Развитие ребенка по месяцам до года 4 месяца
Содержание статьи
Развитие ребенка в 4 месяца: навыки, питание и режим малыша
Особенности физического и психоэмоционального развития ребенка в 4 месяца. Что должен уметь малыш, как правильно кормить и ухаживать за грудничком в этом возрасте.
Возраст до одного года считается самым важным периодом в становлении эмоционального и физического здоровья малыша. И если в первые несколько недель новорожденный наделен только безусловными рефлексами, данными ему природой при появлении на свет, то к 4 месяцам в развитии ребенка наступает переломный момент — он начинает сознательное знакомство с миром.
Изменения на уровне физиологии
К четвертому месяцу жизни малыш полностью приспосабливается к окружающей среде, и его организм приступает к следующему этапу своего развития — серьезной психоэмоциональной и физической перестройке. Трансформация касается всех органов и систем маленького человека: меняется физиология, активно развиваются психомоторные функции, появляются первые эмоции, постепенно уходят безусловные рефлексы, а им на смену приходят важнейшие навыки.
Этот период в жизни младенца — один из главных и ответственных, поскольку именно в 4 месяца в организме происходят значительные физиологические перемены, которые и будут служить основой для будущего развития и здоровья ребенка. Поэтому так важно не упустить этот серьезный момент и в случае возможного отклонения вовремя принять меры.
Физиологические особенности малыша, прошедшего четырехмесячный рубеж:
- Органы зрения уже достаточно хорошо развиты: ребенок в 4 месяца умеет воспринимать и различать оттенки и цвета, а также сознательно фокусировать взгляд на предметах и лицах. Улучшается острота зрения, и малыш приобретает способность хорошо видеть не только вблизи, но и на расстоянии. Цвет глаз в этом возрасте меняется на постоянный, а зрительные мышцы укрепляются и, как результат, проходит легкое косоглазие, свойственное многим новорожденным.
- Слезные железы запускаются в работу, и плач уже сопровождается не только криком, но и слезами.
- Слуховые органы практически сформированы: малыш поворачивает голову в сторону источника звука, проявляет реакцию на обращение к нему с расстояния 2,5 м, внимательно вслушивается в речь и различает интонации. Реагирует на резкие звуки, а также медленную или ритмичную музыку.
- Налаживается работа пищеварительной системы: в нужном количестве вырабатываются желудочные ферменты, расщепляющие и переваривающие пищу. Это положительным образом сказывается на всех функциях ЖКТ: прекращаются колики и спазмы кишечника, приходит в норму частота и консистенция стула, а также налаживается аппетит. Как следствие, ребенок становится более спокойным и расслабленным, лучше спит и гораздо реже просыпается по ночам.
- Многие безусловные рефлексы, свойственные новорожденным в первые недели жизни, к четырем месяцем уже практически не наблюдаются. Так, к этому возрасту должны полностью исчезнуть поисковый, хоботковый, защитный и рефлекс Бабкина. Если последние все еще присутствуют, необходимо показать ребенка невропатологу.
Показатели роста и веса
Оценить правильность развития ребенка помогают его физические показатели. Для этого грудничок ежемесячно проходит проверку на соответствие возрастным нормам. Так, сильное отклонение от общепринятых параметров в сторону уменьшения или, наоборот, увеличения может быть признаком нехватки (или переизбытка) того или иного полезного вещества, а также являться симптомом серьезного заболевания внутренних органов.
Мальчики немного опережают девочек по некоторым показателям, поскольку, как правило, рождаются крупнее, однако ежемесячная прибавка в весе и росте и у тех, и у других приблизительно одинакова.
