Ребенок 1год 4 месяца не говорит

Почему малыш в год не говорит

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если малыш в год не произнёс ни слова, когда следует переживать о задержке речевого развития и что можно сделать.

Для многих родителей день, отделяющий первый год жизни ребёнка от второго — своеобразный рубеж для подведения итогов. Они пристально анализируют достижения сверстников своих детей, сравнивая с тем, что умеет их малыш и тревожатся, если замечают отставание от нормы. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что ребёнок в год не говорит.

Давайте разберёмся, так ли важно беспокоиться, если ребёнок в год не произнёс ни слова? Когда следует переживать о задержке речевого развития? Что можно сделать заранее, чтобы речь годовалого малыша соответствовала норме?

Между нормой и патологией

Никому не нужно доказывать важность своевременного освоения родной речи. Это сложный, многоплановый процесс, напрямую связанный со различными психическими функциями: вниманием, мышлением, памятью и речью. От годовалого малыша ждут первых слов, а он не может даже произнести «папа» и «мама», лепечет на своём языке и не собирается осваивать новые слова.

Встревоженные родители начинают изучать семейный анамнез, обращаются к медикам за консультацией и всеми силами стараются ускорить речевое развитие крохи.

Годовалый ребёнок способен произнести от 3 до 12 слов, но по своей структуре они простые, очень похожи на лепет. Гав-гав, би-би, ам-ам, ляля, дай, папа, мама, баба, киса, на, бах или уп — вот примерный лексикон детей в год.

Каждый малыш индивидуален — у кого-то первое слово появляется в 8-9 месяцев, а у кого-то в 1 год 3 месяца, и все это варианты нормы.

До появления первого слова, речь годовалого ребёнка прошла сложный путь развития. Законы формирования детской речи не меняются со временем. Сегодня, как и 100-200 лет назад, ни один малыш не начинает говорить словами и предложениями, прежде, чем он не пройдёт все стадии речевого развития. Эти стадии связаны с развитием головного мозга, артикуляционного аппарата и слуха.

Ни одна методика раннего развития не способна изменить законы природы, в соответствии с которыми развиваются органы произношения (артикуляции), слух и центральная нервная система человека.

Если вы обеспокоены, что ваш малыш плохо говорит, ознакомьтесь с основными этапами доречевого развития детей до года:

  • 1-2 месяца — появление в крике интонаций удовольствия и неудовольствия;
  • 1,5-3 месяца — гуление или гуканье, когда дети повторяют за взрослыми гласные с призвуком звука [г] или произносят их самостоятельно, внимательно вслушиваясь в произносимые ими звуки (агу);
  • 4-5 месяцев — лепет, произношение подобий слов, состоящих из нескольких одинаковых слогов (ма-ма-ма, но это ещё не обозначение слова мама);
  • 8-9 месяцев — появление звукоподражаний (пи-пи, гав-гав) и лепетных слов (кука, тата, няня);
  • 11 месяцев — примерно десять лепетных слов ребёнок употребляет в правильном контексте, соотносит их произношение с ситуацией (мама, папа, дай, биби и т.д.).

Что считать патологией? В год ещё рано делать прогнозы развития речи, однако, стоит начать беспокоиться, если годовалый малыш не понимает простую словесную инструкцию, не подкреплённую жестами. Например, «Дай мне мячик», «Покажи, где машинка» и т.д. Отсутствие реакции на слова взрослого может быть симптом нарушения слуха или его полного отсутствия. При этом речь останавливается на стадии гуления, потому что ребёнку не с чем соотносить собственный лепет.

Если на этом этапе не принять срочных мер, речевое развитие в дальнейшем будет очень сложно стимулировать. Важно своевременно обратиться к отоларингологу для проверки слуха. Возможно, при патологиях внутреннего уха врач посчитает нужным ношение малышом слухового аппарата. При серьёзных отклонениях слуха от нормы — это единственная возможность развить и сохранить речь.

Возможные причины задержки появления речи в год

Если малыш совершенно здоров, в его анамнезе нет неврологических заболеваний, но речь в год так и не появилась, скорее всего, причина задержки в неправильно организованном речевом окружении.

