Психоневрологическое развитие ребенка 2 месяца
Содержание статьи
Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года
«Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» родителей. Особенное беспокойство он вызывает в семьях, в которых ребенок появился впервые. Это — естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды.
В последние годы, особенно в зарубежных изданиях, много говорится о том, что «всякий ребенок развивается по-своему», «у каждого — своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет развиваться как надо…». Вряд ли можно приветствовать такой подход, поскольку он снижает внимание родителей к развитию ребенка, что зачастую приводит к формированию «пропущенной» задержки в психическом и моторном развитии ребенка. Поэтому мы предлагаем Вам примерную схему обретения малышом тех или иных навыков на первом году его жизни.
В целом развитие ребенка на первом году жизни можно свести к нескольким этапам. В первые недели после рождения тонус мышц повышен, обеспечивая сохранение «внутриутробной позы», от которой ребенок еще «не отвык».
Кроме того, с рождения ребенок находится во власти врожденных «рефлексов новорожденного». Посредством этих рефлексов Природа все делает за него: ротовые автоматизмы включают поиск соска и сосание при легком касании губ, хватательный рефлекс помогает ему удерживаться на поверхности (как обезьяньи дети на шерстке матери — все эти рефлексы уходят корнями в наше далекое прошлое), при ощущении опоры под пяткой в положении лежа ребенок непроизвольно ползет (чтоб не потеряться!). Будучи поставленным на ножки, он активно опирается и даже делает (непроизвольные!) шаговые движения. Это — тот «прожиточный минимум», который позволяет малышу обеспечивать свою жизнь непроизвольно, то есть неосмысленно, пока идет созревание его центральной нервной системы.
Известно, наверное, всем, что мы рождаемся уже с практически полным набором нервных клеток и что они в последующем «не восстанавливаются». Но после рождения весь этот «комплект» должен заработать. Клетки должны «узнать», чем каждой из них предстоит заниматься, объединиться в группы согласно поставленным перед ними задачам, наладить обмен информацией.
Поэтому процесс созревания нервной системы сводится к налаживанию связей между ними путем прорастания клеточных отростков — аксонов, организации их таким образом во все более и более сложные группы, и увеличению скорости обмена информацией.
Что же является основным в развитии ребенка на первом году жизни? Постепенное снижение повышенного при рождении мышечного тонуса позволяет постепенной отойти от внутриутробной позы и «раскрепощает» конечности.
Постепенно нивелируясь, врожденные рефлексы заменяются произвольной, то есть осмысленной, активностью, которую обеспечивает постоянно развивающийся мозг. Параллельно идеи и развитие психических функций.
Именно таким образом Автоматическое сосание переходит в осмысленный прием пищи, автоматическое ползание заменяется ползанием активным, после долгого перерыва (реакция опоры и автоматическая походка угасают обычно месяцам к трем) приходят сложные навыки удержания тела в положении стоя, а затем — и ходьбы.
Как Вы понимаете, выпадение какого-то этапа в этом сложном процессе приводит к «поломке последовательности» и зачастую — к формированию задержки в развитии. Так, например, сохраняющийся длительное время повышенный тонус ведет к ограничениям в движениях конечностей и тормозит развитие осмысленных движений. Не угасший вовремя рефлекс новорожденного сковывает идущий ему на смену произвольный двигательный акт. Все это определяет внимание, уделяемое нюансам развития ребенка детскими врачами. Знание основных этапов развития родителями позволит нам надеяться на то, что Вы вовремя позовете нас на помощь.
Психомоторное развитие детей первого года жизни
Новорожденный
Зрение — при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света.
Слух — при резком звуке вздрагивает или моргает.
Моторика — поза «эмбриона» с приведенными к туловищу руками и ногами, движения хаотические, медленные. Кисти в кулачках.
Эмоции — много спит, просыпается только на кормления или когда мокрый.
1 месяц
Зрение — фиксация взора на неподвижном предмете или лице взрослого, начинает прослеживать за движущимся предметом, периодическое косоглазие, зажмуривание глаз при ярком свете.
Слух — кратковременное сосредоточение на звук и голос, вздрагивания, мигания при резком звуке.
Речь — появляются отдельные заднеязычные звуки «г», «к».
