Ребенок 2 месяца всего боится

детские страхи до года, беспокойства грудного ребенка

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца. Он не может терпеть, ибо его потребности биологически предопределены и направлены на поддержание и развитие жизни. 

Только постепенно ребенок становится способным справляться со своими нуждами и проявлять меньше беспокойства. Если же физиологические потребности не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия пищи, болезни и т. д.

Психологические потребности как источники беспокойства проявляют себя не сразу, так как для них необходим определенный уровень психического развития. Наибольший интерес представляет потребность в эмоциональном контакте, степень удовлетворения которого со стороны матери существенно сказывается на эмоциональном самочувствии и тонусе ребенка первого года жизни.

Первым проявлением эмоционального контакта является ответная улыбка малыша между 1-ым и 2-ым месяцами, говорящая не только о потребности в положительных человеческих эмоциях, но и о выделении из окружающих людей матери, а вскоре и других взрослых (так называемый комплекс оживления).

Внимательное наблюдение за детьми первых месяцев жизни в домашних условиях показывает, что уже в возрасте 2 месяцев появляется не только комплекс оживления, но и пока еще слабо выраженное и непостоянное беспокойство при отсутствии матери в относительно непродолжительный период бодрствования и нахождения в новой обстановке. 

Беспокойство выражается чаще всего двигательным возбуждением и учащением дыхания, реже — криком, и служит одним из показателей развития эмоциональной чувствительности. Оно быстро прекращается при появлении матери, ее ласковом голосе и улыбке. Все более и более заметно, что ребенок спокоен только дома и только с матерью или с теми людьми, которые, подобно матери, любят его и восхищаются им. Привычность и благоприятность подобной окружающей социальной среды — условие отсутствия беспокойства или его снижения, если оно было выражено раньше.

Во втором полугодии жизни, несмотря на уменьшение беспокойства в новой обстановке, заметно нарастает психологически мотивированное беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц. 

Беспокойство в отсутствие матери становится отчетливо выраженным в 7 месяцев, а боязнь чужих — в 8 месяцев, что указывает на эмоциональный контакт с матерью и способность отличать ее от других, то есть на появление избирательных отношений. Все это говорит о формировании эмоционального образа матери, привязанность к которой является для ребенка источником удовлетворения жизненно важной потребности. 

Эта привязанность характеризуется тремя главными признаками: выделением матери среди других общающихся с ребенком лиц (что выражается радостью при встрече), потребностью в эмоциональном контакте и беспокойством при его прекращении.

Беспокойство в отсутствие матери в 7 месяцев означает прекращение эмоционального контакта, нарушение привычной эмоциональной взаимосвязи и, что самое главное, отдаление объекта привязанности. Это первый травмирующий опыт потери связи с окружающим миром, воплощенным пока в лице матери, опыт, который при дальнейшем его подкреплении является предпосылкой к развитию страха одиночества, особой чувствительности к разлуке, неразделенности чувств и тревожности в целом. 

Когда мать на время уходит от ребенка, он проявляет беспокойство, которое вскоре превращается в ожидание возвращения матери. Если она почему-либо задерживается, у эмоционально чувствительных детей, особенно мальчиков, может развиться своеобразный «невроз ожидания» — постоянное беспокойство, перерастающее в тревожное предчувствие предстоящего ухода матери, а затем в ожидание ее возвращения. Ребенок не может предсказать уход и приход матери, что уже само по себе является фактором неопределенности. Частое перенапряжение эмоциональной сферы в связи с непредсказуемым нарушением контакта с матерью и ожиданием ее возвращения имеет своим следствием развитие реакций тревожного типа.

Если беспокойство в отсутствие матери в 7 месяцев говорит о начале привязанности к ней, то как же тогда объяснить страх, испытываемый 8-месячным ребенком перед чужими, незнакомыми ему людьми? Можно предположить, что беспокойство в присутствии другого — это знак отсутствия матери, но так бывает далеко не всегда, поскольку ребенок боится чужих, даже если он на руках у матери.

Читайте также:  Ребенку 2 месяца жидкость в головном мозге

Главное заключается в развитой способности детей этого возраста отличать мать по ряду признаков от других взрослых. Иногда посторонний приковывает внимание ребенка, и это позволяет на время забыть о матери, потерять ее, что через некоторое время вызывает острое беспокойство, поиск матери. И, наконец, ребенок не может еще «поделиться» своей матерью с другими, очень не похожими на нее взрослыми, ибо мать принадлежит только ему и любой другой, «играющий под мать», вызывает у него чувство недоверия, настороженности и беспокойства.