Таблица физического развития в четыре месяца, согласно данным российских педиатров:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 5,5 | 7,6 |
Вес девочек, кг | 5,4 | 7,0 |
Рост мальчиков, см | 58,7 | 64,5 |
Рост девочек, см | 58,4 | 64,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 40,2 | 43,6 |
Окружность головы девочек, см | 39,1 | 42,2 |
Окружность груди мальчиков, см | 38,6 | 44,6 |
Окружность груди девочек, см | 38,9 | 43,0 |
Согласно данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нормы выглядят так:
Показатель | Нижняя граница | Верхняя граница |
---|---|---|
Вес мальчиков, кг | 5,6 | 8,7 |
Вес девочек, кг | 5,0 | 8,2 |
Рост мальчиков, см | 59,7 | 68,0 |
Рост девочек, см | 57,8 | 66,4 |
Окружность головы мальчиков, см | 39,2 | 44,0 |
Окружность головы девочек, см | 38,1 | 43,1 |
Малыши, рожденные раньше срока, могут сильно отставать от своих сверстников по показателям веса, роста и других значений, то же касается и детей, которые по наследственным причинам родились чрезмерно крупными.
Педиатры считают такую ситуацию вполне закономерной и советуют родителям сильно не волноваться, но и не оставлять проблему без внимания: в обоих случаях рекомендуется в первую очередь показать ребенка профильному специалисту, который поможет откорректировать рацион грудничка.
Психическое и эмоциональное развитие
На психоэмоциональном уровне ребенка также происходят важные изменения. Малыш с удовольствием интересуется окружающим пространством, внимательно изучает свое тело и стремится к контакту с близкими людьми. В 4 месяца у грудничка активно развивается нервная система. Проявляется это в таких реакциях:
- Ребенок начинает испытывать и выражать различные эмоции. Это может быть как бурная радость или удивление, так и недовольство, волнение и раздражение. Такие проявления поначалу носят лишь кратковременный характер и очень быстро сменяют друг друга.
- Появляются первые речевые функции, выражающиеся в громком смехе и вскрикивании. Ребенок начинает произносить короткие слоги, а также активно гулит и агукает.
- Малыш показывает свою заинтересованность: радостно тянется к игрушке, поворачивает голову в сторону случайного звука, а также с любопытством долгое время рассматривает свои ручки и ножки.
- Умение различать лица близких и посторонних людей является очень важным признаком нормального развития ребенка в 4 месяца: девочки могут узнать маму даже на фотографии, мальчики же в психоэмоциональном развитии немного отстают, тем не менее и они в этом возрасте уже хорошо отличают маму или папу от чужого человека. В первом случае малыш начинает радостно дергать ножками, улыбаться и тянуть ручки. При виде же чужого человека ребенок, наоборот, напрягается, пытается отвернуться или начинает громко плакать.
- Узнавание своего имени также свидетельствует о полноценном развитии малыша, достигшего четырехмесячного возраста.
Физические навыки
Ребенок становится гораздо крепче, чем ранее, а его движения приобретают вполне осознанный характер. Некоторые дети в этом возрасте даже делают попытки сесть на ягодицы, однако ни в коем случае нельзя искусственно присаживать ребенка, опирая его на подушки, поскольку такая нетерпеливость родителей может привести к травмированию неокрепшего позвоночника малыша.
Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца:
- Переворачиваться со спины на живот, а затем обратно;
- Пытаться подтянуться, держась за перекладину или руку взрослого;
- При кормлении придерживать ручками бутылочку или грудь матери;
- Лёжа на животе, приподнимать ягодицы и делать попытки оттолкнуться ножками от поверхности;
- Сознательно брать игрушку и некоторое время удерживать ее в руке;
- В положении лежа на спине приподнимать голову вместе с плечевым корпусом;
- Хорошо удерживать голову;
- Поднимать корпус, опираясь на ладони;
Питание четырехмесячного ребенка
По всем рекомендациям современных педиатров ребенок в возрасте четырех месяцев должен получать только грудное молоко. Если же по каким-то причинам мать не может держать малыша на естественном вскармливании, последнее заменяют качественными молочными смесями и вводят прикорм в виде небольшого количества овощного пюре или каши.
В 4−5 месяцев грудничка обычно переводят на 5-разовое кормление. Последний прием молока ориентировочно должен приходиться на 20−21 час, после чего здоровый и сытый малыш обычно спит около 10 часов. Тем не менее не все дети этого возраста способны так долго обходиться без питания и все еще просыпаются ночью для привычного приема пищи. Не следует игнорировать такие просьбы ребенка, однако вместо молока лучше дать ему немного детского чая или разведенного натурального сока. Постепенно малыш привыкнет к новому режиму питания и будет спокойно спать всю ночь.