Моторика — в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
Эмоции — открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
2 месяца
Зрение — прослеживание взглядом в горизонтальной плоскости, может сохраняться непостоянное косоглазие, любит рассматривать лицо матери, геометрические фигуры в бело-черном цвете.
Слух — прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука.
Речь — в конце второго месяца появляется гуление.
Моторика — в положении на животе хорошо держит голову, удерживает вложенную игрушку в руке.
Эмоции — появляется улыбка при общении со взрослым.
3 месяца
Зрение — длительно рассматривает предметы, сочетанный поворот головы и глаз, плавно прослеживает за предметами в положении лежа на животе.
Слух — отыскивает источник звука глазами с поворотом головы.
Речь — ребенок гулит нараспев, пытается подражать интонации обращенной речи взрослого.
Моторика — удерживает голову в вертикальном положении, в положении на животе опора на руки под острым углом. Кисти открыты, натыкается руками на повешенные перед ним игрушки, пытается их захватить. При попытке потянуть за руки приподнимает голову.
Эмоции — в ответ на вид взрослого, игрушки появляется улыбка, усиливается двигательная активность, голосовые реакции.
Игра — рассматривает, ощупывает свои руки.
4 месяца
Зрение — может переводить взгляд с предмета на предмет, оценивая расстояние до игрушки, тянется к ней, рассматривает предметы на близком расстоянии (формируется бинокулярное зрение).
Слух — различает голоса близких.
Речь — громко кричит, прислушиваясь к собственным звукам.
Моторика — в положении на животе опора на руки под прямым углом, поворачивается на бочок. При потягивании за ручки сгибает руки в локтях, подтягивается.
Эмоции — смеется в голос, появляется чувство испуга.
Игра — целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Ощупывает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.
5 месяцев
Зрение — может прослеживать взглядом за двумя предметами попеременно, четко дифференцирует «свой-чужой», ищет наполовину спрятанный предмет.
Слух — прислушивается к музыке.
Речь — появляются согласные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пытается на своем языке разговаривать с игрушками, взрослыми.
Моторика — в положении на животе опирается на кисти рук, высоко поднимая верхний плечевой пояс. Поворачивается со спины на живот. При потягивании за руки присаживается.
Эмоции — при виде новой игрушки, незнакомого лица настораживается, замирает, а затем появляется оживление или реакция страха.
Игра — активно захватывает предметы, двумя руками держит бутылочку.
6 месяцев
Зрение — понимает отдельные жесты взрослого (жест, когда манят ребенка на руки).
Слух — появление определенных реакций на разные звуки (например, на скрип дверей или шаги поворачивает голову и пытается приподняться в кроватке, чтобы посмотреть кто это), узнает знакомые голоса.
Речь — ребенок подолгу может общаться сам с собой (самоговорение).
Моторика — переворачивается с живота на спину, посаженный удерживает позу с опорой на две руки, подползает к игрушке, может держать в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку.
Эмоции — с вниманием рассматривает окружающие предметы и людей, быстро и адекватно реагирует на выражение лица взрослого.
Игра — манипулирует с игрушками.
7 месяцев
Зрение — узнает знакомых, прослеживает за упавшей игрушкой, зрительно оценивает размер предмета, соизмеряет его захват.
Слух — различает интонацию голоса, понимает когда его хвалят или ругают.
Речь — элементы лепетной речи.
Моторика — сидит самостоятельно или с опорой на одну руку, ползает по-пластунски.
Эмоции — реакция страха сменяется познавательным интересом.
Игра — любит рвать листы бумаги, развязывать ленточки, выбрасывает игрушки из кроватки.
8 месяцев
Зрение — интерес или удивление при виде незнакомых предметов, фиксация внимания на двух объектах одновременно.
Слух — понимает понятия «где?», «дай», «на».
Речь — активный лепет, слоговая речь.
Моторика — устойчиво сидит, самостоятельно садится, встает на четвереньки, у опоры встает на коленки, стоит, держась за опору. Хлопает в ладоши, протягивает руки близким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».
Эмоции — постоянно занят какой-нибудь деятельностью, есть игровой контакт со взрослым.
Игра — отталкивает предметы, кидает игрушки. Складывает мелкие предметы в крупные. Разбирает пирамидку.
9 месяцев
Зрение — долго может наблюдать за взрослым, появляется реакция на их мимику и жесты.
