Ребенку 1 год и 1 месяц не держит равновесие
Содержание статьи
Рассмотрим поэтапно развитие равновесия у ребенка и, как его ускорить
Из этой статьи ты поймешь, какие действия помогут улучшить развитие равновесия у ребенка. Узнай, почему ты должна сосредоточиться на равновесии и осанке своего ребенка. Важно проконтролировать этапы развития ребенка и его способности держать равновесие. Таким образом можно обеспечить малышу комфорт в будущем.
Развитие равновесия у ребенка и поддержания баланса не так просто, как кажется! Давай пройдемся по информации и этапам, которые ты должна знать для правильного развития своего ребенка.
Поздравляем! (Или, может, соболезнуем ;)?) Твой ребенок встал на ноги и начинает получать первый опыт в ходьбе! Но это только половина битвы! Большая часть успешного развития его мобильности будет зависеть от будущих равновесия и координации. Равновесие — это сложный процесс, который задействует в себе большое количество мышц по всему телу. Оно требует точной и тонкой коррекции и развития.
Мы считаем, что понимание этапов развития равновесия, которые проходит твой ребенок на протяжении всего обучения, лучше подготовит тебя к поддержке малыша.
Что такое равновесие?
То, что кажется нам естественным, на самом деле является сложным процессом. В этом процессе (поддержание равновесия) большие группы мышц работают в гармонии, чтобы поддерживать постуральный контроль. Равновесие дает нам возможность делать почти все от сидения и стояния до игры в футбол.
Основа хорошего равновесия у ребенка
Физическое развитие равновесия у ребенка
Равновесие будет основой для спортивных навыков твоего ребенка, а также многих других важных способностей. Но твой ребенок будет строить основу для равновесия с раннего детства. Физическое развитие твоего ребенка, которое включает в себя такие вещи, как рост скелета и мышц, начинается с самого рождения. Это поможет телу твоего ребенка подготовиться к равновесию. Ребенок будет стоять, бегать, прыгать и сидеть. Возможно, ты помогала малышу, не задумываясь об этом. Например, каждый раз, когда ты укладывала своего малыша на животик, ты помогала ему развивать мышечный тонус и общую силу. Кроме того, ты позаботилась о здоровье костей своего ребенка, кормив его грудным молоком. Хорошее равновесие поможет твоему ребенку эффективно выполнять упражнения не уставая. И это будет способствовать правильному физическому развитию ребенка.
Координация глаз и рук (зрительно-моторная координация) ребенка
Координация глаз и рук, или способность использовать визуальную информацию для того, чтобы направить руки — это другая существенная ступень к развитию равновесия у ребенка.
Сенсорная обработка информации и равновесие (балансировка)
Сенсорная обработка — это способность обрабатывать сенсорную информацию от наших глаз, ушей, носа, кожи и даже рта. Этот процесс помогает ориентироваться в мире вокруг нас. Без него твой ребенок не сможет реагировать на внешние воздействия и поддерживать равновесие в различных ситуациях. Все чувства работают в гармонии, чтобы обеспечить лучшее понимание того, как взаимодействовать с миром. А, если есть задержки или нарушения в любом из них, это может привести к задержкам в развитии других навыков, таких как равновесие и балансировка.
Моторика ребенка и равновесие (балансировка)
Моторное развитие твоего ребенка является ключевым фактором в равновесии. Грубые двигательные навыки (крупная моторика) — это навыки, необходимые для управления большими мышечными группами, которые перемещают части тела, такие как туловище, руки или ноги. Двигательные навыки необходимы для развития равновесия у детей. Так как эти группы мышц являются основными Участниками в контроле осанки. Мелкая моторика у ребенка, которая используется в таких видах деятельности, как творческие игры, зависит от способности ребенка балансировать и будет страдать в ответ на плохое равновесие и координацию.
Как нам объединить эти вещи, которые входят в успешное развитие равновесия у ребенка?
Есть много тренировочных упражнений, которые можно сделать, чтобы помочь своему ребенку развить навыки и силу, необходимые для хорошего равновесия. Но мы особенно рекомендуем два, в частности — «супермен» и «глупая ошибка» ;). Вообще это не столько действия, сколько позиции. Но возможность поддерживать эти позиции как можно дольше, является признаком хорошего развития моторики, физической силы и остроты ума.
