Психомоторное развитие ребенка 1 месяца

Психомоторное развитие ребенка: от рождения до года

«Пра­вильно ли раз­ви­ва­ется наш ребе­нок?» Этот вопрос бес­по­коит едва ли не каж­дого из «ново­ис­пе­чен­ных» роди­те­лей. Осо­бен­ное бес­по­кой­ство он вызы­вает в семьях, в кото­рых ребе­нок появился впер­вые. Это — есте­ствен­ное бес­по­кой­ство, и спра­виться с ним можно только обла­дая инфор­ма­цией о том, что «дол­жен делать» малыш в раз­лич­ные воз­раст­ные периоды.

В послед­ние годы, осо­бенно в зару­беж­ных изда­ниях, много гово­рится о том, что «вся­кий ребе­нок раз­ви­ва­ется по-сво­ему», «у каж­дого — своя норма», «оставьте малыша в покое и он будет раз­ви­ваться как надо…». Вряд ли можно при­вет­ство­вать такой под­ход, поскольку он сни­жает вни­ма­ние роди­те­лей к раз­ви­тию ребенка, что зача­стую при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию «про­пу­щен­ной» задержки в пси­хи­че­ском и мотор­ном раз­ви­тии ребенка. Поэтому мы пред­ла­гаем Вам при­мер­ную схему обре­те­ния малы­шом тех или иных навы­ков на пер­вом году его жизни.

В целом раз­ви­тие ребенка на пер­вом году жизни можно све­сти к несколь­ким эта­пам. В пер­вые недели после рож­де­ния тонус мышц повы­шен, обес­пе­чи­вая сохра­не­ние «внут­ри­утроб­ной позы», от кото­рой ребе­нок еще «не отвык».

Кроме того, с рож­де­ния ребе­нок нахо­дится во вла­сти врож­ден­ных «рефлек­сов ново­рож­ден­ного». Посред­ством этих рефлек­сов При­рода все делает за него: рото­вые авто­ма­тизмы вклю­чают поиск соска и соса­ние при лег­ком каса­нии губ, хва­та­тель­ный рефлекс помо­гает ему удер­жи­ваться на поверх­но­сти (как обе­зья­ньи дети на шерстке матери — все эти рефлексы ухо­дят кор­нями в наше дале­кое про­шлое), при ощу­ще­нии опоры под пят­кой в поло­же­нии лежа ребе­нок непро­из­вольно пол­зет (чтоб не поте­ряться!). Будучи постав­лен­ным на ножки, он активно опи­ра­ется и даже делает (непро­из­воль­ные!) шаго­вые дви­же­ния. Это — тот «про­жи­точ­ный мини­мум», кото­рый поз­во­ляет малышу обес­пе­чи­вать свою жизнь непро­из­вольно, то есть неосмыс­ленно, пока идет созре­ва­ние его цен­траль­ной нерв­ной системы.

Известно, навер­ное, всем, что мы рож­да­емся уже с прак­ти­че­ски пол­ным набо­ром нерв­ных кле­ток и что они в после­ду­ю­щем «не вос­ста­нав­ли­ва­ются». Но после рож­де­ния весь этот «ком­плект» дол­жен зара­бо­тать. Клетки должны «узнать», чем каж­дой из них пред­стоит зани­маться, объ­еди­ниться в группы согласно постав­лен­ным перед ними зада­чам, нала­дить обмен информацией.

Поэтому про­цесс созре­ва­ния нерв­ной системы сво­дится к нала­жи­ва­нию свя­зей между ними путем про­рас­та­ния кле­точ­ных отрост­ков — аксо­нов, орга­ни­за­ции их таким обра­зом во все более и более слож­ные группы, и уве­ли­че­нию ско­ро­сти обмена информацией.

Что же явля­ется основ­ным в раз­ви­тии ребенка на пер­вом году жизни? Посте­пен­ное сни­же­ние повы­шен­ного при рож­де­нии мышеч­ного тонуса поз­во­ляет посте­пен­ной отойти от внут­ри­утроб­ной позы и «рас­кре­по­щает» конечности.