Слух — выполняет более сложные словесные инструкции: «поцелуй маму», «дай ручку», «возьми шарик».
Речь — появляются отдельные слова, нередко слогоподражательные (вместо «собака» «бабака»).
Моторика — ползает, попеременно передвигая то правые, то левые конечности; встает у опоры на ноги; стоит; передвигается, держась за опору. Захватывает мелкий предмет двумя или тремя пальцами.
Эмоции — различные эмоциональные реакции при контакте с матерью, общение при помощи жеста.
Игра — Может играть сразу несколькими предметами, постукивает игрушкой об игрушку, любит музыкальные игрушки, ищет спрятанную игрушку.
10 месяцев
Зрение — показывает некоторые предметы в соответствии с их названием.
Слух — узнает простые музыкальные мелодии, различает тиканье часов.
Речь — повторяет за взрослым слова, копирует интонацию взрослого.
Моторика — стоит без опоры кратковременно, ходит за две руки. Собирает пирамидку. Показывает части тела другого человека. Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстия.
Эмоции — реакция неудовольствия на различные ситуации, голосом сигнализирует о том, что мокрый, голодный.
Игра — начинает играть с игрушками, в соответствии с их назначением (машинку катает, мячик бросает). Может самостоятельно играть 20-30 минут.
11 месяцев
Зрение — внимательно рассматривает обстановку в комнате, особенно если попадает в другое помещение.
Слух — понимает обращенную речь, выполняет инструкции (например, «принеси куклу»).
Речь — обращается ко взрослым с целью что-то сообщить, зачастую на «своем» языке.
Моторика — стоит самостоятельно, ходит за одну руку, делает первые самостоятельные шаги. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Показывает части своего тела.
Эмоции — появляется реакция торможения при слове «нельзя», избирательно относится к окружающему.
Игра — умеет себя занять, играет сам и охотно включается в игру, предложенную взрослым, появляются элементарные контакты со сверстниками. Собирает пирамидку.
12 месяцев
Зрение — узнает многие предметы на картинке.
Слух — появляется и усложняется звукоподражающая деятельность (машина едет — «ж‑ж-ж», киска мяукает — «мяу»).
Речь — умеет говорить 8-10 слов, постоянно нарастает словарный запас, улучшается произношение слов.
Моторика — ходит самостоятельно, приседает и встает.
Эмоции — появляется сопереживание.
Игра — активно контактирует со взрослыми, любит играть с детьми. Открывает коробку, ящик, вкладывает один предмет в другой, пользуется ложкой и расческой по назначению.
Источник: https://www.baby.ru/
Источник
Психомоторное развитие ребенка от рождения до 1 года
«Ребенок никому ничего не должен!», «Нормы развития давно поменялись по сравнению с советскими!», — слышу на консультациях от некоторых родителей. К сожалению, ничего не поменялось, и сбор анамнеза требует узнать основные вехи психомоторного развития ребенка. Данная информация действительно часто проясняет картину, помогает выстроить определенные диагностические гипотезы.
Психомоторное развитие ребенка
При рождении у ребенка преобладают рефлексы: сосательный, хватательный и др. — их проверяют врачи при патронаже. Постепенно к третьей неделе «включается» комплекс оживления, когда ребенок в ответ на общение сосредотачивает взгляд на лице «собеседника», замирает, затем улыбается, активно двигается и издает радостные возгласы. Комплекс оживления распадается с 3-4 месяцев на более сложные формы поведения и общения.
2 мес. Приподнимает головку, лёжа на спине. Схватывает предметы в непосредственной близости руками, тянет руки ко рту, осматривает их.
3 мес. Ребенок удерживает голову, лежа на животе, опирается на ручки, приподнимаясь. Может прослеживать предмет глазами. С 3-4 месяцев в речи наблюдается гуление — воспроизведение гласных звуков.
4.5-5 мес. Держит головку прямо в положении «сидя» при поддержке поясницы. Садится, если тянут за ручки. Это свидетельствует о тенденции к принятию вертикального положения тела. Ребенок произвольно извлекает звуки из погремушки — начало предметной деятельности. Понимает простые жесты.
5-5.5 мес. Продолжается освоение схемы тела. Ребенок начинает переворачиваться (согласно мнению разных специалистов, норма переворота со спины на живот и обратно может варьироваться — с 2.5 до 8.5 мес, но на постсоветском пространстве норма — до 5 мес). Пытается захватывать предметы как левой, так и правой рукой, а также обеими руками.