Супермен — это позиция, которую ребенок принимает, находясь на животе. Как следует из названия, ребенок приподнимет руки и ноги и разводит их.
Положение глупой ошибки достигается, когда ребенок находится на спине. Ребенок поднимает голову и сгибает колени, затем разгибает ноги и опускает голову.
Осанка ребенка
Осанка человека означает выравнивание частей тела по отношению друг к другу, а также по отношению к внешним силам. Разные позы предполагаются для разных задач. А хорошая осанка позволяет нам делать вещи с меньшими усилиями и с меньшим количеством вредных воздействий на наш организм. Плохая осанка, напротив, может привести к чрезмерному давлению на позвоночник и тел и повлиять на физическое развитие ребенка. В конце концов, твой ребенок будет развивать постуральные рефлексы. Они позволяют ему поддерживать равновесие и предотвращать падения, не задумываясь об этом. Сейчас считается, что большая часть обучения и подготовки постурального контроля происходит в первые годы жизни.
Плохая осанка имеет много негативных последствий. Она делает более напряженными игры или действия с предметами на столе. Или, в особо тяжелых случаях — вовсе невозможными. Неправильная осанка может создать больше напряжения на тело даже в простых задачах, окончательно приводя к повреждениям. Это также может негативно повлиять на спортивные навыки твоего ребенка. Как следствие — ускорить проблемы с самооценкой, если ребенок борется за то, чтобы не отставать от своих сверстников. Неправильная осанка может привести к неправильному росту. Это только некоторые из причин, по которым необходимо научить твоего ребенка хорошей осанке. Вот почему даже некоторые взрослые все еще стремятся улучшить свое равновесие и осанку через такие занятия, как йога.
Если развитие равновесия у ребенка задерживается
Развитие равновесия у ребенка может отставать по целому ряду причин, включая некоторые нарушения развития. Вот признак того, что твой ребенок испытывает проблемы с равновесием. Ребенок быстрее устает от занятий, чем другие дети его возраста или вовсе избегает физической активности.
Если твой ребенок испытывает задержки в развитии равновесия, трудотерапия или физиотерапия может помочь. Родителям рекомендуется обратиться к педиатру за экспертной консультацией, если они замечают подобное поведение. Или, если их ребенку с трудом получается добиться прогресса в равновесии и координации.
Основные этапы развитие равновесия у ребенка
Эти этапы развития ребенка подразумевают использование детской балансировочной балки высотой не более 5 сантиметров для обеспечения безопасности ребенка, а также маскирующую ленту или струны, которые можно разместить в качестве направляющих на полу.
Детское упражнение для равновесия на балке (бревне)
Развитие равновесия у ребенка в возрасте от 15 до 17 месяцев.
На балке, которая составляет 20 сантиметров в ширину, твой ребенок должен быть в состоянии самостоятельно пройти по крайней мере 1 метр. Балка не должна быть слишком далеко от земли — всего около 2-5 сантиметров. Если она слишком высока, то страх может сыграть свою негативную роль.
Попытка стоять на тонкой опоре (палка, рейка) 4-5 сантиметров
Этап развития наступает с 17 до 19 месяцев.
Твой ребенок будет в состоянии балансировать на мгновение, без какой-либо помощи, стоя боком на тонкой, 5 — сантиметровой балке. После этого он быстро спрыгивает.
Этап развития наступает с 20 до 22 месяцев.
Твой ребенок должен уметь делать несколько шагов на бревне с одной ногой на бревне, а другой на земле, не требуя помощи.
Прогулка по линии
Этапы развития ребенка наступают с 24 до 26 месяцев.
Нарисуй линию на полу, которая простирается по крайней мере на 3 метра. Ты можешь использовать ленту, скотч или что-то подобное. Твой ребенок должен суметь пройти по всей длине линии без посторонней помощи. Хотя он может не ходить точно по линии, он должен быть в состоянии внимательно следовать линии, не обязательно обеими ногами.
Прогулки между линиями
Развитие равновесия у ребенка с 24 до 30 месяцев.
