Ребенку 3 месяца не хочет играть один
Содержание статьи
Если ребенок не хочет играть один
В возрасте 2–4 лет ребенок начинает постепенно понимать, что он – отдельная личность, учится не оборачиваться к вам, когда спрашивают его имя, а отвечать самостоятельно. Он постепенно обретает индивидуальность, а этот процесс требует от него огромных затрат энергии. Это сложный период, ребенок будто раскачивается на качелях, то приближается к вам, не желая расставаться ни на минуту, то отдаляется, пробуя свои силы в независимом поведении. Это трудное время, когда одновременно он хочет оставаться малышом на маминых коленях и становиться взрослым, самостоятельным, умелым, проявлять инициативу. Он может всерьез тревожиться из-за столь противоречивых желаний, его боязнь одиночества усиливается, он чувствует себя неуверенно, поэтому ему необходимо больше вашего внимания, чем обычно. Малышу недостаточно собственных ресурсов, чтобы справляться с такими важными переменами. Отказываясь играть один, он как бы сообщает вам: «Папа, мама, я еще не совсем комфортно чувствую себя сам с собой». Либо у него складывается впечатление, что вы уделяете ему недостаточно внимания. Существует множество причин, объясняющих его чувство незащищенности. Важно попытаться понять, что мешает малышу стать источником игровых сюжетов и фантазий для самого себя, и помочь ему преодолеть эти затруднения.
Знать меру
Для того чтобы малыш играл самостоятельно, предложите ему большой выбор игр. К 2–3 годам в его арсенале должно быть множество разнообразных игрушек: машин, животных, кукол и всего, что к ним прилагается. В этом возрасте не стоит ограничивать выбор игрушек, покупая мальчикам только технику, а девочкам только куклы и мягкие игрушки. Ребенок познает мир во всем его многообразии, и такие искусственные ограничения обедняют его игру.
Купите для малыша домик-палатку, в которой он сможет уединяться, когда вы поблизости. Он будет чувствовать себя комфортно в таком маленьком, уютном пространстве. Предложите ему пригласить в свой домик гостей и устроить для них чаепитие. Спросите его позволения, прежде чем заглядывать к нему. Это хороший способ дать ребенку почувствовать, что он огражден от внезапных вторжений. Такой подход откроет для него еще одну приятную сторону одиночества, возможность распоряжаться своим временем и пространством по собственному усмотрению.
Малыш делает первые шаги в мире логических представлений: подумайте о конструкторах и паззлах. И, конечно, цветные карандаши, краски, разноцветный пластилин, ножницы с тупыми концами и клей для самых маленьких найдут свое применение в его творчестве. И не забывайте о книгах с картинками, которые ваша кроха будет просматривать в одиночестве… после того как прочтет их вместе с вами!
Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок
Игра — ключ к умственному и физическому развитию малыша, она помогает крохе всесторонне и гармонично развиваться. Вот только в эпоху настоящего изобилия прекрасных игрушек, направленных на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей почему-то с этим большие проблемы. Им трудно придумать сюжет, у них проблемы с фантазией и воображением, они пассивны, заторможенны, несамостоятельны и не заинтересованы в игре. А все потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть. Читать далее
Научи меня играть!
Игра занимает огромное место в жизни любого ребенка. И не только ребенка, ведь психологи считают, что и во взрослой жизни игра продолжает жить в искусстве и спорте. Однако если игра для взрослых лишь развлечение, то для малыша 5–7 лет это самое важное, обязательное и жизненно необходимое дело. Читать далее
Я построю дом: о чем говорит детская игра в домики
Не сосчитать детей, для которых строительство своего дома – из камней, веток, ледяных глыб или одеял и подушек – было и остается самым любимым занятием. Игра в «домик», как и «дочки-матери», – одна из тех, что «на века». А ведь она не только развлечет малыша, но и поможет вам многое узнать о нем. Читать далее
Источник
6 причин, по которым ваш ребенок не хочет играть самостоятельно
Полки в детской завалены игрушками, а ребенок не хочет играть самостоятельно и канючит: «Мне скучно!». На это жалуются не только мамы в песочницах, которые устали выдумывать, как еще поиграть с ребенком.
Педагоги и психологи тоже отмечают: несмотря на изобилие изощреннейших игрушек, детям становится все труднее играть. Им трудно придумать сюжет, использовать воображение. У них почти не возникает интереса к процессу игры. Отчасти, в этом виновато немыслимое игрушечное изобилие. Но главная причина — родители. Что мы делаем не так, и чем отбиваем ребенку охоту играть самостоятельно?
