Ребенку 1 год месяц

Все что необходимо знать про развитие ребенка в 1 год и 1 месяц

фото 1Дети растут быстро, важно уметь реагировать на все изменения, которые происходят с ребёнком.

В это статье рассматривается особенности развития ребёнка в 1 год 1 месяц.

Также Вы найдёте тут советы для родителей.

Физическое развитие мальчиков и девочек в год и месяц

  • Вес мальчиков в год и месяц составляет 8,7-11 кг.
  • Рост — 73,5-78,4.
  • Охват головы — от 44,9 до 47,6 см.

Девочки в этом возрасте по габаритам меньше мальчиков.

  • Их вес — 8-10,2 кг.
  • Рост — 8 71,6-76,8 см.
  • Охват головы — 43,7-46,4 см.

И мальчики, и девочки в этом возрасте уже должны иметь 8 передних зубов.

Что умеет делать малыш

фото 2Ребенок в 13 месяцев уже может распознавать эмоции и в полной гамме сам их демонстрировать окружающим.

Вы увидите на его лице не только радость или грусть, а уже весь спектр настроений: любовь, независимость, страх, злость, упрямство.

Кругозор ребенка продолжает расширяться.

Его интересуют названия предметов, готовьтесь, что Вам придётся по нескольку десятков раз повторять их названия, а также без конца отвечать на вопросительные звуки малыша.

Большинство деток в этом возрасте уже могут ходить. Если ребёнок уже ходит, то делает это неспеша и не совсем уверенно. Также встречаются дети, которые могут уже бегать, но если Ваш малыш еще не научился ходить, то не стоит пока бить в тревожный колокол — у него впереди еще несколько месяцев (узнайте, когда ребенок начинает ходить здесь).

Дети уже могут сами сидеть за столиком и делать попытки есть без помощи взрослого.

Также ребёнок вполне самостоятельно может играть с мячом, строить пирамидки. Он может толкать или тянуть на себя какие-либо предметы, выполнять простые просьбы, например, принести что-то.

Интеллект и социальные навыки

фото 3Речь ребёнка в этом возрасте активно развивается, но состоит в основном из повторяющихся слов: «мама», «папа», «деда», «баба», «дай».

Малыш понимает, когда ему также говорят «дай» или «на», может имитировать голоса животных: «му», «гав», «мяу».

Очень часто малыш произносит лишь ударный слог в слове, тем сам, давая названия окружающим предметам. Например, ложку он назовет «ло», кубик — «ку».

Ребёнок, играя, может говорить сам с собой то понижая, то повышая голос, менять интонации.

Нормой для 13-ти месяцев является знание 10-ти слов.

Обратите внимание! Дети могут знать и меньше, но главное заниматься с ребенком — читать вместе с ним сказки, рассказывать с ним стихи и вообще, больше разговаривать, чтобы он слышал правильную речь.

Это возраст, когда ребёнок учится делать обобщения. Например, все круглые предметы он воспринимает как мяч, а все животные воспринимаются им как кошка или собака. Он объединяет и действия.

Всё, что касается еды называет «ням-ням», а все двигающиеся предметы для него автомобили — «би-би».

Малыш в этом возрасте ещё очень сильно привязан к родителям, но это время, чтобы начать понемногу сближать его с другими детьми. Родителям стоит найти подходящую компанию для своего чада среди детей друзей или родственников, а также во время прогулок в песочнице.

Также малыш в этом возрасте уже отделяет своё «я» и играет с игрушками один, если у него есть настроение. Но он по-прежнему боится остаться один, капризничает, если рядом нет кого-то из родителей, настороженно относится к незнакомым людям, если в гости приходит кто-то, кого он ещё ни разу не видел.

Рацион питания: что можно кушать

фото 2В этом возрасте у малыша ещё не так много зубов, но это не повод продолжать кормить его смесями и пюре из баночки.

Просто измельчайте пищу до такой консистенции, чтобы ребёнок ей не подавился.

Помните, что познание мира для крохи происходит и через вкусы в том числе.

