Ребенку 1 и 3 месяца очень активный
Содержание статьи
физические параметры, особенности питания и ухода за мальчиками и девочками, а также мнение доктора Комаровского
Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.
В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.
Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.
Может быть интересно! Система развития ребенка дома от А до Я — Тренинг-курс для мам малышей от 0 до 4 лет.
Физические параметры в год и три месяца
В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.
Мальчики:
- Рост – от 76 до 83 см;
- Вес – от 10 до 13 кг;
- Окружность головы – от 46 до 50 см;
- Окружность груди – от 47 до 54 см.
Девочки:
- Рост – от 75 до 82 см;
- Вес – от 9 до 12 кг;
- Окружность головы – от 45 до 48 см;
- Окружность груди – от 47 до 52 см.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.
Речевые навыки
Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.
Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.
Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.
Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.
Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.
Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.
Рацион питания: что приготовить малышу
К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.
Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.
В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.
Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:
Завтрак:
- Манная (овсяная) каша – 100 гр.
- Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
- Чай или компот – 100 мл.
Обед:
- Суп с вермишелью – 100 гр.
- Куриное суфле – 50 гр.
- Рис на пару – 100 гр.
- Сок – 100 гр.
- Хлеб – 50 гр.
Полдник:
- Фрукты – 50 гр.
- Кефир – 100 мл.
- Печенье – 50 гр.
Ужин:
- Творог – 70 гр.
- Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
- Молоко – 100 мл.
Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.
Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.
Рецепты блюд
Манная каша
Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.
Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.
Запеканка с изюмом
Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.
Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.
Суп с вермишелью
Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.
Особенности ухода
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.
Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).
Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.
Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.
Необходимые обследования
Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.
При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Мнение доктора Комаровского
Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.
Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.
Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:
Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.
Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.
Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:
- резкое расширение запаса понимаемых слов;
- понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
- длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
- самостоятельный прием густой пищи.
Занятия с малышом
Игры
Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.
Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.
Примеры игр:
- Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
- Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.
Игрушки
Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.
Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.
Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.
Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:
Советы родителям
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.
Несколько советов:
- Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
- Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
- Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.
Источник
Очень активный ребёнок: норма или нет
Здравствуйте, дорогие читатели. Возможно, вам часто попадался на глаза малыш, который сильно выделялся среди других деток из-за своей повышенной активности. В этой статье мы рассмотрим, является ли нормальным подобное поведение.
Очень активный малыш
- Некоторые детки, находясь ещё в утробе матери, ведут активную деятельность, постоянно ворочаются, упираются ручками, ножками (особенно это ощутимо на поздних сроках). Неудивительно, что появившись на свет, они всё так же продолжают активно двигать конечностями. Такой ребёнок не даст, чтоб его туго пеленали. Ему не понравится скованность движений, нужен простор для действий.
- Грудничок в один месяц ещё даже не удерживает головку, но при этом уже может наблюдаться достаточная активность, даже в момент сосания груди. Он не будет спокойно лежать, начнёт отвлекаться, вертеть головой, осматривать, что вокруг.
- Карапузы в 4 месяца уже совершают первые попытки повернуться на животик или на спинку (смотря в каком положении их оставили). Для активных детей это ещё большее удовольствие, ведь теперь не нужно постоянно находиться в одном положении.
- Грудничок в пять месяцев может потихоньку пытаться садиться, хоть ещё и не очень получается; может ползти в положении лёжа, если мама создаёт упор для стоп своей ладошкой. Вот это радость для слишком активных деток. Как правило, такие малыши могут самостоятельно садиться раньше своих сверстников.
- Карапузы в год совершают свои первые шаги. Теперь нужно постоянное наблюдение за таким малышом. Очень активные детки будут лезть во все шкафы, брать всё, что не так лежит, раскидывать игрушки, следовать за мамой по пятам, и совершаться это будет с такой скоростью, что мама даже не будет успевать наводить порядки за крохой, а уже снова всё по-старому. Несмотря на свою повышенную активность, из-за того, что такие детки торопятся всё успеть и, как правило, не завершают начатые дела, они нередко начинают позже говорить, позднее развиваются и определённые навыки.
- Когда ребёночку исполняется два года – нужно быть очень наблюдательным и следить за каждым действием малютки, особенно если вы выходите на улицу или в квартире есть опасные места. Такой малыш будет носиться по помещению, как ураган, и неважно дома вы, в гостях или в поликлинике. Нередки и случаи травмирования из-за такой повышенной активности, ребёнок так спешит всё сделать, что буквально не замечает, что вокруг него происходит. Если вы выходите на детскую площадку, ни на минуту не оставляйте своего карапуза без присмотра. Особенно, если рядом ездят машины.
- В садике ваш карапуз старается везде участвовать, быть на виду, отвечать на занятиях. Но из-за его поспешностей не всегда всё удаётся сделать, как нужно.