В 8 месяцев у ребенка повышается чувствительность к голосу матери и к музыкальным звукам. Это уникальный, никогда больше не повторяющийся у детей «музыкальный период» в их жизни.Внимательные родители могут также заметить раскачивания ребенка в такт музыке, его явное удовольствие при этом — ведь он бросает даже свою любимую игрушку, ловя каждый звук понравившейся ему мелодии.

Но ребенок может испугаться и заплакать от одного появления в голосе матери непривычных и неприятных ноток раздражения, беспокойства и угрозы, не говоря уже о повышенном тоне и громко произнесенном «нельзя!». Настроенный на голос матери ребенок 8-ми месяцев чутко улавливает фальшь и наигранность в голосе другого человека. Даже если на лице взрослого улыбка, его выдают глаза, в которых отсутствуют теплота, искренность и восхищение. Чем настойчивее в таких случаях взрослый пытается вступить в контакт с ребенком, изображая заинтересованность и ласку, тем сильнее испытываемые малышом беспокойство и страх.

Мы видим, что беспокойство в отсутствие матери и в присутствии незнакомых обусловлено психологической природой становления привязанности и формированием образа матери как единого, неразрывно связанного с ребенком целого.

Таким образом,  возраст 7-9 месяцев — это период повышенной чувствительности к возникновению тревоги и страха.
Насколько он важен для последующего психического развития, показывает наблюдение над мальчиком 7 лет, самым тихим и незаметным в школе, который панически боялся нового для него человека — учителя. Он также боялся оставаться один дома, поэтому был вынужден посещать группу продленного дня. К вечеру у него болела голова. 

Со слов матери, в 8-месячном возрасте он заболел астматическим бронхитом. В этот момент, да и раньше, мать была занята своими делами и не могла уделять ребенку достаточно внимания. Он часто плакал (как потом поняла мать, от беспокойства). На этом фоне простуда способствовала появлению типичных для астматического бронхита затруднений в дыхании и кашля. 

Вскоре вместе с матерью мальчик был помещен в больницу, где ему делали внутривенные инъекции лекарств. Кричал ли он больше от страха при виде внезапно появляющихся незнакомцев в белых халатах, уносящих его от матери, или от боли при проведении крайне болезненных процедур, мы не можем сказать точно. Несомненно одно: беспокойство, связанное с отлучением от матери, и страх перед заменяющими ее чужими людьми у эмоционально чувствительного и впечатлительного мальчика явились толчком для развития в дальнейшем страха одиночества и страха общения в новой, непривычной обстановке.

Начиная с 14-го месяца жизни наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери и практически прекращается боязнь посторонних. Ребенок этого возраста уже «поумнел», чтобы по-своему осознать, что мать принадлежит только ему и контакты с другими людьми не обязательно являются источником опасности и способны внести интерес и разнообразие в его жизнь. 

Одновременно дети этого возраста начинают как бы «осмысливать» происходящее вокруг, приглядываться к поведению общающихся с ними людей. Это этап накопления нового опыта, развития мышления как основы интеллектуально-речевой деятельности. 

Вместе с тем сохраняется повышенная чувствительность к эмоциональному состоянию близких для ребенка взрослых. При их тревоге, страхе, возбуждении, семейных конфликтах у малыша возникает ответная эмоциональная реакция, часто в виде плача и крика. Если мать приветлива и доверительна в общении с другими людьми и не обнаруживает беспокойства, то ребенок успокаивается быстрее, а главное — сам собой. В противном случае настороженность в отношении к незнакомым людям у матери может трансформироваться в дальнейшем в подозрительность, робость и застенчивость у ребенка.

К концу первого года жизни эмоциональный образ матери уже не обладает такой целостностью для ребенка, как раньше. Ввиду возросшей двигательной активности малыша мать вынуждена что-то запрещать ему, что противоречит ее эмоциональному образу, сложившемуся у ребенка, и непосредственному выражению его чувств и желаний. 

Тем не менее, большинство матерей продолжают находить общий язык с ребенком и при возрастании его активности и самостоятельности, и при попытках выработать у него начальные навыки опрятности. Многие матери интуитивно находят равновесие между поощрением активности и запретами. Они создают дополнительные возможности для ползания, переползания через специально положенные валики из поролона, для самостоятельного вставания при минимуме поддержки и страховки, умело отвлекают ребенка от нежелательных действий, не злоупотребляют запретами, произнося их ровным, спокойным, без излишней строгости голосом. 

Читайте также:  Гепатоспленомегалия у ребенка 2 месяца

Ребенок, получивший относительную свободу, а также некоторый навык болевых ощущений при незначительных ушибах, приобретает и первый опыт настойчивости и решительности в преодолении препятствий, помогающий ему выработать уверенность в себе, а в дальнейшем и способность встречаться с опасностью лицом к лицу. Если же его чрезмерно оберегают, лишают возможности проявить самостоятельность, то риск появления страхов заметно выше. 