Ниже представлено примерное меню для ребёнка, рассчитанное на 3 дня:

1-й день2-й день3-й день
ЗавтракОмлет паровой

Каша на молоке

Хлеб с маслом

Чай

Овощное пюре

Хлеб с маслом и тёртым сыром

Чай с молоком

Манно-морковное суфле

Молоко

Хлеб с маслом

ОбедПротёртый борщ

Суфле из курицы

Пюре картофельное

Компот

Суп-пюре из цветной капусты

Суфле рыбное

Пюре из кабачков

Сок

Щи вегетарианские

Запеканка картофельная с мясом

Печенье

Компот

ПолдникКефир

Печенье

Яблоко тёртое

Кефир

Сухарики

Фрукты

Творог

Кефир

Фрукты

УжинГречневая каша

Молоко

Хлеб

Запеканка творожная

Молоко

Хлеб

Овощное пюре

Чай с молоком

Хлеб

Моторика

  • К 1 году 1 месяцу малыш уже уверенно держит в игрушку в одной руке, играя при этом с ней второй.

Важно! Родители должны обращать как можно больше внимания на развитие мелкой моторики у ребенка, используя специальные игры и упражнения.

  • Родители могут предложить малышу поиграть с мелкими кубиками, а также попробовать научить его пользоваться карандашом или фломастером.
  • В этом возрасте дети склонны копировать поведение родителей. Воспользуйтесь этим, покажите малышу, как правильно играться с машинками, складывать предметы в коробочки, это могут быть небольшие бусины.
  • В 13 месяцев ребёнок может самостоятельно переворачивать страницы в книгах, поэтому на данном этапе это занятие может привлекать его больше всего. Отдайте ребёнку в пользование ненужные бумаги и газеты — пусть рвёт и комкает их в своё удовольствие. Это развивает моторику пальцев.

Сон

Справка! Уже в этом возрасте малыши начинают делиться на сов, жаворонков и голубей.

  • Жаворонков родители могут уложить в 20-22 часа, но малыши встают рано — в 4-5 утра они уже начинают свою «трудовую деятельность».
  • Сов невозможно уложить раньше 23-х часов. Поднимаются они около 6-7 утра, затем можно попробовать снова уложить их спать.
  • Голуби не имеют определённого режима сна, поэтому каждый день удивляют своих родителей часами сна и бодрствования.

На этом этапе жизни ночной и дневной сон малышей делится на две части. Ночью они могут просыпаться, чтобы покушать, а затем заснуть снова. При дневном отдыхе дети часто капризничают. В сумме в этом возрасте ребёнок спит около 13-ти часов.

Занятия с малышом

фото 4Ребёнок в этом возрасте будет развиваться гармонично, если ему уделять достаточное количество времени.

Не пытайтесь насильно заставить малыша заниматься — пусть ваше времяпрепровождение будет в виде игры, заинтересуйте ребёнка.

Если вы видите, что малыш протестует и сопротивляется, то дайте ему заняться своими делами и отдохнуть.

Для занятий с малышом Вы можете приобрести альбомы, краски, пластилин для лепки, конструктор, различные сортёры, пирамидки, кубики, карточки с рисунками, буквами и цифрами, книжки с плотными страницами, а также, если у вас есть возможность, оборудуйте часть комнаты малыша гимнастическими тренажёрами и шведской стенкой.

Даже если Ваш малыш уже ходит, нужно продолжать развивать этот навык. На прогулке не катайте малыша в коляске слишком долго, дайте ему походить ножками, исследовать окружающий мир, возможно, что он захочет сам толкать свой «транспорт». Не препятствуйте. На детской площадке помогите ему карабкаться по перекладинам, залезать на горку и скатываться с неё.

Поиграйте с малышом в «найди игрушку». Просто спрячьте её за спину, под одеяло, за занавеску и попросите ребёнка её найти. Сделайте зарядку для пальчиков, приговаривая при этом какой-нибудь тематический стишок. Развивайте в нём чувство цвета просто попросив сопоставить цвет игрушки с цветами на листках, которые Вы предварительно подготовили.

Важно! Обязательно комментируйте каждый прогресс ребёнка.

Это не только даст ему мотивацию, но также в будущем повлияет на его речь. Самое главное — не делайте за малыша всей работы, дайте ему заниматься самому, даже если видите, что у него не очень хорошо получается.

Особенности ухода

фото 6В год и месяц малыш должен быть приучен к тому, что каждое утро начинается с умывания и чистки зубов.

Ребёнок должен понимать, что это необходимо и полезно для него, не пропускайте этих процедур.

