Ребенку 3 месяца выгибается когда лежит
Содержание статьи
Грудничок выгибает спину и запрокидывает голову: 10 причин подобного состояния
Ситуация, когда маленький ребёнок запрокидывает голову и выгибает спинку
Как показывает практика, в 60-70% случаев ситуации, при которых ребенок запрокидывает голову назад и выгибается, не требуют медицинского вмешательства, так как являются вполне физиологическими. Но родителей, естественно, волнует вопрос о причинах возникновения данного симптома. Особенно тревожит сей признак, если в это время малыш начинает плакать, становится беспокойным.
Случается ли такое у здоровых малышей?
Да, и очень часто. Просто одни мамы пристально следят за детьми и замечают моменты, когда ребенок выгибается дугой, а другие, менее внимательные, – нет. Почему же вполне здоровый малыш может выкинуть такой акробатический трюк?
Причины данного симптома следующие:
- физиологический повышенный мышечный тонус сгибателей у детей в возрасте до 6 месяцев. Он считается нормой, так как до года длится миелинизация волокон пирамидной системы;
- попытка освоить новый навык в виде переворачивания на животик. При этом младенец ложится на бок и запрокидывает голову;
- истерика. Если обычный плач не вызвал заинтересованности мамы, то малыш, пытаясь привлечь к себе её внимание, может так изогнуться;
- вздутие кишечника и колики. Эта проблема нередко наблюдается у новорождённых до 3-4 месяцев в связи со становлением микрофлоры и перистальтики. При этом выгибание дугой сопровождается сучением ножками, криком. Чтобы таких ситуаций не возникало, необходимо в этот период жизни ребёнка во время еды давать ему Симетикон, который подавляет газообразование;
- удобная поза для сна. Пребывая в утробе матери, дети вынуждены находиться в неестественных положениях, к которым они привыкают за последний триместр беременности, поэтому могут их бессознательно копировать;
- ребёнок хочет рассмотреть игрушки, расположенные над его головой или у него чешется затылок или шея.
Если после попыток устранить колики или успокоить ребёнка он всё равно стоит «мостиком», то это повод обратиться за медицинской помощью с целью исключения неврологической подоплёки данного симптома.
Патологические механизмы поведения
Среди механизмов ситуаций, при которых ребенок запрокидывает голову назад, можно выделить следующие:
- появление патологической импульсации, исходящей из очагов повреждённых нейронов. Возникает при детском церебральном параличе, гипоксически-ишемической энцефалопатии новорождённых и т.п.;
- действие гиперразрядов, генерируемых участками эпилептогенеза;
- растяжение нервных волокон в результате раздражения оболочек головного мозга при повышении внутричерепного давления и влиянии токсических веществ (менингит, гидроцефалия).
Повышение внутричерепного давления
В результате патологического течения беременности и родов, а также заболеваний, возникающий в первые недели жизни малыша, у него может повышаться внутричерепное давление. Состояние это очень серьёзное и требует незамедлительного обращения к врачу, так как появляется риск развития отёка головного мозга.
Симптомами ликворной гипертензии, помимо запрокидывания головы и выгибания дугой, считаются:
- беспокойство, раздражительность;
- повышенная реакция на яркий свет, шум;
- беспричинный монотонный плач;
- судороги;
- многократное срыгивание после еды;
- краткие промежутки сна;
- синюшность носогубного треугольника;
- дрожание языка и губ во время крика;
- выбухание большого родничка и, в запущенных случаях, расхождение швов с изменением формы черепа;
- чрезмерно быстрый прирост объёма головы относительно других показателей;
- глазодвигательные нарушения в виде косоглазия;
- ухудшение аппетита.
Повышение внутричерепного давления является нередко признаком угрожающих жизни патологий, к примеру, менингита, который у детей в 45% случаев протекает атипично.
Ребёнок «на мостике» при гипертонусе мышц
Гипертонус мышц чаще всего наблюдается на фоне гипоксии плода во внутриутробном периоде или при затяжных тяжёлых родах. Результатом этого становятся энцефалопатии, ДЦП. Чрезмерное мышечное напряжение может быть односторонним или затрагивать обе половины тела. До полугодовалого возраста даже врачам иногда трудно определить лёгкую степень заболевания.
Родители обычно обращают внимание не только на то, что грудничок выгибает спину и запрокидывает голову, но и на постоянную флексию (сгибание) конечностей, а также нарушения движений в одной из них. К примеру, ребёнок, чтобы захватить игрушку, пользуется только правой или левой ручкой.
