Ребенку 1 год 8 месяцев плохо ходит
Содержание статьи
Доктор Комаровский о том, как научить ребенка ходить самостоятельно
Родителям, всем без исключения, свойственно гордиться достижениями своих детей. Вылез первый зуб, ребенок сам сел, пополз, самостоятельно дотянулся до игрушки, сделал первый шаг — все это поводы для невероятной гордости.
Почему-то мамы и папы считают, что чем раньше их чадо встанет на две ноги и начнет ходить самостоятельно, тем это лучше. А те, чьи карапузы никак не хотят садиться, ползать и ходить, склонны не только паниковать, опасаясь за здоровье ненаглядного чада, но и винить себя в том, что их ребенок развивается медленнее, чем у других. Известный детский доктор Евгений Комаровский рассказывает, можно ли научить ребенка ходить самостоятельно и надо ли это делать.
О нормах и отклонениях от них
В педиатрии существуют определенные нормы физического развития ребенка. Обычно среднестатистический малыш начинает стоять с поддержкой в 7-9 месяцев. Без поддержки он начинает обходиться (или даже делает первые шаги) к 10-12 месяцам. Если ребенок не ходит в 1 год и 2 месяца, это вовсе не обязательно признак серьезного заболевания. Такого малыша не нужно сразу лечить.
Если педиатр обоснованно считает ребенка здоровым, то совершенно не имеет значения, когда малыш начинает ходить — в 6, 8 месяцев, в 10 или в 18. В пресловутой статистике, конечно, сроки начала прямохождения тоже обговорены — от 10 до 15 месяцев. Однако на практике они могут сильно отличаться от этих значений, поскольку все дети очень индивидуальны. Комаровский советует не сравнивать своего ребенка с другими детьми и со среднестатистическими нормами. Дело это неблагодарное, оно приводит к развитию неврозов и у ребенка, и у его родителей.
Почему ребенок не ходит?
На возможность развития ходьбы влияет огромное количество факторов:
- вес и комплекция малыша;
- готовность мышц и позвоночника;
- состояние его здоровья (нет ли хронических и острых заболеваний);
- темперамент ребенка, особенности характера;
- наследственность;
- желание ребенка ходить.
Комаровский считает ключевым фактором именно желание малыша перемещаться вертикально. Природа все устроила таким образом, что желание ходить появляется именно тогда, когда для его реализации есть оптимальные физические возможности.
Если ребенок успешно прошел все предыдущие стадии (перевороты, сидение, ползание), он вполне готов стоять и ходить. Однако торопить его не нужно. Дети, которых родители насильно заставляли принимать вертикальное положение, подвергаются большому риску. Нагрузка на позвоночник (особенно в том случае, если малыш пухлый и весит больше нормы) может стать причиной возникновения дальнейших проблем с этим самым позвоночником.
Если малыш соматически здоров, а педиатр, который его наблюдает, заявляет об отсутствии у ребенка заболеваний, то Комаровский советует до года специально не обучать ребенка хождению. Ничего страшного, по мнению Евгения Олеговича, не случится, если карапуз пару-тройку лишних месяцев проведет в горизонтальном положении.
О ходунках
Многие родители полагают, что решить проблему «нехождения» помогут ходунки. Они покупают это (не самое дешевое) устройство и успокаиваются — все, что от них зависело, сделано. Доктор Евгений Комаровский говорит, что основная польза от ходунков — это польза для родителей. Ходунки — прекрасный способ занять ребенка и освободить свои собственные руки. Пока ребенок в ходунках, мама может быть спокойна — чадо никуда не упадет, не ударится об острый угол, не покалечится. Если идет речь о небольшом времени, которое требуется маме, чтобы приготовить ужин или принять душ, то в ходунках ничего страшного нет.
Страшное начинается тогда, когда родители с помощью этих самых ходунков усиленно стараются научить ребенка ходить и держат кроху в этом устройстве все время, пока он не спит.
Чем раньше мама и папа начинают использовать ходунки, тем сильнее и опаснее вертикальная нагрузка на позвоночник ребенка.
Перед стоянием малыш должен пройти этап ползания, так как в процессе перемещения по-пластунски, на четвереньках, на кулачках, даже задом наперед у ребенка тренируются и крепнут мышцы спины, ног и рук, что потом позволяет ему начать ходить с минимальной нагрузкой на позвоночник.