Мы выбираем игрушки не для ребенка, а для себя
Особенно этим страдают родители, которые испытали нехватку игрушек в детстве, и сейчас подсознательно стараются дать ребенку все возможное. Тогда игрушки покупаются исходя из собственных вкусов: яркие, с множеством функций, а не из пожеланий ребенка. Не зная, как играть с ребенком, мы компенсируем это избытком игрушек. А избыток этот влечет за собой скуку и апатию. Если игрушки все делают сами — ездят, разговаривают, стреляют — у ребенка нет причины включать фантазию.
Радиоуправляемый вертолет развлечет папу. Но, что касается игры с ребенком, обычная машинка лучше, чем радиоуправляемое сияющее чудо, а одна кукла с кучей одежды лучше, чем десяток игрушечных модниц.
Чтобы избежать пресыщения, две трети детских игрушек уберите с его глаз, пусть он играет остальными. Периодически заменяйте комплекты или отдельные игрушки, как только заметите, что интерес к ним угас.
Мы отбираем у ребенка инициативу
Стараясь максимально заполнить детский досуг, мы лишаем ребенка возможности планировать день и игры самостоятельно. Игры с ребенком у нас сплошь развивающие. Но слишком много развивающих мероприятий атрофируют способность придумывать себе дело.
Дайте ребенку возможность самому решить, что для него интересно, предоставьте ему пространство для маневра. Перестаньте плотно заполнять ваше совместное времяпровождение и постоянно думать, как поиграть с ребенком. Иногда полезно просто побездельничать и понаблюдать за облаками и птицами. Это освободит место в голове ребенка для фантазии и воображения.
Читай также: Топ-5 упражнений с ребенком для ленивого папы
Мы показали ребенку, что такое телевизор
Когда есть мультики, игры с ребенком отходят на второй план. Телевизор или планшет с мультиками удобен для родителей и губителен для ребенка. Поглощая готовые картинки, пусть даже качественные и поучительные, ребенок лишается стимула придумывать и изобретать. Он творчески пассивен.
Дозируйте телевизионное время. Не важно, каким гаджетом пользуется ребенок, время «готовых картинок» не должно превышать 40 минут в день в возрасте 2-5 лет и не более 1 часа в день, если он старше 5 лет. Детям до 2 лет телевизор противопоказан!
Мы развиваем и учим, вместо того чтобы просто играть
Молодые родители в последние годы просто зациклены на раннем развитии детей. Но общий интеллектуальный уровень на фоне этого почему-то снижается. Не стоит «прыгать через ступеньку» в развитии ребенка. Никакие продвинутые занятия не дадут малышу до 5 лет столько, сколько дадут игры с ребенком. Обычные, бесцельные, с точки зрения взрослого, игры.
Хотите знать, как играть с ребенком, чтобы это его по-настоящему развивало? Обеспечьте ребенку безопасное пространство — двор или комнату, дайте достаточное количество простых игрушек и позвольте свободно делать то, что ему хочется. Даже если это будет просто пересыпание песка из одной кучки в другую. Он исследует мир и свойства предметов, и пока ему не нужен сопровождающий. Не мешайте, когда ему будет нужно, он придет к вам с вопросами сам.
Мы не подаем идей
Когда ребенок жалуется на скуку, не нужно садиться с ним и развлекать его. Подайте ему лишь идею. Подарите новый образ старым игрушкам, подскажите сюжет игры. С ребенком вы только распределите роли. Дайте толчок, и возвращайтесь к своим делам, он продолжит сам, возможно, поведет игру совсем в другом русле. Но не одергивайте его — теперь это его мир, и его решения.
Играть с ребенком для нас тягостная обязанность
Взрослые не обязаны с энтузиазмом катать машинки и лепить куличики. Но уныние, в которое мы впадаем от просьбы «Поиграй со мной» передается детям, и лишает их удовольствия от игры. С ребенком не обязательно играть в полном смысле этого слова. Часто ему достаточно просто присутствия родителей, одобряющего взгляда, комментария.
Не нравится играть — займитесь совместным творчеством. Рисуйте, или лепите из соленого теста или самозастывающей пластики. Читайте сказки и истории, чтобы потом использовать их сюжет в играх с ребенком. Главное, чтобы это приносило удовольствие и вам тоже.
Читай также: Игры от Джанни Родари
Читай также: 25 способов с пользой занять малыша
Читай также: Игры в доме: чем занять ребенка в плохую погоду
Источник
Как приучить ребенка играть одному
Мечта любой мамы : ребенок спокойно играет в своей комнате, а она может в это время переделать массу различных дел.