Другие состояния
Среди других причин запрокидывания головы ребёнком выделяют и кривошею. При этом верхняя часть туловища малыша как бы фиксирована в определённую сторону, а попытка изменить положение, когда он лежит, вызывает беспокойство и плач. Данное состояние требует медицинского вмешательства с проведением курса массажа, физиотерапии. В тяжёлых случаях необходимо назначение миорелаксантов, ношение специального воротника, а иногда и операция.
Также причиной «мостика» нередко является эпилепсия с тоническими припадками. Малыш застывает на короткое время, ни на что не реагирует, а после приступа происходит дефекация и мочеиспускание.
Какой специалист поможет разобраться с ситуацией?
Некоторые родители, замечая подобные выгибания дугой у ребёнка, не всегда знают, что с этим делать и к какому специалисту обратиться. В первую очередь следует успокоиться и понаблюдать за малышом. Любой врач начнёт задавать наводящие вопросы, без ответов на которые ему будет трудно в полной мере представить клиническую картину.
Вы должны чётко знать следующее:
- в какой момент появилось запрокидывание головы и как долго это длится: с рождения, неделю, месяц и т.д.?
- предшествовали ли этому событию испуг, падение, инфекционное заболевание?
- когда ребёнок выгибается: во сне или в период бодрствования и чем это сопровождается: криком, цианозом носогубного треугольника?
- реагирует ли малыш на внешние раздражители в это время?
Только после детального сбора анамнеза и осмотра доктор сможет определить минимальный список диагностических мероприятий.
Если у новорождённого наблюдается симптом «мостика», то в первую очередь нужно посетить участкового педиатра, который патронирует малыша. Он сможет заподозрить патологию нервной системы при её наличии и направит для дальнейшего обследования к детскому неврологу.
Какие диагностические процедуры необходимы малышу, если он выгибает спину и запрокидывает голову?
Чтобы понять, является ли запрокидывание головы и выгибание спины у младенца физиологическим состоянием или патологией, врачу для начала необходимо собрать жалобы (их предъявляют родители), анамнез жизни (течение беременности, родов, раннего неонатального периода) и заболевания, провести детальный физикальный осмотр. Если в ходе этого будут обнаружены признаки поражения нервной системы, то обычно рекомендуются следующие методы обследования:
- лабораторные исследования (клинический анализ крови, мочи);
- нейросонография – УЗ-диагностика, которая проводится детям до года, так как у них ещё открыт большой родничок;
- электроэнцефалография — для исключения эпилепсии;
- КТ и МРТ – используются крайне редко, несмотря на свою информативность. Данные технологии требуют применения наркоза, для обездвиживания маленького пациента.
Нельзя отказываться от предложенных диагностических мероприятий, ведь в этом случае можно пропустить серьёзное заболевание нервной системы.
Как помочь малышу?
Если по результатам обследования выясняется, что ребёнок абсолютно здоров и причины выгибания дугой физиологические, родителям необходимо: пересмотреть обстановку, в которой находится младенец, внимательнее к нему относиться, предупреждая развитие истерик.
Хорошо сказывается на состоянии новорождённых регулярный массаж в виде поглаживаний и гимнастика, проводимые мамой или папой. Успокаивают кроху и банные процедуры: это могут быть ванночки с мелиссой или даже плавание со специальным кругом.
Постарайтесь расположить игрушки таким образом, чтобы малышу не пришлось запрокидывать голову и принимать неестественные позы. В кроватке ребёнка должна находиться специальная ортопедическая подушка, мобиль стоит подвешивать не в изголовье, а по центру.
Заключение
Не всегда запрокидывание головы у грудничков является патологией, чаще это всё-таки вариант нормы. Но чтобы не пропустить заболевание нервной системы, стоит не забывать о ежемесячных плановых осмотрах у педиатра. Также при появлении симптомов, настораживающих родителей, лучше не откладывать визит к врачу. Чем раньше будет обнаружен недуг у детей до года, тем больше шансов вылечить его без развития осложнений.
