Ребенку 3 года 6 месяцев буквы
Содержание статьи
Как не почитаю, у всех в 3 года уже читают, пишут и считают… — 34 ответов на Babyblog
Djulia
Купите звуковой плакат (именно произношение ЗВУКОВ — не КА, а К, не ЭМ, а М ) с песенками и стишками. На самое видное место, где чаще вместе бываете, разместите обычный плакат с буквами и временами показывайте по нескольку букв, нам 5,6 — печатными буквами писать сам научился, переписывает всё что видит — ему это интересно, звуки знаем с 4-х, а читать желания нет, но я и не напрягаю, т.к. 6-7 летний ребенок учится читать за месяц, мы перед школой всё успеем.
Tanja
Не читайте)
Анастасия
Моей 3,9. Считает до 14 (мы живем на 14 этаже, вот в лифте и научилась), складывает-вычитает в пределах 10. Умеет писать цифры до 10, кроме 8. (Но складывать и вычитать и писать цифры научилась буквально на днях.) Буквы знает несколько штук (а, о, у, м, п, ю), пишет только «о». Не читает.
Litania
Как читаю подобные посты, думаю, чего в школу с 4х лет не отправляют сейчас.. Все ж такие гении.. По теме — вам с ребёнком, кроме букв и цифр, заняться нечем? Столько всего интересного!
Lelka
Как увидела ваш возраст,даже пост читать не стала))
Не слушайте никого.
toma
А сколько семей дети из которых читают и считают в три года знаете лично вы? Может кто то из детей ваших знакомых пишет стихи и пересказывает все сказки Пушкина? Где все эти гении вокруг вас?
Анастасия
Считаю в три года изучение букв и цифр — злом. На кой оно надо? В мире есть столько интересного для ребенка. Нет же зачем-то в него буквы втимяшивают. Будет интерес — выучит буквы, никуда не денется. По мне так, гораздо важнее чтобы ребенок любил книги, а не умел читать.
Екатерина
В 3-4 года ребёнок должен знать из математики понятия «Один-Много», сравнивать 2 ряда предметов в игровой форме (больше, меньше, столько же). По развитию речи — называть на какой звук начинается слово. Писать рано. Для того, чтобы учиться писать, сначала нужно подготовить ручки — проводить линии по дорожкам (например, такие),
обводить линии по пунктирным линиям или точкам, штриховать, раскрашивать, лепить и т.д. (Если вы решите стать спортсменкой, например, по поднятию тяжестей, Вы же не будете сразу 100 кг-ые гири поднимать? Сначала разогреть мышцы, затем, занимаясь систематически длительное время, постепенно увеличивать вес гирь и пр.., Так и в случае с ребёнком ).
Если очень хотите учить цифры, буквы, подготовиться к чтению и операциям сложения и вычитания, могу предложить несколько вариантов.
При изучения цифр, мне нравится использование шершавых цифр (по методике Монтессори),
лепка цифр, выкладывание их из счётных палочек, обведение цифр по трафарету.
В комментариях Вам писали про изучении цифр в лифте. Идея классная, не затратная по времени и силам и эффективная. Мы тоже так цифры учили. Гуляем каждый день, пока едим вниз, называю цифры в обратном порядке (даже если дочь не смотрит на сами цифры); поднимаясь на лифте вверх, называю цифры в прямом порядке.
Можно использовать рамки-вкладыши. Складывать цифры «в их домики». Выкладывать столько предметов, сколько обозначает цифра. Каждый раз в любой игре мама проговаривает названия цифр (и букв).
Хороша методика «Стосчёт». Там используются треугольники — обозначающие 10-ок и круги — единицы. При изучении сложения и вычитания тоже эта система используется.
Изучая буквы можно использовать говорящую азбуку. У нас такая как на фото. Ребёнок тыкается, видит букву, слышит, как она звучит, запоминает. У меня дочка буквы не слушала, слушала называние картинок и играла в игру. (Там просят: Найди бабочку, найди велосипед и т.д.) Благодаря этой игре дочка научилась вычленять первый звук в слове.
Если играете в кухню, посудку, насыпьте в кастрюлю буквы-магниты, например, назовите их макаронами. По тарелкам разложите, комментируете. Я съела макарннину М, а у тебя попалась С. А теперь у меня А и т.п.
Если рисуете, подписывайте рисунки вместе (имя автора, название работы) ТОЛЬКО печатными буквами. Пусть ребёнок обводит ваши буквы, или поверх наклеивает такие же, написанные на цветной бумаге.
Пишите список продуктов при ребёнке, комментируя вслух: «Так, нужно купить молоко. Пишу М О Л О К О, ещё купим сыр. С Ы Р. и .тд.»
Главное учить в игре и не навязчиво. Если протест идёт от ребёнка, нужно отложить занятия, попробовать в другой раз. Лучше, конечно, больше времени уделить подготовительным занятиям,ч ем самому изучению букв/ цифр.
Можно в центры развития походить или педагога нанять, если очень хочетсяJ Успехов вам. Не переживайте. Всему своё времяJ
Белка
не у всех. старший сын в 3года и месяц только членораздельно говорить начал. а младший уже в 1,8 болтал. у всех всё по-разному.