График приема пищи у ребенка на искусственном вскармливании должен быть более точный и строгий, поскольку ни одна даже самая дорогая и качественная смесь не способна заменить натуральное материнское молоко.
Малыш-«искусственник» должен питаться не менее 6 раз в сутки с промежутками между кормлениями в 3,5 часа. Суточную норму смеси определяют таким образом: вес ребенка (в граммах) делят на 7. Полученное число является общим объемом, необходимым на сутки. Далее это количество равномерно распределяют на 6 порций. В среднем получается, что малыш за одно кормление должен употребить приблизительно 150−170 мл адаптированной смеси. Прикорм рекомендуется вводить очень осторожно после консультации с педиатром. Обычно начинать лучше с одной маленькой ложки в день, постепенно доводя суточную порцию до 100 г.
Распорядок дня и ежедневные процедуры
Кроме правильного развития и питания, ребенок в 4 месяца должен приучаться к соблюдению определенного режима: четко отличать день от ночи, а также спать, бодрствовать и гулять в приблизительно одинаковое время. Такой график необязательно делать идеально точным по времени, однако придерживаться его последовательности все же необходимо. Кроме сна и кормления, в ежедневный распорядок четырехмесячного малыша обязательно входят:
- Прогулки на свежем воздухе. Они должны быть регулярными независимо от погоды. Разница заключается только в их продолжительности: в теплый сезон малышу необходимо находиться на улице не менее 3-4 часов, в холодный же период время пребывания на воздухе нужно сократить до 1-2 часов. Гуляние важно четырехмесячному ребенку не только для укрепления его иммунитета, но и для изучения окружающего пространства.
- Развивающие занятия. Малыш в этом возрасте очень нуждается в общении и играх, поэтому следует как можно чаще разговаривать с ребенком, читать ему короткие детские стишки и петь песенки. Не рекомендуется развешивать над кроваткой слишком много ярких, но однообразных погремушек — гораздо полезнее, если такие игрушки будут различными по форме, цвету и издаваемым звукам. Дети в таком возрасте очень любят наблюдать за полетом мыльных пузырей, однако нужно внимательно следить, чтобы мыло от таких шариков не попадало ребенку в лицо.
- Водные процедуры. Четырехмесячные дети, как правило, прекрасно воспринимают купание, поэтому такие процедуры должны быть ежедневными. Для ванночек желательно использовать травяные отвары, хвойные экстракты или морскую соль. Однако перед применением этих добавок необходимо проконсультироваться с участковым педиатром.
- Гимнастика и массаж являются основой физического развития малыша. Занятия гимнастикой лучше всего проводить в утренний период, когда ребенок активен более всего. Массаж же правильнее делать после принятия водных процедур перед сном. В магазине можно приобрести специальные детские массажные масла, которые обладают успокаивающим и расслабляющим действием на нервную систему, помогая грудничку лучше настроиться на ночной отдых.
Развитие в четыре месяца не всегда четко соответствует описанным нормам, поскольку есть ряд причин, по которым малыш может отставать от своих сверстников по тем или иным показателям.
И если доктор не видит никаких серьезных отклонений в психическом или физическом функционировании детского организма, не нужно паниковать. Гораздо важнее помнить, что даже грудной ребенок — это маленькая личность со своими индивидуальными качествами и темпераментом.
Источник
Развитие ребенка в 4 месяца
Четвертый месяц жизни малыша — это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Большинство детей к этому возрасту пережили уже болезненные моменты, связанные с коликами. Работа желудочно-кишечного тракта стала стабильной и теперь малыш все больше погружается в окружающий его мир, учится реагировать на него и познавать.
Физиологическое развитие на 4 месяце жизни
Рост и вес
У ребенка в 4 месяца еще сохраняется большая прибавка в весе, в силу невысокой двигательной активности. Ребенок может набрать за этот месяц до 750 г. В норме масса тела в 4 месяца составляет 6 — 7 кг (± 1 кг), рост 60 — 63 см (± 3 см).