Малыша нужно купать каждый день, но практикуя ежедневные купания, не забывайте, что кожа ребёнка быстро сохнет.

Важно! Используйте специальные средства для и после купания, чтобы это предотвратить.

После года давайте малышу возможность купаться самостоятельно, но под Вашим пристальным наблюдением.

Если Вы в это время отучаете ребёнка от груди, делайте это в благоприятное время, чтобы малыш избежал стресса. Не стоит делать этого во время переезда или болезни. Вознаграждайте малыша лаской и вниманием, постарайтесь отвлекать его чем-то новым и захватывающим.

Безопасность малыша

фото 8Дети в этом возрасте очень активные. Они с радостью обследуют квартиру и тащат с собой всё, что видят на своём пути.

У них в руках запросто могут оказаться важные документы, телефон, пульт от телевизора или ключи.

Уберите все предметы, которые не предназначены для малыша подальше, на тумбочки поставьте блокираторы.

Сделайте для малыша больше пространства в доме. Это поможет ему меньше стукаться о предметы. Но если это невозможно, то оборудуйте острые углы мебели силиконовыми накладками — они смягчат удар. Также не лишним будет поставить крышки на розетки, чтобы ребёнок не смог в них ничего засунуть.

Важно! Никогда не оставляйте малыша одного во время купания, держите кафель в ванной и на кухне всегда сухим.

Уберите мебель от подоконника, чтобы ребёнок не мог забраться на него, не давайте ему играть с предметами, которые не предназначены для детей — ножи, спички, различные инструменты. Малыш может себя ранить.

Важно! Следите за ребёнком на детской площадке и на улице, не оставляйте его одного в доме или квартире.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 2 месяца, год и 3 месяца, год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам посмотреть видео про особенности данного возраста:

Советы родителям

Прислушивайтесь к своему ребёнку, помогайте ему проявлять индивидуальность во всех его начинаниях. Помните, что он имеет право на свои эмоции и чувства. Возможно, сейчас эти советы кажутся Вам лишними, ведь малышу едва исполнился год, но в будущем обязательно увидите плоды своего труда.

Источник

Развитие ребенка 1 год 1 месяц

Если первый год был бурным, то развитие ребенка 1 год 1 месяц, этот полон еще многих интересных вех для роста и развития.

Движения

К настоящему времени ваш малыш может путешествовать или даже ходить, или ему может потребоваться немного больше времени, чтобы сделать свои первые шаги (и это совершенно нормально). Ваш кроха может подражать вам как профессионал (вы касаетесь своего носа, она касается ее). Большинство также сможет пить из чашки (поздороваться с коровьим молоком); произнесите одно или два узнаваемых слова ; и указывают на то, что они хотят. В интеллектуальном плане теперь все дело в причине и следствии (если я уроню ложку, мама будет поднимать ее… снова и снова).

Как использует свои руки ( развитие мелкой моторики в 1 год и 1 месяц )

  • В этом году кроха перейдет от кормления пальцами к попытке использовать ложку.
  • Со временем ваш малыш научится бросать игрушки в ведра или миски.
  • Вашему ребенку может понравиться делать пометки на бумаге мелками. Следите за ним, чтобы он не клал мелки в рот или красил стену (любимая)!
  • Вы заметите, что малыш любит складывать вещи, а затем сбивать их.
  • Вашему ребенку может понравиться складывать чашки, кольца и другие игрушки, которые помещаются друг в друга или друг на друга. Например, он сможет складывать от 2 до 3 блоков, чтобы построить башню.
  • Ребенок может наслаждаться простыми сортировщиками форм или пазлами после 18 месяцев.
  • Малыш будет делать попытки пытаться разобрать вещи. Держите игрушки с мелкими деталями, которыми ребенок может подавиться, подальше от него.

Как ребенок двигается ( общее развитие моторики в 1 год и 1 месяц )

  • Кроха будет использовать много энергии, чтобы научиться ходить.
  • Когда ребенок учится ходить, вероятно, лучше всего подойдет мягкая обувь или босиком. Некоторые туфли могут быть настолько жесткими, что нога ребенка в них не может сгибаться или двигаться.
  • Малыш научится катать и пинать мяч.
  • Если в окружении вашего ребенка есть лестницы, он будет пробовать стараться попытаться подняться по ним с помощью взрослых. Затем она поставит обе ноги на одну ступеньку, прежде чем перейти к следующей ступени. Никогда не позволяйте ей делать это одной. Всегда присматривайте за ней возле лестницы.
  • Всегда используйте детские калитки или запертые двери, чтобы защитить ребенка от ступенек и открытых окон, если только вы не находитесь рядом, чтобы помочь ему и защитить его.

