Ребенку 1 и 3 месяца не ходит и не говорит
Содержание статьи
Дочке 14 месяцев. Не говорит и не ходит(((
Пантогам на всякий случай? Однако веселая невролог.
А что делать? найти другого невролога.
- 7
Мне наша массажистка говорила, чем позже ходить начнёт моя дочка , тем лучше, потому что она крупная. На счёт речи не подскажу. Хотя у брата сын молчал до 2-х лет, потом как прорвало, даже матерные слова знал, вопрос откуда???
- 1
пантогам на всякий случай…, что ещё прописывают на всякий случай?
почему пишите 14 месяцев, а не 1,2? пойди пойми сходу сколько это….
на мой взгляд, волноваться не о чем
у меня мальчик, было порывалась я напичкать его пантогамом, хорошо не стала…., заговорил к 3 годам, пошёл в 1,3
Мой второй ребенок пошел в 1,3. До этого ползал. А потом как побежал)
Третий ребенок, которому 2,8 толком не говорит. Пока даже речи о пантогаме и подобных препаратах. А у вас совсем малыш
пантогам на всякий случай…, что ещё прописывают на всякий случай? почему пишите 14 месяцев, а не 1,2? пойди пойми сходу сколько это….на мой взгляд, волноваться не о чем
думаю, этот пантогам больше как плацебо. Вряд ли может творить чудеса, но дочке начала курс, раз доктор прописала. Ровесники дочины уже болтают вовсю и бегают. Надеюсь, что все в порядке. Так-то роды в срок, дочка здорова, гипоксии не было. Так-то все понимает, приносит и показывает что попросишь, различает фигуры (кружки-квадраты), взбивает мне омлеты на завтрак вилкой, зубки сама чистит и понимает счёт до 10. Как активировать речь, ге представляю.
Говорить в 1,2. Ох смешно. Нам 2,8 сейчас и с двух с половиной начинает только потихоньку. А ходить за руку ходил месяц наверное, в 1,2 пошёл сразу хорошо и уверенно. А кто-то и без рук сразу идёт.
Я бы пока не давала пантогам.
Говорить в 1,2. Ох смешно. Нам 2,8 сейчас и с двух с половиной начинает только потихоньку. А ходить за руку ходил месяц наверное, в 1,2 пошёл сразу хорошо и уверенно. А кто-то и без рук сразу идёт.
Я бы пока не давала пантогам.
Дети в 1,2 болтают вовсю? И бегают? Я лично таких не встречала.
У меня оба пошли вовремя, около года. Сын с ЗРР, заговорил после 3 лет. Дочке скоро 2 года, отдельные слова только, пытается говорить, но прям речи нет еще. В 1,2 у нее было всего несколько слов. Да и другие дети..в 1,2 не бегают и не болтают «вовсю».
Но невролога найти стОит. Хорошего, толкового.
Про бегать в 1,2…ну ходить дети ходят. кто-то за ручку, кто-то падая постоянно…но чтобы прям бегать, именно в 1,2 не видела. Хотя ровесников много на площадке.
Старшая пошла за 2недели до года и заговорила в год, в полтора наизусть елочку маленькую рассказывала, средняя пошла в 11мес и заговорила только в 1,9, сейчас 2 года говорит многое, но не все понимает. Младший сын только пошел 10 мес, не говорит вообще. Это я к чему все перечисляю, да к тому, что все разные. Ваша алышка еще совсем маленькая, я бы не торопилась с пантогамом. У опоры же ходит? Ходит. Может она просто побаивается пока без опоры, практикуется так. А насчет речи тоже, думаю, рановато. Думаю, замолчала она как раз таки перед очередным прорывом. Думаю чере месяц что то изменится. В таком возрасте детки по триместрам развиваются. Каждые три месяца идет прорыв в чем либо. Я бы пока просто понаблюдала и все. Куды Вы торопитесь?