Рефлексы
У ребенка в четыре месяца продолжают угасать рефлексы новорожденного:
- На основе безусловного хватательного рефлекса Робинсона формируется целенаправленное хватание: малыш хватает предметы, которые видит перед собой и удерживает в руке. Хорошая выраженность этого рефлекса обещает быстрое развитие мелкой моторики.
- Рефлекс Моро: если резко хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребенок, то он вскидывает в стороны ручки с раскрытыми ладошками, а затем снова собирает их на груди. Этот рефлекс начинает угасать в 4 — 5 месяцев, поэтому у части малышей на четверном месяце он может еще сохраняться, а у кого-то уже его не будет.
- Рефлекс ползания по Бауэру: лежащий на животе ребенок пытается ползти, если создать у его пяток опору. С 4 месяцев наблюдается угасание этого рефлекса, но если стимулировать его, то к 5 месяцам малыш сможет самостоятельно ползать.
- К концу 4 месяца у ребенка не должно наблюдаться:
- рефлекса Таланта: указательным пальцем проводят вдоль позвоночника ребенка, слева и справа на 1 см от средней линии, сверху вниз. При этом малыш изгибает спинку;
- а так же рефлекса Переза: проведение пальцем по остистым отросткам позвоночника сверху вниз. Малыш при этом изгибает спинку и кричит (самим не делать!).
Присутствие этих рефлексов после 4 месяцев может говорить о неврологических нарушениях и требует обследования у невропатолога.
Основные навыки
Кроме того, нормальное физическое развитие ребенка в этот период характеризуется наличием следующих навыков:
- Ребенок с легкостью переворачивается с живота на бочок и на спинку;
- Лежа на животике может приподняться на ручках, опираясь только на ладони и держать голову;
- Садится, когда его подтягивают за ручки и уверенно держит голову. Но не забывайте, что его спина пока не окрепла, поэтому высаживать малыша еще рано;
- При поддерживании ребенка за подмышки, он упирается пальчиками ног и отталкивается от поверхности;
- Пропадает гипертонус в руках, но в ножках может еще сохраняться;
- Ладошки малыша почти все время раскрыты. Он может складывать их вместе, хлопать по чему-нибудь;
- Способен удержать предмет в руке почти полминуты. Знает, как нужно потрясти погремушку, чтобы она загремела;
- Ребенок может целенаправленно засунуть палец в рот;
- При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.
Психоэмоциональное развитие в четыре месяца
- У малыша все ярче проявляется комплекс оживления: в ответ на мамин голос он активно двигает ручками и ножками, улыбается, лепечет. Может произносить звуки, похожие на «п», «б», «м», а также открытые гласные «о», «а». Теперь у ребенка можно заметить реакцию в виде смеха или улыбки не только на чье-то лицо, а также на новую игрушку. Кроха узнает свое имя и начинает на него реагировать.
- Мышление ребенка начинает устанавливать элементарные причинно-следственные связи, например, увидев мамину грудь, малыш замолкает и смотрит на нее в ожидании кормления.
- Младенец в 4 месяца уже способен испытывать страх, радость, обиду, любопытство.
- Малыш начинает больше внимания уделять своему телу, он рассматривает ручки, играет с ними, тянет в рот ножку. Ребенку нравится ощупывать свое лицо, волосы. Любит смотреть на свое отражение в зеркале.
- Ребенок уже узнает всех родных и близких, при этом особенно выделяет маму. Он полностью олицетворяет ее с собой, поэтому нуждается в постоянном тактильном и эмоциональном контакте с ней. Он радуется, если маме весело и грустит или плачет, если она в плохом настроении.
- При посторонних людях ребенок в 4 месяца ведет себя настороженно. Если мама, например, наденет шляпу или очки, то он не узнает ее. А после того, как она их снимет, малыш очень удивится и не будет понимать, как такое могло произойти. Ребенок может испугаться или заинтересоваться, увидев незнакомца.
