Ребенку 2 месяца руки в кулачках
Содержание статьи
Почему ребенок держит ручки в кулачках?
Мама, которая недавно родила, с особым вниманием относится к здоровью младенца и его состоянию.
Многие теряются в догадках, почему ребенок держит ручки в кулачках. Это называют мышечным тонусом, то есть это напряжение мышц, которое есть у всех людей.
Правда, в детстве из-за незрелости нервной системы мышечный тонус может быть нарушен: встречается гипотонус или гипертонус. Давайте разбираться.
Почему ребенок сжимает ручки в кулачки?
В конце беременности малышу становится тесно в матке. Это вынуждает его поджимать руки и ноги к телу, держать их крест-накрест, принимать ту самую позу эмбриона.
Она приводит к усилению тонуса мышц-сгибателей, который сохраняется в течение нескольких месяцев после рождения. Вот почему ребенок сжимает кулачки.
Читайте также важную статью о гипертонусе у новорожденного>>>
С повышенным тонусом мышц рождаются все дети. Ведь за 9 месяцев напряженного нахождения в утробе матери в позе эмбриона им сложно сразу расслабить и выпрямить руки и ноги.
Но бывает и так, что напряжение в мышцах — последствие некоторых факторов. К ним относятся:
- Родовая травма.
- Внутриутробное кислородное голодание.
- Повышенная возбудимость отделов головного мозга, отвечающих за работу мышц.
- Перенесенные беременной женщиной инфекционные заболевания.
Вот по каким признакам можно установить истинный повышенный тонус мышц у ребенка:
- во время сна он прижимает руки и ноги к телу;
- пальцы крепко сжаты, ребенок держит руки в кулачках, а большой палец всегда внутри него;
- голову он запрокидывает назад;
- при попытке разгибания его руки чувствуется сильное сопротивление;
- как правило, ребенок не плачет, а кричит, сжимает кулачки, у него трясется подбородок;
- он обильно срыгивает;
- при поддержке его за подмышки ребенок пытается потянуться вверх и приподняться.
Если вы видите ярко выраженные подобные состояния, обязательно посетите невропатолога или остеопата. Врач сможет выявить главные причины, почему ребенок постоянно держит руки в кулачках.
До какого возраста это нормально?
Как правило, состояние повышенного напряжения мышц может сохраняться в норме до трех месяцев.
При мягком и бережном, безстрессовом уходе за ребенком, мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели постепенно расслабляются. Подробнее смотрите в интернет-курсе Счастливое материнство>>>
В районе 2-3 месяцев кулачки ребенка уже все чаще находятся раскрытыми.
Если после шести месяцев ребенок сжимает кулачки и напрягается, ему доставляет болезненные ощущение распрямление мышц и ног в процессе гимнастики, лежа на спине ребенок часто выгибает спину, это повод еще раз проконсультироваться с невропатологом.
Читайте интересную и полезную статью Развитие ребенка по месяцам до года>>>
Как помочь расслабить ручки?
Для уменьшения физиологического гипертонуса мышц на 10-14 день после рождения гладьте ребенку руки и ладони. Позже можно делать круговые движения, покачивать и потряхивать его ручки.
Важно! Не делайте грубых, резких движений. Массажные движения окажут пользу, если они будут нежными, плавными, а мама и ребенок будут находиться в хорошем настроении.
Хорошо влияет на состояние мышц ребенка пестовальная гимнастика.
Это специальный комплекс упражнений, которые выполняются мамой и сопровождаются потешками, активным общением с ребенком. Что очень хорошо сказывается на эмоциональном и физическом развитии ребенка.
Комплекс упражнений для малыша вы найдете в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>
Можно освоить несколько упражнений из лечебной физкультуры. Главное — соблюдать осторожность, не спешить и обращаться с малышом аккуратно.
Вот некоторые из них:
- Покачивание.
Проще всего осуществить с помощью гимнастического мяча. Положите ребенка животом на него, придерживая спину и ноги. Покачивайте его взад-вперед и влево-вправо.
Делайте это плавно и осторожно, чтобы не испугать ребенка. Как вариант, попробуйте вытягивать в это время его руки вперед.
- Положите ребенка на бок, отведите его согнутые руки вверх.
Можно положить его на живот и отвести руки вверх.
Затем положите ребенка на спину, отведите его прямые руки в стороны, затем сведите их на груди в положение крест-накрест. Повторите несколько раз.
- Выполните легкие и плавные круговые движения его ручками.
Затем выполните упражнение «ножницы» — по очереди поднимайте вверх то правую руку ребенка, то левую.
Затем несколько раз поднимите обе руки вместе и опустите.