6 мес. Поворачивает голову при обращении по имени. Сидит с опорой. В позе сидя и лежа на животе осуществляет ориентировочно-исследовательскую деятельность (поворачивает голову в разные стороны, осматривая окружение, манипулирует предметами). Может начать ползать («идеальное» ползание «по учебнику» — с 6 до 12 мес, но нижняя граница нормы для начала ползания — 9.5 мес.).
6.5-7.5 мес. Сидит без поддержки какое-то время. Перекладывает предмет из руки в руку. Может вращать кистью, в которой находится предмет.
7.5-8.5 мес. Укрепляется «вертикаль»: если ребенка поставить на ножки с поддержкой, начнет пружинить и опираться на ступни. Совершенствуется моторика. Малыш устойчиво сидит без опоры и занимается игрушкой, поднимая предмет двумя руками.
8.5-9.5 мес. Улучшается произвольность во владении телом. Появляется первая жестовая коммуникация: хлопки в ладоши. Часто в это время ребенок уже умеет махать «Пока!» и начинает использовать указательный жест (нижняя норма появления указательного жеста — до 1.5 лет). Произносит лепетные слова с особенностями родного языка.
9.5-11 мес. Ребенок активно осваивает ползание на четвереньках. Развивается предметная деятельность, появляется пинцетный захват (двумя пальцами). Пытается пить из чашки самостоятельно. К 11 мес. ребенок встает с опорой.
11-12 мес. Осваивает бросание предметов и элементарную конструктивную деятельность (например, разъединение колечек). Появляются первые слова. Понимает речь на предметном уровне. Формируется предметное мышление. Развивается осознание тела. Играет в «ку-ку» (понимает постоянство объектов). Запоминает предметы и события. Отдает предпочтение любимым игрушкам. Созревают связи между лобной, зрительной и сенсомоторной корой.
Если вы замечаете, что ребенок не укладывается в нормы развития, обязательно покажите его хорошему неврологу. Правильное психомоторное развитие — залог успешного освоения речи и нормального интеллекта.
Нейропсихолог Александрова О.А.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Источник
Ребёнку 2 месяца: что должен уметь двухмесячный малыш?
Вашему ребёнку 2 месяца. Именно этот период жизни радует и удивляет родителей: всего пару недель назад малыш только ел и спал, а теперь всё больше бодрствует и начинает впервые познавать мир.
Два месяца — это ещё и такой возраст, когда у мам, особенно молодых, появляются первые тревоги. Не обо всем можно узнать из книг и от опытных бабушек, и новоиспечённых родителей волнуют самые разные вопросы: а правильно ли ребёнок развивается, а что вообще должен уметь делать двухмесячный младенец, и нужно ли стремиться к строгим нормам развития.
Если вы как раз относитесь к родителям, которых беспокоит правильное развитие ребёнка — можно оставаться спокойными. Нормы развития детей в 2 месяца давно установлены педиатрами, и вы сможете сами оценить, насколько ваш малыш им соответствует и, при необходимости, помочь крохе.
Содержание:
Физическое развитие
В первый год жизни за физическими показателями младенца следят особенно тщательно — рост, вес, окружность головы и груди в первую очередь указывают на соответствие нормам развития. Но отклонения от средних показателей в большую или меньшую сторону — не повод считать, что ребёнок развивается неправильно, особенно если малыш родился раньше срока или есть генетическая предрасположенность к определённому типу телосложения.
Средние показатели физического развития двухмесячного ребёнка:
Измеряемый параметр | Норма для мальчиков | Норма для девочек |
Вес (в кг) | 4,2-6 | 4,2-5,5 |
Рост (в см) | 53,8-59,4 | 53,3-59,3 |
Окружность головы (в см) | 39,1 | 38,3 |
Окружность груди (в см) | 39 | 38,1 |
⠀
Другие нормы физического развития малыша в 2 месяца:
- Даже если вес мальчика или девочки меньше или больше средних норм, обращайте внимание на более важный показатель — прибавку в весе за прошедший месяц. За период с одного до двух месяцев ребёнок должен набрать около 800 грамм. Общая прибавка с учётом первого месяца жизни будет составлять 1300-1500 грамм.