- 2
Старшая пошла за 2недели до года и заговорила в год, в полтора наизусть елочку маленькую рассказывала, средняя пошла в 11мес и заговорила только в 1,9, сейчас 2 года говорит многое, но не все понимает. Младший сын только пошел 10 мес, не говорит вообще. Это я к чему все перечисляю, да к тому, что все разные. Ваша алышка еще совсем маленькая, я бы не торопилась с пантогамом. У опоры же ходит? Ходит. Может она просто побаивается пока без опоры, практикуется так. А насчет речи тоже, думаю, рановато. Думаю, замолчала она как раз таки перед очередным прорывом. Думаю чере месяц что то изменится. В таком возрасте детки по триместрам развиваются. Каждые три месяца идет прорыв в чем либо. Я бы пока просто понаблюдала и все. Куды Вы торопитесь?
да тут муж ещё нагнетает. Приходила в гости подруга с дочкой, ей тоже 1,2, так та ходит и говорит мама, папа, дай, кака, куку, где… Муж насмотрелся и расстроился.
думаю, этот пантогам больше как плацебо. Вряд ли может творить чудеса, но дочке начала курс, раз доктор прописала. Ровесники дочины уже болтают вовсю и бегают. Надеюсь, что все в порядке. Так-то роды в срок, дочка здорова, гипоксии не было. Так-то все понимает, приносит и показывает что попросишь, различает фигуры (кружки-квадраты), взбивает мне омлеты на завтрак вилкой, зубки сама чистит и понимает счёт до 10. Как активировать речь, ге представляю.
плацебо не действует на детей в 1,2…
а так, конечно, дело ваше
племяшке 2.5. ходить после года уверенно стал, и вес и рост большой. говорить только сейчас начал более менее.матом четко))) А другой племяшка (2.1) пошел в 9месяцев , болтает предложениями, стихи повторяет. Все разные.
Моей дочери 15 мес,тоже не ходит,вернее вдоль опоры,за ручку немного,зато как на коленях ходит,сначала я забила тревогу еще в 13 мес повела к ортопеду,мне сказали,до полутора лет она ничего Вам не должна,просто не хочет,вот неделюназад повела к другому,сказали,мама успокойтесь,все хорошо у ребенка,просто не хочет,чем говорит позже пойдет тем лучше для ребенка и до осени вообще не волнуйтесь,по осени еще масаажик сделаем,так что не переживайте,а говорить?а что она сейчас должна Вам стихи читать?тоже особо лялякает,и зубы у нас поздно полезли,а вот старшая у меня в 13 мес уже и танцевала и лялякала так на своем тарабарском,просто все дети разные,а вот пантогам назначают при задержке речевого развития,а не на всякий случай,смените невролога и покажите ортопеду если волнуетесь!узи в месяц тазобедренных делали?если там все хорошо,не переживайте и наслаждайтесь общением с ребенком,удачи!
да тут муж ещё нагнетает. Приходила в гости подруга с дочкой, ей тоже 1,2, так та ходит и говорит мама, папа, дай, кака, куку, где… Муж насмотрелся и расстроился.
ну невролога конечно почещать нужно. Вот нашему сыну тоже прописывали лекарства, не помню, какие. Не хотел садится долго ни в какую. Я решила подождать, яерез месяц сел сам. А мужа успокойте, у нас вон трое, а развиваются все по-разному, хоть и смотрят друг на друга. Старшая в 2года ровно на горшок сама села, а у средней протест, ей 2 и 3, а ни в какую, только в штаны. Я, например, от сына еще пока речи и не жду, почитала, что мальчики позже начинают, так как то поуспокоила свои аппетиты.
Да, УЗИ делали, все в порядке. Спасибо, уверенности у меня прибавилось и успокоилась вроде)
узи в месяц тазобедренных делали?если там все хорошо,не переживайте и наслаждайтесь общением с ребенком,удачи!
я в год и 4 пошла — толстая была. А дочка пошла в 11 месяцев- в год и два бегала уже на заплетающихся ножках за голубями. А сестренка моя в 8 мес пошла. Все детки разные!
Дочка пошла в год и 3 мес. Она совсем не крупная.
До этого времени не хотела и не пыталась ходить самостоятельно.
Заговорила в год и 7 мес, до этого не говорила ничего кроме ма и па. Сейчас говорит все. Не замолкая. Ей почти 2 года.