Существенная роль в развитии у ребенка волевых черт характера принадлежит отцу, если он спускается со своего взрослого Олимпа и играет с ребенком, поощряя его первые шаги. Есть отцы, которые, стремясь как можно раньше психически закалить ребенка, заменяют живой непосредственный контакт с ним командами, а то и просто муштрой и дрессировкой. В таком случае малыш вместе со страхами может потерять свою непосредственность, эмоциональность, живость и впечатлительность. 

Чаще же раннее принуждение не бояться оборачивается не уменьшением, а увеличением страхов и тревог, поскольку ребенок все больше и больше боится быть плохим и наказанным. Одновременно он испытывает компенсаторно-заостренную потребность в эмоциональной безопасности и привязанности со стороны матери и тем самым нередко оказывается в ситуации повышенной опеки и беспокойства. 

Именно здесь зарождается конфликт между родителями, когда отец тем чаще строг и наказывает детей, чем больше мать опекает и беспокоится о них. Истина же, как часто бывает, посредине — твердость и последовательность в обращении с ребенком должны быть согреты заботой и любовью.

Некоторые родители очень негибки в своих требованиях, читают недоступную мораль и навязывают правила, которые нельзя выполнить. К тому же вечно озабоченные и принципиальные родители не улыбаются в ответ на улыбку ребенка, не смеются вместе, то есть не удовлетворяют его потребность в эмоциональном самовыражении и жизнерадостности. 

В результате чрезмерного интеллектуального прессинга и блокирования эмоций ослабляется чувственная сторона психического развития и нарушается естественный баланс эмоционального и рационального в психике ребенка, причем именно тогда, когда он способен, как никогда, быть самим собой. Довольно скоро дети с односторонним интеллектуальным развитием начинают рассуждать по-взрослому. Но им не хватает непосредственности, искренности в выражении своих чувств, приобретающих все более и более рассудочный характер. 

Итак, первый год жизни — начало всех начал, важная веха на пути всего последующего эмоционального развития.  Первый год жизни детей является и начальной школой родительского чувства, и школой бескорыстной, щедрой любви,  когда мать и отец учатся постигать психологический код поведения ребенка, без слов понимать его чувства и переживания и находить с ним эмоциональный контакт. Как в дальнейшем сложатся отношения родителей и детей, какой эмоциональный и духовный мир между ними возникнет, в немалой степени зависит от первого года жизни детей.

Источник: Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей»

Источник

Симптомы испуга у грудничка возможные причины и последствия, и их эффективное купирование

Лечение испуга у грудничка

Медики считают, что испуг у грудничка, признаки которого проявляются по разному, например новорожденный пугается и вздрагивает, не требует лечения или предупреждения. Наоборот, некоторые специалисты сходятся во мнении, что предотвращать всяческие страхи малышу в столь раннем возрасте полностью нецелесообразно, так как у крохи не будет вырабатываться инстинкт самосохранения. Другое дело — последствия эмоционального потрясения: здесь важно знать симптомы и меры по их устранению.

А как вы определяете испуг у своего ребенка?

Обычно молодые родители, столкнувшись с нервозным состоянием у грудничка, часто списывают подобное поведение на испуг, однако следует знать несколько важных признаков, которые помогут определить следствие негативных эмоций у ребенка. Если грудничок родился доношенным, симптомы будут проявляться периодически:Симптомы испуга у грудничка

  • ухудшается общее состояние малыша: он становится капризным, слишком тревожным, иногда нервным;
  • случается резкий беспричинный плач, грудничок часто вздрагивает и пугается и постоянно просится на руки (боится оставаться один);
  • нарушается сон и аппетит: вот почему многие мамы интересуются вопросом, почему новорожденный не спит днем;
  • может возникнуть энурез или заикание у грудного ребенка.

Все эти симптомы обязательно требуют вмешательства, чтобы исключить возможные осложнения в психическом и эмоциональном состоянии.

Важно! Если вовремя определить причину испуга и обратиться за помощью к невропатологу или детскому психиатру, приступы страха можно купировать за короткие сроки. Чаще всего причиной частых испугов у грудничков считают чрезмерную родительскую заботу и контроль.

Несколько слов об испуге у грудничка от Е. Комаровского. Возможные причины

Частые проявления страха, как выясняет педиатр Евгений Комаровский, проявляются у деток до года, которые окружены постоянным родительским вниманием или, наоборот, страдают от его дефицита. На фоне этого у грудничков возникает боязнь воды, узкого или широкого пространства, темноты, некоторых домашних животных.