Посте­пенно ниве­ли­ру­ясь, врож­ден­ные рефлексы заме­ня­ются про­из­воль­ной, то есть осмыс­лен­ной, актив­но­стью, кото­рую обес­пе­чи­вает посто­янно раз­ви­ва­ю­щийся мозг. Парал­лельно идеи и раз­ви­тие пси­хи­че­ских функций.

Именно таким обра­зом Авто­ма­ти­че­ское соса­ние пере­хо­дит в осмыс­лен­ный прием пищи, авто­ма­ти­че­ское пол­за­ние заме­ня­ется пол­за­нием актив­ным, после дол­гого пере­рыва (реак­ция опоры и авто­ма­ти­че­ская походка уга­сают обычно меся­цам к трем) при­хо­дят слож­ные навыки удер­жа­ния тела в поло­же­нии стоя, а затем — и ходьбы.

Как Вы пони­ма­ете, выпа­де­ние какого-то этапа в этом слож­ном про­цессе при­во­дит к «поломке после­до­ва­тель­но­сти» и зача­стую — к фор­ми­ро­ва­нию задержки в раз­ви­тии. Так, напри­мер, сохра­ня­ю­щийся дли­тель­ное время повы­шен­ный тонус ведет к огра­ни­че­ниям в дви­же­ниях конеч­но­стей и тор­мо­зит раз­ви­тие осмыс­лен­ных дви­же­ний. Не угас­ший вовремя рефлекс ново­рож­ден­ного ско­вы­вает иду­щий ему на смену про­из­воль­ный дви­га­тель­ный акт. Все это опре­де­ляет вни­ма­ние, уде­ля­е­мое нюан­сам раз­ви­тия ребенка дет­скими вра­чами. Зна­ние основ­ных эта­пов раз­ви­тия роди­те­лями поз­во­лит нам наде­яться на то, что Вы вовремя позо­вете нас на помощь.

Психомоторное развитие детей первого года жизни

Ново­рож­ден­ный

Зре­ние — при ярком свете жму­рится, пово­ра­чи­вает глаза к источ­нику света.

Слух — при рез­ком звуке вздра­ги­вает или моргает.

Мото­рика — поза «эмбри­она» с при­ве­ден­ными к туло­вищу руками и ногами, дви­же­ния хао­ти­че­ские, мед­лен­ные. Кисти в кулачках.

Эмо­ции — много спит, про­сы­па­ется только на корм­ле­ния или когда мокрый.

1 месяц

Зре­ние — фик­са­ция взора на непо­движ­ном пред­мете или лице взрос­лого, начи­нает про­сле­жи­вать за дви­жу­щимся пред­ме­том, пери­о­ди­че­ское косо­гла­зие, зажму­ри­ва­ние глаз при ярком свете.

Слух — крат­ко­вре­мен­ное сосре­до­то­че­ние на звук и голос, вздра­ги­ва­ния, мига­ния при рез­ком звуке.

Речь — появ­ля­ются отдель­ные зад­не­языч­ные звуки «г», «к».

Мото­рика — в поло­же­нии на животе под­ни­мает голову, пыта­ется ее удержать.

Эмо­ции — откры­вает рот при обра­ще­нии к нему взрос­лого (рото­вое внимание).

2 месяца

Зре­ние — про­сле­жи­ва­ние взгля­дом в гори­зон­таль­ной плос­ко­сти, может сохра­няться непо­сто­ян­ное косо­гла­зие, любит рас­смат­ри­вать лицо матери, гео­мет­ри­че­ские фигуры в бело-чер­ном цвете.

Слух — при­слу­ши­ва­ется, пово­ра­чи­вает голову в сто­рону источ­ника звука.

Речь — в конце вто­рого месяца появ­ля­ется гуление.

Мото­рика — в поло­же­нии на животе хорошо дер­жит голову, удер­жи­вает вло­жен­ную игрушку в руке.

Эмо­ции — появ­ля­ется улыбка при обще­нии со взрослым.