Общение ( речь и языковое развитие в 1 год и 1 месяц )

  • Когда малыш указывает на что-то, это означает, что вы знаете, что это привлекло его внимание. Используйте свои слова, чтобы научить ребенка называть предметы.
  • Кроха научится указывать на картинки, которые он узнает в книгах, или указывать на части своего тела, если вы спросите его, где это.
  • В этот период ваш малыш начнет говорить слова для наиболее знакомых вещей или людей в его окружении. К 24 месяцам он должен знать не менее 50 слов.
  • Кроха может произносить слово иначе, чем вы. Не поправляйте его, просто повторяйте слово правильно, чтобы он его услышал.
  • К своему второму дню рождения кроха складывает два и три слова вместе, чтобы составить простые предложения вроде «Мама, прощай» или «хочу печенья».

Исследование малыша ( когнитивное развитие в 1 год и 1 месяц )

  • Кроха будет тратить больше времени на изучение объекта, чем раньше.
  • Малышу будет интереснее самому перелистывать страницы своих любимых книг.
  • Кроха научится сочетать два объекта по цвету, форме или размеру.
  • Малыш уделяет больше внимания действиям других и будет стараться пытаться имитировать эти действия, например, кормить свою куклу из чашки или ложки.

Как ест ребенок в 1 год и 1 месяц

Говоря о еде, будьте готовы к тому, что малышам бросают еду, обдувают едой и беспорядочно пытаются самостоятельно кормиться. Привязанность и тревога разлуки (ваша и ее) могут быть серьезными проблемами в наши дни, поэтому используйте тактику, которая поможет свести к минимуму разлуки: займите своего малыша перед уходом и оставьте немного себя позади (например, свое фото, свою подушку или поцелуй с помадой на тыльной стороне ладони).

  • Кроха должен придерживаться графика приема пищи и 3 раза в день присоединяться к семье за ​​обеденным столом.
  • У вашего ребенка может снизиться аппетит; помните, что малыш этого возраста ест примерно 1/4 взрослой порции.
  • Кроха может предпочесть только один вид пищи («пищевые ягоды»).
  • Следите за своим ребенком, когда он ест, и не давайте ему продукты, которыми он может подавиться. Примеры включают «трудно пережевываемую» пищу, такую ​​как стейк, «маленькую и круглую» пищу, такую ​​как хот-доги, виноград, арахис, попкорн (хот-доги и виноград можно нарезать полосками) и «липкую» пищу, такую ​​как арахисовое масло (арахисовое масло может смешать с простым йогуртом, чтобы уменьшить липкость).

Как ухаживать за полостью рта малыша

  • Кроха может начать чистить зубы водой и зубной щеткой с мягкой щетиной примерно в 18 месяцев, но вам потребуется ваша помощь, чтобы полностью почистить зубы зубной нитью.
  • Малыш может посещать детского стоматолога каждые 6 месяцев.

Эмоции

На эмоциональном фронте ожидайте первых попыток дружбы, а также широкого диапазона настроений и поведения, от привязанности до разочарования и полного упрямства. Не беспокойтесь слишком сильно о неуклюжести (например, о частых падениях и множестве столкновений с предметами), так как ваше детское восприятие глубины (и обычная старая координация) все еще находится в стадии разработки. Босые ноги или нескользящие носки по-прежнему могут быть лучшими для начинающих пешеходов, но сейчас хорошее время, чтобы купить пару подходящей обуви (ключевой момент — правильная посадка).

К другим новостям, смена подгузников может превратиться в битву воли, поскольку ваш малыш не любит оставаться на месте из-за чего-то столь скучного (и, вероятно, все равно предпочитает оставаться с голым дном). Вы также можете быть обеспокоены падением аппетита, что совершенно нормально, поскольку миссис Индепенденс теперь хочет решать, когда (и что) она будет есть.