Ходунки могут являться причиной приобретенной кривизны ног. Дело в том, что ребенок в ходунках отталкивается от поверхности внешней стороной стопы. Если такой способ перемещения практикуется часто, формируется неправильное хождение. Кривые ноги для мальчика, может, и не такая уж большая проблема, но девочку это никак не красит.
Не секрет, что ходунки — это распространенный подарок семье с маленьким ребенком. Учитывая все вышесказанное, доктор Комаровский рекомендует дарителям заменить ходунки на манеж. Это приспособление поможет ребенку хорошо провести время, не свалиться и не покалечиться, не залезть куда-нибудь, а маме подарит драгоценное свободное время для приготовления пищи, глажки и приведения себя в порядок.
Подробнее смотрите в небольшом видео доктора Комаровского.
Как научить ходить?
Комаровский говорит, что лучший способ научить ребенка ходить – предварительно научить его ползать и всячески поощрять такой горизонтальный (а потому относительно безопасный) способ передвижения в пространстве.
Иногда случается, что дитя боится начинать ходить. Физически он готов (и даже пробовал) ходить самостоятельно, но упал, сильно ушибся, его что-то испугало, и после этого кроха ни в какую не желает делать шаги. В этой ситуации родители должны мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку — но не научиться ходить, а преодолеть страх.
Правильно учить ребенка ходить — учить его тогда, когда он и сам готов к этому, но по каким-то причинам не может преодолеть страх. Родителям, особенно с небольшим родительским опытом, достаточно трудно понять, когда малыш готов к перемещению на двух конечностях. Есть несколько верных признаков того, что физиологическая готовность имеется:
- Ребенок может долго стоять на ножках, держась за бортик манежа, за перила кроватки.
- Ребенок научился переступать, держась за бортики или перила.
- Ребенок научился не только стоять, но и принимать сидячее положение из положения стоя (это говорит о развитой мускулатуре спины).
- Ребенок уже ходит, но делает это по-своему — ходит на коленках, пытается перемещаться на пальчиках.
Победить страх не так просто, как кажется, от мамы и папы потребуется долгая и упорная работа. Лучше всего заниматься с ребенком в игровой форме, поощряя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно. Уж если вы решились на такие занятия, первое, что потребуется — это ортопедическая обувь, которая позволит малышу более уверенно стоять на своих двоих.
Затем следует создать правильную поверхность для ходьбы (скользкий кафель и не менее скользкий линолеум не подходят). Если малыш начал ходить, но делает это неуверенно, часто падает, иногда останавливается и заходится в плаче, можно воспользоваться поддержкой в виде вожжей (делаются из простынки, крепятся на плечевом поясе и под мышками).
Если малыш уже смог топать самостоятельно, нужно помочь ему научиться преодолевать препятствия. При помощи взрослых в игровой форме он может переступать через небольшие предметы, натянутую веревочку. Такие упражнения помогут ему почувствовать свое тело и изучить его возможности.
Хождение босиком
Часто родители спрашивают, можно ли ребенку ходить босиком. Многие это делают под давлением представителей старшего поколения — бабушки и дедушки приходят в ужас, когда видят, как карапуз делает первые шаги босыми пятками по голому полу. Ничего страшного в такой «прогулке» без обуви нет, считает Комаровский, к тому же это очень полезно для ребенка.
Природа не предусматривает никакой обуви, а потому биологически и физиологически чадо в ней точно не нуждается. Если пол холодный, а малыш босой — не нужно бояться, что будет происходить повышенная теплоотдача. Ребенок вряд ли заболеет.
При контакте стопы с холодным полом сосуды кожи на ножках малыша сужаются, и именно это препятствует потере тепла. Такое компенсаторное свойство есть только у ног человека, но нет у других частей тела.
Евгений Комаровский заявляет, что ничего страшного нет в том, что ребенок стоит на холодном полу, но если он будет на нем сидеть — это может существенно навредить его здоровью.
Есть еще один аргумент для заботливых бабушек, которые норовят надеть на ребенка сразу две пары носков, а также теплые тапочки: хождение босиком, по оценкам многих детских ортопедов и педиатров, помогает сформировать правильную стопу, без плоскостопия и других проблем.
Полезно ли ходить босикм расскажет доктор Комаровский в видео ниже.
Полезные советы
Помочь ребенку физически подготовиться к своим первым шагам можно, регулярно делая с ним гимнастику, массаж, занимаясь с ним на фитболе.
Есть периоды в жизни ребенка, когда родителям следует снижать интенсивность упражнений для укрепления мускулатуры. К ним относятся периоды прорезывания зубов, если они болезненны, периоды болезней, особенно протекающих на фоне повышенной температуры, периоды важных перемен — например, если малыш переходит с одной смеси на другую или с грудного вскармливания на искусственное.