Источник
трехмесячный ребенок выгибает спину лежа на спине — 14 рекомендаций на Babyblog.ru
3 месяца
Моторное развитие
Подтягивается на руках, упирается ногами, делает попытки встать, если захватит опору или если даст руки взрослый. Качает пресс. Стоит с поддержкой под мышки, уверенно опирается ногами. Пытается
много стоять на руках мамы, перебирая ногами («топчется»). Много сидит на руках, т.е. находится в положении «сидя». Делает попытки перевернуться на живот из положения лежа на спине, и перевернуться на спину из положения лежа на животе. Иногда малыши в этом возрасте осваивают переворот со спины на живот. Тем не менее все дети осваивают переворот на бок из положения лежа на животе и лежа на спине. Ребенок цепко хватается ручками за все подряд, уверенно захватывает предметы.
Психоэмоциональное развитие
Малыш начинает проявлять терпение. Например, может немножко подождать, пока мама достанет грудь. Но терпения ребенка пока еще хватает совсем не на долго. У малыша появляется способность заниматься самостоятельно 10—15 минут, но преобладающую часть времени он проводит на руках.
Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. С этого времени и до 6 месяцев малыш очень много времени проводит на руках, знакомясь с окружающим пространством и обстановкой. Он ориентируется в пространстве знакомой комнаты, знает, где находится вход в комнату, ищет его глазами, понимает, что через него входят и выходят. Если он не хочет, чтобы мама уходила, а она приблизилась к двери, то он может заплакать. Малыш не только следит глазами за перемещающимися предметами, но уже способен достроить траекторию движения предмета, который пропал из поля зрения. Это хорошо видно, поскольку ребенок поворачивает голову и направляет взгляд туда, откуда должен появиться пропавший из поля зрения предмет. Малыш увлеченно разглядывает различные предметы обстановки, игрушки и т.д. Активизируется стремление дотянуться до заинтересовавшего предмета и захватить его.
Знакомство со своим телом. Малыш продолжает знакомиться со своими руками — рассматривает их. Ощупывает живот, что видно по тому, как он захватывает и сосет рубашечку. Активно грызет свою пятерню, исследует рот, ощупывает ручками язык, пускает пузыри.
Эмоциональное развитие. Плачет со слезами. Может засмеяться, захохотать громко в голос. Способен проявлять чувство юмора и отвечать смехом на баловство. Создается впечатление, что он и раньше понимал юмор, но не имел возможности проявить эту способность. Проявляет такие чувства, как обида и стеснение. Начинает кокетничать, задаваться (отворачивается от груди с очень важным видом), заигрывать со взрослыми, строить им глазки («посмотри, какой я замечательный!»). В общем, трехмесячные дети веселы, спокойны и общительны независимо от типа темперамента.
Социальная адаптация. С этого возраста ребенок уже знает всех родных в лицо и начинает различать «своих» и «чужих». По отношению к чужим он проявляет осторожность и настороженность. Если незнакомый человек приблизится к нему или возьмет на руки, ребенок может заплакать.
Общение и речь. Ребенок сообщает звуками (сигнальный крик) обо всех своих потребностях: мочеиспускание, газы, испражнение, желание поесть или необходимость изменить положение. Он хнычет, когда хочет спать или приложиться к груди, страдальчески и самозабвенно кричит при плохом самочувствии, когда что-то болит. В хорошем настроении активно гулит. Малыш очень любит общаться и сам провоцирует взрослых к общению. В этот период дети нуждаются в постоянном общении со взрослыми и эта потребность должна удовлетворяться полностью.
Уход
Вскармливание. У малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2—4 ночью. Кроме этого, присутствуют частые прикладывания на непродолжительное время, но их число сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях, примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв в кормлениях составляет 2,5—3,5 часа. К этому возрасту тело грудного младенца заметно округляется.
Поведение ребенка во время грудного кормления. В этом возрасте наступает тот приятный момент, когда малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую грудь и мнет ее, что для мамы очень приятно. Во время кормления малыш часто отрывается от груди.
Пищеварительная и выделительная системы. У малыша чаще всего к этому возрасту налаживается регулярный стул в виде сметанообразной массы. Он может появляться ежедневно примерно в одно и то же время, но может сохраняться и частый кислый стул до 5 раз в день. Однако на третьем-четвертом месяце жизни стул может появляться значительно реже 1 раз в 2—7 дней. Это нормальное явление, характерное для детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании. При снижении частоты стула ребенок не нуждается в клизмах и слабительных средствах. Малыш начинает отказываться от высаживания: он выпрямляет ноги и выгибается. Однако в большинстве случаев высаживание остается успешным.