- Средние изменения других показателей: рост за прошедший месяц становится больше на 3 сантиметра, окружности головы и груди на 2 сантиметра.
- Общая продолжительность сна уменьшается по сравнению со сном новорождённого и составляет примерно 18 часов.
- Меняется волосяной покров головы: вместо пушка начинает расти постоянный луковичный покров.
- Ребёнок начинает лучше распознавать болевые и другие неприятные ощущения — например, испытывает дискомфорт от мокрых пелёнок. Именно поэтому прежде молчаливый малыш в двухмесячном возрасте иногда начинает много плакать и кричать.
Отличия мальчиков и девочек
Значительных различий в росте и весе между мальчиками и девочками в два месяца ещё не наблюдается. В среднем мальчики крупнее, но и девочка, превышающая средние показатели роста и веса — не редкость и не считается отклонением от нормы.
По наблюдениям и врачей, и родителей разнополых детей, по некоторым показателям девочки развиваются быстрее мальчиков. Это действительно так: младенцев женского пола рождается меньше, чем младенцев мужского пола, и девочкам приходится быстрее осваивать различные навыки — так распорядилась эволюция для сохранения баланса между двумя полами. Так, уже к двум месяцам девочки лучше слышат и видят, острее реагируют на раздражители.
Физические способности
Что должен уметь двухмесячный малыш — физические способности:
- удерживать игрушку или другой предмет, который взрослый вложил ему в руку;
- недолго, примерно в течение двадцати секунд, удерживать голову в вертикальном положении и приподнимать плечи лёжа на животе;
- из положения лёжа на животе с приподнятой головой пытаться поворачивать головой из стороны в сторону, особенно если что-то привлекло его внимание.
Что должен уметь делать ребёнок в 2 месяца
Период жизни до трёх месяцев вообще самый важный для ребёнка младше года. И именно в два месяца ребёнок начинает вести себя осмысленно: у малыша появляются разнообразные умения, подтверждающие нормальное развитие двигательной активности, органов чувств, своевременное интеллектуальное и нервно-психическое развитие.
Кратко о том, что уже хорошо делает ребёнок к середине или концу второго месяца жизни:
- благодаря окрепшим мышцам не только приподнимает голову и грудь лёжа на животе, но и делает плавательные движения руками и ногами;
- умеет сжимать и разжимать ладонь, хватает игрушку, пальцы и волосы взрослого;
- подносит кисть к губам, может сосать пальцы;
- в течение нескольких секунд удерживает голову, когда оказывается на руках у взрослого;
- касается подвесной игрушки, отталкивает её;
- трёт ладошками или кулачками глаза и нос;
- улыбается;
- проявляет интерес к звукам;
- в речи появляются первые звуки;
- различает знакомых и незнакомых людей;
- ненадолго концентрирует взгляд на заинтересовавшем предмете.
Ниже о каждом аспекте развития двухмесячного малыша подробнее.
Двигательная активность и рефлексы
В два месяца ребёнок принимает совсем иные позы, нежели новорождённый. Ноги в положении лёжа на спине или на животе уже не согнуты постоянно из-за того, что характерный для новорождённых гипертонус мышц постепенно становится слабее. Однако часть времени малыш ещё проводит в позе эмбриона, нормальной для своего возраста.
Ослабевает и рефлекс, благодаря которому новорождённый крепко упирался стопами в поверхность, когда его удерживал взрослый. Двухмесячный малыш всё ещё упирается ногами в кроватку, диван или другую опору, но уже не так сильно. Ссохраняется рефлекс задержки дыхания, но к концу второго месяца жизни он обычно окончательно угасает.
Развиваются рефлексы автоматической ходьбы и ползания при удерживании ребёнка в соответствующем положении. К двум месяцам малыш время от времени принимает позу фехтовальщика, когда лежит на спине: поворачивает голову направо и автоматически выпрямляет правую руку и правую ногу. То же самое происходит при повороте головы налево, только уже с левыми рукой и ногой.
Двухмесячный ребёнок по-разному реагирует на запахи: почувствовав приятный аромат замирает или улыбается, уловив неприятный запах — морщит нос и чихает.