Что подразумевается под этим термином? Казалось бы, современных детей окружает настоящий речевой поток: телевизор, радио, мультфильмы, аудиокниги и развивающие игры для самых маленьких детей. Да и родители много разговаривают с детьми.

Дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Если не проводится специальной целенаправленной работы, этот поток для ребёнка звучит примерно так, как для нас звучит шум водопада.

Сегодня из обихода исчезли речевые игры (Сорока-ворона, Ладушки) потешки, пестушки, попевки, приговорки, известные ранее в каждой семье. Эти своеобразные тренажёры мягко вводили малыша в мир родной речи. Они были приспособлены под потребности ребёнка до года, содержали звукоподражания, были понятны детям.

Ещё один фактор «питательной» среды для развития детской речи — общение с матерью. Молчаливая мать или мама, чаще разговаривающая по телефону, чем с собственным малышом, не сможет заменить самыми лучшими развивающими играми ценность общения, формирующего речевые структуры мозга.

«Дети Маугли», «госпитализм» — все эти термины обозначают задержку появления речи у здоровых детей, лишённых возможности общаться с близкими по причине их отсутствия.

Как заниматься с малышом — профилактика отставания речи

Существует несколько самых простых приёмов развития речи, но не стоит ждать чуда после первой же недели их применения. Здесь срабатывает закон перехода количества в качество. Накопление пассивного словаря, живое и эмоциональное общение близких с малышом обязательно приведут к желаемому результату, и вскоре вы увидите как он разговаривает.

  • Рассказывайте ему простые потешки, игры, сказки, пойте народные детские песенки, поясняйте развивающие мультики. Делайте это, глядя в лицо ребёнка, меняя интонацию, чётко произнося звуки и слова.
  • Рассматривайте предметы окружения и яркие картинки с реалистичными изображениями, задавая ему вопросы и самостоятельно отвечая на них. «Кто это? Собачка (гав-гав). Где она живет? В будке (буд…). Какие у нее ушки? Маленькие (ма…). Какие у нее лапки? Большие (боль…)».
  • Если малыш пока лепечет и произносит звукоподражания, повторяйте за ним и добавляйте полный вариант слова. «Би-би (машинка) гудит. Мау (кошка) бежит. Какие красивые тик-так (часики). Ваня кач-кач (качается)».
Читайте также:  Рост ребенка в 4 месяца по данным воз

Выучите потешки, попевки и небольшие стишки (А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Берестова), чаще употребляйте их в общении с малышом на прогулке, во время кормления, игр с ним.

Например:

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

(А. Барто)

Или:

О чём поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы дожили!

— Мы выжили!

— Мы живы, живы мы!

(В.Берестов)

Первый год жизни ребёнка считается доречевым периодом. Если малыш к своему первому дню рождения не произнёс ни одного слова, нужно обратить внимание на то, слышит ли он, как к нему обращаются, понимает ли простую словесную инструкцию. В том случае, если имеет место нарушение слуха, его следует немедленно компенсировать.

Нормально слышащему ребёнку нужно создавать благоприятную речевую среду, насыщенную общением с родителями, употреблением малых фольклорных форм. Желательно, чтобы у малыша возникла потребность в высказываниях, для этого родители создают соответствующий эмоциональный фон.

У здорового ребёнка без нарушений слуха и невропатологических патологий первые осмысленные слова при создании благоприятных условий появятся в нужное время. Важно постоянно общаться с детьми, читать им книжки, и вскоре вы услышите первые долгожданные слова.

Источник

Речь ребенка в год и 4 месяца

  • Главная
  • Сообщества
  • Малыши от 1 года до 3 лет
  • Детская психология и развитие ребенка

13 ноября 2013

Ситуация такая, что сын впринципе не говорит целые слова. мамкает ходит, но при этом не обращаясь ко мне. Иногда бывает баба и дядя. Просто на последнем приеме у врача, сказали что 6-7 слов он должен говорить уже четко. Я шибко не заморачиваюсь, так как невролог сказала, что все у нас хорошо, и другие специалисты отклонении не выявили, да и у всех знакомых сыновья стали ближе к 2 годам хоть что-то говорить внятно. Просто в год мне казалось, что он больше говорит, чем сейчас. Книжки я ему читаю, детские песенки слушаем. В остальном все ок. Активный, танцевать любит. Интересно знать, сколько слов ваши детки говорили в таком вот возрасте и обращались ли они конкретно к человеку или просто так говорили на ходу?!