Лекарств нам никаких не прописывали
- 1
Нам 1,3 и мы только на днях пошли.Ходили вдоль опоры и за руку месяца 3-4.Ребенок очень осторожный у меня.И говорит только «мама»,и то когда плачет или боится чего-то.У врача претензий нет.Пантогам пили,Элькар пили,глутаминовую кислоту пили.Эффект был в итоге только от 20 сеансов массажа с лфк у хорошего массажиста на дому,а не в поликлиннике.
Прививок больше не делай! Никаких! Срочно начинай пантогам и общий массаж с гимнастикой! Хорошо бы вам попасть в реабилитационный центр …Катай,положив на животик,на гимнастическом мяче, каждый раз опирая пяточки на шершавую поверхность (например,вымочи в соли полотенце и высуши его, оно станет колючим).Два подхода в день по 20 раз нужно делать!Не теряй время!Не сиди ,сложа руки.Удачи вам,все будет хорошо!
Немного поправлюсь.Вы же ходите, хоть и вдоль кроватки..)) .Все в порядке…))Не переживай, у вас все нормально.На массаж поводи. Пантогам хорошо одновременно с массажными курсами давать комплексом. Растите здоровенькими!
Не ходит пока самостоятельно — это не страшно, многие дети начинают ходить только в 1,3 и позже, если у невролога и ортопеда вопросов нет, то по этому поводу переживать не стоит. А вот насчёт «не говорит» — не говорит слов или нет лепета? Говорит ли «ба-ба-ба, ма-ма-ма, да-да-да»(без особого смысла) и все такое прочее? Если нет, это уже повод проконсультироваться у невролога подробнее. Самостоятельно стимулируйте ручки, трогайте всякие разные предметы, колючие, меховые, плюшевые, играйте в пальчиковые игры, делайте массаж ручек и пальчиков.
И да, я бы тоже пока что прививки больше никакие не делала.
Источник
Признаки возможной задержки развития детей до 5 лет
Блог
Что такое «нормы развития» и как их надо воспринимать?
Ребенка необходимо регулярно показывать педиатру: на плановых осмотрах он оценивает его физическое и психомоторное развитие, осматривает на предмет наличия признаков заболеваний и дает рекомендации по питанию и уходу. В идеальном варианте родителям не надо ни о чем думать — если что-то не так, им об этом скажет доктор. Но нередко родители все равно волнуются, что их ребенок не умеет делать что-то, что умеют делать его сверстники. Изучение таблиц и графиков нормального развития нередко еще больше их запутывает, потому что данные в них отличаются, а иногда вообще не соответствуют истине. Чего стоит только такой критерий нормального развития, который указан в таблице, обычно используемой в районных поликлиниках, как 10 слов в 1 год. Совсем нечасто в практике педиатра встречаются дети, которые говорят в год 10 слов, пусть даже односложных (под «словами» здесь надо понимать любое, но всегда одинаковое, обозначение определенного предмета: например, машина — «би», собака — «ка» или «ав» и т.п.).
Кроме того, «нормы», указанные в таблицах и графиках, — это в лучшем случае диапазон среднестатистических значений: например, может быть указано, что в среднем дети начинают ходить в возрасте от 11 месяцев до 1 года и 3-х месяцев. Да, так ведет себя большинство, но это «большинство» — всего 65%. А есть еще 35% здоровых детей, которые пойдут раньше или позже. В худшем случае в таблицах указаны вообще только одни средние значения: например, сидеть надо в 6 месяцев, ходить в 1 год и т.п.
Стоит еще отметить, что есть таблицы, где указаны признаки, которые вообще не надо оценивать. Например, когда ребенок начинает переворачиваться с живота на спину, поскольку даже новорожденные могут случайно это делать просто из-за несимметричного тонуса в ручках. Или когда ребенок начинает ползать, потому что на первом году жизни это необязательный навык, и т.п.
Как же педиатр определяет, какое отклонение от указанных «норм» считать патологией? — Единственно верный подход — комплексная оценка развития и здоровья ребенка. Например, если в 1 год и 3 месяца он не ходит самостоятельно, но у него уже развиты другие положенные по возрасту навыки и нет признаков заболеваний (например, дисплазии тазобедренного сустава и т.п.), то педиатр признает его здоровым. Самостоятельно родители такую оценку провести не могут.