Но все ли дети способны играть самостоятельно, с какого времени возможна самостоятельная игра ребенка, стоит ли приучать ребенка к игре одному. Эти и многие другие вопросы затронуты в данной статье.
Игра является ведущей деятельностью для ребенка дошкольного возраста, поэтому игре уделяется много внимания специалистами, родителями и самими детьми. Как ребенок играет (сам процесс его игры), играет ли он вообще, играет в одиночку или вместе с другими детьми, интересует родителей, педагогов, психологов и психоаналитиков.
По уровню развития детской игры опытные педагоги, психологи и психоаналитики могут многое рассказать о вашем ребенке. Наблюдая игру даже самого маленького ребенка можно определить уровень его познавательного развития, то есть степень зрелости его мышления и речи, внимания и памяти. С помощью наблюдения за игрой ребенка можно определить, насколько развиты его навыки общения со взрослыми и сверстниками, способность снимать накопившееся внутреннее напряжение, переключать внимание и многое другое.
В норме ребенок способен полноценно играть самостоятельно с позднего младенческого возраста – приблизительно на третьем году жизни. До этого возраста важно учить ребенка играть вообще и оставаться при этом одному, но при условии, что взрослый будет находиться поблизости ( в одном помещении с ребенком). И всегда может прийти на помощь, когда малыш устал или хочет сменить игру.
Рассмотрим особенности развития детей с рождения до пяти лет и их способность играть самостоятельно на разных возрастных этапах.
1. Ребенок первого года совершает переход из внутриутробной жизни в среду обитания его семьи. Ему очень важен контакт с матерью, ее любовь и ласковое отношение. Эти дети еще не умеют играть, и у них нет потребности в игре. Игрой новорожденного можно назвать некоторые манипулятивные действия, однотипные по своей сути, которые он совершает, пытаясь успокоить себя, снять напряжение. Это сосание пальца или кусочка одеяла, они могут теребить пустышку, или погремушку которую дала ему мать. Но и детей первого года жизни важно учить играть – хватать игрушку, рассматривать ее, исследовать ее, манипулировать ею, пробовать ее «на зуб». Это тренирует зрительный, слуховой анализаторы, а также развитие навыков хватания, кусания и взаимодействия с игрушкой.
Младенцы первого года жизни не умеют играть и их основная деятельность на первом году жизни состоит в том, чтобы установить хорошие, надежные взаимоотношения со взрослым. Дети боятся остаться один на один с этим миром и настоятельно требуют присутствия взрослых людей. Не стоит им в этом отказывать.
Но даже младенец первого полугодия жизни может, и иногда это необходимо для его психического развития, оставаться одному, на несколько минут – от 1 до 3-5 минут. Это способствует развитию мышления и воображения ребенка, являющееся в дальнейшем основой для игр и роста.
Нет необходимости постоянно развлекать ребенка, иногда ему необходимо побыть одному, как и каждому из нас. Малыш, который уже может удерживать в руках небольшие предметы и погремушки, может некоторое время посвятить их рассматриванию. Существует много игрушек, которые можно и нужно подвешивать на уровне глаз ребенка в кроватке. Когда ребенок привык к ним, совсем не обязательно взрослому постоянно находиться рядом. При условии, что техника безопасности соблюдена (игрушка не упадет и не повредит ребенку и т.д.) взрослый может оставить малыша на несколько минут.
Нужно ли говорить, что все младенцы разные. И важно индивидуально подходить к этому вопросу. Чуткая мать, наблюдая за своим младенцем, хорошо знает его потребности и возможности. Ребенок всегда скажет всеми присущими ему средствами, что он устал, хочет на ручки или просто голоден.
Приучать ребенка играть одному в первом полугодии жизни нужно очень постепенно, выбирая моменты, когда малыш сыт, в хорошем настроении, не утомлен и не перевозбужден. Оставлять расстроенного ребенка одного в комнате даже на непродолжительное время нецелесообразно. Это может развить только присущую некоторым младенцам реакцию «цепляния» за взрослых.
На втором полугодии первого года жизни навыки ребенка развиты лучше, и он уже может выполнять различные несложные действия. Ребенок обычно уже сидит, развиваются навыки активного ползания, многие дети даже ходят. Но взрослым важно помнить, что этот возраст чреват началом развития различных страхов – страха потери матери, страха перед незнакомыми людьми, перед всем новым, страха потери любви близких. В норме эти страхи выражены у детей начиная с 8 месяцев до 1,5 лет.