Читайте также: развитие малыша в 1 год — 1,5 года

Комментарии

Уля-Лапуля

8 лет 10 месяцев

говорит сейчас около 30 слов, но сюда входят и мяу, ав, ква, кря, га и т. п.

у меня партизан, с 7 мес говорит мама, папа, баба, ня-ня(это надо) и все на этом, но обращается к человеку конкретно, зовет

Александра

8 лет 10 месяцев

Вот интересно, что значит «целые слова»? В год и четыре ребенок должен говорить переворот с переподвыподвертом, что ли? У нас такой же возраст, из целых слов только мама, и то, как правило, ма. Но осмысленно называет некоторые предметы и животных, только по-своему.

моя тоже мало говорит((((. даже баба, папа не говорит. тока мамкает и говорит дай и на своем балякает

Было как у вас, а в 1г 6 мес прям скачок произошел. Начал активно повторять слова, прям каждый день новое слово было. При этом когда мы дома или на улице я все время говорю и говорю, все комментирую. Если малыш пытается повторить слово, я поворачиваюсь к нему чтобы он видел мои губы и четко по слогам проговариваю слово и так несколько раз. Потом через время опять возвращаемся к этому слову. Сейчас свободно строит предложение из 3-4 слов. Главное заниматься побольше и скоро будете просить помолчать хоть минуточку.

перед каждым скачком в развитие бывает такой шаг назад у деток, по этому не переживайте. Думаю скоро заговорит больше. Нам же мамам только заговори заставим стихи учить)))))))) вот и решил ещё помлочать

нам год и десять мы не говорим тоже.ням ням у нас ва-ва.и мяу говорит когда кису видит и все.пока ждем.

так же как и у вас. У знакомой дочке1,4 и она простыми предложениями уже говорит

Ростислав

12 лет 9 месяцев

Мирослава

8 лет 11 месяцев

Милослава

1 год 10 месяцев

сын да говорил, уже пытался словосочитаниями говорить(мама дай, мама ням-ням и т.д.), а вот доча пока так не может, да и вообще болтает только на своем, ну правда ко всем обращается как надо мама, папа, баля (это брат у нас), баба и дядя(его она называет Игорь))))).Вообще все детишки разные.мой брат только в 2,5 говорить начал, так что даже не думайте от этом, все впереди))))

kонечно не парьтесь!!! я сама заgоворила в 1.8… сейчас сын таkже «мамkает» и что-то невнятное бормочет постоянно))))я тоже не парюсь))всему своё время!!!

мой много болтал, многие слова коверкал, но я его понимала, а многое хорошо говорил. в 1,6 составлял фразы из 2-3х слов. в 1,8-1,9 заканчивал строчки стихов. я занималась с ним каждый день. у подруги 2,4 ребенку — всего несколько слов говорит.

до 3х лет вроде норм, заговори еще, не переживайте

да я сильно то не переживаю, просто интересно стало)))просто у нас папа заговорил только в 2 года с чем-то, до этого вообще молчал как рыба. Надеюсь сын в меня пойдет- и к 2 годам уже хоть что-то от него услышу внятное))))

я в 1,8 начала говорить. муж ва 2,5

как занимались, если не секрет?)

мне попалась воспитательница младших групп сада, дала много литературы, объяснила как правильно строить занятия с ребенком.

я например раньше думала, дать пластилин — ну и лепи себе, карандаши — рисуй.

нет. вот например выкладываю детали пирамиды, проговариваю ему названия: кубик, кирпич, конус и т.д. и так каждый раз. неделю мы расскладываем только пирамиду и не забиваем голову ничем другим. конечно он не повторял все сразу, но со временем стал повторять названия, складвали пирамиду на нескольких уроках в высоту, на других в длину (типа заборчик, дорога), потом на другом занятии собирали из деталей пирамиды стул и стол, либло диванчик, и у нас была цель, для чего мы это делаем — напоить куклу чаем или уложить ее спать.