Источник
cкоро 1, 9 а мы плохо ходим [Архив]
Добрый день, моему ребенку уже год и 8 месяцев, практически год и девять. Он до сих пор ходит не уверенно. Врачи ставят разные диагнозы… при этом говорят, что все станет ясно после обследования, которое ему можно будет пройти в три года. Но я боюсь, что будет поздно.
Поэтому кратко нашу историю. Беременность была осложненная – постоянная угроза прерывания беременности. Роды тоже были не оч. простые, в процессе стимулировали окситоцином, как написано в заключении из роддома: своевременные, ОРСП 1 ст, ХПГП, дискоординация родовой деятельности.
Ярославу при рождении поставили оценку 7-8 балов по Апгар, закричал сразу. Выписали домой. При прохождении месячной комиссии невролог поставил диагноз перинатальное поражение ЦНС восстановительный период, спастичесикй тетрапарез, афф.- респираторные параксизмы (ребенок закатывался в плаче)… принимали, фенобарбитал, диакарб, аспоркам, и чтото еще . Кроме того, у ребенка долго не проходила желтуха, билирубин снизился на третьем месяце жизни с помощью феноборбитала. При узи находили смещение позвонка на 2,3 мм., ходили в спец. воротничке
Постоянно делаем ребенку массаж и ЛФК, в том числе нанимаем специалистов. .
Голову начал держать на 3ем месяце, переворачиваться стал в 5., сел в 8, встал в 10, ходить начал 1, 3 практически в год и четыре. До сих пор ходит неуверенно. Особенно когда его зовешь и он оборачивается, либо поворачивает куда-то практически всегда падает.. как-будто не может удержать равновесие. Подволакивает одну ножку. Кушает и пьет сам, практически аккуратно, лучше всех в группе в яслях. Все понимает, просьбы выполняет, разговаривает не четко.. говорит много предложениями, типа «Ляля алле», «Деда, айда» и т. д., но мы многое не понимаем т, к . говорит не четко, высовывает язык. Любит танцевать. Ночами спит плохо оч. часто просыпается.
В год лежали в неврологическом отделении, так как невролог в поликлинике ставила диагноз«парез зрения». Ребенок переводил с задержкой взгляд, т . е он сначала поворачивал голову, а потом переводил глаза…не всегда следил за молоточком. Подозревали даже ДЦП в легкой форме. При обследовании этот диагноз не подтвердили, хотя наша невролог до сих пор на этом настаивает. В это время принимали винпоцетин, фенибуд, энцефабол, Сейчас диагнозы разные. Синдром двигательных нарушений, гидроцефальный синдром, гипертензионный синдром, тетрапарез, парез зрения. В год НСГ : нарушение резорбции ликвора минимальное, бисетрикуломегалия локальная за счет глубины передних рогов
Последняя нейросонография в 1год и 6. межполушарная щель: 2 мм – верхняя граница норма, дистанция кость – мозг – 3, 5 мм
Боковые желудочки не расширены
Передние рога: глубина справа слева – по 3, 5 мм Vld — 16, 5 мм Vls – 16, 5 мм, jvd -0, 27мм., jvs – 0, 27 мм, норма до 0, 28
Тела глубина, справа-слева по 5 мм, норма до 6 мм
Затылочные рога справа-слева не видны
Сосудистые сплетения – б. особенностей, перивинтрикулярные, субэпендимальные области б. особенностей, 4-ыйжелудочек не расширен
Вентрикулометрия
3 желудочек 4, 2 мм – верхняя граница нормы.
Серединные структуры: не смещены MS = MD= 60 мм.
Ножки мозга симметричные
Заключение, изменений со стороны головного мозга не обнаружено.
Нас направляют в спец. садик для детей с двигательными нарушениями, я не хочу, т. к . считаю, что с обычными детьми ему лучше, он за ними все повторяет, массаж и ЛФК мы и так делаем постоянно.
Невролог говорит, что прогнозы и точный диагноз возможны будут только к трем годам, когда нам сделают какое-то обследование мозжечка, т. к. возможно вес дело в нем. Сейчас нам выписали пирацетам и энцефабол. Но я боюсь упустить время. Прошу высказать вашу точку зрения по нашим диагнозам, кроме того, хочу поехать в наш областной центр : Челябинск или даже в Екатеринбург на консультацию, но не знаю куда. Посоветуйте хорошего специалиста там .