Особенности сна и биоритмы. Ночной сон длится примерно с 24-1 часа до 9— 10 часов утра. Как правило, во время ночного сна у малыша присутствует 2—4 кормления в период между 4 и 8 часами утра. Дневной сон у большинства детей становится 4-разовым. Как правило, присутствует 2 длинных сна по 1—2 часа и 2 коротких — по 30— 40 минут. Период засыпания остается- продолжительным (20-30 минут).
Метеочувствительность. В этом возрасте у ребенка может проявиться яркая реакция на фазу Луны (как правило, новолуние или полнолуние) и перемену погоды, которая может выражаться в непроизвольном мочеиспускании, беспокойном сне, капризном поведении или, напротив, продолжительном сне и т.д.
4 месяца
Моторное развитие
Двигательная активность ребенка этого возраста значительно повышается. К этому возрасту ребенок самостоятельно переворачивается на живот из положения лежа на спине и на спину из положения лежа на животе. Лежа на животе он очень высоко поднимается на руках (практически на вытянутой руке) и начинает перемещаться по кругу, толкаясь руками и ногами, как бы «вертясь вокруг пупка». Кроме этого, он подтягивает ноги, поднимается на четвереньки и делает в этом положении раскачивающиеся движения.
Лежа на спине ребенок подтягивается, ухватившись за бортик коляски или другой упор. Он способен сесть и даже встать, если ему дать возможность ухватиться за пальцы рук взрослого и подтянуться. Сидит ровно, но без поддержки или опоры заваливается на бок. Ребенку очень нравится сидеть, стоять и топтаться. Он стремится использовать любую возможность, чтобы встать вертикально, опираясь на свои ножки. Ребенок уверенно захватывает и берет рукой предметы, перекладывает их из руки в руку.
Психоэмоциональное развитие
В характере ребенка появляется больше уверенности и уравновешенности. Уходит в прошлое внезапный плач, который раньше мог появляться без видимых причин. Малыш проявляет значительно больше упорства в овладении теми или иными навыками, а также оптимизма, необходимого для достижения цели. Самостоятельным занятиям малыш может посвящать много времени (до 30 минут).
Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Совершенствуется ориентация в пространстве, малыш хорошо держит направление, знает расположение предметов в комнатах.
Знакомство со своим телом. Ощупывает свои ножки, захватывает и начинает сосать большие пальцы ног. Мальчики начинают захватывать свои гениталии.
Эмоциональное развитие. Звонко смеется, активно выражает радость и проявляет «важность» (делает вид, что он очень занят и не замечает маму, которая к нему обращается). Если малыша что-то заинтересовало, он складывает губки «хоботком», часто дышит и тянется к заинтересовавшему его предмету. Нуждается в том, чтобы мама поддерживала все его «игры».
Общение и речь. Ребенок очень любит слушать обращенные к нему речи. Он провоцирует взрослого на общение, пытается «заговорить» с ним, проявляет инициативу, пытаясь «завязать беседу», и активно гулит. Появляется первая жестовая речь: малыш протягивает маме ручки, когда просит, чтобы она его взяла.
Уход
Вскармливание остается исключительно грудным, без введения воды и каких бы то ни было докормов. Малыш начинает заметно реже прикладываться к груди. Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у него появляется довольно точный режим кормлений. Ребенок начинает наблюдать за едой взрослых и интересоваться, как они это делают: следит за руками, заглядывает в рот.
Поведение ребенка во время грудного кормления. Малыш во время кормления начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болезненные ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение своего «я» от «я» матери. Дискомфорт матери, ее поведение и даже вскрик помогают ребенку понять, что мать и он это не одно и то же — они чувствуют по-разному и по-разному себя ведут. Кроме этого, во время кормления ребенок начинает часто отвлекаться и отворачиваться от груди, демонстрируя свою важность, дескать, моя мама, моя грудь — никуда не денется. Это очень важный момент в поведении малыша, который следует поощрять. В этот момент нельзя убирать малыша от груди, обижаясь на него и считая, что он уже наелся и просто вредничает, или, считая, что он отказывается от груди. Напротив, сейчас он нуждается в дополнительных доказательствах в надежности матери, которые и следует предоставить. Если в такой момент мать не ждет ребенка и забирает грудь, он может разразиться плачем и безутешно обидеться.
Особенности сна и биоритмы. Может измениться режим дневного сна. Некоторые дети переходят на 3-разовый дневной сон.