- Интенсивное психологическое развитие малыша в этом возрасте связано с новым шагом в зрительном и слуховом восприятии. Ребенок в 4 месяца уже не просто видит, он следит взглядом за предметом, который движется. Но если тот исчезнет из поля зрения, то кроха сразу забывает про него. Если снова показать ему исчезнувший предмет, то малыш его узнает.
Читаем подробную статью: Что умеет и должен уметь ребенок в 4 месяца
Зрение
Зрение малыша становится восприимчивее к цвету. Ребенку сначала нравятся желтый и красный цвета, затем — зеленый и синий. Яркие и чистые оттенки воспринимаются ребенком лучше, чем полутона или многоцветные сочетания. Поэтому важно не переборщить с яркими игрушками. Лучше покупать те, которые содержат не более 3 — 4 цветов. Перенасыщенные цветами игрушки будут быстрее утомлять малыша.
Слух
Слух для ребенка становится важным проводником в окружающий мир. Малыш уже поворачивает головку в ту сторону, откуда слышны звуки. Он отличает голос матери от голоса отца или других родственников. Понимает, что слышит голос знакомого или незнакомого человека. Малыш прислушивается, когда играет музыка, покачивает головкой в такт, может предпочитать какую-то мелодию или песенку. Высокие тона неприятны ребенку, а низкие и ритмичные действуют успокаивающе. Но пока кроха различает только несколько целых тонов. Поэтому в четыре месяца ребенку лучше включать произведения в исполнении одного инструмента. Лучше, если мелодия будет ритмичной, под которую можно хлопать перед малышом в ладоши или бить в бубен.
В период с 4 до 6 месяцев очень важно разговаривать с крохой, комментировать все, что вы видите дома и на проулке, читать и рассказывать ему сказки, показывать картинки со словами (карточки Домана) — это все залог того, что ребенок раньше начнет говорить. Полезно развивать у ребенка способность к речевому подражанию. Повторяйте за ребенком звуки, которые он лепечет. Через некоторое время ребенок начнет тоже повторять за вами.
Если не умеет
Все, что умеет малыш в 4 месяца из вышеперечисленного может появиться чуть раньше или чуть позже, но есть навыки, отсутствие которых в этот период развития должно насторожить:
- Ребенок не захватывает и не держит предметы в руке;
- Не переворачивается на животик со спины (как научить переворачиваться);
- Лежа на животике не приподнимается на ручках;
- При подтягивании ребенка за ручки, когда он лежит на спине, голова отклоняется назад;
- Не опирается на пальцы ног при поддерживании в вертикальном положении;
- Не реагирует на других людей, не проявляет эмоций: не улыбается, не сердится, не смеется, не удивляется. Не радуется, если играют с ним.
Питание и сон
На ГВ
Если малыш находится на грудном вскармливании, то предпочтительнее продолжать кормить его по требованию. Не стоит подсчитывать количество кормлений и переживать о том, сколько ест ребенок, если у него нормальная прибавка в весе, а у мамы достаточно молока.
Мнения педиатров все больше сводятся к тому, что до 6 месяцев прикорм вводить не нужно, так как грудное молоко и современные молочные смеси полностью удовлетворяют потребности крохи во всех витаминах и микроэлементах. Некоторые врачи по старинке дают советы мамам вводить с 4-х месяцев соки и фруктовые пюре, которые якобы компенсируют недостаток некоторых витаминов у малыша. Как уже было выше сказано, ребенок получает все необходимое с грудным молоком и смесью, а от соков увеличивается риск возникновения аллергии, а также повышается кислотность желудочного сока, что приводит к частому срыгиванию.
Читаем также: когда вводить прикорм
Что касается пюре из фруктов, то их лучше вводить только после овощных: во-первых, потому что после сладкой пищи многие дети отказываются есть овощную безвкусную смесь, а во-вторых, в овощных пюре (цветная капуста, кабачок) содержится больше клетчатки, что предпочтительнее для первого прикорма.