Мама лисенка
Ничего не делать и НЕ УЧИТЬ. Просто играйте с ребенком в игры, где присутствуют буквы, цифры. Выучит сам. Мы в УНО играем, в ХАМЕЛЕОН (с маленькой — по упрощенной программе). Пару раз в магазин сыграете (касса, денежки, продукты), она все и выучит.
Я СВОЮ НЕ УЧИЛА. 4 года. Просто играли, знает счет до 30 без подсказок, до 100 — может кое-где застрять. Буквы почти все знает. Писать ее не учила, она сама начала буквы некоторые рисовать. Читает четко только несколько слов: азбука, мама, папа, Яна. Опять-таки, я не учила. Просто играем. Считает в пределах 10 (5+4 сложит, а 6+7 нет). Я не парюсь совсем.
Читать
все
34
комментария
Источник
В каком возрасте и как учить с ребенком алфавит
Так ли хорошо знать буквы в два года и так ли плохо еще не знать их в четыре? Как лучше всего учить с ребенком алфавит?
Когда нужно начинать учить буквы
Многие родители хотят как можно скорее обучить детей грамоте и переживают, когда малыш начинает запоминать буквы позже других. Но современные специалисты считают, что здесь не действует правило «чем раньше, тем лучше».
К примеру, по мнению нейропсихолога Анны Семенович, учить буквы и цифры с 2,5-3 лет крайне вредно. Специалист объясняет, что существуют определенные нейрофизиологические законы развития мозга. В этом возрасте формируется сенсомоторная и эмоциональная сфера малыша, еще не пришло время для познавательных процессов. Если начать активно нагружать его обучением, то есть несвоевременно развивать одну из психических функций, мозг ребенка будет выполнять поставленные задачи, но пострадает развитие других структур психики. Это чревато нарушением эмоциональных процессов, возможно появление заболеваний.
Анна обращает внимание, что сперва у ребенка развивается наглядно-образное, а затем абстрактно-логическое мышление. И обучение ребенка написанию букв переворачивает этот процесс наоборот, нарушая закон психологии.
По ее мнению, в 3–4 года нужно прививать ребенку бытовые знания, учить распорядку, помогать изучать окружающий мир, также можно отдавать его на творческие кружки. А буквы следует оставить на 4–5 лет.
При этом она признает, что есть исключения из общего правила: все дети разные, некоторые малыши самостоятельно учатся читать в раннем возрасте.
Как же определить когда именно приступать к алфавиту? Прекрасные советы на этот счет дает психолог Ольга Мельницкая. По ее мнению, главный показатель — внезапный интерес ребенка к буквам. И нет ничего плохого в том, даже если это произойдет в 6 лет, когда он осознает, что для получения информации из мира нужно уметь читать.
Время для алфавита пришло, если малыш:
- подражает взрослым, делая вид, будто читает;
- спрашивает, что написано в книге или на рекламе;
- выговаривает почти все звуки;
- строит фразы;
- хорошо воспринимает на слух — может рассказать, о чем родители читали ему из книжки.
Как учить с ребенком алфавит
Лучше всего начинать обучение со звуков, а не с букв: проговаривайте с ребенком, как они произносятся. Также доктор Комаровский советует первыми разучивать гласные — детям их легче запоминать.
В обучении помогут мягкие кубики, карточки и магниты с предметами, названия которых начинаются на разные буквы, раскраски. И еще множество пособий, начиная от обычного букваря и заканчивая современными игрушками вроде музыкального алфавита.
Делайте занятия игровыми, учите вместе песенки и стишки, которые помогут запомнить буквы. Но главное — не заставляйте ребенка учить их. Лучше заниматься с ним коротко, по 10 минут и меньше, и если малышу становится скучно, прекращать занятие, чтобы не отбить интерес.
Важно: не раздражайтесь, если ребенок не помнит букву, которую вы повторяли уже много раз, или неправильно ее произносит. Продолжайте разучивать ее столько, сколько нужно для вашего крохи.
Начав в подходящее время, регулярно занимаясь и проявляя терпение, вы достигнете отличного результата: ребенок за пару месяцев освоит алфавит.
Вам также может быть интересно: 5 признаков того, что вы хорошая мать, даже если вы так не думаете.
Источник
Речь ребёнка в 3 года: норма и задержки речевого развития
В три года дети начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и явлениях. Задержка развития речи в этом возрасте затрагивает все стороны речи.
К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.
Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.
Особенности развития речи детей 3–4 лет
В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.
Активный и пассивный словарь
Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.
Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.
Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):
Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.
Грамматика речи трёхлетних детей
Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».
Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).
Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».
Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:
Звукопроизношение
Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.
Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:
- Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
- Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
- Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.
Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.
Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.
Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.
Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.
Связная речь
Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.
Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».
Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).
Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет
Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:
- Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
- Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
- В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
- Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
- Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.
Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.
Как определить задержку речевого развития детей 3 лет
Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:
- Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
- Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
- Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
- Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.
Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.
Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:
- Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
- Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
- Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
- Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
- Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
- Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).
В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.
Самостоятельная диагностика задержки речи
Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.
Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:
- Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
- Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
- Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
- Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
- Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.
Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:
- сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
- умеет ли перешагивать через предметы;
- как он ловит мяч,
- умеет ли он лазать;
- сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
- может ли застёгивать пуговицы,
- в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.
При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.
Упражнения для профилактики речевого развития
Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.
Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.
Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.
Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.
Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:
- цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
- открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
- высунуть язык и убрать его обратно в рот;
- сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
- поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.
Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.
Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.
Источник