Интеллектуальное развитие
Поведение двухмесячного крохи уже довольно осознанно: он, в меру своих возможностей, познает мир и умеет устанавливать простые причинно-следственные связи. Малыш понимает, что мама — главная фигура, которая о нём заботится, и реагирует на присутствие матери иначе, чем на других людей: улыбается, пытается гулить, следит за мамой взглядом. Таких сложных эмоций как боязнь или стеснение ребёнок ещё не испытывает и охотно идёт на руки к любому взрослому.
В простой форме малыш выражает отношение к предметам: тянется к интересным для него вещам, неинтересные отталкивает или вовсе на них не реагирует. Издаёт простые, но уже эмоционально окрашенные повторяющиеся звуки, похожие на пение. И хотя окружающим эти первые звуки кажутся неразборчивыми — это первые попытки младенца повторять речь взрослых.
Нервно-психическое развитие, эмоции
Ребёнок, которому исполнилось два месяца, испытывает эмоции и нуждается в отклике на них. Плач меняется: крик перестаёт быть монотонным, как у новорождённого, появляется интонационная окраска. Чуткие мамы по крику сына или дочери могут определить причину недовольства: усталость, испачканные пелёнки, голод или что-то ещё.
Улыбка малыша становится осмысленной: он не просто приподнимает уголки губ, а улыбается, реагируя на определённое событие, например, в ответ на ласковый голос. Некоторые дети в два месяца уже умеют смеяться. Плачет и кричит малыш тоже осознанно, понимая, что таким способом можно привлечь мать.
Ребёнок не только улыбается, но и использует другую мимику. Может хмурить брови и морщить нос, открывать рот, когда к нему обращаются. Задерживает взгляд на человеке, который с ним разговаривает, может разглядывать лицо говорящего долго и пристально.
Малыш осознает, что ласково разговаривающая с ним мать или другой человек могут взять его на руки и эмоционально предвкушает это событие — издаёт нетерпеливые звуки, быстро двигает руками и ногами.
Органы чувств
Кроха подрастает, и с каждым днём его органы чувств развиваются. Ребёнок лучше видит и слышит по сравнению с только что родившимся младенцем и, как следствие, заметнее реагирует на раздражители.
Двухмесячного малыша интересуют многие предметы, и к середине второго месяца жизни он пытается схватить привлекательную вещь и удержать её в руке. Хватать пока получается не всегда — в этом возрасте сложно точно просчитать траекторию движения. Но если предмет в детскую ручку вложит взрослый, то малыш удержит его, крепко сжав ладошку.
Если дать двухмесячному ребёнку погремушку, он довольно быстро поймёт, что погремушка издаёт звуки, когда её приводят в движение. Младенец начинает греметь погремушкой осознанно.
Слух становится более чутким, и малыш смотрит в сторону, откуда доносятся звуки, подолгу прислушивается. Может пугаться резких или незнакомых звуков, вздрагивая и часто моргая.
Зрение тоже развивается, и хотя ребёнок ещё не способен различить мелкие детали окружающего мира, но яркие и движущиеся предметы уже захватывают детское внимание. В возрасте двух месяцев младенец начинает жмуриться, реагируя на яркий свет.
У малыша продолжает формироваться порог вкусовых ощущений, но как приятный он выделяет только сладкий вкус. Все остальные вкусы вызывают отторжение.
Мышечный тонус
Молодых родителей часто тревожит гипертонус мышц двухмесячного младенца. Считая мышечный тонус проблемой, мамы и папы консультируются у неврологов и оплачивают сеансы специального массажа.
Но слишком беспокоиться из-за гипертонуса не стоит. В два месяца мышечный тонус ещё сохраняется в руках и в спине. В среднем гипертонус у младенцев полностью пропадает только к 6-8 месяцам, но если вам кажется, что у вашего ребёнка мышечный тонус слишком сильный — запишите яркие проявления гипертонуса мышц на видео и покажите своему педиатру.
Режим дня двухмесячного ребёнка
От хорошо налаженного режима зависит самочувствие и мамы, и ребёнка. Организовать порядок дня действительно важно, но у двухмесячного младенца биоритмы сильно отличаются от биоритмов, например, полугодовалого малыша.
В возрасте 2 месяцев мама может только начать подготовку к будущему следованию режима. И если малыш в этом возрасте засыпает и просыпается в разное время — это вариант нормы, волноваться причин нет.
