Ребенок 1 год и 1 месяц плачет
Содержание статьи
Кризис одного года — упрямство и капризы?
В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.
Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».
Почему возникает кризис
Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.
Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.
Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».
Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.
Откуда взялись капризы?
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.
Пора действовать?
Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.
Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.
Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).
Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.
Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.
Источник
Почему малыш плачет и не может уснуть? Разбираемся вместе с педиатром
Родители малышей часто сталкиваются с проблемой: ребенок плачет и не может уснуть. Вместе с педиатром Алесей Корево разбираемся в причинах такого поведения и том, как их можно решить.
Алеся Корево,
врач-педиатр 2 категории, консультант по грудному вскармливанию
и питанию детей медицинского центра Baby Boss («Бэйби Босс»)
— Как по плачу понять, в чем причина того, что малыш плачет и не спит?
— Плач ребенка — это его способ разговаривать с родителями, с миром.
Очень условно плач можно разделить на два типа: плач от боли или какой-то неудовлетворенной потребности и плач-«манипуляция». Второй вариант касается детей постарше, после 6 месяцев. Для совсем маленьких детей характерен первый тип плача, который делится на два вида.
- Первый вызван каким-то дискомфортом: холодно, жарко, хочу есть, не хочу есть, хочу, чтобы меня пожалели, страшно. Этот плач не такой пронзительный и душераздирающий. Он призывный: ребенок пару раз крикнул, затем затихает и ждет, идут ли к нему. Если потребность ребенка не удовлетворили быстро, плач перерастет в требовательный.
- Второй вид плача — когда ребенок испытывает боль. Обычно это нарастающий по интенсивности плач, на пике самой острой боли — пронзительный крик. Он сопровождается изменением внешнего состояния ребенка. Например, малыш поджимает или, наоборот, раскрывает ручки и ножки.
- Плач-манипуляция — это когда уже подросший ребенок осознает, что мамой можно управлять. Чаще всего это начинается с манипуляций едой (в частности, при введении прикорма). В этом случае взрослым нужно «держать оборону» и на капризы ребенка либо подталкивать его к компромиссу, либо показывать, что будет так, как сказал взрослый.
Причина плача — голод
— Обычно большинство мам при плаче ребенка сразу предлагают ему поесть. Наверное, вот эта традиционная мысль «плачет — голодный — надо покормить» идет из глубины веков, от наших предков. Вообще, мы понимаем: просто так маленький ребенок плакать не будет. Значит, в любом случае какая-то его потребность не удовлетворена. И первое здесь, что должна делать мама вне зависимости от того, кормит она грудью или нет, — это взять ребенка на руки, пожалеть и приложить к груди. А дальше уже разбираться, в чем дело.
Грудь здесь больше действует как успокоительное: чтобы ребенок почувствовал запах мамы, услышал ее сердцебиение и понял, что он в безопасности.
Если ребенок поел и успокоился, причина была в голоде.
С детьми, которые находятся на искусственном вскармливании, немного по-другому. В качестве успокоения так, как грудь, бутылочка не срабатывает. Да, малыш будет ее сосать, даже если не голоден, но это приведет к болям в животе и еще большему дискомфорту.
С детьми, которые питаются смесью, родители все же обычно придерживаются какого-то режима, кормят по времени, а не по требованию. И уже исходя из этого можно предположить, успел ребенок проголодаться или причина плача не в этом.
С грудным вскармливанием просчитать не выйдет: контролировать объем съеденного сложнее, так что ребенок может проголодаться раньше или позже обычного.
Если же мы взяли ребенка на руки и он успокоился, скорее всего, ему было нужно удовлетворить потребность телесного комфорта и/или привычного окружения (те же люди, свет, температура).
Причина плача — физический дискомфорт
— Если ребенок не голоден и не болен, мама его пожалела, но он все равно плачет, нужно раздеть малыша и посмотреть, все ли нормально. Иногда дискомфорт может доставить даже незначительная мелочь.
Был случай, когда мамин волос намотался на большой пальчик детской ножки и передавил его, поэтому малыш плакал.
Могут мешать швы или складки одежды. Поэтому ребенка нужно раздеть, осмотреть, поменять ему подгузник, чистого сухого малыша одеть в другую одежду.
Причина плача — психологический дискомфорт
— Для ребенка оказаться одному — страшно. Он был все время в маме и с мамой — и вдруг оказался один. Бывает достаточно и пары минут, чтобы малыш испугался: почему все вокруг затихло и куда все делись?
Почему дети хорошо спят при белом шуме или на улице? Тишина пугает больше всего, кажется угрозой, неизвестностью. Для ребенка, который находится в утробе матери, белый шум — это движение крови по сосудам, он обладает шипящим характером. Поэтому многие колыбельные построены на шипящих звуках. Голос мамы, монотонные звуки улицы, даже гудение фена — все это может вернуть маленькому человеку ощущение его привычной реальности и как следствие — успокоить.