3 месяца

Зре­ние — дли­тельно рас­смат­ри­вает пред­меты, соче­тан­ный пово­рот головы и глаз, плавно про­сле­жи­вает за пред­ме­тами в поло­же­нии лежа на животе.

Слух — отыс­ки­вает источ­ник звука гла­зами с пово­ро­том головы.

Речь — ребе­нок гулит нарас­пев, пыта­ется под­ра­жать инто­на­ции обра­щен­ной речи взрослого.

Мото­рика — удер­жи­вает голову в вер­ти­каль­ном поло­же­нии, в поло­же­нии на животе опора на руки под ост­рым углом. Кисти открыты, наты­ка­ется руками на пове­шен­ные перед ним игрушки, пыта­ется их захва­тить. При попытке потя­нуть за руки при­под­ни­мает голову.

Эмо­ции — в ответ на вид взрос­лого, игрушки появ­ля­ется улыбка, уси­ли­ва­ется дви­га­тель­ная актив­ность, голо­со­вые реакции.

Игра — рас­смат­ри­вает, ощу­пы­вает свои руки.

4 месяца

Зре­ние — может пере­во­дить взгляд с пред­мета на пред­мет, оце­ни­вая рас­сто­я­ние до игрушки, тянется к ней, рас­смат­ри­вает пред­меты на близ­ком рас­сто­я­нии (фор­ми­ру­ется бино­ку­ляр­ное зрение).

Читайте также:  Новорожденный ребенок 1 месяца много спит

Слух — раз­ли­чает голоса близких.

Речь — громко кри­чит, при­слу­ши­ва­ясь к соб­ствен­ным звукам.

Мото­рика — в поло­же­нии на животе опора на руки под пря­мым углом, пово­ра­чи­ва­ется на бочок. При потя­ги­ва­нии за ручки сги­бает руки в лок­тях, подтягивается.

Эмо­ции — сме­ется в голос, появ­ля­ется чув­ство испуга.

Игра — целе­на­прав­ленно тянется к игрушке, захва­ты­вает ее всей ладо­нью. Ощу­пы­вает ручки, тело, одежду, тянет их в рот.

5 меся­цев

Зре­ние — может про­сле­жи­вать взгля­дом за двумя пред­ме­тами попе­ре­менно, четко диф­фе­рен­ци­рует «свой-чужой», ищет напо­ло­вину спря­тан­ный предмет.

Слух — при­слу­ши­ва­ется к музыке.

Речь — появ­ля­ются соглас­ные звуки, слоги «ма», «ба», «па», пыта­ется на своем языке раз­го­ва­ри­вать с игруш­ками, взрослыми.

Мото­рика — в поло­же­нии на животе опи­ра­ется на кисти рук, высоко под­ни­мая верх­ний пле­че­вой пояс. Пово­ра­чи­ва­ется со спины на живот. При потя­ги­ва­нии за руки присаживается.

Эмо­ции — при виде новой игрушки, незна­ко­мого лица насто­ра­жи­ва­ется, зами­рает, а затем появ­ля­ется ожив­ле­ние или реак­ция страха.

Игра — активно захва­ты­вает пред­меты, двумя руками дер­жит бутылочку.

6 меся­цев

Зре­ние — пони­мает отдель­ные жесты взрос­лого (жест, когда манят ребенка на руки).

Слух — появ­ле­ние опре­де­лен­ных реак­ций на раз­ные звуки (напри­мер, на скрип две­рей или шаги пово­ра­чи­вает голову и пыта­ется при­под­няться в кро­ватке, чтобы посмот­реть кто это), узнает зна­ко­мые голоса.

Речь — ребе­нок подолгу может общаться сам с собой (само­го­во­ре­ние).

Мото­рика — пере­во­ра­чи­ва­ется с живота на спину, поса­жен­ный удер­жи­вает позу с опо­рой на две руки, под­пол­зает к игрушке, может дер­жать в каж­дой руке по игрушке, пере­кла­ды­вает их из руки в руку.