Заранее благодарна
забыла указать, может это важно: при рождении Ярослав весил 3 кг. Уже в три меся ца 6 кг 700 г. в 10 мес около 10 кг., в год 12,5 кг. С тех пор как начал ходить практически не поправляется
Dr. W.N.
07.02.2007, 01:22
Выпишите дословно заключения невролога, офтальмолога, педиатра. Пока Ваше описание никак не проясняет картину, не до конца ясны даже жалобы. Назначенное ребенку лечение таковым в сущности не является и тратить время на него не стоит. Реабилитация, ЛФК и т.п. — единственное, что на данный момент может быть оправдано. Возможно, результаты осмотров дадут какую-то новую информацию к размышлению.
Спасибо за ответ. Главная жалоба на неустойчивую ходьбу…К сожалению, пока не могу выложить результаты осмотров, т. к. карточка в поликлинике у главного врача. Как только будет возможность размещу результаты
При узи находили смещение позвонка на 2,3 мм., ходили в спец. воротничке
Можно об этом подробнее?
Какого позвонка?
Проводилось ли рентгенологическое исследование?
PS: Поясню. У детей до 6-7 лет часто возникают трудности в интерпритации рентгенограмм незрелого скелета. В частности: слабость связочного аппарата, горизонтальная конфигурация суставных поверхностей и недоразвитие суставов Лушки являются причиной феномена псевдоподвывиха С2 относительно С3. При сгибании тело С2 может смещаться на С3 на 3-4 мм.
Mara___dok
12.02.2007, 11:49
Здравствуйте,если возможно,то выложите несколько фотографий ребенка.
Timur, ренген не делали — только узи… точное смещение спишу, как только заберу карточку
фотографии:[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])[URL=[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]][Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи][/URL
ну вот забрала наконец карточку… размещаю последние записи невролога и окулиста, к сожалению не могу разобрать врачебный почерк.. поэтому отсканировала если, что то не понятно скажите я отсканирую заново или попробую разобрать
почему то не грузятся файлы
про смещение: диспозиция С3 вперед 2,3 ммм,
заключение невролога [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
-выписной эпикриз из неврологического отделения
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
— заключение невролога в год и 8[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
окулист в год и месяц — не удалось отсканировать «на 2 ой день после (неразборчиво препарат на ц….) дальше не знаю что относится к какому глазу: + 2, + 3 На гл. дне: ДЗИ — бледно-розового цвета, контуры четкие, ход сосудов не изменен, артериальные сплетения сужены. Вены полнокровные без напряжения, по в…. (неразборчиво переферии без очаговости. Движение г. яблок в поном объеме, конвер… (неразборчиво достаточно. Диагноз: офтальмологически без патологий.» Ходила вчера к заведующей неврологическим отделением… в карточку она ничего не записалаю.. но отметила, что ходит ребенок лучше.. хоть и раставляет ноги широко..порекмендовала нам лечь на обследование в апреле: сделать какую-то элетромиографию… и томографию… но на счет томографии я сомневаюсь, т.к. это наркоз — а я его ребенку делать не хочу… как посоветуете? Насколько это необходимо, я все еще надеюсь, что он разойдется с помощью масажей и т.п. к тому же по словам массажистки у нас плоскостопие.. может оно еще и мешает? И еще наш невропатолог считает, что у него нарушение скорей всего в мозжечке… однако, невролог в отделении считает, что нет, так как по ее словам: «да ребенок ходит неустойчиво, широко раствив ноги, но других признаков нет, например: ребенок сразу берет игрушку, тогда как при нарушении мозжечковой деятельности ребенок не может сразу ее взять» Хотя свой диагноз не формулирует: «у него нарушение развитие из-за неблагополучной беременности» — а пройдет это или нет без комментариев
Я понимаю, что, наверно, трудно ответить на мои вопросы не видя ребенка, но подскажите хотя бы , пож-та, насколько необходима и безопасна томография в этом возрасте
Dr. W.N.
18.03.2007, 17:20
В интернете вопрос о необходимости томограммы решить невозможно. Ничего страшного от томографии и наркоза ждать не нужно.
POLINA_S
25.03.2007, 23:56
Хорошо, что делаете не только массаж, но и лечебную физкультуру.
Приведу несколько упражнений, которые помогают улучшить качество ходьбы. Это даже не упражнения, а так называемое «ландшафтное обучение» Итак:
ходьба по ступенькам — сначала вверх, если получится, то и вниз;
перешагивание через препятствия — можно положить на пол стремянку и ходить внутри,переступая планочки.