На искусственном вскармливании
При искусственном вскармливании допускается введение сока с 4 месяцев. Начинать давать его нужно с нескольких капель, до 20 — 30 г в день, разводя с кипяченой водой 1:1. (О первых соках)
Кормление смесью также можно осуществлять по требованию, должно получаться примерно 6 — 7 кормлений в сутки, а объем смеси составлять 1/7 от веса ребенка, то есть до 1 литра в сутки, примерно 150 — 160 мл за кормление.
Сон
Сколько спит ребенок 4 месяцев: потребность во сне у детей 4 месяцев составляет 15 часов в сутки, ночью — 10 часов, а остальное время — это 3 дневных сна. Некоторые малыши уже могут проспать всю ночь, но чаще всего пока приходится просыпаться 2 — 3 раза для кормления.
Лучшее для укладывания на ночь время — это 19 — 21 часов, позже ребенок в этом возрасте будет уже слишком утомлен. Постепенно нужно установить и режим дневного сна, если малыш будет засыпать в определенные часы, то не переутомится и будет готов к ночному сну.
Как помогать малышу развиваться
Развитие ребенка в 4 месяца особенно зависит от тесного контакта с матерью. Поскольку конкретных игр для малышей в этом возрасте еще нет, то самым главным для них является постоянное общение, знакомство с окружающим миром. По возможности, носите кроху всюду с собой на руках, в переноске, слинге или на коляске. Не используйте пока «кенгурушку», позвоночник малыша до 6 месяцев не готов пока к такому способу передвижения.
Вступайте с ребенком в диалог. Пусть вы пока не понимаете, что малыш «говорит», важно чтобы ребенок чувствовал, что вы его слушаете, разговариваете с ним. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете дома, показывайте предметы, объясняйте, для чего они нужны в действии. Называйте цвета вещей, которые вы показываете ребенку. Для «хватательных» игр используйте не только игрушки, а различные безопасные предметы, которые можно потрогать, помять, понюхать и кинуть.
Кроха наверняка уже усвоил все игрушки, купленные при рождении и самое время их обновить. Теперь ему интересны не только погремушки. Ребенку в четыре месяца понравятся резиновые пищалки, небольшие куклы, музыкальные игрушки с кнопками, мягкие игрушки с шариковым наполнителем. Для развития тактильных ощущений и мелкой моторики хорошо подходят развивающие коврики, которые можно сделать самим из разноцветных лоскутков разной текстуры (бархат, шелк, вельвет, шерсть).
Игры с ребенком
1. Игра в «Ку-ку!»: вы закрываете глаза или прячетесь за спинкой кроватки, а потом выглядываете, говоря «ку — ку, а вот и я!».
2. «Ладушки»: усадите малыша на колени, возьмите его ручки и покажите, как хлопать в ладошки, приговаривая: Ладушки — ладушки, Где были? У бабушки.
Игра способствует более быстрому раскрытию ладошки, что активирует развитие головного мозга и мелкую моторику.
3. «Коза рогатая»
«Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Кто каши не есть, молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает…!»
Это игра испуга понарошку очень нравится малышам, потому что вызывает не страх, а смех.
4. «Сорока -ворона»
Игра, стимулирующая работу желудочно — кишечного тракта. В центр ладони проецируются точки, отвечающие за тонкую кишку, отсюда начинайте круговые движения по часовой стрелке, приговаривая: «Сорока — ворона кашу варила, деток кормила.» На слове «кормила» нужно остановиться между безымянным и средним пальчиками — это проекция прямой кишки. Затем, аккуратно сжимая кончики пальцев поочередно, начиная с мизинца, продолжайте приговаривать: «Этому дала, этому дала…». Каждому пальчику соответствует определенный орган: мизинцу — сердце, безымянному — нервная система, среднему — печень, указательному — желудок. Большой палец отвечает за головной мозг, поэтому его нужно как следует помять, приговаривая: «А этому не дала!»
Продолжайте делать ребенку массаж и закаливание. Проводите занятия гимнастикой, помогающие освоить малышу переворачивание на живот и другие навыки.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Режим дня ребенка в 4 месяца
← 3 месяц 5 месяц →
Видео: Развитие ребенка 4-й месяц жизни
Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html
Источник