- Когда малыш отправляется в школу, мама замечает, что он за многое берётся, но редко, когда доводит начатое до конца. И вроде малыш достаточно активный, у него полно энергии (желательно записать ребёнка в танцевальный кружок или на футбол, например), он первый тянет руку на уроках и не может дождаться, когда его вызовут, но взглянув на такого малыша, вы заметите, что у него растрёпанные волосы, возможно, развязанные шнурки. Ребёнок старается и учится, и заниматься в кружках, успевает делать уроки и гулять на улице с друзьями. Но его легко отвлечь от определённого занятия. Если малыш увидит, что дети во дворе играют в футбол, он бросит все уроки, начатый обед, и побежит к друзьям.
Повышенная активность не считается аномальным процессом в развитии ребёнка, а больше связана с физиологическими особенностями малыша. А родителям важно правильно воспитывать такого карапузу, чтоб облегчить ему жизнь и направить всю его энергию в нужное русло.
Активный тип темперамента
Мама должна понимать, что повышенная активность её чада – это особенность характера ребёнка, а вовсе не отклонение от нормы. Одни дети могут быть слишком активные, другие слишком пассивными, и в первом, и во втором случаи не идёт речь о наличии патологии.
В зависимости от того, что существует четыре основных типа темперамента к малышам нужно находить разных подход в воспитании. Следует понимать, что не может быть, чтоб у одного карапуза был один единственный тип темперамента, как правило, он просто преобладает, но время от времени вы можете наблюдать и другие типы. А существуют такие карапузы, у которых в равной степени развиты все типы. Давайте же рассмотрим, какие виды темпераментов различают у детей:
- Сенситивный.
- Восприимчивый.
- Реактивный.
- Активный.
В данной статье мы не будем расписывать, что собой представляют другие типы темперамента, сейчас у нас стоит задача разобраться с тем, что собой представляет активный тип.
- Такому малышу свойственно оказывать воздействие на окружающие его предметы, людей.
- Ребёнок не сидит на месте, ему необходимо постоянно находится в движении, действовать, получать какие-то результаты.
- Ему важно быть лучше всех, находится на первом месте.
- Такие карапузы любят делать всё по-своему. Вам будет очень сложно стать авторитетом для малыша и заставить его слушаться.
- Для них нужно устанавливать правила и распорядки.
- Для такого малыша важно всегда быть правым, вам будет очень сложно доказать, что он ошибается.
- У деток с активным темпераментом энергия буквально бурлит через край. Очень важно направить её в правильное русло. Именно поэтому таких деток рекомендуется записывать на кружки, причём не на один, а на два, иногда и на три сразу.
- Перед активными детками нужно чётко ставить задачу и напрямую говорить, чего вы хотите.
- Такие малыши очень расстраиваются, если всё внимание взрослых приковано к другому ребёнку или, например, им не дают главную роль в спектакле.
Если ваш ребёнок отвечает этим характеристикам, поздравляю, у вас карапуз с активным типом темпераментом. Теперь вы точно можете убедиться, что его поведение не является анормальным.
Мой сын растёт достаточно спокойным малышом. Хотя у него есть особенность. Когда он был в садике или находится в школе, все преподаватели в один голос поражаются тому, какой он у меня тихий и спокойный, ни то, что другие детки. Зато дома он может быть, как спокойным, сидеть играть игрушками, длительное время складывать пазл, так и носится по всей квартире, играя в супергероев. Это нормальное поведение ребёнка, тем более мальчишки. Когда я была маленькой по соседству жил мальчик. Казалось, он находится везде. Вот он играет с мальчишками футбол, тут уже помогает старенькой бабушки перейти через дорогу, бежит в магазин, возвращается с дедушкой с рыбалки. А вот в школе учителя его не любили и одноклассники тоже. Он всегда стремился быть самым умным, сильным, хотел играть главные роли в спектаклях, дети завидовали, а учителей бесило, что на всех уроках только он тянет руку, да ещё и так, что чуть с парты не выскакивает, так ещё и мог перебивать преподавателя, вставляя свои «пять копеек». Хорошо хоть родители у него оказались образованными и правильно воспитали парня, хоть старушки во дворе и посмеивались над мальчиком, называли его непоседой и егозой. Сейчас он вырос, получил образование, в университете участвовал в спортивных соревнованиях (без ухудшения по учёбе, как это обычно бывает). Сейчас работает в престижной фирме архитектором, ездит на своей машине и дальше продолжает активно заниматься спортом, благодаря чему имеет крепкое здоровье и отличную фигуру.
Повышенная активность перед сном
Несмотря на то, какой тип темперамента у вашего малыша, он может проявлять повышенную активность перед сном, а это напрямую будет связано с ошибками родителей.