Итак, сжатые кулачки у ребенка говорят о тонусе мышц. В норме он проходит к 3 месяцам.
Можно помочь ребенку в этом: делать легкий массаж рук и упражнения, устраивать для него расслабляющие ванночки.
Читайте полезную статью о травах для купания новорожденных>>>
Кроме этого, в более сложных случаях применяют электрофорез, парафиновые процедуры или озокерит на руки.
Положительный эффект зависит от того, насколько систематично будут проводиться процедуры.
Не бросайте на самотек эту проблему. Следите за признаками гипертонуса у ребенка, устраняйте его, и тогда его обойдут стороной проблемы с координацией движения и задержка речи.
Счастливого материнства!
Читайте также:
- Когда ребенок начинает говорить?
- Когда ребенок начинает переворачиваться?
- Когда ребенок начинает держать голову?
Источник
Как снять гипертонус у ребенка: 2 упражнения
«У ребенка ручки в тонусе», — говорит врач. Действительно, ваш малыш, которому скоро 3 месяца, все еще держит ручки сжатыми в кулачки. Это мешает ему опираться на раскрытые ладошки, лежа на животе, и может задерживать освоение ползания. Какие упражнения можно делать, чтобы устранить гипертонус у грудничков?
Снимаем гипертонус в руках
Данный комплекс упражнений на фитболе может быть рекомендован детишкам с 1 месяца для снижения тонуса мышц рук и спины, а также для общей физической подготовки.
Для занятий элементарной ежедневной гимнастикой рекомендую использовать фитбол диаметром 65-75 см. Такая площадь придаст родителю уверенность в своих действиях, большую безопасность, а использовать его можно не только для занятий с детьми любого возраста, но и для тренировки взрослых.
Во время тренировки хват, которым мы удерживаем малыша на мяче, постоянно меняем: за предплечье; за раскрытые ладошки; за раскрытые ладошки, прижатые сверху к мячу своими руками.
- Кладем ребенка на мяч на живот ногами к себе. Держим его только за руки.
- Откатываем фитбол немного назад, на себя, таким образом, чтобы кроха под тяжестью собственного тела выпрямил руки вперед, растянулся, повис, оставаясь на животе на мяче. При этом его ноги не должны касаться какой-либо поверхности — пола или вашего тела.
- В таком положении совершаем плавные покачивания на мяче вперед и назад, вправо и влево, кругом и полукругом, барабаним по мячу, вытягивая руки вперед.
- Далее переворачиваемся на спину: малыш лежит на мяче на спине ногами к нам. Берем за руки: свой большой палец вкладываем в ладошку малыша, остальными пальцами обхватываем его предплечье.
- Совершаем плавные движения мячиком вперед и назад. Когда отводите мяч от себя, прижимайте руки малыша к его животу, чтобы он не перекувыркнулся назад через голову, если поднимет ножки высоко. В момент приведения мяча обратно к себе руки крохи разводим в стороны и «танцуем цыганочку», расслабляя мышцы и растягивая ручки в стороны.
Не рекомендую поднимать и держать малышей в воздухе за руки или за ноги до 6-8 месяцев. Я считаю, что создаваемая таким образом чрезмерная нагрузка на суставы, мышцы и связки совершенно не нужна. Также отрицательно отношусь к занятиям динамической гимнастикой.
Достаем ручки из-под попы
Это упражнение — тренировка и одновременно игра с малышом. Оно будет полезно для детей до 3-4 месяцев, у которых присутствует гипертонус в ручках (когда они сжаты в кулачки), и для тех грудничков, которые растут большими ленивцами.
- Исходное положение: лежа на спине.
- Сначала одну ручку кладем вдоль туловища, раскрываем ладошку и в таком положении подсовываем ее под попу ребенку ладошкой вниз. Далее такая же манипуляция с другой рукой. У нас получается, что кроха лежит на спине с вытянутыми руками под попой, то есть практически связан.
- Особо терпеливые родители теперь могут спокойно идти на кухню и насладиться чаем (шутка!).
- Далее, если кроха еще не достал руки из-под попы, всячески пытаемся простимулировать это действие — пощипываем, например, руки, ноги, животик или привлекаем всевозможными игрушками, чтобы захотелось вытащить руку и схватить игрушку; пляшем, поем и проводим любые прочие манипуляции.
- У малыша есть несколько выходов из сложившейся ситуации. Либо приподнять попу и вытащить руку, либо тащить руку без приподнимания, либо каким-то другим способом извернуться, либо лежать и кричать, пока родители его не спасут.
Это упражнение должно сподвигнуть ребенка к самостоятельным действиям, научить его напрягать мышцы — за счет этого оно снимает излишний тонус в ручках.