Здоровые младенцы второго полугодия первого года жизни могут остваться одни до 5-7 минут, но при этом важно, чтобы обстановка была привычной для ребенка, а мать была поблизости, и всегда могла прийти, если ребенок ее активно позовет. Это постоянство важно для малыша. Ребенок в этом возрасте устанавливает с матерью близкие отношения, отношения любви и нежной привязанности, которые он сможет в будущем перенести в свою взрослую жизнь. Близость матери в этот период необходима ребенку. Мать передает ребенку опыт любви в будущих отношениях с людьми. Психоаналитические исследования показывают, что многие «искалеченнные» личности не могут пережить опыт любви из-за отсутствия в их жизни материнской заботы на первом году жизни.
Все нормальные дети на первом году жизни проявляют дискомфорт при долгом отсутствии взрослых и нахождении в одиночестве. Многие малыши выражают бурный протест одиночеству, так как дети по-другому переживают чувство времени. То, что для взрослого может означать «несколько минут», для ребенка –целая вечность. Об этом нужно помнить.
Внимание специалистов в возрасте первого года жизни могут привлекать только дети, которые с самого рождения слишком «спокойно» переносят отсутствие родителей. Они могут подолгу находиться сами и при этом не звать мать и никак не выражать своего неблагополучия. Проблемы таких детей на первом году жизни проходят незаметными для родителей, а выражаются позже, примерно к двум — трем годам. Внимательные матери могут заметить их и раньше. Особенно ярко отклонения проявляются при поступлении в детсткий сад и школу. Матерей должно настораживать такое «спокойствие» и равнодушие детей. Ребенок может часами пребывать в одиночестве в своей кроватке и не выражать при этом никаких эмоций. Здесь нужно как можно быстрее обратиться к специалистам, так как развитие ребенка может быть затруднено или приостановлено. Первый год жизни – очень благоприятный возраст для коррекции самых серьезных психических нарушений, при этом важно не упустить драгоценное время.
Также важно помнить, что приучение ребенка играть самостоятельно нужно начинать постепенно, когда ребенок здоров, сыт, спокоен и находится в хорошем настроении. Чувство меры здесь поможет родителям определить то время, которое их ребенок может выдержать без присутствия взрослого.
2. У младенцев второго года жизни – больше развита моторика- ходьба, двигательные навыки , ярче интерес к жизни и самостоятельности. Многие матери ощущают этот возраст как не самый легкий в развитии ребенка. Малыш всем интересуется, он активно стремится познавать жизнь и не всегда принимает ограничения со стороны взрослых. Безопасность ребенка здесь важнее всего. Время, которое ребенок этого возраста может оставаться сам с собой без присутствия взрослых уже может варьироваться от 15 до 20 минут. В песочнице он можеть быть занят игрой с другими детьми и более длительное время, изредка оборачиваясь и проверяя, где его мама. В этом возрасте ребенок учится регулировать свою агрессию, активно ее выражает. Многие родители чувствуют, что их маленький крошка изменился, стал строптивым. Для многих матерей это является поистине испытанием.
Матери важно помнить, что развитию самостоятельности ребенка способствует то факт, когда она внутренне может «отпустить» своего ребенка. Тревожная мать, которая не оставляет ребенка одного даже на незначительное время , не способствует его развитию, а тормозит его.
3. Ребенок третьего года жизни уже знает много слов, общается со взрослыми, активно манипулирует предметами. Развивается его мышление и речь, навыки по уходу за собой и т.д. Такой ребенок уже активно стремится к самостоятельности, развивается его интерес к настольным играм и первые навыки ролевой игры. В ролевые игры ребенок, возможно, еще не может играть сам, и его нужно учить этому — показывать ему приемы игры и самим играть со своим ребенком. Многие родители также обнаруживают сложности в способности «просто играть». Они пускаются в пространные объяснения, а ребенку интересна сама игра. В настольные игры ребенок третьего года жизни уже может играть до получаса самостоятельно. Только состояние нездоровья может вернуть его на некоторое время в состояние цепляния за мать. Нормой этого возраста является умение на некоторое время оставаться одному (при условии нахождения матери неподалеку). Здесь родители могут активно поощрять самостоятельные занятия ребенка, хвалить его за это, дарить ему маленькие сувениры за то, что он смог дождаться маму и некоторое время побыть один.
4. Ребенок четвертого года жизни уже значительно самостоятельнее трехлетнего малыша. Он уже умеет занять себя игрой и остаться один более продолжительное время, даже когда мать занята своми делами или из дома. В детском саду такие дети спокойны и принимают игру сверстников. Как правило , это активные подвижные игры, настольные игры, элементы игр с правилами и постепенно развивающиеся ролевые игры.