- Для карапуза важно устанавливать дневной распорядок, особенно для очень активных малышей.
- Позаботьтесь о том, чтоб за два часа до сна у ребёнка были только спокойные занятия. Я понимаю, что очень активного ребёнка сложно заставить усидеть на месте, но вы можете дать ему задание быстро работать ручками, но при этом не бегать или прыгать, например, предложите малышу собрать пазл. Ребёнок, начиная с годика, сможет справиться с этой задачей, вот только понадобится достаточно большой размер деталей и их малое количество.
- Возьмите за правило проводить определённые процедуры перед сном, соблюдайте целый ритуал укладывания ребёнка. Пусть перед сном малыш покупается, проведите ему лёгкий и расслабляющий массаж. Во время принятия водных процедур можно также использовать успокаивающие отвары трав. Уложите кроху под одеяло, почитайте ему сказку.
- На протяжении дня в окружении малыша работа телевизора и компьютера должна быть сведена к минимуму, а особенно в то время, когда ребёнок засыпает. К тому же не стоит позволять ребёнку смотреть страшные фильмы со сценами насилия.
- Позаботьтесь о том, чтоб последний приём пищи был лёгким, но в то же время и достаточно сытным.
- Также малыш может проявлять повышенную активность перед сном, если в течении дня ему уделяют мало внимания, вот он и хочет пообщаться с мамой, хочет, чтоб с ним поиграли.
- Детки, которых недавно перестали пеленать или с тугого пеленания перешли на свободное, также будут активно махать ручками и ножками, по большей части от непривычки.
Как вы видите, если ваш малыш очень активен перед сном — это не значит, что у него отклонения в развитии, и даже может не означать наличие активного темперамента.
Как воспитывать очень активного карапуза
Родителям очень активного малыша необходимо понимать, что их ребёнок не болен и это просто особенности его характера. Исключением стают те случаи, когда сверхактивность сказывается на состоянии здоровья ребёнка или сопровождается истериками или другими плохими симптомами, в таких случаях речь идёт о синдроме гиперактивности, и тут не обойтись без помощи специалиста.
К сожаленью, довольно часто очень активных детей недолюбливают учителя и сверстники, им кажется, что ребёнок нарушает дисциплину, делает много лишних движений. На самом деле, при воспитании слишком активного малыша необходимо просто придерживаться определённых правил воспитания и направлять его энергию в нужное русло, так ваш малыш не только перестанет «пакостничать», но и сможет значительно больше успевать и добьётся хороших успехов.
- С самого раннего детства такому ребёнку необходим распорядок дня.
- Поручите малышу работу по дому. Пусть он тратит свою энергию на помощь маме.
- Необходимо, чтоб ребёнок занялся спортом. Для мальчиков хорошо подойдёт футбол, для девочек – занятия танцами.
- В садике и школе очень активному ребёнку нужно также давать поручения, назначать его ответственным за какие-то дела (например, поливать цветы), давать возможность участвовать в спектаклях, других мероприятиях. В садике можно назначить главным по убору игрушек. Пусть ваш малыш следит за тем, чтоб все детки складывали их на место. Родителям важно вовремя выявить повышенную активность у их карапуза и сказать об этом воспитателю или учителю. Иногда преподаватели могут не знать, как вести себя с таким ребёнком, могут даже начать наказывать, поэтому родителям важно рассказать, как нужно «нагрузить» их малыша, чтоб он был при деле и приносил только пользу.
- Пусть малыш, кроме спорта, начнёт заниматься ещё и творчеством или, например, углублённым изучением английского языка. Старайтесь не только расписать всё время карапуза, но и сделать это с максимальной пользой.
- Конечно, не забудьте оставить время в расписании ребёнка для прогулок на улице с друзьями.
- Также было бы неплохо завести домашнего питомца, особенно собачку, чтоб ваш ребёнок мог не только тратить время на уход за животным, но и выгуливать его.
- Важно понимать, что таких деток нельзя наказывать и ругать их за сверхактивность. Если в процессе беготни малыш нечаянно зацепил и разбил вашу вазу, не кричите на него и тем более не бейте ребёнка. Но показать, как сильно вы расстроились необходимо.
Теперь вы знаете, что повышенная активность ребёнка в большинстве случаев говорит либо о типе его темперамента, либо о неправильно составленном распорядке дня (повышенная активность перед сном). Никогда не считайте своего малыша неадекватным и не говорите, что другие детки нормальные, спокойные, а ваш какой-то «не от мира сего». Травмировать детскую психику очень легко. Родители должны правильно распоряжаться временем ребёнка и тогда малыш сможет не только правильно взрослеть, но и вырастит достаточно образованным и здоровым человеком.
Источник