Существует несколько хороших шкал для оценки развития детей. Они похожи, но одни для быстрой оценки, а другие — более детальные, для оценки ребенка, у которого подозревается задержка. Не будем приводить их здесь именно по той причине, что оценивать развитие ребенка должен человек, обученный этому.
Признаки задержки развития
Ниже перечислены признаки того, что задержка развития, вероятно, есть (оригинал взят здесь). Почти 100% здоровых детей уже имеют указанные для каждого этапа навыки. Однако, возможно, задержки и нет.
Обязательно придите на прием к врачу, если ребенок не делает что-то из перечисленного.
В 2 месяца:
- не реагирует на громкие звуки
- не следит взглядом за движущимися предметами
- не улыбается людям
- не подносит руки ко рту
- не может держать голову в поднятом положении, когда лежит на животе
В 4 месяца:
- не следит взглядом за движущимися предметами
- не улыбается людям
- не держит голову
- не воркует или не издает звуки
- не подносит вещи ко рту
- не упирается ногами о поверхность, когда его пытаются поставить
- не может поворачивать одним или обоими глазами во всех направлениях
В 6 месяцев:
- не пытается захватить вещи, которые находятся в зоне доступа
- не показывает привязанность к тем, кто о нем заботится
- не реагирует на звуки вокруг
- с трудом подносит вещи ко рту
- не произносит гласные звуки «а», «о», «э»
- не переворачивается в обоих направлениях
- не смеется или не издает визжащих звуков
- кажется очень зажатым, с напряженными мышцами
- кажется очень гибким, как тряпичная кукла
В 9 месяцев:
- не удерживает ногами свой вес при поддержке
- не сидит с помощью
- не лепечет («мама», «баба», «дада»)
- не играет в игры, в которых надо что-то делать туда-сюда
- не реагирует на свое имя
- кажется, что не узнает близких
- не смотрит на то, на что вы указываете
- не перекладывает игрушку из одной руки в другую
В 1 год:
- не ползает
- не стоит с поддержкой
- не ищет вещи, которые видел, что вы спрятали
- не говорит простых слов (таких, как «мама», «папа»)
- не учится жестам (махать рукой, качать головой и т.п.)
- не указывает на вещи
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 1 год 6 месяцев:
- не указывает на вещи, которые хочет показать другим
- не ходит
- не знает, для чего нужны знакомые вещи
- не повторяет за другими
- не учится говорить больше слов
- не говорит как минимум 6-ти слов
- не замечает или не реагирует, когда близкие уходят и приходят
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 2 года:
- не говорит фразы из двух слов (например, «пить молоко»)
- не знает, что делать с часто используемыми вещами (расческой, телефоном, вилкой, ложкой и т.п.)
- не повторяет за другими действия и слова
- не выполняет простые инструкции
- не ходит уверенно
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 3 года:
- часто падает или с трудом поднимается по ступенькам
- говорит чепуху или очень непонятно
- не говорит предложениями
- не умеет играть в простые игры (мазаику, простые пазлы и т.п.), поворачивать ручки
- не понимает простые инструкции
- не играет в игры, где надо притворяться и фантазировать
- не хочет играть с другими детьми или с игрушками
- не смотрит в глаза
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 4 года:
- не умеет прыгать на месте
- с трудом «пишет» каракули
- не показывает интереса к играм, требующим взаимодействия или фантазирования и притворства
- игнорирует других детей или не реагирует на посторонних
- противостоит одеванию, сну и использованию туалета
- не может пересказать любимую историю
- не следует командам, состоящим из 3-х действий
- не понимает «тот же» и «другой»
- не употребляет «я» и «ты» правильно
- говорит непонятно
- теряет навыки, которые приобрел ранее
В 5 лет:
- не показывает большого диапазона эмоций
- ведет себя по-особенному (показывает необычный страх, агрессия, стеснение или печаль)
- необычно зажат и неактивен
- легко отвлекается, не может фокусироваться на одном виде деятельности более 5-ти минут
- не реагирует на людей или реагирует очень поверхностно
- не может сказать, что реально, а что фантазия
- не играет в разные игры и не занимается разными делами
- не может назвать свои имя и фамилию
- не использует множественное число и прошедшее время правильно
- не говорит о том, чем занимался или о том, что было
- не рисует
- не может почистить зубы, помыть и вытереть руки, раздеться без помощи
- теряет навыки, которые приобрел ранее
Источник
Задержка речевого развития: как помочь ребенку заговорить
Задержка речевого развития — одна из самых актуальных на сегодня проблем в детской неврологии, которая затрагивает, к сожалению, и абсолютно здоровых детей. Часто причиной возникновения у ребенка сложностей с речью становятся сами родители. Главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева рассказывает, что делать и чего ни в коем случае не следует делать, чтобы ребенок заговорил правильно и вовремя.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня наш разговор посвящен очень важной и актуальной проблеме — речевому развитию детей. В последние несколько лет мы все чаще слышим, что неговорящий в 2,5-3 года ребенок — это вариант нормы, что в этом нет ничего страшного, нужно немного подождать, и речь появится. На самом деле, такой подход в корне не верен. Существуют физиологические нормы правильного речевого и психического развития, и очень важно отслеживать их соблюдение с самого рождения ребенка. Только в этом случае он сможет гармонично и полноценно развиваться.