Эмо­ции — с вни­ма­нием рас­смат­ри­вает окру­жа­ю­щие пред­меты и людей, быстро и адек­ватно реа­ги­рует на выра­же­ние лица взрослого.

Игра — мани­пу­ли­рует с игрушками.

7 меся­цев

Зре­ние — узнает зна­ко­мых, про­сле­жи­вает за упав­шей игруш­кой, зри­тельно оце­ни­вает раз­мер пред­мета, соиз­ме­ряет его захват.

Слух — раз­ли­чает инто­на­цию голоса, пони­мает когда его хва­лят или ругают.

Речь — эле­менты лепет­ной речи.

Мото­рика — сидит само­сто­я­тельно или с опо­рой на одну руку, пол­зает по-пластунски.

Эмо­ции — реак­ция страха сме­ня­ется позна­ва­тель­ным интересом.

Игра — любит рвать листы бумаги, раз­вя­зы­вать лен­точки, выбра­сы­вает игрушки из кроватки.

8 меся­цев

Зре­ние — инте­рес или удив­ле­ние при виде незна­ко­мых пред­ме­тов, фик­са­ция вни­ма­ния на двух объ­ек­тах одновременно.

Слух — пони­мает поня­тия «где?», «дай», «на».

Речь — актив­ный лепет, сло­го­вая речь.

Мото­рика — устой­чиво сидит, само­сто­я­тельно садится, встает на чет­ве­реньки, у опоры встает на коленки, стоит, дер­жась за опору. Хло­пает в ладоши, про­тя­ги­вает руки близ­ким, чтобы его взяли на руки, машет «до свидания».

Эмо­ции — посто­янно занят какой-нибудь дея­тель­но­стью, есть игро­вой кон­такт со взрослым.

Игра — оттал­ки­вает пред­меты, кидает игрушки. Скла­ды­вает мел­кие пред­меты в круп­ные. Раз­би­рает пирамидку.

9 меся­цев

Зре­ние — долго может наблю­дать за взрос­лым, появ­ля­ется реак­ция на их мимику и жесты.

Слух — выпол­няет более слож­ные сло­вес­ные инструк­ции: «поце­луй маму», «дай ручку», «возьми шарик».

Речь — появ­ля­ются отдель­ные слова, нередко сло­го­под­ра­жа­тель­ные (вме­сто «собака» «бабака»).

Мото­рика — пол­зает, попе­ре­менно пере­дви­гая то пра­вые, то левые конеч­но­сти; встает у опоры на ноги; стоит; пере­дви­га­ется, дер­жась за опору. Захва­ты­вает мел­кий пред­мет двумя или тремя пальцами.

Эмо­ции — раз­лич­ные эмо­ци­о­наль­ные реак­ции при кон­такте с мате­рью, обще­ние при помощи жеста.

Игра — Может играть сразу несколь­кими пред­ме­тами, посту­ки­вает игруш­кой об игрушку, любит музы­каль­ные игрушки, ищет спря­тан­ную игрушку.

10 меся­цев

Зре­ние — пока­зы­вает неко­то­рые пред­меты в соот­вет­ствии с их названием.

Слух — узнает про­стые музы­каль­ные мело­дии, раз­ли­чает тика­нье часов.

Речь — повто­ряет за взрос­лым слова, копи­рует инто­на­цию взрослого.

Мото­рика — стоит без опоры крат­ко­вре­менно, ходит за две руки. Соби­рает пира­мидку. Пока­зы­вает части тела дру­гого чело­века. Под кон­тро­лем зре­ния вкла­ды­вает пальцы в отверстия.

Эмо­ции — реак­ция неудо­воль­ствия на раз­лич­ные ситу­а­ции, голо­сом сиг­на­ли­зи­рует о том, что мок­рый, голодный.

Игра — начи­нает играть с игруш­ками, в соот­вет­ствии с их назна­че­нием (машинку катает, мячик бро­сает). Может само­сто­я­тельно играть 20-30 минут.

11 меся­цев

Зре­ние — вни­ма­тельно рас­смат­ри­вает обста­новку в ком­нате, осо­бенно если попа­дает в дру­гое помещение.