Эмоциональный рост ( социальное и эмоциональное развитие в 1 год и 1 месяц)

  • Кроха учится выражать свои желания, потребности и чувства, используя слова и выражения лица.
  • «Нет» — обычно очень популярное слово. Малыш может сказать «Нет», когда он имеет в виду «Да».
  • Чем чаще вы используете слово «Нет» со своим ребенком, тем чаще он, вероятно, будет говорить вам «Нет», поэтому используйте его только тогда, когда это действительно необходимо.
  • Кроха начнет узнавать себя в зеркале.
  • Ваш малыш может играть рядом с другим ребенком, но ваш ребенок не научится делиться, пока ему не исполнится три-четыре года.
  • Кроха может предпочесть компанию взрослых, а не других детей.
  • Малыш может проявлять ревность, когда он не в центре внимания.

Любим ребенка и играем с ним

  • Сделайте одевание и раздевание веселым занятием, и ваш ребенок может присоединиться к нему и научиться раздеваться самостоятельно.
  • Истерики на этом этапе — нормальное явление. Малыш хочет исследовать все, и он не может судить о безопасных и небезопасных занятиях. Она будет разочарована, когда вы ограничите ее деятельность, чтобы обезопасить ее. Также в ее словарном запасе не хватает слов, чтобы объяснить себя и то, что она хочет.
  • Перенаправьте ребенка с небезопасных занятий на более подходящие. Например, вместо того, чтобы говорить ребенку, чтобы он не касался стеклянных фигурок на журнальном столике, поставьте их там, где он не может до них дотянуться, или взобраться на них.
  • Читайте книги с повторением и рифмой. Дети этого возраста любят рифмовать.
  • Во время чтения указывайте на картинки слева направо на странице, чтобы познакомить вашего ребенка с тем, как мы читаем.
  • Играйте «покажи мне» с книгами! Например, «Где котенок? Покажи мне котенка». Сами проявите волнение, когда она укажет на котенка.

Вы можете прочитать больше статей, похожих на «Развитие ребенка 1 год и 1 месяц », в категории Этапы развития на сайте mentalar.

Источник

Развитие ребенка 1год 1мес

В начале 2-го года малыш часто сталкивается с новизной окружающего мира, попадая в трудные, порой травмоопасные, ситуации: увидев щель, обязательно засунет в нее палец (это может быть не только дверь, шкаф, но и консервная банка, пузырек), при виде блестящего утюга тянется к нему, не зная, что можно обжечься, или стаскивает на пол скатерть с посудой, попадая в итоге себе на голову. Познавательная активность малыша столь велика, что даже болевые ощущения, получаемые на первых «уроках», не вызывают страха, а становятся уроками мужества и упорства.

Любопытство ребенка базируется на врожденном ориентировочном рефлексе (реакции на новизну), который дан людям самой природой.

Взрослые должны учитывать эту особенность малыша: с одной стороны мир манит ребенка своей неизвестностью, с другой — учит осторожности. Да, таков этот период детства. Конечно, поведение крохи строится на рефлекторном подкреплении: дитя не может быть другим, в нем говорит природа его возраста.

Родители должны знать, что в начале второго года малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления сенсорного (чувственного) опыта, как бы ни было трудно управляться с непоседой.

Общение со взрослыми и их «деловые» контакты в играх с предметами и игрушками являются необходимым условием психического и физического развития малютки. Замечено, что дитя особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто входит с ним в «деловые», игровые контакты.

Конечно, продолжается социализация малыша, то есть вхождение в общество людей, усвоение формы их поведения и отношений, формирование человеческого видения мира. Усиление этой линии развития будет происходить на протяжении всего 2-го года жизни, а пока происходит переход в отношениях со взрослым от действий «рядом» к действию «вместе». Малыш овладевает активной жизненной «деловой» позицией с ориентировкой на самостоятельность и «открытие себя как деятеля». Вот почему малютку невозможно удержать на месте, ребенку все необходимо потрогать, ощутить, увидеть реакцию взрослого на его действия. Познавая окружающее, входя в мир, малыш начинает постепенно понимать себя, своё собственное «Я», ощущать своё место в социальном окружении родных и близких.

Прежде всего, дитя овладевает разнообразными внешними действиями: делает первые самостоятельные шаги, в том числе к предмету, из положения стоя достает игрушку, переносит ее, нанизывает на стержень кольца, а не только снимает и разбрасывает, пытается самостоятельно удерживать ложку.

Не ломает, а познает!