5. Дети пятого года жизни часто и подолгу могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. В это время напрасно просить их зайти домой покушать, они скорее предпочтут перекусить что-то прямо на улице, не прерывая игру. Обычно это ролевые игры и игры, где дети сами устанавливают правила, и подвижные игры. Они настойчиво отстаивают правильность или неправильность действий того или иного игрока, вводят штрафы за неиспонение правил и т.д. В этом возрасте дети упоительно играют. Настольные самостоятельные игры детей родителям важно стимулировать в вечернее время, так как они способствуют снятию напряжения, накопленного за целый день и постепенной подготовке ко сну.
Чтобы начить своего ребенка играть самостоятельно, родителям важно помнить некоторые правила.
1. Важно создать для ребенка специально отведенное и безопасное место для игр. Для маленького ребенка это может быть манеж, для ребенка постарше – уютно обрудованная детская комната или даже просто выделенный и отгороженный детский уголок . Это специально предназначенное для самостоятельных игр место, дает ребенку чувство безопасности и ответственности за «свое» пространство и игрушки. Размеры этого пространства зависят от возраста ребенка и размеров вашей квартиры. Устранить сквозняки и доступ к электрическим приборам, а также к предметам, которые могут причинить боль малышу (дверцы шкафов, комнатные двери и т.д.) – обязанность заботливых родителей.
2. Когда младенцы , оставаясь одни, проявляют беспокойство по поводу отстутствия взрослого рядом, мать может начать «переговариваться» с ребенком из другой комнаты. Пара фраз типа : «Все в порядке, мама рядом, скоро приду» помогут ребенку справиться со своей тревогой и продолжить игру.
3. Трех- четырехлетний ребенок с особым интересом может относиться к своему уголку творчества, который можно вместе с ним украсить и оборудовать. Даже в маленькой квартире у ребенка должно быть «свое» место, которое будет способствовать развитию его креативности, мышления и самостоятельности. Это может быть место, где ребенок чувствует себя самим собой. Здесь он может сосредоточиться на свободной игре, где его никто не контролирует, хотя бы некоторое время. Психологи и психоаналитики в детской психотерапии стремятся создать пространство для свободной игры детей, которая развивает самовыражение ребенка, и часто является очень терапевтичной для малыша. А профессионально направленная взрослым свободная игра снимает детские «зажатости» и страхи, корректирует многие проблемы «трудных» детей.
4. Игры способствуют развитию у ребенка навыка самостоятельно решать простые и сложные проблемы, не прибегая к помощи взрослых. Поддержка взрослыми этих качеств ребенка очень важна при этом.
5. Некоторым детям можно включить спокойную тихую музыку, которая снимет их напряжение, поспособствует возрастанию детской уверенности и инициативы. Музыка может также может дать пищу развитию новых идей в игре.
6. Важно поощрять ребенка к любым проявлениям самостоятельности в игре: отмечать время, проведенное без родителей, хвалить и эмоционально поддерживать малыша.
7. С любовью и пониманием отнеситесь к детской неуверенности в игре, поддерживайте инициативу и креативность вашего крохи.
Если ваш ребенок не хочет играть самостоятельно, то можно аккуратно стимулировать его к этому. Нет нужды постоянно развлекать пятилетнего малыша. Пока он не научился самостоятельно организовать свою игру, можно начать игру вместе с ним, предварительно предупредив его, что потом он продолжит игру сам, а вы займетесь необходимыми делами и оставите его одного. Некоторым детям это может придать уверенности в себе и поможет начать свою игру. Родителям важно играть с ребенком, а не играть вместо него. Важно создать пространство, а не занимать его собой. Для некоторых взрослых это сложно, так как они привыкли лидировать во всех сферах жизни.
В целом не стоит принуждать ребенка к самостоятельной игре. Если вы озабочены тем, что ваш уже подросший ребенок не играет самостоятельно, то можно обратиться к психологам, которые научат его играть и устранят причину его отказа от игры.
Задача родительского воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку стать автономной самостоятельной личностью. Это происходит постепенно, и навыки самостоятельной игры только могут способствовать взрослению ребенка, а не развитию его одиночества. В этом процессе взрослым следует соблюдать «золотую середину» в приучении ребенка к самостоятельности , принимая во внимание его возраст, учитывая его потребности и желания, тонко чувствуя его настроение, не принуждая ребенка к игре и не лишая его удовольствия играть вместе с родителем.
Источник