Источник
Оценка двигательного развития ребенка до 1 года
В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.
Доктор Вацлав Войта за работой.
Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:
1 месяц
В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.
2 месяц
В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.
Контакт «рука — рука — рот».
3 месяц
В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.
4 месяц
В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват -удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.
5 месяц
Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину — с опорой на руки.
6 месяц
В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.
Контакт «рука — стопа».
7 месяц
Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.
Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.
8 месяц
Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата — ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.
9 месяц
Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому — указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.
10 месяц
Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.
11 месяц
Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.
12 месяц
Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба.
Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.
Источник
Нормы развития ребёнка 2-3 месяцев
Ребёнок развивается. Как?
Поделитесь с друзьями, возможно,
им с нужна эта информация!
Дорогие читатели! Продолжаем разговор о том, как должен развиваться малыш и какие проблемы в его развитии должны вас насторожить.
Развитие ребенка в 2 месяца
Нейродвигательное развитие
Ребенок немного подрос и уже лучше контролирует свою мышечную деятельность, а движения становятся более координированными. Прогресс всегда отмечается от мышц головы к мышцам конечностей.
1. Лежа на спине. У ребенка еще отмечается тенденция к согнутому положению; верхние и в особенности нижние конечности согнуты. С каждой новой неделей он начинает лежать, более растянувшись, руки разогнуты и отделены от туловища, а нижние конечности вытянуты, причем угол коленного сустава (между ляжкой и голенью) становится все более широким. Ребенок сучит то одной ножкой, то другой, редко обеими вместе. В начале 2-го месяца он лежит на спине в асимметричном положении: рука и голень с одного бока вытянуты, а с другого согнуты. Голова имеет тенденцию склоняться в сторону вытянутых конечностей. Лишь к концу 2-го и началу 3-го месяца ребенок, лежа на спине, принимает симметричное положение и начинает сучить одновременно обеими ногами.
2. Лежа на животе. Ребенок уже не сохраняет согнутое положение; грудная клетка вытянута, голова немного приподнята, не более чем на 45градусов. Плечи еще отогнуты назад. Руки вытянуты, но непостоянным образом, ребенок опирается на предплечья. Сохраняется флексия бедра (см. предыдущую статью) и эта физиологическая тенденция к сгибанию способствует несколько приподнятому положению ягодичной области. Ноги раздвинуты и повернуты наружу по отношению к бедру; временами ребенок сучит ногами поочередно. Лодыжки и ступни вытянуты.
3. Мышцы плеч и рук. Ребенок начинает поднимать и протягивать руки вдоль головы. До начала второго месяца ребенок все время держит руки сжатыми в кулачки. Ели кто-нибудь из взрослых вкладывает палец в ручку ребенка, последний сжимает кулак ещё сильнее. Постепенно, в течение 2-го месяца, пальцы ребенка разгибаются и к началу 3-го месяца обычно уже разогнуты.
4. Поддерживаемый по дмышками, ребенок держит голову и шагает автоматически, опираясь на кончики пальцев, делая широкие отрывистые движения.
Речевое развитие
1. Лепет. В момент удовлетворения и веселья малыш издает несколько гортанных звуков, которые понемногу организуются в форме лепета. Ребенок произносит: а, е, о, у, ее. К концу 2-го месяца он связывает эти гласные с согласной «х» (ха, хо, хе). Смех еще гортанный и сопровождается движениями мышц, контролирующих мимику.
2. Крик. Крик малыша остается средством общения. Ребенок чувствует глобально (всем телом) и выражается также глобально: если малыш чувствует себя хорошо, не напряжен, то это выражается лепетом, улыбкой; если же он чем-нибудь недоволен или у него появляется беспокойство, то ребенок кричит. Если в течение 1-го месяца мать никак не может понять, что именно малыш ей хочет сообщить своим визгом, то теперь она уже начинает понимать своего ребенка, т. к. крик становится более дифференцированным:
— крик от голода имеет повелительный характер, сопровождается сосательными движениями губ, вращением головы в поисках груди или соски. Он возникает примерно за четверть часа до момента кормления; ребенок немного успокаивается, затем опять начинает кричать с новой силой и перестает только тогда, когда мать начинает его кормить;
— крик по поводу неудобства почти беспрерывный и имеет другой более неприятный тон; он сопровождается беспокойством и ребенок успокаивается лишь тогда, когда устранена причина неудобства (мокрые пеленки, слишком жарко, яркий свет);
— крик по поводу колик бывает пронзительным, сопровождается движением сгибания коленей, беспокойством, выпусканием газов; эти приступы наблюдаются часто во 2-ом месяце и проходят примерно после 3-4 месяцев; — крик, предвещающий сон имеет более монотонный характер и возникает после периода бодрствования, в течение которого покой ребенка нарушается окружающими его лицами;
— крик, выражающий желание только пошуметь и показать свою силу, происходит обычно вечером. Ребенок кажется довольным и все-таки крик возобновляется каждый день в одно и тоже время; ели ребенка берут на руки, он успокаивается, т.к. любит чувствовать тепло материнского тела, ее запах, ее объятия;
— крик как признак тревоги появляется без видимой причины; мелкие успокоительные приемы остаются без результата.