Важный по проработке момент — психологическое равновесие родителей. Если мама сама тревожная и она пытается прийти на помощь ребенку, которому страшно, ничего из этого не выйдет. Ребенок это почувствует, и они будут долго волноваться вдвоем.
Что делать? Не перекладывать всю ответственность на маму. Да, маленький ребенок до 2-3 лет не очень нуждается в папе. Зато в папе сильно нуждается мама. Если у женщины есть человек, который может ее поддержать и успокоить, ей будет легче. Без опоры вернуться в состояние эмоционального равновесия новоиспеченной матери сложно.
Причина плача — переутомление
— Нельзя допускать переутомления у малыша. Главная проблема здесь, что в таком случае ребенка уложить гораздо сложнее, чем обычно. На фоне переутомления вырабатываются гормоны стресса, а они не позволяют организму заснуть («бей или беги»).
Что делать? Ловить момент, когда ребенок уже физически устал, и класть его спать. В такие моменты:
- малыш трет глазки;
- начинает зевать;
- стремится принять горизонтальное положение;
- у него появляются легкие синяки под глазами.
Даже если у родителей есть в этот момент свое дело, гораздо выгоднее для всех отвлечься и прямо сейчас потратить 5 минут на то, чтобы уложить ребенка. Иначе потом на это потребуется час, а малыш изведется от капризного, монотонного плача. Но если уж так произошло — успокаивайте ребенка, держите на руках, пойте песенки и т. д.
Причина плача — недомогание
— Если мы говорим все же о плаче перед засыпанием, то нужно понимать: если ребенок болеет, он будет капризничать и плакать не только перед сном, но и весь день. В противном случае болезнь можно с высокой долей уверенности исключить.
Среди самых частых детских недомоганий — младенческие колики, прорезывание зубов, головная боль (грудничковая мигрень), раздражения на коже (аллергия или что-то еще), простуда.
Грудничковая мигрень и колики. Врачи склоняются к тому, что это проявления одного и того же процесса — адаптации нервной системы к изменяющимся условиям окружающей среды. И если с головой все понятно, то возникает вопрос: причем же здесь живот? А он болит из-за того, что в кишечнике находится много нервных окончаний и происходят спазмы, которые нужно просто пережить. Колики появляются в 1 месяц, начинаются примерно в 6 вечера, и для них характерно одно и то же время: 3 часа, 3 дня подряд, 3 недели.
Нужно отличать колики от вздутия живота, когда могут быть срыгивания, метеоризм и проч. В таких случаях врач может назначить специальные препараты с лактобактериями.
Кстати
Лактобактерии в составе препаратов играют важную роль в поддержании здоровья малыша: кислая среда, которая создается ими, препятствует росту и развитию грибов и патогенных микроорганизмов. Поэтому одна из важнейших функций лактобактерий — помощь в формировании общего и местного уровня сопротивляемости иммунитета. Однако количество этих полезных бактерий в организме может снижаться. Это негативно сказывается на работе ЖКТ (возникает метеоризм, запоры, нарушения стула) и иммунной защите. Лактобактерии могут нормализовать работу кишечника малыша, «вырастить» «правильную» микрофлору, заселить желудочно-кишечный тракт полезными бактериями, справиться с коликами.
Также может болеть голова при смене погоды (младенцы часто метеочувствительны).
Аллергия, кожные высыпания. Эти заболевания легко выявляются, если раздеть ребенка и осмотреть его с головы до ног. Если есть пятнышки, шелушения и т. д., значит, нужно позвать врача, разобраться, в чем дело, и получить лечение.
С одной стороны, если ребенок не спит и плачет из-за болезни, — это плохо, потому что он страдает. С другой — в каждом из случаев при назначении грамотного лечения проблему можно быстро устранить. Но слишком часто к врачу обращаться тоже не стоит, иначе родители так и не научатся понимать, что не так с их ребенком, а это важный навык. Уметь быстро помочь малышу — то, что должны делать все родители.
Кстати
При осмотре врач может назначить специальные препараты, в том числе с лактобактериями. Согласно последним исследованиям, прием пробиотика с лактобактериями в младенчестве уменьшает риск развития атопического дерматита в течение 7 лет. А если у ребенка уже есть кожные проявления аллергии, прием лактобактерий помогает снизить зуд и беспокойство, уменьшает раздражение кожи.
Зубы. Первые зубы могут появиться и в четыре месяца, и в десять. Для этого случая характерно, что ребенок беспокойный целый день, а не только перед сном, у него снизится аппетит, он будет постоянно тянуть что-то в рот, тереть уши, будет много слюны, мама заметит набухшие десны. Здесь, если есть сомнения, можно позвать врача.
Облегчить состояние малыша можно, если дать ему прорезыватель, пожевать сушку, в более тяжелых случаях — снять неприятные ощущения обезболивающими лекарствами, принятыми внутрь (не мазями).