Основные этапы развития речи ребенка
Начинать заниматься развитием речи малыша можно уже с первого дня его рождения.
Первое, на что нужно обратить внимание, — как ребенок плачет. Плач ребенка с самого рождения очень разный, особенно выразительным он становится к первому месяцу жизни, по нему можно понять, что малышу нужно: ему холодно, ему больно, он хочет есть или в туалет, а может, просто хочется, чтобы мама взяла на ручки. Если ребенок интонационно делает все правильно, то внимательная мама быстро учится понимать разницу и реагировать на эти «просьбы». В этом случае психическое, а затем и речевое развитие происходит гармонично. Если ребенок плачет монотонно, на одном и том же уровне, и плохо реагирует на голос, обратитесь за консультацией к врачу.
Если ребенок здоров и у него нет проблем со слухом, то в ответ на положительные эмоции на втором месяце жизни он начинает «гулить». Вместе с «гулением» появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение с взрослым. Звуки «гуления» уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу», «ге», «ха» и т.д.) Этими звуками он пытается общаться, реагирует на происходящее вокруг него. Если малыш не начинает «гулить», обратитесь к врачу, возможно, у него проблема с ушками.
С двух месяцев начинается период звукоподражания: кроха внимательно следит за мамиными губами, когда она с ним разговаривает, и как бы пытается повторять эти движения, но пока беззвучно. Так к 3,5-4 месяцам формируется истинное «гуление», где ребенок сосредотачивается на произносимом звуке, слоге, как бы слушает сам себя. В период истинного «гуления» звуки становятся продолжительными, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще возникают губные звуки и сочетания гласных с губными.
К полугоду у ребенка появляется лепетная речь — он начинает произносить какие-то отдельные буквы, слоги. В этот период важно отслеживать интонации — как он говорит, как плачет. В полгода здоровый ребенок должен уже болтать, произносить определенные слоги, повторять за мамой конкретные звуки. В период лепета более отчетливо становится подражание звукам взрослого.
К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня». Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.
К году ребенок должен говорить от 8 до 10 простых слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», то есть короткие простые слова из нескольких слогов. Именно в этот период заканчивается раннее речевое развитие и начинает формироваться моторная речь как способ общения между людьми.
После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До одного года шести месяцев ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов. В два года ребенок говорит уже больше 200 слов, у него практически фразовая речь, он уже должен уметь сформулировать простую мысль или просьбу: «Мама, пойдем в магазин, ты обещала купить мне игрушку». При этом некоторые звуки он может еще пока произносить нечетко. К трем годам в речи ребенка насчитывается до 1200-1500 слов, включающих почти все части речи.
Такое развитие считается нормой. Но происходит это лишь тогда, когда родители постоянно разговаривают с ребенком, рассказывают ему сказки, поют колыбельные песенки. Очень большая проблема сегодня — живую речь все больше заменяют гаджеты. Из-за этого многие изначально рожденные здоровыми с точки зрения неврологии дети не начинают вовремя говорить.