Читайте также:  Введение прикорма 4 месяц ребенок

со временем, уже гораздо позже начали изучать цвета, т.е. тоже все проговаривала. не 10 цветов в один деноь, а мы изучали 1 цвет несколько уроков. на тех же кубиках, на улице, например зеленый — мы шли срывали травку зеленую, акцентировала внимание на зеленых предметах 0 — вещи, строения, предметы. складывали цвета кубиков на эти же цвета.

рисование — тоже если карандаш, то рисуем карандашом, учила держать его в руке, что им нужно давить, а не висти как кистью, его руку придерживала и рисовала круг, пару уроков рисуем только круг, т.е. солнышко, дым, и похожее, потом линии длинные и прерывистые (дождик), потом волнистые. все это разные занятия. ни в коем случае не нуждно все до кучи за один раз.

так же с кистью, показывала, что ей давить не надо, нужно плавно вести.

отдельные уроки были по стихам, лдистали книжки, я читала ему стишки, повторяла постоянно, потом стала проговаривать не всю строчку, а замолкать в конце строки, он заканчивал ее уже сам. когда был постарше, начала только называть первое слово из строки — он продолжал остальную.

у меня на ю-тубе есть роликик. чуть позже могу кинуть ссыль

возьму на заметку- одна проблема- сын ни минутки ни сидит на месте))))он у меня активные виды деятельности любит- танцует постоянно под свои песенки, с папой они уже почти гимнастикой занимаются. Книжку ему читаю — максимум 2 минуты слушает -потом убегает.

спасибо за развернутый ответ) за ссылку буду благодарна.

мой так же начинал. не мог сосредоточиться, потом вошло в привычку.

занятия главное проводить, когда никто не отвлекает. и длиться они должны минут 15 от силы.

т.е. на этот период папу с его гимнастикой подальше)))))

если к нам во время занятий кто-то приходил (дедушка как правило всегда не вовремя, то сын сразу отвлекался. я и не возобновляла, так как уже не было смысла

вот тут ему 1,11 — делает брату «массаж»

https://www.youtube.com/watch?v=7Rvv0vZknoEс

остальные чет не открывааются. сейчас подгружу с кубиками

Александра

8 лет 10 месяцев

класс! а я, наоборот, сразу все ей рассказываю, да показываю! попробую ваш метод, заинтересовал!

дааааа, и я бы так делала, если б мне воспитатель не рассказала что да как и как правильно.

в моем понимании тоже — вывалить все карандаши, достать все цвета пластелина и воять-воять.

а тут как раз нцжно акцентироыатть на одном предмете/цвете внимание и его «изучать

РадостьМоя

4 года 8 месяцев

Моя дочка почти не говорила, знала несколько слов, а в 2 г. 4 мес. начала говорить целые предложения. Так что каждый ребенок индивидуален)))

до 4 лет имеет полное право не говорить!

В этом возрасте — только «дай». И«мама» как-то около этого появилось

дай мы только если уж очень надо, а мама жмотничает))))

Мне кажется, имеет смысл пожмотничать, чтобы мотивировать малыша 🙂

Показать ещё

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

Представительства Бэби.ру

Вход через соцсети

Источник

Ребенку 1 год, и он не говорит

Переживания родителей о нормальном развитии своего малыша являются естественными. Часто они сравнивают его успехи и навыки со своими собственными в аналогичном возрасте. Но все дети начинают ходить, разговаривать в разное время. Что же считается нормой? И в каком случае необходимо обращаться к специалисту, чтобы не допустить отставания в развитии?

В XXI веке продвигается теория о том, что занятия с детьми до года не несут никакой нагрузки, они бесполезны. Что на возможности ребенка влияет созревание головного мозга. Но это не так. В ходе проведения эксперимента над детьми разной национальности, расы американскими учеными ожидалось, что при отсутствии общения они заговорят на некоем метаязыке. Этого не произошло. Дети так и не заговорили. Впоследствии они отставали в развитии от своих сверстников.