Детский юмор! — Бабуся, ты с чем пирожки делаешь?
— С картошкой.
— А мама делает с творожком и пакустой.

Обычно провоцируют испуг у ребенка до года следующие факторы:

  • большие и страшные животные могут испугать грудничка;
  • внезапные крики или громкий звук;
  • родительский смех;
  • стрессы ребенка из-за увиденного или услышанного;
  • строгость в воспитании (иногда такой фактор сопровождается симптомом регулярных судорог и вздрагиваний).
Читайте также:  Ребенок 2 месяца шумное дыхание

Испуг у грудничка, вызванный различными причинами, требует специального обследования на предмет наличия нервозных отклонений. В это же время родители должны обеспечить ребенку полный покой и чувство защищенности.Испуг у грудничка

Лечение или самостоятельная борьба с приступами страха у грудничков?

Большинство родителей из-за нанесенного стресса грудничку немедля обращаются к народным знахарям, которые якобы помогают устранить и саму причину, и ее следствия. Но медики уверены, что без полноценного обследования ребенка у невролога народная медицина не поможет. Испуг у грудничка нужно купировать обязательно, так как есть риски его перехода в хроническую форму, тогда у малыша могут возникать беспричинные панические атаки.

Посмотрите виде ролик о том, как вылечить испуг у грудничка.

После диагностики и подтверждения симптомов испуга рекомендуется консультация детского психолога и психиатра, который объяснит родителям, как в дальнейшем вести себя с грудничком, чтобы не провоцировать эмоциональное потрясение. Специалисты обязательно должны сами предпринимать меры психологического характера для устранения испуга у ребенка и дать рекомендации на дом.

Говорят дети! Спрашиваю сына (4 года):
— Алёшенька, ты не видел пульт от телевизора?
— Я сам его искал, как собака за бандитами.

В большинстве случаев все зависит от матери, она должна теперь как можно чаще общаться с грудничком, играть с ним, разговаривать, показывать игрушки. Лечебным и успокаивающим действием обладают и регулярные прогулки на свежем воздухе, легкий поглаживающий массаж и ненавязчивая гимнастика.

Последствия испуга у грудничкаПри желании можно воспользоваться народными заговорами и средствами.

Настойка из травы валерианы

Лучше приобрести специально приготовленный раствор в аптеке, которым потом пропаивать грудничку при испуге в течение десяти дней. Благодаря применению препарата симптомы страха должны исчезнуть к истечению курса лечения.

Использование святой воды

Ежедневно перед каждым сном умывайте грудничка при испуге и читайте молитву («Отче Наш»). Благодаря такой процедуре успокоится не только ребенок, но и родители.

Отпаивание ребенка молоком

Давайте грудничку каждый вечер молоко с медом. Если кроха еще самостоятельно не может пить, добавьте смесь в соску, также можно долить в молоко настойку из мелисы. Такое средство хорошо успокаивает и дает ребенку заснуть без капризов.

Обратите внимание! Перед применением различных средств для лечения испуга у грудничка, проконсультируйтесь с педиатром и проведите сбор анализов на предмет проявления аллергической реакции. Не рекомендуется давать ребенку до 7 месяцев молоко с медом, так как коровий белок и мед нередко вызывает пищевую аллергию.

Возможные последствия испуга у ребенка до года

К страхам у детей нужно относится внимательно и поддерживать их в случае негативных последствий. Осложнения проявляются как:

  • беспокойный судорожный сон со вздрагиваниями. Грудничку начинают снится плохие эмоциональные сны. Как утверждают ученые, дети видят кошмары гораздо чаще взрослых;
  • ребенок не перестает рыдать и плакать. Чаще всего приступы сильного крика приходятся на вечер до и после купания. Если заметили подобные инциденты — это скорее всего симптом испуга у грудничков;Причины испуга у грудничка
  • недержание мочи у ребенка чаще происходит после 4-х лет, даже если кроха испугался в период новорожденности или грудного возраста;
  • заикание также проявляется с возраста, когда ребенок начинает полноценно разговаривать. Обычно это происходит с 3 до 6 лет. Обычно заикающимся детям сложно общаться и нужно лечить такое последствие;
  • ребенок не переносит одиночества: с родителями ему спокойнее, но это не всегда удобно родителям, поэтому заняться устранением подобного осложнения нужно сразу.

Вылечить хронические приступы испуга у ребенка до года намного сложнее, чем преодолеть первые симптомы эмоционального потрясения.

Рекомендуем посмотреть видео Комаровского об испуге у новорожденного.

Источник