Постепенно приучайте ребёнка примерно к такому распорядку дня:
- 7.30 — подъём;
- каждые 2,5-3 часа — кормление. Частота кормлений устанавливается в зависимости от типа вскармливания: грудного, смешанного, полностью искусственного;
- дневной сон — 4-6 раз в сутки продолжительностью от 30 минут до 3 часов;
- 20.30 — купание;
- 21.00 — отход ко сну.
Режим двухмесячного ребёнка стабильным не бывает за редчайшими исключениями. И если именно ваш малыш, например, мало спит ночью, поздно засыпает, часто просыпается на ночные кормления — придётся временно подстроиться под его ритмы. Обычно к четырём месяцам дети сами начинают больше спать ночью, а бодрствовать — днём.
Развитие ребёнка в 2 месяца: мнение доктора Комаровского
Основная проблема с уходом за детьми в возрасте двух месяцев по мнению Евгения Комаровского — сложности с определением причин плача. В основном младенцы плачут из-за голода, жажды, сонливости и проблемами со стулом. Доктор советует для начала предложить плачущему ребёнку поесть или попить, если не помогло — попробовать убаюкать малыша.
Если плач не прекращается или усиливается, возможно, у крохи не получается самостоятельно опорожнить кишечник. Вспомните, когда у ребёнка в последний раз был стул, и если прошло больше десяти часов — помогите малышу, сделав ему массаж живота. Можно попробовать прижать ножки к животу.
В остальном доктор Комаровский советует ориентироваться исключительно на темпы развития своего ребёнка, не пытаясь угнаться за быстро развивающимися детьми подруг или соседок. Комаровский утверждает, что тяжёлые патологии, которые помешали бы малышу начать ходить и говорить, встречаются не так часто и видны не в два месяца, а значительно раньше — обычно ещё на этапе беременности.
Частые проблемы: когда стоит беспокоиться и как их решать
Молодые родители тревожатся по разным поводам, но самых распространённых проблем, связанных с развитием двухмесячного младенца, пять:
- Ребёнок даже не пытается удерживать голову, постоянно склоняя её к плечу взрослого.
Решение: выкладывайте малыша на живот как можно чаще (но до кормления или минимум через полчаса после еды) — в этой позе отлично укрепляются разные группы мышц, в том числе мышцы шеи.
- Вы замечаете, что мышцы младенца развиваются не симметрично: в одной части тела больше, чем в другой.
Решение: носите малыша, периодически меняя руки, переворачивайте с одного бока на другой, когда он спит.
- У грудничка тревожный сон, он плохо или мало спит, капризничает при засыпании и пробуждении.
Решение: постарайтесь наладить график с отходом ко сну и подъёмом примерно в одно и то же время.
- Начинаются колики.
Решение: сделайте ребёнку массаж живота, приложите к животу тепло, используйте газоотводную трубку.
- Сухая кожа, аллергические реакции на коже младенца.
Решение: пересмотрите принципы купания. Проблемы с кожей у грудничков случаются из-за слишком частых купаний и использования добавок для ванной. Купайте ребёнка три-четыре раза в неделю, не используя никаких добавок, даже отвары аптечных трав
Если проблемы с развитием или уходом за малышом эпизодические или легко решаются силами родителей — повода для беспокойства нет. Но если конкретная проблема никак не решается — например, к концу второго месяца жизни ребёнок совсем не может удерживать голову или страдает от слишком болезненных колик — обязательно обратитесь к врачу.
О том, как проверить речевое и моторное развитие малыша, в видео:
Как развивать малыша: советы родителям
Следуйте несложным советам, чтобы помочь двухмесячному крохе развиваться правильно:
- побольше разговаривайте с сыном или дочерью, чтобы способствовать развитию слуха и речи;
- играйте с погремушкой, водя ею перед ребёнком из стороны в сторону — так тренируется и зрение, и умение концентрироваться;
- регулярно делайте лёгкий массаж — он и расслабит малыша, и создаст тесную эмоциональную связь с матерью;
- проводите побольше времени на свежем воздухе;
- из развивающих игрушек в возрасте двух месяцев можно использовать игровые коврики и мобили.
Помните, что все нормы — не истина в последней инстанции. И даже если какой-то навык появился у вашего малыша позже, чем в среднем у двухмесячных детей — это не значит, что с ребёнком что-то не так. Советуйтесь с педиатром, побольше отдыхайте сами и будьте здоровы!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
Источник