Ходьба по дощечке — сначала просто лежит на полу, потом один конец приподнять на 5-7-10 см.
Прыжки на упругой поверхности — батут, надувной матрас и т.д.
Ходьба по снегу,песку,траве.
Ходьба по неровной поверхности (по кочкам)
Возможно вам это покажется несерьезным занятием, медикаментозное лечение и массаж выглядят привычнее и солиднее, но поверьте, то, что я описала может дать очень хорошие результаты и доставит радость вашему малышу. Ну а то, что нравится — полезно вдвойне! Удачи вам, Полина
inna_s, спасибо за рекомендации, некоторые из них мы уже давно делаем, некоторые попробуем 🙂 . Еще один вопрос «нарушение в развитии» и «отставание в развитии» — это одно и тоже
POLINA_S
28.03.2007, 18:20
Иногда эти слова используют как синонимы, но по сути понятия разные. Об отставании можно говорить, если навыки формируются правильно, но запаздывают по срокам. При нарушении наблюдается извините за тавтологию, нарушение или формирование неправильного навыка. Оно бывает разным по тяжести, и может быть непродолжительным и проходить.
То, что я вам ответила — это педагогическая формулировка, мы диагнозы вообще не ставим, только речевые. А что подразумевают под этими терминами врачи — лучше ответят они сами. Кстати, в связи с чем у вас возник этот вопрос? С уважением Полина.
Вопрос возник в связи с разными формулировками, которые врачи употребляют по отношению к моему ребенку. ОДна врач говорит: «У вашего ребенка «задержка психического развития», так как он поздно сел, пошел и плохо ходит до сих пор, что влечет за собой в последствии отставание и в интелектульном плане, другая говорит » у него нарушение развития», которое выражается в неустойчивой ходьбе, но которое не затронуло других сфер: он нормально играет, реагирует и общается со взрослыми и детьми, кушает и т.д. , хотя говорить, по ее мнению, он бы мог и лучше.
POLINA_S
29.03.2007, 09:02
Врач, которая поставила вам задержку психического развития основывается на средних нормах появления двигательных навыков, позднее формирование которых может, в ряде случаев, вести к задержке психического развития. Приведу пример: когда у ребенка появляется устойчивая поза сидя у него начинают развиваться предметные действия. соответственно отсутствие этой позы может привести к задержке этих навыков. У вас малыш сел в 8 месяцев и у него хорошо сформирваны навыки самообслуживания, поэтому думаю,здесь все в порядке. Вы можете поискать в интернете нормы развития ребенка и посмотреть тонкую/мелкую моторику. По поводу сроков развития ходьбы,я придерживаюсь несколько другого подхода, а именно, мне кажется важным, когда ребенок начал передвигаться (любым способом) и у него появилась возможность добраться до желаемого объекта. Мне кажется вы об этом не писали. Ребенок может ползать, передвигаться в позе сидя… Что было у вашего мальчика и в каком возрасте? Вторая врач имеет ввиду нарушение двигательного развития, то есть те особенности, которые вы и отмечали. То есть противоречия в их диагнозах нет,просто это взгляд с несколько отличающихся позиций. С уважением, Полина
еще раз спасибо за ответы.
«Мне кажется вы об этом не писали. Ребенок может ползать, передвигаться в позе сидя… Что было у вашего мальчика и в каком возрасте? «. Ярослав не ползал, с восьми месяцев на животе он начинал орать и переворачиваться (он никогда лежать особо не любил) и не передвигался сидя но ближе к году он начал передвигаться по стенке, дивану и др. опорам…потом держась за них он практически бегал, но не отрывался… причем если я вставала на середине комнаты и звала его к себе он всегда продумывал по каким предметам он может до меня дойти и мог сделать шаг-два от одного (например, дивана) до другого (стула) но не больше, если нужно было сделать шагов капризничал.
POLINA_S
29.03.2007, 19:10
По срокам — передвижение — также не сильно отстает. А что с ползаньем сейчас? Несмотря на то, что мальчик ходит,нужно чтобы он и ползал. Ползанье на четвереньках способствует развитию межполушарного взаимодействия. Попытайтесь придумать игры, когда малыш должен залезть, пролезть и т д. , используя четвереньки. Кстати — развитие ползанья обязательно улучшит качество ходьбы, поскольку поможет сформировать навык равновесия и переноса веса тела. С уважением, Полина
Источник