Сделай две параллельные линии на полу на расстоянии 20-25 сантиметров друг от друга и по крайней мере 3 метра в длину. Твой ребенок должен пройти между двумя линиями, не наступая ни на одну из них. Возможно, ему сначала потребуется немного разъяснить задание
Ребенок успешно стоит на опоре (балке) в 5 сантиметров
Этапы развития ребенка наступают с 24 до 26 месяцев.
Твой ребенок сможет самостоятельно наступать обеими ногами на 5-сантиметровую балансирную балку (обе ноги перпендикулярно балке) и балансировать там по крайней мере 2 секунды, прежде чем он поставит одну ногу на землю.
Упражнение — ребенок пробует пройти по балке 4 сантиметров
Этап развития ребенка наступает с 27 до 29 месяцев.
Твой ребенок будет пытаться пройти по 5 сантиметровой опоре без помощи, но сделает только пару шагов, прежде чем спрыгнуть. Это может быть полезно показать ему, как делать сначала один, а потом и несколько шагов. Затем позволь своему ребенку попробовать повторить это несколько раз.
Шаги по 5 см. балансировочной балке (опоре)
Этап развития наступает с 30 до 32 месяцев.
Твой ребенок будет в состоянии сделать по крайней мере 4 шага подряд по пяти сантиметровой балке, не ставя ноги на землю. Если твой ребенок пытается, но ставит ногу на землю, похвали его и попроси попробовать еще раз с обеими ногами на балке.
Прогулки по линии
Этап развития наступает с 30 до 32 месяцев.
Помести линию на пол, как раньше (прогулка по линии). Твой ребенок должен уметь делать шаги непосредственно по линии с одной ногой перед другой, не выходя из линии, по крайней мере 1 метр.
В заключение про развитие равновесия у ребенка
Это захватывающее время в жизни твоего ребенка, когда он становится более самостоятельным. Для ребенка каждый день — приключение. Проконтролируй этапы развития равновесия своего ребенка. Ведь это может быть время беспокойства для него. А неуверенность в развитии твоего ребенка может быть запутанной и страшной. Однако ты не одинока, и при поддержке вашего педиатра и родительских сообществ как онлайн, так и на местном уровне у тебя сейчас больше доступа к помощи, чем когда-либо прежде.
Мы очень надеемся, что ты нашла эту статью про развитие равновесия у ребенка. Это наша цель — сделать воспитание детей легче и менее напряженным для родителей по всему миру, предоставляя лучшую информацию в простых для исполнения форматах.
Понравилась статья про развитие равновесия у ребенка? Пожалуйста, поделись ею со своими знакомыми и друзьями, ведь им тоже может понадобиться помощь и эта информация.
Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook , Вконтакте и Инстаграм
Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.
С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru
Источник
Атаксии у детей
Атаксия у детей — это нарушение координации движений, которое связано с поражением мозжечка, вестибулярного аппарата или спинного мозга. Возникает как наследственное заболевание, а также под влиянием инфекционных, токсических, дегенеративных церебральных поражений. Атаксия проявляется расстройствами статики, изменениями походки, неспособностью к точной и мелкой моторике. Для диагностики требуется полный неврологический осмотр, нейровизуализация (КТ, МРТ), электрофизиологические методики (ЭНМГ, вызванные потенциалы). Лечение включает устранение основной причины (если это возможно), общеукрепляющую терапию, ЛФК и физиотерапию.
Общие сведения
Термин образован от греческого «ataxia», что в переводе значит «беспорядок». Атаксия может быть как синдромальным диагнозом при травматических и дегенеративных поражениях ЦНС, так и самостоятельным заболеванием, что наблюдается при ряде наследственных патологий у детей. Истинная частота проблемы неизвестна, поскольку вторичная атаксия (как симптом другой патологии) не учитывается в статистике. Наследственные формы относят к орфанным (редким) болезням.
Атаксии у детей
Причины
Атаксии детского возраста в большинстве случаев ассоциированы с генетическими дефектами. Наследование мутаций происходит по аутосомно-доминантному (атаксия Пьера-Мари, Фридрейха), аутосомно-рецессивному (синдром Луи-Бар), Х-сцепленному (синдром Артса, FXTAS) или цитоплазматическому типу наследования. Основные причины приобретенных вариантов атаксии у детей:
- Нейроинфекции. Нарушения координации могут быть в острой стадии энцефалитов, протекающих с вовлечением тканей мозжечка, при подостром склерозирующем энцефалите (как осложнение кори у ребенка). Иногда патология обусловлена поражением тканей головного мозга ВИЧ, чаще это бывает при внутриутробном заражении.