Отклонение от нормы

Существует несколько этапов постепенного формирования детской речи по нормам ВОЗ: от гуления до умения составлять предложения и вести диалог. Сначала малыш начинает понимать, что происходит вокруг. После окончания подготовительной стадии наступает ранний период (1-3 года). Если ребенок здоров, нет неврологической симптоматики, в это время уже формируется активная речь. Это значит, что он с любопытством наблюдает за взрослыми и повторяет за ними. Сначала он может путать или искажать буквы, слова, использовать их по принципу обобщения. Это нормально, ничего в таком случае делать не нужно. Например, произнося «киса», кроха может иметь в виду любое действие, которое она в этот момент совершает. Для описания ситуации он активно использует мимику, жесты. В это же время он может начинать копировать звуки животных (мычать, мяукать).

К концу первого года в обиходе малыша появляются слова (от 2 до 10 и больше). Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м. Он уже говорит первые слова: «мама», «папа», «дай». В 1,6 мес. ребенок использует в обиходе до 100 слов и общается с помощью простых предложений. Он может хотеть сказать, но молчит по причине недостаточного словарного запаса.

По нормам РФ, разработанным Н. М. Щеловановым, к первому годику малыш говорит 10-12 слов, их перечень может отличаться. Постепенно он переходит от повторения до определения признаков предмета, затем формируется логическое мышление.

Чем чревато не уделять малышу время:

  • нарушением произношения звуков;
  • недоразвитием органов артикуляционного аппарата;
  • сложностями с освоением письменной речи;
  • картавостью;
  • боязнью публичных выступлений во взрослой жизни.

Факторы дефектов речи

Почему в современном мире так актуальна проблема, что ребенок не говорит в 1 год? Если отсутствуют неврологические заболевания в анамнезе, это может быть связано с несколькими факторами.

Все дело в том, что маленькие дети не способны вычленить отдельные слова из потока речи. Она подобна шуму водопада. Несмотря на обилие аудиокниг, специальных развивающих передач по телевизору, необходимы и другие упражнения, способствующие развитию речи. Все реже родители проводят время с детьми за речевыми играми: «Сорока-ворона», «Ладушки», потешками. Они оптимальны для малыша одного года, учат его подражать звукам.

Читайте также:  Ребенку 4 месяца упал с дивана на спину последствия

Существуют даже специальные термины для молчаливых детей: «Маугли», «госпитализм». Они здоровы, но не имеют возможности общаться с близкими, потому что их нет. Поскольку с ребенком больше времени проводит мама, ее общение с ним имеет большое значение и способствует развитию речевых структур мозга.

Причины отсутствия речи

Не стоит сразу паниковать, если ребенок в год не говорит ни слова. Перед тем как идти на консультацию к логопеду или неврологу, покупать витаминные добавки, обратите внимание на условия, в которых он растет.

То, как быстро запас активной речи сравняется или превысит пассивную, зависит от ближайшего окружения малыша. Бесполезно заставлять его повторять слова, должна сложиться связь предмета с действием. Именно на этом основаны народные песни, потешки.

По статистике, чаще с проблемой отсутствия речи или задержкой ее развития сталкиваются дети из детских домов, лишенные родительского внимания.

Пустышка мешает крохе сосредоточиться, он замыкается на собственных ощущениях. Если использовать ее долго, есть риск, что речь будет невнятной, нарушится прикус.

Еще одним фактором, влияющим на позднее развитие речи, является многоплодная беременность. Когда детей двое или трое, они долгое время предпочитают общаться друг с другом на понятном им языке. Выходом из подобной ситуации является поочередное занятие с ними разными делами, пока одного кормят, с другим читают, играют.

Стресс также может отбить охоту к общению. Переезд, развод родителей, появление нового члена семьи требует адаптации. Только в спокойной и комфортной обстановке малыш будет счастлив и полноценно вовремя развиваться.

Генетика тоже играет роль в развитии. У ребенка может быть предрасположенность к позднему развитию речи. Но это не означает, что с ним не нужно заниматься, сам он не заговорит в любом случае.

Такой известный факт, как то, что девочки созревают раньше мальчиков, тоже правда. Несмотря на это, сильный пол впоследствии быстрее обучается составлению предложений, потому что умение осознавать действия, движения у них развито лучше. А девочки воспринимают информацию через названия предметов.

Тип темперамента влияет на то, когда дети начинают говорить. Если они активные и любознательные непоседы, то мир познается быстрее. Спокойный малыш может предпочесть ограничить свое пространство кроваткой и любимой игрушкой.