Метеочувапвительностъ. У малышей более явственно может проявиться реакция на погоду. Например, в пасмурную погоду малыши становятся сонливыми и помногу спят или напротив, страдают плохим настроением и капризничают.
5 месяцев
Моторное развитие
Ребенок становится значительно активнее. Постоянно переворачивается на живот и пытается ползти. Совершает многократные попытки к ползанию, становится на четвереньки и раскачивается, может ползти назад. Уверенно сидит без поддержки непродолжительное время, потом заваливается на бок. Активно топчется на руках у мамы: приседает, перебирает ногами. Начинает, или пытается, ходить, держась за опору двумя руками (например, держась за бортик кроватки). Дотягивается до игрушек и интересующих предметов. Пытается захватить предметы, мимо которых его проносят.
Психоэмоциональное развитие
Малыш сообщает, когда хочет на руки и когда хочет заняться самостоятельно. Он способен продолжать самостоятельные занятия примерно 15—30 минут. Может проявить подражательное поведение. Значительно активнее играет с игрушками и различными предметами.
Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Ребенок начинает изучать свойства предметов: стучит ими, кидает на пол, облизывает. Ищет глазами упавший предмет.
Особый интерес малыш проявляет к лицам взрослых, пристально их рассматривает, трогает, ощупывает, хватает за нос и за волосы, засовывает руки в рот. Особенно его интересуют нос и волосы. Он воспринимает взрослого как лицо и руки.
Знакомство со своим тегам. Ребенок активно захватывает и сосет большой палец ноги. Кроме этого, он ощупывает ноги, гениталии, голову, уши.
Эмоциональное развитие. В этом возрасте малыш любит баловаться и хохотать. Проявляет ревность: когда мама говорит по телефон)’, капризничает и требует внимания. Появляется выражение нежности и ласки. Малыш обнимает и целует взрослого: хлопает руками по лицу, прижимается к лицу раскрытым ртом (целует). Дети становятся более терпеливыми, но в то же время очень обидчивыми.
Социальная адаптация. Ребенок избирательно относится к окружающим и при посторонних ведет себя очень сдержанно и осторожно.
Общение и речь. Ребенок реагирует на интонацию: может заплакать, если повышают голос или выясняют отношения на повышенных тонах. Узнает игрушки, которые мама обозначает словесно: му-му коровка, мяу-мяу киска, ав-ав собачка, ж-ж пчелка. Если мама говорит му-му, то малыш тянется к коровке или улыбается, когда видит эту игрушку. Может реагировать на вопросы. Например, на вопрос «Где мама?» начинает искать глазами маму и, если не находит ее, может расплакаться. Радостно гулит на разные лады, но в это время малыш может гулить не так активно, как в предыдущем месяце, ведь у него появилось столько новых дел — не до разговоров. Продолжает изъясняться с помощью «кашля», начинает «рычать».
Уход
Вскармливание исключительно грудное. В этом возрасте у малышей бывает 8—10 дневных кормлений и 2—3 ночных. Грудные кормления организуются около снов — малыш ест, укладываясь спать и во время пробуждения.
Ребенок может начать проявлять активный интерес к воде, и пище взрослых, тянется к маминой ложке, тарелке или чашке, настаивает на том, чтобы и ему дали попробовать то, что пьют и едят. Это можно позволить сделать, давая лизнуть все съедобные продукты, которые употребляют в семье.
Поведение ребенка во время грудного кормления. В этом возрасте дети отвлекаются от груди. Любой незначительный шорох или движение привлекают внимание ребенка, и он отрывается от груди, сделав буквально 2— 3 сосательных движения. Если мама, пытаясь организовать спокойное кормление, уединяется, то это, как правило, не очень помогает, потому что ребенок все равно находит предлоги и поводы, чтобы отвлечься. Это особенность поведения, которую надо просто принять. Ведь такое кормление не мешает ребенку прекрасно набирать в весе и хорошо себя чувствовать.
Пищеварительная и выделительная системы. В этом возрасте у детей во время бодрствования сокращается период между мочеиспусканиями. Их ритм примерно 1 раз в 30—40 минут. Кроме этого, частота появления аула та же, что и в предыдущем месяце.
Высаживание становится более успешным. Улучшается контроль над мочеиспусканием — малыш может прерваться, если начал «пи-пи», и все сделать в нужное место.