Если здоровый ребенок в 2,5-3 года вообще не владеет фразовой речью и, в лучшем случае, только говорит единичные простые слова, у него задержка речевого развития, и это, к сожалению, надо лечить.
Речь развивается постепенно
Чтобы ребенок научился правильно говорить и строить логичные, образные фразы, требуется время. Когда ребенок только учится ходить, он с маминой помощью делает первые неуверенные шажочки, а через полгода-год он уже самостоятельно бегает, прыгает и танцует. То же самое происходит и с речью: она развивается постепенно. Ребенок не только запоминает новые слова, но и одновременно тренирует артикуляционные мышцы, учится управлять интонацией. На это уходит не один год. Поэтому если в 3-3,5 года ваш ребенок только начинает произносить первые слова и строить простейшие фразы вроде «мама, дай», то к шести годам, когда придет пора идти в школу, у него не сформируется полноценная фразовая речь. Важно заниматься развитием речи постепенно, но с самого раннего возраста.
Причины задержки речевого развития
Первая и самая основная причина — это повреждение головного мозга из-за ишемии, кровоизлияния, инфекции. Но подобные отклонения стразу диагностируются, врачи наблюдают за ребенком и проводят все необходимые мероприятия. Это те пациенты, с которыми уже работает невролог, психолог и логопед.
Но есть категория пациентов, которые рождены абсолютно здоровыми. Но из-за ошибок в обучении у них тоже начинается задержка в речевом развитии. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые много смотрят мультфильмов или постоянно играют с поющими-говорящими игрушками, хорошо развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической. Чтобы ребенок начал говорить, нужно как можно больше разговаривать с ним, самим читать сказки, петь колыбельные песенки.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы телевизор или радио работали фоном в том помещении, где проводит время малыш. Безусловно, если вы хотите показать ребенку какой-то мультфильм или передачу на компьютере, это можно и нужно сделать, но после просмотра устройство нужно выключить и убрать.
Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Чтобы восстановить у трехлетнего ребенка правильный стереотип речи, изменить его восприятие, требуется очень много сил и времени: ребенок не может быстро нагнать такие пробелы, приходится прибегать к интенсивному медикаментозному лечению, к дополнительным занятиям с логопедами. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала?
Почему нужно петь колыбельные
Пение колыбельных — это важная часть воспитания ребенка. Самые известные колыбельные, например, «баю-баюшки-баю», были придуманы еще в V-VI веке, и мы не случайно поем их детям до сих пор. Они выстроены специально в том тембре и колебании длины волны, которые понятны ребенку, успокаивают его, развивают мозг. Для каждого возраста существуют свои песни, которые необходимо петь. Напевание таких колыбельных маленькому ребенку и одновременное укачивание его на руках создает основу для правильного психического развития.
Сейчас многие пары подходят к планированию беременности со всей ответственностью: ведут здоровый образ жизни, сдают все анализы, читают книги о здоровье и воспитании будущего ребенка. Включите в эту подготовку и разучивание хотя бы нескольких колыбельных песенок, чтобы петь их малышу. Какими бы простыми они вам ни казались, но в них заключена отработанная веками народная мудрость для правильного становления личности, это очень важно. Пойте эти колыбельные хотя бы до года.
К двум годам, когда ребенок уже хорошо понимает фразовую речь, песни можно подбирать уже более сюжетные, чтобы пока мама поет, он мог в голове представить себе эту картинку.
Говорите с ребенком как можно больше
Не спешите в разговорах с малышом, спокойно и размеренно проговаривайте ему, что происходит вокруг, озвучивайте свои действия. Тогда он на слух начнет воспринимать, как называется тот или иной предмет, так формируется пассивная речь. С полугода добавляйте подробности о цвете и объеме предметов: «маленькая игрушка», «красный мяч». Когда вы делаете это постоянно, ребенок учится слышать и понимать вас.