- Нейродегенерация. Атаксии выступают характерным признаком рассеянного склероза, мультисистемной атрофии, болезни Вильсона-Коновалова. Иногда они встречаются у детей, страдающих дефицитными состояниями (синдром Гайе-Вернике). Сенсорный тип нарушений возможен при воспалительной демиелинизирующей нейропатии.
- Онкопатология. Заболевание развивается при первичных мозговых новообразованиях в области задней черепной ямки, метастазах рака другой локализации. Координационные нарушения бывают симптомом паранеопластического синдрома.
- Отравления. Специфические расстройства движений и походки наблюдаются при интоксикации тяжелыми металлами, у подростков — под действием больших доз алкоголя или наркотических веществ. Иногда в качестве токсинов выступают лекарства (цитостатики, противотуберкулезные антибиотики).
Патогенез
В норме в поддержании равновесия и обеспечении слаженности движений участвуют мозжечковые структуры, лобные и височные зоны коры, вестибулярный аппарат и чувствительные волокна спинного мозга. Если на одном из этих уровней происходят нарушения, клинически они проявляются атаксией. Однако мышечная сила и объем движений сохранены, поскольку парез нехарактерен.
Чаще всего атаксические реакции у детей выявляются при поражении мозжечка, который состоит из 3 частей. Повреждение на уровне архицеребеллума вызывает нарушения равновесия по типу вестибулярной дисфункции, поражение мозжечкового червя сопровождается нарушениям ходьбы и поддержания устойчивой позы. Если повреждены мозжечковые полушария, возникают расстройства скоординированного движения конечностей.
Классификация
По клиническим признакам различают статическую форму, при которой у детей нарушается равновесие в неподвижном положении, и динамическую, характеризующуюся сложностями при выполнении движений. Условно можно разделить патологию на врожденную (наследственную) и приобретенную, которая выступает одним из признаков неврологического заболевания. С учетом локализации поражения выделяют 3 группы расстройств:
- Мозжечковая атаксия. Поражение структур мозжечка — самая частая причина координационных нарушений у детей. Она проявляется статическими и динамическими нарушениями, бывает связанной с наследственными болезнями.
- Сенситивная атаксия. Нарушения проведения по глубоким путям чувствительности в спинном мозге изменяют самоощущение и осознание ребенком своего тела в пространстве, вследствие чего возникает симптоматика. Типичная черта — усиление признаков при закрытых глазах.
- Вестибулярная атаксия. Считается подвидом сенситивной формы, вызвана с поражениями структур лабиринта (вестибулярного аппарата). В отличие от предыдущего варианта, у детей сохранена чувствительность.
Симптомы атаксии у детей
Возраст манифестации клинических проявлений варьирует от первого года до подросткового периода. Весь промежуток детства (до 18 лет) считается ранним началом атаксии и указывает на вероятную генетическую причину, даже если в семье не было подобных случаев. В основном заболевание протекает хронически, постоянно прогрессирует, но некоторые приобретенные формы дают резкое ухудшение за пару месяцев.
Мозжечковая атаксия
Характерна неустойчивая шаткая походка (как по палубе корабля), которая дополняется неуклюжими и неловкими движениями. В раннем возрасте это не всегда вовремя диагностируется, поскольку незначительно выраженные отклонения родители списывают на нормальное становление походки. Типичный симптом — когда ребенок стоит, он широко расставляет ноги, а при сведении их вместе начинает раскачиваться.
Мозжечковая форма атаксии характеризуется невозможностью попасть пальцем по носу с закрытыми глазами, трудностями с выполнением чередующихся движений (сгибание-разгибание). Атаксия у детей сопровождается нарушениями речи: ребенок говорит невнятно, слишком отрывисто и по слогам, делает неправильные ударения и интонации (мозжечковая дизартрия). У школьников изменяется почерк, он становится крупным, небрежным, размашистым.