Поэтому рекомендации по коррекции состояния не могут быть одинаковыми. Наблюдайте за чадом и подбирайте ее способы интуитивно. Помните, что обучение должно проходить в комфортной и веселой обстановке.

Коррекция недостатков речи

Для начала необходимо исключить патологию слуха. Обратите внимание, откликается ли ребенок на свое имя или когда к нему обращаются с просьбой. При обнаружении дефектов органа необходимо устранить причину.

Не существует единого подхода к лечению подобного отклонения. Здесь необходим принцип ежедневного накопления пассивного словаря. Крохе будет интересно играть с родителями, слушать сказки, петь песенки. Большое значение имеет умение управлять интонацией голоса, четкостью произношения слов и звуков. Например, рассматривайте вместе картинки, сопровождая рассказ описанием предмета.

Чтобы поскорей избавиться от «би-би», «кач-кач», проговаривайте слово целиком. Во время прогулок на свежем воздухе можно читать ребенку А. Барто, К. Чуковского. Окружите ребенка вниманием и заботой, создавая благоприятные для формирования речи условия. Не должно быть гиперопеки, у него должна быть потребность в общении.

Не стоит отказываться от развивающих игрушек, особенно полезными будут предназначенные для развития мелкой моторики. Также можно соорудить такие приспособления самостоятельно, воспользовавшись мастер-классом из интернета.

Как создать благоприятную речевую среду дома

Ставьте аудиозаписи с детскими прибаутками. Ограничьте время проведения перед телевизором. Развитию навыков речи способствует ведение диалога с малышом, сочиняйте вместе рассказы. Вы будете для него примером для подражания, ваша мимика, жесты, интонация. Постепенно заменяйте неполные слова на правильные и взрослые. Сначала повторяйте слоги, затем включайте в обиход предложения.

Усадив ребенка за современный гаджет, вы только навредите чаду. Полезно и интересно будет посетить вместе с ним зоопарк, где он познакомится с животными. Это непременно вызовет бурю эмоций. Если малыш ленится говорить, мотивируйте его к этому. Например, он просит жестом или словом «Дай» игрушку, спросите какую, как она называется или что делает.

Не перегружайте кроху. В таком возрасте его концентрации не хватит надолго, максимум 10-15 минут. Отдавайте предпочтение не модным методикам, а тому, что ему понравится. Выяснить это можно только опытным путем.

Примеры речевых игр для годовалых детей

«Кашка»

«Сорока-ворона rашку варила, кашку варила, деточек кормила…»

В процессе игры загибайте малышу пальчики, приговаривая: «этому дала, этому дала, а этот голодным остался». В итоге разрабатывается мелкая моторика пальцев рук, разучиваются слоги и звуки, ребенок обучается ритму.

«Большие и маленькие ножки»

Одновременно сочетайте слова песенки и движения детскими ногами.

«Большие ноги шли по дороге — топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Что тренируем? Память при повторении простых слогов и слов, интонацию. Также можно включить в процесс игры любимых мишек или кукол. Каждый из героев будет шагать по-разному. А еще таким образом можно разучить с малышом, какие звуки издают звери и домашние животные. Играть с ребенком можно дома, лежа на диване, или шагая по улице. Главное, чтобы он был увлечен.

«Семья»

Загибая пальчики поочередно, называйте их:

«Этот пальчик — деееедушка,

Этот пальчик — баааабушка,

Этот пальчик — пааааапа,

Этот пальчик − мааааама,

А вот это наша Лизонька (мизинчик)».

Или «Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья!»

Пресыщение — враг динамики домашней терапии. Чтобы занятия принесли желаемый эффект некоторым потребуется немного времени, другим больше. Но при ежедневных упражнениях успех обязательно придет.

Не нужно долго повторять одну и ту же прибаутку, чаще меняйте характер игровой деятельности. Если малыш интересуется всем окружающим, у него развита мелкая моторика, причина не в патологии слуха или зрения, не было во время родов и беременности осложнений, то переживать из-за отсутствия речи сильно не стоит. Диагноз задержки речевого развития ставится после комплексной оценки неврологом, педиатром, логопедом и врачами узких специальностей при необходимости. На устранение отклонения может уйти не один месяц, но нельзя опускать руки и прекращать занятия.

Источник