Это помогает уже после года объяснить малышу, что трусики должны быть сухие, то есть довольно рано приучить ребенка к горшку, а не пользоваться все время памперсами. В полтора года ребенок в состоянии удерживать мочевой пузырь, контролировать свои тазовые функции. Это одно из важных звеньев психического развития. Конечно, проситься в туалет он, в конце концов, научится и сам, но эти навыки придут значительно позже и уже не в той форме, в которой хотелось бы.
Поэтому очень важно приучить себя как можно больше разговаривать с малышом и максимально ограничивать механические звуки вокруг него — это важнейшие звенья профилактики задержки речевого развития. Если мы это выстраиваем правильно, то уже в 2,5 года ребенок начинает говорить фразовой речью, и у родителей нет проблем с его поведением, обучением. Если ваш ребенок в 2,5 года не говорит, особенно если нет так называемой своей тарабарской речи, он молчит и не озвучивает игру, обращенную к вам просьбу о чем-то, то это не вариант нормы, это проблема, которой нужно заниматься.
Как разговаривать с ребенком
- Разговаривать с ребенком нужно обычным тембром, именно этот ваш тон и тембр ребенок знает еще с внутриутробного своего состояния.
- Старайтесь говорить простыми фразами, но не сюсюкайте, не коверкайте слова.
- Если у ребенка проблема со зрением или слухом, то маме нужно как можно раньше начать ярко красить губы, чтобы он мог следить за ее губами и понимать, как именно она произносит звуки.
- Если у ребенка на первом году жизни были проблемы с глотанием, то, к сожалению, не избежать проблем и со звукопроизношением. Начать заниматься со специальным логопедом можно уже в первые месяцы жизни малыша, еще в доречевой период.
- Решайте все проблемы, как только они появляются, не откладывайте и не ждите, что само пройдет. Не пройдет.
Сад логопедический или обычный?
Итак, ребенок подрос, и пришло время решать, в какое дошкольное учреждение его отвести. В этот момент важно разобраться, есть ли у вашего малыша проблемы с психикой и речью, и какие.
Когда никаких серьезных медицинских проблем у малыша нет, начните с обычного сада. Если в первый год речь не выровняется и не разовьется до нужного уровня, тогда стоит подать заявку на прохождение медико-педагогической комиссии. Она проходит с февраля по июнь. Получить направление можно в детском дошкольном учреждении или позвонить им и записаться на прием. Для прохождения медико-педагогической комиссии необходимо иметь заключение невролога, логопеда, психиатра о состоянии здоровья вашего ребенка.
Если ребенок начал говорить фразовой речью, но не выговаривает определенные звуки, то можно отвести его в обычный сад, в котором есть логопедические группы. Там занимаются с детьми с нормальным психо-речевым развитием, но с неправильными установками самих звуков. Обычно логопед начинает работу с такими ребятами с пяти лет, чтобы к школе выровнять речь и исправить все слабые звуки. В среднем на постановку и закрепление одного звука уходит от трех месяцев.
Одно из частых нарушений у детей 3-3,5 лет — так называемая каша во рту, когда из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры ребенок не может чисто, понятно произносить часть звуков. В этом случае без помощи специалиста не обойтись, лучше обратиться к неврологу для установки точной причины дизартрии и проведения необходимого лечения, если оно нужно, также необходимо посещать специальный логопедический сад. Здесь требуется комплексный подход: одновременная слаженная работа логопеда, невролога и психолога.
Распределением детей в специализированные группы или сады занимается медико-педагогическая комиссия.
И снова повторюсь, значительно проще заниматься профилактикой задержки речевого развития, чтобы те дети, которые могли бы говорить, но из-за недостаточного внимания родителей не начали, не попадали в специальные группы. Для этого важно не просто разговаривать с ребенком, а слышать, о чем он говорит, стараться понять его и реагировать на его слова. Уверяю вас, если вы с детства наладите этот контакт, то он сохранится на всю жизнь, поможет малышу стать хорошим членом семьи, общества, надежной поддержкой и опорой для вас.