Первые три месяца второго года жизни отличаются тем, что у малыша наблюдается нарастание двигательных умений. Он подражает взрослому, овладевая все новыми и новыми действиями с предметами.

Предметная деятельность остается ведущей в этот период детства. Огромную роль играют предметные игры ребенка с дидактическими игрушками: кольцами, пирамидками, шарами, кубиками, предметами-вкладышами.

Они формируют его мышление, которое в ранний период детства носит наглядно-действенный характер. Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений проходят в развернутом, практическом действии с игрушками: например, соединяя и разъединяя кольца, шары, кубы-вкладыши, цветные колпачки.

«Ребенку ничего нельзя дать в руки, он все ломает, разбирает на части, книги и картинки разрывает!» — жалуются родители, подозревая своего любимца в проказах. На самом деле такое поведение говорит о том, что малыш «анализирует» и «синтезирует» в действии с незнакомыми для него объектами, познавая их физические свойства.

Именно поэтому малютке полезны игрушки, состоящие из разных частей. Раскладывая их, малыш не ломает предмет, а разбирает. Затем собирает заново. Эта особенность детей начала 2-го года жизни была гениально «угадана» в народных игрушках: матрешках, бочатах, расписных яичках, пирамидках.

Хочется отметить, что первые игры ребенка со сборно-разборными предметами, «готовят» в недрах наглядно-действенного мышления более высокие формы мыслительной деятельности. Ребенок постепенно учится устанавливать «внутренние» связи между предметами, объединяя или разъединяя их по каким-либо признакам. Но это в будущем, а пока малыш обнаруживает сенсомоторный интеллект. Он реагирует лишь на то, что находится перед его глазами и что он непосредственно видит в руках взрослого или в собственных ладошках.

Заметно, что дитя проявляет больший интерес к предметам, которые находятся в руках у взрослых, и которым мама и папа дают положительную оценку в его присутствии. Даже самая невзрачная машинка в таком случае становится приоритетной для крохи по сравнению с любой самой яркой и эффектной. Импульсивность малыша, быстрый переход от слез к смеху и наоборот — по этим качествам в поведении малютка очень близок с младенцем конца первого года. Он очень зависим от ситуации, у него отсутствует планирование и прогнозирование собственных действий, отсутствует волевое поведение. Порой взрослому даже не приходит в голову, что малыш может выкинуть в последующую минуту. Вот почему родителям необходимо знать особенности возраста и усвоить приемы общения с малышом, подкрепленные эмоциональной, ориентировочно-чувственной основой — показать игрушку, поиграть в «Ладушки», «Поехали-поехали», «Прятки». Помогут и малые фольклорные жанры для самых маленьких, такие как потешки, песенки, стихи. Но пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу.

Звуковые игрушки так же любимы малышами начала 2-го года: барабан, бубен, колокольчики, погремушки. Ребенок быстро усваивает их тембр. И к 1 году 3 месяцам не только самостоятельно «играет», но и находит их по просьбе взрослых.

Эмоциональность ребенка проявляется и в том, что дети в этом возрасте не контролируют своих чувств. Поэтому от взрослых, особенно от матери и отца, требуется большое терпение и мудрость. Второй год — самый тяжелый в жизни родителей, потому что дитя требует «глаз да глаз» за собой. Многие предметы обладают скрытыми свойствами, о которых дитя не имеет пока ни малейшего представления. Действительно, как можно узнать, что такое горячее — холодное, острое — тупое, гладкое — колючее, если не прикоснуться к этому?

Контролируем процесс развития

В каждую стадию своего раннего детства малыш должен достигать определенных высот. Развитие его и после года продолжает идти быстрыми темпами, если взрослые уделяют крохе должное внимание и проявляют заботу. Следует учитывать, что переход от младенчества к раннему детству происходит не в одночасье, а осуществляется постепенно, на протяжении всего 2-го года, по мере роста и развития малютки. Но это — не спонтанный процесс, который осуществляется без участия взрослого. И тут не следует полагаться на сильную природу детства, на то, что ребенок сам собой достигнет вершин человеческого развития. Если будут отсутствовать благоприятные социальные условия жизни, развивающее общение и развивающая среда, а также активная деятельность самого малыша — дитя в психическом развитии может остаться на уровне младенчества. Вот почему педагоги, психологи, врачи «отслеживают», как развивается малыш, по микропериодам его жизни. Эта система проверок овладения соответствующими умственными действиями, навыками и умениями тестируется не только на 1-ом году, но и 2-ом году жизни малыша, а четыре триместра: от 1 года до 1 года и 3 месяцев, от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев и от 1 года 9 месяцев до 2-х лет — это «вехи» в поступательном развитии. Каждый триместр имеет свои задачи и рассчитан на соответствующий уровень усвоения и развития. Если дитя отстает на 2-3 триместра от нормы — это характеризуется как сильная задержка психического развития. Необходимо искать причины такого состояния малыша и корректировать его развитие.