Фотограф: Дмитрий Рыщук
По теме: Педиатр о кожных проблемах у детей
Источник
Плаксивость у ребенка 1 5 года
анонимно, Женщина, 29 лет
Доброе время суток.Ребенку 1,5 года.Второй месяц как ребенок изменился в поведение.Плаксивый. если что ему не дают — сразу в плачь и может закатиться даже (с задержкой воздуха).Когда ему было примерно год такого прям не замечала. До года на приему невролога он тоже всегда плакал , но вот в год он вел себя хорошо и она сказала что он, видимо, перерос это состояние.
Но вот сейчас….
Вот моменты из жизни, которые меня настараживают:
1) если не даю ему ложку самому есть — у него начинается истерика (плачет, закатывается) (не всегда правда, иногда разрешает самой его покормить)
2) потом когда мы отдаем вещи в раздевалку он тоже плачет из-за этого;
3) как-то при нем отдавала из его рук банку смеси чужому человеку и он тоже зарыдал, хотел чтобы вернули;
4) потом положила как-то подушку не так как ему хотелось и он опять расстроился и заплакал;
5) пытаюсь показать, опустив в низ,что пить из бутылки с трубочкой, нужно не поднимая ее, он психует, плачет, вырывает ее у меня из рук, может упасть на пол и дальше плакать, пробует дальше ить запрокинув голову не получается соответственно и опять расстраивается;
6) еще был случай когда его обычную бутылочку (на тот момент она ему не нужно была) , я положила в прозрачный кулечек и вынесла из комнаты, в которой находился ребенок и он тоже заплакал из-за этого.Успокоился только тогда. когда я ему ее принесла обратно.
7) если у него что-то не получается (допустим, он вкладывает фигурки в отверстие в домике, прекрасно бывает с этим справляется), но если вот не получается одна из них — он может ее кинуть, кинуть домик, подойти к столу своему и скинуть с него со психами все что там лежала и дальше с серванта все поскидывать, пока его, вообщем, не остановить
8) иногда он может меня ударить если не по его что-то! я как то сильн его ударила за это по руам.В последние несколько дней, если он меня ударяет я строго говорю что это плохо и он меня гладит по этому месту;
Еще нам гастроэнтеролог ставит диагноз «синдром протекающего кишечника».ребенка на многие продукты поэтому краснеют щеки.Прочитала. что из-за того, что нарушена проницаемость кишечника могут начаться проблемы с неврологие /психикой?насколько это достоверно?
Еще в тот период когда у него все началось — муж был в отпуске.Мы часто с ним ругались/кричали.В основном это была я.Может в этом причина?
Еще мы в этот период когда все началось мы 3 раза сдавали кровь. а он жутко боиться врачей (лежали просто 2 раза в больнице с кишечноцй инфекцией).Мможет поэтому на последней прием у врача-невролога он так себя и вел из-за тог что сдавали кровь из вены относительно недавно от ее приема к ней?Хотя она была не в белом халате.на белые халаты он сразу реагирует плачем.Расплакался сначала. когда ее увидел, потом успокоился, заинтересовавшись ее игрушками, и расплакался вновь сильно , когда она начала его трогать. особенно если трогают ее голову.Когда допустим педи атр меряет сантиметром его голову (каждый раз в принципе плачет когда заходим в кабинет к последнему)
Еще он не идет ко мне. когда на руках у мужа, прям выгибается чтоб его не забрали от него.(муж по-моем у мнению многое ему позволяет то, что я бы просто не разрешила бы делать и не умеет его вовсе ругать :он у меня слишком спокойный)(муж кстати работает с 7 утра до 9 вечера 6 дней в неделю)
На руки идет помимо папы только к своей бабушке и дедушке.Допустим, приезжает моя сестра (нередко), он не хочет к ней идти, даже дотронуться не дает, как и в принципе со всеми чужим людьми — сразу плачет. Поэтому он и на невролога реагировал: она ж трогала и стукала его ручки и ножки. Вообще нельзя дотронуться до него чужому!
Из речи он говорит им ожет повторить если попросить: мама, папа, тетя, Ань, кать, кап-кап, иногда дядя и всё.Любимое слово «бадям-бадям» .ба-ба и де-да все никак не получается у него сказать.Речь нашу хорошо понимает,знает многое (животных многих, птиц, даже насекомых, все виды транспорта, основные виды професий по картинкам,явления природы по картинкам, три основных формы, цвета пока может только сортировать, всттляет все фигурки без подборки в отверстие, любит подбирать на картинках вторые половинки предметов
На горшок не проситься, но ходит на него по маленькому если снять штаны и поставить рядом с ним.
Еще нам невролог прописал лекарство гомеопотическое Киндинорм. Что вы может сказать по поводу него?Вообщем, подскажите, пожалуйста. что нам делать?(Как мне себя вести с ребенком?
Источник