Слух — пони­мает обра­щен­ную речь, выпол­няет инструк­ции (напри­мер, «при­неси куклу»).

Речь — обра­ща­ется ко взрос­лым с целью что-то сооб­щить, зача­стую на «своем» языке.

Мото­рика — стоит само­сто­я­тельно, ходит за одну руку, делает пер­вые само­сто­я­тель­ные шаги. Вкла­ды­вает пальцы в отвер­стия на ощупь. Пока­зы­вает части сво­его тела.

Эмо­ции — появ­ля­ется реак­ция тор­мо­же­ния при слове «нельзя», изби­ра­тельно отно­сится к окружающему.

Игра — умеет себя занять, играет сам и охотно вклю­ча­ется в игру, пред­ло­жен­ную взрос­лым, появ­ля­ются эле­мен­тар­ные кон­такты со сверст­ни­ками. Соби­рает пирамидку.

12 меся­цев

Зре­ние — узнает мно­гие пред­меты на картинке.

Слух — появ­ля­ется и услож­ня­ется зву­ко­под­ра­жа­ю­щая дея­тель­ность (машина едет — «ж‑ж-ж», киска мяу­кает — «мяу»).

Речь — умеет гово­рить 8-10 слов, посто­янно нарас­тает сло­вар­ный запас, улуч­ша­ется про­из­но­ше­ние слов.

Мото­рика — ходит само­сто­я­тельно, при­се­дает и встает.

Эмо­ции — появ­ля­ется сопереживание.

Игра — активно кон­так­ти­рует со взрос­лыми, любит играть с детьми. Откры­вает коробку, ящик, вкла­ды­вает один пред­мет в дру­гой, поль­зу­ется лож­кой и рас­чес­кой по назначению.

Источ­ник: https://www.baby.ru/

Источник

Ребёнку 1 месяц: знания, навыки и умения малыша

Первый месяц особенно важен и для ребёнка, и для родителей. Новорождённый осваивается в этом новом странном мире, а взрослые привыкают заботиться о маленьком члене семьи. Адаптировавшись к новой реальности, родители начинают беспокоиться о развитии ребёнка: что ребёнок должен уметь в 1 месяц, правильно ли он растёт, здоров ли. В этой статье мы собрали все основные моменты, которые волнуют родителей в этот важный период.

Содержание:

Физическое развитие

Важно помнить: младенцы, родившиеся раньше срока, могут не точно следовать этапам развития. Это нормально. Они наверстают упущенное в срок. Как правило, недоношенным малышам нужен дополнительный месяц, чтоб догнать своих сверстников.

Рост

Не стоит пугаться, если ребёнок заметно похудеет в первые дни. Младенцы рождаются с избытком жидкости и обычно теряют при рождении около 10% веса. После, кроха будет стабильно набирать массу тела. В среднем в 1 месяц ребёнок прибавляет в весе 600 г и вырастает на 3 см. По данным ВОЗ, средняя норма веса младенца зависит от пола ребёнка.

Читайте также:  Мама лара ребенок в 1 месяц

Средние показатели веса и роста детей в 1 месяц:

ДевочкиМальчики
Масса, кгРост, смМасса, кгРост, см
ВозрастСредний показательДиапазон нормыСредний показательДиапазон нормыСредний показательДиапазон нормыСредний показательДиапазон нормы
Новорождённые3,3002,800-3,80049,548-513,5003,000-4,00050,448-52
1 месяц4,1003,500-4,60053,551-564,3003,600-5,00054,552-57

Важно не с каким весом родился малыш, а насколько вес ребёнка соответствует сроку беременности.

Если ваш ребёнок немного меньше или больше нормы, паниковать не стоит. Важно, чтобы малыш рос и прибавлял в весе со здоровой скоростью. За этим должен следить врач, а дома (ради всеобщего спокойствия) лучше отказаться от детских весов. Кроме того, специалист во время планового приёма обратит внимание на такие важные показатели, как обхват головы и грудной клетки.