Вестибулярная атаксия
У ребенка развиваются расстройства ходьбы, стояния, однако мелкая моторика и согласованные движения конечностями при этом не страдают. Помимо двигательных расстройств, дети жалуются на головокружение, снижение слуха или шум в ушах, приступы тошноты и рвоты. При одностороннем поражении ребенку не удается идти прямо по заданной линии, он всегда отклоняется в стороны патологического очага.
Сенситивная атаксия
Типично нарушение ощущений в конечностях, из-за чего ребенку кажется, что он ходит по мягкой, проваливающейся поверхности. Внешне это проявляется чрезмерным сгибанием в коленных и тазобедренных суставах, «тяжелыми» шагами в попытке удержать равновесие. При ходьбе ребенок постоянно смотрит под ноги, при закрытии или отведении глаз атаксия усугубляется.
Осложнения
При грубых нарушениях координации и неспособности к точным целенаправленным движениям происходит инвалидизация. Ребенок не может учиться в обычной школе, затрудняется при выполнении простых бытовых действий и самообслуживании. В зависимости от причины атаксия дополняется другими неврологическими дефицитами, усугубляющими состояния больного. Вследствие нарушений нервно-мышечной регуляции у детей возможна прогрессирующая дыхательная недостаточность.
Диагностика
Основные данные для постановки диагноза детский невролог получает при физикальном осмотре пациента. Врач обращает внимание на характер и выраженность нарушений, проводит базовые пробы (поза Ромберга, пальценосовой тест). Для дифференцировки видов атаксии специалист оценивает глубокую чувствительность и сохранность рефлексов, проверяет речь и слух. С целью уточнения причины патологического состояния используются следующие методы диагностики:
- КТ головного мозга. Исследование показывает новообразования, кровоизлияния, дегенеративные изменения. Для тщательного изучения структуры мозжечка и коры назначается МРТ. У детей первого года жизни план обследования начинают с нейросонографии через большой родничок. При подозрении на сенситивную атаксию показана МРТ спинного мозга.
- Нейрофизиологические методы. Для оценки функциональной активности нервной системы применяют метод вызванных потенциалов, ЭНМГ (электронейромиографию). Исследования дают детскому неврологу информацию о работе определенных нервных структур и позволяет локализовать уровень поражения.
- Генетические тесты. Вариабельность клинической картины и большое разнообразие диагнозов наследственных атаксий обуславливают необходимость выполнения ДНК-диагностики. С помощью молекулярно-генетического метода врач может со 100% уверенностью установить тип расстройства.
Лечение атаксии у детей
Консервативная терапия
Специфическое лечение атаксии не разработано. Если она вызвана острым неврологическим заболеванием, нутритивным дефицитом или отравлением, проводится коррекция основной проблемы, после чего расстройства координации у детей уменьшаются или полностью исчезают. При объемных образованиях, врожденных церебральных аномалиях ребенку требуется консультация нейрохирурга для определения показаний к операции.
Детям назначают поддерживающее лечение витаминами, нейрометаболическими средствами, препаратами, которые улучшают функционирование митохондрий. Важное звено схемы лечения — регулярные занятия ЛФК, укрепляющие разные группы мышцы и уменьшающие проявления дискоординации. При необходимости применяется массаж, физиотерапевтические методики, логопедическая коррекция и медико-социальная реабилитация.
Экспериментальное лечение
Эффективные терапевтические методы находятся на стадии разработки. Известен успешный клинический опыт использования антидепрессантов и антиконвульсантов при наследственных формах заболевания у детей. Исследователи работают над созданием персонифицированной генной и клеточной терапии, которая могла бы помочь больным с наследственной атаксией. Перспективным считается применение мультипотентных стволовых клеток.
Прогноз и профилактика
Наследственные варианты патологии отличаются неуклонным прогрессированием, поэтому со временем состояние ребенка будет ухудшаться. Однако, современные методы поддерживающей терапии и реабилитации замедляют этот процесс и улучшают качество жизни. Прогноз приобретенных форм зависит от их причин. Основная профилактика — генетическое консультирование семей и пренатальная диагностика генных дефектов, если у родителей отягощен анамнез.
Источник