Как предотвратить заикание
Бывают случаи, когда ребенок долго не начинает говорить, при этом с ним занимаются, он накапливает большой пассивный запас слов, может в голове составлять фразы. Если запустить у него речевой процесс чрезмерно активно, то он не справится с потоком речи и начнет заикаться. Чаще всего это происходит в 2,5-3 года. Особенно подвержены заиканию дети с тиками (навязчивое моргание, мигание, шмыганье носом и подобное). Если вы замечаете, что в начале речи ребенок начинает запинаться, это сигнал, что нужно обратиться к неврологу, чтобы решить проблему. Из всех навязчивых состояний заикание — самая сложная проблема, на лечение которой могут уйти годы.
Соска и речевое развитие ребенка
Еще один важный аспект профилактики задержки речевого развития — длительное использование сосок и длительное кормление грудью. Я имею в виду ситуацию, когда пустышка или мамина грудь находятся во рту ребенка не для успокоения или кормления, а просто так, в состоянии бодрствования. В этом случае проблема возникает чисто механическая: для того чтобы говорить, рот должен быть свободен, а если рот занят, то говорить невозможно — мешает соска или грудь.
Пустышку можно использовать, когда ребенок засыпает, когда болеет, когда ударился, но во время бодрствования ее нужно убирать. После двух лет от пустышки нужно отказаться полностью. Это поможет избежать проблем с речью и сохранить правильный прикус, что значительно снизит ваши денежные расходы в дальнейшем при лечении ортодонтом некрасивых зубов вашего любимого ребенка.
Это же относится и к материнской груди. Она должно быть источником пищи или средством успокоения, не более того. Безусловно, грудное молоко содержит в себе очень много хороших веществ, но оно нужно ровно до тех пор, пока ребенок не начал есть нормальную человеческую еду. Сосание груди очень важно для формирования психологического общения мамы и ребенка. Но к двум годам ребенок уже хорошо понимает обращенную речь, может и сам говорить, поэтому эта связь только укрепляется и никак не прервется после отлучения ребенка от груди.
Важно с самого начала отучать малыша сосать палец. К 2,5-3 годам ребенок должен спокойно обходиться без пустышки, материнской груди или сосания пальцев. Почему? Во время сосания качательно-поступательные движения дают ощущение успокоения, седацию. С возрастом потребность ребенка в таких движениях слабеет, теперь ему нужно познавать окружающий мир, быть активным. А если ребенок продолжает сосать палец или пустышку, то он автоматически переносит себя в грудничковый период, ведет себя как малыш и не дает себе возможности полноценно развиваться.
Гаджеты: вред или польза
Современные устройства, с одной стороны, очень полезны, но когда речь идет о детях, нужно быть предельно внимательным и осторожным. Никто не говорит о том, что не нужно использовать телевизор и гаджеты совсем. Это важная часть современной жизни, дети должны уметь владеть ими. Но у маленького ребенка еще нет навыков речи, движений, моторики, правильного психического развития, неправильно сформирована критика, самокритика, умение контролировать самого себя. Поэтому очень опасно бесконтрольно давать ему то, что может спровоцировать неправильное развитие.
В России об этом говорят мало, и сегодня в большинстве семей гаджеты используют сверх допустимой меры, на каждого члена семьи, включая грудного ребенка, приходится от двух до трех гаджетов. При этом в той же высокотехнологичной Японии детям разрешают пользоваться телефоном или компьютером только с пяти лет, когда нервная система дозрела. И я согласна с их подходом. Да, вы можете включать ребенку какие-то развивающие игры или мультфильмы, но не более 30-40 минут в день на хорошем экране с хорошим звуком. Планшетов и смартфонов лучше избегать, потому что у маленьких детей быстро формируется цветовая и тактильная зависимость.
В глушь, в деревню
Напоследок я хочу посоветовать всем-всем родителям больше времени проводить с детьми на свежем воздухе. Особенно полезно это будет малышам, имеющим проблемы с психо-речевым развитием. Самое лучшее — на несколько недель или даже месяцев уезжать в сельскую местность, где вокруг только живые звуки природы от бегущего ручейка, шелеста листьев на деревьях, жужжания пчелки и прочих звуков, где нет городского, механического звука от гудения проводов. Это не только поможет нормализовать сон, подарит спокойствие, но и даст возможность перегруженному информацией мозгу ребенка отдохнуть и набраться сил для преодоления всех трудностей в речевом развитии.
Будьте здоровы! Удачи вам и вашим детям!
Источник