Средние показатели окружности головы и грудной клетки:

Возраст ребёнкаОкружность головы в смОбхват груди в см
Новорождённый33-3632-36
1 месяц35-3833-38

Двигательная активность

Ребёнок обладает рядом врождённых безусловных рефлексов, часть из них исчезает со временем, часть становится основой для формирования других. В первый месяц жизни малыш малоактивен, а движение его конечностей хаотично, при этом у него ручки пока намного сильнее ножек.

У крепкого и здорового ребёнка возрастом 1 месяц наблюдаются следующие рефлексы:

  1. Сосательный. Он помогает малышу сосать грудь или соску.
  2. Защитный. При выкладывании на животик новорождённый приподнимает и поворачивает на бок голову.
  3. Хватательный. Если взрослый вложит в ладошку малыша палец, тот рефлекторно сожмёт его в кулак.
  4. Рефлекс опоры. Если поставить, поддерживая, малыша на твёрдую поверхность, он сделает несколько шагов.
  5. Рефлекс ползания. В положении лёжа на животе кроха делает попытки ползти.

Важно! Несмотря на то, что ребёнок уже вполне может удерживать голову, лёжа на животе, его шея не окрепла. Обязательно подкладывайте руку под голову ребёнка, когда поднимаете его.

Сон

Появление на свет — труд тяжёлый. Родителям детей, у которых нет проблем со сном, может даже показаться, что малыш первое время хочет только спать. Фактически новорождённые спят 15-16 часов в сутки.

Но не все малыши могут уснуть сами. Чтобы заснуть уставшему или перевозбужденному ребёнку потребуется помощь мамы. Конечно, месячного ребёнка невозможно научить жить по расписанию, однако чёткий режим дня облегчит жизнь и родителям, и малышу. Например, строгий режим «спать — есть — играть» работает для многих новорождённых. Со временем вы обнаружите, что соблюдение такого образа жизни превратится в предсказуемый распорядок дня.

Чувства и эмоции

Зрение

Особенность грудничков — нечёткое зрение. Отчетливо предметы и людей кроха пока видит на расстоянии 20-30 см. Т.е. лучше всего ребёнок видит ваше лицо в моменты кормления. Груднички предпочитают высококонтрастные предметы, которые легче увидеть. Однако это не означает, что нужно оформлять детскую исключительно в чёрно-белых тонах.

От яркого света ребёнок в 1 месяц уже начинает щурить глазки и пытается найти глазами его источник. Также у крохи появляется интерес к лицам родным. Сейчас они интереснее для него, чем игрушки. Поэтому старайтесь дарить крохе своё общение в моменты его бодрствования.

Если вы заметили, что глаза вашего ребёнка немного косят в попытке сфокусироваться — не стоит волноваться, ведь его зрение ещё не полностью развито. Однако если такой взгляд остаётся 3-4 месяца, лучше проконсультироваться у специалиста.

Слух

Слух новорождённого ещё развит не полностью, но некоторые звуки младенцы всё же распознают: особенно голоса своих родителей, к которым они привыкли внутриутробно. Также груднички реагируют на резкие и громкие звуки. Если вам кажется, что малыш совсем не обращает на звук внимание, обязательно сообщите об этом своему педиатру.

Обоняние и вкус

В это возрасте малыши, как и все дети, предпочитают сладковатый вкус, поэтому с таким удовольствием пьют грудное молоко. А если мама съела что-то острое или кислое, ребёнок может выразить недовольство плачем. У новорождённых хорошо развито обоняние. Им нравятся сладковатые ароматы, а запах молока матери они могут улавливать с первых дней жизни.

Питание

В первый месяц малыш на грудном вскармливании может есть 8-12 раз в день (примерно каждые 3-4 часа). Детям на искусственном вскармливании необходимо 6-8 приёмов пищи. Некоторые родители кормят грудничков по требованию, другие придерживаются расписания. В любом случае, когда кроха проголодается, вы узнаете сразу: он начнёт суетливо искать грудь/бутылочку.

Что можно есть ребёнку в возрасте 1 месяц?