6 месяцев
Моторное развитие
Малыш самостоятельно садится из положения лежа на боку, встает на колени и поднимается на ноги. Он способен стоять, облокотившись об опору грудью и манипулируя при этом одной или двумя руками. Способен проходить 2—3 шага, держась за опору двумя руками. Может пройти, держась за руки взрослого, примерно 2 метра. Подолгу раскачивается, стоя на четвереньках, — «репетирует» ползание, может начать ползать по ровной поверхности. Теперь малыши в большинстве случаев ползают вперед, но некоторые из них ползают, двигаясь задом. Если малыш начал осваивать ползание вперед по ровной поверхности, то он способен также переползать через небольшие препятствия. Уверенно манипулирует предметами: берет чашку и ложку за ручку и пр.
Девочки в этом возрасте по моторному развитию несколько отстают от мальчиков. Они только пытаются встать на четвереньки, не могут сидеть самостоятельно, но поднимаются и садятся, держась за опору одной рукой. Когда сидят, заваливаются на бок. Стоят неуверенно, хотя и проявляют активное желание встать. Стоя, перебирают ногами.
Психоэмоциональное развитие
Психика ребенка развивается настолько, что он способен самостоятельно заниматься до 40 минут. Он уже выделяет любимые игрушки, любит играть в прятки. Кроме этого, в нем пробуждается стремление к познанию.
Знакомство с окружающим и ориентация в пространстве. Ребенок всесторонне изучает свойства предметов. Он методично выбрасывает вещи из кроватки, следит глазами за падающим предметом и слушает, как он стучит. С деловитым видом стучит предметом по разным поверхностям и прислушивается к характеру стука. Если малыш осваивает ползание, то он может проявить интерес к содержимому шкафов. Продолжает проявлять интерес к лицам: хватает за нос, за волосы, хлопает по лицу рукой.
Эмоциональное развитие. Ребенок начинает проявлять настойчивость и целеустремленность: сердится, если что-то не получается, пытается добиться намеченной цели любой ценой. В этом возрасте малыши отличаются бодрым жизнерадостным настроением.
Общение и речь. Малыш нуждается в активном общении и физическом контакте со взрослыми. Речевое развитие остается на том же уровне, но появляются элементы лепета: а-да-да, а->па-та и т.п. Иногда малыш заводит свои «речи» на очень высоких нотах, почти визжит. Он продолжает «рычать» и использовать в качестве речи кашель. Малыш этого возраста знает свое имя.
Уход
Вскармливание. Вскармливание остается грудным. Изменяется режим кормлений. Наиболее активное сосание смещается на последние 2—3 часа перед пробуждением после ночного сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей сложности может быть 7—10 дневных кормлений и 3—4 ночных. Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и появления педагогического прикорма. У малыша появляется активный пищевой интерес, который состоит в желании попробовать ту пищу, которую употребляют взрослые. Пока еще ребенок не нуждается в прикормах, ему вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с новой пищей, адаптируется к ее особенностям. Кстати, первое время вкус новой пищи ему не очень нравится — это хорошо видно по недовольному выражению его лица, но, тем не менее, малыш продолжает пробовать пищу, потому что интерес оказывается сильнее. Поэтому проявление активного пищевого интереса нельзя расценивать как свидетельство нехватки молока и проявление у ребенка голода. Малыш просто знакомится с другими продуктами, которые употребляют в его семье.
Поведение ребенка во время грудного кормления. Во время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто отталкиваясь от нее. В этом поведении проявляется стремление младенца к знакомству со своими телесными возможностями, а также развитие представлений о том, что ОН и его МАМА — это не одно и то же. Отделение своего «я» от
материнского заключается в усвоении ребенком того факта, что мать может чувствовать и вести себя по-другому, т.е. не идентично с ним.
Пищеварительная и выделительная системы. У малыша может прорезаться первый зуб, если этого не произошло раньше. Срыгивания становятся единичными или исчезают совсем.
Ребенок снова проявляет протест против высаживания. Спокойно относится к этому только после сна и во время сна. Однако малыш может периодически просить, чтоб его высадили, начиная хныкать.
Особенности сна и биоритмы. Изменяется режим дня: удлиняется ночной сон, появляются 2—3 дневных сна по 30 минут — 2 часа (примерно с 12 до 14 и с 17 до 19 часов).
Метеочувствительность. Сохраняется реакция на погоду и фазу Луны. Как правило, в пасмурную погоду малыши дольше спят или ведут себя беспокойно.
Источник