!

На представленной фотографии — патология (вальгусная установка голеней 2 ст., расстояние между лодыжками 27 см., угол наклона голеней 16* на каждой голени).

Далее следуют этапы послепенного уменьшения наклона голеней и формирование перекатной походки с пятки на носочек.

Переход с этапа на этап происходит неравномерно на левой и правой ножке, первой изменения проиходят на ведущей (толчковой) ноге. И, часто, левая ножка на варусе, а правая ровная или на вальгусе. И это — норма! Ниже я привожу собственное наблюдение здорового ребенка.

koleso Если ребенок задерживается в чередовании фаз развития — развивается патология: например ребенку 7 лет, а ножки имеют форму буквы О (варус) — можно заподозрить болезнь Блаунта и т.д.

Таким образом, походка на носочках в возрасте от 1 до 3 лет — это  нормальное состояние, обусловленное «включением» мышц голени, и не требующее лечения в большинстве случаев.

 С уважением, врач ортопед высшей категории, директор центра «Гален», Алексей Козик.

Источник

Походка у малышей. Правильные первые шаги, как избежать нарушений, как скорректировать проблемы.

Рассказывает Дарья Павловна Минисиярова,

Врач ЛФК, диетолог детского медицинского центра «Аква-Доктор»

По мере роста ребенка, особенно с момента первых шагов и развития способности ходить самостоятельно, родители могут обнаружить, что не все с походкой ребенка выглядит благополучно. На самом деле, в большинстве случаев родители могут тревожиться напрасно: походка ребенка в возрасте от одного года до трех совсем не похожа на взрослую.

Ребенок ставит ноги более широко, делает быстрые и короткие шаги, использует руки как балансиры — это является нормой.  Ставить пятку на землю при ходьбе дети начинают с возраста 15-18 месяцев. Бегать ребенок начинает с 16-ти месячного возраста, а менять направления при беге, начиная с возраста 2 лет. Подниматься по ступенькам ребенок может примерно с двух лет, а ходить по ступенькам – с 3-х лет. Способность прыгать на одной ножке ребенок получает в возрасте 3 года. У ребенка школьного возраста длина шага увеличивается, а частота шага уменьшается. Походку и осанку взрослого человека ребенок обретает в возрасте около 8 лет.

  • Какие варианты походки могут насторожить родителей, но являться вариантом нормы?

    Родители часто обращаются к ортопедам, когда считают следующие варианты детской походки патологической. Однако большинство из нижеперечисленных вариантов являются нормой для определенного возрастного периода, и разрешается с возрастом:

    • Ходьба на носочках является обычной до достижения возраста 3 лет.
    • Задевание ног друг другом носками может происходить из-за сохраняющейся антеверсии бедренной кости. В возрасте от 3 до 8 лет дети могут ходить с коленями и ступнями, направленными развернутыми внутрь.
    • Внутренний разворот большеберцовых костей, при котором колени ребенка находятся в правильном положении, но стопы развернуты внутрь.
    • Приведение плюсневых костей – переднего отдела стопы (metatarsus adductus) проявляется «C-образную» формой наружной границы стоп. Состояние может проявиться к 1 году и в 90% случаев самостоятельно разрешиться к 6-ти годам. Лечение обычно включает в себя специальные упражнения и применение корректирующих ортезов или специальной корректирующей обуви. Лучше всего поддается лечению у детей в возрасте 6-9 месяцев.
    • Варусная деформация коленного сустава (genu varus) или «O-образные» ноги возникают при рождении малыша, достигают максимума в возрасте 1-го года и разрешаются к 18-ти месяцам.
    • «Стучащие колени» (genu valgus) или «X-образные» ноги обычно разрешаются в возрасте 7 лет. Тяжелые случаи иногда нуждаются в лечении. Такие устройства, как брекеты, шины и вставки для обуви, бесполезны и больше не используются. В редких случаях, когда у детей появляются такие симптомы, как боль или затруднения при беге, хирургическое вмешательство может рассматриваться после достижения ребенком возраста 10 лет.
    • Плоскостопие также является нормой до достижения ребенком возраста 5-6 лет, когда должны сформироваться арки свода стопы.
    • Искривление пальцев ног – чаще всего возникает при избыточной массе тела и корректируется при ее снижении.
  • В каких случаях даже при «нормальных» отклонениях необходимо проводить углубленную диагностику и лечение?