Улыбка
К половине 2-го месяца грудной ребенок отвечает на уход и ласку своей первой улыбкой. Сначала это только намеки на улыбку, скорее гримасы, появляющиеся спонтанно и соответствующие, вероятно, приятным ощущениям. Но лишь на 6-й неделе в ясной форме появляется улыбка, адресованная матери в ответ на ее голос. Этот момент следует отметить и записать, так как он знаменует собой важный показатель на пути психического созревания ребенка.
Игра
На 2-ом месяце жизни ребенка мать должна выделять время для «игры» с малышом. Хорошо, чтобы в этом участвовал и отец, т.к. в этот период начинает зарождаться коллектив «мать-ребенок-отец». В этом возрасте нужно начинать работу по развитию мелкой моторики (подробнее см. в статье «Развитие мелкой моторики детей от 2 месяцев до 1 года»).
Развитие ребенка в 3 месяца
Моторное и психическое развитие
1. Лежа на спине («дорсальный декубитус»). Ребенок может лежать в симметричном положении; иногда он пробует поворачиваться в обе стороны. Ребенок может держать голову по средней линии, но часто он поворачивает ее то в одну, то в другую сторону. К концу 3-го месяца малыш «открывает» существование рук и проводит долгое время, наблюдая за их движением (раньше остальных частей тела ребенок знакомится именно со своими ручками и осознает, что они ему принадлежат). Постепенно в течение 3-го месяца пальцы разжимаются и вытягиваются; кисть становится почти совсем открытой, пальцы только слегка согнуты. Если ребенку вкладывают в руку игрушку, он ее хватает и держит несколько минут, пробует поднести ко рту. Это — начало координации между зрением и осязанием. Нижние конечности повернуты наружу, согнуты и слегка раздвинуты. В состоянии бодрствования ребенок все время сучит (работает педалями) ножками.
2. Лежа на животе («вентральный декубитус»). Ребенок лежит в симметричном положении, опираясь на предплечья, с приподнятой головой под углом 45 градусов. Опора на предплечья еще нестабильна. Голова может двигаться и ложиться то в одну, то в другую сторону. Иногда ребенок делает ползающие движения, но ему не удается перемещаться.
3. Подтягивание, исходя из положения лежа на спине, удается (если его берут за руки), но голова еще качается из стороны в сторону. Однако, после того как ребенка достаточно поднимают, голова уже не падает вперед или назад. Во время подтягивания нижние конечности также приводятся вперед, но еще сохраняют сгибание в коленном суставе.
4. Поддерживаемый под мышками, ребенок встает на ножки и опирается на них короткое время. Нижние конечности кажутся напряженными, с вытянутыми коленями и согнутым бедренным суставом. Тело вытянуто, положение головы хорошо контролируется.
Тонкая подвижность и хватание
Если провести перед глазами ребенка по средней и немного боковой линии ярко окрашенный предмет на расстоянии 30-40 см, малыш видит его и следит за ним взглядом, проявляет к нему интерес, глаза сосредоточены на предмете. Движения глазных яблок часто координированы одновременно с движением головы. Малыш уже сует в рот не всю руки, а только пальцы. Грудной ребенок может схватывать палец матери или предмет, который ему подносят. Хватание выполняется еще ладонью (как у обезьян). Ребенок держит игрушку крепко и кусает ее, затем отпускает игрушку непроизвольно.
Речь и социальный контакт
Речь. Грудной малыш в этом возрасте шумно смеется, когда с ним разговаривают. Он поворачивает голову к лицу, которое к нему обращается и спонтанно лепечет. Он начинает издавать звуки, подобные звуку «ф», «с», «в» или английской фонеме «th»
Социальный контакт. Ребенок смотрит пристально на мать и улыбается ей, когда она с ним говорит. Он следит взглядом и смотрит на людей, которые к нему подходят. Малыш в этом возрасте всегда общается с матерью глобально: свободно, спокойно, улыбаясь, когда он счастлив, или мечется, хнычет, если у него плохое самочувствие.