Ведущими линиями по-прежнему являются познавательное, социальное, речевое и моторное развитие. В развитии речи не видится большого прогресса: дитя пользуется возгласами, подражательными речевыми реакциями и лепетными словами. Понимает малыш значительно больше слов, чем может произносить. По-прежнему большую роль в умственном развитии играет сенсорное воспитание и развитие действий с предметами. Особое значение от 1 года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывам для малыша. Он начинает демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность, а иногда и вялость, безразличие ко всему. Очень важно своевременно и правильно взять старт начала 2-го года, осуществляя задачи, стоящие в первом триместре.

Задачи воспитания:

Продолжать совершенствовать развитие основных, общих движений и целенаправленных действий руки. Расширять двигательные возможности ребенка. Активно формировать координацию движений при ходьбе, смене положения тела и направления движения. Развивать чувство равновесия при выполнении действий с предметами (игрушками), переходя из положения «сидя» в положение «стоя» и наоборот. Развивать ориентировку ребенка в ближнем пространстве. На ориентировочно-чувственной основе способствовать познанию объективных физических закономерностей окружающего мира: разные расстояния (далеко — близко), особенность полого и сквозного пространства, соотношение величин (малое — большое, можно вложить маленькую матрешку в большую и маленький стаканчик в большой, а не наоборот) и зависимость действий от формы (кубики складывать, шары — катать). Продолжать развивать интеллект и речь: знакомить с названиями предметов, развивать элементарные обобщения, познавательную и коммуникативную функции речи. Способствовать устойчивости эмоционально-положительных состояний ребенка. Оберегать нервную систему малыша от стрессов и излишней эмоциональной напряженности. Формировать доверие к окружающему миру и доброжелательное отношение к окружающим людям. Воспитывать первые навыки и привычки — получать удовольствие от аккуратности и опрятности в физическом состоянии и одежде. Воспитывать посильную самостоятельность в некоторых процессах (приеме пищи, умывании, одевании). Обеспечить ребенку здоровый образ жизни.

Мини-программа первого триместра второго года жизни:

Побуждать ребенка к самостоятельной ходьбе. Создавать ситуации, побуждающие к перемене тела в пространстве — поворотам, наклонам, приседаниям. Способствовать малышу в овладении умением переносить легкие предметы (игрушки) на расстояние 3-5 метров, перешагивать невысокие препятствия (10-12 см). Подниматься с ними на высоту детской горки (приставным шагом). Расширять сенсорный опыт ребенка при действиях с предметами, используя дидактические игрушки и пособия: перекатывание шаров, складывание кубов, нанизывание колец на стержень; практические действия с игрушками-вкладышами (вкладывать и вытаскивать один из другого цветные колпачки, кубы); занятия с народными сборно-разборными игрушками (собирать и разбирать матрешки, пирамидки, бочата). Расширить запас понимаемых слов (50-100), активизировать лепетную речь с помощью введения отдельных облегченных слов («га-га» — уточка, «ляля» — куколка, «топ-топ» — идти). Расширить активный словарь (10-15 слов). Постепенно расширять социальные контакты малыша с посторонними взрослыми и детьми. В условиях детского сообщества формировать игру «рядом» (то есть не мешать играющему рядом товарищу). Продолжать проводить игровые «разученные» действия («Ладушки», «До свидания», «Прятки» и т.п.). Замечать и правильно реагировать на мокрые штанишки, облитый нагрудник, грязные ладошки. Научить уверенно держать в руках чашку, пользоваться ложкой, подавать платочек, шапочку при одевании. Исключить гиподинамию (малоподвижность), обеспечить ребенку правильный режим, проводить закаливание, гимнастику.

Источник

Читайте также:  Примерный режим питания для ребенка 1 месяц