    Если эти ортопедические отклонения сохраняются за пределами ожидаемого возрастного диапазона, являются прогрессивными или асимметричными, или если они сопровождаются развитием болевого синдрома, либо функциональными ограничениями или признаками неврологического заболевания – в этом случае необходимо получить консультацию у детского ортопеда и невролога.  Также лечение требуется при деформации костей ног и коленных суставов на фоне гипофосфатемического рахита у детей. Рахит, проблема роста костей, обычно вызванная недостатком витамина D или кальция в организме, вызывает сильное искривление ног, а также может вызывать мышечные боли и увеличение селезенки и печени. Рахит сегодня встречается гораздо реже, чем в прошлом. Рахит почти всегда корректируются путем добавления в рацион витамина D и кальция. Однако некоторые виды рахита связаны с генетическим состоянием и могут потребовать специализированного лечения у эндокринолога.

  • Какие варианты походки у детей свидетельствуют о развитии необратимого патологического процесса и требуют проведения лечения?

    Ниже приведен список патологических вариантов нарушений походки, которые могут наблюдаться у детей:

    1. Анталгическая походка (вызванная болью): в этом случае ребенок максимально сокращает время опоры на ногу на пораженной стороне. Родители могут одновременно наблюдать у ребенка раздражительность и плохой сон. Совсем маленькие дети могут отказаться ходить. Такой вид походки может наблюдаться при ювенильном идиопатическом артрите, хотя дети не всегда жалуются на боль в этих случаях.
    2. Обходная походка: чрезмерное отведение одного бедра в сторону при подъеме ноги вперед. Такой вид походки может наблюдаться при с различной длине ног, при ограничении подвижности в суставе, при односторонней спастичности, как при гемиплегическом церебральном параличе.
    3. Спастическая походка выглядит как жесткая, с волочащейся инверсией ноги. Это состояние часто наблюдается при неврологических заболеваниях верхних двигательных нейронов (например, диплегический или квадриплегический церебральный паралич, инсульт).
    4. Атаксическая походка: неустойчивая, нестабильная плохо скоординированная походка, не согласующаяся с рельефом поверхности. Возникает при атаксическом церебральном параличе, затрагивающем мозжечок, при мозжечковой атаксии и при атаксии Фридрейха.
    5. Походка Тренделенбурга: возникает в результате слабости отводящих мышц бедра или боли в бедре. При удерживании веса на одной стороне таз опускается на противоположную сторону, а не поднимается, как обычно. При двустороннем тазобедренном заболевании это приводит к «вихляющей походке моряка» с повернутыми кнаружи бедрами, коленями и ступнями. Этот вид походки может наблюдаться при болезни Легга-Кальве-Пертеса, смещенном верхнем бедренном эпифизе, дисплазии тазобедренного сустава, артрите бедра, мышечных заболеваниях (например, наследственных миопатиях) и неврологических состояниях.
    6. Походка с отсутствующим контактом пятки. Привычная ходьба «на носочках» часто встречается у детей в норме в возрасте до 18 месяцев и отличается от патологической тем, что ребенок может ходить и нормальным образом – с контактом пятки и опоры.  ным тонусом, диапазоном движений вокруг ног и нормальной ходьбой по запросу. Постоянная ходьба на пальцах ног наблюдается при неврологических заболеваниях верхних двигательных нейронов (например, церебральный паралич).
    7. Ступенчатая походка. В этом случае вся нога поднимается бедром, словно готовясь вступить на ступеньку. Этот вид нарушений возникает при слабости задних сгибателей   голеностопного сустава и компенсируется повышенным сгибанием колена. Такой вид походки наблюдается при неврологических заболеваниях нижних двигательных нейронов (например, при спина бифида, полиомиелите) и при периферических невропатиях (например, при болезни Шарко-Мари-Тута).
    8. Неуклюжая походка. Этот термин обычно используется для описания трудностей в координации движений (мелкой и грубой моторики). У ребенка могут наблюдаться частые падения и трудности с навыками самообслуживания, такими как одевание или употребление пищи. Также у таких детей могут наблюдаться плохой почерк и трудности в обучении. При диагностике важно установить причину такой походки: специфические неврологические нарушения (церебральный паралич, мозжечковая атаксия или расстройства нижних двигательных нейронов), артрит или миопатии, а также ортопедические проблемы, возникшие при родовых травмах. Суточные колебания с симптомов, часто усиливающимися по утрам или после периодов отдыха, чаще предполагают воспалительные причины нарушений походки.
    9. Диспраксия – этот термин используется для детей с задержкой моторного развития. Эта проблема является последствием позднего созревания, которая имеет тенденцию быть семейной и чаще встречается у мальчиков. Она проявляется «неуклюжестью», но не приводит к специфическим изменениям походки. Задержка в ходьбе после 18 месяцев требует детальной диагностики, особенно у мальчиков, для исключения нервно-мышечных заболеваний, так же, как и общей задержки развития и проблем с речью, слухом, зрением и мелкой моторикой.
    10. Болезнь Блаунта: искривление одной ноги в возрасте 2 лет. Это заболевание, которое поражает большеберцовую кость голени. Искривление ног от болезни Блаунта может внезапно появиться и быстро прогрессировать. Причина болезни Блаунта неизвестна, но она вызывает аномальный рост в верхней части большеберцовой кости под коленным суставом. Чтобы исправить это, детям, возможно, хирургическая операция в возрасте от 3 до 4 лет.
  • Как можно проверить походку у ребенка?