Вопреки разнообразным советам, не стоит давать малышу ничего, кроме грудного молока, смеси или их комбинации. Его пищеварительная система совсем не готова принимать другую еду.

Стоит ли допаивать?

Большинство врачей рекомендуют подождать до полугода и только потом давать малышу воду. Из молока матери или смеси кроха получает все элементы и жидкость в необходимом количестве. При учёте, что он здоров и не перегревается.

Психоэмоциональное развитие

Эмоциональная связь с людьми, прежде всего с мамой, необходима для новорождённого. В этот период крайне важна оценка его психического развития. В 1 месяц ребёнок должен обладать следующими навыками:

  • кратковременно фиксировать взгляд на движущемся предмете;
  • сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете;
  • вздрагивать при резком звуке;
  • прислушиваться к голосу взрослого;
  • улыбаться в ответ;
  • улавливать звук колокольчика;
  • искать взглядом источник света;
  • издавать первые звуки.

Первые звуки больше похожи на кряхтение и являются своеобразной разминкой перед гулением. Но, безусловно, на данном этапе жизни у младенцев в основном один навык общения — плач. И пока это единственная возможность у ребёнка сказать: «Я хочу есть!», «Мне нужно сменить подгузник», «Я устал», «У меня что-то болит». Родители достаточно быстро учатся понимать своего малыша и находят способы, чтобы его успокоить.

Также в первый месяц малыш начинает улыбаться. И если этого ещё не случилось, ожидайте самую обаятельную улыбку в вашей жизни со дня на день.

Советы доктора Комаровского

Знаменитый педиатр Евгений Комаровский давно борется с навязанными стереотипами в плане ухода за детьми. Главное правило — полагаться на себя и здравый смысл, и не позволять окружающим омрачать непрошенными советами ваши будни. Мы выбрали 3 главных совета доктора Комаровского о новорождённых.

Читайте также:  Ребенку 1 5 месяца сильные колики

Пуповина

Задача родителей дать остатку пуповины контактировать с воздухом, чтобы она подсохла. Т.е. важно не кутать ребёнка, а устраивать ему дома воздушные ванны. Специально что-то делать с пуповиной не нужно.

Пеленание

В данном процессе нет ничего естественного и тем более полезного, говорит доктор. Ни одно живое существо на свете не пеленает своего детёныша, ограничивая его двигательную активность. Комаровский советует предпочесть распашонки и ползунки, хотя и не выступает против пелёнок. Тем более, что последняя гораздо дешевле подгузника.

Подгузники

Подгузники — средство облегчить родителям и самому малышу жизнь. А все доводы об опасности для здоровья подгузников — народный вымысел.

Частые проблемы и способы их решения. Когда стоит бить тревогу, а когда нет?

Как правило, пока мама или папа начинают беспокоиться по тому или иному поводу, советуются со знакомыми и ищут ответы в интернете, проблема исчезает сама по себе. Тем не менее, к небольшим недугам нужно быть готовыми, сохраняя спокойствие и здравый смысл.

Список самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются новорождённые в первый месяц жизни:

Запор

Частота стула у младенцев зависит от типа вскармливания. У детей, которые питаются смесью, стул должен быть дважды в день, а у младенцев на грудном вскармливании — чаще (до 10 раз). Однако у последних стула может и вовсе не быть пару дней — это также является нормой.

Распознать проблему просто: если живот у ребёнка твёрдый и вздутый, кал твёрдый, а сам процесс дефекации причиняет малышу боль, у ребёнка запор.

Для лечения деликатной проблемы важно определить её причину. Вот лишь некоторые из них:

  • отсутствие жидкости (особенно в жару, когда воздух очень сухой);
  • питание кормящей матери или неподходящая для ребёнка смесь;
  • заболевания ЖКТ;
  • рахит и гипотиреоз (нехватка витаминов и микроэлементов может привести к запору с первых дней жизни);
  • стресс;
  • простудные заболевания или инфекции (высокая температура мамы может спровоцировать запор).