Игра
В этом возрасте у малыша пробуждается интерес к игрушкам, т.к. он начинает хватать руками разные предметы. Колокольчик и погремушка доставляют ему удовольствие, даже если они выпадают из рук. Ребенка радуют цветные предметы (ярко-красные, желтые, голубые) и те, которые производят шум. Желательно над кроваткой прикрепить игрушки. Продолжается работа по развитию мелкой моторики.
Рассмотрим теперь, в каких случаях развитие ребенка не соответствует возрасту.
1. Возможны отклонения в моторном и психическом развитии, если:
— малыш к концу 2-го месяца не может приподнять голову на 5 см от поверхности и удерживать ее; совершает несимметричные движения ручками и ножками;
— к концу 3-го месяца малыш, лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья, не может удерживать голову в вертикальном положении;
— к концу 3-го месяца ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, находящемуся перед ним;
— к концу 3-го месяца малыш не разглядывает свои ручки.
2. Возможно нарушение слуха и зрения, если:
— к концу 1-го месяца ребенок не следит взглядом за небольшим отклонением луча карманного фонарика влево-вправо;
— к концу 2-го месяца ребенок не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
— к концу 3-го месяца ребенок не ищет глазами источник звука.
3. Велика вероятность нарушения речи, если к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
4. Возможны нарушения в социальном развитии ребенка, если:
— к концу 1-го месяца не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
— к концу 2-го месяца не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
— к концу 3-го месяца не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним, улыбается ему.
Мамы и папы, бабушки, дедушки! Если вы заметили хоть малейшие отклонения от показателей норм развития у вашего малыша, то не откладывайте эти проблемы на потом, думая, что все само образуется. Необходимо обязательно проконсультировать ребенка у таких специалистов, как педиатр, ортопед (нейроортопед), невролог, окулист, отоларинголог. От своевременного решения этих вопросов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Тема следующей статьи — Нормы развития ребенка в возрасте 4-5 месяцев
См. также:
Психомоторное развитие новорожденного ребёнка
Комментарии к статье
Развитие ребёнка в возрасте 2-3 месяцев
23.01.2006, 21:58
татьяна
спасибо.краткость и четкость статьи-это несомненное ее достоинство.
07.02.2006, 22:34
Оксана
спасибо за четкое изложение материала.Очень жаль,что не знала этого,когда моя девочка была маленькой, я мучилась не зная на что и когда обратить внимание.очень хорошая подсказка для молодых родителй.еще раз спасибо.ждем продолжения.
18.02.2006, 09:04
Lana
Otli4naja ja.Spasibo za pomos,nam,molodim mamam.
13.06.2006, 15:44
Лана
Статья — супер. Спасибо! Напишите, пожалуйста, продолжение!
30.07.2006, 23:57
Svit Lana
Kratko , chetko i dostupno. Davno iskala . BOLSHOE SPASIBO !
28.04.2007, 13:13
Костя
Хорошая статья. Спасибо.
15.05.2007, 23:19
M
А вот мой ребенок пловину из написанного не делает. Педиатор говорит что все нормально. По позже делать будет.
11.04.2008, 13:24
Маргарита
Очень много интересного.Спасибо.Читая статью сравнивала со своим малышом.Здорово.
01.05.2008, 06:27
Римма
Мне очень понравилось.четко и кратко.давно искала что-то такое
27.10.2008, 21:17
Анна
Полезная статья. Теперь мы знаем, как развивается наш сын, и знаем, какие упражнения с ним можно делать.
27.04.2010, 10:44
Елена
Большое спасибо за статью! Очень интересно и содержательно! Наша Настюшка растет как по написанному. Одно огорчает — она очень боится незнакомых людей: стоит незнакомцу приблизиться, и она тут же начинает жалобно скулить, корчит испуганные гримаски, а уж если чужой человек взял ее на руки — тут вообще у нас истерика(((
15.10.2010, 15:30
Айгуль
большое спасибо. каждый месяц читаем и сравниваем с нашей малышкой, это очень интересно и успокаивает нас, когда мы понимаем, что делаем всё правильно!
19.10.2011, 12:33
лиана
статья отличная,мой малыш так и развивается,давно искала такую
15.12.2011, 18:01
Юлия
Все изложено очень логично и доступно
07.06.2013, 20:11
Ирина
Отличная статья, очень доступно написано, спасибо большое!
24.09.2013, 15:43
наталья
Спасибо.Малышу скоро три месяца а мы уже опережаем написанное на месяц вперёд.В два месяца он делал то что в три надо делать.Извеняяюсь за ошибки пишу левой рукой ребёночек спит на правой руке
Источник