    Сначала понаблюдайте за входящим в комнату ребенком — скорость, шаг, баланс. Попросите ребенка пройти через комнату, повернуться и вернуться.  Попросите его пройти по прямой линии, ставя ноги по пятку к носку. Попросите ребенка пройти на пятках и на носочках по прямой линии. Попросите ребенка присесть на каждую из ног. Попросите согнуть колено на весу, попрыгать на одной ноге и двух ногах, ударить ногой по мячу. Предложите ребенку подняться со стула и пройти через комнату, повернуться и вернуться на стул. Для оценки функций мозжечка можно предложить ребенку встать со сдвинутыми вместе стопами, с закрытыми глазами и вытянутыми прямо перед собой руками – затем предложите коснуться указательными пальцами каждой руки носа с закрытыми глазами.

При выявлении отклонений в любом из тестов, необходимо показать ребенка детскому ортопеду.

Читайте также:  3 месяца ребенку родничок

СВЕЖИЕ ЗАПИСИ

Опубликовано : 17 марта 2021

Лечение гальванический током. Лекарственный электрофорез

Рассказывает Шеворыкина Ольга Юрьевна Врач-педиатр, физиотерапевт, заведующий отделением детского медицинского центра «ОННИ» Самым «старым» методом аппаратной физиотерапии, которому уже больше двухсот лет, является постоянный ток,…

Опубликовано : 10 марта 2021

Побеседуем с детским гинекологом?

Число незапланированных ранних беременностей и инфекций, передаваемых половым путей в СПб, растет, и мы можем предотвратить нежелательные беременности и инфекции своевременным информированием —  рассказывает детский…

Опубликовано : 3 марта 2021

Ларингомаляция. Характерные симптомы

Рассказывает Коврова Анна Константиновна Врач-оториноларинголог детского медицинского центра «Мамарада» В практике современного врача-оториноларинголога в амбулаторных условиях нередко можно встретить различные врожденные пороки развития (ВПР) лор-органов….

Источник