Насморк, заложенность носа и кашель

Заложенный нос и покашливания — нередкие спутники младенцев. Первое, что нужно сделать родителям — отрегулировать влажность в помещении. Ваши главные помощники: частые проветривания, влажная уборка и увлажнитель в помещении, где находится ребёнок. Если этого недостаточно, обратитесь к врачу, чтобы исключить инфекцию и аллергию.

Опрелости

Почти каждый ребёнок в подгузнике в какой-то момент испытывает раздражение кожи. Лучшее лекарство здесь — профилактика. Меняйте подгузник каждые 3 часа и чаще при необходимости. Если раздражение уже появилось, используйте специальный крем при смене подгузника. Большинство опрелостей носит временный характер и быстро проходят. Тем не менее вот несколько советов, которые помогут избежать этой проблемы:

  • отрегулируйте температуру дома — она не должна быть выше 22-23°С;
  • попробуйте сменить марку подгузников или средства, которым вы моете малыша;
  • обращайте внимание на состав детской косметики — она должна быть органической и натуральной без вредных химических веществ и гормонов.

Читайте также Вся правда о детских экопродуктах: как не ошибиться при выборе?

Корочки на голове

В первый месяц родители замечают чешуйки на коже головы грудничка. Специально избавляться от них не нужно. Всё, что можно сделать — смазать кожу головы малыша натуральным маслом, например, арганы или кокоса и вычесать корочки щёткой. Но даже если ничего не делать, ближе к году корочки сами сойдут на нет.

Детские прыщи

Многие родители удивляются, когда у ребёнка через пару недель после рождения появляются прыщи или сыпь. Это может быть реакцией на колебания уровня гормонов в организме. Будьте уверены, что явление носит временный характер и требует нежного мытья и избегания лосьонов и кремов на поражённых участках. Прыщи трогать нельзя, чтобы не вызвать инфекцию.

Колики

К сожалению, эта беда редко обходит стороной новорождённых. Для начала, кормящей маме нужно обратить внимание на своё питание и исключить газообразующие продукты. При искусственном вскармливании можно попробовать сменить смесь. Кому-то помогает тёплая грелка на животик в период беспокойства, кому-то — подержать грудничка столбиком, чтобы с отрыжкой вышел лишний воздух. Если беспокойство малыша лишь усиливается, проконсультируйтесь с врачом: нужно исключить аллергию, заболевания органов ЖКТ и неврологические проблемы.

Когда стоит обращаться к врачу?

Как правило, всё перечисленное выше — временные трудности, которые проходят сами. Однако есть моменты, на которые следует обращать особое внимание. Консультация врача необходима, если вы заметили, что ребёнок:

  • плохо сосёт, медленно ест;
  • не мигает при ярком свете;
  • не фокусируется и не следит взглядом за движущимся объектом;
  • вялый и (или) почти не двигает руками и ногами;
  • спокоен и не плачет, но при этом его нижняя челюсть постоянно дрожит;
  • не реагирует на громкие звуки.

Как способствовать развитию месячного малыша: советы родителям

Время, проведённое с родителями, самое полезное и приятное для малыша. Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь в развитии вашему крохе:

  1. Играйте с новорождённым. Через игру малыш познает окружающий мир.
  2. Развивайте мышцы: 1-5 минут игры на животике (тактильные игры, разглядывание контрастных картинок, погремушки) укрепляют мышцы шеи и живота.
  3. Обеспечьте крохе чувство безопасности: маленький человек должен быть уверен, что все его потребности с первых дней жизни будут удовлетворены.
  4. Разговаривайте со своим малышом, пойте ему песенки, больше улыбайтесь.
  5. Делайте ребёнку лёгкий массаж: вашему крохе с первых дней нравятся мягкие прикосновения.

Всем известно — малыши растут слишком быстро. И если со здоровьем крохи всё в порядке, не стремитесь составлять чек-лист по его развитию. Будьте рядом и наслаждайтесь каждым моментом его взросления.

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!

Проверьте электронный ящик

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

Мобильное приложение «Где мои дети»

Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android

Загрузить приложение

Источник